Шведская модель смешанной экономики
Шведская модель смешанной экономики
Министерство
образования Российской Федерации
НОВОСИБИРСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ
И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
экономической теории
ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
Курсовая
работа
По
теме № 5
Выполнила: студентка I
курса
Института заочного обучения,
Специальность Финансы и кредит
Группа ФКП41
На базе высшего образования
СТУЛА З.М.
Зачетная книжка № 040055
Новосибирск 2004
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………….……………………………………..…………………………….3
Глава 1. Теоретические основы смешанной экономики ……………….…………...4
1.1.
Понятие «Смешанная экономика»…………………………...…………………...4
1.2.
Двухсекторная модель смешанной экономики……………..…….……………..….8
Глава 2. Исследование особенностей экономики Швеции………………….....12
2.1.
Характеристика частного сектора..………………………….…...…………………12
2.2.
Особенности государственного сектора…………………….…………..………….14
2.3.
Характеристика кооперативов……………………………….…….…….…………16
Глава 3. Характеристика Шведской модели………………………………....…18
3.1.
Понятие «Шведская модель»…………………………………..…………..……..…18
3.2.
Становление шведской экономики………………………………..………………..21
Заключение……………..……………………………………………………..…………27
Список литературы…………….…………………….………………………………....28
С началом реформ в нашей стране
усилился интерес к так называемой шведской модели экономики. Собственно, это
вполне объяснимо: шведы действительно сумели гармонизировать социальные
отношения, найдя в целом приемлемые подходы к решению серьезных проблем,
связанных с дифференциацией оплаты труда, равноправием независимо от пола и
возраста, адекватным пенсионным обеспечением и социальным страхованием. Именно
в Швеции возникли и получили развитие "политика полной занятости",
"солидарная система зарплат". На протяжении десятилетий там не было
крупных забастовок, отсутствовала массовая безработица. В этой стране вообще
многое делалось впервые: отказались от конвейерного производства, передали принятие
решений на "низовой" производственный уровень и др.
Однако
даже сторонники "шведской модели" отнюдь не всегда четко представляют
себе, что она означает на практике. Попытаемся в какой-то мере восполнить этот
пробел.
В первой главе я попыталась раскрыть понятие
«смешанная экономика» вообще и роль государства в смешанной системе
хозяйствования. Далее для более полного выяснения, какой же должна быть степень
государственного вмешательства, и какую роль играет государство и рынок в
смешанной экономике, идет описание двухсекторной модели смешанной экономики.
Во второй главе я рассмотрела составляющие смешанной
экономики Швеции: частную, государственную и кооперативную формы собственности.
Что на сегодняшний день мы понимаем под термином «Шведская
модель». Этому я посвятила третью главу своей курсовой работы. Для чего мы
вникнем в историю экономики Швеции и ее достижения на сегодняшний день.
В заключении я делаю вывод об эффективности и
целесообразности смешанной модели экономики.
Глава 1. Теоретические основы
смешанной экономики
1.1.
Понятие «смешанная экономика»
Термин
«смешанная экономика» насколько был запретен в советский период, настолько же
активно приобретает права гражданства на современном этапе общественного
развития. Причем этот термин нередко используется не по назначению. К примеру,
присутствуя в названии журнальной статьи, он не упоминается в тексте. Для
других смешанная экономика - синоним переходной экономики, а теперь и транзитной.
Для третьих смешанная экономика – это "разнообразие и взаимодействие форм
собственности"'. Для четвертых – "экономика переходного периода
характеризуется одновременным функционированием плановых и рыночных механизмов
и состоит, соответственно, из двух секторов: государственного и рыночного, в силу
чего ее можно назвать смешанной”. Это перечисление можно продолжать, но дело не
в перечислении, а в выявлении теоретических и методологических основ познания исследуемого
явления, где, прежде всего надо выявить его содержательные основы. Решение этой
проблемы мы видим не в отвержении накопленных знаний,
приклеивая им различные ярлыки, и не в приукрашивании модными терминами или
взглядами.
Авторы отдельных теорий формирования
смешанной экономики выводят ее из следующего положения.
