бесплатные рефераты

Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ

Жилищные субсидии в США предоставляются семьям с низки­ми доходами, и их размер составляет в среднем 2000 долларов в год на семью.

Система государственного страхования в стране дополняется частными системами страхования, имеющими две формы — коллек­тивную по месту работы и индивидуальную.

Частным пенсионным обеспечением, имеющим важное значение для большей части трудящихся страны ('/3 из всех обеспеченных пен­сиями), охвачено около 40 млн. рабочих и служащих. Пенсионные фонды складываются из взносов предпринимателей (свыше 90%), профсоюзов, неорганизованных рабочих и служащих. Отличие част­ной пенсии от государственной состоит в том, что она выплачивает­ся рабочим и служащим после 10 лет непрерывного стажа в одной фирме, а государственная — независимо от места работы.

В США довольно широко распространены также дополнитель­ные выплаты (оплата отпусков и больничных листов, дополнитель­ных пособий по безработице, субсидии на продолжение образова­ния и юридические услуги).

В США можно отметить как общие с другими странами, так и особенные приемы и формы социальной работы с различными ка­тегориями населения.










4. ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Увеличение абсолютной численности пен­сионеров, их удельного веса в общей числен­ности населения и другие факторы стали при­чиной кризисных явлений в системе пенси­онного и социального страхования. Послед­ствиями негативных процессов явились глу­бинная деформация финансовых основ пен­сионного и социального страхования, рост расходов Фонда социальной защиты населе­ния на многочисленные выплаты, не обес­печенные адекватным поступлением страхо­вых платежей.

В связи с этим особое значение приобре­тает поиск оптимальной модели финансово­го обеспечения системы пенсий и пособий, которая учитывала бы международные прин­ципы и нормы, гарантировала качественно новый уровень пенсионирования и актива­цию страховых признаков системы.

Целью такой работы является построение модели финансового обеспечения системы пенсионного и социального страхования, адекватной современным рыночным услови­ям, которая должна обеспечивать [1, с.42]:

·        сочетание солидарности обязательств и индивидуального накопления в пенсионной системе с существенным преобладанием пос­леднего; 

·        равенство страхового тарифа для всех плательщиков взносов;

·        возвратность пенсионных и других стра­ховых платежей по замкнутой траектории;

·        индивидуальный учет не только уплачен­ных взносов, но и полученных страховых выплат;

·         целевое использование страховых взно­сов на выплату пенсий;

·          эквивалентность страховых платежей и выплат в распределительной составляющей системы;

·        консервацию (сбережение) страховых взносов на индивидуальных счетах застрахо­ванных;

·        увеличение страховых выплат в накопи­тельном звене за счет полученных инвести­ционных доходов;

·        прямую зависимость размера пенсии от тру­дового (страхового) вклада застрахованных лиц;

·        адекватность величины пенсии совре­менным условиям — сохранение ее покупа­тельной способности в течение всего перио­да получения путем индексации пенсионно­го капитала.

Нуждается в изменении система управления пенсионным обеспечением в стране. Первоочередным в этой части представляется объединение в одной организационной структуре всех функций по сбору и аккумуляции средств, назначению и перерасчету пенсий, а также их выплате. Это — мировая практика, к этому пришли в России, это необходимо делать и в Беларуси.

В условиях рыночной экономики банкротство, реорганизация предприятий стали носить массовый характер. При этом зачастую не сохраняются архивы, которые могли бы подтвердить трудовой стаж и размер заработной платы для назначения государственной пенсии. Размер пенсии не отражает индивидуального вклада каждого работающего в систему социального страхования в течение всей трудовой деятельности.

Вместо практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой будут накапливаться сведения, необходимые для назначения пенсии. В перспективе данные персонифицированного учета будут использоваться и при назначении пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице).

Основная задача персонифицированного учета – сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключить неоправданное расходование средств социального страхования на выплату «не заработанных» пенсий.

Персонифицированный учет улучшит финансовое положение в государственном социальном страховании за счет повышения заинтересованности непосредственно работника в правильном отражении заработка при начислении страховых взносов и полном их перечислении и создаст информационную базу для реформ в системе государственного социального страхования, в частности, в пенсионной системе [6, с. 28].

При сегодняшней системе социальной солидарности поколений (иными словами, при перераспределении средств от работающих к неработающим) персонифицированный учет позволит обеспечить сбор средств и хранение точной информации о страховом стаже каждого работающего гражданина, о заработке или доходе за весь этот период, о начисленных страховых взносах и накопление другой информации, необходимой для начисления пенсии.

