|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002. с. 332.
Приложение 3. Таблица 2 Структура приватизационного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1998-2002 гг. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Число приватизированных государственных и муниципальных предприятий, организации - всего |
2129 |
1536 |
2274 |
2287 |
2554 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В том числе по формам собственности: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
федеральная |
264 |
104 |
170 |
125 |
86 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
субъектов РФ |
321 |
298 |
274 |
231 |
226 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
муниципальная |
1544 |
1134 |
1830 |
1931 |
2245 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
продажа государственного и муниципального имущества на аукционе и коммерческом конкурсе |
76,1 |
74,6 |
73 |
73,9 |
61,4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
из неё продажа: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий |
6 |
5,2 |
5 |
3,6 |
1,8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
недвижимости |
47,6 |
47,7 |
56,7 |
59,1 |
47,4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных предприятий |
4 |
2,3 |
3,4 |
4 |
7,2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
арендатором в соответствии с договором об аренде |
6,8 |
8,3 |
18 |
20 |
32,9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
посредством преобразования в открытое акционерное общество с правом первоочередного приобретения акций арендатором |
0,3 |
- |
- |
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
продажа акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации работником общества |
9,6 |
12 |
3,7 |
3,2 |
3,4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества с закреплением 100% акций в государственной или муниципальной собственности |
0,9 |
0,7 |
0,3 |
0,5 |
0,6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2002, с. 332.
Россия в цифрах. 20036 Крат. Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2003, с, 166.
Приложение 4.
Таблица 3
Создание акционерных обществ с сохранением государственного участия в ходе приватизации в России в 1993-2002 гг.
Период
Количество предприятий, пакет акций которых закреплён в государственной и муниципальной собственности
единиц
доля в общем количестве созданных АО, %
1997
84
16,9
1998
142
39,4
1999
101
39,1
1997-1999
327
29,4
2000
72
36,2
2001
59
47,2
2002
38
30,4
2000-2002
169
37,6
Источник: «Общество и экономика», 2003, №11, с. 34.
1) Предмет и задачи исследования.
Многие годы спорным являлась сама оправданность существования собственности, в качестве задачи общественного развития выдвигалась идея полного уничтожения каких-либо собственнических институтов. Предметом исследования являются закономерности развития институтов права сословной собственности на последнем этапе существования феодального общества и складывание оснований для становления всесословной собственности, а также общая канва процессов утверждения в юридических отношениях нового типа права собственности как господствующего.
Задачи исследования следующие:
В качестве отдельной, специальной задачи настоящего исследования, полагаем рассмотрение тех разновидностей права собственности, что оставались за рамками или затрагивались только в наименьшей степени большинством исследований в данной области. Я имею в виду такие институты, как майоратные, заповедные и временно-заповедные имения, юридический статус государственных и удельных земель и проблемы их разграничения. Причиной относительного невнимания к указанным институтам, в первую очередь к майоратам и заповедным имениям, является достаточно устойчивое (и вполне проявившееся уже в дореволюционной литературе) представление о них как нацеленных на сохранение и охранение имущественного положения. Первоначально крупного, а затем и среднего, а потому и рассмотрение их в ракурсе постепенного разрушения сословной структуры русского общества XIX века, конца "дворянской монархии". Не оспаривая верности таких взглядов, хотелось бы отметить, что историческая обусловленность названных правовых явлений не исчерпывает вполне все значение данных юридических конструкций. Более того, именно в таких специфических формах закладывались основания для появления уже принципиально иных форм юридической жизни, а именно правовых моделей, призванных опосредовать набиравшие силу капиталистические производственные отношения. Здесь же была начата сознательная проработка проблемы ограничения прав наличного собственника, как в общественных интересах, так и в интересах его рода (т. н. "широкий частный интерес" или "имущественный интерес рода") и о возможности совместить таковые ограничения с общим понятием права собственности.
2) Подходы к определению собственности.
Классический подход к определению собственности целесообразно дополнить
положениями, содержащимися в работах неоинституционалистов.
