Социально-психологические аспекты управления персоналом
Силу действующих побудительных мотивов в трудовом поведении
человека в условиях рынка принято измерять денежной ценой. Разумеется,
экономическая наука пока не в состоянии измерять любые побудительные мотивы как
таковые, будь то высокие или низкие, в настоящее время можно измерять лишь их
движущую силу. Деньги отнюдь не служат идеальным средством измерения этой
силы, они не являются даже сколько-нибудь удовлетворительным средством
измерения этой силы, если строжайшим образом не учитывать общие условия, в
которых они функционируют. Однако при таком учете деньги служат вполне
приемлемым мерилом движущей силы большой части побудительных мотивов,
формирующих образ жизни людей, в том числе и производственное поведение
персонала на предприятиях.
Современная экономическая теория позволяет классифицировать
все человеческие потребности как первичные и вторичные. Первичные потребности
по своей природе являются физиологическими и, как правило, врожденными, вторичные
потребности по своему происхождению можно считать психологическими. Первичные
потребности заложены в человеке генетически, вторичные появляются с опытом.
Вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.
Потребности, как и мотивы поведения человека, невозможно непосредственно
наблюдать или измерять, об их существовании можно судить лишь по поведению
людей.
Механизм взаимодействия между потребностями человека и
мотивами его поведенческой деятельности был раскрыт американским психологом А.
Маслоу, разработавшим так называемую иерархию потребностей, согласно которой
все потребности людей можно разделить на пять основных категорий.
1. Физиологические потребности являются необходимыми для
выживания человека и включают потребности в пище, воде, жилье, одежде, отдыхе и
многие другие естественные потребности людей.
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем определяются
необходимостью защиты людей от физических и психологических опасностей со
стороны окружающего мира, сохранения их здоровья и стабильного уровня жизни и,
конечно, наличия интересной и высокооплачиваемой работы и т.д.
3. Социальные потребности выражают желание человека быть
причастным к общению с другими людьми, чувствовать их поддержку и привязанность
и т.д.
4. Потребности в уважении предполагают необходимость признания
личных достижений человека, уважительного отношения к персоналу на производстве
и во всех сферах жизни и т.д.
5. Потребности самовыражения включают возможность самореализации
человека, его стремление к развитию своего внутреннего потенциала, творческих
способностей и т.п.
В теории иерархии человеческих потребностей предполагается,
что в каждый конкретный момент человек будет стремиться к удовлетворению той
потребности, которая для него является наиболее важной, естественно, начиная с
самого низкого уровня, т.е. с физиологических потребностей. Прежде чем потребность
следующего уровня станет определяющим фактором поведения человека, должна быть
удовлетворена потребность более низкого уровня.
В зарубежном менеджменте существуют и другие системы
классификации человеческих потребностей. Одни авторы выделяют человеческие
потребности существования, связи и роста, вторые — достижения, соучастия и
власти, третьи предлагают Двухфакторную схему классификации потребностей людей,
включающую совокупность гигиенических и мотивирующих факторов поведения
человека.[44]
Предложенные системы классификации потребностей в основном
повторяют иерархическую схему, являющуюся наиболее полной. Вместе с тем следует
признать, что все известные схемы классификации потребностей человека являются
в значительной степени общими или даже условными, так как недостаточно
учитывают и, возможно, не могут учитывать всех индивидуальных потребностей различных
категорий персонала. В принципе, как справедливо заметил М.Х. Мескон, людей
можно отнести к той или иной достаточно широкой категории, характеризующейся
какой-либо потребностью высшего или низшего уровня, но четкой пятиступенчатой
иерархической структуры потребностей людей, по-видимому, просто не существует.[45]
Как с теоретических, так и с практических позиций особенно
важными являются не только классификация потребностей, но и обоснование уровня
их удовлетворения. Профессор Б.М. Генкин предложил выделять для потребностей
существования людей три основных уровня их удовлетворения: минимальный,
нормальный, роскошный.
Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования
обеспечивает выживание человека и создает объективную возможность появления
социальных и духовных потребностей. На большинстве отечественных предприятий
для многих категорий работников не обеспечен даже этот уровень потребностей, о
чем свидетельствуют задержки заработной платы, трудовые конфликты и
коллективные забастовки.
