Социально ориентированная рыночная экономика
Социально ориентированная рыночная экономика
МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ “МАКРОЭКОНОМИКА”
НА ТЕМУ: “СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ
МОДЕЛЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ”
Выполнила:
студентка II курса
факультета экономики
специальности
ЭиУП
гр.1006
Хомко Наталья Николаевна
МИНСК 2003
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ_ 3
ГЛАВА 1: “ ОСНОВНЫЕ
ТИПЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ “_ 4
ГЛАВА 2: “ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИМЕРЫ ЕЕ
РЕАЛИЗАЦИИ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 7
2.1 СОЦИАЛЬНО
ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА_ 7
2.2 ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ_ 8
2.3. НЕМЕЦКАЯ или
КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 13
ГЛАВА 3:” РЕСПУБЛИКА
БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ”_ 18
3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И
ЕГО УРОКИ_ 18
3.2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В БЕЛАРУСИ_ 19
3.3 АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ_ 22
ВЫВОД_ 30
Список используемых
источников: 31
Тема, которую автор рассмотрел в своей курсовой
работе, на сегодняшний день является весьма актуальной для нашей республики,
которая стремится к рыночной экономике так, как двенадцать – тринадцать лет
назад стремилась к коммунизму.
Целями работы являются:
·
описать сущесивующие на
сегодняшний день модели рыночной экономики;
·
определить, что можно
взять для себя из опыта других стран (Швеция, Германия);
·
показать состояние нашей
экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления и
оздоровления.
Задачами социально ориентированной рыночной экономики являются:
·
достижение полной
занятости;
·
увеличение доли
предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и
организации;
·
увеличение доли
социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели;
·
адресность социальной
политики.
Нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их
развития зависят:
·
от географического
положения;
·
от наличия природных
ресурсов;
·
от исторических условий
развития;
·
от традиций населения и
его обычаев;
·
от уровня развития
производительных сил;
·
от социальной
направленности общества.
Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности
рыночных условий хозяйствования.
Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие
черты, к числу которых относятся:
·
наличие многообразных форм
собственности;
·
преобладание свободных цен
на товары и услуги;
·
развитая система свободной
конкуренции;
·
распространение
предпринимательской деятельности;
·
определенная система
государственного регулирования экономики.
Можно выделить несколько характерных моделей рыночной экономики,
используемых в современных условиях.
АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ
Эта модель получила название “либеральная модель
капитализма”. Ее характерными особенностями являются:
·
малый удельный вес
государственной собственности. Такое вмешательство, как правило, инициируется
экономическими кризисами или резким подъемом экономики;
·
минимальная регулирующая
роль государства в экономике;
·
всемерное поощрение
предпринимательства.
·
большое различие в уровне
заработной платы, составляющее 110-кратных разрывов между главой фирмы и
служащими;
·
приемлемый уровень жизни
малообеспеченных групп населения.
ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ
Функционирование
этой модели больше основано на исторических традициях Японии, на приоритете
интересов нации над личными интересами, высокой трудовой дисциплинированности и
ответственности работников, сильно развитой восприимчивости ко всему новому.
За счет перечисленных и других факторов достигается значительное снижение
себестоимости продукции, ее высокое качество, что обеспечивает высокую
конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке. Японцы не
преувеличивали роль “свободного рынка” с послевоенных лет активно применяют
механизмы макроэкономического планирования. К
основным чертам японской модели относятся:
·
высокий уровень гос. воздействия на основные
направления национальной экономики;
·
составление пятилетних планов укрепления и развития
сил самообороны, которые развиваются с 1957г. Перед тем как произошло “Японское
чудо”, был составлен 30-летний стратегический план вывода экономики из
кризисного состояния и создания высокоэффективных производств;
·
широкое распространение пожизненного найма рабочих
на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к
управлению и принятию решений;
·
незначительное различие в уровне заработной платы,
которое составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;
·
социальная направленность модели. Государство ведет
борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав
граждан в случае болезни, безработицы и ухода на пенсию. Обязанности по решению
социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения.
НЕМЕЦКАЯ МОДЕЛЬ или КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ (Германия,
Австрия, Швейцария, отчасти Франция)
Отличительными
особенностями немецкой модели являются:
·
значительный удельный вес гос. собственности;
·
сильное государственное
воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных
проблем;
·
различие в уровне
заработной платы является незначительным;
·
решающая роль отводится
банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия.
ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ или СКАНДИНАВСКАЯ (Швеция, Дания,
Норвегия и Финляндия)
Отличительной особенностью шведской модели является:
социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о мало
- обеспеченных слоях населения. Высокая норма налогообложения позволяет
государству сосредоточивать в своих руках значительные финансовые средства и
направлять их на решение социальных задач. В результате в стране один из самых
низких уровней безработицы, в значительной степени выравнены текущие доходы
населения. В последнее время, правда, все чаще звучат голоса о том, что
подобная “благотворительная” деятельность государства вносит негативные моменты
в развитие общественной деловой активности, не инициируя ее.
Опыт формирования социальной рыночной экономики в
странах Запада позволяет сформулировать основные принципы этого вида
экономической системы.
Ø Принцип главенства права. Соц. рыночная
экономика может быть реализована только в правовом государстве, где
утверждается всеобщее уважение и соблюдение общественных законов, особенно в
сфере экономики.
Ø Принцип устойчивости экономического роста как
материальной основы для всеобщего и справедливого благосостояния.
Ø Принцип свободы экономической деятельности субъектов
хозяйствования в рамках существующих законов.
Ø Принцип полной занятости трудоспособного
населения, условия для которого должно создавать государство.
Ø Принцип установления соц. гарантий населению.
Ø Принцип социальной справедливости.
Ø Принцип социальной защиты людей.
Ø Принцип соц. партнерства, обеспечивающее
равноправие и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и
государством.
Ø Принцип ответственности граждан за
экономическую эффективность как своей, так и общей деятельности, а также за
свой образ жизни.
Исходя из принципов, можно представить основные
функции социальной рыночной экономики. Таким образом, если общей функцией любой
экономической системы является обеспечение материальных условий
жизнеспособности общества, то она, естественно, остается таковой и для соц.
рыночной экономики. Тогда другими, специфическими ее функциями будет:
·
удовлетворение социальных потребностей
общества граждан;
·
обеспечение социальной справедливости;
·
обеспечение роста
материального и духовного благосостояния всех слоев общества в меру
экономического роста;
·
социальное умиротворение,
смягчение социальных противоречий.
Главными составляющими соц. рыночной экономики
являются рынок и государство. При этом соотношение между социальным
благосостоянием и экономическим ростом не может обозначаться строго, поскольку
оно будет, несомненно, зависеть от конкретных условий реализации модели
экономической системы (от страны, ее развитости, потенциала, менталитета
граждан). Вместе с тем на современном этапе развития экономика обладает
преимуществами по сравнению с другими экономическими системами, поскольку она
позволяет создавать модели, которые в разных условиях приводят к более (или
менее) позитивным экономическим и социальным результатам.
Суть социально ориентированной рыночной экономики
заключается в том, что государство является гарантом достойной и безопсной
жизни граждан; государство “берет свои в руки” управление рыночной экономикой
дабы обеспечить стабильность и правомерность всех процессов, которые в свою
очередь затрагивают социальные институты.
Шведская модель организации экономической и
политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой
стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений,
глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и
социальных гарантий для большинства населения. Назовем главные из них:
—
высокий уровень развития
полит. культуры, кооперационный характер отношений между разными слоями и
группами населения и полит. партиями, сложившийся на основе взаимного понимания
коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже
самые острые вопросы на основе соц. приемлемых компромиссов и научной экспертизы
(кооперационная культура) в экономической сфере – высокая конкурентоспособность
промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного
на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии
гос. институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных
предприятий с малыми и средними в крупные единые научно-производстввенные
системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер
деятельности, начина от производства новых знаний до их освоения инновационным
предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов
изделий (инновационный климат);
—
в соц. области –
возрастание среди традиционных факторов производства (труд – капитал –
технологии – природные ресурсы) значения человеческого фактора –
высококвалифицированного, творческого характера труда, которое получило
выражение в концепции “человеческого капитала” и соц. направленности
экономического развития страны, обеспечивающей высокий уровень политической и экономической
стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума
шведского типа (соц. ориентация).
