4.Процесс приватизации
и акционирования в России………………12
4.1Первый этап…………………………………………………………14
4.2Второй
этап………………………………………………………….15
4.3Третий
этап…………………………………………………………..17
5.Общие итоги и
перспективы приватизации………………………….19
Заключение……………………………………………………………...…..21
Список
использованной литературы…………………………………….23
Введение.
Термин
"приватизация" родился в недрах команды Явлинского при подготовке
документов к программе "500 дней". Этот термин родился в конце 80-х
годов, когда нашей стране требовалась смена экономических постулатов и
принципов. В настоящее время, когда «приватизационный бум» в России закончился,
экономисты и государственные деятели подводят итоги. Часть, из них характеризуя
приватизацию, говорят о сплошных ошибках недочетах. Так, по словам председателя
Счетной палаты Сергея Степашина «приватизация в России прошла не по правилам.
90% российских предприятий приватизированы с нарушениями законодательства,
однако пересмотр итогов приватизации подорвет российскую экономику». По его
мнению, приватизация была проведена поспешно, по политическим причинам, чтобы
создать так называемый "средний класс". В то время многих
законодательных актов попросту не существовало. Видные экономисты отмечают,
что: давать оценку процесса приватизации в России, оглядываясь в прошлое,
гораздо легче, чем осуществлять предварительную разработку ее программы. Тем не
менее, и российские участники этой разработки, и западные советники, прежде
всего А. Шлейфер и Р. Вишни, отказались признать ошибочность своего
приватизационного плана, явившегося следствием непонимания ими того, что Россия
представляет собой особый мир. Усугубляя ошибку, авторы книги “Приватизируя
Россию” настаивают на том, что процесс приватизации не состоялся бы, “…если бы
не было принято, что основополагающие экономические принципы в России будут
работать так же, как и во всем мире. Говоря о провале приватизации, иностранные
специалисты, в числе которых Алан Гринспен, глава Федеральной резервной системы
США подчеркивают, что плохо сформированная рыночная инфраструктура и была
результатом отрицательных итогов приватизации.
Однако
не все авторы говорят о недостатках приватизации. Так специалисты Институту
экономики переходного периода Гайдая отмечают, что «Приватизация является логическим
исходным пунктом для анализа трансформации отношений собственности в переходной
экономике в целом и сопоставления российских регионов. Безусловным аргументом в
пользу данного методологического подхода является тот факт, что именно
массовая приватизация в России способствовала как появлению корпоративного
сектора (развитию национальной модели корпоративного контроля и управления),
так и дала первичной толчок развитию рынка корпоративных ценных бумаг. При
этом необходимо рассматривать приватизационный процесс в широком смысле -
т.е. не только как технические процедуры продажи (передачи) активов из
государственного сектора в частный, но как более фундаментальный процесс
становления частной собственности и формирования институциональных предпосылок
для дальнейшего формирования рыночной среды на общероссийском и региональном
уровнях».
Поэтому,
на наш взгляд, прежде чем говорить о достоинствах приватизационного процесса в
России нужно рассмотреть черты Российского приватизационного процесса, его
развитие и содержание за период с 1989 по 2000 год. В условиях завершения
перехода к рыночным отношениям в переходной экономике России и сложившейся в
данный момент становления экономической и политической стабилизации, отношения
форм собственности играют далеко не последнюю, и даже, одну из основополагающих
ролей в дальнейшем экономическом развитии нашей страны. Акционерные общества с момента их появления в Российской Федерации
пережили бурный рост и по сей день их количество увеличивается: акционерные
общества создаются вновь, реорганизуются, создаются путем разгосударствления. И
этот процесс обусловлен, прежде всего, тем, что вложения средств в
предпринимательскую деятельность, в общем, и в акционирование в частности, с
целью получения дохода, стало в силу ряда причин весьма привлекательна для
юридических и физических лиц.
