бесплатные рефераты

Составление сводного бюджета промышленного предприятия на примере УЗТИ

Таблица 2.9.1.




2.10. Прогнозный отчет о прибылях и убытках – это форма финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в бюджете денежных средств.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль. Таким образом, собственно на данном этапе в дополнение к ранее сформированным бюджетным показателям для составления отчета о прибылях и убытках (результирующей формы операционного бюджета) прогнозируются: доходы и расходы по прочей реализации (от продажи основных средств и материальных запасов, не основной деятельности) и внереализационным операциям (процен­ты к получению и уплате, возможные списания задолжен­ности, уценка и дооценка финансовых активов и пр.); налоги. Разграничение  формирования показателей отчета о прибылях и убытках налогов, включаемых в себестоимость, и налога на прибыль обуславливается тем, что база налогообложения по налогу на прибыль определяется после расчета других видов налогов. Здесь следует отметить, что специфика расчета налоговых платежей (применение метода по оплате для ряда ключевых налогов, учет льгот и пр.) определяют известную обособленность налогового планирования в части расчета баз налогообложения от бюджетных показа­телей доходов и расходов (себестоимости); трансферты из чистой прибыли (проценты по кредитам, не включаемые в себестоимость; расходы на содержание социальной сферы; начисление премиального фонда персонала; выплаты дивидендов акционерам и др.).

Таблица 2.10.

Сводный прогнозный отчет о финансовых результатах по отгрузке


Статьи доходов и расходов

план

факт

откл

1

Выручка от реализации

 4 772,79р.

 4 113,46р.

659,33р.


Основная

 4 690,00р.

 4 030,77р.

659,23р.


Прочая

      82,79р.

      82,70р.

0,10р.

2

Себестоимость реализации

 3 207,87р.

 2 750,52р.

457,35р.

3

Маржинальный доход

 1 564,92р.

 1 362,95р.

201,98р.

4

Постоянные расходы

    723,07р.

    628,04р.

95,03р.

5

Валовая операционная прибыль

    841,86р.

    734,91р.

106,95р.

6

Налог на прибыль

    218,88р.

    191,08р.

27,81р.

7

Чистая прибыль

    622,97р.

    543,83р.

79,14р.

8

Собственники

    143,18р.

    123,40р.

19,78р.

9

Трансферты из чистой прибыли

      10,00р.

           -  р.

-  р.

10

Прибыль в распоряжении предприятия

    469,79р.

    420,43р.

49,36р.


Конечным финансовым результатом деятельности предприятия является нераспределенная (капита­ли­зи­руе­мая) прибыль, составляющая фонд накопления компании.

Отчет о прибылях и убытках в бюджетном плани­ровании целесообразно составлять в двух вариантах:

·                     сводном смотри таблицу 2.10. (с фиксацией агрегированных показателей доходов и расходов);

·                     в разрезе видов продукции.

2.11. Бюджет  движения денежных средств


Проект бюджета движения денежных средств составляется на основе бюджета продаж и отчета о финансовых результатах. Следует, однако, заметить, что БДДС не является чисто расчетным из двух упомянутых:

Во-первых, статьи отчета о финансовых результатах могут существенно отклонятся от существующих статей денежных поступлений  и расходов на величину сальдо изменения дебиторской и кредиторской задолженности. Так: 

Остаток дебиторской

задолженности

покупателей на

начало периода

+

Объем реализации

за период

-

Денежные

поступления

от реализации

за период

=

Остаток

дебиторской

задолженности

на конец периода


Следовательно, на стадии составления БДДС моделируют балансы движения расчетов – с покупателями, с поставщиками, по оплате труда, с бюджетом и пр.

Во-вторых, существуют статьи денежных поступлений и расходов, не связанных с текущим кругооборотом капитала. Это привлечение денежных средств и, наоборот, осуществления расчетов по кредитному финансированию.

