Составление сводного бюджета промышленного предприятия на примере УЗТИ
Таблица 2.9.1.
2.10. Прогнозный отчет о прибылях и убытках – это форма финансовой отчетности,
составленная до начала планового периода, которая отражает результаты
планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется
для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных
средств в бюджете денежных средств.
Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на
основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованной
продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих
прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль. Таким образом,
собственно на данном этапе в дополнение к ранее сформированным бюджетным
показателям для составления отчета о прибылях и убытках (результирующей формы
операционного бюджета) прогнозируются: доходы и расходы по прочей реализации
(от продажи основных средств и материальных запасов, не основной деятельности)
и внереализационным операциям (проценты к получению и уплате, возможные
списания задолженности, уценка и дооценка финансовых активов и пр.); налоги. Разграничение
формирования показателей отчета о прибылях и убытках налогов, включаемых в
себестоимость, и налога на прибыль обуславливается тем, что база
налогообложения по налогу на прибыль определяется после расчета других видов
налогов. Здесь следует отметить, что специфика расчета налоговых платежей
(применение метода по оплате для ряда ключевых налогов, учет льгот и пр.)
определяют известную обособленность налогового планирования в части расчета баз
налогообложения от бюджетных показателей доходов и расходов (себестоимости);
трансферты из чистой прибыли (проценты по кредитам, не включаемые в
себестоимость; расходы на содержание социальной сферы; начисление премиального
фонда персонала; выплаты дивидендов акционерам и др.).
Таблица 2.10.
Сводный
прогнозный отчет о финансовых результатах по отгрузке
|
|
№
|
Статьи
доходов и расходов
|
план
|
факт
|
откл
|
1
|
Выручка
от реализации
|
4
772,79р.
|
4
113,46р.
|
659,33р.
|
|
Основная
|
4
690,00р.
|
4
030,77р.
|
659,23р.
|
|
Прочая
|
82,79р.
|
82,70р.
|
0,10р.
|
2
|
Себестоимость
реализации
|
3
207,87р.
|
2
750,52р.
|
457,35р.
|
3
|
Маржинальный
доход
|
1
564,92р.
|
1
362,95р.
|
201,98р.
|
4
|
Постоянные
расходы
|
723,07р.
|
628,04р.
|
95,03р.
|
5
|
Валовая
операционная прибыль
|
841,86р.
|
734,91р.
|
106,95р.
|
6
|
Налог
на прибыль
|
218,88р.
|
191,08р.
|
27,81р.
|
7
|
Чистая
прибыль
|
622,97р.
|
543,83р.
|
79,14р.
|
8
|
Собственники
|
143,18р.
|
123,40р.
|
19,78р.
|
9
|
Трансферты
из чистой прибыли
|
10,00р.
|
- р.
|
-
р.
|
10
|
Прибыль
в распоряжении предприятия
|
469,79р.
|
420,43р.
|
49,36р.
|
Конечным финансовым результатом деятельности
предприятия является нераспределенная (капитализируемая) прибыль,
составляющая фонд накопления компании.
Отчет о прибылях и убытках в бюджетном планировании
целесообразно составлять в двух вариантах:
·
сводном смотри таблицу
2.10. (с фиксацией агрегированных показателей доходов и расходов);
·
в разрезе видов продукции.
2.11. Бюджет движения денежных средств
Проект бюджета движения денежных средств составляется
на основе бюджета продаж и отчета о финансовых результатах. Следует, однако,
заметить, что БДДС не является чисто расчетным из двух упомянутых:
Во-первых, статьи отчета о финансовых результатах
могут существенно отклонятся от существующих статей денежных поступлений и
расходов на величину сальдо изменения дебиторской и кредиторской задолженности.
Так:
Остаток
дебиторской
задолженности
покупателей
на
начало
периода
|
+
|
Объем
реализации
за
период
|
-
|
Денежные
поступления
от
реализации
за
период
|
=
|
Остаток
дебиторской
задолженности
на
конец периода
|
Следовательно, на стадии составления БДДС моделируют
балансы движения расчетов – с покупателями, с поставщиками, по оплате труда, с
бюджетом и пр.