Персонифицированный учет позволит в дальнейшем при необходимости обеспечить функционирование накопительной системы и учет уже не только информации о работающих гражданах, но и сумм, накапливаемых на счетах каждого застрахованного гражданина. Если не начать персонифицированный учет сегодня, то реформы государственного социального страхования, в частности, системы пенсионного обеспечения, будут просто невозможны.

Даже наш небогатый опыт работы с временно свободными финансовыми ресурсами свидетельствует о перспективности этого направления. Опираясь на мировой опыт, эта сфера деятельности должна расширяться. Инвестирование средств социального страхования в экономику страны, должно идти по многим направлениям, не ограничиваться лишь депозитами в банки и покупкой государственных казначейских обязательств. Конечно, это требует более квалифицированного подхода в сравнении с тем, который мы имеем сегодня. Нужны подготовленные люди, нужны соответствующие структуры в Фонде, но эти затраты правомерны и окупятся с лихвой.

Система социального страхова­ния также требует глубокой транс­формации, которая обусловлена не­обходимостью более справедливого распределения страховой нагрузки между получателями социальных выплат и пособий [2, с.65]. Более жесткое равновесие между суммой уплачен­ных страховых взносов и системой выплат должно быть достигнуто через подвижную дифференциацию тари­фов на социальное страхование от­носительно базового тарифа. Необ­ходимо осуществить более деталь­ную увязку составляющих тарифных ставок совокупного страхового тари­фа по отдельным видам социального страхования (по болезни застрахо­ванного; страхования родителей от болезни детей; в связи со смертью за­страхованного; на санаторно-курорт­ное лечение и др.) и суммам страхо­вых выплат.

Страховые взносы в фонд и отношения, возникаю­щие при их уплате, имеют налоговую природу, т.к. тарифы взносов устанав­ливаются государством и являются облигаторными платежами, при этом объем страховых выплат не совпадает с размером страховых взносов. Стра­ховые тарифы установлены произ­вольно, без необходимой оценки со­циальных рисков и актуарных расче­тов. Тогда как страховые платежи дол­жны быть строго целевыми, связанны­ми с социальными рисками, возмезд­ными, максимально эквивалентными и выплачиваться только при наступле­нии страховых событий.

Для действия подлин­ного механизма страхования необходимо установить жесткие и точные правовые отношения между страхов­щиком в лице фонда, страхователями и застрахованными для обеспечения наиболее полного соответствия между размерами страховых взносов и обяза­тельствами фонда. В связи с возмож­ностью резких колебаний в количестве социальных рисков фонду необходимо формировать финансовый резерв, средства которого должны инвестиро­ваться в высоколиквидные вложения.

Прямое установление государ­ством страховых тарифов без подроб­ного анализа обширных статистических данных и актуарных расчетов крайне нерационально. Введение час­тичной дифференциации тарифа на пенсионное и социальное страхование, а также создание автономной системы страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний стало важным шагом в нужном направлении. Однако произо­шедшие перемены в системе уже нельзя считать своевременными. Давно назрела необходимость создания пол­ноценной разветвленной системы пен­сионного страхования с введением обя­зательного государственного накопи­тельного страхования с равнозначным участием социальных партнеров.

Особое внимание государства необходимо срочно привлечь к про­блемам ранней диагностики серьез­ных заболеваний застрахованных. С этой целью необходимо в рамках го­сударственного социального страхо­вания рассмотреть возможность вве­дения нового вида страхования — ди­агностического. Подобное государ­ственное социальное страхование существует во многих цивилизован­ных странах и предусматривает вып­латы на медицинское обследование каждые два года для застрахован­ных, достигших 35-летнего возраста; а также ежегодное обследование по раннему распознаванию рака у жен­щин с 20-летнего возраста, у мужчин – с 45 лет. В нашей стране такой вид страхования будет особенно акту­альным для лиц, не получающих выплат по временной нетрудоспо­собности в течение нескольких лет подряд и долговременно не посеща­ющих амбулаторно-поликлинические учреждения [9, с.72].

Страхование не явля­ется самодостаточным видом бизнеса – оно реагирует на рисковый характер различных видов человеческой деятельно­сти, являясь инструментом ми­нимизации и управления риска­ми. Спрос на страховые услуги обусловлен процессом осозна­ния, выявления и оценки рис­ков, а также разработки и при­нятия системы управления ими. Этот процесс в разных формах присущ любым эконо­мическим и историческим усло­виям человеческой деятельнос­ти. В западных странах он пе­рерос в целую науку и стал дос­таточно значимой сферой прак­тической деятельности, полу­чившей название риск-менедж­мент. В нашей же стране в силу причин исторического характе­ра, особенностей национально­го менталитета и других факто­ров понимание необходимости и жизненной важности постоян­ного выявления и оценки рис­ков, сопровождающих полити­ческие, экономические и соци­альные процессы на уровне субъектов хозяйствования и граждан, находится в зачаточ­ном состоянии.