Нормальный уровень удовлетворения физиологических потребностей
может быть установлен как объективно, так и субъективно. Объективной оценкой
данного уровня может служить научно обоснованный потребительский бюджет,
которому в полной мере должен соответствовать существующий в Российской
Федерации минимальный уровень заработной платы.
Уровнем роскоши можно считать значительное превышение
нормального уровня удовлетворения физиологических, социальных и духовных
потребностей человека. В современных условиях данный уровень имеют крупнейшие
российские предприниматели, члены семей которых своим жизненным укладом и
личным богатством демонстрируют свое высокое положение и превосходство над
всеми остальными людьми.
Как свидетельствуют рассмотренные характеристики основных
потребностей, в природе не существует общая для всех иерархия как
физиологических, так и социальных и духовных запросов. Все человеческие
потребности зависят от индивидуальных особенностей людей, уровня развития их
личных способностей, а также общих доходов и многих других факторов, которые
необходимо учитывать в действующих на отечественных предприятиях и фирмах
системах организации труда и производства.
Трудовая деятельность персонала в любой организации является
целенаправленной и мотивированной. Под мотивацией в научном и практическом
менеджменте понимается процесс побуждения себя и других к деятельности для
достижения своих личных и общих целей организации. Совпадение личных и
общественных целей служит научной основой управления трудом персонала на всех
предприятиях и фирмах, поскольку выбор и обоснование единой производственной
или экономической цели является первой функцией современного менеджмента,
главной задачей персонала на всех уровнях управления.
Взаимодействие форм и систем организации труда и производства
в рыночных отношениях строится, по-видимому, на достижении общих экономических
целей. При планировании и организации работы персонала каждый руководитель
определяет, что конкретно должна выполнить в целом вся фирма, что, когда и как
должен сделать тот или иной работник. Если выбор и обоснование решений о цели
совместной деятельности были сделаны правильно и мотивированно, то всякий
руководитель получает возможность координировать усилия своих сотрудников и
наилучшим образом использовать потенциальные возможности каждого работника и
всего персонала. Таким образом, правильное управление персоналом и хорошая
мотивация создают условия не только для успешного достижения общей конечной
цели производства, но и для полной трудовой отдачи всех работников, развития
их творческой активности и удовлетворения как физических, так и духовных
потребностей. Модель производственного поведения работников в процессе
трудовой деятельности должна учитывать воздействие не только внешних факторов
со стороны одного руководителя или всего организационного окружения, но и
многих внутренних человеческих мотивов. Включаясь в свою трудовую
деятельность, каждый работник в любой организации интересуется не столько общими
целями и результатами работы, сколько своими личными потребностями. Всякого
работника в условиях рыночных отношений прежде всего интересуют многие его
личные цели и задачи, затраты и результаты: что он должен конкретно и в каких
условиях делать, какие затраты физических и умственных усилий от него
потребуются, какими своими свободами он должен жертвовать во имя общего дела, с
какими людьми и как ему предстоит взаимодействовать, как будет оцениваться и
вознаграждаться его труд, сколько он лично может получить за выполнение работы
или услуги и т.д. От этого и ряда других факторов зависят не только
удовлетворенность человека собой, своим взаимодействием с организацией, но и
мотивация его личного отношения к работе, величина трудового вклада в общие производственные
и финансовые результаты деятельности организации. Сочетание личных и
общественных мотивов деятельности человека на отечественных предприятиях
является одной из важнейших задач как управления персоналом, так и в целом
всего производственного менеджмента.[46]
Следовательно, механизм мотивации должен стать центральным
звеном в системе организации и управления производством на каждом предприятии.
Именно поэтому в отечественном менеджменте мотивации человека к трудовой
деятельности отводится важное место. Данная мотивация позволяет найти ответы
на многие вопросы: почему люди вообще работают; почему одни выполняют легкую
работу и остаются недовольны, а другие получают удовольствие даже от тяжелой
работы; что следует делать для того, чтобы люди работали лучше и продуктивнее;
чем вызывается желание и потребность работать именно в данной организации или
должности?
Путь к эффективному производству, как учит мировой опыт,
проходит через понимание побудительных мотивов человека к трудовой деятельности,
или мотивации, представляющей собой совокупность внутренних и внешних сил к
осуществлению определенных действий. Процесс воздействия на человека с целью
побуждения его к выполнению запланированной деятельности путем пробуждения
соответствующих внутренних мотивов и внешних поступков принято называть
мотивированием, или мотивацией.