Во-вторых, существуют статьи денежных поступлений и
расходов, не связанных с текущим кругооборотом капитала. Это привлечение
денежных средств и, наоборот, осуществления расчетов по кредитному
финансированию.
Таким образом, на стадии составления БДДС анализируется
прогнозная динамика расчетов предприятия, возможного привлечения средств и
погашения кредиторской задолженности.
С учетом всего вышесказанного проект БДДС на
предприятии разработано и внедряется временное положение о БДДС.
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О
БЮДЖЕТЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
1. Бюджет движения денежных средств – количественный
план деятельности предприятия, представляющий собой связанный набор стоимостных
показателей, показывающий планируемую величину поступлений и платежей (отгрузок
ресурсов), которые могут быть понесены в течение планового периода. Под
ресурсами, учитываемыми в бюджете движения денежных средств, понимаются как денежные
ресурсы (денежные средства, финансовые активы, ценные ликвидные бумаги и
т.п.), так и неденежные ресурсы (отгрузка собственной продукции, включая
зачеты взаимных требований и т.п.)
2. Разработка и использование бюджета движения
денежных средств обеспечивает решение следующих задач управления:
2.1. Распределить ответственность внутри системы
управления предприятием за своевременность и полноту поступлений ресурсов.
2.2. Распределить полномочия внутри системы управления
предприятием по распоряжению ресурсами.
2.3. Обеспечить соответствие поступлений ресурсов в
период расходам, которые необходимо понести в указанный период.[1]
3. Планирование и учет движения ресурсов для целей
разработки бюджета осуществляется только в стоимостных единицах. Движение не
денежных ресурсов осуществляется в фактических ценах реализации.
4. Бюджет движения денежных средств предприятия
разрабатывается на календарный месяц.
5. Для целей бюджетирования все виды поступлений и
отгрузок предприятия классифицируются по бюджетным статьям. Общий
перечень бюджетных статей называется бюджетным классификатором.
6. Бюджет движения денежных средств формируется и
обосновывается специально назначенными ответственными лицами в форме Смет
(Бюджет нижнего уровня 9***). Ответственный за смету отвечает за расчет
потребности в ресурсах или сумме поступлений в рамках подчиненных ему структур.
Перечень лиц, ответственных за сметы, утверждается приказом Директора.
7. Ответственный за смету формирует план
поступлений / платежей на основе данных ответственных исполнителей,
курирующих входящие в его подчинение подразделения и оценивающих плановую сумму
потребности в ресурсах по каждому направлению деятельности подчиненных
подразделений. Определение количества и персонального состава ответственных
исполнителей, распределение между ними обязанностей по подготовке данных
для формирования сметы осуществляется ответственным за смету.
8. Предложения по плановому объему финансирования
бюджетных статей, включаемых в текущий бюджет, формируются в соответствии с
принятой в Предприятии системой организации материального обеспечения
производства и сбыта. Т.е., при наличии у ответственного за смету полномочий
самостоятельно организовывать поставку ресурсов, он лично обеспечивает
стоимостную оценку потребности в финансировании затрат для их приобретения в
объемах, достаточных для деятельности подчиненных структур. Если приобретение
материальных ресурсов осуществляется через другие службы, то используется
сложившаяся система оценки потребности в финансировании закупок ресурсов на
обеспечение производственной программы и работоспособности оборудования.
9. Обсуждение бюджета движения денежных средств
осуществляется на Бюджетном совещании, проводимом Директором не позднее 29
числа месяца, предшествующего началу планового периода. Цель бюджетного
совещания – приведение в соответствие объема плановых поступлений на месяц и
платежей, на основе согласования приоритетов текущей деятельности и направлений
стратегического развития предприятия. Список участников бюджетного совещания
определяется Директором. Присутствие ответственных за сметы обязательно.
