Создание и обеспечивание денег государством и банком
Ø
банки
со смешанным российско-иностранным капиталом;
Ø
иностранные
банки, филиалы банков-резидентов и нерезидентов;
Ø
союзы
и ассоциации банков;
Ø
иные
кредитные учреждения.
Перечислим основные принципы формирования
двухуровневой банковской системы.
1) Принцип управляемости. Процесс создания и
последующего развития банковской системы должен идти под сознательным контролем
общества, государства, самого банковского сообщества.
2) Принцип адекватности. Во-первых, банковская
система в целом и каждый ее элемент на любом этапе развития должны соответствовать
окружающей их действительности. Во-вторых, этот принцип говорит о необходимости
достижения и поддержания соответствия между элементами самой банковской
системы. При этом должна обеспечиваться технологическая совместимость с
банковскими системами других стран.
3) Принцип функциональной полноты. Система может
нормально функционировать и развиваться только в том случае, когда содержит все
необходимые элементы в нужных пропорциях (разнообразные коммерческие банки,
кредитные учреждения, вспомогательные организации).
4) Принцип саморазвития. Банковская система должна
обладать способностью к самосовершенствованию, что предполагает отлаживание
механизмов реагирования на неблагоприятные факторы, сглаживание последствий
кризисных явлений, обеспечение безопасности, распространение передового опыта.
5) Принцип открытости. В соответствии с этим
принципом признается необходимым:
-
свобода входа и выхода из банковской системы в рамках законности (снятие всех
искусственных, неправомерных ограничений при регистрации новых банковских
учреждений, их филиалов и иных подразделений, реорганизации и ликвидации
элементов банковской системы);
-
развития разнообразных форм цивилизованного отношения между элементами
банковской системы;
-
информационной прозрачности действий всех участников рынка банковских услуг,
включая Центральный банк;
-
развития отношений конкурсности на базе строго определенных правил проведения
конкурсов, минимизации влияния личных отношений на соответствующие решения
государственных органов управления.
6) Принцип эффективности. Так как коммерческие
банки, кредитные учреждения и вспомогательные организации являются организациями
коммерческими, принцип эффективности естествен для их деятельности. Но этот
принцип включает и другие аспекты, также важные для системы. В соответствии с
ним деятельность банковских учреждений должна быть эффективной не только для
них самих, но и для их клиентов и для народного хозяйства. Также деятельность
банковской системы должна быть эффективна и в социальном плане.
7) Принцип адекватного правового сопровождения.
Деятельность банков касается вопросов первостепенной государственной важности,
поэтому нуждается в серьезной правовой регламентации. Особое значение здесь
имеют:
-
адекватность принимаемых законов и иных нормативных актов реальным процессам в
экономике и обществе;
-
полнота охвата этих процессов нормами права;
-
внутренняя непротиворечивость и своевременность разработки правовой базы
банковской деятельности.
9. Центральный
банк Российской Федерации.
Правовой статус ЦБ
РФ, его права и обязанности определены Федеральным законом о Центральном Банке
Российской Федерации (ЦБР) от 12 апреля 1995 г. В законе зафиксировано, что
имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности
он подотчетен законодательным и исполнительными органами государственной
власти. Наряду с этим Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно
выполняющий возложенные на него функции и в текущей деятельности независим от
органов государственного управления экономикой. Высшим органом Банка является
Совет директоров, который руководит деятельностью Банка по реализации денежно-кредитной
политики правительства. В состав Совета входят Председатель Банка и 12 Членов
Совета. Председатель и члены Совета директоров назначаются Государственной
Думой на 4 года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не имеет
права занимать эту должность более трех сроков подряд (12 лет).
В
основные функции ЦБР входит проведение государственной денежно-кредитной
политики по развитию рыночной экономики, обеспечению устойчивости денежного
обращения и покупательской способности национальной денежной единицы. Выполняя
эту функцию, Банк принимает участие в разработке основ экономической политики
правительства и использует различные методы кредитного управления банковской системой,
входящие в его компетенцию.