Основанный на этих принципах шведский тип организации
жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие
жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на
получении своеобразной “технологической ренты”, получаемой страной на
внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции.
Опыт Швеции интересен том отношении, что в ее
социально-экономической практике общие закономерности развития социально риентированной
рыночной системы хозяйства, присущие любым другим странам на стадии
постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.
Шведская разновидность государства
всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на
кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском “доме для народа” высокий
уровень жизни и социальной защищенности, которые обеспечивают для большинства
населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение,
финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и
госбюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.
В Швеции налог на доходы физических лиц варьируется от 31%, если он
не превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого порогового минимума.
Корпоративный налог был снижен с 50%в 1980-х гг. до 25% в настоящее время.
Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. И составляет в среднем 25%[1] . Шведскому государству
удалось на протяжении длительного времени сочетать полную занятость и соц.
защиту с высокой экономической эффективностью и быстрым ростом
производительности труда.
Швеции принадлежит приоритет по многим начинаниям социально-экономического
плана: в проведении активной политики выравнивания доходов и высокой доли
перераспределения через госбюджет национального продукта, выработке курса на
эгалитарное общество всеобщего благоденствия; организации социального диалога;
перехода от политики потребительского отношения к окружающей человека природной
среде к экологически дружественной политике промышленного развития через
ужесточение норм загрязнения и других экологических стандартов, запрет на
строительство АЭС.
Первая в 20в. реформа шведской социально-экономической
системы была проведена в 1930-е гг. Выход из кризиса, как и во всех
капиталистических странах, был найден в усилении государственного регулирования
и осуществлен путем повышения распределительных функций госбюджета при усилении
социального обеспечения.
Один из основателей шведского варианта концепции социального
рыночного хозяйства – Г. Мюрдаль справедливо связал прогресс в экономическом и
индустриальном развитии с прогрессом социальным, а трудности в достижении роста
объяснял отсталостью и архаичностью общественных структур.
Согласно его концепции экономический кризис, если он
принимает затяжной характер, должен служить двигателем изменения своей
структуры общественных и политических отношений, функций полит. институтов, как
это и произошло в Швеции в 1930-е гг. и было продолжено в послевоенные годы.
Шведский опыт показывает, что экономическая система,
которая позволяет компенсировать высококвалифицированный и интенсивный труд,
создающий высококачественную и инновационную продукцию или услуги, возрастающим
уровнем жизни, пробуждает и вводит в действие на пользу экономическому и
общественному развитию могучие созидательные силы общества. Тот крупный
общественный сдвиг в сторону соц. ориентированного рыночного хозяйства, который
начался в Швеции в 1930-х гг. и был продолжен в 1960-1970-ее гг., обеспечил
мощный подъем и поныне, потребовав в начале 1990-х гг. некоторой перенастройки
политико-экономического механизма.
Экономическое регулирование
в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство
контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей
силы, а также цены через антимонопольное законодательство и специальные
ведомства, такие, как Ведомство по делам цен и картелей, Суд по делам
антикарательного регулирования, специфический юридический институт -
специальное доверенное лицо – омбудсмен, которое следит за соблюдением правил
свободной конкуренции. Швеция имеет большой опыт регулирования цен, контроля за
конкуренцией и введения ограничений на несправедливую торговую практику. В
послевоенные годы государство регулировало цены преимущественно через
антимонопольное законодательство, а также через установление технических
нормативов, таможенного и импортного регулирования, выделение субсидий,
предназначенных для поддержания приемлемых для потребителей цен и тарифов,
контроль над экономической деятельностью муниципалитетов. В связи с расширением
конкуренции из-за внешнеторговой либерализации и присоединения к ЕС, а также
снижением инфляции в шведской экономике и произошел отказ от контроля над
ценами, так как он стал попросту излишним. Кроме того, свободу проведения
ценовой политики и введения контроля над ценами теперь ограничивают правила ЕС:
ведь Швеция инкорпорировала в свое законодательство 1400 общеевропейских норм.
Де регуляция экономической жизни, характерная для Швеции в 1990-х гг.,
восстановление экономического роста, повышение состязательности со стороны
внешних торгово-экономических партнеров, снижение инфляции - все это снизило
потребности в государственном регулировании цен в стране. В настоящее время
контроль в Швеции над ценами осуществляется в основном при помощи
антимонопольного законодательства.