"В развитых странах складывается смешанная, отличная от классического
капитализма, цивилизация". Можно было бы согласиться с приведенным
последующими положениями, но понятие “смешанная экономика” – не порождение
только сегодняшнего дня. О смешанной экономике начали писать ровно 100 лет назад
и их авторами были А. Шеффле и А. Вагнер. Для них основой высказывания о
формировании смешанной экономики послужила наметившаяся практика
государственного вмешательства в частнопредпринимательскую деятельность.
А для сегодняшних авторов теории смешанной экономики такой основой служит “...многосложность
системы экономических интересов и наличие альтернативных вариантов их реализации
на базе высокой технологичности, гибкости, плюрализма и постоянной
диверсификации производства и индивидуализации производства". Авторы
этих строк, как и А. Шеффле, А. Вагнер, А. Зомбарт выводят понятие не из
внутренних закономерностей функционирования общественного производства, а из
внешней видимости. Соответственно и рекомендации по формированию смешанной
экономики носят поверхностный, разноплановый характер, который не имеет логической
последовательности, генетически проистекающей из действий органов власти. Почти
все авторы различных концепций видят в смешанной экономике внешнюю форму,
выражающуюся в "разрешении общественных и частных интересов", в
"сочетании государственного и частного начала", в “государственной и
частной собственности". Но что движет и подвигает к этому? К сожалению,
ответов на этот вопрос у них нет. Более того, некоторые авторы считают, что "содержание
формирования рыночной экономики смешанного типа нацелено... на более
эффективную социально-экономическую систему и связано с трансформацией плановой
экономики в рыночную". Здесь желаемое выдано за действительное и
наворочено в такой степени, что видимо надо сначала разбираться в содержании
терминов, а затем переходить к содержательной части цитаты.
Как
показывает практика, рынок в чистом виде не существует ни в одной стране. Избавляя
общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс,
рыночная экономика не может решать социально-экономические проблемы, особенно
те, которые невозможно измерить в деньгах, а значит, и решать их на рыночной
основе. Это, во-первых, система национальной обороны, правопорядка единой энергетической
системы, народного образования и здравоохранения и т. п. Эти товары и услуги
должно полностью обеспечивать государство, финансируя их из средств государственного
бюджета за счет налогов и других платежей.
Совершенно
ясно, что рынок как механизм, ориентирующий экономику только на возрастающий платежеспособный
спрос, не может нейтрализовать «внешние эффекты». Суть их заключается в том,
что деятельность предприятий в рыночной экономике имеет кроме положительных
результатов еще и отрицательные, которые реально влияют на благосостояние
других членов общества. В качестве примера можно привести внешние эффекты,
связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпанием природных ресурсов в
результате все возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, диспропорции
в производстве и пр.
Регулирование
внешних эффектов должно брать на себя государство. Погашение негативного воздействия
внешних эффектов государство осуществляет перераспределением доходов через
госбюджет или перераспределением выгод, полученных от положительных внешних
эффектов, административного запрета на применение вредных технологий, эксплуатации
природных ресурсов и т.п.
Таким
образом, корректировка государством действий рыночного механизма смягчает или
вовсе может ликвидировать негативные последствия рыночных сил, проявляющихся во
внешних эффектах.
Особого
внимания требует еще одна группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного
механизма. Это социально- экономические права личности и, в первую очередь,
право на труд. Жизнь подтвердила теоретические предпосылки о невозможности
рыночной экономики с полной занятостью. И мы не утверждаем, что необходимо
любой ценой обеспечить «полную занятость», ибо это разрушение самого рыночного
механизма. Однако эффективное регулирование рынка рабочей силы; поддерживание с
помощью социальных выплат, людей, не по своей воле утративших рабочие места;
осуществление программ по созданию новых рабочих мест и т.п. возможны только
государством.
Очевидна
необходимость гибкой системы образования, способной быстро отреагировать на
требования, которые выдвигают новые технологии и новый спрос. Это касается и
среднего образования, и высшей школы, и переподготовки на рынке труда, и
обучения на рабочих их местах для лиц, которым грозит безработица. В экономической
политике Швеции одна из главных целей - полная занятость успешно достигается
посредством различных правительственных программ.
Без
активного вмешательства государства «невозможно I обойтись и при решении других
проблем, которые классический рынок решить не в состоянии. Это и крупные
инвестиционные проекты, не дающие скорой прибыли и связанные с большим риском;
неравномерность регионального развития; необходимость борьбы с инфляцией и
монополизмом и др.