Таким образом, на стадии составления БДДС анализируется прогнозная динамика расчетов предприятия, возможного привлечения средств и погашения кредиторской задолженности.

С учетом всего вышесказанного проект БДДС на предприятии разработано и внедряется временное положение о БДДС.


ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О БЮДЖЕТЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ


1. Бюджет движения денежных средств – количественный план деятельности предприятия, представляющий собой связанный набор стоимостных показателей, показывающий планируемую величину поступлений и платежей (отгрузок ресурсов), которые могут быть понесены в течение планового периода. Под ресурсами, учитываемыми в бюджете движения денежных средств, понимаются как денежные ресурсы (денежные средства, финансовые активы, ценные ликвидные бумаги и т.п.), так и неденежные ресурсы (отгрузка собственной продукции, включая зачеты взаимных требований и т.п.)

2. Разработка и использование бюджета движения денежных средств обеспечивает решение следующих задач управления:

2.1. Распределить ответственность внутри системы управления предприятием за своевременность и полноту поступлений ресурсов.

2.2. Распределить полномочия внутри системы управления предприятием по распоряжению ресурсами.

2.3. Обеспечить соответствие поступлений ресурсов в период расходам, которые необходимо понести в указанный период.[1]

3. Планирование и учет движения ресурсов для целей разработки бюджета осуществляется только в стоимостных единицах. Движение не денежных ресурсов осуществляется в фактических ценах реализации.

4. Бюджет движения денежных средств предприятия разрабатывается на календарный месяц.

5. Для целей бюджетирования все виды поступлений и отгрузок предприятия классифицируются по бюджетным статьям. Общий перечень бюджетных статей называется бюджетным классификатором.

6. Бюджет движения денежных средств формируется и обосновывается специально назначенными ответственными лицами в форме Смет (Бюджет нижнего уровня 9***). Ответственный за смету отвечает за расчет потребности в ресурсах или сумме поступлений в рамках подчиненных ему структур. Перечень лиц, ответственных за сметы, утверждается приказом Директора.

7. Ответственный за смету формирует план поступлений / платежей на основе данных ответственных исполнителей, курирующих входящие в его подчинение подразделения и оценивающих плановую сумму потребности в ресурсах по каждому направлению деятельности подчиненных подразделений. Определение количества и персонального состава ответственных исполнителей, распределение между ними обязанностей по подготовке данных для формирования сметы осуществляется ответственным за смету.

8. Предложения по плановому объему финансирования бюджетных статей, включаемых в текущий бюджет, формируются в соответствии с принятой в Предприятии системой организации материального обеспечения производства и сбыта. Т.е., при наличии у ответственного за смету полномочий самостоятельно организовывать поставку ресурсов, он лично обеспечивает стоимостную оценку потребности в финансировании затрат для их приобретения в объемах, достаточных для деятельности подчиненных структур. Если приобретение материальных ресурсов осуществляется через другие службы, то используется сложившаяся система оценки потребности в финансировании закупок ресурсов на обеспечение производственной программы и работоспособности оборудования.

9. Обсуждение бюджета движения денежных средств осуществляется на Бюджетном совещании, проводимом Директором не позднее 29 числа месяца, предшествующего началу планового периода. Цель бюджетного совещания – приведение в соответствие объема плановых поступлений на месяц и платежей, на основе согласования приоритетов текущей деятельности и направлений стратегического развития предприятия. Список участников бюджетного совещания определяется Директором. Присутствие ответственных за сметы обязательно.

10. По итогам бюджетного совещания бюджет движения денежных средств может быть направлен на доработку, для ликвидации дефицита. Бюджет движения денежных средств на месяц утверждается Директором не позднее 1 дня  с начала планового месяца.

11. После утверждения бюджета движения денежных средств на текущий месяц, он детализируется подекадно. С учетом фактических результатов деятельности предприятия и уточнения ближайших прогнозов поступлений, бюджет подекадно корректируется. Откорректированный бюджет на каждую последующую декаду планового периода утверждается постатейно Директором в начале каждой декады (1, 10, 20 числа соответственно).