Взаимодействие мотивов и мотивации в трудовой деятельности
человека, как известно, составляет научную основу управления трудом персонала,
в том числе и его занятостью. В зависимости от того, какие цели преследует
мотивация, можно назвать два вида мотивирования: внешнее и внутреннее. Внешнее
мотивирование представляет собой своего рода процесс административного
воздействия или управления: руководитель поручает работу исполнителю, а тот ее
выполняет. При таком виде мотивирования руководителю необходимо знать, какие
мотивы могут побуждать конкретного работника выполнить работу качественно и в
срок: это может быть как нормальная оплата работы или премия, так и простая
похвала или иной вид морального поощрения. Внутреннее мотивирование является
более сложным процессом и предполагает формирование определенной мотивационной
структуры человека. В этом случае следует найти психологический способ усиления
желательных качеств личности работника и ослабления негативных факторов,
например снижения монотонности труда и др. Данный тип мотивации требует от
менеджера гораздо больших усилий, знаний и способностей.[47]
В производственной деятельности оба вида мотивирования тесно
взаимодействуют. Внутренняя мотивация в большей степени определяется
содержанием или значимостью самой работы. Если эта работа интересует
работника, позволяет реализовать его природные способности и склонности, то
это само по себе является сильнейшим мотивом к активной трудовой деятельности.
Наряду с этим существенным внутренним мотивом может быть значимость работы для
развития определенных качеств человека, а также полезность данного вида
деятельности для профессиональной группы работников и т.д.
Мотивация персонала на предприятии осуществляется различными
методами: разъяснением, воспитанием, личным примером, системами поощрений и
наказаний работников и т.д. Отдельные способы мотивации принято называть
мотиваторами (они могут применяться к человеку на любой стадии его трудовой
деятельности). Степень воздействия одного и того же мотиватора может быть
неодинакова в зависимости от времени его применения. Воздействие мотиваторов на
разные категории персонала может быть также неодинаковым: на одних людей лучше
действуют одни способы, на других — иные. Наибольшее влияние все категории
персонала оказывает материальное поощрение или
стимулирование.[48]
Стимулирование на предприятии выполняет важную роль
действенных мотиваторов или основных носителей интересов работников. В качестве
стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей и
многие иные ценности, которые могут быть предложены работнику в компенсацию за
его Повышенные умственные или физические усилия. Не на все стимулы человек
реагирует одинаково заинтересованно. Процесс использования стимулов на разных
этапах организации и управления производством также должен быть различным.
Наибольшее распространение стимулирование приобрело в производственных
подразделениях, занятых изготовлением товаров и их доставкой на рынок.
Мотивация и стимулирование персонала оказывают
значительное воздействие на развитие у работников сих важных характеристик их
трудовой деятельности, как ответственность, старание, усердие, настойчивость,
добросовестность и т.д.
В управлении производством на отечественных предприятиях
применяются две основные формы мотивации: по результатам и по статусу.
Мотивация по результатам обычно применяется там, где можно сравнительно точно
определить и разграничить результат деятельности одного работника или группы
сотрудников. При этом вознаграждение обычно связывается с выполнением
конкретной работы или относительно обособленного этапа работы. Мотивация по
статусу или рангу основана на интегральной оценке деятельности сотрудника,
учитывающей уровень его квалификации, качество труда, отношение к работе и
другие показатели, определяемые конкретными условиями деятельности человека в
своей организации.
Выбор той или иной формы мотивации определяется не столько
содержанием работы, сколько действующими принципами управления в данной
организации, сложившимися национальными традициями и корпоративной культурой.
На американских фирмах преобладает мотивация по результатам, основанная на
развитой системе разделения труда, поточно-массовом производстве и традициях
индивидуализма. Для японских компаний характерна ранговая мотивация,
соответствующая традициям коллективизма и взаимопомощи, хорошим горизонтальным
связям между сотрудниками и широкому перечню выполняемых персоналом функций.