Взаимосвязь
собственности и хозяйствования как частей "пучка прав собственности"
– показывает, что ответственное хозяйствование возможно только тогда, когда
тот, кто хозяйствует, может присваивать остаточный доход, становиться его
собственником рядом с собственниками тех ресурсов, которые привлекались
изначально. Поэтому появление частной собственности рядом с государственной, а
отчасти и вместо нее, – неизбежное явление при переходе "от плана к
рынку". Экономическая теория не дает каких-либо рекомендаций о темпах и
масштабах приватизации реального капитала и природных ресурсов. Мировой опыт на
этот счет очень разнообразен. С точки зрения экономической теории, важно даже
не столько обеспечение справедливости или эффективности при первичной
приватизации – ни того, ни другого все равно обеспечить невозможно – сколько
удешевление и упрощение дальнейшего движения хозяйственных прав в сторону тех,
кто сможет использовать их с максимальным эффектом в ходе вторичной
приватизации, то есть перераспределения на рыночных основах прав, полученных
агентами в ходе первичной приватизации.
Конечная цель
приватизации – появление так называемых "стратегических инвесторов",
то есть собственников факторов производства, прежде всего финансовых, в
интересы которых входит долгосрочное успешное функционирование предприятий, в
которые они вкладывают свои ресурсы. Государство не может быть стратегическим
инвестором для каждого предприятия. Не всегда может выступать в этой роли и
коллектив, например, работники атомной электростанции при всем желании не могут
иметь достаточно собственных средств, чтобы вкладывать их в развитие
производства электроэнергии, строительство новых энергоблоков. Особенно остро
стоит проблема поиска стратегического инвестора для предприятий, которые
применяют устаревшие технологии. Важнейшую роль в преобразовании
централизованно планируемой экономики в рыночную призвана решать приватизация
государственной собственности. Сокращение размеров государственного сектора в
результате приватизации государственной собственности является важнейшей
особенностью развития общественного сектора в переходной экономике. Широкое
толкование понятия приватизация включает в себя общее сокращение сферы
государственного вмешательства, в том числе финансового.
Таким
образом, приватизация является важнейшим элементом системных
преобразований при переходе к рынку, и представляет собой действие,
направленное на снижение роли государства, на увеличение роли частного сектора
в различных сферах деятельности или во владении активами.
Федеральный закон РФ
"О приватизации государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в Российской Федерации" (1997) под приватизацией
государственного имущества подразумевает возмездное отчуждение находящегося
в собственности Российской Федерации имущества в собственность физических и
юридических лиц. Такое определение подразумевает отказ государства от права
собственности на часть государственных предприятий и их активов, передачу
местными властями частным компаниям прав на производство продукции, работ и
услуг, выполняемых ранее государственными организациями.
Вместе с тем смена собственника - не единственная
форма разгосударствления общественного сектора экономики. В мировой практике
отказ государства от функции непосредственной организации производства
осуществляется сочетанием форм аренды, контрактации и стимулирования
производства в частном сектор
Акционерное общество - это одна из организационно-правовых форм предприятий.
Оно создается путем централизации денежных средств (объединения капитала)
различных лиц, проводимой посредством продажи акций с целью осуществления
хозяйственной деятельности и получения прибыли. Акционерная собственность - это
закономерный результат процесса развития и трансформации частной собственности,
когда на определенном этапе развития масштабы производства, уровень технологии,
система организации финансов создают предпосылки для принципиально новой формы
организации производства на базе добровольного участия акционеров. Акционерная
форма позволяет привлечь в одно предприятие капиталы многих лиц, причем даже
тех, которые сами не могут в силу любых причин заниматься предпринимательской
деятельностью. Кроме того, ограничение ответственности размером внесенного
вклада вместе с высокой его диверсификацией позволяет вкладывать средства в весьма
перспективные, но и в высоко рискованные проекты, существенно ускоряя внедрение
достижений научно-технического прогресса. Имеется также множество других
положительных сторон акционерной формы собственности, делающие ее поистине
универсальной и применимой везде, где есть необходимость и возможность
ограничить масштабы ответственности предпринимателя. Последнее обстоятельство
особенно важно в условиях нестабильной экономики, когда непредвиденная
обстановка производства может привести к огромным убыткам, долгам, на погашение
у которых может не хватить всего имеющегося имущества. Подобной ответственности
подвергаются индивидуальные предприниматели и некоторые юридические лица,
имеющие другую организационно-правовую форму. Акционерные общества позволяют более
эффективно использовать материальные и другие ресурсы, оптимально сочетать
личные и общественные интересы всех участников.