Разработки неоинституционалистов направлены на
развитие экономико-правовых аспектов собственности. Это продуктивное
направление, учитывая высокую степень сложности и многогранности отношений и ее
объектов.
Исходным пунктом неоинституционалистов при
создании теории прав собственности стала разработка "чистого",
"полного" режима частной собственности, одним из авторов которой
является английский юрист А. Оноре, включивший 11 составляющих в комплекс этих прав.
Чистый режим частной собственности подразумевает, что собственник наделен
полным и исчерпывающим пучком правомочий и что они надежно защищены от чьего бы
то ни было вмешательства.
Можно выделить следующие основные группы прав
(правомочий):
исключительное право пользования объектом,
которое рассматривается как право на исключение других индивидуумов из его
использования: исключительное право на получение дохода от использования
объекта:
полное право на передачу или
"свободное" отчуждение объекта, которое включает право заключать
контракты и выбирать их форму.
Отчуждаемость позволяет передавать объект (благо) в ходе обмена тому субъекту,
который готов предложить наивысшую цену.
Формирование отношений на современном этапе
связано с ее преобразованием в соответствии с особенностями, закономерностями и
законами рыночной экономики. На формирование собственности оказывает,
безусловно, влияние и трансформирование всей системы собственности, в том
числе, и особенности организационно-правовых форм, в которых происходит
коммерциализация объектов труда.
Разработан механизм передачи полученных научных результатов их создателями государству для оценки в соответствии с установленными требованиями и опубликования. Взамен государство стало предоставлять создателям на ограниченный срок исключительное право на эти результаты, которое запрещает третьим лицам использовать выгоды без разрешения создателя - владельца исключительных прав.
Кроме того, государство должно оказывать непосредственную помощь отечественным высокотехнологичным фирмам, представляющим свой продукт на мировом рынке.
Такое своеобразие отношений проистекает прежде всего
из того, что объекты ИС - это результаты напряженной творческой деятельности
отдельных личностей, и приоритет в их создании принадлежит, безусловно, именно
этим личностям. Юридические лица и государство тем или иным образом приобретают
у ученых и изобретателей те достижения и выгоды, которые являются результатом
использования их уникальных способностей.
Целесообразно, и даже необходимо, отразить нюансы
взаимоотношений субъектов научной ИС в готовящемся проекте федерального закона
"О статусе научного работника". Кроме того, уже принятые законы по ИС
не снимают с повестки дня целесообразность принятия специального закона "О
научной интеллектуальной собственности", проект которого готовился уже
более десяти лет назад, однако так и не был доведен до завершения.
Существенным в вопросе распределения прав на
объекты ИС является источник финансирования работ. В настоящее время в России
начинают предприниматься попытки законодательно определить интересы и права не
только работника и работодателя, но и государства в отношении изобретений,
созданных в результате государственной поддержки.
В соответствии с российским законодательством
авторские права на служебные произведения подразделяются на личные
неимущественные и исключительные имущественные. Личные права (авторские)
принадлежат, автору служебного объекта интеллектуальной собственности, а
исключительные имущественные права на его использование принадлежат
организации-работодателю. Из формулировок законов следует, что эти права уже в
силу наличия трудовых отношений между автором-работником и
организацией-работодателем не переходят от первого к последней, а первоначально
возникают у работодателя, что порождает определенные противоречия.
В России в целом
создана законодательная основа современной охраны собственности. Однако с конца
1993 г. работа в данной области резко замедлилась.
[1] Источник: Ефимова Е.Г. «Экономика для юристов» 2003 г. (43 стр.)
[2] Экономическая теория (политэкономия). Учебник./Под ред. Видяпина В.И., Журавлёвой Г.П. с.156 – М.2003
[3] Источник: Ефимова Е.Г. «Экономика для юристов» 2003 г. (47 стр.)
[4] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 27.02.2003) «Об акционерных обществах» (принят ГД ФС РФ 24.11.1995).
[5] Третьяков М. Конвергенция моделей корпоративного управления. – Вопросы экономики, 2004, №1.