В связи с этим все направ­ления развития страхования должны строиться вокруг ме­роприятий по осознанию и оценке рисков юридическими и физическими лицами, а также принятию мер по их снижению. Решению именно этой задачи должны посвятить свои усилия государство, страховое сооб­щество и потенциальные стра­хователи.

В исследованиях МОТ неодно­кратно отмечалось, что логический критерий для распределения с эко­номической точки зрения величины страховых взносов между субъекта­ми пенсионного и социального стра­хования не установлен, за исключе­нием взносов по несчастным случа­ям на производстве, где утвердился ясный правовой принцип полной фи­нансовой ответственности работо­дателя. Как показало исследование МОТ, формирование страховой нагрузки в большинстве европейских стран осуществляется примерно в равных пропорциях для работников и нани­мателей [1, с. 45].

При формировании пенсионно-страхового капитала в нашей респуб­лике, также было бы це­лесообразно начать постепенный пе­реход к равному участию нанимателя и работника в этом процессе, предва­рительно восстановив полную сто­имость рабочей силы посредством обоснованного увеличения оплаты труда, а также повышения удельного веса зарплаты в общих доходах насе­ления.

Значительным скрытым резер­вом увеличения доходов бюджета ФСЗН остается сокращение «теневой» составляющей заработной платы. На­личие значительной численности нера­ботающего официально и, соответ­ственно, не уплачивающего страховые взносы трудоспособного населения также уменьшает группу активных  доноров системы фонда.

Несмотря на ог­ромную проделанную работу по персо­нифицированному учету, большое чис­ло граждан остается за рамками госу­дарственного пенсионного и социаль­ного страхования в нарушение прин­ципа всеобщности и обязательности. В связи с этим необходимо ужесточить условия обязательной ре­гистрации в системе персонифициро­ванного учета плательщиков страхо­вых взносов для всех граждан РБ.

По мнению Алешкевич И.Н., представля­ется правомерным установление обязательных, минимально допус­тимых фиксированных взносов на пенсионное и социальное страхова­ние для фермеров, представителей свободных профессий и предприни­мателей, для которых этот вид дея­тельности является основным, дей­ствующий в настоящее время мини­мальный размер взносов для дан­ной категории плательщиков – 36 % от БПМ - не отвечает реальной ситу­ации, так как трудно представить, что предприниматель «существует» на заработанный доход, не превы­шающий 70 долларов в месяц. Раз­мер страховых взносов для «самозанятого» населения можно было бы увязать с показателем средней за­работной платы в республике. В про­тивном случае многие плательщики данной категории, не имея необхо­димого страхового стажа и соответ­ственно накопленных страховых взносов, рискуют в недалеком буду­щем примкнуть к категории получа­телей социальных пенсий и пособий, резко снизив личный и семейный уровень жизненных стандартов.

До настоящего времени система пенсионного и социального страхова­ния в республике не соответствует страховым принципам [2, с.23].

Политика децентрализации госу­дарственных социальных расходов привела к увеличению доли ФСЗН в общих социальных расходах госу­дарства, В то время как расходы го­сударственного бюджета в ВВП в последние годы сократились более чем на 10%, удельный вес семей­ных пособий, выплачиваемых за счет бюджета, снизился с 3,0% до 1,5% ВВП, отношение расходов ФСЗН к валовому внутреннему про­дукту стабильно превышало десяти­процентный уровень.

Неустойчивостью характеризу­ются расходы на пенсии. Их доля в ВВП колебалась от 7,6% в 1999 г., в 2001-2002 гг. была на уровне 9,5%, в 2003-2004 гг. снизилась до 8,8% (удельный вес расходов на пенсии в ВВП в развитых зарубежных стра­нах составляет от 6,3% в США до 16,5% в Нидерландах и Бельгии).

В анализируемом периоде изме­нилась структура страховых расходов ФСЗН. Удельный вес расходов на пен­сии снизился с 81,6% в 1999 г, до 79,5% в 2004 г при одновременном увеличении численности пенсионе­ров. Доля расходов на выплату  детских пособий превысила 7,2%, в то вре­мя как трансферты из государственно­го бюджета на эти цели поступали ог­раниченно.

