бесплатные рефераты

Создание и функционирование лизинговой компании

Основной налоговой льготой при сравнении с обеспеченным кредитом доступным при заключении лизинговой сделки принято считать возможность применения ускоренной амортизации с коэффициентом три.

Именно грамотно проводимая амортизационная политика позволит полностью использовать налоговые льготы на полную и сделать лизинговую сделку особенно выгодной.

В соответствии с Приказом Министерство Финансов Российской Федерации от 17 февраля 1997 года № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» лизинговое имущество может быть поставлено на баланс лизингодателя или  лизингополучателя по согласованию между сторонами договора лизинга.

Второй основной налоговой льготой является возможность отнесения лизингополучателем расходы на выплату лизинговых платежей на себестоимость. Для сравнения при выдачи ссуды на себестоимость может быть отнесена только определенная часть процентов, а именно ставка ЦБ плюс три процента или ставка LIBOR плюс 3 процента. Однако существует еще одно ограничение на отнесение на себестоимость выплачиваемых  процентов в конвертируемой валюте. В соответствии с письмом ЦБ № 224 от 28 декабря 1995 года максимально допустимый процент составляет 15 процентов.

Также сюда можно отнести возможность полного освобождения лизинговых платежей малых предприятий от НДС.

После выхода нормативных актов, регламентирующих льготы, предусмотренные постановлением Правительства России № 633, появится возможность как для российских так и для иностранных юридических лиц проводить более гибкую налоговую политику.

Также уже существуют примеры предоставление других налоговых льгот. В Республике Коми лизинговые компании в первые три года своей деятельности выплачивают 10 % от той части налога на прибыль, которая перечисляется в республиканский бюджет, или 2.2 % суммы всего налога, а в последующие годы - 50 %, или 11 % общего объема.

Также дополнительные льготы по налогу на доходы иностранных юридических лиц у источника устанавливаются и рядом международных соглашений об исключении двойного налогообложения. Такие льготы были предусмотрены, в частности, соглашениями между Россией и Ирландией, СССР и Бельгией, СССР и Финляндией, СССР и Данией, СССР и Кипром, СССР и Австрией.

Российское налоговое законодательство предусматривает возможность освобождения иностранного юридического лица от уплаты налога до выплаты дохода, если данный доход можно охарактеризовать как регулярный или однотипный. Платежи по лизингу обычно рассматриваются налоговыми органами, как таковые. В противном случае иностранное юридическое лицо, имеющее право на льготу, вынуждено требовать возврата уплаченного налога.

Ряд соглашений об исключении двойного налогообложения освобождает иностранные юридические лица, не имеющие постоянного представительства в России, от обязанности уплаты налога на имущество (соглашение между СССР и Данией, СССР и Кипром, некоторые виды имущества по договорам между США и РФ, СССР и Австрией и т. д.). Обычно упомянутые налоговые льготы предоставляются по движимому имуществу. Иногда специально оговаривается налогообложение транспортных средств.

Получение права на использование данных льгот требует получения специального подтверждения налоговыми органами России и страны постоянного местопребывания иностранного юридического лица. Эта процедура обычно связана с определенными бюрократическими трудностями, так как зачастую российские налоговые органы по месту источника выплаты не имеют четкого представления, какие документы необходимы для получения налогового освобождения, и не заинтересованы в его предоставлении.

После рассмотрения всех налогов самым главным остается правильное налоговое планирование которое подразумевает сочетание различных схем кредитования лизинговой компании и выбор такой организационно-правовой формы лизинговой компании которая позволит сократить налоговые выплаты.

3. Финансовый аспект

3.1 Источники финансирования лизинговой сделки

В данном разделе кратко описываются возможные источники финансирования лизинговой сделки, а также взаимоотношения между субъектами входящими в данную сделку.

Самым простым и стандартным вариантом является финансирование сделки лизинговой  компанией за счет собственных средств. Но, однако, этот вариант является не всегда оптимальным.

Так, например, наиболее вероятными направлениями повышения  эффективности сделки является привлечение более дешевых ресурсов третьих лиц. Так, например, более дешевые ресурсы можно привлечь, грамотно построив схему финансирования с применением лизинга, которая обеспечит снижения риска вложения.