10. По итогам бюджетного совещания бюджет движения
денежных средств может быть направлен на доработку, для ликвидации дефицита.
Бюджет движения денежных средств на месяц утверждается Директором не позднее 1
дня с начала планового месяца.
11. После утверждения бюджета движения денежных
средств на текущий месяц, он детализируется подекадно. С учетом фактических
результатов деятельности предприятия и уточнения ближайших прогнозов
поступлений, бюджет подекадно корректируется. Откорректированный бюджет на
каждую последующую декаду планового периода утверждается постатейно Директором
в начале каждой декады (1, 10, 20 числа соответственно).
12. В рамках утвержденного бюджета на текущую декаду
ответственный за смету распоряжается ресурсами без дополнительного согласования
с Директором.
13. Ответственным за организацию учета фактического
использования бюджета движения денежных средств по статьям бюджета является
Начальник Отдела бюджета и контроля. Отчет о фактическом выполнении бюджета по
бюджетным статьям ежедневно формируется Начальником Отдела бюджета и контроля и
направляется утвержденному Директором перечню лиц в форме регулярных отчетов об
исполнении бюджета.
14. Бухгалтерией не принимаются к оплате документы (не
разрешается отгрузка продукции) без указания в первичном документе номера
бюджетной статьи, в счет которой осуществляется оплата / отгрузка, и кода
ответственного за смету.
15. Оплата / отгрузка по бюджетной статье свыше
утвержденного плана может быть разрешена только при указании ответственным
лицом другой статьи подотчетной ему сметы, подлежащей соответственному
уменьшению (секвестрованию) в данный период, т.е. не происходит увеличение
общего объема платежей по смете.
16. Оплата / отгрузка по смете, свыше утвержденного
планом уровня может быть разрешена только при наличии решения Директора, с
указанием сметы другого ответственного лица, подлежащей соответствующему уменьшению.
17. Начальник Отдела бюджета и контроля регулярно, но
не реже одного раза в декаду, анализирует фактическое выполнение плана
поступлений и готовит предложения об изменении сумм финансирования по сметам
ответственных лиц.
18. В случае невыполнения плана поступлений, сметы
платежей могут быть уменьшены (секвестрированы) решением Директора после
представления Начальником Отдела бюджета и контроля секвестрированного варианта
согласованного ликвидного бюджета. При этом приоритетными являются платежи по защищенным
статьям, перечень которых утверждается Директором.
19. Обязанностью ответственных за смету является
пересмотр планов деятельности подчиненных им подразделений в соответствии с
уменьшением смет.
20. Обязательными приложениями к Временному Положению
о бюджете движения денежных средств Предприятия являются:
- Приложение 1. Бюджетный классификатор
- Приложение 2. Перечень ответственных за сметы
- Приложение 3. Сметы (Бюджеты нижнего уровня) ответственных
лиц
- Приложение 4. Инструкция к заполнению смет
ответственных лиц (с приложением форм смет и плана поступлений)
- Приложение 5. Инструкция по исполнению бюджета
движения денежных средств (с приложением отчетных форм по исполнению бюджета)
- Приложение 6. График разработки бюджета движения
денежных средств.
2.12. Прогнозный баланс – это форма финансовой отчетности, которая
содержит информацию о будущем состоянии предприятия на конец прогнозируемого
периода.
На основе проектов отчета о прибылях и убытках и
бюджета движения денежных средств (финансовый бюджет), а также баланса на
начало бюджетного периода строится проект баланса на конец бюджетного периода.
Баланс на конец бюджетного периода строится на основе балансовых равенств по
отдельным статьям актива и пассива по принципу:
Балансовый остаток на начало
бюджетного периода
|
+
|
Плановый приход
|
-
|
Плановый расход
|
=
|
Плановый балансовый остаток на
конец бюджетного периода
|
Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные
неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не
планировало (например, снижение ликвидности предприятия). Прогнозный баланс
позволяет выполнять расчеты различных финансовых показателей. Наконец,
прогнозный баланс служит в качестве контроля всех остальных бюджетов на
предстоящий период – действительно, если все бюджеты составлены методически
правильно, баланс должен “сойтись”, т.е. сумма активов должна равняться сумме
обязательств предприятия и его собственного капитала.
