Шведская модель смешанной экономики
Экономика
Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала и монополизации
в ведущих отраслях. На крупных предприятиях ( с числом занятых свыше 500
человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности, а на мелких (до 50
человек) - 17%. При этом рост концентрации проявляется прежде всего на уровне
крупных фирм. В одной из 20 крупнейших компаний трудится более 40% рабочей силы
в промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится по 75% объема
производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции .
В
последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике возросла. В
1987 г. среди 500 крупнейших неамериканских промышленных компаний насчитывалось
уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов капиталистического мира они не
входят. Так, крупнейшая шведская фирма “Вольво” уступает по размеру оборота
почти в 7 раз компании номер один капиталистического мира “Дженерал моторз”
(15 млрд долл. против 102 млрд долл.) Ведущие шведские промышленные фирмы имеют
ярко выраженную международную ориентацию.
В
экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в
таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников
(СКФ),автомобилестроение (“Вольво” и “СААБ-Скания”), черная металлургия
(“Свенска столь”),электротехника (“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”),
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (“Свенска целлюлоза”, “Стура”, “Му
ок Думше” и др.), самолетостроение (“СААБ-Скания”), фармацевтика (“Астра”,
“Фармасиа”), производство специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).
В
Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной Европы.
Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В настоящее время
в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из них ( по принятой
в шведской экономической литературе терминологии, “сфер банков”) стоят ведущие
частные коммерческие банки страны - “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенска
хандельсбанкен”, при этом первая по всем показателям существенно превосходит
своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей
финансовой группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией страны -
автомобильным концерном “Вольво”.
В
финансовую группу “Скандинависка эншильда банкен”, контролирующую до 40%
экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в промышленности
Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов, Боньеров, Лундбергов,
Седербергов. Среди них выделяется семейство Валленбергов, контролирующее
компании, биржевая стоимость акций которых превышает 1/3 акционерного капитала
всех зарегистрированных на бирже фирм. В целом примерно 25 компаний Валленбергов
имели в 1986 г. оборот 250 млрд крон и прибыли около 18 млрд крон. В Швеции и
за границей на их предприятиях занято примерно 450 тыс. человек. Империя
Валленбергов считается одной из крупнейших в Западной Европе.
Вторая
финансовая группа - “Свенска хандельсбанкен” - включает в свой состав кроме
объединения вокруг самого банка группы финансовых воротил Андерса Валля и Эрика
Пенсера и семейные группы Стенбеков и чемпе. Однако здесь семейства не играют
значительной роли.
2.2. Особенности государственного
сектора
Важнейшая
роль государственного сектора в Швеции - аккумуляция и перераспределение
значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции
шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности:
центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень
иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по
форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики,
так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.
Государственный
сектор и государственная собственность - разные понятия. Под государственной
собственностью принято считать предприятия, принадлежащие государству полностью
или частично (смешанная собственность) . Удельный вес государственной собственности
в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который
можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую
жизнь, Швеция занимает среди развитых стран первое место.
Размер
государственного сектора может измерятся в таких показателях, как удельный вес
государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения, занятого в государственном
секторе. В 1988 г. в нем работал 31% работоспособного населения,
государственное потребление составляло 30% ВВП, а государственные капиталовложения
- 3%. Доля государственных расходов, включающих потребление, инвестиции и
трансферты, достигала 61% ВВП в 1989 г. Она возросла с 33% в 1960 г. до 45%в
1970 г., 50% в 1975 г. и 67% в 1982 г. (рекорд капиталистического мира). Затем
она несколько снизилась. За последние десятилетия государственный сектор
возрастал во всех странах, но наиболее активно - в Швеции.
Коммунальная
собственность весьма ограничена и по закону разрешена в сфере коммунальных
услуг и жилищном строительстве.
Национализированные
предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей,
черной металлургии, а также в судостроении, коммунальных услугах и в
транспорте. В этих секторах на национализированные или принадлежащие
государству предприятия приходится больше половины всех товаров и услуг. Их
основная цель - расширение производства с достижением прибыльности. Однако
конец 70-х годов характеризовался убыточным расширением, особенно после
национализации коалиционным буржуазным правительством в 1977 г. судостроительных
и металлургических частных компаний и их дальнейшего слияния в результате структурного
кризиса в этих отраслях с целью сохранения занятости. Правительство активно
субсидировало эти компании до тех пор, пока возвратившиеся к власти социал-демократы
в 1982 г. не покончили с политикой “кормления хромых уток”.
Государственная
собственность принимает форму либо акционерных компаний, либо государственных
предприятий. Последние имеют значительную свободу действий в финансовых и
кадровых вопросах. Решения в области цен ими принимаются также самостоятельно.
Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.