Одним из источников дешевых ресурсов могут стать федеральные или региональные фонды содействия развитию лизинга, федеральное и региональное правительства. Так, например за два прошедших года правительством было выделено льготных кредитов на основе конкурса на 200 тыс. рублей и также предлагалась схема, когда государство финансировало 20 % проекта, 20 % вкладывал предприниматель, а остальные 60 % получал в банке. [15]

Другим источником получения дешевых ресурсов может явиться производитель оборудования, которое должно стать предметом договора, так как он заинтересован в продвижении своей продукции на рынок. Ресурсы могут быть представлены производителем в виде отсрочки платежа по договору купли-продажи лизингового имущества или в иной форме. Лизинговая компания при этом может наладить более тесное сотрудничество с производителем и извлечь для себя немалую пользу.

Также перспективным представляется схема при которой лизинговой компанией находятся один или несколько сторонних инвесторов которые готовы профинансировать определенную лизинговую сделку. Здесь следует отметить, что от лизинговой компании требуется выстроить такую схему распределения риска и доли вложения которая обеспечивает адекватную прибыль инвестору.

3.2 Обеспечение гарантий

Снижение риска вложения средств можно добиться за счет выработки механизмов  предоставления дополнительных гарантий третьими лицами. Лизинговой компании важно получение гарантий своевременного возврата лизинговых платежей, построения страховой защиты от потерь в результате неисполнения обязательств, наступивших вследствие временной или полной неплатежеспособности лизингополучателей.

Одним из путей снижения степени риска является его распределение между участниками проекта. Здесь существует несколько вариантов.

Первый вариант заключается в том, что, организационно используя лизинговую компанию и ее потенциал привлечь к реализации проекта в качестве гарантов 6-8 участников.

Второй вариант предполагает создание специализированной компании для отдельного лизингового проекта, как правило, объемного по стоимости и по количеству сдаваемого в лизинг имущества.

Третий вариант заключается в разделении финансовых рисков, что может быть реализовано с участием федерального и регионального фондов поддержки лизинга в качестве гаранта лизинговых операций. Имеется в виду использовать эти  фонды как мощные специализированные страховые компании и направить их деятельность на страхование сдаваемого в лизинг имущества и страхование возврата лизинговых платежей.

В настоящее время при построении схем финансирования при помощи лизинга в качестве гарантов рассматривают одного, иногда двух субъектов. Конечно, проще работать с минимальным количеством партнеров. Однако в действительности найти одного инвестора под крупный проект не просто. Так, например, Европейский Банк Реконструкции и Развития участвует своим капиталом в инвестиционных проектах только на одну треть. Остальные две трети  капитала должны быть собраны другими инвесторами. Международная Финансовая Корпорация осуществляет финансирование проектов на 20 процентов.

По предложению Минэкономики РФ по аналогичному пути пошло и Российское правительство при финансировании инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 534 “О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации” предусматривается государственная финансовая поддержка по четырем категориям инвестиционных проектов, включая лизинговые. По категории А (проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов) – на 50 %. По категории Б (проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров не сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов) – на 40 %. По категории В (проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой) – на 30 %. По категории Г (проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке) – на 20 %. Размер господдержки в виде государственных гарантий устанавливается также в зависимости от категории проекта и не может превышать 60 % заемных средств, необходимых для его осуществления.

В ряде случае потребуется определенное усложнение схем финансирования лизинговых проектов за счет дополнительного согласования экономико-правовых интересов сторон и предоставление большему количеству участников возможности разделить финансовые риски и тем самым привлечь контрагентов к реализации значительно большего количества лизинговых проектов. Причем, за свою долю риска гарант получает соответствующее вознаграждение. Возможен следующий состав гарантов под лизинговую сделку:

·      лизингополучатель;

·      поставщик (продавец) оборудования;

·      лизингодатель;

·      банк-гарант;

·      банк-кредитор;

·      страхования компания;

·      Федеральный и региональный фонды содействия развитию лизинга;

·      Федеральное и региональное правительства.