При этом плановый балансовый остаток на конец периода
является расчетной (искомой величиной, балансовый остаток на начало периода
берется как фактическая величина из формы №1 (баланс) на начало отчетного
периода. Величины же планового расхода и прихода берутся из соответствующих
статей форм операционного и финансового бюджетов. Структура баланса строится
аналогично структуре формы №1 сводной финансовой отчетности, составляемой для
подачи в налоговую инспекцию. Это удобно на практике, так как, во-первых, при
такой унификации счета бухгалтерии одновременно используются для целей
налогообложения и управленческого учета, во-вторых, не нужно двойной работы по
составлению отдельного фискального и управленческого баланса.
2.13. Составление прогнозного отчета об
изменении финансового состояния.
На основе прогнозного (динамического) баланса составляется
проект отчета об изменении финансового состояния, являющийся второй «выходной»
формой финансового бюджета. Отчет об изменении финансового состояния
представляет собой сопоставление ликвидных (оборотных) активов предприятия и
текущих пассивов (обязательств к востребованию) и, рассчитанные на этой основе,
показатели изменения текущей платежеспособности (ликвидности) компании.
Прогнозные коэффициенты финансового состояния на конец
бюджетного периода сравниваются с финансовыми нормативами, устанавливаемыми
предприятием. В экономической теории существует множество измышлений на тему,
какое значение коэффициентов ликвидности должно приниматься за оптимальное, а
также за минимально допустимое. В реальности, однако, единственным постулатом
является минимально допустимое значение коэффициента текущей ликвидности,
равное 1 (при этом значении чистый оборотный капитал предприятия равен 0, т.е.
оборотные активы полностью финансируются за счет краткосрочных обязательств).
Если коэффициент текущей ликвидности компании меньше
1, то она является неплатежеспособной по своим текущим обязательствам. В
остальном же финансовые нормативы устанавливаются самим предприятием, исходя из
индивидуальной, отраслевой и даже страновой специфики, а также опыта прошлых
периодов.
На основе сопоставления финансовых нормативов с
прогнозными значениями коэффициентов ликвидности на конец бюджетного периода
определяется уровень первичного финансового дефицита.
Обратите внимание, что финансовый дефицит выражается
не в абсолютном выражении, а виде отклонений репрезентативных финансовых
коэффициентов. Дело в том, что существуют различные способы «выведения»
показателей финансового состояния на нормативный уровень. Скажем, коэффициент
текущей ликвидности может быть увеличен за счет сокращения целевого уровня (на
конец бюджетного периода) краткосрочных обязательств, увеличения целевого
балансового остатка оборотных активов, либо сочетанием первого и второго. Таким
образом, расчет финансового дефицита коэффициентным способом является основой
выявления оптимальных путей поддержания должного уровня финансовой устойчивости
компании в течение бюджетного периода и, с учетом указанной задачи,
корректировки предварительного проекта сводного бюджета.
2.14. Корректировка бюджетных показателей.
Окончательный вариант сводного бюджета
При корректировке показателей сводного бюджета
неразумно ставить задачу любой ценой достичь целевого уровня финансовых
нормативов на конец бюджетного периода, даже если это сопряжено со снижением
эффективности, уменьшением объема продаж и выпуска, сокращением инвестиций.
Здесь следует учитывать динамику финансовых коэффициентов, а также отклонения
от минимально допустимых значений.
На основе тщательного изучения вариантов выбирается
тот из них, который является наиболее сбалансированным в контексте трех
основных задач развития бизнеса предприятия:
·
обеспечения высокого
уровня текущей эффективности;
·
соответствия долгосрочным
планам (стратегии) развития бизнеса, в первую очередь, в инвестиционной политике;
·
поддержания приемлемого
уровня финансовой устойчивости (ликвидности).