Результатом частичной финансо­вой и функциональной самостоятель­ности Фонда социальной зашиты на­селения является его бездефицит­ность. Превышение доходов над рас­ходами было особенно ощутимым в 90-е годы: в 1997 г. -6,5%; в 1998 г -8,7%; в 1999г-30,5%. Благодаря  ав­тономности ФСЗН в те годы достигнут более высокий уровень сбора средств по сравнению с бюджетной системой. Однако к 2004 г доходы фонда превы­сили его расходы всего на 3,5%. Это обусловлено тем, что  с 1 апреля 2004 г. средства Фонда социальной защиты населения проходят через органы каз­начейства Министерства финансов, как официально обозначено, с целью оптимизации работы фонда. В связи с этим вырисовалась новая сложнейшая схема финансирования социальных выплат [3, с.22-23].

Аккумуляция взносов на пенсион­ное и социальное страхование в каз­начействе Министерства финансов нарушает один из основных принци­пов пенсионного и социального стра­хования — автономности средств. Средства республиканского бюджета и бюджета пенсионного и социального страхования имеют разную природу и направленность. Средства фонда представляют собой пенсионно-страховой капитал, который формируется в основном за счет целевых страховых взносов и должен быть направлен на формирование страховых резервов, капитализацию и использован строго по целевому назначению.

Консолидация средств пенсионно­го и социального страхования в бюд­жете позволяет использовать их на об­щегосударственные нужды в интере­сах республиканского бюджета. Эта практика неизбежно отражается на уровне пенсий и пособий. Проблемы, накопившиеся в системе, будут усугуб­ляться, поскольку построение эффек­тивной и рациональной системы пен­сионного страхования в условиях кон­солидации бюджета ФСЗН практичес­ки невозможно. Должна быть создана разветв­ленная система пенсионного стра­хования, основанная на распреде­лительно-накопительных принципах и автономии государственного стра­хования досрочных пенсий. Финан­совые ресурсы пенсионной системы следует расходовать обособленно на оказание солидарной страховой помощи и на выплату накопленных страховых пенсий. Система соци­ального страхования должна пре­дусматривать автономию отдель­ных видов страхования с установле­нием дифференцированных тари­фов, основанных на оценках воз­можных рисков и анализе многолет­них фактических данных.

Следует начать постепенный пе­реход к равному участию нанимателя и работника в финансировании систе­мы пенсионного и социального стра­хования, с этой целью предлагается снизить до 50% долю работодателей в финансировании совокупных расходов на пенсии и пособия, сократив их долю в финансировании пенсий до 30%; увеличить долю работников в финан­сировании государственной системы пенсий и пособий до 50%; обеспечить за счет соответствующих источников финансирование пенсионного и соци­ального страхования граждан в перио­ды вынужденного нахождения в «не­страховых» периодах.

Также нужно обеспечить раздельный учет зачис­ления средств пенсионного и социаль­ного страхования на счета фонда и ин­дивидуальные лицевые счета застра­хованны в связи с их различным целе­вым назначением, что увеличит возможности фонда для эффективного управления пенсионно-страховым ка­питалом.

Необходимо ослабить стимулы к занижению истинных размеров зара­ботной платы, установив реальную ве­личину минимальной заработной пла­ты в республике и размер минималь­ного потребительского бюджета, а также увязать размер страховых взно­сов для «самозанятого» населения с показателем средней заработной платы в республике; принять жесткие меры для обязательной регистрации граждан в системе персонифициро­ванного учета с целью выявления дол­говременных неплательщиков страхо­вых взносов либо стабильных платель­щиков минимальных платежей в фик­сированном размере.

Опираясь на научный подход к вопросам теории и практики страхования, а также регулиро­вания страхования в экономи­ческой политике государства, можно выделить два этапа, в соответствии с которыми долж­на строиться государственная политика на страховом рынке в целях наиболее полной реали­зации функций страхования как экономической категории с уче­том уровня социально-эконо­мического развития общества [23, с. 356].

На первом этапе при выра­ботке политики государства в данной сфере необходимо уде­лять внимание мероприятиям, которые на макроуровне позво­лят реализовать компенсацион­ную функцию страхования в це­лях создания более благопри­ятных условий для функциони­рования важнейших сфер дея­тельности общества. В первую очередь речь идет о стимулиро­вании спроса на страхование и о создании благоприятной и стабильной социально-эконо­мической среды, обеспечиваю­щей высокий уровень защиты потребителей. Проблемы стра­хования на микроуровне на этом этапе должны решаться путем создания комплексной нормативно-правовой базы, ре­гулирующей деятельность про­фессиональных участников страхового рынка. Не менее важным для нормализации ра­боты на микроуровне является создание сильного надзорного органа, адекватного условиям работы отрасли и способного мобильно реагировать на изме­няющуюся ситуацию.