На практике лизинговые компании, как правило, рассматривают принятие на себя риска в размере 5-10 % от контрактной цены. [16]

Таким образом, в схеме предоставления гарантий каждый участник лизинговой сделки может принимать на себя риски в размере от 5 до 25 процентов, и соответственно принятому риску получать прибыль.

Второй вариант, обеспечивающий разделение рисков, предполагает объединение на акционерной основе интересов:

·      небольшой группы не конкурирующих поставщиков оборудования;

·      потребителей этого оборудования;

·      российских и западных банков;

·      страховщиков;

·      лизинговой компании.

Механизм может быть раскручен, то есть, увеличен рычаг его воздействия, посредством гарантированно обеспеченных заемных средств, структурированных инициатором проекта (в нашем случае лизинговой компанией), которые будут получены от инвесторов (российских и западных). Можно добиться привлечения значительных средств сторонних инвесторов. Так, например, в проектах МФК соотношения собственных средств к заемных достигает один к двадцати.[17] По-видимому, наиболее приемлемым был бы вариант, при котором участниками с российской стороны были бы структуры, входящие в крупный ФПК, где аккумулируется потенциал и производителей, и банковского капитала, и страховщиков.

Также для страхования финансовых рисков по лизинговым операциям привлекались такие государственные агентства как КОФАСЕ (Франция), ДГЭК (Великобритания), Эксимбанк (США, Япония), ОПИК (США), Гермес (Германия), САЧЕ (Италия). Хотя этих случае было не так уж и много, так как возможности этих организаций ограничены количеством и общей стоимостью проектов, и они работают, как правило, при предоставлении гарантий нашего государства. Кроме того, их возможности ограничены тем, что они действуют в масштабе всего мира и не могут на себя брать чрезмерные обязательства по рискам в одной стране.

Третий вариант предоставления гарантий для лизинга стал возможен благодаря Указу Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 “О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации”. В соответствии с этим указом предусматривалось:

·      начиная с 1996 г. предоставление государственных гарантий на сумму не менее 200 млн. долларов США ежегодно иностранным кредитных организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства;

·      перечислить в 1996 г. 150 млрд. рублей Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства для его формирования и предоставления гарантий на получение кредитов субъектами малого предпринимательства;

·      в месячный срок определить размер средств государственных гарантий, выдаваемых по предоставлению Федерального фонда поддержки малого предпринимательства по кредитам, выделяемым банками и другими кредитными организациями, в том числе иностранными, субъектам малого предпринимательства;

Предусматривалось также предоставление налоговых льгот банкам, лизинговым и страховым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства. Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовалось выделять на поддержку малого предпринимательства средства в размере не менее 0,5 процента от годовых доходов соответствующих бюджетов и предусматривать предоставление налоговых льгот, стимулирующих развитие малого предпринимательства. Принимая во внимание возможность гарантийного обеспечения лизинга, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства стал вести переговоры с правительством Бельгии о поставке оборудования в лизинг на сумму 250 млн. долларов.

В отдельных регионах решаются вопросы формирования и реализации инвестиционных программ с использованием лизинговых операций под гарантии администраций. Эта схема также может представлять несомненный интерес со стороны лизинговых компаний.

Окончательно схема финансирования с участием правительства может выглядеть следующим образом – основываясь на уставе Федерального фонда поддержки предпринимательства утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 424, и при поддержке правительства можно привлечь на акционерной основе капитал инвесторов для увеличения объемов гарантийного (страхового) фонда содействия развитию лизинга. По сути, это будет узко профильная страховая акционерная компания. Она будет заниматься только страхованием лизингуемого имущества  и возврата лизинговых платежей. Фонд может также расширить покрытие страховых рисков и увеличить период предоставления средств. Федеральные власти, при этом, будут выступать в качестве гаранта по возмещению определенной доли ущерба, что повысит защищенность проекта. Для эффективного использования залогового обеспечения инвестиций необходимо определить, какую федеральную, региональную и муниципальную собственность для этого можно использовать.

