Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ
Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»
Кафедра финансов и кредита
КУРСОВАЯ работа
на тему: «Социальное страхование в системе социальной защиты
населения РБ»
Гомель 2006
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
Введение………………………………………………………………………
|
3
|
1. Экономическая сущность социального
страхования……………
|
6
|
2. Особенности организации социальной
защиты населения в Республике Беларусь……………………………..………………………….
|
21
|
3. Международный опыт социального
страхования..………………….
|
|
4. Тенденции и направления совершенствования
социального страхования в Республике Беларусь..…………………………………….
|
46
|
Заключение…………………………………………………………………...
|
58
|
Список использованных источников……………………………………..
|
62
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Тема курсовой работы «Социальное
страхование в системе социальной защиты населения» является актуальной и
современной, так как наличие системы социальной
защиты населения характерно практически для всех стран и необходимость в ней
для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих
возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные
потребности.
Значение и уровень системы социальной защиты
населения предопределены факторами личного характера, системными изменениями
экономико-политического плана, природно-географическими и
культурно-историческими особенностями государств. В период обострения экономических
проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и
совершенствования становится наиболее значимой и актуальной.
Оценка
современного состояния решаемой проблемы. На сегодняшний день система социального страхования Беларуси переживает не лучшие
времена. В наиболее сложном положении находится главная ее составляющая -
пенсионная система. Она унаследовала многие недостатки пенсионной системы
бывшего Советского Союза. В то время через пенсионное обеспечение нередко решались
несвойственные ему задачи путем установления различных льгот и привилегий.
Такая система гасит инициативу платить страховые взносы и, по определению
международных экспертов, дает "чересчур рано, слишком многим и совсем
мало". При этом сохраняется анахроническая щедрость условий
предоставления пенсий.
Цели и задачи. Целью курсовой работы
является изучение тенденций социального страхования в системе социальной защиты
населения и разработка путей и направлений совершенствования социального
страхования в Республике Беларусь.
Исходя из поставленной цели вытекают основные
задачи курсовой работы, которые сведены к следующим:
·
ознакомление
с теоретическими аспектами социального страхования;
· изучение особенностей
организации социальной защиты населения в Республике Беларусь;
·
ознакомление
с международным опытом социального страхования;
·
изучение тенденций
и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
Предмет
исследования. Предметом исследования курсовой работы явились методологические,
практические вопросы совершенствования социального страхования в Республике
Беларусь.
Объектом
исследования. Объектом является социальное страхование в системе социальной защиты
населения РБ.
Основные и
исходные данные для разработки темы. Основными законодательными актами, используемыми в курсовой
работе являются: О пенсионном обеспечении: закон
Республики Беларусь от 17апреля 1992 г. № 596-ХП [18], Об основах государственного социального страхования: закон
Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII [15]. Также
в курсовой работе использовались данные, тактических и стратегических прогнозов
экономического и социального развития, внеучетные источники информации.
По данной теме
была использована научная литература таких авторов как В. И. Роик [20], О.
Ананич [4], Л. Г. Колпина [12], В. В. Николаевский [14], И. Н. Алешкевич [3] и
других авторов.
Перечень примененных методов исследования. В процессе исследования
данной курсовой работы были использованы как общенаучные, так и специальные
методы исследования : анализ, синтез, сравнение, а также
экономико-статистический и метод технико-экономических расчетов.
Характеристика объема и структуры работы. Основная часть курсовой
работы содержит четыре главы. В первой главе курсовой работы рассматриваются
теоретические, методические и правовые аспекты экономической сущности социального
страхования. Во второй главе курсовой работы анализируется особенности
организации социальной защиты населения в Республике Беларусь. В третьей главе
рассматривается международный опыт социального страхования. В четвертой – раскрываются
возможные пути, тенденции и направления совершенствования социального
страхования в Республике Беларусь. В заключении излагаются теоретические
выводы, вытекающие из результатов исследования. Список использованных
источников включает в себя перечень использованных в курсовой работе
законодательных актов Республики Беларусь, перечень научных статей, учебников,
методических пособий по написанию курсовой работы.