В зарубежных системах управления персоналом существует много
различных теорий мотивации, основанных на выявлении влияния различных групп
факторов на трудовые взаимоотношения сотрудников организации и конечные
результаты их деятельности. Среди данных теорий важное место занимают теория
потребностей, а также теории обогащения труда, ожидания результатов,
справедливого вознаграждения и другие содержательные и процессуальные теории
мотивации. Каждая из означенных теорий пытается объяснить трудовое поведение
человека, используя различные психологические и физиологические концепции деятельности
персонала. Комплексная процессуальная теория мотивации включает элементы
теории ожидания и теории справедливости. Процесс мотивации зависит от действия
следующих переменных: усилия, восприятия, результатов, вознаграждения, степени
удовлетворения.[49]
Во всех существующих системах мотивации персонала должно
быть установлено правильное соотношение между вознаграждением и результатом.
Человек находит наиболее полное удовлетворение через вознаграждение за
достигнутые результаты. Конечным мерилом того, насколько ценно вознаграждение,
служит показатель удовлетворенности. Удовлетворение — это результат внешних и
внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Высокая результативность
труда выступает причиной полного удовлетворения, а не его следствием. Мотивация
персонала является не простым элементом причинно-следственных связей, а
единой взаимоувязанной системой, объединяющей в единый комплекс такие
человеческие факторы, как усилия, способности, результаты, вознаграждение и
удовлетворение. Применение теории мотивации на производстве позволяет лучше
управлять персоналом всех категорий, обеспечить более рациональное
использование всех экономических ресурсов на каждом предприятии.
На ОАО «АвтоВАЗ» применяются самые разнообразные методы
трудовой мотивации, связанные с практической деятельностью персонала[50]:
• осознание важности выполняемой работы;
• перспектива служебного продвижения;
• принадлежность к передовому предприятию;
• предоставление льгот лучшим работникам;
• справедливое начисление заработной платы;
• растущее экономическое положение предприятия;
• участие работников в принятии решений;
• авторитетность руководителей.
В отечественной экономической науке и хозяйственной практике
широко известны рекомендации А. К. Гастева о мотивации персонала, основой
которых являются рациональная организация и стимулирование труда всех
категорий работников. Важнейшими признаками рационально организованной и
хорошо мотивированной работы можно считать соблюдение следующих правил «Как
надо работать»[51]
Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать, чтобы в
голове окончательно сложились модель готовой работы и весь порядок трудовых
приемов.
Не браться за работу, пока не подготовлены весь рабочий
инструмент и приспособления для работы.
На рабочем месте не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту
не суетиться и не искать нужного среди ненужного.
За работу никогда не надо браться круто, а входить в работу
исподволь.
По ходу работы иногда надо усиленно приналечь, чтобы осилить
что-нибудь из ряда вон выходящее, или сделать сообща, артельно.
Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы удобно было
работать.
Во время работы надо обязательно отдыхать: при тяжелой работе
отдых должен быть больше, при легкой — меньше.
Если работа нейдет, то не нужно горячиться, а лучше сделать
перерыв, одуматься и приняться снова.
Не надо в работе отрываться для других дел, кроме необходимого
в самой работе.
Таким образом, теория и практика мотивации могут способствовать
совершенствованию организации труда и производства на отечественных
предприятиях. Мотивация служит надежной основой управления по результатам.
Переход к управлению по результатам в российской экономике означает
широкомасштабный процесс повышения трудовой отдачи всех работников. Основополагающая
экономическая истина, остающаяся неизменной в течение многих столетий, состоит
в том, что высокий личный вклад каждого работника играет важнейшую роль в осуществлении
успешной деятельности любой организации. Сказанное означает, что мотивация
трудовой деятельности работников в современном производстве служит
экономической основой высокой эффективности труда всех категорий персонала.
Заключение
Переход к рыночным отношениям,
приоритетность вопросов качества продукции и обеспечение ее
конкурентоспособности повысили значимость творческого подхода к труду и
высокого профессионализма в управлении. Это побуждает искать новые формы
управления, развивать потенциальные способности персонала, повышать его
квалификационный уровень, обеспечивать высокую мотивацию к трудовому процессу.
Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений
деятельности любой фирмы и считается основным критерием ее экономического
успеха, по значимости даже впереди технического процесса. Можно иметь
передовую, современную технологию, но неквалифицированность персонала загубит
ее. Таким образом, ключевой составляющей успешного бизнеса предприятия
является управление и стимулирование персонала, а также повышение квалификации
кадров.