12. В рамках утвержденного бюджета на текущую декаду ответственный за смету распоряжается ресурсами без дополнительного согласования с Директором.

13. Ответственным за организацию учета фактического использования бюджета движения денежных средств по статьям бюджета является Начальник Отдела бюджета и контроля. Отчет о фактическом выполнении бюджета по бюджетным статьям ежедневно формируется Начальником Отдела бюджета и контроля и направляется утвержденному Директором перечню лиц в форме регулярных отчетов об исполнении бюджета.

14. Бухгалтерией не принимаются к оплате документы (не разрешается отгрузка продукции) без указания в первичном документе номера бюджетной статьи, в счет которой осуществляется оплата / отгрузка, и кода ответственного за смету.

15. Оплата / отгрузка по бюджетной статье свыше утвержденного плана может быть разрешена только при указании ответственным лицом другой статьи подотчетной ему сметы, подлежащей соответственному уменьшению (секвестрованию) в данный период, т.е. не происходит увеличение общего объема платежей по смете.

16. Оплата / отгрузка по смете, свыше утвержденного планом уровня может быть разрешена только при наличии решения Директора, с указанием сметы другого ответственного лица, подлежащей соответствующему уменьшению.

17. Начальник Отдела бюджета и контроля регулярно, но не реже одного раза в декаду, анализирует фактическое выполнение плана поступлений и готовит предложения об изменении сумм финансирования по сметам ответственных лиц.

18. В случае невыполнения плана поступлений, сметы платежей могут быть уменьшены (секвестрированы) решением Директора после представления Начальником Отдела бюджета и контроля секвестрированного варианта согласованного ликвидного бюджета. При этом приоритетными являются платежи по защищенным статьям, перечень которых утверждается Директором.

19. Обязанностью ответственных за смету является пересмотр планов деятельности подчиненных им подразделений в соответствии с уменьшением смет.

20. Обязательными приложениями к Временному Положению о бюджете движения денежных средств Предприятия являются:

- Приложение 1. Бюджетный классификатор

- Приложение 2. Перечень ответственных за сметы

- Приложение 3. Сметы (Бюджеты нижнего уровня) ответственных лиц

- Приложение 4. Инструкция к заполнению смет ответственных лиц (с приложением форм смет и плана поступлений)

- Приложение 5. Инструкция по исполнению бюджета движения денежных средств (с приложением отчетных форм по исполнению бюджета)

- Приложение 6. График разработки бюджета движения денежных средств.


2.12. Прогнозный баланс – это форма финансовой отчетности, которая содержит информацию о будущем состоянии предприятия на конец прогнозируемого периода.

На основе проектов отчета о прибылях и убытках и бюджета движения денежных средств (финансовый бюджет), а также баланса на начало бюджетного периода строится проект баланса на конец бюджетного периода. Баланс на конец бюджетного периода строится на основе балансовых равенств по отдельным статьям актива и пассива по принципу:  


Балансовый остаток на начало бюджетного периода

+

Плановый приход

-

Плановый расход

=

Плановый балансовый остаток на конец бюджетного периода


Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не планировало (например, снижение ликвидности предприятия). Прогнозный баланс позволяет выполнять расчеты различных финансовых показателей. Наконец, прогнозный баланс служит в качестве контроля всех остальных бюджетов на предстоящий период – действительно, если все бюджеты составлены методически правильно, баланс должен “сойтись”, т.е. сумма активов должна равняться сумме обязательств предприятия и его собственного капитала.