Созданный
в 1970 г. для координации деятельности государственных предприятий холдинг “Статсферетаг”
был реорганизован в 1983 г., когда из него вышла группа крупных компаний,
занимающихся добычей и переработкой сырья, а оставшиеся вошли в фирму,
получившую название “Прокордиа”. Сейчас она объединяет около 15 фирм в
химической, фармацевтической, пивоварной промышленности, машиностроении,
производстве потребительских товаров и услуг. В 1987 г. число занятых в
“Прокордии” составило 25 тысяч человек.
Кроме
“Прокордии” в число государственных и смешанных предприятий входят
горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ, металлургическая
“Свенска столь”, судостроительная “Цельсиус” и коммерческий банк “Нурдбанкен”.В
1987 г. число занятых в этих фирмах составило 48 тыс. человек, а всего в
государственных компаниях - около 150 тыс. человек.
Предприятия
государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в некоторых
случаях по закону являются монополиями. На почту и связь - две крупнейшие
государственные монополии - приходится свыше 60% всех занятых на
государственных предприятиях. Другая важная сфера - транспорт. Шведские
государственные железные дороги составляют 95% всех жел. дорог в Швеции и на
них работают 33 тыс. человек. Около половины производства электроэнергии
приходится на государственное управление “Ваттенфалль”. В последние годы оно
также занялось исследованиями в области как новых источников энергии (солнце,
ветер и вода), так и традиционных (уголь, торф и природный газ).
Центральное
правительство решающее воздействие на экономику страны посредством различных
экономических инструментов. Основной из них - государственный бюджет.
В
Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то
есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в
том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и
промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному
долгу.
Оставшиеся
после вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства составляют
государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление
приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на
здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д. Большая
часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих
- медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов
приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды
(около 30%), образование (около 21%), электро - и водоснабжение (12%), досуг и
культуру (5%), транспорт и связь (5%).
Основа
шведской системы социального страхования - различные виды социальных пособий,
которые также являются важным инструментом политики распределения. В 1988 г.
переводы из сектора социального страхования домашним хозяйствам составили 109
млрд. крон, в том числе более 50% - пенсии. Всего же расходы сектора
социального страхования достигли 134 млрд. крон.
Финансирование
государственных расходов в Швеции комплексное. Различные части государственного
сектора имеют имеют собственные источники доходов. Кроме того, комунны,
ландстинги[1]
и сектор социального страхования получают дотации, в основном от центрального
правительства. Для последнего основной источник доходов - косвенные доходы.
В 1988
г. налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные государству,
составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального правительства (378
млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги, 15% - налоги на
социальное страхование.
Для
местных властей основной источник финансирования - подоходные налоги (60%).
Государственные трансферты комуннам в 1988 г. составили 67 млрд. крон, что
составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются дотациями коммунам с
низкими налогами, компенсацией потерь налогооблажения, помощью и субсидиями на
инвестиции.
В
секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на социальное
страхование - основной источник доходов.
Государственный
сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих половину
всей сферы услуг, доля государства - 92%, в том числе в здравохранении - 92%, в
образовании и НИОКР - 88,7%, социальном страховании - 98,2%. В целом же по
статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с учетом
государственных компаний - 56%.
Государственный
сектор важен для повышения эффективности экономики. Этому способствует, например,
хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные услуги, как
транспорт и связь, система образования. В этом четко видно взаимодействие
частного и государственного секторов: рост доходов от первого используется
через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения
прежде всего государственных услуг населению, что в свою очередь способствует
большей эффективности экономики, где основу составляет частный сектор.
2.3. Характеристика кооперативов
Особенностью
шведской экономики является роль и значение кооперативного движения в стране.
Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные позиции.
Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно
развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в
сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, жилищном
строительстве и других сферах деятельности.
Кооперативы
делятся на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с
общим числом занятых около 50 тыс. чел доминируют в производстве молока и мяса
и занимают важное место в производстве других продуктов, а также в
целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых
70 тыс. человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших,
играют важную роль в розничной торговле.
В
смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве “третьей силы”,
или “третьей альтернативы”, частной и государственной собственности,
основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В
некоторых областях - особенно среди потребительских кооперативов - кооперация
стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей, например в
вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы выдержали
немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее
драматичных формах.
На
кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и всех, 7,5%
занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от числа всего
работающего населения.В Швеции 2/3 домашних хозяйств тем или иным образом связаны
с кооперативами. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж товаров
повседневного спроса. От 1/2 до 2/3 продовольствия, потребляемого в Швеции,
производится фермерами, входящими в кооперативы, а по молоку и мясу эта доля
равна 99% и 80% соответственно.
Термин
“кооператив” обычно относится к экономическому понятию, основывающемуся на совместных
действиях и взаимопомощи. Кооперативное предприятие должно иметь прямую связь с
нуждами и экономическими интересами его членов. Среди принципов кооперативного
движения: свобода членства - никто не может быть исключен, кроме случаев
нарушения устава ; независимость от политических партий и вероисповеданий;
демократическое управление - “один член - один голос”; ограничение доходов на
вложенный пай, кооперативное общество - ассоциация людей, а не капитала;
накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность;
просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов.