Проведенный анализ позволяет сделать некоторые
выводы:
·
Управление
персоналом — функциональная сфера деятельности, задача которой — обеспечение
предприятия в нужное время кадрами в необходимом количестве и требуемого
качества, их правильная расстановка и стимулирование. Целью управления
персоналом является формирование работоспособных коллективов, в которых
работники действуют с учетом собственных интересов и во благо организации в
целом.
·
Роли менеджера можно классифицировать по трем основным категориям: Межличностные, информационные
и управленческие. Данные роли менеджера тесно связаны одна с другой, вместе
взятые, они определяют объем и содержание работы по управлению персоналом и
производством независимо от особенностей деятельности организации. Менеджеры
вырабатывают стратегию развития предприятия, направляют его деятельность с
учетом рыночных требований, выполняют самые разнообразные управленческие и
функциональные обязанности.
·
При
подборе персонала в современных условиях необходимо учитывать личностные
психологические характеристики кандидатов с целью повышения эффективности
деятельности компании благодаря укреплению ее сплоченности, созданию команды.
Ряд компаний уже привлекают для этого профессиональных психологов, которым
поручается тестирование персонала.
·
В системе управления персоналом следует полнее учитывать психологические
характеристики и особенности работников с целью совершенствования
социально-психологического взаимодействия персонала в экономической
деятельности. Социально-психологическое взаимодействие работников предприятия
между собой и со своими работодателями является надежной основой эффективного
существования всей системы управления персоналом и производством.
·
Теория и практика мотивации могут способствовать
совершенствованию организации труда и производства на отечественных
предприятиях. Мотивация служит надежной основой управления по результатам. Мотивация
трудовой деятельности работников в современном производстве служит
экономической основой высокой эффективности труда всех категорий персонала.
·
На
сегодняшний день не существует одного оптимального метода набора персонала,
поэтому организация должна владеть всем набором приемов для привлечения
кандидатов и использовать их в зависимости от конкретной задачи. Современным
методом отбора персонала является методика открытого рекрутинга, который позволяет
быстро и очень качественно осуществить выбор именно тех кандидатов, которые
реально достойны работы в компании по своим личным качествам и профессиональной
подготовке.
·
Для
высокой мотивации к труду и заинтересованности в его результатах, а также для
стабилизации психологического климата в коллективе разработан ряд практических
рекомендаций.
Практическая ценность исследования
состоит в разработке и внедрении новых методов стимулирования, таких как
организационно-административные социально-психологические методы, а также новых
методов отбора персонала.
Решению многих задач, стоящих перед
руководством, призвана помочь эта работа. Проведенный анализ выявил скрытые
резервы и доказал возможность совершенствования существующей системы управления
персоналом и показал необходимость внедрения новых приемов и методов
управления.
Список используемой литературы
1. Положение о Департаменте
федеральной службы занятости населения по Субъекту РФ,2001г.
2. Трудовой кодекс РФ.- М.:Эксмо,2005г.
3. Бизюкова И.В. Кадры
управления: подбор и оценка.-М.:Дело,1998.
4. Бухалков М.И. Внутрифирменное
планирование. М.:Гардарики,2000.
5. Бухалков М.И. Управление
персоналом: Учебник-М.: ИНФРА-М,2005.
6. Веснин В.Р. Практический
менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе.-М.:Юристъ,2001.
7. Виханский О.С., Наумов А.И.
Менеджмент: Учебник.-М.:Высшая школа,2004.
8. Гастев А.К. Трудовые
установки.-М.: Ось-89, 2004.
9. Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В.,
Самыгин С.И. Управление персоналом. Серия «Высшее образование».-Ростов н/Д:
Феникс,2004.
10. Грехем Х.Т., Беннет Р.
Управление человеческими ресурсами.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004.
11. Десслер Гари. Управление
персоналом.-М.:Дело,2000.
12. Дуракова И.Б. Управление
персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. Воронеж,1998.
13. Егоршин А.П. Управление персоналом.-Н.Новгород:НИМБ,2000.
14. Еропкин А.М. Организационное
поведение.-М.:ИНФРА-М,1998.
15. Жариков Е.С. Психология
управления.-М.:МЦФЭР,2003.
16. Зайцев Г.Г. Управление
персоналом.-СПб.,2000.
17. Занковский А.Н.
Организационная психология.-М.,2000.
18. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А.
Человеческие ресурсы управления:основы управления персоналом.-М.:Дело,1999.