То есть в данной схеме страхование обеспечит приведение в движение всех механизмов финансирования при помощи лизинга. Однако следует оговорится, что страхование рисков строиться на основе статистики наступления страховых случаев, то есть существующие  правила страхования основаны исследовании невыполнения обязательств и на опыте финансовых экспертов. А так как статистика нарушения финансовых обязательств, будь то по кредитным или лизинговым операциям внутри России или при международных сделках мало исследована. Однако как показывает практика, лизинговые платежи выплачиваются исправно. Например по результатам работы у Московской  лизинговой компании за два года вообще не было потерь, связанных с возвратом лизинговых платежей лизингополучателями, и только в 5 % случаев имели место задержки по оплате. Также и опыт продажи в лизинг автомобилей в Нижегородской области показал, что предприниматели исправно вносят лизинговые платежи.[18] Такие показатели свидетельствуют о высоком уровне предварительной юридической проработки лизинговых проектов и умении оперативно оказать помощь лизингополучателям в ходе реализации самих проектов.

4. Международный аспект

На современном этапе западная лизинговая компания может иметь заметное конкурентное преимущество по сравнению с российской лизинговой компанией благодаря более низкой стоимости западного капитала. Процентные ставки в США и Западной Европе значительно ниже российских. В России процентные ставки на займы в твердой валюте, как правило, держатся на уровне не ниже 25 % годовых. В США и Западной Европе стоимость капитала в финансовой лизинговой сделке, включающей приобретение и доставку необходимого оборудования, как правило, значительно ниже.

Разница между процентными ставками на займы в твердой валюте в России и на Западе подсказывает такую форму сделки, при которой западная лизинговая компания договаривается о тесном взаимодействии типа аренда/субаренда с российской лизинговой компанией или дочерней лизинговой компанией, созданной в России.

Даже при таких условиях лизинг оборудования может быть предоставлен российскому пользователю с заведомо более низкой стоимостью капитала, чем в сделке между российским пользователем и российской лизинговой компанией или российским банком. Предположим, что процентная ставка в лизинговой сделке с западной компанией составляет 12 %, тогда российская лизинговая компания может получить необходимое оборудование от западной лизинговой компании и предоставит его российскому пользователю на условиях субаренды, введя 5 процентную надбавку за свои услуги, при этом стоимость капитала по договору о субаренде составит 17 %. В данном случае издержки российского пользователя на приобретение необходимого оборудования существенно ниже, чем в сделке, включающей банковский заем в твердой валюте под 25 % годовых, или же по финансовому лизингу оборудования, финансируемому российским банковским займом.

Хотя российские лизинговые компании также обладают значительным преимуществом по сравнению с западными. Российским предприятиям была предоставлена льгота при импорте технологического оборудования на территорию России. Если ввоз оборудования производился нерезидентом, то за это должна была заплатить российская сторона, даже если это оборудование технологическое. Нахождение инопартнера в неравном положении с российским приводило к срыву сделок. То же можно сказать и о лицензировании лизинговой деятельности. Выходом из создавшейся ситуации служил сублизинг, то есть совместная деятельность российской и западной компаний, где лицензированию подлежала только российская сторона. В этом сказывается протекционистская политика государства по отношению к отечественным производителям.

Руководители российских финансовых лизинговых компаний стремятся к тому, чтобы лизинговая компания, в которой иностранное физическое или юридическое лицо владеет свыше 49 % капитала, считалась компанией-нерезидентом и чтобы на нее не распространялись налоговые и таможенные льготы, предусмотренные Временным положением.

Предполагается, что подобное ограничение реально вынудит иностранные лизинговые компании работать с российскими финансовыми лизинговыми компаниями через соглашения об аренде/субаренде или же приняв меньшее долевое участие в совместных предприятиях. Такое ограничение направлено на содействие развитию российских финансовых лизинговых компаний в той же мере, в какой ограничение на деятельность иностранных банков в России ускорило рост некоторых российских банков за последние годы. На практике возникнет вопрос о степени воздействия регуляторов на новые финансовые лизинговые компании через выдачу или отказ в выдаче лицензий на ведение финансовых лизинговых операций. Хотя Временное положение устанавливает, что любое лицо может создать финансовую лизинговую компанию, процедура выдачи лицензии, вне всякого сомнения, будет использоваться для реального ограничения этой свободы.