Кооперативное
движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но решающий прорыв
произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним десятилетия вследствие
промышленной революции и возникновения растущего рабочего класса в новых городских
районах. Кооперативное движение нашло поддержку среди членов других народных
движений:“свободного” религиозного, трезвости, крестьянского, рабочего - в лице
его политической и профсоюзной частей. В 1896-1899 гг. появилось более 200 новых
потребительских кооперативных ассоциаций. В 1899 г. они образовали
Кооперативный союз (КФ).
КФ -
национальная организация шведских самоуправляющихся обществ потребительских
кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число обществ заметно сократилось
вследствие слияний;с 950 в 1920 г. до 138 в 1987г. Общества различаются по
числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в потребительских кооперативах в Швеции
состоит 2 млн. человек. КФ занимается торговлей, производством, банковской, издательской,
туристической и просветительской деятельностью. КФ имеет более 80 торговых
отделений, в том числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в
частности мукомольные, пекарни, по упаковке мяса,пивоваренные и консервные, а
также несколько промышленных предприятий.
Сфера
деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют кооперативы
жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже похоронные.
Таким
образом, кооперативы играют очень важную роль в современном шведском обществе.
Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению экономических предприятий с
целью снижения издержек оказали воздействие и на кооперативы, также как и на
другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать демократии в
кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет пути усиления влияния
рядовых членов на положение дел в кооперативах.
Глава 3. Характеристика Шведской
модели
3.1. Понятие «Шведская модель»
При анализе данного
феномена нужно иметь в виду ряд обстоятельств.
Во-первых,
целостная модель социального государства и "общества благосостояния"
в Швеции реализуется гораздо дольше, нежели где бы то ни было: начиная с середины
50-х годов и до сего дня, с небольшими перерывами на периоды, когда
правительства, возглавляемые социал-демократами, сменялись правыми. Правда,
модель не отвергается и буржуазными партиями.
Во-вторых,
основанная на принципах солидарности она выгодно отличается от иных моделей, особенно
американской, базирующейся на индивидуалистических принципах при отсутствии
сильного социального законодательства и относительно слабой роли профдвижения в
общественно-политической жизни страны.
В-третьих, она
глубоко документирована, поскольку отражена в законодательстве (около 20 актов)
- в отличие, скажем, от Дании и Норвегии, где значительная часть социальных вопросов
решается колдоговорным путем.
Термин “шведская
модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в
социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов,
когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции
быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной
социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной
Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических
конфликтов в окружающем мире.
Сейчас
этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в
зависимости оттого, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный
характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное
регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и
обобществление потребления.
Другая
характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и
капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской
действительности была централизованная система переговоров о заключении
коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций
профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем
политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными
группами трудящихся.
Еще
один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской
политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание
доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика
на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор
(при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная
собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Наконец,
в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических
и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом
социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного
толкования.
Основными
целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная
занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено
уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. (за
исключением 1976-1982 гг.) - у власти находится Социал-демократическая партия
Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное
объединение профсоюзов Швеции , что усиливает реформистское рабочее движение в
стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве
главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный
ее сторонник.
Стремление
к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин
Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома народа”, где говорилось
об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения
вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции
социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.
К числу
специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический
нейтралитет с 1814.,неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по
продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии,
исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности
от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия
развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем
эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между
руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск
компромиссов на основе учета интересов различных сторон.
На
экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические
предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство.
Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и
драгоценностей. Первая в мире компания - “Струра Коппарберг” (основанная более
700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших
экспортеров страны.
Успешное
функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности
шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза
как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно,
должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не
приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала
практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской
модели.
С
середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках
и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и
шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности,
попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь,
причем в очень большом масштабе. Но, не смотря на мрачные прогнозы многих
экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г.
непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла
приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.
Шведская
модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система
производства эффективна, государство не вмешивается в производственную
деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму
социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте
производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством
части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения
жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При
этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.
Это
привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении
и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы,
достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность
получила название “функциональный социализм”
Каждая
социально-экономическая модель преследует и создана для определенных целей. В
шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая
призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей
силы (преимущественно высококвалифицированной) - обстоятельство исключительной
важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в
международном разделении труда, - и является инструментом ослабления социальной
напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.
В
шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных
отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию
классовых неравенств и в итоге построению нового общества демократического
социализма на базе государства благосостояния.
Уровень
жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе.
Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и
потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По
степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира.
Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире.