Выпуск
денежных знаков нового образца находится в компетенции Совета директоров Банка.
Совет директоров утверждает купюры, образцы и защитные сетки.
Для
обеспечения бесперебойной циркуляции денег на Центральный Банк возложен
контроль за производством, транспортировкой и хранением денежных знаков, а
также созданием их резервных фондов. Денежные знаки поступают в обращение после
перечисления из резервных фондов в оборотные кассы банков.
Ещё
одной немаловажной функцией ЦБР является эмиссия денег и организация денежного
обращения.
Выпуск
денег – главный источник денежных средств Центрального Банка, используемый для
авансирования расширенного воспроизводства. Эмиссия денег осуществляется в двух
формах: деньги банковского оборота при кредитовании коммерческих банков;
наличные деньги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного
хозяйства и бюджета. При кредитовании коммерческих банков происходит зачисление
денежных средств Центрального банка на их счета в расчетно-кассовых центрах
(РКЦ).
Следующей
функцией Банка России можно назвать кредитование коммерческих банков на основе
рефинансирования портфеля их ресурсов.
Функция
организации безналичных расчетов народного хозяйства. При выполнении этой
функции ЦБР устанавливает принципы организации расчетов, способы совершения
платежей, формы бланков денежных документов, этапы бухгалтерской обработки и
порядок совершения расчетных операций.
Все
предприятия, организации и учреждения обязаны хранить свои денежные средства на
счетах в банках и совершать расчетные операции только по этим счетам. Главными
видами счетов предприятий и организаций в банках являются расчетные и текущие
счета. На расчетные счета зачисляется денежная выручка от реализации товаров,
работ и услуг.
Функция
организации банковских операций, бухгалтерского учета и статистической
отчетности о работе банков состоит из правил, важнейшие из которых - правила
кредитования предприятий и хозяйственных организаций коммерческими банками;
правила ведения кассовых операций, содержащие порядок обращения с наличными
деньгами в хозяйствах и банках; правила бухгалтерского учета, отражают порядок
совершения эмиссионных, расчетных, кредитных и кассовых операций по
соответствующим счетам Центрального и коммерческих банков; правила
статистической отчетности, содержащие основные условия составления отчетных
форм и таблиц о работе банков. Отчет же о годовой деятельности Центрального
Банка представляется Государственной Думе, Правительству и Президенту РФ.
Функция
государственной регистрации кредитных учреждений.
Страховые
компании, инвестиционные, пенсионные и благотворительные фонды не относятся к
звеньям денежно-кредитной системы, не имеют права совершать банковскую
деятельность. Они находятся на статусе банковских клиентов и в качестве таковых
проводят расчетно-денежные операции в соответствии с правилами Центрального
Банка.
Функция
организации государственного контроля за деятельностью кредитных учреждений.
После открытия кредитных учреждений Центральный Банк осуществляет постоянный
контроль за их деятельностью.
Функция
реализации облигаций государственных займов и кредитования расходов
федерального бюджета. Центральный Банк - уполномоченный орган Министерства
финансов по продаже облигаций государственных займов.
Функция
регулирования золотовалютных резервов страны. Центральный Банк России является
главным депозитарием золотовалютных резервов государства и организует все операции
по продаже и покупке золота и иностранных валют.
В
настоящее время официальный курс рубля по отношению к доллару США и другим
иностранным валютам устанавливается ЦБР, а биржевой определяется по
результатам торгов на Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ). В торгах
принимают участие наиболее крупные и стабильные коммерческие банки.
Функция
составления платежного баланса страны. В условиях ликвидации золотомонетного
стандарта и монетного паритета основой обеспечения банкнот Центрального банка
служат товарные массы, включая товары отечественного и зарубежного производства.
