|
|||||||||||||||
Отсюда можно сделать вывод, что в России был взят курс на переход к системе, сочетающую частную, государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Также в России есть коллективная (групповая) собственность, она представлена кооперативной собственностью колхозов, потребительской и других форм кооперации, а также акционерной собственностью и собственностью совместных и смешанных предприятий. Кооперативная форма собственности широко распространена в большинстве стран мира, по имеющим оценкам, в мире действует около 1 млн. кооперативных организаций. Кооперативная – это коллективная форма собственности, не утратившая индивидуализма. Разновидностью коллективной формы собственности является акционерная собственность. Акционерная собственность является коллективной по способу возникновения, функционирования и экономическим формам реализации. Акционерная собственность возникает на основе добровольного объединения денежных средств различных слоёв населения. Объектом собственности здесь являются не средства производства, а лишь представляющие их ценные бумаги. Номинальное право на участие в управлении может превратиться в реальную возможность только для тех. Кто сконцентрировал в своих руках контрольный пакет. Итак, ни одна из форм собственности не может быть идеальной и универсальной. Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и кооперативная формы собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Частная собственность используется там, где не требуется большой концентрации средств, где необходимые для хозяйствования средства могут быть заработаны и накоплены индивидуально. В экономической литературе помимо основных форм собственности выделяют такие производственные формы, как собственность общественных организаций. Ассоциаций, церкви, семейную собственность. Особое место занимает интеллектуальная форма собственности, представляющая собой присвоение знаний, обмен научной информацией, культурой, искусством, изобретениями, которая делает возможной так называемую «утечку мозгов». Развитие форм собственности на современном этапе характеризуется процессом интернационализации отношений собственности, в результате чего появляются совместные смешанные предприятия, а также транснациональные корпорации. Всё это даёт основание говорить о неизбежности существовании многообразия форм собственности. Многообразие форм собственности c учётом различных критериев схематически представлено в Приложении 1.
Глава 2. Особенности процесса трансформации форм и отношений собственности в России 2.1 Этапы, способы, итоги приватизации
Систематизирующим фактором рыночной экономики служит частная собственность на средства производства, а её главным механизмом – конкуренция между товаропроизводителями. Для России трудности разгосударствления собственности во многом обусловлены противоположными моментами: традиции частной собственности были практически полностью утрачены; основная масса населения не имела сколько-нибудь значительных средств; огромны масштабы государственной собственности; сложившаяся ментальность значительной части населения усугубляет этот сложный процесс идеологическими воззрениями, их борьбой. Разгосударствление – предоставление реального права самоуправления трудовым коллективам и регионам. Чрезвычайно высокая степень монополизации экономики осложняла процесс разгосударствления. Что касается приватизации, то в современной мировой экономической литературе есть двоякое её толкование. В широком смысле под ней понимается весь комплекс действий, цель и результат которых состоит в сокращении роли государства как собственника и регулятора производства. В узком же смысле приватизация понимается как процесс реорганизации государственной (или коллективной) собственности путём её передачи в частные руки. Главные цели, ради которых в разных странах осуществляется приватизация, состоят в: повышении эффективности воспроизводства средств производства в целом на основе чётко выпаженной персонификации экономической заинтересованности и ответственности; уменьшение нагрузки на бюджет и увеличение доходов государства. В ходе формирования приватизационной политики, выработке путей приватизации государственной собственности выделились три генеральных направления приватизации государственных и муниципальных российских предприятий. Первый способ опирается на идею безвозмездной передачи права собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем российским гражданам. По сути, в этом способе легализована и приобрела силу закона давным-давно декларированная коммунистами идея передачи во владение народу объектов государственной собственности. На каждого россиянина пришлось по 10000 рублей. На эту сумму каждому россиянину выдали приватизационный чек, названный потом ваучером (1991г.). Рыночная цена ваучеров оказалась намного ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учётом инфляции. Второй способ приватизации заключается в безвозмездной передачи собственности на имущество государственных предприятий их трудовым коллективам. При таком способе имущество в его денежной форме, преобразованной в акции, делится между работниками предприятия, включая и работавших на нём пенсионеров. Замысел бесплатной передачи государственных предприятий в собственность их производственных коллективов получил горячую поддержку производственников, которые при таком способе приватизации становятся полновластными