Государственный бюджет Швеции
подтверждает, что шведская экономическая система ориентирована на достижение
социальных целей: обеспечение относительной эгалитарности, понимаемой как
уменьшение при помощи налогов резкой дифференциации доходов, уменьшение
бедности при обеспечении полной занятости. Более 50% ВВП страны проходит
перераспределение через государственный бюджет, в том числе более 2/3 этой
части валового продукта страны направляется на услуги социальной
направленности, включая бесплатное здравоохранение, образование и др.
Гуманность шведской социальной политики проявляется
и в том, что работодатели 43% фонда заработной платы отчисляют в фонды
пенсионного страхования, а пособия по болезни или уходу за ребенком
выплачиваются в размере 90% заработка[2].
Новшеством, существенно продвигавшим
Швецию по пути социализации, было предложение шведских профсоюзов (еще в 1970-х
гг.) создать контролируемые профсоюзами и финансируемые за счет налогов
инвестиционные фонды трудящихся, которые приняли бы на себя руководство
шведскими корпорациями.
После многочисленных дебатов и колебаний
предложение было реализовано в смягченном варианте одновременно с мерами
реорганизации государственной пенсионной системы в 1993 г., однако уже в
следующем году оно было дезавуировано буржуазно ориентированным правительством.
В системе государственного регулирования
экономики страны нашли отражение идеи рациональной централизованной экономики и
социального планирования, развитые Г.Мюрдалем. Кооперативный характер отношений
между предпринимателями, политической элитой и трудящимися выразился в том, что
был найден компромисс глобального характера. Они взаимно признали следующие
уступки друг другу: рабочее движение отказалось от проведения широкомасштабной
национализации, а шведские работодатели признали за социал-демократами право на
проведение социально ориентированных реформ и трансформацию Швеции в
государство всеобщего благоденствия. Сложилась своеобразная политическая
культура мирного разрешения конфликтов на основе консенсуса, исключающего
подчинение одной стороны другой.
В последние 50 лет у власти находились
почти все время социал-демократические правительства. Стабильность социальной
направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения
цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на
жилые помещения - в 5, на офисные помещения - в 4, в то время как на
потребительские товары - только в 2 раза.
Когда шведская модель социально
ориентированной экономики достигла зрелости, стали проявляться некоторые
негативные черты: появилась безработица, замедлились темпы экономического
роста, снизилась эффективность, ослабились стимулы к интенсивному,
высококачественному труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие
слои трудящихся проявили солидарность в том, что взаимно согласились на
корректировку модели организации и функционирования шведского общества. Эта
перенастройка началась в 1990-е гг., как раз накануне присоединения к ЕС.
Шведское законодательство было отрегулировано в соответствии с неолиберальными
принципами, получившими применение в Евросоюзе: были несколько сокращены
расходы на социальные нужды, что привело к незначительному снижению уровня
жизни отдельных слоев населения (однако не боле, чем на 10%), были уменьшены
корпоративные налоги - сначала с 50 до 30%, а затем до 25%[3] - что имело целью
стимулировать инвестиции и поддерживать полную занятость. В начале 1990-х гг.
проводилась жесткая антиинфляционная политика, продолжались реформы по линии
ужесточения требований к получателям социальных выплат, улучшения условий
деятельности для малых и средних предприятий, уменьшения налогов на имущество.
За 1991-1996 гг. в Швеции было осуществлено около 300 изменений правил в
системе социального обеспечения и 50 изменений в правила регулирования рынка
труда. В результате своевременно предпринятой корректировки экономической
политики удалось переломить начавшийся в стране кризис, выразившийся в
сокращении ВВП Швеции в период с 1991 по 1993 гг. Уже с 1994 г. начался
промышленный и экономический рост: с 1994 по 1996 гг. ежегодный прирост
составил 2,8%[4].
Динамика производительности труда, превышающая средние для стран-участниц ОЭСР
показатели, подтвердила, что направление реформы по-шведски было выбрано
правильно.
Таблица 1
Рост производительности труда в
час в производящих отраслях[5]
|