При
ухудшении платежного баланса Центральный Банк прибегает к валютным
интервенциями на ММВБ, поддерживая коридор. В свою очередь нормализация внешней
торговли и платежей по экспортно-импортным и другим операциям позволяет создать
дополнительные резервы, что укрепляет валютные позиции Центрального Банка.
10.
Коммерческие банки.
Коммерческий
банк – это коммерческое предприятие, которое в условиях рынка строит свои
взаимоотношения с партнерами как обычные рыночные, т.е. на основе прибыльности
и риска.
Для
обеспечения собственной безопасности банки оставляют определенную фиксированную
часть депозитов «незадействованной». Эти фонды именуются банковыми резервами.
Отношение между размером резервов, которые должны иметь коммерческие банки, и
выданными обязательствами по вкладам называется нормой обязательных резервов.
Эта норма устанавливается Центральным банком страны или банковской структурой,
выполняющей функции Центрального банка.
В
условиях рынка коммерческий банк является не только одним из видов коммерческих
предприятий, но и выполняет важную роль финансового посредника в следующих областях:
Во-первых,
в области перераспределения временно свободных денежных средств юридических и
физических лиц на основе срочности, платности и возвратности.
Во-вторых,
при осуществлении платежей между хозяйствующими субъектами, когда особенно
важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение платежных
поручений своих клиентов.
В-третьих,
при совершении операций с ценными бумагами, когда банк выступает в качестве
инвестиционного брокера, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании
или фонда.
Традиционными
операциями для банка являются: осуществление денежных расчетов, пассивные и активные
операции.
Денежные
расчеты в рамках национальной экономики могут иметь наличную и безналичную форму.
При
безналичной форме расчетов проводятся записи по счетам в банках, когда деньги
списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Государство
обычно заинтересовано в организации и развитии безналичной формы расчетов,
поскольку последняя приводит к существенной экономии издержек обращения и
облегчает изучение и регулирование макроэкономических процессов.
Расчетные
счета открываются всеми фирмами независимо от формы организационно—правовой деятельности,
действующими на принципах коммерческого расчета и имеющими статус юридического
лица.
Текущие
расчеты открываются обычно организациями и учреждениями, не занимающимся
коммерческой деятельностью, либо нехозрасчетным подразделением фирмы.
Депозитные
счета открываются для хранения в течение определенного времени части средств
предприятия.
Валютные
счета служат базой для проведения безналичных расчетов в наличной форме.
Традиционно
банк рассматривается как учреждение, которое принимает вклады и выдает ссуды.
Эти операции относятся либо к пассивным, либо к активным.
С
помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы.
В
практике российских коммерческих банков к пассивным операциям относят:
F Прием вкладов (депозитов);
F Открытие и введение
счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов;
F Выпуск собственных
ценных бумаг (акций, облигаций), финансовых инструментов (векселей, депозитных
и сберегательных сертификатов);
F Получение
межбанковских кредитов, в том числе централизованных кредитных ресурсов.
Особую
форму банковских ресурсов представляют собственные средства (капитал) банка.
В
состав собственных средств банка выделяют: уставной, резервный и другие
специальные фонды, а также нераспределенную в течение года прибыль.
Основной
элемент собственного капитала банка – уставной фонд. Он формируется в зависимости
от формы организации банка. Если банк создается как акционерное общество, то
его уставный фонд образуется за счет средств акционеров, поступивших от
реализации акций. Размер уставного фонда, порядок его формирования и изменения
определяются Уставом банка. Сумма уставного капитала законодательно не
ограничивается, но для обеспечения устойчивости банка Центральным Банком РФ
устанавливается минимальный размер уставного капитала.
Резервный
фонд предназначен для покрытия возможных убытков банка по производимым им
операциям. Величина его устанавливается в процентах к уставному фонду.
Источником формирования резервного фонда являются отчисления от прибыли.