хозяевами предприятий. Третий, наиболее простой по замыслу, способ приватизации государственных предприятий заключается в продаже их имущества тому, кто обладает средствами для выкупа. Подобная продажа может бать аукционной, конкурсной либо в виде аренды с последующим выкупом. Реальная российская практика приватизации государственных предприятий пошла по пути комбинирования указанных способов. Акции приватизируемых предприятий стало возможным приобретать и на ваучеры, и на «живые» деньги, а коллективам приватизируемых предприятий были предоставлены льготы в виде возможности получить часть акций бесплатно, а часть – на выгодных условиях. В настоящее время экономисты анализируют, обобщают, делают выводы по результатам приватизации в России и других постсоциалистических странах. Концепция осуществления приватизации государственной собственности в России предполагала два этапа: чековый (ваучерный) и денежный. Цели приватизации первого этапа были определены Государственной приватизационной программой-92, которая предусматривала решение семи основных задач: 1) формирование слоя частных собственников; 2) повышение эффективности деятельности предприятий; 3) социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счёт средств, поступивших от приватизации; 4) содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации; 5) создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства; 6) привлечение иностранных инвесторов; 7) создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993-1994 гг. Первые шесть целей не выполнены. Лишь седьмая оказалась реализованной, но она носит формально-организационный характер. Устранение монополии государственной собственности в экономике страны – выделялось положительным сдвигом в структуре собственности России. Негативным результатом первого этапа приватизации стало такое распределение собственности в рамках созданных акционерных обществ, при которых большая часть предприятий оказалась под контролем директоров и управляющих. Чековая приватизация не отвечала повышению эффективности российской экономики и не стала препятствием для дальнейшего абсолютного сокращения производства, в том числе и в отраслях, производящих потребительские товары. Всё это привело к выкачиванию сосредоточенных в госпредприятиях ресурсов, что усугубляло социально-экономическое и финансовое положение страны. Главная цель второго этапа приватизация состояла в переходе прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных эффективных собственников. К основным результатам этапа относят выведение значительной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот; формирование основ рынка недвижимости; активизация процесса привлечения иностранных инвесторов; достижение бюджетного эффекта. Формально в России насчитывается более 60 млн. аукционеров. Однако мелкие аукционеры, владеющие несколькими акциями предприятий или чековых инвестиционных фондов, не могут рассматриваться как реальные собственники. Приватизация пока не привела к повышению эффективности деятельности предприятий. Предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета путём освобождения государства от необходимости поддержки планово-убыточных предприятий и увеличение доходов бюджета за счёт поступления средств от приватизации будут содействовать финансовой стабилизации. Социально-экономические последствия приватизации: · Инвестиции в производство в начале 90-х годов в России резко сократились. Происходит подрыв основных источников финансирования инвестиций. Падение доходов населения привело к резкому сжатию нормы сбережений, накопления предприятий упали в силу сокращения их доходов и в силу обесценивания амортизационных отчислений. · Происходили структурные сдвиги в экономике, носившие явно негативный характер: резко сократился удельный вес лёгкой и пищевой промышленности, вырос удельный вес топливно-энергетического комплекса, сокращение на 65% продукции сопровождалось также падением производства гражданской продукции на оборонных предприятиях, сокращалось производство высокотехнологической продукции во всех отраслях, оказание услуг населению сокращалось быстрее, чем производство потребительских товаров, падала доля расходов на научные исследования и разработки в ВВП, сокращался удельный вес занятых в науке и научном обслуживании. · Негативные структурные сдвиги произошли и в потреблении населения. В целом за период радикальных реформ выросла доля продовольственных товаров в потреблении, а в структуре потребления продовольствия выросло потребление хлебопродуктов, картофеля и сахара и упало потребление фруктов, овощей и животных продуктов. Т.о., можно сказать, «номенклатурная приватизация», во-первых, не смогла создать существенных альтернатив для преодоления спада реальных доходов граждан; во-вторых, вызвала падение и без того не высокой мотивация труда у подавляющего большинства граждан, ибо большинство работников так и осталось отчуждено от собственности; в-третьих, приватизация резко усилила социальную дифференциацию населения, усилила угрозу массовой безработицы. Главным итогом двух этапов приватизации со всеми их просчётами является завершение массовой приватизации. О количественных итогах приватизации в России относительно изменения структуры приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и формам приватизации в период с 1993 по 2003 гг. можно судить по статистическим данным Приложения 2 и Приложение 3.