Согласно
одной из целей шведской модели - равенства, доходы выравниваются весьма
прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое перераспределение через
систему социального страхования способствует значительному сокращению различий
в доходах. В 1986 г. в Швеции на 20% самых богатых семей приходилось 37,5%
доходов, на 20% самых бедных - 12% (для США соответственно 43,7% и 4,6%).
Заметно сократилась разница в оплате мужчин и женщин; в 1987 г. средняя
заработная плата женщин составляла 89,6% зарплаты мужчин (для сравнения : в
Италии - 84,8%; в Германии - 73% ; в Великобритании - 70,5% ; в Японии -
48,5%).
После
продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в послевоенный
период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних хозяйств в
1981-1983 гг. сократились. В 1984-1989 гг. в среднем ежегодно они росли на
2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от доходов других
слоев населения (например,пенсионеров). В 1950 г. на чистые доходы домашних хозяйств
приходилось 70% ВВП. К 1989 г. эта доля упала примерно до 50%. Прямые налоги и
взносы на социальное страхование с населения росли заметно быстрее обратного
потока переводов из государственного сектора домашним хозяйствам.
Более
половины собственности домашних хозяйств приходится на материальную
собственность, а финансовые активы в виде счетов в банках,облигаций,акций и
других требований составляют около 40%. На автомашины, лодки и другие потребительские
товары длительного пользования приходится еще 10%. Собственность распределена
менее равномерно, чем доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция
к более равномерному распределению. Распределение собственности в Швеции более
равномерное, чем в большинстве других стран.
Опыт
Швеции показывает, что существует два основных способа расходования средств на
социальную сферу, способствующих улучшению современной рыночной экономики.
Социальные
услуги, такие, как общедоступная система образования, повышают занятость всей
рабочей силы.
Расходы
на переобучение помогают людям чувствовать себя защищенными и меньше бояться
перемен. Потеря работы всегда переживается болезненно. Но если существует
система экономической поддержки населения в трудное время, то конкуренция со
стороны иностранцев и появление новых технологий уже не представляют такой
угрозы.
Исходя
из этого, Швеция тратит на образование большую часть своего ВНП, нежели любая
другая страна. Благодаря налоговым поступлениям - в Швеции бесплатное среднее и
высшее образование, обеспечивающее хороший уровень знаний, множество
образовательных программ, а также программ переквалификации для взрослых. Кроме
того, в случае закрытия предприятия пособие по безработице позволяет сохранить
достойный уровень жизни. Это дает положительные результаты.
Швеция
занимает первое место по уровню грамотности, согласно анализу Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Даже в самых экономически
развитых странах, включая США, уровень грамотности более 15% взрослого
населения очень низок, а это, как считает ОЭСР, "снижает их возможность
справляться с растущими требованиями века информации к профессионализму".
В Швеции только у 8% взрослого населения такие же пробелы в знаниях, что явно
выгоднее с точки зрения производительности труда и гибкости экономики,
поскольку расширяется база трудовых ресурсов.
Расходы на
образование также окупаются, так как способствуют появлению мобильных людей,
т.е. граждан, которые готовы к переменам и интересуются новыми изобретениями.
Эти люди с готовностью осваивают новую информацию и технологии связи.
Выяснилось, что доступ к наиболее продвинутым клиентам дает преимущество в конкурентной
борьбе компаний в скандинавских странах. Так, у относительно небольшого
скандинавского банка "MeritaNordbanken" клиентов, пользующихся в этом
крошечном регионе банковскими услугами Интернета больше, чем у таких гигантов,
как "Citybank", "Wells Fargo" или "Deutsche Bank"
во всем мире.
3.2. Становление «шведской модели»
За сто
лет из отсталой (одной из беднейших в Европе) страны, какой она была в середине
XIX в., превратилась в одно из наиболее развитых в экономическом отношении
государств. В 1970-х годах по стоимости промышленной продукции на душу населения
Швеция находилась на первом месте в Европе.
Шведские предпринимательские круги довольно рано осознали, что им выгоднее идти
по пути равноправного социального партнерства, чем вступать в классовые бои.
Еще в 1938 г. в пригороде Стокгольма - Сальтшебадене, было подписано первое в
мире соглашение о полюбовном разрешении спорных социальных вопросов между
профсоюзами и работодателями (на него до сих пор встречаются ссылки в
дискуссиях по социальным проблемам).
Содержание "сальтшебаденского соглашения" обычно кратко формулируется
так: социальная уверенность, солидарность, демократия, равенство,
справедливость. В дальнейшем мы рассмотрим, как это конкретно применяется в
различных областях жизни.
Превращению
экономики из отсталой аграрной в передовую промышленную способствовало наличие
больших запасов важных природных ресурсов: железной руды, леса, гидроэнергии.
Огромный внешний спрос на шведский лес и железную руду, способность Швеции
разрабатывать ресурсы и близость европейских рынков в эпоху высоких
транспортных издержек были основными факторами развития.