Вклад
(депозит) – это денежные средства, переданные в банк их собственником для
хранения на определенных условиях. В зависимости от вкладчика депозиты принято
разделять на депозиты физических и юридических лиц. В зависимости от срока и
порядка изъятия вклады подразделяются на срочные депозиты и депозиты до востребования.
Вклады
до востребования размещаются в банках на текущие расчеты и в любой момент
могут быть полностью или частично востребованы. Вклады до востребования в своей
основе нестабильны. По этой причине владельцам счетов выплачивается низкий
процент или вообще не выплачивается.
По
депозитам до востребования банки обязаны хранить минимальный резерв в
Центральном Банке России, размер которого в настоящее время определен в 20%.
Срочные
вклады – это денежные средства, зачисляемые на депозитные счета на строго
оговоренный срок с выплатой процента. Ставка по ним зависит от размера и срока
вклада. Банк заинтересован в привлечении срочных вкладов, так как они не
стабильны и позволяют банку располагать средствами вкладчиков в течение
длительного времени.
Депозиты
являются важным источником ресурсов коммерческих банков. Но здесь скрываются
маленькие недостатки. Мобилизация средств во вклады (депозиты) зависит от
клиента, а не от самого банка.
Пассивной
операцией коммерческих банков является получение ими централизованных кредитных
ресурсов. Кредиты Центрального Банка РФ предоставляются банкам в порядке
рефинансирования и на конкурсной основе.
Мобилизованные
денежные средства банки используют для кредитования клиентуры и осуществления
своей предпринимательской деятельности. Операции, связанные с размещением
банковских ресурсов, относятся к активным операциям банков.
В
зависимости от срока, на который банки предоставляют ссуды или кредиты своим
клиентам, они подразделяются на срочные (выдаются банкам на определенный срок)
и онкольные, которые должны быть возвращены по первому требованию банка.
В
зависимости от обеспечения, под которое выдаются ссуды, различают вексельные,
подтоварные, фондовые и бланковые операции.
Вексельные
операции подразделяются на операции по учету векселей и ссуды под векселя.
Учет
векселей означает покупку векселей банком до истечения срока их погашения.
Учитывая вексель, банк становится его владельцем и выплачивает лицу,
эмитировавшему вексель или предъявившему его к учету, определенную сумму денег.
За эту операцию банк взимает с клиента определенный процент, который называется
учетным процентом, или дисконтом. Дисконт – разница между суммой, обозначенной
на векселе, и суммой, выплачиваемой векселедержателю.
Важным
видом активных операций банков являются подтоварные ссуды – ссуды под залог
товаров и товарораспорядительных документов. Подтоварные ссуды выдаются банками
не в полном размере рыночной стоимости товара, а ее части (как правило, не
более 50% , а в редких случаях благоприятной экономической конъюнктуры
(экономического подъема) – по 70% рыночной стоимости товара).
В
условиях рыночных отношений при изобилии товаров необходим не просто спрос, а
платежеспособный спрос.
Давая
ссуду под товарное обеспечение в условиях рынка, кредитные учреждения сильно
рискуют, поскольку если ссуда не будет возвращена в срок, то банк накладывает
арест на товары, которые служат обеспечением ссуды, и может покрыть
задолженность клиента за счет выручки от их продажи. Но не во всех случаях товар
можно реализовать. Так, происходит затоваривание видео- и аудиотехникой.
Другой
вид активных операций коммерческих банков – фондовые операции, объектом которых
служат различные виды ценных бумаг. Операции банков с ценными бумагами
выступают в виде ссуд под обеспечение ценных бумаг и покупки бумаг за свой
счет.
Ссуды под обеспечение ценных бумаг выдаются, как
правило, не в размере их полной курсовой рыночной стоимости, а в определенной
их части (50-60%).
Существуют
также банковские инвестиции в ценные бумаги. В результате инвестиций банк становиться
владельцем портфеля ценных бумаг. Цель такой покупки – либо стремление к
дальнейшей перепродаже этих бумаг, либо долгосрочное вложение капитала.