1.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Одним из объективных факторов развития общества
является необходимость материального обеспечения лиц, которые в силу
определенных причин не участвуют в общественном труде и не могут за счет оплаты
по труду поддерживать свое существование. На содержание таких членов общества
направляется часть созданного валового продукта, специально обособляемая
обществом для этих целей. В условиях функционирования товарно-денежных
отношений эта часть общественного продукта используется посредством
формирования и использования определенных денежных фондов.
Таким образом, социальное страхование — это
система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных
средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической
трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать
ее по различным причинам.
Сущность социального страхования характеризуется
рядом признаков, принципов и функций. К основным признакам относятся [21, с.136]:
• наличие риска случайного характера и страха его
проявления с соответствующими негативными последствиями;
• повторяемость и предсказуемость страховых событий;
• инверсия эксплуатационного цикла (опережение платы за страховую
защиту по отношению к выплате страхового возмещения);
• договорной характер отношений между страхователями и страховщиками;
• эквивалентность и замкнутость отношений страховщика и
страхователя, означающие выплату страхового возмещения при наличии договора
страхования, уплаты страхового взноса (премии) и в соответствии с объемом
страховой защиты;
• свобода в выборе страхователями страховщика, объектов
страхования и страховой суммы при добровольной форме страхования.
Организация социального страхования базируется на
следующих основных принципах [12, с. 104]:
·
личная ответственность – сами работники участвуют в
финансировании страхования, размер выплат зависит от предварительных взносов
работников и их страхового стажа;
·
солидарность – работодатели, трудящиеся и государство принимают
финансовое участие в страховании, оказывая своими взносами материальную помощь
(при наступлении страховых случаев) менее обеспеченным;
·
организационное самоуправление – руководство органами социального
страхования осуществляется полномочными представителями работников и
работодателей, что укрепляет солидарность двух социальных субъектов и страховых
сообществ, делает систему социального страхования “прозрачной” для
общественности, способствуя социальной стабильности, формированию
демократического сознания населения;
·
всеобщность – социальное страхование распространяется на самые
широкие круги нуждающихся в нем, что выражается в законодательном закреплении
гарантий реализации прав застрахованных, порядка осуществления соответствующих
выплат и предоставления услуг;
·
обязательность (принудительность) социального страхования
независимо от воли и желания работодателей и застрахованных, что находит
выражение в обязательном характере (по закону) уплаты страховых взносов
работодателями и работниками, а также в определенных случаях и государством (из
государственного бюджета);
·
государственное регулирование - законодательное закрепление
гарантий прав в области страховой защиты, уровня выплат и качества услуг,
условий назначения пособий, контроля за правильностью использования финансовых
средств.
Чтобы определить и проанализировать задачи
социального страхования необходимо отметить его основные функции и виды.
К важнейшим функциям социального страхования, как
составляющей социальной политики относятся [23, с. 234]:
·
защитная функция заключается в поддержании сложившегося материального
уровня застрахованного, если обычный источник дохода становится для него
недоступным, а также, когда ему предстоят дополнительные непредвиденные
расходы, не предусмотренные в его привычном бюджете;
·
компенсирующая функция состоит в возмещении ущерба утраты
трудоспособности и ущерба здоровью с помощью материального возмещения утраты
заработка, а также оплаты услуг в связи с лечением и реабилитацией;
·
воспроизводственная функция заключается в том, что социальное
страхование призвано обеспечивать застрахованным (и членам их семей) покрытие
всех расходов, достаточных для нормального протекания воспроизводственного
цикла (что охватывает практически весь жизненный цикл) в случае болезни,
старости, инвалидности, безработицы, беременности;
·
перераспределительная функция определяется тем, что социальное
страхование значительно влияет на общественное распределение и
перераспределение. Социальные выплаты увеличивают долю вновь созданной
стоимости, направляемой на потребление застрахованным. Сущность функции
заключается в разделении материальной ответственности за социальные риски между
всеми застрахованными, всеми работодателями и государством;
·
стабилизирующая функция заключается в согласовании интересов
социальных субъектов по ряду принципиальных для жизнедеятельности наемных
работников вопросов – уровню социальной защиты; кругу лиц, подлежащих
социальному страхованию; распределению финансовой нагрузки между социальными
субъектами; участию в управлении социальным страхованием.