Вероятнее всего российские банки и лизинговые компании будут рассматривать новые иностранные лизинговые компании как потенциально сильных конкурентов и будут стремиться ограничить их деятельность и количество выдаваемых им лицензий. В этой связи иностранная лизинговая компания может из практических соображений выбрать в качестве партнера российскую лизинговую компанию, которая имеет связи в правительственных и банковских кругах.

Создание совместного предприятия с российской компанией поможет ограничить сложности с получением лицензий, гарантий, а также в ежедневной деятельности. С другой стороны, ряд иностранных компаний предпочтут выйти на российский рынок через посредничество своих собственных дочерних компаний, с тем чтобы сохранить исключительный контроль над операциями в России, пренебрегая некоторым увеличением риска.

5. Факторы конкуренции

На конкуренцию в лизинговой области в первую очередь оказало влияние структура концентрации  финансового капитала,  при которой значительная часть первых лизинговых компаний создавалась в Москве и Санкт-Петербурге. Лизинговые компании учреждались разными структурами, как коммерческими, так и государственными. Те компании, которые продолжали лизинговую деятельность в период спада, прочно заняли свои ниши на рынке лизинга техники и оборудования, как, например, «Балтийский лизинг», основным направлением которого является лизинг кораблей, компьютеров, авиационной техники и других транспортных средств; «Аэролизинг», основным направлением является внутренний лизинг самолетов.

В результате можно выделить три выделившиеся группы лизинговых компаний которые соответственно применяют свою, присущую им и зависящую от их особенностей стратегию. Все лизинговые компании действующие на российском рынке являются либо дочерними отделениями банков (Интеррослизинг, Инкомлизинг, Лизингбизнес), либо отраслевыми компаниями (Лизингуголь, Росстанкоинструмент), либо муниципальными компаниями (Московская лизинговая компания, Ликострой). Рассмотрим подробнее стратегию присущую каждой из групп.

Первая группа представлена лизинговыми компании, созданные банками, которые ориентировались на оказание стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов. Банки-учредители не только финансировали деятельность дочерних компаний, но и активно поставляли им клиентов из числа тех, кто обращался к ним за получением кредита на приобретение основных средств. Естественно, что лизинговые компании, входящие в структуру крупных банков, и сами были крупными на рынке, имея большой портфель заказов, схожий с западным, а значит наиболее современные методы работы, квалифицированный персонал. Подбор клиентов через родственный банк облегчал работу, так как лизинговая компания получала доступ к большому числу клиентов с относительно известной кредитной историей. Оптимизировался процесс среднесрочного кредитования для связи «банк - дочерняя лизинговая компания» посредством использования специальной техники ценообразования и защиты от кредитных рисков, тем не менее, лизинговые отделы банков сталкивались с тем, что многие лизингополучатели не могли освоить высокую процентную ставку по лизингу, так как ресурсы, которые привлекались для лизинга, стоили также дорого. Сроки, на которые удавалось привлечь кредитные ресурсы, были крайне малы - до 1 года. В эти сроки не могли уложиться до 80 % обращающихся в компанию предприятий. Со временем лизинговые компании стали отказываться от учета лизинговых операций в российских рублях и переходить на учет в иностранной валюте. Следующим их шагом стало обращение непосредственно к производителям, так как только производитель мог предложить приемлемую ставку процента (8-12 % годовых), которую могли освоить лизингополучатели, привлекающие оборудование, и необходимые сроки (до 5 лет), которые требовались для полного освоения лизингуемого оборудования. Роль лизинговых компаний при банках постепенно свелась к стандартной банковской операции, но со своей спецификой, то есть банк через лизинговую компанию гарантировал производителю возвратность средств за оборудование за определенный интерес. В обязанности лизинговой компании (или отдела) входило проведение финансового анализа проекта и отслеживание своевременности оплаты лизинговых платежей лизингополучателем, а также контроль за использованием оборудования в течение всего времени исполнения лизингового договора.