На втором этапе при усло­вии достаточного распростра­нения страхования, а также в случае создания ситуации от­носительно устойчивого эконо­мического развития значимую роль должна сыграть инвести­ционная функция страхования. При значительном объеме опе­раций по страхованию иному, чем страхование жизни, вре­менно свободные средства страховых компаний могут стать инвестиционным ресурсом; имеющим значение в мак­роэкономическом масштабе,

Социальные издержки переходного периода, влияние негативных демогра­фических факторов и различные экономические проблемы стали причиной глубинной деформации финансовых основ пенсионного и социального страхования в нашей стране. Отмечается рост расходов Фонда социальной защиты населения на многочисленные выплаты, не обеспеченные поступлением стра­ховых платежей. Отсутствие механизма дифференциации страховых взносов в рамках определенного вида пенсионного и социального страхования усили­вает негативное действие нецелевого расходования средств.

В связи с этим особое значение приобретают вопросы поиска оптимальной рыночной модели финансового обеспечения системы пенсионного и социального страхования, которая учитывала бы международные принципы и нормы, гаранти­ровала качественно новый уровень пенсионирования и активацию страховых при­знаков системы. Основанная на актуарных расчетах, модель должна адекватно оценивать текущее и долгосрочное прогнозирование финансового состояния систе­мы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи [1, с. 45]:

•   определить основные этапы проведения актуарных расчетов и прогнози­рования финансового состояния системы;

•  уточнить систему прогнозных показателей, применяемых при расчете суммы страховых взносов;

•   основываясь на принципе паритетного участия социальных партнеров, разработать механизм перераспределения страховых тарифов между застрахо­ванным лицом и нанимателем;

•   разработать методику расчета дотаций на санаторно-курортное лечение с учетом страхового стажа реципиентов и их реального вклада в систему со­циальных трансфертов.

На первом этапе актуарного моделирования необходимо определить исход­ные параметры будущего прогноза — основные макроэкономические и демо­графические характеристики, а также ограничения и требования к уровню жизни, который система должна обеспечивать участникам.

На следующем этапе устанавливаются основные показатели расходной части бюджета фонда, т.е. необходимого объема финансовых ресурсов для обеспечения выплаты пенсий в соответствии с действующим законодательством. При этом рас­четы осуществляются отдельно по каждой категории получателей пенсий, а также в разрезе выплат, определяются резервы сокращения расходов ФСЗН.

Уровень, ресурсной обеспеченности фонда рассчитывают на третьем этапе, как и тариф страховых взносов, необходимый для финансирования назначенных пенсий и пособий в полном объеме. Последний этап предполагает корректировку и регули­рование страхового тарифа, расчет страховых платежей для финансирования выплат по "нестраховым" периодам, использование резервов увеличения доходов и сокращение расходов для достижения финансовой сбалансированности фонда [1, с. 46].

В связи с необходимостью пенсионного и социального страхования граждан, вынужденно находящихся в "нестраховых" периодах, а также занятостью отдель­ной когорты застрахованных в силовых ведомствах, имеющей особенности при расчете страховых взносов, наличием большого числа самозанятых плательщиков страховых взносов, несущих двойную страховую нагрузку (нанимателя и застра­хованного) система укрупненных прогнозных показателей, применяемых при мак­роэкономических расчетах для оценки финансового состояния Фонда социальной защиты населения на долгосрочную перспективу, нуждается в доработке.

При актуарных расчетах объема поступлений в ФСЗН Алешкевич И. Н. предлагает ис­пользовать коэффициент бонификации , учитывающий уровень необла­гаемых выплат, который позволит оценить масштабы льготирования выплат в пользу застрахованных и отражающий реальное соотношение всех доходов застрахованных и доходов, подлежащих обложению. Также необходимо учи­тывать и коэффициент собираемости страховых взносов , поскольку несмотря на достаточно высокий уровень собираемости взносов, он ниже 1 (данный показатель принимает среднее значение 0,986 с 1997 по 2004 гг.) и су­щественно влияет на отклонение прогнозных показателей. Таким образом, фор­мула общего объема поступлений страховых взносов в ФСЗН будет иметь четыре составляющих: страховые взносы работающих  самозанятого населения (SV2), граждан в «нестраховых» периодах  и страховые взносы, занятых в силовых ведомствах  и примет следующий вид [2, с. 65]:

;                                             (2)                         

                                   (3)

                             (4)

                                            (5)

где  NR — численность работающих в году t;

Zm — среднемесячная заработная плата;

Кь — коэффициент бонификации (уровень необлагаемых выплат);

Т — тариф страховых взносов, установленный по законодательству;

Ks — коэффи­циент собираемости страховых взносов;

NSN — численность самозанятого на­селения;

MZP — минимальная заработная плата;

ВРМ — бюджет прожиточ­ного минимума; NNP — численность населения в нестраховых периодах;

NSV — численность занятых в силовых ведомствах;

Zmsv — среднемесячные доходы в силовых ведомствах.