Акционерные общества, являющиеся основной формой организации
современных крупных предприятий и организаций во всем мире, представляют собой
наиболее совершенный правовой механизм по организации экономики на основе
объединения имущества частных лиц, корпораций различного вида и иных органов.
Основными чертами этого вида общества являются:
-разделение акционерного капитала на равномерные,;
свободно обращающиеся доли - акции
-ограничение ответственности участников по обязательствам общества
только взносами в капитал общества;
-уставная форма объединения, позволяющая легко менять число участников
и размеры акционерного капитала;
-отделение общего руководства от управления самим предприятием,
Акционерные общества имеют ряд преимуществ по сравнению с другими
формами собственности.
Во-первых, общество имеет возможность привлекать средства
акционеров для пополнения уставного фонда и расширения своей деятельности,
причем эти средства не подлежат возврату (за исключением полной ликвидации
общества), так как акции обществом не выкупаются, а лишь перепродаются другим
акционерам.
Во-вторых, общее руководство деятельностью общества
отделено от конкретного управления, что позволяет нанимать и выбирать наиболее
подходящих управляющих, директоров, заставляет акционеров серьезно относиться к
подбору управляющего персонала, так как каждый акционер отвечает за эффективную
работу общества вложенными средствами.
В-третьих, создается возможность реального превращения
всего трудового коллектива предприятия в собственников путем приобретения
каждым из них акций общества.
В-четвертых, имеется возможность привлечь в состав
акционеров своих постоянных контрагентов, создавая при этом общую
заинтересованность в результатах деятельности общества. Также и само общество
может приобрести ценные бумаги других обществ, образуя при этом целые сети заинтересованных
в работе друг друга организаций, связанных отношениями собственности и правом
участия в управлении.
Таким образом, акционерное общество, объединяя на единой правовой
основе всех участников, обеспечивает уникальную форму реализации коллективной
собственности, создавая при этом заинтересованность в конечных результатах
работы. Выпуск и распространение акций дает реальную возможность контроля
деятельности и управления ею со стороны акционеров.
При переходе к рыночной экономике Россия отвела значительную роль
акционерным обществам, позволяющим участвовать в инвестиционным процессе
наряду с предпринимателями и значительному количеству простых граждан, а так же
способствующим перераспределению капиталов в экономике страны по наиболее
продуктивным сферам хозяйствования. Акционерное общество является в настоящее
время преобладающей по своему количеству организационно-правовой формой
коммерческих организации наряду с обществами с ограниченной ответственностью.
Первым этапом и началом становления акционерной
формы предприятия в нашей стране считается принятие 19 июня 1990 г.
Постановления Совета Министров СССР "Об утверждении Положения об
акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о
ценных бумагах", которыми предусматривалась возможность создания
акционерных обществ и выпуска ими акций, которые могли распространяться как
среди юридических, так и среди физических лиц. Появление этого документа
создало предпосылки для активного развития акционерной формы собственности.
Вторым этапом в создании акционирования в
нашей стране, стала государственная программа разгосударствления собственность,
которая проходила в период 1992-1994 года. В ходе этой программы было
приватизировано около 100000 предприятий, часть из которых стали акционерными
обществами.
Третий этап - этап создания акционерных
обществ, когда на основе постановлений и указов Президента отрабатывались
отдельные правовые схемы, обеспечивающие их функционирования окончился. С
принятием первого в истории России Закона «Об акционерных обществах»,
вступившего в действие с 1 января 1996 года, начался этап формирования стабильной
правовой базы АО.
Четвертым этапом в развитии акционирования
стало практическое воплощение норм закона, создание акционерных обществ и их развитие.
Так, по сообщению Госкомстата РФ к настоящему времени приватизировано более
200 тыс. предприятий. При приватизации средних и крупных государственных
предприятии сохраняется преобладание акционирования.
Возникли и проблемы на пути становления акционирования в Российской
Федерации. Так, акционерный комплекс России еще не всегда получает должную
государственную поддержку, не всегда пользуется вниманием всех ветвей власти,
как в центре, так и в регионах, а также собственно в органах местного самоуправления.
В рыночной экономике акционерные общества –
основа рынка ценных бумаг. Ценные бумаги акционерных обществ – акции, занимают
огромную долю рынка ценных бумаг, представляют собой идеальный инструмент
инвестиций в экономику страны. Поэтому главная проблема Российского
рынка ценных бумаг, а значит и проблема акционирования - отсутствие массового
инвестора. Мелкий инвестор обнищал и не имеет наличных излишков. Иностранные
инвесторы не спешат вкладывать “большие доллары “ в российские фонды.