В 70-х
годах XIX в. шведские железная руда и лес были необходимы
для индустриализации Европы. Расширение шведского экспорта способствовало индустриализации
страны и росту городского населения, что в свою очередь привело к развитию сети
железных дорог и строительства. На основе шведских изобретений создавались и
быстро росли новые компании в металлургии и машиностроении. Хотя по-прежнему
доминировали лесопильная и железорудная отрасли, быстро развивались
целлюлозно-бумажная промышленность и машиностроение.
Доля
рабочей силы, занятой в промышленности, с 1870 по 1913 г. выросла с 15 до 34%.
К началу первой мировой войны на сельское хозяйство все еще приходилась половина
работающего населения.
В
условиях быстрого роста населения важное значение имела эмиграция, прежде всего
в Северную Америку. В 1860-1930 гг. страну покинули 1,2 млн. шведов. Эмиграция
позволила избежать голода и массовой безработицы. Швеция избежала участия в
обоих мировых войнах, что позволило не только сохранить производственный потенциал
и трудовые ресурсы, но и значительно обогатиться на поставках воюющим странам и
при восстановлении европейской экономики.
В
межвоенный период Швеция по темпам роста ВПП уступала только США. Однако
серьезный удар по экономике нанесли два глубоких экономических кризиса: в
1921-1922 гг. вследствие дефляции после первой мировой войны, что привело к падению
промышленного производства на 25% ниже уровня 1913 г., и в начале 30-х годов, когда
безработица среди членов профсоюзов в 1933 г.составляла 25%.
В
послевоенный период экономика Швеции развивалась быстрыми темпами и опережала
ее лишь Япония. Это были ее “золотые” годы. Главным фактором этого развития был
экспорт. Рост производительности труда составлял в среднем в год 5,1% в первой
половине 60-х годов и 4,3% в 1965-1974 гг. Это объяснялось значительными
капиталовложениями и успехами в политике занятости.
В 70-е
годы темпы роста упали. После энергетического кризиса 1973-1974 гг. в промышленности
страны возник ряд серьезных проблем. В значительной степени это стало
следствием весьма глубокого и продолжительного мирового кризиса середины 70-х
годов. Швецию поразили глубокие структурные кризисы. Около 25% промышленного
производства приходилось на отрасли, пораженные кризисом: горнодобывающую,
черную металлургию, лесную и судостроение. Возросла международная конкуренция.
На мировой рынок вышли страны с низкими трудовыми издержками. Сократились издержки
на транспорт. Резко возросли цены на нефть. В тоже время конкурентоспособность
шведской промышленности резко снизилась в 1975-1976 гг., когда издержки на
рабочую силу возросли примерно на 40%. В результате шведская промышленность
потеряла за 1975-1977 гг. почти 20% своей доли на мировом рынке.
Избыток
мощностей и низкий мировой спрос на чугун и сталь отрицательно отразились на
черной металлургии Швеции. Лесная промышленность теряла свои позиции под натиском
конкурентов, прежде всего из Северной Америки. Большой мировой избыток мировых
мощностей в судостроении в сочетании со слабым спросом как на новые суда, так и
на фрахтование резко сократил выпуск судов в Швеции. Производство обуви и
одежды испытывало очень серьезную конкуренцию со стороны некоторых
развивающихся стран, где издержки на рабочую силу были значительно ниже, чем в
Швеции. Чтобы избежать слишком резких структурных сдвигов в промышленности и
быстрого роста безработицы, государство с середины 70-х по начало 80-х годов
предоставляло в значительных объемах помощь пораженным отраслям, прежде всего
черной металлургии, судостроению и горнодобывающей промышленности.
В 1977
г. (впервые за 25 лет) сократился ВПП. Слабый прирост в 1978-1980 гг. сменился
очередным падением в 1981 г. С середины 70-х годов темпы роста производительности
труда резко замедлились и составили в 1975-1984 гг. только 1,4% в год.
Количество отработанных часов с середины 60-х годов сократилось в основном
вследствие законодательных реформ о рабочих часах, о пенсионном возрасте и об
отпусках. Эти реформы учитывали рост населения и долю занятых женщин.
С целью
восстановления конкурентоспособности правительство осуществило серию
девальваций начиная с августа 1977 г., когда крона была девальвирована на 10%.
Одновременно Швеция вышла из европейской валютной системы, известной как “валютная
змея”. Однако спрос на новые товары и технологический прогресс привели к росту
удельного веса высокотехнологичных отраслей. Машиностроение за последний период
укрепило свои позиции. Быстро развивалась и фармацевтическая промышленность.