Обеспечением
выдаваемых банками кредитов являются также недвижимость, страховые гарантии другого
банка или страховой организации.
Действует
определенный порядок кредитования клиентов, включающий следующие основные этапы:
Ä
рассмотрение
заявки клиента на кредит;
Ä
изучение
кредитоспособности;
Ä
оформление
кредитного договора;
Ä
выдача
кредита;
Ä
контроль
со стороны банка за погашением ссуды и выплатой по ней процентов.
Относительно
новый вид операций для российских коммерческих банков – лизинговые операции.
Банки или лизинговые компании предоставляют промышленным, торговым, транспортным
и другим предприятиям за определенную арендную плату в долгосрочные пользование
машины, оборудование и другие основные фонды. Выгода для банка при проведении
лизинговых операций состоит в том, что величина арендной платы выше, чем
процентная ставка по долгосрочным кредитам, выдаваемым на тор же срок.
Также
имеется такая операция как факторинг. Он представляет собой переуступку банку
не оплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе
реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, и является
разновидностью торгово-комиссионной операции, сочетающиеся с кредитованием. При
этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Банк приобретает,
право от предприятия инкассировать дебиторскую задолженность. Одновременно банк
кредитует оборотный капитал клиента и берет на себя его кредитный риск.
Банки
ведут также комиссионные операции, то есть выполняют различные поручения своих
клиентов за их счет. Такие поручения связаны с переводом денег как внутри одной
страны, так и на международном уровне, из одной страны в другую.
Банки
осуществляют трастовые операции, как для физических, так и для юридических лиц.
Для физических лиц существует следующие виды
трастовых услуг: управление наследством, выполнение операций по договоренности
и в связи с опекой. Но наиболее распространенный вид трастовых операций –
управление капиталом своих клиентов. В последнем случае банки берут в
управление определенные денежные средства своих клиентов и размещают их по
согласованию с клиентами. При этом клиент определяет режим использования своих
средств.
В
основе «жизнедеятельности» коммерческого банка лежит, прежде всего, его ликвидность.
Термин «ликвидность» означает по отношению к активам банка (денежным ресурсам
банка, размещенным с целью прибыли) легкость и быстроту их превращения в
денежную форму (наличные или платежные средства) для погашения своих долговых
обязательств по наступлении соответствующих сроков.
На
практике ликвидность банка определяется по оценке ликвидности его баланса: баланс
банка считается ликвидным, если средства по активу позволяют за счет быстрой их
реализации покрыть срочные обязательства по пассиву.
В
процессе кругооборота средства фирмы зачастую появляются временно свободные
денежные суммы, сохранение которых в качестве наличных кассовых запасов на
текущих счетах банка представляется нерациональным. Предпочтительным является
помещение таких ресурсов в доходные инвестиционные активы (ценные бумаги,
залоговые документы и прочие виды финансовых обязательств). Создаётся портфель
инвестиций фирмы, требующей профессионального и оперативного управления. Эту
функцию фирмы, как правило, передаёт банку, где существует специальный отдел по
управлению капиталами. В таких отделах банка сосредотачиваются портфели инвестиций
многих клиентов, что даёт возможность банку, объединяя эти портфели и экономя
на масштабах деятельности, достигать среднего рыночного уровня доходности по каждому
портфелю и сокращать финансовый риск предпринимателей. По такому же принципу
осуществляется и управление пенсионными фондами, осуществляемое банками.
Заключение.
- Стабилизация рубля в России.
Нельзя
не признать, что разумная валютно-курсовая политика играет существенную роль в
развитии экономики. Поэтому очевидно, что эта политика должна способствовать
решению следующих задач:
1.
Защита
от иностранной конкуренции национального производства (протекционизм).
2.
Стимулирование
экспорта и тем самым способствовать улучшению платежного баланса и накоплению
валютных резервов (экспортная экспансия).
3.
Иностранные
инвестиции: стимулировать приток иностранного капитала.