Итак, для
смягчения или нейтрализации существенных недостатков, присущих рыночной форме
организации производства, необходимо вмешательство государства. Именно регулирование
(корректировка) в соответствии с социально-приоритетными ценностями со стороны
государства в сочетании с саморегуляцией рыночных отношений характерны для
большинства современных государств.
Хозяйственная
система, в которой осуществляется смешанный способ управления экономическими
процессами с помощью рыночного механизма и государственного регулирования
получила название смешанной экономики.
На
данный момент можно констатировать тот факт, что экономика большинства стран
мира является смешанной. Экономические системы этих стран в основном занимают
некое промежуточное положение между двумя крайностями – чистым капитализмом и командной
экономикой. Но обычно страна больше придерживается
принципов какой-то одной экономической системы, хотя элементы других систем
присутствуют. В таком случае мы относим экономическую систему к преобладающей. Наличие
разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех
или иных стран.
В
зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно
выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:
Либеральная
(американская). Для нее характерна приоритетная роль
частной собственности. Правительство регулирует экономику через
законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.
Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в
нерегулируемом капитализме.
Японская
модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма
Шведская
модель: В ее основе лежат рыночные отношения на
конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования,
что составляет экономический базис шведской модели. Её более подробно
рассмотрим в следующих главах.
В условиях
рыночной формы организации производства основными принципами, создающими
предпосылки для эффективного функционирования предприятий, являются частная
собственность, свобода предпринимательства и выбора, конкуренция, система рыночных
цен.
Неотъемлемой
частью структуры смешанной экономики наряду с разнообразными формами частной
собственности, является государственная собственность.
Исторически
во многих странах государственный сектор включает объекты транспортной
системы, сооружения энергоснабжения, которые, с одной стороны, весьма
капиталоемки, а, с другой стороны, услуги этих отраслей имеют характер
коллективного пользования. Эффективное использование ресурсов в некоторых «естественных
монополиях» может быть обеспечено государственной собственностью. Однако предприятия
государственной собственности, как правило, не имеют высоких стимулов повышения
эффективности. Государственный сектор «встроен» в рыночную экономику с другими
целями: он способствует эффективному распределению ресурсов в целом в обществе.
Так,
например, расходы на образование, здравоохранение во всех странах с развитой
рыночной экономикой в значительной степени субсидируются государством. Высокий
уровень образования и здоровья населения идут на пользу всему обществу, а не
отдельной личности или отдельному бизнесу. Это значит, что с макроэкономической
точки зрения выгодно поддерживать низкие цены на такого рода услуги,
обеспечивая высокую доступность этих услуг большей части населения и способствуя,
таким образом, повышению эффективности экономики в целом. Следовательно,
существуют экономические основания передачи части сферы здравоохранения и
образования в государственное управление и финансирование.
Принципиально
вопрос о необходимости государственного сектора решен теоретически и практически.
Однако его масштабы и роль в экономике различны в отдельных странах. Такие
государства как США и Япония располагают небольшим государственным сектором
сконцентрированном в ключевых отраслях и производствах. Посредством созданных
ключевых систем правового государственного регулирования осуществляется гибкая
стимулирующая поддержка эффективного использования частной собственности и предпринимательства
в сочетании с эффективным механизмом ответственности за использование этой
поддержки. Именно эта система и обеспечивает в этих государствах приоритет
общенациональных интересов. В Швеции другая система: там консолидированный
государственный сектор использует примерно треть совокупных ресурсов страны,
государственные расходы достигают 62 % валового национального продукта [2].
Структура
экономики в рассматриваемом плане не является неизменной. Практически во всех
странах, в том числе и с развитой рыночной экономикой осуществляются процессы
приватизации государственных предприятий, наиболее активно - в Англии,
Франции. Причина этих динамичных процессов изменения структуры собственности -
в необходимости повышения эффективности (Эффективность вообще есть отношение
эффекта (результата) к затратам на ее получение (Новожилов В.В.)) деятельности
приватизируемых предприятий и, следовательно, экономики страны в целом.