С 1983
года положение резко изменилось, и шведская экономика начала выбираться из
кризиса. Вследствие двух девальваций кроны возросла ценовая конкурентоспособность,
что привело к росту экспорта. В 1883 г. ВПП возрос на 2,4%, промышленное
производство - на 5,1%, производительность труда - на 7,4%. В 1984 году рост
ВПП составил 4% - наивысший показатель с 1973 г. Главным фактором роста опять
являлся экспорт. В последующие два года темпы роста несколько снизились из-за
замедления роста экспорта. Повышение доходов населения привело к увеличению
личного потребления, ставшего важным катализатором продолжительного
экономического подъема. В абсолютных показателях ВВС в текущих ценах составлял
в 1970 г. -172 млрд. крон, в 1980 - 525 млрд., в 1985 г. - 861, в 1989 г. - 1221
млрд. крон.
В целом
в 80-х годах Швеция имела прирост ВПП чуть выше среднего по Западной Европе.
Благоприятная мировая конъюнктура положительно сказалась на шведской
промышленности. Производственные мощности использовались на 90%, а во многих
отраслях этот показатель был еще выше. Это потребовало значительного объема
новых капиталовложений. За 1983-1989 гг. объем промышленных инвестиций вырос
более чем на 60% . Нехватка квалифицированной рабочей силы и большое количество
невыходов на работу - основные причины, сдерживающие расширение промышленного
производства. Несмотря на это, объем производства быстро увеличивался. Поступление
и объем заказов, прибыльность после 1982 года находились на достаточно высоком
уровне. Высокий инвестиционный уровень наблюдался и в сфере услуг, которая в
меньшей мере зависит от конъюнктуры. Он выражался главным образом в рационализации
производства и насыщении его электронно-вычислительной техникой.
Ведущей
тенденцией экономического развития Швеции в 80-е годы стал переход от
традиционной зависимости от железной руды и черной металлургии к передовой
технологии в производстве транспорта, электротоваров, средств связи, химических
и фармацевтических изделий.
Налоговая реформа 1991 года совпала с мировым экономическим кризисом. Когда
международный спад обострился и спрос упал, шведская валюта оказалась под
серьезным давлением. Осенью 1992 года шведская крона вышла из привязки к экю и
отправилась в свободное плавание. Экономический кризис оказал определенное положительное
воздействие на шведский бизнес, заставив бизнесменов пересмотреть свои действия
и предпринять шаги по устранению издержек.
Рентабельность промышленности значительно возросла, и сейчас она намного выше
того уровня, который отмечался в 1980 году. Однако высокая рентабельность тесно
связана с ориентацией на экспорт. Рост экспорта привел к заметному повышению
доходов в промышленности Швеции.
Рост
количества шведских компаний за границей в 1980-е годы шел параллельно с
сокращением инвестиций внутри страны. Если общее число занятых в зарубежных
филиалах выросло за это время примерно на 200 тыс., то занятость в шведском
секторе тех же компаний сократилось на 80 тыс. человек. Эти изменения стали
особо заметны в секторе интенсивной технологии и знаний. В 1993 году число работающих
в принадлежащих шведским фирмам компаниях за границей составило примерно 535
тыс. Из них около 460 тыс. (86%) были заняты на промышленных предприятиях.
В то
время как шведские компании вели активную деятельность на иностранных рынках,
прямые инвестиции в шведскую промышленность были невелики. Однако с 1990 года
они резко возросли. В последующие несколько лет иностранные вложения в шведскую
экономику впервые превзошли шведские инвестиции за границей. Несколько
произошедших в 1990 году слияний шведского и иностранного капитала, а также
крупных приобретений в обрабатывающей промышленности отразились на доле
иностранного капитала в шведской промышленности. В качестве примера можно
привести приобретение американским концерном General Motors 50% Saab
Automobile; слияние шведской Аsea и швейцарской Brown Boveri, приведшее к
созданию ABB; слияние шведской Pharmacia и американской компании Upjohn; приобретение
компании Alfa Laval концерном Tetra Pak и Nobel Industries голландским Akzo.
Доминирует
в экспорте-импорте Швеции по-прежнему обрабатывающая промышленность. На нее
приходится более 80% совокупного экспорта товаров и около 75% импорта.
Более
половины всех промышленных товаров, идущих на экспорт, составляет продукция
машиностроения. Экспортируют в основном машины, телекоммуникационные системы,
электротовары и автомобили. Другие важные составляющие экспорта - бумажная
масса, бумажная продукция, бумага, лесоматериалы, а также продукция химической
промышленности (включая фармацевтические товары). Если промышленность,
основанная на сырьевых материалах (например, лесная промышленность и добыча
руды), экспортирует свою продукцию только на европейском рынке, то продукция
машиностроения возглавляет список товаров, экспортируемых за пределами Европы.
Нельзя переоценить важность мировой свободной торговли для роста шведской промышленности
и благосостояния. Швеция проводила политику свободной торговли после второй
мировой войны и активно участвовала в процессе либерализации торговли. Являясь
раньше членом Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), 1 января 1995
года Швеция вошла в Европейский союз (ЕС).