Так как каждый вид социального риска имеет свою
природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы
защиты, а значит, и организация социального страхования, различаются по видам,
которые имеют свои особенности.
Только таким образом можно четко рассчитывать
финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков, и только так
будет исключено скрытое перераспределение средств при страховании различных
рисков.
В республике действуют три вида социального
страхования [15]:
1. а) пенсионное страхование;
б) страхование по временной нетрудоспособности, в
связи с беременностью и родами, рождением ребенка и уходом за ним до достижения
возраста 3 лет, в связи со смертью застрахованного или члена его семьи (далее
- социальное страхование).
2. Страхование от безработицы.
3. Страхование от производственного травматизма и профзаболеваний.
Средства на эти виды страхования образуются за
счет уплачиваемых работодателями обязательных страховых взносов. По первому
виду страхования взносы платят также и работающие граждане.
Объектом для начисления обязательных страховых
взносов являются:
• для работодателей и работающих граждан - заработная плата и
другие выплаты работникам, кроме утвержденного Советом Министров республики
перечня выплат, на которые взносы не начисляются; эти перечни утверждены по
каждому виду страхования отдельно и несколько различаются между собой;
• для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные
страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств -
определяемый ими доход.
Размер страхового взноса по первому из названных
видов (пенсионное и социальное страхование) составляет 36%. Из них 30%
направляется на цели пенсионного страхования (29% - доля работодателя и 1% -
работающих граждан), 6% - на социальное страхование. Согласно законодательству
некоторые категории плательщиков имеют льготные страховые тарифы: работодатели,
занятые производством сельскохозяйственной продукции, члены крестьянских фермерских
хозяйств, коллегии адвокатов. Все эти взносы поступают в бюджет фонда
социальной защиты населения.
По страхованию от несчастных случаев и
профессиональных заболеваний утверждены дифференцированные тарифы от 0,1 до
3,2% в зависимости от класса профессионального риска отрасли. Некоторым страхователям
утверждены льготы по страховым взносам: 50% установленного размера.
Страховщиком по этому виду является Белорусское республиканское унитарное
страховое предприятие «Белгосстрах» (БРУСП «Белгосстрах»).
Таким образом, по трем видам социального
страхования суммарный тариф страховых взносов, уплачиваемых работодателями,
составляет 35,6 - 39,2%.
Часто руководители жалуются, что эти платежи
очень высоки, удорожают стоимость рабочей силы и в конечном итоге отрицательно
влияют на конкурентоспособность продукции. С этим трудно не согласиться. В
нашей стране — один из самых высоких страховых тарифов в системах социального
страхования, действующих в настоящее время. Чтобы выяснить причины этого,
надо проанализировать, от чего зависит размер тарифов, куда и как эти средства
расходуются, какова мировая практика в этой области, что можно сделать и что
реально делается для реформирования системы социального страхования и
снижения страховых тарифов.
2.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Социальная защита населения Республики Беларусь
на разных этапах ее развития имела свою специфику. Так, до 1921 г. в
республике существовала система социального обеспечения, финансируемая из бюджета.
В начале 1922 г. постановлением Совета Народных Комиссаров «О социальном
страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных,
арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах» в составе Наркомата
соцобеспечения БССР было создано Управление социального страхования, переведенное
с 7 июня 1922 г. на самоокупаемость. В 1933 г. социальное страхование
было переведено в ведение профсоюзов, и тарифы страховых взносов утверждались
дифференцированно по отраслевым профсоюза [12, с. 99].