Применение дополнительных коэффициентов позволит реально оценить масштабы льготирования выплат в пользу застрахованных, более точно опре­делить коэффициент замещения пенсий, спрогнозировать численность буду­щих получателей социальных пенсий и предусмотреть в случае необходимости дополнительные источники финансирования страховых выплат.

В отличие от большинства сторонников "мягких" вариантов реформирова­ния, которые, основываясь на принципе солидарности поколений, не учиты­вают главных принципов пенсионного страхования и ставят целью сокращение расходов на пенсии, мы считаем, что необходимы кардинальные меры по ре­формированию пенсионной системы введением семинакопительной системы в качестве основы пенсионного обеспечения [2, с. 66].

Перераспределение совокупного страхового тарифа на пенсионное и со­циальное страхование позволит размежевать распределительную и накопитель­ную составляющие пенсионной системы. Взносы работодателя целиком и пол­ностью должны поступать в распределительную систему ФСЗН, а взносы работника — зачисляться на именной лицевой счет застрахованного лица. Это позволит достичь сочетания солидарных принципов с накопительными элемен­тами и в перспективе сократить нагрузку на работающее население, которая возрастет с ухудшением демографической ситуации.

Для усиления действия страховых принципов в социальном страховании и установления максимальной зависимости между уплатой страховых взносов и суммами полученных страховых выплат и дотаций необходимо задействовать механизм дифференциации тарифа на социальное страхование для нанимате­лей [22, с. 12]. Основанный на сравнении основных показателей деятельности стра­хователя (суммы страхового обеспечения по временной нетрудоспособности, суммы страховых взносов, количества случаев нетрудоспособности, периода нетрудоспособности на один страховой случай и др.) механизм должен преду­сматривать установление дополнительных скидок и надбавок к базовому стра­ховому тарифу и таким образом усиливать принцип самофинансирования, обоснованно распределяя страховую нагрузку. Дифференциация страхового тарифа уменьшит актуарные диспропорции, повысит устойчивость системы социального страхования и будет способствовать усилению контроля за сред­ствами социального страхования со стороны страхователей.

Необходимо также исключить произвольную, не учитывающую страховых принципов, традицию дотационных сумм на санаторно-курортное лечение и оздоровление [13]. Для расчета обоснованного возмещения стоимости санатор­ных путевок предлагается рассчитывать суммы дотаций с учетом страхового стажа реципиентов, суммы уплаченных ими страховых взносов и дотационно­го периода по формулам:

                                               (6)

 ,                                                         (7)

где D — сумма дотации (страхового возмещения) на санаторно-курортное ле­чение или оздоровление;

Zp — среднемесячные доходы получателя дотации за 12 предшествующих месяцев, принимаемые для исчисления страховых взно­сов;

 Zr — среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в республике за аналогичный период;

Pd - дотационный период в месяцах (период страхо­вого стажа с момента предоставления получателю предыдущей дотации на са­наторно-курортное лечение или оздоровление);

Ptn — типовой нормативный дотационный период в месяцах;

Ntsv — типовой норматив страхового возмеще­ния;

Z — среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в республике за п лет (для более точных расчетов мы предлагаем использовать данные за несколько лет);

Tos — действующий тариф страховых взносов на оздорови­тельное страхование.


ФСЗН может ежегодно устанавливать дифференцированный по типам оз­доровительных учреждений норматив страхового возмещения с учетом мини­мальной стоимости путевки и сроков санаторно-курортного лечения.

Эта методика дает возможность более справедливо использовать средства социального страхования на оздоровление, точнее учитывать вклад каждого застрахованного в систему и суммы полученных страховых возмещений, а так­же расширить круг лиц, пользующихся услугами национальных оздоровитель­ных учреждений. Рациональное использование средств пенсионного и со­циального страхования снизит необоснованную нагрузку на систему социальных трансфертов, предотвратит ее искусственный дефицит.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное страхование как финансовая категория представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

В данной курсовой работе был определен исследуемый тип финансовых отношений, были рассмотрены его функции, признаки и принципы, виды социального страхования.