При этом плановый балансовый остаток на конец периода является расчетной (искомой величиной, балансовый остаток на начало периода берется как фактическая величина из формы №1 (баланс) на начало отчетного периода. Величины же планового расхода и прихода берутся из соответствующих статей форм операционного и финансового бюджетов. Структура баланса строится аналогично структуре формы №1 сводной финансовой отчетности, составляемой для подачи в налоговую инспекцию. Это удобно на практике, так как, во-первых, при такой унификации счета бухгалтерии одновременно используются для целей налогообложения и управленческого учета, во-вторых, не нужно двойной работы по составлению отдельного фискального и управленческого баланса.

2.13. Составление прогнозного отчета об изменении финансового состояния.


На основе прогнозного (динамического) баланса составляется проект отчета об изменении финансового состояния, являющийся второй «выходной» формой финансового бюджета. Отчет об изменении финансового состояния представляет собой сопоставление ликвидных (оборотных) активов предприятия и текущих пассивов (обязательств к востребованию) и, рассчитанные на этой основе, показатели изменения текущей платежеспособности (ликвидности) компании.

Прогнозные коэффициенты финансового состояния на конец бюджетного периода сравниваются с финансовыми нормативами, устанавливаемыми предприятием. В экономической теории существует множество измышлений на тему, какое значение коэффициентов ликвидности должно приниматься за оптимальное, а также за минимально допустимое. В реальности, однако, единственным постулатом является минимально допустимое значение коэффициента текущей ликвидности, равное 1 (при этом значении чистый оборотный капитал предприятия равен 0, т.е. оборотные активы полностью финансируются за счет краткосрочных обязательств).

Если коэффициент текущей ликвидности компании меньше 1, то она является неплатежеспособной по своим текущим обязательствам. В остальном же финансовые нормативы устанавливаются самим предприятием, исходя из индивидуальной, отраслевой и даже страновой специфики, а также опыта прошлых периодов.

На основе сопоставления финансовых нормативов с прогнозными значениями коэффициентов ликвидности на конец бюджетного периода определяется уровень первичного финансового дефицита.

Обратите внимание, что финансовый дефицит выражается не в абсолютном выражении, а виде отклонений репрезентативных финансовых коэффициентов. Дело в том, что существуют различные способы «выведения» показателей финансового состояния на нормативный уровень. Скажем, коэффициент текущей ликвидности может быть увеличен за счет сокращения целевого уровня (на конец бюджетного периода) краткосрочных обязательств, увеличения целевого балансового остатка оборотных активов, либо сочетанием первого и второго. Таким образом, расчет финансового дефицита коэффициентным способом является основой выявления оптимальных путей поддержания должного уровня финансовой устойчи­вости компании в течение бюджетного периода и, с учетом указанной задачи, корректировки предвари­тельного проекта сводного бюджета.


2.14. Корректировка бюджетных показателей. Окончательный вариант сводного бюджета


При корректировке показателей сводного бюджета неразумно ставить задачу любой ценой достичь целевого уровня финансовых нормативов на конец бюджетного периода, даже если это сопряже­но со снижением эффективности, уменьшением объема продаж и выпуска, сокраще­нием инвестиций. Здесь следует учитывать динамику финансовых коэффициентов, а также отклонения от минимально допустимых значений.

На основе тщательного изучения вариантов выбирается тот из них, который является наиболее сбалансированным в контексте трех основных задач развития бизнеса предприятия:

·                     обеспечения высокого уровня текущей эффективности;

·                     соответствия долгосрочным планам (стратегии) разви­тия бизнеса, в первую очередь, в инвестиционной поли­тике;

·                     поддержания приемлемого уровня финансовой устойчи­вости (ликвидности).

При корректировке показателей сводного бюджета происходит соответствующий пересмотр предвари­тельных проектов подбюджетов (форм сводного бюджета). Так, при утверждении вышеописанного варианта повышения уровня абсолютной ликвид­ности это повлияет на изменение следующих «выход­ных» форм:

·                     бюджета движения денежных средств;

·                     прогнозного баланса;

·                     отчета об изменении финансового состояния.