Сегодня
продукция шведских интернациональных компаний составляет около половины всего
шведского экспорта и всего промышленного производства. Многие из этих компаний
высоко глобализованы: почти 90% продаж сосредоточены на иностранных рынках и
более 60% занятых работает за границей.
Интернационализация стала важным стимулом к повышению конкурентоспособности и
реструктурированию шведской промышленности. Это сделало возможным расширение
продаж, необходимых для финансирования основных НИОКР и решения маркетинговых
задач.
Сложно
найти другую страну, где структура экономики столь же быстро перестраивается в
ответ на появление новых технологий. Быстро растут предприятия так называемой
новой экономики. Швеция стоит на первом месте по инвестициям в информационно-компьютерные
технологии. По данным IDC (The International Data Corporation/World Times
Information Society Index), в прошлом году Швеция опередила США и стала лидером
в области информационных технологий. Согласно недавно опубликованным данным
экономического анализа "Merill Lynch", Швеция стоит на первом месте
по факторам, способствующим экономическому росту. Если бы налоги и расходы на
социальную сферу создавали проблемы, шведская экономика не смогла бы выказывать
такой гибкости. Вместо этого пример Швеции показывает, что, хотя сохранение высоких
темпов экономического роста в течение десятилетия является исключительной
особенностью США, основная предпосылка экономического роста, гибкость, таковой
не является. Значит, существует по крайней мере одна альтернатива. Вопреки
расхожему объяснению очевидно, что расходы на социальную сферу могут
благоприятствовать гибкости экономики. Переходя к научно обоснованной
экономике, мы можем рассчитывать на то, что этот эффект только усилится.
К тому же
информационные технологии - это только один пример того, с какой смелостью шведы
осваивают новые грани экономики. В соответствии со шведскими традициями
работники и профсоюзы активно поддерживают структурные изменения, появление
новых технологий, открытие границ. В качестве иллюстрации можно процитировать
слова Йорана Юханссона, мэра Гетеборга, а в прошлом главы местного профсоюза
металлистов на шведском шарикоподшипниковом предприятии "SKF". Когда
на "SKF" в целях экономии начали внедрять высокопроизводительные
технологии, один журналист спросил Юханссона, не боится ли тот, что новые технологии
отнимут работу у членов его профсоюза. "Нет, - ответил Юханссон. - Я не боюсь
новых технологий. Я боюсь старых. Только старые технологии могут лишить работы
моих людей".
Эта
позиция помогает понять смысл некоторых активных изменений, которые мы
наблюдаем в шведской экономике в последние несколько лет. Эта позиция существовала
двадцать пять лет назад, а для успешной конкуренции в условиях глобальной
экономики понадобится Швеции и в будущем.
Все
более заметным в последнее время становится отход от принципов "классической"
модели, что обусловлено рядом причин. В частности, процесс глобализации
значительно обострил конкуренцию на мировом рынке, вынуждая страны в гораздо
большей, нежели прежде, степени сокращать расходы, связанные непосредственно с
производством товаров и услуг. Соответственно, минимизируются затраты и на социальные
цели. О том, чем это может в будущем обернуться, к сожалению, мало кто думает.
Имеются и
объективные факторы "антисоциального" характера: в частности, старение
населения, увеличение срока обучения молодежи в связи с усложнением трудовых
процессов.
Многие
социальные проблемы в Швеции стали обнаруживаться после ее вступления в ЕС:
возник вопрос о том, не слишком ли высоки ее социальные издержки по сравнению с
другими членами Евросоюза, где уровень соцзащиты граждан, а значит, и расходы
на нее намного ниже. Угроза "португализации Европы", т.е.
выравнивания социальных показателей по нижней, "португальской" черте,
все еще реальна.
Итак, основные цели шведской модели -
полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен,
экономического роста и конкурентоспособности. Сочетание общих рестриктивных мер
и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения
полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостояния и
профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части шведской
модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность
идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции,
активной политики на рынке труда. Какие же выводы из опыта и достижений
шведской модели можно сделать?
Шведская
экономика самая сильная среди Скандинавских стран. В 2001 г. объем экспорта
составлял более 40% валового внутреннего продукта (ВВП). Свыше 80% всего
экспорта составляют промышленные товары. Традиционные отрасли, базирующиеся на
двух наиболее важных сырьевых ресурсах: железной руде и лесе, по-прежнему
играют важную роль, однако возросло значение машиностроения и различных высокотехнологичных
секторов
Неоспорим успех Швеции на рынке
труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период,
в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели
к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран.
Есть определенные достижения и в
длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор
выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и
жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная
безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются
двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты
стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует
прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.
Меньших успехов Швеция добилась в
других областях: цены росли быстрее, чем в большинстве других стран ОЭСР, ВВП
увеличивался медленнее, чем в ряде стран Западной Европы, производительность
труда почти не росла. Падение темпов роста производительности труда - международное
явление, вызванное, в частности, расширением сектора услуг, который менее
способен к рационализации. В определенной степени неблагоприятное развитие в
Швеции объясняется большим государственным сектором, который, по определению,
не дает роста производительности. Таким образом, инфляция и относительно
скромный экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за полную
занятость и политику равенства.