В 1964 г. было введено социальное обеспечение и
некоторые формы социального страхования членов колхозов, которые с 1930-х гг.
были одной из самых незащищенных категорий трудящихся. В 1971 г. организуются
независимые от бюджета государственного социального страхования и фонда
социального обеспечения централизованные фонды социального страхования и
социального обеспечения колхозников.
До 1990 г. в Беларуси социального страхования
в полном его понимании не существовало. За все годы советской власти не было
принято полномасштабного закона о социальном страховании, принимались лишь
декреты и постановления по отдельным его видам. Средства государственного
бюджета на социальные нужды выделялись по остаточному принципу. Правда, сохранялась
система уплаты страховых взносов, но это лишь создавало видимость социального
страхования.
В течение многих лет гражданам навязывался
постулат о том, что социальное страхование осуществляется за счет государства.
Намеренно создавалась иллюзия, что пенсионеров содержит государство. Такое
мнение сохранилось у многих до сих пор. Видимо, потребуется еще немало времени,
чтобы воспитать понимание того, что пенсию не дают, а ее зарабатывают, причем
заботиться об этом надо каждому, начиная с ранней молодости.
Провозглашенная в конце 80-х гг. перестройка
вызвала коренные изменения в организации и финансировании социального
страхования. В Беларуси Советом Министров и Федерацией профсоюзов на основании
соответствующих постановлений Совета Министров СССР и ВЦСПС принимаются
постановления от 20 декабря 1990 г. № 327 «Об образовании Фонда социального
страхования Белорусской ССР» и от 20 декабря 1991 г. № 481 «Об организации
пенсионного Фонда Республики Беларусь». Этими документами фактически было положено
начало внедрению страховых принципов в систему социального обеспечения страны
[12, с. 99-100].
Фонд социальной защиты населения образован в
соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2367-ХП
от 10.06.1993 г. на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования.
ФСЗН до 2004 г. был самостоятельной финансово-кредитной организацией при
Министерстве труда и социальной зашиты, а в 2004 г. в соответствии с Законом «О
бюджете Республики Беларусь на 2004 г.» стал целевым бюджетным фондом. Его
денежные средства не подлежат изъятию по другому назначению. В своей
деятельности ФСЗН опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного
социального страхования», введенный в действие с 1 апреля 1995 г. Главными задачами
фонда являются [15]:
- финансирование расходов на пенсии, пособия и
другие социальные выплаты;
- сбор страховых взносов;
- расширенное воспроизводство средств фонда па
принципах самофинансирования;
- международное сотрудничество в области социального
страхования.
Функциями ФСЗН являются:
- методическая и организационная работа но
установлению порядка платежей и размеров страховых взносов;
- контроль за поступлением и расходованием
средств и деятельностью структурных подразделений;
- координация работы структурных подразделений и
методическая помощь им;
- обеспечение капитализации его средств и
привлечение добровольных и благотворительных взносов;
- совершенствование государственного социального
страхования;
- организация информации всей категории
плательщиков;
- ведение бухгалтерской и статистической
отчетности и ответственность за ее достоверность;
- определение совместно со всеми структурами, чья
деятельность связана с социальной защитой населения, направлений расходования
дополнительных средств, поступающих в фонд.
Средства ФСЗН складываются из обязательных
взносов нанимателей и граждан, от коммерческой деятельности (в основном от
капитализации денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по
регрессным искам. Размер обязательных страховых взносов нанимателей и
гражданам устанавливается от фонда заработной платы в соответствии с законом
Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в фонд
социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь»
и может уточняться Советом Министров.
Структура доходов Фонда в 2005 году показана на рис. 1.
Хорошо видно, что основная часть доходов складывается из страховых взносов
(более 90%). Существенная часть доходов (4,4%) получена от капитализации
временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и
покупки государственных казначейских обязательств. Остальные составляющие
доходной части не имеют заметного значения.