При других вариантах сокращения первичного финансового дефицита перечень пересматри­ваемых «выходных» форм намного больше. Так, если бы оптимальным был признан вариант увеличения финансовых поступлений за счет роста объема продаж, это обусловило бы пересчет всех форм операционного бюджета.

Корректировка бюджетных показателей на основе первичного и целевого уровня финансового дефицита является последней итерацией составления проекта сводного бюджета. Таким образом, на «выходе» проект сводного бюджета включает в себя:

·                     прогнозный отчет о прибылях и убытках с «расшифровками» в виде отдельных бюджетных форм (по продажам, выпуску, себестоимости);

·                     проект инвестиционного бюджета и прогнозный баланс движения внеоборотных активов;

·                     проект бюджета движения денежных средств;

·                     прогнозный динамический баланс предприятия за бюджетный период;

·                     прогнозный отчет об изменении финансового состояния.


3. Контроль исполнения бюджета предприятия


3.1. Место контроллинга в деятельности предприятия


В современных условиях любая компания функционирует в жестких условиях конкурентной среды. Ее деятельность должна быть направлена на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства над конкурентами, что обеспечивается в известной мере эффективной организацией си­стемы контроля в компании.

Система внутреннего контроля компании должна ориентиро­ваться на обеспечение следующих основных параметров эффек­тивности функционирования в современных условиях: на устой­чивое положение компании на рынках; на своевременную адап­тацию систем производства и управления организации к дина­мичной внешней среде (рыночной конъюнктуре).

В рыночных условиях, характеризующихся высокой неопре­деленностью и нестабильностью внешней среды, эффективное управление предполагает значительный спектр объемов плано­вой и контрольной работы. Усиление конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложне­ние бизнес-проектов и другие факторы обуславливают новые требования к системе внутреннего контроля компании. В совре­менных условиях внутренний контроль компании должен при­сутствовать на всех уровнях управления. Практически эффек­тивная система внутреннего контроля - это гарантия успешной деятельности компании.

Основой системы внутреннего контроля является инфор­мационное обеспечение контрольной деятельности, включа­ющее оперативную, плановую, нормативно-справочную ин­формацию, классификаторы технико-экономической инфор­мации, системы документации (унифицированные и специ­альные).

Ключевой для системы внутреннего контроля является ин­формация о степени управляемости объекта контроля, т.е. ин­формационная прозрачность данного объекта для возможности принятия эффективных управленческих решений (управления объектом). Качество информации в системе внутреннего конт­роля определяется по таким критериям, как достаточность, дос­товерность, своевременность, аналитичность.

Процедуры контроля - составной элемент технологических процедур управления, технологии управления в целом. Отсутст­вие единого описания процедур влечет несогласованность дейст­вий отдельных работников и целых подразделений. Процедуры контроля определяют также порядок и последовательность ра­бот в плановой ситуации и при возникновении отклонения или конфликта во взаимоотношениях работников.

Задача системы учета - обеспечить контроль за наличием и движением имущества (ресурсов) и его рациональным использо­ванием в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Эффективная система учета не должна допускать воз­никновения ошибок и возможности злоупотреблений (искаже­ний) работниками организации.

Условия работы механизма внутреннего контроля определя­ются:

·             принятым компанией курсом действий (ее ориентиры), це­лями, стратегией;

·             масштабом деятельности компании;

·             определением и документальным закреплением процедур контроля;

·             реакцией руководителей соответствующих уровней на вы­явленные в результате контроля отклонения, своевременностью принятия ими решений по данным отклонениям;

·             налаженностью системы коммуникаций и системы инфор­мационного обеспечения управления;

·             наличием систем бюджетного управления (бюджетирова­ния), бизнес-планирования, подготовки финансовой отчетности для внешних и внутренних пользователей;

·             внешними влияниями - уровнем развития экономики, эко­номической и политической устойчивостью рынка, развитием законодательной базы рыночного типа, налоговой политикой го­сударства и т.д.;

·             соблюдением действующего законодательства и работой с внешними системами контроля;

·             договорной дисциплиной;

·             неопределенностью и риском деятельности компании.