Сами по себе собственность и свобода
выбора - необходимые, но не достаточные условия для обеспечения эффективной
работы предприятий. Примером тому служат монополии (государственные или частные-все
равно), обеспечивающие высокие доходы, прибыль не путем повышения эффективности
использования ресурсов, а путем роста цен, нанося ущерб потребителям их продукции,
работ или услуг.
Поэтому государственное регулирование
обязательным элементом включает антимонопольное законодательство, поддержку в
экономике высокого уровня конкуренции.
В смешанной экономике роль
государственного регулирования весьма велика. И осуществляется она по трем
основным направлениям.
Во-первых, путем воздействия на
предприятия: обеспечение правовой базы (установление законных «правил
игры», регулирующих отношения между участниками бизнеса), поддержка
конкуренции, в ряде случаев защита внутренних рынков, стимулирование новых форм
бизнеса (малых предприятий, различных программ и др.), стимулирование инвестиций,
поддержка развития отдельных видов производств, способных в будущем прогрессивно
изменить структуру экономики, принести большие выгоды экономике в целом.
Во-вторых, государственное
регулирование направлено на более равномерное распределение ресурсов общества
между отдельными слоями населения, а также связано с перераспределением
средств во времени (образование, здравоохранение, социальная защита населения в
периоды безработицы, детства, старости и т.д.). Оно необходимо, с одной
стороны, как фактор стабильности, а с другой- как способ поддержания необходимых
резервов в экономике в целом, увеличивающих ее гибкость и возможность роста.
Наконец, важной функцией
государства является стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости
и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры.
Государственное регулирование
предпринимательской деятельности осуществляется в основном косвенными
методами, главным из них является налоговая система. Однако возможно и прямое
влияние государства на экономику путем государственных инвестиций, дотаций,
создания и функционирования предприятий государственного сектора.
Но тут встает справедливый вопрос:
какая же должна быть степень государственного вмешательства, и какую роль
играет государство и рынок в смешанной системе хозяйствования.
На этот вопрос ответ можно получить
исходя из концепции двухсекторного строения смешанной экономики, исходя из
признания «рыночно-нерыночной» двойственности современной организации общественного
производства.
1.2.
Двухсекторная
модель смешанной экономики.
Из раздела 1.1
следует, что смешанная экономика имеет вид двухсекторной модели: видимый сектор
– «рыночной» («частный», «предпринимательский»), и невидимый – «нерыночный»
(«общественный», «государственный»), в совокупности и представляющее
двойственное (рыночно-нерыночное) строение современной экономики,
приобретающей в силу этого «смешанный» характер.
Рыночный сектор
экономики схематически представлен «левой» частью графика равновесной цены
(рис.1). Его условием является обязательное превышение «цены спроса» над
«ценой предложения» (что гарантирует производителю превышение доходов над
расходами).
P
K
A равновесная
цена E
0
Q (d, s)
D
Рис.1. Модель рыночного сектора экономики
Модель рыночного
сектора смешанной экономики можно получить следующим образом: начнем выводить
устремляющиеся навстречу друг другу линии спроса и предложения (из точек К
и О соответственно), - но только до точки их пересечения (Е).
Именно эта ситуация и представлена на рис.1. «Рыночным» этот сегмент (ОКЕ)
графика делает то обстоятельство, что он строго соответствует главному, существенному
признаку рынка, суть которого в том, что – сфера доходного предпринимательства
(индивидуального или корпоративного).
Рынок не
может быть «недоходным», он может быть убыточным, - рынок по определению может
быть только доходоприносящим. Добровольно участвующие
на рынке частные субъекты – индивиды и корпорации – не могут позволить, чтобы
их расходы были выше их доходов. Строго говоря, рынок по определению есть
частнодоходное предпринимательство. На графике равновесной цены такое
доходное предпринимательство возможно и обеспечено только при объеме производства
в пределах OD, т.е. в пределах превышения любой из
возможных «цен спроса» (отрезок КЕ) на линии спроса любой из возможных
«цен предложения» (отрезок ОЕ) на линии предложения. И действительно,
взглянув на график, не трудно убедиться в том, что все возможные цены спроса
расположены в диапазоне АК, тогда как все возможные цены предложения
расположены в диапазоне ОА.
Итак,
экономическая сущность и «доходное» строение модели рыночного сектора
очевидна. А какова же модель нерыночного сектора?