Рис. 1. Доходы фонда в 2005 году
Источник: [8].
Средства из ФСЗП расходуются на следующие цели:
- выплата пенсий по возрасту, инвалидности, за
выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальных пенсий;
- выплата пособий и компенсаций в связи с
несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, по
беременности, по случаю рождения ребенка и уходу за ребенком до достижения им
возраста трех лет, по болезни и временной нетрудоспособности, на по до 16 лет,
на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных или больных СПИДом.
Помимо этого из ФСЗН выплачиваются пенсии
гражданам, выезжающим за пределы республики в соответствии с ее международными
договорами, финансируются расходы на оздоровление трудящихся, повышение
социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом
заработной платы, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным
гражданам, обеспечение текущей деятельности фонда и возмещение расходов по
оформлению регрессных исков.
Расходная
часть Фонда показана на рис. 2. Наибольшая часть расходов - это расходы на
выплату пенсий, доля которых в общей сумме расходов составила около 89%.
Рис. 2. Расходы фонда в
2005 году
Источник: [19].
Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь
осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.
В этом случае рабочий стаж и заработок в течение трудоспособного периода слабо
влияет на размер получаемой пенсии.
В целях усиления взаимосвязи пенсий и пособий с
результатами труда, усиления достоверности сведений о стаже и заработках,
создания предпосылок для контроля за уплатой страховых взносов гражданами,
повышения заинтересованности в уплате страховых взносов, упрощения и ускорения
процедуры назначения пенсий и пособий в нашей республике начался этап
реформирования пенсионного дела с ориентацией на персональный характер
социального страхования. Он регламентирован законом Республики Беларусь от
6.01.1999 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного социального страхования». Суть реформы заключается в переходе
от одноуровневой системы социальной защиты граждан к многоуровневой, включающей
несколько видов пенсий: социальных пенсий, выплачиваемых за счет обязательных
страховых взносов и дополнительных пенсий, формируемых по накопительному
принципу.
Для выплаты пенсий за счет обязательных страховых
взносов вводится индивидуальный (персонифицированный) учет заработков каждого
работающего. С этой целью работодатели регистрируют в ФСЗН работника, на
которого открывается индивидуальный лицевой счет (ИЛС) под номером,
соответствующим номеру паспорта нового типа. Этот номер закрепляется за
гражданином в течение всей его жизни. Он может работать в нескольких местах,
сообщая свой номер всем работодателям. При этом информация о всех доходах,
уплате из них взносов в ФСЗН, страховом стаже, местах работы будет аккумулироваться
в одном ИЛС. Это избавит граждан от поиска сведений за весь трудоспособный период,
облегчит начисление пенсий, обеспечит рост поступлений в ФСЗН [4, с. 12].
Однако качественную оценку возможностей
пенсионной системы нельзя делать без учета демографической ситуации.
Так как наша пенсионная система является
распределительной, в ней пенсии выплачиваются за счет страховых взносов работающих
и их работодателей. Основное уравнение системы, рассчитанное по формуле 1
имеет вид:
(1)
где m - тариф взносов на пенсионное страхование,
-средняя заработная плата по стране, на которую
начисляются страховые взносы,
Р - количество работающих и уплачивающих страховые взносы;
к - коэффициент замещения,
П - количество пенсионеров.
Значит, к — , т.е. коэффициент замещения (что больше
всего интересует пенсионера) равен тарифу страховых взносов, умноженному на
соотношение между количеством плательщиков взносов и числом пенсионеров.
Следовательно, на размер пенсии решающее влияние оказывают два фактора: тариф
страховых взносов и соотношение численности плательщиков страховых взносов и
пенсионеров. Демографическая ситуация в республике складывается так, что это
соотношение достигло недопустимо низкой величины и продолжает уменьшаться. По
данному критерию Беларусь занимает одно из последних мест в мире.