На
первый взгляд может показаться, что все три цели обеспечиваются понижением
курса национальной валюты (девальвацией). Конкретнее, в нашей ситуации речь
идет о том, чтобы государство содействовало повышению курса доллара,
опережающему рост внутренних цен.
Механизм
воздействия девальвации на экономику хорошо известен. Более высокий курс доллара
(и других конвертируемых валют) дает экспортерам дополнительную выгоду при
обмене иностранной валюты на рубли (или позволяет им снижать цены в валюте),
заставляет импортеров покупать доллары дороже и тем самым уменьшает выгодность
импорта, делает для иностранных инвесторов более рентабельными рублевые
инвестиции. Но этот эффект носит условный характер и может дать благоприятные
последствия лишь при весьма специфических условиях. Таких условий в России
нет.
Едва
ли понижение курса рубля может быть сколько-нибудь эффективным орудием защиты
внутреннего производства. В условиях инфляции и слабости внутренней конкуренции
рост издержек импорта сравнительно легко перекладывается на потребителя. Интенсивный
спрос, созданный десятилетиями отрыва от мирового рынка, мало реагирует на
повышение цен импортных товаров. Импортные пошлины и, возможно, прямые
ограничения импорта могут быть более подходящими орудиями протекционизма того
типа, который нам нужен.
Российские
промышленные товары мало конкурентоспособны на внешних рынках не столько по ценам,
сколько по качеству, дизайну, комплектности и регулярности поставок и т.п. Что
касается экспорта сырья, то можно сделать выводы из недавнего опыта, что
происходит при низком курсе рубля и вытекающем из этого превышении мировых цен
над внутренними: хищническая продажа за рубеж с укрывательством валютной
выручки, сбыт по демпинговым ценам. По экспорту тоже нужна хорошо разработанная
программа диверсификации (уменьшение риска путем объединения ссудной и инвестиционной
деятельности целой группы заемщиков) и стимулирования, а не валютные манипуляции.
Столь
же сомнителен эффект девальвации с точки зрения привлечения иностранного
капитала. Если даже не принимать во внимание аргумент, что это усилит
"распродажу России", совершенно очевидно, что в современных условиях
притоку иностранного капитала мешает не курс рубля, а хорошо известные
экономические, политические и криминальные факторы.
Если
положительные эффекты понижения курса рубля сомнительны и маловероятны, то
отрицательные, напротив, вполне очевидны. Прежде всего, он является в наших
условиях мощным фактором инфляции и ухудшает возможности какой-либо финансовой
стабилизации. Усиливается и без того катастрофический уход валютных средств за
границу и накопление наличной валюты у населения.
Абсолютно
противопоказаны любые меры экономической политики, способные увеличить темп инфляции.
Совершенно очевидно, что крах рубля даже небольших масштабов имел бы для России
крайне негативные международные последствия различного рода — от ухудшения
перспектив экономической интеграции СНГ до окончательного подрыва наших
позиций в международных финансовых организациях и на рынках капиталов.
Проанализировав
разнообразные меры валютно-курсовой политики, можно сделать вывод, что она
может заключаться в умеренном сдерживании падения курса рубля и поддержании
примерного соответствия между ростом курса доллара и повышением внутренних цен.
Если когда-либо удается добиться снижения инфляции хотя бы до 1—1,5% в месяц,
тогда можно говорить о какой-то стабилизации курса рубля.
Для
улучшения положения рубля в российской экономике необходимо проводить политику
благоприятного инвестиционного климата, что заключается:
1)
В
устойчивой стабилизации и последующем оживлении производства с опорой на ныне
конкурентоспособную часть производственного аппарата;
2)
В
осуществлении комплекса мер по нормализации платежной дисциплины, что позволит
делать сбережения в денежной форме;
3)
В
четком разграничении сфер ответственности федерального и местного бюджетов, а
именно:
а) выделение
средств на развитие федеральной собственности;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|