В нашей стране — один из самых высоких страхо­вых тарифов в системах социаль­ного страхования, действующих в настоящее время (размер страхового взноса составляет 36%). Только проана­лизировав, от чего за­висит размер тарифов, куда и как эти средс­тва расходуются, како­ва мировая практика в этой области, мож­но определить что можно сделать для рефор­мирования системы социального страхова­ния и снижения стра­ховых тарифов.

Особенностью организации социальной защиты населения в Республике Беларусь  является то, что этот процесс осуществляется за счет средств государственных целевых и бюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения, государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и от несчастных случаев. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.

Наиболее важной задачей, которую необходимо решить и которая во многом определяет существующие проблемы системы социальной защиты, является перестройка сознания на понимание того факта, что устаревшие стереотипы, механизмы и инструменты построения системы социальной защиты в новых современных условиях не могут быть эффективными и мешают социально-экономическому развитию общества.

Все вышеперечисленное положительно скажется на состоянии отечественной пенсионной системы. Жаль, что пока ничего не предпринимается для решения ее глобальных проблем: катастрофически низкое и продолжающее ухудшаться соотношение численности работающих и пенсионеров, назначение большого количества досрочных пенсий, зачет в трудовой стаж многих периодов без уплаты страховых взносов, льготные страховые тарифы и многое другое. Не совсем экономически оправдано и то, что сбором страховых взносов и ведением персонифицированного учета занимается ФСЗН, а назначением и выплатой пенсий - местные органы по труду и социальной защите.

Между тем, есть богатый мировой опыт реформирования пенсионных систем. Интересный материал по этой проблеме помещен в глубоком исследовании МАСО (международная ассоциация социального обеспечения) "Тенденции развития социального обеспечения в 2001-2004 годах". В частности, заслуживает особого внимания (для нас это очень важно) проводимая в жизнь многим развитыми странами стратегия увеличения продолжительности работы людей пожилого возраста, система, в которой работник заинтересован отложить свой выход на пенсию. Много поучительного можно найти в системах назначения и выплаты других видов пособий по социальному страхованию. Немало полезного в этой части можно увидеть в системах стран бывшего социалистического лагеря: Чехии, Словакии, Болгарии, Польше.

Руководством страны поставлена задача постоянного роста коэффициента замещения (проще говоря - увеличения размеров пенсий). Выполнить ее без серьезного реформирования пенсионной системы нельзя.

Успеху мероприятий по рефор­мированию пенсионного и социаль­ного страхования будет способство­вать дальнейшее расширение пер­сонифицированного учета, основан­ное на индивидуализации страховых выплат в рамках программы пенси­онного и социального страхования, а также создание системы актуарных расчетов, построение эффективной актуарной модели пенсионного и со­циального страхования, полностью учитывающей особенности и специ­фику национальной системы, кото­рая позволит рассматривать воз­можные варианты развития и своев­ременно принимать упреждающие меры при возникновении отрица­тельных тенденций.

Принимаемые ныне меры создают объективные предпосылки для значительного повышения эффективности и уровня социальной защищенности граждан Беларуси. Создана система персонифицированного учета пенсионных взносов, введено обязательное страхование социальных рисков работников, связанных с их профессиональной деятельностью. Пока, к сожалению, в Беларуси не получило должного развития дополнительное пенсионное обеспечение как один из важных элементов в системе пенсионного обеспечения многих государств. В настоящее время этой деятельностью занимаются лишь отдельные страховые организации в рамках страхования жизни.



СПИСОК    ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

.                                      

1.     Алешкевич, И. Н. Моделирование актуарной системы пенсионного и социального страхования в Республике Беларусь / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. – 2006. – №7. – С. 42-46.

2.     Алешкевич, И. Н. Фонд социальной защиты населения: модель финансового обеспечения / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. – 2006. – №1. – С. 63-66.

3.      Алешкевич, И. Н. Государственные целевые социальные фонды: динамика развития / И. Н. Алешкевич // Финансы, учет, аудит. – 2006. – № 8. – С. 21-23.

4.     Ананич, О. Реформирование пенсионной системы будет осуществляться взвешенно и постепенно / О. Ананич //Финансы, учет, аудит. –  2004. –  № 7. –  С. 12-13.

5.     Ананич, О. Социальное страхование в Беларуси и мировая практика / О. Ананич // Директор. –  2004. –  № 5. –  С. 34-37.

6.      Ананич, О. Проблемы социального страхования в Беларуси / О. Ананич // Директор. –  2004. –  № 5. –  С. 27-29.

7.     Громыко, Н. К. Тенденции социального реформирования в Республике Беларусь //  Н. К. Громыко // Отдел кадров.  – 2004.  – № 8. - С. 84-97.