Система внутреннего контроля - это основа функционирова­ния управленческой информационной системы, т.е. системы об­работки и интеграции разнообразной внутренней и внешней ин­формации, необходимой для принятия решений на всех уровнях управления компаний.

Основные цели функционирования системы внутреннего контроля:

·             сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов компании;

·             своевременная адаптация к изменениям во внутренней и внешней среде;

·             обеспечение эффективного функционирования компании и ее устойчивости и максимального развития в условиях многопла­новой конкуренции.

Функционирование системы внутреннего контроля призвано сводить к минимуму различного рода риски в деятельности ком­пании. Достижение целей системы внутреннего контроля обеспе­чивается реализацией задач, в которых от взаимосвязи и взаимо­действия различных ее элементов требуется достичь конкретных показателей, по которым можно судить об эффективности упра­вления и развития компании.

Основные задачи системы внутреннего контроля заключа­ются в достижении следующих показателей эффективности уп­равления:

·             соответствия деятельности компании принятому курсу дей­ствий и стратегии;

·             устойчивости компании с финансово-экономической, ры­ночной и правовой точек зрения;

·             сохранности ресурсов и потенциалов компании;

·             уровня полноты и точности первичных документов и каче­ства первичной информации для успешного руководства и приня­тия эффективных управленческих решений;

·             рационального и экономного использования всех видов ре­сурсов;

·             соблюдения работниками компании установленных адми­нистрацией требований, правил и процедур;

·             соблюдения требований федеральных законов и подза­конных актов РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправ­ления.

Эти и многие другие задачи обусловливают создание в компа­нии эффективной системы внутреннего контроля. Кроме того, организация внутреннего контроля позволяет снизить издержки на внешний аудит.

Организация системы внутреннего контроля находится под воздействием многих факторов, назовем основ­ные:

·             отношение руководства к внутреннему контролю (т.е. на­сколько правильно понимает руководство роль внутреннего кон­троля в управлении компанией);

·             внешние условия функциониро­вания компании, ее размеры, оргструктура, масштабы и виды де­ятельности;

·             количество и региональная неоднородность (разветвленность) месторасположения ее обособленных подразделе­ний или дочерних компаний;

·             стратегические установки, цели и задачи;

·             степень механизации и компьютеризации деятельности;

·             ресурсное обеспечение;

·             уровень компетентности кадрового со­става.

Организация эффективного функционирующей системы внутреннего контроля - это сложный многоступенчатый про­цесс, включающий следующие этапы:

1. Анализ и сопоставление определенных для прежних ус­ловий хозяйствования целей функционирования компании, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возмож­ностями.

2. Анализ эффективности существующей структуры управ­ления, ее корректировка. Должны быть разработаны положе­ния об организационной структуре, в которых описаны все ор­ганизационные звенья с указанием административной, функци­ональной, методической подчиненности, направления их дея­тельности, функций, которые они выполняют, установлен рег­ламент их взаимоотношений, права и ответственность, показа­но распределение видов продуктов, ресурсов, функций управле­ния по этим звеньям. То же самое относится и к положениями о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, груп­пах и т.д.).

3. Разработка формальных типовых процедур контроля кон­кретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволяет упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, эффективно управ­лять ресурсами, оценивать уровень достоверности информации для принятия управленческих решений.

Важнейшее место в системе управления компанией занимает контроль стратегических решений. Имеется в виду выяснение того, в какой мере принятие решения приводит к достижению це­лей компании. Практически речь идет о формировании совре­менной контроллинг-системы управления.

Концепция контроллинга была разработана в 80-е годы как средство активного предотвращения кризисных ситуаций, приводящих предприятие к банкротству. Прин­ципом этой концепции, получившей название «управление по отклоне­ниям», является оперативное сравнение основных плановых (норма­тивных) и фактических показателей с целью выявления отклонений между ними и определение взаимосвязи и взаимозависимости этих отклонений на предприятии с целью воздействия на узловые факто­ры нормализации деятельности. Система контроллинга начинает внед­ряться и в нашу практику.