При корректировке показателей сводного бюджета
происходит соответствующий пересмотр предварительных проектов подбюджетов
(форм сводного бюджета). Так, при утверждении вышеописанного варианта повышения
уровня абсолютной ликвидности это повлияет на изменение следующих «выходных»
форм:
·
бюджета движения денежных
средств;
·
прогнозного баланса;
·
отчета об изменении
финансового состояния.
При других вариантах сокращения первичного финансового
дефицита перечень пересматриваемых «выходных» форм намного больше. Так, если
бы оптимальным был признан вариант увеличения финансовых поступлений за счет
роста объема продаж, это обусловило бы пересчет всех форм операционного
бюджета.
Корректировка бюджетных показателей на основе
первичного и целевого уровня финансового дефицита является последней итерацией
составления проекта сводного бюджета. Таким образом, на «выходе» проект
сводного бюджета включает в себя:
·
прогнозный отчет о
прибылях и убытках с «расшифровками» в виде отдельных бюджетных форм (по
продажам, выпуску, себестоимости);
·
проект инвестиционного
бюджета и прогнозный баланс движения внеоборотных активов;
·
проект бюджета движения
денежных средств;
·
прогнозный динамический
баланс предприятия за бюджетный период;
·
прогнозный отчет об
изменении финансового состояния.
В современных условиях любая компания функционирует в
жестких условиях конкурентной среды. Ее деятельность должна быть направлена на
завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства
над конкурентами, что обеспечивается в известной мере эффективной организацией
системы контроля в компании.
Система внутреннего контроля компании должна ориентироваться
на обеспечение следующих основных параметров эффективности функционирования в
современных условиях: на устойчивое положение компании на рынках; на своевременную
адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней
среде (рыночной конъюнктуре).
В рыночных условиях, характеризующихся высокой неопределенностью
и нестабильностью внешней среды, эффективное управление предполагает значительный
спектр объемов плановой и контрольной работы. Усиление конкурентных отношений
на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий,
растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-проектов и другие факторы
обуславливают новые требования к системе внутреннего контроля компании. В современных
условиях внутренний контроль компании должен присутствовать на всех уровнях
управления. Практически эффективная система внутреннего контроля - это
гарантия успешной деятельности компании.
Основой системы внутреннего контроля является информационное
обеспечение контрольной деятельности, включающее оперативную, плановую,
нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической информации,
системы документации (унифицированные и специальные).
Ключевой для системы внутреннего контроля является информация
о степени управляемости объекта контроля, т.е. информационная прозрачность
данного объекта для возможности принятия эффективных управленческих решений
(управления объектом). Качество информации в системе внутреннего контроля
определяется по таким критериям, как достаточность, достоверность,
своевременность, аналитичность.
Процедуры контроля - составной элемент технологических
процедур управления, технологии управления в целом. Отсутствие единого
описания процедур влечет несогласованность действий отдельных работников и
целых подразделений. Процедуры контроля определяют также порядок и
последовательность работ в плановой ситуации и при возникновении отклонения
или конфликта во взаимоотношениях работников.
Задача системы учета - обеспечить контроль за наличием
и движением имущества (ресурсов) и его рациональным использованием в
соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Эффективная
система учета не должна допускать возникновения ошибок и возможности
злоупотреблений (искажений) работниками организации.