В РБ сохраняется низкий возраст выхода на пенсию
(60 лет для мужчин и 55 для женщин), таких стран осталось очень мало (среди
бывших республик Советского Союза - только Россия, Узбекистан, Украина). В
настоящее время пенсии получает 26% населения республики. Согласно прогнозам, в
2025 г. удельный вес пенсионеров превысит 32%, соотношение лиц пожилого и
работоспособного возрастов будет ухудшаться и дальше [8, с. 18].
Возникает проблема – как в данных условиях
сохранить достигнутое значение коэффициента замещения? Очевидно, что сделать
это при неизменном страховом тарифе невозможно. Выход один - улучшать соотношение
количества плательщиков страховых взносов и получателей пенсий.
Наряду с этим в пенсионной системе Беларуси
немало внутренних проблем, одной из которых является порядок предоставления
досрочных пенсий.
Расточительность нашей пенсионной системы
связана также с тем, что законодательством предусмотрен зачет в трудовой стаж
многих периодов работы без уплаты страховых взносов (с начислением пенсии за
эти годы). К ним относятся: служба в армии; учеба в высших и средних
специальных учебных заведениях, училищах, школах и на курсах по подготовке
кадров, повышению квалификации, в аспирантуре, клинической ординатуре,
докторантуре; период получения пособия по безработице; время по уходу за
детьми, инвалидами, престарелыми и т.д.
В совершенных пенсионных системах за указанные периоды
страховые взносы уплачиваются (из государственного бюджета, за счет соответствующих
страховых фондов и др.
Одним из основных принципов пенсионной системы
является солидарность. Однако у нас этот принцип давно перерос в
гипертрофированный перераспределителъный эффект.
К числу проблем пенсионной системы относится
также наличие льготных страховых тарифов. Такой подход нарушает главный
принцип социального страхования - зависимость размера пенсии от уплаты
страховых взносов. Это увеличивает распределительный эффект пенсионной системы
и делает ее несправедливой. В мировой практике подход иной - тариф на
пенсионное страхование одинаков для всех застрахованных.
У нас отсутствует философия зарабатывания
средств на старость. Как правило, об этом начинают думать лишь в возрасте,
близком к пенсионному. Кроме того, у застрахованных нет заинтересованности в
уплате страховых взносов из-за отсутствия жесткой увязки размеров пенсий с
величиной уплаченных взносов. Широко распространено уклонение от уплаты
страховых взносов (зарплата в "конвертах").
Настоящим бедствием пенсионной системы (как,
впрочем, и всей системы социального страхования) является то, что значительные
объемы страховых денег идут на затыкание прорех республиканского бюджета.
Начиная с 2004 года, средства Фонда включены в состав республиканского бюджета
и проходят через счета Казначейства Министерства финансов. Система стала непрозрачной
и, следовательно, возможности для нецелевого использования средств
социального страхования еще более расширились [3, с. 63].
Аналогичная ситуация наблюдается и в системе
страхования от безработицы. Она усугубилась в сентябре 1999 г., когда Государственный
фонд содействия занятости решением правительства был преобразован из
страхового внебюджетного фонда в бюджетный.
Эффективность работы систем социального
страхования во многом определяется тем, как ими управляют. Этот вопрос заслуживает
отдельного рассмотрения, тем более что организационное построение и
управление социальным страхованием в Беларуси далеко несовершенны.
В связи с этим возникает необходимость научного
обоснования и разработки практических мер по совершенствованию основных
структурообразующих элементов социальной защиты населения, в частности
пенсионного и социального страхования, создания их целостного механизма, отвечающего
современным условиям.
3.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
В Беларуси остро стоит проблема выбора пути, по
которому должно развиваться социальное страхование. В связи с этим полезным
является международный опыт в этой области.