Итак,
первоначально развитие современного приватизационного процесса было связано со
сдвигами в воспроизводственном механизме и начавшейся со второй половины 70-х
гг. структурной перестройкой экономики развитых стран Запада, которые
потребовали значительного пересмотра сложившейся в 50-60-е гг. структуры
государственного регулирования экономики. В контексте этих процессов
практически во всех странах Запада произошла серьезная переоценка места и роли
государственной собственности и государственного предпринимательства в
экономике, нашедшая свое выражение в процессах приватизации 80-90-х гг. Это
явление стало характерным не только для большинства стран Западной Европы с
традиционно высокой ролью государства в экономике, но и для таких стран как
США, Япония, Швейцария, где государственный сектор и так был относительно
невелик. Неоконсервативные сдвиги в идеологии, общеэкономической теории и
экономической политике промышленно развитых стран были, затем экспортированы
в развивающиеся страны как через распространение идей в мировом
научном сообществе, так и посредством прямого давления Запада через условия
помощи. На рубеже 80-90-х гг. свыше 80 промышленно развитых стран Запада и
развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки осуществили или
осуществляли различные программы приватизации государственной собственности.
Суть
приватизации – разгосударствление собственности. В
силу этого отдельным принципиальным вопросом стала оценка преимуществ частных
предприятий перед государственными. В более узкой постановке это вопрос
позитивного влияния приватизации на эффективность предприятий. Большинство
исследователей склонны согласиться с тем, что такое влияние присутствует,
однако (несмотря на наличие обширной теоретической и эмпирической литературы)
единая точка зрения пока не выработана. Существует, по крайней мере, несколько
доводов в пользу частных предприятий:
- социальный:
государственные предприятия представляют собой инструмент «лечения» недостатков
рынка с помощью ценовой политики, учитывающей социальные маржинальные цены.
Такие функции и затраты негативно влияют на эффективность предприятий;
- политический:
политическое (бюрократическое) вмешательство в деятельность предприятия
приводит к излишней занятости, неоптимальному выбору продукции, неоптимальному
размещению и нехватке инвестиций, нечетким стимулам для менеджеров. Эти
предприятия более подвержены давлению заинтересованных групп в ущерб максимизации
прибыли;
- конкурентный:
приватизация усиливает конкуренцию, которая заставляет предприятия работать
более эффективно. Частные предприятия в большей степени подвержены дисциплине
коммерческих финансовых рынков;
- стимулирующий:
менеджеры государственных предприятий могут не иметь необходимых стимулов к
эффективной работе или их недостаточно контролируют.
При всем
широчайшем диапазоне уровней развития, конкретных мотивов приватизации
(доходы в бюджет и оздоровление государственных финансов, повышение
эффективности экономики, оживление конкуренции, реформа управления,
специализация и демонополизация, идеологические типа «народного капитализма»,
привлечение иностранных инвестиций), правовых и экономических традиций,
политических и идеологических доктрин все эти страны объединяет одна ключевая
характеристика, не требующая комментариев: проведение приватизации в рамках
уже существующей рыночно-конкурентной среды, при наличии (доминировании)
частного сектора и в ходе поступательного эволюционного развития экономики.
Системные
преобразования в бывших социалистических странах,
прежде всего в России и в странах Восточной и Центральной Европы, начались
позднее, чем в развитых государствах Запада и в развивающихся странах -
примерно с 1989 г. В контексте перехода от командно-административной
(социалистической, плановой, централизованно планируемой) системы хозяйства к
системе хозяйства, основанной (по крайней мере, в соответствии с экономической
теорией) на рыночно-конкурентных принципах, приватизации отводится особое
место. Триада "стабилизация-либерализация-реформа собственности"
стала классической для содержательного определения направлений системных
преобразований в переходной экономике, по крайней мере, на первой их стадии.
Естественно, что стержнем реформы собственности в переходной экономике является
приватизационная политика и практика. В каждой из стран с переходной экономикой
существовали свои особенности приватизационной политики (таблица 1), связанные
с национальными условиями, однако во всех случаях переход активов в частный
сектор носил системообразующий характер с точки зрения движения к рыночной
экономике.