Российский рынок лизинговых услуг столкнулся с риском непогашения средств за предмет лизинга. В значительной степени это вызвано не до конца продуманным маркетингом, и предприятие-лизингополучатель так и не выходит на запланированный объем продаж продукции, произведенной на лизингуемом оборудовании. Поэтому компании вынуждены назначать невысокую залоговую стоимость оборудования (до 30 % от стоимости оборудования), которое является предметом договора лизинга, и требовать дополнительного обеспечения в виде.

Весь спектр перечисленных способов защиты от рисков, несомненно, сокращает количество проектов, которые готова рассматривать лизинговая компания для заключения лизингового договора.

В случае неисполнения лизингополучателем своих обязательств по лизинговому договору и невозможности сторон прийти к какому-либо взаимоприемлемому решению создавшихся условий, лизинговые компании, используя опыт банка, поступают жестко: на основе решения арбитражного суда арестовывают счета лизингополучателя, списывая все поступающие средства в счет исполнения обязательств лизингополучателя по договору, опечатывают помещения, вывозят готовую продукцию, материалы и прочее имущество, принадлежащее лизингополучателю. Все перечисленные действия проводятся оперативно, так как в противном случае лизинговая компания может потерпеть убытки.

Характерен холдинговый подход к организации лизинга, которые реализуются одним из крупнейших банков России - «Российским кредитом». Скупив акции государственных предприятий, банк оказался перед выбором: продавать эти акции более дорого, так как в основной своей массе эти предприятия были мало рентабельны или убыточны из-за устаревшего оборудования и технологий, используемых в процессе производства, либо найти способ более полной реализации производственных мощностей выкупленных предприятий. Был выбран второй путь. Контролируя весь процесс производства и сбыта, банк через образованное лизинговое подразделение смог с наименьшим риском развивать предприятия, обеспечивая им получение в лизинг новейшего оборудования и технологий.

Инвестиционный отдел банка рассматривает инвестиционный проект развития завода, акциями которого владеет банк. Одной из форм инвестирования может быть лизинг. Количество «посторонних» клиентов, инвестиционные проекты которых готов рассматривать банк, едва достигает 10 % от общего числа инвестируемых проектов. Это очень выгодные проекты, с высокой степенью рентабельности и очень малым риском. С первых шагов развития лизинга банк столкнулся с проблемой высокой стоимости российских ресурсов для лизингополучателя и невозможностью проведения операций оперативного лизинга. Трудностью явилось и то, что при импорте технологического оборудования первый собственник не должен уплачивать налог на добавленную стоимость на таможне, но при сдаче этого оборудования на условиях финансового лизинга лизингополучатель был обязан выплатить этот налог, так как на этот раз право собственности переходило от зарубежного резидента к российскому резиденту. Это обстоятельство многократно увеличивало стоимость лизинговой услуги. Выход из данного положения был найден банком «Российский Кредит» который использовал нижеприведенную схему с участием лизингового отдела  банка:

Схема 1

Схема проведения лизинговой операции КБ «Российский кредит»

Банк «Российский кредит»

 
 



Гарантия банка

«Российский кредит»

Лизингополучатель

 

 

Производитель

(лизинговая компания)



 





Лизинговый договор


Оборудование



Как видно из схемы, лизинговая операция чрезвычайно упрощена. Предлагается только финансовый лизинг, так как для реализации оперативного лизинга банк должен развивать несвойственный ему бизнес по ведению подержанного оборудования.

При решении инвестировать в ту или иную дочернюю структуру средства или обращении в банк потенциального лизингополучателя с запросом о приобретении в лизинг оборудования, лизинговое подразделение для финансового анализа требует предоставить необходимую информацию о бизнесе.

Особое внимание уделяется финансовому состоянию потенциального лизингополучателя. Анализируются результаты деятельности предприятия с точки зрения прибыльности, составления прогнозов платежеспособности и ликвидности и определения объема производства, при котором предприятие, без посторонней помощи, за счет выручки от реализации будет покрывать все затраты на производство продукции. Лизинговое подразделение проверяет бизнес-планы, предоставленные ему.