Из графика
однозначно следует, что переход объема производства (и потребления) за точку D
открывает новое (ещё точнее – альтернативное)
соотношение «цен спроса» и «цен предложения»: теперь любое увеличение объема
производства (и потребления) приводит к нарастающему превышению любой «цены
предложения» над любой «ценой спроса» (т.е. расходов – над доходами), что
экономически обессмысливает частнопредпринимательскую деятельность. Именно
поэтому нерыночный сектор экономики и представлен «правой» частью графика
равновесной цены (см. рис. 2).
Р
Е
Q (d, s)
D
C
Рис. 2. Модель нерыночного сектора экономики
Однако эта
правая часть может быть обнаружена только при принятии всех изложенных выше посылок,
образующих методологию экономического анализа рынка, т.е. методологию
признания приоритета «потребности» - по сравнению со «спросом», и приоритета
«экономики» - по сравнению с «рынком». Этим объясняется та удивительная, на
первый взгляд, загадка, почему на графике равновесной цены странным образом
весь предшествующий период отсутствовало графическое представление
неплатежноспособной части потребности, а в результате – отсутствовал и анализ
«неспросовой» части потребности. Впрочем, загадка крайне простая, - там, где
нет превышения цены спроса над ценой предложения, не может быть и рынка, а там,
где отсутствует рынок, отсутствует и участливый интерес «рыночника».
Действительно,
условие возникновения «нерыночного» сектора экономики противоположно условию
возникновению рыночного сектора – функция нерыночного сектора экономики
заключается в производстве благ в ситуации заведомого превышения «цены предложения»
над «ценой спроса» (т.е. в ситуации превышения расходов производителя над
его доходами). Понятно, что подобная ситуация, исключающая возможность
получения дохода, означает невозможность и частного доходного
предпринимательства. Потому-то нерыночный сектор экономики кажется «рыночникам»
фантастикой, будучи сферой недоходного, убыточного производства.
Теперь
ничто не мешает нам построить уже целостную модель смешанной экономики как
«двухсекторного производства» (Приложение 1), необходимо объединяющего
«рыночную» и «нерыночную» формы его организации. Действительно, график,
представленный на рис. 1. соответствует требованиям доходного предпринимательства
(здесь, по условиям графика, доход обеспечен изначальным превышением цен спроса
над ценами предложения); и наоборот, - график, представленный на рис. 2
соответствует требованиям убыточного производства (здесь, по условиям графика,
цены предложения изначально выше, чем цены спроса). Нетрудно также заметить,
что исходная точка графика 2 (Е – точка равновесия) есть конечная точка графика 1.
И это не
случайно: экономическая практика знает только одно состояние
предпринимательства – «доходное». Невозможен доход – невозможен и рынок.
Объеденив обе рассмотренные -
рыночную и нерыночную – модели в рамках одного графика, мы и получаем
обобщенную модель устройства современной экономики как экономической системы смешанного
(двухсекторного) типа. При этом под «смешанностью» современной экономики
следует понимать неизбежность и необходимость сочетания двух полярных, альтернативных,
диаметрально-потивоположных форм организации общественного производства –
«рыночной» и «нерыночной».
То есть
должен существовать особый баланс: с одной стороны - между величиной расходов,
необходимых для удовлетворения потребностей, обеспечиваемых исключительно
рынком «так называемых «классических товаров», и с другой стороны - между
величиной расходов, необходимых для удовлетворения потребностей, обеспечиваемых
исключительно государством (так называемых «общественных благ»). Представленная
графическая модель смешанной экономики носит абстрактный характер, но дает
понять ее суть.
Конкретная экономика конкретной
страны имеет свои проблемы, но логика смешанной экономики едина, это:
1. насколько увеличивается рыночный
сектор, настолько (в пределах определившейся потребности) уменьшится
государственный сектор;
2. насколько эффективен финансовый
потенциал рыночного сектора, настолько экономически «обеспечен» и
государственный сектор;
3. процесс
приватизации (в том числе и земли) будет в стране идти до тех пор и до тех
размеров, пока весь государственный сектор не перейдет на «содержание»
рыночного [1].