19. Книга делового человека:
Справочник/ под ред. Б.Ю.Сербиновского и С.И. Самыгина.М.:Дело,1999.
20. Козлов В.Д. Управление
организационной культурой. М.:Ось-89,1999.
21. Королевский М.И. Поиск и
отбор персонала.М.:Дело,1999.
22. Кочеткова А.И.
Психологические основы современного управления персоналом.-М.:ИНФРА-М,1999.
23. Кричевский Р.А. Если
вы-руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе.М.,1998.
24. Кулагин Г.А. Директорские
будни.-М.: Политиздат,1990.
25. Лукичева Л.И. Основы
менеджмента.-М.:МИЭТ,1999.
26. Маслов Е.В. Управление
персоналом предприятия: Учебное пособие.М.: ИНФРА-М,1999.
27. Межотраслевые методические
рекомендации по определению критериев интенсивности труда при выполнении ручных
работ/под ред. В.Г. Мокрушина.-М.:Экономика,1999.
28. Менеджмент персонала: функции
и методы.СПб.,1999.
29. Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори
Ф. Основы менеджмента.-М.:Дело.2001.
30. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В.
Управление персоналом,М.:Экономика,1999.
31. Определение нормативов
времени на отдых и личные надобности: Межотраслевые методические
рекомендации/под ред. Е.А.Деревянко.- М.:НИИтруда,1992.
32. Основы управления персоналом.
Учебник/под ред. Б.М.Генкина.-М.,Высшая школа,2001.
33. Питерс Т., Уотерман Р. В
поисках эффективного управления.-М.:Прогресс,1986.
34. Попов С.Г. Управление
персоналом: учебное пособие.-М.:Ось-89,2004.
35. Практическое руководство по
работе линейных руководителей АО АвтоВАЗ/Сост. Калигин Н.А.-Тольятти:
АвтоВАЗ,1999.
36. Психология менеджмента/ Г.С.
Никифоров,С.И. Макшанов и др./ СПБГУ,1999.
37. Пугачев В.П. Руководство
персоналом организации.М.:Эксмо,1999.
38. Самыгин С.Н., Столяренко Л.Д.
Менеджмент персонала.-Ростов-на-Дону:Феникс,1999.
39. Социальный менеджмент:
Учебник для вузов/под ред. Д.В.Валового.СПб.,2000.
40. Старобинский Э.Е. Как
управлять персоналом.М.:Дело,1999.
41. Томилов В.В., Семеркова Л.Н.
Маркетинг рабочей силы.СПб.,2001.
42. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж.
Стратегический менеджмент.М.: ИНФРА-М,2000.
43. Травин В.В., Дятлов В.А.
Менеджмент персонала предприятия.СПб.,2003.
44. Управление организацией:
Учебник/под ред. А.Г. Поршнева-М.:ИНФРА-М,2002.
45. Управление персоналом. Учебное
пособие.М.:Ось-89:2004.
46. Управление персоналом/под
ред. Т.Ю.Базарова.М.:Дело,1999.
47. Управление персоналом/под
ред. А.Я.Кибанова.М.:Политиздат,1999.
48. Управление персоналом/под
ред. Б.Ю.Сербиновского и С.И.Самыгина.М.: ИНФРА-М,1999.
49. Хентце И., Метцнер И. Теория
управления кадрами в рыночной экономике. М.: Дело,2000.
50. Шейнов В.П. Как управлять
другими. Как управлять собой: искусство менеджера.М.:Эксмо,1996.
51. Шекшня С.В. Управление
персоналом современной организации (изд. 4-е) М.: Эксмо,2004.
52. Шкатулла В.И. Настольная
книга менеджера по кадрам. М.:
ИНФРА-М,1999.
[1] Управление персоналом/ Под ред. Т.Ю. Базарова М.,1999. С.194
[2] Зайцев Г.Г. Управление персоналом. СПб., 2000. С.56
[3] Управление персоналом/ Под ред. А.Я.Кибанова. М.,1999. С.44
[4] Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. М.,2003.