Проведя подобный подробный анализ потенциального лизингополучателя и придя к положительному решению, лизинговое подразделение определяет поставщика. Банк уже имеет некоторое количество наработок и заключенных контрактов с производителями оборудования, так что существует возможность значительного снижения цены, при условии ведения переговоров сотрудниками лизингового подразделения банка. Далее, как указано в схеме 1 лизинговое подразделение в лице банка гарантирует иностранному производителю или его лизинговой компании оплату стоимости оборудования по истечении срока действия договора лизинга. Производитель в лице собственной лизинговой компании, в свою очередь, заключает с лизингополучателем лизинговый договор с учетом ставки процента, принятой для развитого рынка, то есть от 8 до 12 процентов годовых, что вполне устраивает российского лизингополучателя. Лизинговое подразделение же за свою услугу получает до 5 процентов годовых от суммы сделки. Общая сумма ставки процента для лизингополучателя в итоге не превышает 17 процентов, что значительно ниже ставки процента по валютным кредитам на внутреннем рынке страны. Сроки, на которые готовы предоставлять оборудование в лизинг под гарантию банка «Российский кредит», составляют не более одного года, что не позволяет претворить в жизнь значительное число проектов лизинга, так как эти сроки слишком малы для серьезного проекта.

Лизингополучатель самостоятельно получает оборудование и уплачивает необходимые таможенные платежи. Лизинговое подразделение рекомендует, но не навязывает поставщика, так как в этом случае придется нести солидарную ответственность с производителем за качество оборудования. Минимальная стоимость лизингового договора, которым готово заняться лизинговое подразделение банка, - от 300 тыс. долларов США, - указывает на невозможность получения в лизинг оборудования по этой схеме малому предпринимательству.

Лизинговое подразделение совершенствует свою работу за счет привлечения новых партнеров к участию в подобных схемах, так, например, недавно было подписано соглашение с крупнейшим немецким банком Дойче-банком на сумму одного миллиона немецких марок сроком до трех лет под закупку оборудования немецкого производства. В то же время подписано соглашение и с банком Бельгии в сумме десяти миллионов долларов США на срок до пяти лет под закупку оборудования бельгийского производства. Реализация этих соглашений позволяет осуществить большое количество серьезных проектов по оснащению производства новейшей техникой и технологиями по системе лизинга.

Инвестируя таким образом в дочерние структуры, банк получает конкурентоспособные предприятия, способные давать более высокий процент рентабельности. Лизинговое подразделение банка «Российский кредит» выполняет часть общего объема функций, которые должна выполнять лизинговая компания. Подразделение проводит финансовый анализ, ведет переговоры с поставщиками и лизингополучателями, но не выкупает оборудование, а выступает посредником-гарантом в лизинговой сделке, не неся дополнительных обязательств за качество работы лизингуемого оборудования, что бывает очень важно для лизингополучателя. Для того, чтобы лизинговое подразделение полностью выполняло функции лизинговой компании необходимо снижение ставки процента на денежные ресурсы на внутреннем рынке страны.

Совершенно другой подход используют лизинговые компании, созданные под определенные правительственные программы и которые как следствие жестко ориентированы на осуществление лизинговых сделок с определенными типами клиентов. Такие компании пользуются льготным бюджетным финансированием, что позволяет им предлагать более привлекательные условия для клиентов, но доступность их услуг сильно ограничена. Для таких компаний основным критерием является соответствие клиента правительственной программе, а вопросы эффективности или хотя бы надежности реализуемых лизинговых проектов стоят не так остро, как для коммерческих лизинговых компаний. Главное для них - это выполнить социальный заказ помощи в создании определенной инфраструктуры. Так, например, Правительство Москвы через Фонд поддержки малого предпринимательства организовало Московскую лизинговую компанию для стимулирования развития малого бизнеса в Москве, а также финансируемые за счет бюджета «Агропромлизинг» и «Ликострой». Московская лизинговая компания заключила много договоров на лизинг оборудования для переработки мяса, торгового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, оборудования по разливу газированной воды, пекарен. Это позволило Московскому Правительству ликвидировать дефицит товаров и услуг, создать хорошую инфраструктуру в городе.