2.2. Отношения собственности в переходном периоде
В последние годы в результате осуществления широкого комплекса мер по разгосударствлению и приватизации в России произошли значительные изменения в отношениях собственности и организационно-правовых формах коммерческой деятельности. Данную ситуацию характеризуют: · многообразие форм собственности; · превращение частной собственности в одну из основных форм собственности в российской экономике; · преодоление монополии государственной собственности практически во всех сферах народного хозяйства; · становление новых форм хозяйствования; · утверждение новых форм организации экономической деятельности; · формирование инфраструктуры рынка и механизмов, обслуживающих новые формы собственности. Основу формирования рыночной экономики составляет индивидуальная частная собственность, которая существенно видоизменилась. Во-первых, эволюция частной собственности привела к образованию её новых, ассоциированных форм: коллективной, групповой, акционерной. Во-вторых, наряду с частной собственностью развивается государственная собственность, являющаяся основой государственного хозяйствования. В-третьих, широко распространились смешанные формы собственности, где ведущая роль принадлежит акционерным формам. Следует отметить, что для акционерной формы безразлично, кто является собственником акций: физическое или юридическое лицо, отдельный индивидуум или ассоциация, а также государство. В результате различные формы собственности переплетаются, и иногда трудно определить, где заканчивается одна и начинается другая (схема 2). Схема 2.
Переход к рыночной экономике потребовал радикальных изменений в правовой основе экономической деятельности, которые нашли отражение в Гражданском кодексе РФ. Изложенные положения затрагивали интересы практически всех граждан страны и любых их объединений, определяли их права и обязанности в важнейшей сфере жизни общества – сфере имущественных отношений. При восприятии форм собственности с точки зрения практической экономики как инструмента решения общехозяйственных задач постановка вопроса о превосходстве той или иной формы собственности неправомерна. Многообразие современных потребностей в обществе может быть достаточно полноценно и эффективно удовлетворено лишь на основе всей совокупности форм собственности и возникающей на их основе структуры отношений. Народное хозяйство должно представлять собой единство взаимосвязанных и конкурирующих в соревновании за потребителя различных форм собственности. Их дифференциация и постоянное обогащение существенно усиливают конкурентный, динамичный характер экономики. Вопрос о месте и роли каждой формы собственности в развитой рыночной экономике находит своё решение в наилучшем сочетании различных форм собственности, отвечающем требованию эффективности экономики. Об этом свидетельствует опыт мировой экономики, подтверждающий наличие объективных факторов, способствующих трансформации форм и отношений собственности.
2.3 Специфика акционерной (корпоративной) формы собственности
«Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества».[4] Мировая практика показывает, что определяющим видом собственности является частная, одной из определяющих форм которой является корпоративная собственность. Каждый владелец акции является собственником капитала акционерного общества открытого типа, акции обществ открытого типа свободно продаются и покупаются на рынках. В связи с этим через отдельные периоды времени могут происходить смены собственников акций – фиктивного капитала, тогда как общество будет продолжать своё существование до момента его ликвидации или реорганизации. Акционерный капитал, несмотря на свою раздробленность между владельцами акций, функционирует и вступает в хозяйственные отношения как единое целое, как общественный объединённый капитал. Отношения распоряжения реализуются не разрознено, применительно к отдельным пакетам акций, а ко всему капиталу в целом. Реализация отношений распоряжения акционерным капиталом осуществляется теми, кто владеет контрольным пакетом акций. Владельцы контрольного пакета акций распоряжаются всем капиталом акционерного общества как единой собственностью. Если рассматривать реализацию корпоративной собственности через отношения владения, то, очевидно. Что их осуществляют обособленные собственники акций в форме присвоения дивидендов. Это находит своё проявление в проводимой экономической, финансовой, организационно-управленческой, технологической политике общества, которая основывается на отчислениях для дальнейшего наращивания капитала, расширения и улучшения хозяйственной деятельности. В акционерной форме собственности и предпринимательской деятельности проявилось, пожалуй, наиболее рациональное, удачное на сегодняшний день сочетание коллективных и индивидуальных интересов. Поэтому акционерная форма и стала базисной, определяющей в рыночной экономике.