С.245
[5] Основы управления персоналом: Учебник / под ред. Б.М.Генкина.-М.: Высшая
школа, 2001. С.164
[6] Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления:основы
управления персоналом.-М.,Дело,1999. С.177
[7] Самыгин С.Н., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала.- Ростов-на-дону:
Феникс,1999. С.57
[8] Управление организацией: Учебник/под ред. А.Г. Поршнева.-М.:ИНФРА-М,
2002. С.423
[9] Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой
работе.-М.: Юристъ,2001. С.186
[10] Лукичева Л.И. Основы менеджмента.-М.:МИЭТ,1999. С.177
[11] Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом,
М.:Финстатинформ,1999. С.89
[12] Менеджмент персонала:функции и методы.М.,1999. С.82
[13] Управление персоналом/Под ред. Б.Ю.Сербиновского и С.И. Самыгина.
М.,1999. С.271
[14] Егоршин А.П. Управление персоналом.- Н.Новгород: НИМБ,2000. С.351
[15] Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления.-М.,Прогресс.
С.96
[16] Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. М:
ИНФРА-М.:1999. С. 48-53
[17] Занковский А.Н. Организационная психология М.,2000. С.88
[18] Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. М.,2000. С.56
[19] Кулагин Г.А. Директорские будни.-М.: Политиздат,1990. С.122
[20] Книга делового человека:Справочник/под ред. Г.А.Краюхина и
Э.С.Минаева.-М.: Высшая школа,1993. С.99
[21] Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом. Серия
«Высшее образование».-Ростов н/Д: Феникс,2004. С.301
[22] Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник.-М.:ИНФРА-М,2005. С.284
[23] Томилов В.В. , Семеркова Л.Н. Маркетинг рабочей силы. СПб.,2001. С.189
[24] Королевский М.И. Поиск и отбор персонала. М.,1999. С.199
[25] Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М.,1998. С.233
[26] Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации (изд. 4-е).
М., 2000.С.204
[27] Грехем Х.Т., Беннет Р. Управление человеческими ресурсами.-М.:
ЮНИТИ-ДАНА,2004. С.285
[28] Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование
зарубежного опыта. Воронеж,1998. С.57
[29] Грачев Н.В. Суперкадры М.,1993. С.66
[30] Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка-М., 1998. С.166
[31] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.- М.: Высшая
школа,2004.С.266
[32] Жариков Е.С. Психология управления. М.: МЦФЭР.:2003. С. 126-127
[33] Бухалков М.И. Управление персоналом: учебник. М.:ИНФРА-М.: 2005.
С.54-57
[34] Определение нормативов времени на отдых и личные надобности:
Межотраслевые методические рекомендации/ Под ред. Е.А. Деревянко.-М.:
НИИтруда,1992.С.16
[35] Управление персоналом: Учебное пособие. М.:Ось-89: 2004. С. 39-40
[36] Гастев А.К. Трудовые установки.- М.: Экономика,1999. С. 67
[37] Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник.-М.:ИНФРА-М,2000.
С.185
[38] Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М.,1999. С.69
[39] Кричевский Р.А. Если вы-руководитель.Элементы психологии менеджмента в
повседневной работе.М.,1999.С.287
[40] Грехем Х.Т., Беннет Р. Управление человеческими ресурсами: Учебное
пособие для вузов/Пер. с англ. Под ред. Т.Ю. Базарова и Б.Л.Еремина.
М.:ЮНИТИ_ДАНА. 2003. С. 181-200
[41] Зайцев А.К. Управление персоналом. СПБ.,2002. С. 130-131
[42] Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом.
Ростов н/Д: Феникс.2004. С. 67-70
[43] Межотраслевые методические рекомендации по определению критериев
интенсивности труда при выполнении ручных работ/ Под ред. В.Г. Мокрушина.-М.:
Экономика.1999.-С. 44
[44] Хентце И., Метцнер И. Теория управления кадрами в рыночной экономике.
М: 2000. С. 34-45
[45] Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента/ пер. с
англ.-М.:Дело.2000. С.450-455
[46] Попов С.Г. Управление персоналом: учебное пособие.-М:Ось-89, 2004.
С.123-130
[47] Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой
работе. М.,1998. С.78-89
[48] Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления
персоналом. М.,1999. С.18
[49] Десслер Гари. Управление персоналом. М.,2000. С.246-256
[50] Практическое руководство по работе линейных руководителей АО АвтоВАЗ/
Сост. Калигин Н.А.- Тольятти: АвтоВАЗ, 1997. С.145
[51] Гастев А.К. Как надо работать. М.: Экономика. 1999. С. 34-36
Страницы: 1, 2, 3, 4
|