Рассмотрим подробнее на опыте работы Московской лизинговой компании. Компания является хорошим примером решения администрацией социальных вопросов в регионе. Клиентами Компании могут быть малые предприятия, зарегистрированные только в Москве. Эти предприятия должны быть действующими и иметь опыт производства и реализации тех товаров и услуг, оборудование под которые запрашивается в лизинг. Направление деятельности этих предприятий должно соответствовать требованию Правительства Москвы по созданию новых рабочих мест. Так, например, для насыщения Западного округа города пекарнями в приоритетном порядке будут рассматриваться бизнес-планы по созданию и реализации готовой продукции хлебопекарен именно в Западном округе.

Обращаясь в Компанию для получения в лизинг оборудования, малое предприятие должно предоставить требуемые документы для анализа и контроля. Бизнес-план рассматривается относительно развития всего предприятия, а не использование конкретного оборудования. Предоставленный бизнес-план сравнивается сотрудниками компании с аналогичными проектами, юридическая служба проверяет чистоту предоставленных документов, техническая служба перепроверяет результаты маркетинговых исследований, проведенных предприятием. Совершается выезд на место ответственным сотрудником компании и проверяется право на аренду производственных помещений, так как в большинстве случаев малые предприятия не имеют производственные площади в собственности.

Переговоры с поставщиком запрашиваемого оборудования проводятся вновь Компанией, и в 95 процентах удается улучшить условия поставки. Иногда Компания может отказаться от данного конкретного поставщика, предлагая заменить его или предпочтя закупку у уже известного поставщика. Далее, если все параметры предполагаемого бизнеса подходят под критерии Компании, то финансовая служба согласует сроки закупки оборудования. Все таможенные расходы и контроль за установкой и запуском лизингуемого оборудования несет Компания, что очень выгодно неискушенному в этих вопросах лизингополучателю. Несмотря на то, что Компания использует дешевые бюджетные средства, клиенту порой приходится ждать до полугода, когда она найдет свободные средства на закупку, так что это может привести к срыву сделки.

В качестве дополнительного обеспечения сделки Компания требует предоставить в залог либо транспортное средство, либо иное производственное оборудование, принадлежащее лизингополучателю на правах собственности. Дополнительно лизингополучатель обязан произвести авансовый платеж в размере около 8 процентов от стоимости лизингуемого оборудования в качестве депозита. Депозит засчитывается Компанией в счет последних платежей или в счет штрафов, которые может получить малое предприятие за просрочку оплаты лизинговых выплат. Средние сроки, на которые уже предоставила и предоставляет оборудование в лизинг Московская лизинговая компания, достигают трех лет, что по российским меркам считается долгосрочными вложениями. Самым значительным конкурентным преимуществом является низкая ставка по лизингу[19], а такие условия может предложить далеко не каждое кредитно-финансовое учреждение. Но из-за слабо развитого рынка подержанного оборудования используется в 98 процентах только финансовый лизинг. Чтобы избежать рисков непогашения лизинговых сумм, Компания отслеживает наиболее рентабельные отрасли, так, например, на начальном этапе деятельности Компании наиболее высокодоходными были мини-пекарни, производство по разливу в пластиковые бутылки, но сейчас прибыльность этих отраслей осталась позади по отношению к производству по переработке мяса и т. д. Тем не менее, Компания сталкивается с фактами банкротства малых предприятий, взявших у нее оборудование в лизинг. Процент таких предприятий не превышает 12, в основной своей массе эти предприятия результатами своей деятельности обязаны неграмотному менеджменту. Обнаружив невозможность лизинговых выплат лизингополучателем, Компания расторгает договор, изымает из производства лизингуемое оборудование и налагает арест на залог, взятый в качестве обеспечения при подписании лизингового договора.

Создание рабочих мест посредством деятельности Московской лизинговой компании помогает Правительству Москвы избежать социальной напряженности в регионе в связи с сокращением штата на предприятиях, вызванного структурной перестройкой в экономике страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