Условия работы механизма внутреннего контроля определяются:
·
принятым компанией курсом
действий (ее ориентиры), целями, стратегией;
·
масштабом деятельности
компании;
·
определением и
документальным закреплением процедур контроля;
·
реакцией руководителей
соответствующих уровней на выявленные в результате контроля отклонения,
своевременностью принятия ими решений по данным отклонениям;
·
налаженностью системы
коммуникаций и системы информационного обеспечения управления;
·
наличием систем бюджетного
управления (бюджетирования), бизнес-планирования, подготовки финансовой
отчетности для внешних и внутренних пользователей;
·
внешними влияниями -
уровнем развития экономики, экономической и политической устойчивостью рынка,
развитием законодательной базы рыночного типа, налоговой политикой государства
и т.д.;
·
соблюдением действующего
законодательства и работой с внешними системами контроля;
·
договорной дисциплиной;
·
неопределенностью и риском
деятельности компании.
Система внутреннего контроля - это основа
функционирования управленческой информационной системы, т.е. системы обработки
и интеграции разнообразной внутренней и внешней информации, необходимой для
принятия решений на всех уровнях управления компаний.
Основные цели функционирования системы внутреннего
контроля:
·
сохранение и эффективное
использование разнообразных ресурсов и потенциалов компании;
·
своевременная адаптация к
изменениям во внутренней и внешней среде;
·
обеспечение эффективного
функционирования компании и ее устойчивости и максимального развития в условиях
многоплановой конкуренции.
Функционирование системы внутреннего контроля призвано
сводить к минимуму различного рода риски в деятельности компании. Достижение
целей системы внутреннего контроля обеспечивается реализацией задач, в которых
от взаимосвязи и взаимодействия различных ее элементов требуется достичь
конкретных показателей, по которым можно судить об эффективности управления и
развития компании.
Основные задачи системы внутреннего контроля заключаются
в достижении следующих показателей эффективности управления:
·
соответствия деятельности
компании принятому курсу действий и стратегии;
·
устойчивости компании с
финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;
·
сохранности ресурсов и
потенциалов компании;
·
уровня полноты и точности
первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства
и принятия эффективных управленческих решений;
·
рационального и экономного
использования всех видов ресурсов;
·
соблюдения работниками
компании установленных администрацией требований, правил и процедур;
·
соблюдения требований
федеральных законов и подзаконных актов РФ, субъектов РФ и органов местного
самоуправления.
Эти и многие другие задачи обусловливают создание в
компании эффективной системы внутреннего контроля. Кроме того, организация
внутреннего контроля позволяет снизить издержки на внешний аудит.
Организация системы внутреннего контроля находится под
воздействием многих факторов, назовем основные:
·
отношение руководства к
внутреннему контролю (т.е. насколько правильно понимает руководство роль
внутреннего контроля в управлении компанией);
·
внешние условия функционирования
компании, ее размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности;
·
количество и региональная
неоднородность (разветвленность) месторасположения ее обособленных подразделений
или дочерних компаний;
·
стратегические установки,
цели и задачи;
·
степень механизации и
компьютеризации деятельности;
·
ресурсное обеспечение;
·
уровень компетентности
кадрового состава.
Организация эффективного функционирующей системы
внутреннего контроля - это сложный многоступенчатый процесс, включающий
следующие этапы:
1. Анализ и сопоставление определенных для прежних условий
хозяйствования целей функционирования компании, принятого ранее курса действий,
стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с
ее возможностями.
2. Анализ эффективности существующей структуры управления,
ее корректировка. Должны быть разработаны положения об организационной
структуре, в которых описаны все организационные звенья с указанием
административной, функциональной, методической подчиненности, направления их
деятельности, функций, которые они выполняют, установлен регламент их
взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов
продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. То же самое относится
и к положениями о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах
и т.д.).
3. Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных
финансовых и хозяйственных операций. Это позволяет упорядочить взаимоотношения
работников по поводу контроля за финансово-хозяйственной деятельностью,
эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности информации для
принятия управленческих решений.
Важнейшее место в системе управления компанией
занимает контроль стратегических решений. Имеется в виду выяснение того, в
какой мере принятие решения приводит к достижению целей компании. Практически
речь идет о формировании современной контроллинг-системы управления.