Глава 3. современные тенденции развития форм собственности 3.1 Перспективы развития частной и государственной форм собственности в России
В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др. Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированы друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа переплетения – взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным путём разгосударствления собственности. Фермерские хозяйства во многих случаях не теряют производственных и экономических связей с колхозами и совхозами, у которых они «унаследовали» землю и определённую часть средств производства. В настоящее время в нашей стране полным ходом идёт переход на «рельсы» рыночной экономики, вырабатываются специфические для нас черты. В России и в других государствах СНГ взят курс на переход к системе, сочетающей частную, государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Если рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то формы собственности. Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Минимущество РФ сформировало предложения по программе приватизации на ближайшие годы. Впервые декларировано, что она охватывает трёхлетнюю перспективу – 2004-2006 гг. и ставит свой целью к 2006 г. предложить частному сектору всё имущество, которое не выполняет государственных функций, а к 2008 – завершить процесс приватизации. В частности, в 2004 г. государство планировало выйти из всех акционерных обществ, где доля государства менее 25% (количественные показатели доли государственного участия в созданных в ходе приватизации АО представлены в Приложении 4). Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы. Это относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны ещё долго оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Определённая часть совхозов, доказавшая свою жизнеспособность, также может быть сохранена. В рекомендациях различных авторов доля государственной собственности должна сократиться до 50 и даже 30% основных производственных фондов. Ещё долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления.
3.2 Формирование модели корпоративного управления
Формирование системы корпоративного управления определяется многими факторами, в числе которых рынок капитала, правовые структуры, конъюнктура, производственные ресурсы, взаимодействие собственников и менеджеров. Различия в структурах собственности на рынках акционерного капитала, в формах финансирования компаний, а также в корпоративном законодательстве и нормативных актах, регулирующих обращение ценных бумаг, порождают многообразие национальных моделей корпоративного управления. Обычно выделяют две основные системы – аутсайдерскую и инсайдерскую. Аутсайдерская система. Отличительными чертами этой модели являются: «дисперсия» акций; особый акцент на защите миноритарных акционеров в корпоративном законодательстве и нормативных актах о ценных бумагах; сравнительно жёсткие требования к раскрытию информации о компании. В странах с аутсайдерской системой акционерный капитал, как правило, «распылён» между группами индивидуальных и институциональных инвесторов, т.е. взаимными фондами, пенсионными фондами страховыми компаниями, при этом доля последних стабильно растёт. Институциональные инвесторы являются доминирующим видом собственников в Великобритании и США. Эта система характеризуется чётким правовым и нормативным подходом, направленным на использование рынка капитала и на поддержание уверенности у инвесторов, не владеющих контрольным пакетом. Юридические рамки в явном виде защищают право акционеров контролировать компанию и делают совет директоров и менеджеров подотчётными акционерам. Регулятивные механизмы корпоративного контроля развивались для обеспечения инвесторов наиболее полной информацией и создания равного относительного их доступа к этой информации. При этой системе в банковском секторе кредитование является преимущественно краткосрочным. Довольно важную роль играет акционерное финансирование. Главным дисциплинирующим средством воздействия инвесторов на менеджеров оставались покупка и продажа акций компаний через рынок. Если компанией управляли плохо и если менеджеры пренебрегали интересами акционеров, инвесторы реагировали на это продажей акций, тем самым, снижая цены на них и создавая угрозу поглощения. Такая модель подразумевает наличие жёстких правил торговли и ликвидного рынка ценных бумаг. |
|