В настоящее время системы социальной защиты
действуют более чем в 170 странах мира. Каждая из них имеет свою специфичную
систему, соответствующую уровню ее экономического и политического развития,
историческому опыту и традициям, отображающим роль индивидуальной ответственности,
а также ответственности семьи, работодателей, общества в целом за благосостояние
людей, попадающих в неблагоприятные условия. Наиболее распространенными
видами социального страхования являются: пенсионное, медицинское, страхование
от безработицы, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Одна из самых продвинутых систем социального
страхования с более чем 100-летней историей, — в Германии.
Она включает пять видов страхования: пенсионное;
медицинское; от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний; по безработице; по уходу.
Пенсионное страхование состоит из трех уровней:
1) обязательное государственное пенсионное
страхование;
2) обеспечение в старости от предприятий;
3) частная система пенсионного обеспечения.
Главным является первый уровень; второй и третий
существенно дополняют его, хотя и не являются обязательными.
Тариф страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование – 19,1% начисленной заработной платы. Уплачиваются
они равными долями нанимателем и наемным работником. Лица, не имеющие
работодателя (например, самозанятые), платят весь страховой взнос сами.
Обязательная пенсионная система Германии, как и
наша, является распределительной – текущие пенсионные расходы финансируются
за счет страховых взносов работающих. В ней выплачиваются пенсии: по
возрасту, в связи с утратой трудоспособности, в случае смерти кормильца [5, c. 34].
В рамках разветвленной сети обеспечения старости
в Германии большое значение придается пенсионному обеспечению от предприятий
(в нашей системе такого обеспечения практически нет). Это широко практикуется
крупными компаниями; на малых предприятиях, в торговле – значительно реже.
Основные предпосылки его развития – крепкое экономическое положение и, что
очень важно, налоговые льготы для предприятий, страхующих своих работников.
Обеспечение от предприятий дополняется
страхованием жизни, как частной формой обеспечения старости. Несмотря на добровольный
характер этого страхования, им сегодня пользуются 80% работающих, наиболее широко
– самозанятые (87%). Доля выплат от этого вида страхования в общей сумме
пенсионных выплат составляет более 20% и продолжает расти. Как показывает
статистика, частная инициатива по обеспечению старости через страхование
жизни в Германии расширялась по мере ее экономического роста.
Система обязательного медицинского страхования в
Германии (ОМС) введена в 1883 г. Основными ее задачами являются:
• ранняя диагностика заболеваний;
• медицинское обслуживание, включая денежные
пособия по болезни;
• оказание услуг по реабилитации, цель которой –
сохранение и поддержание здоровья;
• помощь по охране материнства и другие
виды помощи;
• семейное страхование. Эта система
функционирует независимо от государственного бюджета через самостоятельные
страховые учреждения и организации, которые финансируются за счет страховых
взносов. Размер взносов - 14% заработка застрахованного и уплачиваются они
равными долями нанимателем и застрахованным. Медицинские услуги оказываются в
соответствии с состоянием здоровья застрахованного вне зависимости от суммы
взносов. В системе ОМС Германии разработан подробный каталог оказываемых медицинских
услуг [5, с. 38].
В Германии существует также система частного
медицинского страхования (ЧМС) для граждан, которые в силу своей деятельности
или высоких доходов не подлежат обязательному медицинскому страхованию. Кроме
того, ЧМС предлагает застрахованным в ОМС дополнительные услуги, которые не
входят в ее каталог.
Закон о социальном страховании от несчастных
случаев введен в Германии в 1884 г. и был первым законом такого рода в
мире. Это страхование решает следующие задачи:
• профилактика несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
• реабилитационные услуги после трудового увечья и при
профзаболевании;
• выплата пенсий пострадавшим и пенсий при потере кормильца, а
также других пособий.
Данный вид страхования осуществляется
товариществами профессионального страхования, которые специализируются по
отраслям производства. В их ведении находятся: несчастные случаи на
производстве; травмы, полученные по пути на работу (с работы); профессиональные
заболевания.