Концепция контроллинга была разработана в 80-е годы
как средство активного предотвращения кризисных ситуаций, приводящих
предприятие к банкротству. Принципом этой концепции, получившей название
«управление по отклонениям», является оперативное сравнение основных плановых
(нормативных) и фактических показателей с целью выявления отклонений между
ними и определение взаимосвязи и взаимозависимости этих отклонений на
предприятии с целью воздействия на узловые факторы нормализации деятельности.
Система контроллинга начинает внедряться и в нашу практику.
Контроллинг представляет собой совокупность методов
оперативного и стратегического управления: учета, планирования, анализа и
контроля, объединяемых на качественно новом этапе развития рыночных отношений
в единую систему, функционирование которой подчинено определенной цели.
Кроме того, как и любое явление, система или метод,
контроллинг появляется в настоящее время в теории и практике управления
предприятием не вдруг, а под влиянием многих причин и факторов, одни из
которых, например усложнение ориентации предприятия на рынке вследствие роста
конкуренции, социальная направленность современной рыночной экономики,
неблагоприятная экологическая ситуация и т.п., явно действуют, они на лицо, а
другие факторы предстоит в будущем еще выявлять, изучать и учитывать их
влияние.
Концептуальная схема контроллинг-системы управления
ориентирована на установление контроля за достижением как стратегических целей
(стратегический контроллинг), так и тактических целей (текущий, оперативный
контроллинг) деятельности корпораций.
В рамках данной системы основными областями контроля
за достижением целей являются:
·
стратегические и
оперативные качественные и количественные цели;
·
«критические» условия
внешней и внутренней среды, учитывающиеся при разработке антикризисных мер;
для этого может быть использована система индикаторов экономической
безопасности и их пороговые значения;
·
«узкие» места на
стратегически важных направлениях деятельности.
Применительно к данным областям необходимо определение
(в соответствии со стратегическими целями) системы контролирующих параметров,
при этом учитываются следующие требования:
а) использование ограниченного объема показателей (целесообразно
включение только целеориентированных параметров);
б) обеспечение многофункциональной оценки деятельности
корпорации;
в) динамизм и перспективность индикаторов;
г) обеспечение возможности раннего предупреждения
наступления событий;
д) сравнимость параметров (во временных интервалах,
межотраслевых и других видах сравнений).
В общей конфигурации система управления подконтрольными
параметрами состоит из двух основных блоков.
1. Блок сравнительного анализа фактических значений
параметров с плановыми с целью выявления отклонений, а также причин и
последствий отклонений.
2. Блок выявления взаимосвязи и взаимозависимости между
полученными отклонениями по контролируемым параметрам и конечным
результирующим показателям деятельности корпорации.
По сравнению со стратегическим контроллингом оперативный
имеет ряд существенных отличий:
а) на этапе управления достижениями тактических целей
используется более детализированная система параметров, ориентированная на
контроль за «узкими» местами деятельности корпорации;
б) система управления результатами и затратами, как
правило, реализуется на основе учета «сумм покрытия» (Direct-Costing-System),
одной из разновидностей расчета себестоимости.
Особенность данной системы заключается в планировании
и учете только «ограниченной себестоимости», т.е. учитываются только расходы,
непосредственно связанные с изготовлением продукции (как прямые, так и
косвенные). Остальные затраты не входят в калькуляцию, а возмещаются общей
суммой без распределения по объектам затрат из выручки от реализации продукции.
В общей системе контроллинга, организуемого на
предприятии, выделяется один из центральных его блоков — финансовый
контроллинг.
Финансовый контроллинг представляет собой
контролирующую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на
наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности предприятия,
своевременное выявление отклонений фактических ее результатов от
предусмотренных и принятие оперативных управленческих решений, обеспечивающих
ее нормализацию.
Основными функциями финансового контроллинга являются:
·
наблюдение за ходом
реализации финансовых заданий, установленных системой плановых финансовых
показателей и нормативов;
·
измерение степени
отклонения фактических результатов финансовой деятельности от предусмотренных;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|