Приложение 1
Глава
2. Исследование особенностей экономики Швеции
А
теперь более подробно рассмотрим смешанную экономику Швеции. Под смешанной
экономикой Швеции понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных
форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве: частной,
государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою “нишу”,
выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей.
Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний с числом занятых
свыше 50 человек принадлежат частному капиталу.
На
частные предприятия приходится 75% занятых в производственном секторе, из них
8% работают в принадлежащих иностранному капиталу фирмах. Остальная часть
приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный
сектор расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся с 1965 г.
Кроме этих трех форм собственности существует множество компаний со смешанной
собственностью, фирмы, принадлежащие профсоюзам, сберегательным банкам и т.п.
Однако их доля очень мала.
Заметим:
хотя "общественный" сектор, охватывающий предприятия и учреждения,
находящиеся во владении государства и муниципалитетов (коммун), достаточно
велик, определяющим является частный.
2.1. Характеристика частного
сектора
Ведущую
роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор. В его
рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих
экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности.
Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому
критерию частные компании можно разделить на 2 группы. К одной относится
множество мелких фирм, в которых основатель, собственник и
директор-распорядитель часто одно и тоже лицо. В другую группу входят крупные
компании, зарегистрированные на фондовой бирже.
За
последние десятилетия в структуре собственности этой группы произошли большие
изменения. Заметно снизилась доля акций, принадлежащих домашним хозяйствам
(населению) и частным индивидуальным лицам - с 47% в 1975 г. до 21% в 1985 г.,
в то время как страховые, инвестиционные и нефинансовые компании, фонды, в том
числе государственный Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился - с
53% в 1975г. до 79% в 1985 г. (включая 7%, принадлежащих иностранцам). За после
военный период произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров -
с 70% в 1951 г. до примерно 20% в 1985 г. - вследствие прежде всего высоких
ставок налогов на доходы и собственность.
Таким
образом, институциональная собственность в значительной степени заменила
частных лиц. В настоящее время 20 крупнейших владельцев портфелей акций -
учреждения. Особенно возросли доли нефинансовых, инвестиционных и страховых
компаний, на которые в 1985 г. приходилось соответственно 14, 14 и 10%. Повышение
роли нефинансовых компаний, занимающихся коммерческой деятельностью, произошло
в силу различных причин. Некоторые из них ввели принадлежащие им дочерние
компании на фондовую биржу, сохраняя значительную, а часто и подавляющую часть
акций в своем распоряжении. Другие, продавая фирму или ее отделения, получали в
качестве платежа акции покупающей компании.
Некоторые
крупные пакеты акций возникли в результате долгосрочного тесного сотрудничества
фирм. Обычным явлением стали “стратегические” вложения капитала в акции. Этому
способствовала высокая ликвидность многих фирм вследствие роста продаж и
прибылей после 1982 г. В частности, “Сканска” купила “Сандвик”, “Вольво” -
значительную часть “Фармасия” и “Стура” - “Суидиш мэтч”.
Вместе
с тем резко возросло и число шведов, владеющих акциями. Это объясняется как
сокращением портфелей акций частных индивидуальных собственников, так и быстрым
ростом числа компаний, зарегистрированных на Стокгольмской фондовой бирже.
Важную роль сыграло появление новой группы индивидуальных владельцев акций
после создания в 1978 г. различных акционерно-инвестиционных фондов. Сбережения
в этих так называемых всеобщих фондах под управлением банков или фирм получали
разнообразные налоговые субсидии от правительства. До 1984 г. вкладчики
получали скидку 30% с налогов на свои годовые сбережения в дополнение к
необлагаемым налогом дивидендам и приросту стоимости акций. В 1984 г. налоговая
скидка была отменена, но остальные стимулы остались. В 1985 г. на эти инвестиционные
фонды приходилось 6% всех акций, и эта доля продолжала постепенно расти.
В
последние годы большой интерес к шведским акциям проявили иностранные
инвесторы. К концу 1985 г. на них приходилось примерно 7% стоимости всех акций.
Кроме того, некоторые шведские компании появились на некоторых западноевропейских
фондовых биржах, а также в Нью-Йорке и Токио, что объясняется их желанием
обеспечить лучшие, чем в Швеции, финансовые условия и дополнительную рекламу за
границей.
Страницы: 1, 2
|