8.     Доходы Фонда в 2005 г. //www.ssf.gov.by

9.     Концепция реформы системы пенсионного, обеспечения в Республике Беларусь // НЭГ –  1997. – №20.- С. 18.

10. Капыльская, Л. И. Выплаты по государственному социальному страхованию / Л. И. Капыльская// Отдел кадров.  – 2006.  – № 5. - С. 70-78.

11.   Каратуев, А. Г. Финансовый менеджмент. Учебно – справочное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.

12.       Колпина, Л. Г. Финансы и кредит : учеб. пособие для вузов / Л. Г. Колпина, Г. И. Кравцова, В. Л. Тарасевич; под ред. Л. Г. Колпина– Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 336 с.

13.  Мировые тенденции в социальном страховании //www.ssf.gov.by

14.  Николаевский, В. В. Социальная зашита населения: теория и практика / В. В. Николаевский // Социология. –  2004. –  №3.- С. 21-42.

15. Об основах государственного соци­ального страхования: Закон Республики Бе­ларусь от 31 января 1995 г. № 3563-ХП [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http:// www.ssf.gov.by.

16. О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке направления на оздоровление в санаторно-курортное лечение населения за счет средств республиканского бюджета и средств государственного социального страхования и выдачи путевок и курсовок [Электрон, ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2005 г., № 332. Режим доступа: http://www. pravo.by

17. О концепции реформы системы пен­сионного обеспечения в Республике Бела­русь и плане первоочередных мер го реали­зации ее основных положений: Постановле­ние Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. № 349 // Нац экон. газ. -1997.-№20.-C 18.

18. О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь, 17 апр. 1992 г., № 1596-ХП (с измене­ниями и дополнениями) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1992. № 17, Ст. 275.

19.  Расходы Фонда в 2005 г. //www.ssf.gov.by

20.       Роик, В. Д.  Доктрины и концепции со­циального страхования / В. Д. Роик // Человек и труд. -2005. - № 6. – С.74.

21.       Теория финансов: Учебное пособие/ Н. Е.Заяц, [и др.];  под общ. ред. Н. Е. Заяц. – Мн.: Выш. шк., 2005.- 542с.

22.  Финансы: Учебник для ВУЗов/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Перспектива, Юрайт, 2000.

23. Шуляк, П. Н. Белотелова Н.П. Финансы: Учеб. пособие.- М.: Издат. Дом Дашков И.К., 2000.

24. Шуст, В. Социально значимые виды страхования: состояние и перспективы развития / В. Шуст//Финансы, учет, аудит. –  2004. –  № 4. –  С. 12-13.

25.  Финансы: Учебник / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова.- М.: Изд-во Рос. Экон. Академии, 2000.



РЕФЕРАТ

            Курсовая работа: 46 страниц, 2 рисунка, 25 литературных источников.

            Тема: «Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ»

         Ключевые слова: социальное страхование, социальная защита населения, Фонд социальной защиты населения, персонифицированный учет, пенсионная система.

         Объектом и предметом исследования методологические и практические вопросы совершенствования  социального страхования в Республике Беларусь.

  Цель работы — всестороннее и полное изучение тенденций социального страхования в системе социальной защиты населения и разработка путей и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.

         При выполнении работы использовались методы как общенаучные, так и специальные методы исследования : анализ, синтез, сравнение, а также экономико-статистический и метод технико-экономических расчетов.

В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:  ознакомление с теоретическими аспектами социального страхования, были изучены особенности организации социальной защиты населения в Республике Беларусь, ознакомление с международным опытом социального страхования, изучение тенденций и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.     

  Элементами научной новизны полученных результатов являются дальнейшее расширение пер­сонифицированного учета, основан­ное на индивидуализации страховых выплат в рамках программы пенси­онного и социального страхования, а также создание системы актуарных расчетов, построение эффективной актуарной модели пенсионного и со­циального страхования, полностью учитывающей особенности и специ­фику национальной системы, кото­рая позволит рассматривать воз­можные варианты развития и своев­ременно принимать упреждающие меры при возникновении отрица­тельных тенденций.

Экономическая и социальная значимость: Увеличение абсолютной численности пен­сионеров, их удельного веса в общей числен­ности населения и другие факторы стали при­чиной кризисных явлений в системе пенси­онного и социального страхования. В связи с этим особую экономическую и социальную значимость приобретает курсовая работа, как поиск оптимальной модели финансово­го обеспечения системы пенсий и пособий, которая учитывала бы международные прин­ципы и нормы, гарантировала качественно новый уровень пенсионирования и актива­цию страховых признаков системы.






Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