По
данным на февраль 2004 года Standard and Poor`s высоко оценило состояние шведской
экономики. Как сообщает Инвестиционное агентство Швеции, агентство кредитного
рейтинга Standard and Poor`s дало Швеции самую высокую оценку ААА, отражающую
стабильное положение в сфере государственных финансов: «Более высокая позиция в
рейтинге долга в иностранной валюте основывается на сокращении размера
задолженности, интенсивном росте экономики и разумной финансовой политике
правительства.
Швеция потеряла свои позиции в рейтинге в 1993 году во время национального финансового
кризиса. Предпринятые правительством меры по бюджетной экономии, изменение
бюджетного процесса и интенсивное развитие национальной экономики позволили исправить
положение».
Международное агентство Moody`s повысило рейтинг Швеции еще раньше – в апреле
2002 года.
Агентство S&P обращает внимание на многообразие и многоотраслевой характер
шведской экономики, а также на ее тесную связь с экономикой Европы. Эти факторы
позволяют сглаживать внешние негативные влияния и поддерживать стабильность
внутреннего рынка.
Заключение
Современная рыночная экономика смешанного типа на
сегодняшний день, на мой взгляд, предстаёт наиболее совершенной системой из
всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней
удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого
капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого
капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся
внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ
современным экономически развитым странам. Хотя современная рыночная экономика
и имеет свои недостатки, аргументы в пользу рыночной экономики, как мне
кажется, выглядят убедительнее, нежели аргументы против нее. И лучшим примером
может служить шведская модель экономики.
В случае, когда рынок не способен справиться с какой-либо
проблемой или решение этой проблемы заведомо будет неэффективным, ему на помощь
приходит государство. Целью государственного регулирования экономики является
поддержание экономической и социальной стабильности. Современную рыночную
экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, т.к.
государственному регулированию отводятся такие важные функции, как поддержание
конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и др. Однако
государство не должно вмешиваться в те области рынка, где его механизмов
регулирования достаточно. В противном случае это может вызвать развал рыночной
системы и превращение ее в командно-административную.
На данный момент Россия только переходит от командной
экономике к рыночной, поэтому перед ней встала проблема, какую модель развития
рыночной экономики выбрать. Но, по моему мнению, нам не стоит копировать чужую
модель, надо разрабатывать собственную с использованием опыта развитых стран и
национальных особенностей.
Переход к рынку – очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную
структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна
пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на
всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в
современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом
разделении труда.
.
Список литературы
1. Кэмбелл Р. Макконнелл,
Стэнли Л. Брю. Экономикс: Учебник.
14-е издание. – М.: Инфра-М, 2002 г.
2. Архипов А. И.
Экономика: Учебник. – М., 1998 г.
3. Нуреев Рустем Махмутович. Курс
экономической теории: Микроэкономика: Учеб. для вузов.- М.: Норма, 1996.- с.:
ил.
4. Волков А.М. Швеция:
социально-экономическая модель. – М., 1991 г.
Мамедов О.Ю. От модели классического рынка к
модели смешанной экономики. Ростов Н/Д, «Феникс», 1999.
5. Папава. В.
Роль государства в современной экономической системе. // Вопросы экономики – №
11. – 1993 г.
6.
Лившиц. Государство в рыночной экономике. // Российский экономический журнал. –
№11-12. – 1992, №1. – 1993 г.
7. Булатов А. С.
Экономика. – М.: БЕК, 1997г.
8. Добрынин А. И. –
Экономическая теория. – М., 1999 г.
9.
В. Максимова, А. Шишов. Рыночная экономика: Учебник, М.: СОМИНТЕК,1992 г.
10. Ховард К., Журавлева Г., Эриашвили Н.
Экономическая теория.М.: Юнити,1997г
11. Экономическая теория. Под общей редакцией
В. И. Видякина, Г.П. Журавлевой. М.: Инфра-М, 1997г.
12. Вопросы статистики –
2001. – № 9
13. Энклунд Клас. Эффективная экономика -
шведская модель: Пер. со швед.- М.: Экономика, 1991
14. Лейф Пагротски. Большие расходы на социальные нужды - это решение, а не проблема Независимая газета от 23.11.2000
Оригинал: http://world.ng.ru/europe/2000-11-23/4_model.html
15. Всеволод МОЖАЕВ. Совместима ли
"шведская модель" с глобализацией и евроинтеграцией?: Журнал "Человек и труд" № 4, 2001 г.
16. Оборудование (рынок, предложение, цены)
#12, декабрь 1999 (специальное приложение к журналу Эксперт).
Индустрия шведского благополучия
Страницы: 1, 2
|