Действующей системой надбавок и скидок
непосредственно вознаграждается стремление предприятия к обеспечению безопасности
труда и защиты здоровья работающих. Максимальный страховой тариф – 6%.
Страхование по безработице в Германии
действует с 1927 г. и включает [13]:
• консультирование по выбору профессии;
• содействие в трудоустройстве;
• помощь в получении профессионального обучения, повышении
квалификации по профессии и адаптации к новым условиям работы;
• предоставление услуг, по профессиональной реабилитации;
• проведение мероприятий по сохранению рабочих мест;
• изучение рынка труда и рынка профессий;
• выплату пособий по безработице, пособий по временному трудоустройству,
помощи по безработице, а также денежной компенсации в случае банкротства
предприятия.
Финансирование социального страхования по
безработице осуществляется за счет страховых взносов нанимателей и наемных
работников, уплачиваемых равными долями из общеустановленного размера – 6,5%
от заработка.
Страхование по уходу – самый молодой вид
социального страхования в Германии - введено в 1995 г. Основными задачами его
являются: услуги по уходу на дому; уход за стационарными больными; обеспечение
вспомогательными средствами по уходу и оказание технической помощи;
организация курсов по обучению уходу за больными. Финансирование
осуществляется за счет страховых взносов, уплачиваемых самим застрахованным.
Размер страхового тарифа – 1,7% заработка.
Таким образом, максимальный суммарный тариф по
всем видам социального страхования, уплачиваемый нанимателем, не превышает 26%.
Сравнивая
системы социального страхования Беларуси и других стран, в частности
Германии, можно найти в них некоторое сходство. Однако при более внимательном
рассмотрении видно, что наша система сильно отличается от зарубежных, причем,
увы, не в лучшую сторону. Более того, наметившиеся в последнее время пути ее
развития, к большому сожалению, являются уходом от страховых принципов и возвратом
к изжившей себя советской системе. Вопросы несовершенства отечественной
системы, необходимость и пути ее реформирования требуют отдельного рассмотрения.
Отличительной чертой системы социальной защиты
населения в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и
реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата,
местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет
полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в
каждом регионе страны [13].
В США с 1935 г. Законом о социальном страховании
были установлены два вида страхования — пенсии по старости и пособия по
безработице, меры помощи некоторым категориям бедняков (в первую очередь
инвалидам и сиротам), а со временем — пенсии при утрате кормильца, пособия по
нетрудоспособности (не связанной с производственными травмами), медицинское
страхование лиц в возрасте 65 лет и старше. Действие указанного закона
распространяется также на рабочих и служащих частного сектора. Для железнодорожников,
федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих установлена
особая система социального страхования. Вместе с тем государственным
страхованием не охвачены сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий,
поденщики и некоторые другие категории трудящихся [22, с. 237].
Кроме общей федеральной программы, на уровне
штатов существуют программы страхования на случай производственного травматизма
или профессиональных заболеваний. Компенсация (за увечья на производстве,
гибель и т.д.) достигает до 2/3 заработной платы, и в
основном она (компенсация) выплачивается частными страховыми компаниями.
Что касается вспомоществования бедным, то оно
получило распространение в стране с 60-х годов нашего века и нацелено на обеспечение
гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, престарелых, инвалидов,
многодетных или неполных семей (где глава семьи женщина или безработный),
нуждающихся в продовольственной, жилищной и медицинской помощи.
Гарантированный государством доход в США
соответствует «черте бедности». Он систематически корректируется с учетом
уровня инфляции и может быть увеличен за счет бюджетных средств штатов.
Продовольственная помощь осуществляется главным образом путем предоставления
нуждающимся продуктовых талонов. Их получают лица или семьи, доход которых не
превышает 125% от дохода «черты бедности». Талоны предоставляются им бесплатно
или по сниженным ценам. Другие формы продовольственной помощи — школьные
завтраки, помощь матерям с детьми до 1 года и т.д.
Страницы: 1, 2
|