Контроллинг представляет собой совокупность методов оперативного и стратегического управления: учета, планирования, анализа и контроля, объединяемых на качественно новом  этапе развития  рыночных отношений в единую систему, функционирование которой подчинено определенной цели.

Кроме того, как и любое явление, система или метод, контроллинг появляется в настоящее время  в теории и практике управления предприятием не вдруг, а под влиянием многих причин и факторов, одни из которых, например усложнение ориентации предприятия на рынке вследствие роста конкуренции, социальная направленность современной рыночной экономики, неблагоприятная экологическая ситуация и т.п., явно действуют, они на лицо, а другие факторы предстоит в будущем еще выявлять, изучать и учитывать их влияние.

Концептуальная схема контроллинг-системы управления ориентирована на установление контроля за достижением как стратегических целей (стратегический контроллинг), так и такти­ческих целей (текущий, оперативный контроллинг) деятель­ности корпораций.

В рамках данной системы основными областями контроля за достижением целей являются:

·             стратегические и оперативные качественные и количест­венные цели;

·             «критические» условия внешней и внутренней среды, учи­тывающиеся при разработке антикризисных мер; для этого мо­жет быть использована система индикаторов экономической безопасности и их пороговые значения;

·             «узкие» места на стратегически важных направлениях дея­тельности.

Применительно к данным областям необходимо определение (в соответствии со стратегическими целями) системы контроли­рующих параметров, при этом учитываются следующие требова­ния:

а) использование ограниченного объема показателей (це­лесообразно включение только целеориентированных параме­тров);

б) обеспечение многофункциональной оценки деятельности корпорации;

в) динамизм и перспективность индикаторов;

г) обеспечение возможности раннего предупреждения насту­пления событий;

д) сравнимость параметров (во временных интервалах, меж­отраслевых и других видах сравнений).

В общей конфигурации система управления подконтрольны­ми параметрами состоит из двух основных блоков.

1. Блок сравнительного анализа фактических значений пара­метров с плановыми с целью выявления отклонений, а также причин и последствий отклонений.

2. Блок выявления взаимосвязи и взаимозависимости меж­ду полученными отклонениями по контролируемым парамет­рам и конечным результирующим показателям деятельности корпорации.

По сравнению со стратегическим контроллингом оператив­ный имеет ряд существенных отличий:

а) на этапе управления достижениями тактических целей ис­пользуется более детализированная система параметров, ориен­тированная на контроль за «узкими» местами деятельности кор­порации;

б) система управления результатами и затратами, как пра­вило, реализуется на основе учета «сумм покрытия» (Direct-Costing-System), одной из разновидностей расчета себестои­мости.

Особенность данной системы заключается в планировании и учете только «ограниченной себестоимости», т.е. учитываются только расходы, непосредственно связанные с изготовлением продукции (как прямые, так и косвенные). Остальные затраты не входят в калькуляцию, а возмещаются общей суммой без рас­пределения по объектам затрат из выручки от реализации про­дукции.

В общей системе контроллинга, организуемого на предприятии, вы­деляется один из центральных его блоков — финансовый контроллинг.

Финансовый контроллинг представляет собой контролирую­щую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных дей­ствий на наиболее приоритетных направлениях финансовой дея­тельности предприятия, своевременное выявление отклонений фактических ее результатов от предусмотренных и принятие опе­ративных управленческих решений, обеспечивающих ее нормали­зацию.

Основными функциями финансового контроллинга являются:

·             наблюдение за ходом реализации финансовых заданий, установленных системой плановых финансовых показателей и нормативов;

·             измерение степени отклонения фактических результатов финансовой деятельности от предусмотренных;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 РЕФЕРАТЫ