В
России приватизационный процесс начался отнюдь не сразу, ему предшествовала
целая серия подготовительных мер идеологического и правового характера. Точно
так же с завершением приватизационных программ реформа собственности в
переходной экономике в самом широком смысле не завершается, но лишь получает
мощный старт, ибо только после "первичной" приватизации начинается
формирование действительно эффективной системы прав собственности. Практически
во всех странах с переходной экономикой необходимо отметить такие проблемы, как
связь приватизации с изменением властных отношений в обществе, масштабы
приватизации; отсутствие рациональной рыночно-конкурентной среды; огромные
технические сложности; необходимость идеологического выбора; отсутствие на
стартовом этапе необходимой институциональной инфраструктуры; высокий уровень
коррупции и иных криминальных явлений. Хотя России не пришлось решать такие
проблемы, как реституция или заметный региональный сепаратизм в ходе
приватизации, в российских условиях разработка и реализация приватизационной
политики особенно усложняется в силу действия (более весомого по сравнению с
другими странами переходной экономики) следующих факторов:
во-первых,
параллельно с процессом выбора глобальных моделей, на микроуровне происходит
спонтанный перевод государственных предприятий и имущества в иные формы
собственности (коллективные и частные, или же квази-коллективные и
квази-частные);
во-вторых,
высочайший уровень концентрации наравне с отсталостью многих секторов
российской промышленности препятствуют проведению эффективной и социально
"мягкой" структурной перестройки до и в ходе приватизации;
в-третьих, и это
особенно важно, именно приватизация и проблемы преобразования собственности
есть та область экономических реформ, где политический и популистский прессинг
наиболее тяжел.
Политический
фактор в приватизационной политике, в частности, самым непосредственным образом
усиливает противоречивость и нестабильность законодательной базы, что
проявляется в отсутствии единого правового подхода, одновременном действии
противоречащих друг другу нормативных актов, частой смене тактических установок
и моделей, принятии в ряде конкретных случаев актов, дающих той или иной
стороне эксклюзивные права вне рамок законодательства, возможность отмены уже
принятых решений.
·
Таким образом, основные
формы разгосударствления общественного сектора экономики включают в себя:
·
приватизация государственной
собственности,
o
аренда,
o
контрактация,
o
стимулирование производства в
частном секторе.
Аренда предполагает передачу только права распоряжения предприятием, при этом
сохраняется профиль его деятельности и гарантии занятости.
Смысл приватизации состоит в том, чтобы
использовать преимущества частной инициативы для повышения эффективности
производств, которые прежде относились к общественному сектору. При этом
возможно сохранение ответственности государства за финансирование этих производств,
что достигается с помощью контрактации и стимулирования производства в частном
секторе.
При контрактации наилучшим образом
сочетается государственное финансирование с частной формой организации
производства. В настоящее время в странах со сложившейся рыночной экономикой
именно контрактация является наиболее распространенной формой
разгосударствления. Причем, если раньше на основе контрактов в основном
обеспечивалась деятельность предприятий общественного сектора, то теперь все
более обычным становится использование контрактов для замещения общественного
сектора частным в процессе обслуживания конечных потребителей. Стимулирование производства в частном
секторе означает сокращение участия государства в производственном
процессе, когда вместо финансирования государственных предприятий
осуществляется государственное финансирование частных предприятий и
общественных некоммерческих организаций в виде субсидий и налоговых льгот.
Следует иметь в виду, что различные формы
разгосударствления способны сочетаться, они могут использоваться в различных
пропорциях.
Теоретический и практический интерес в этой связи
представляет проблема определения допустимых границ разгосударствления и
приватизации. К сожалению, дискуссии о целесообразности, формах и масштабах
приватизации часто бывают затуманены идеологическими предрассудками. Аргументы в пользу более масштабной
приватизации основаны, главным образом, на более высокой производительности
и экономичности частного сектора. Стремящиеся к получению максимальной прибыли
фирмы, в процессе конкуренции за получение контрактов достигают меньшей
стоимости предоставляемых услуг по сравнению с государственными предприятиями.
Максимизация прибыли и угроза потери конкурентного преимущества (или даже
банкротства) являются для предпринимателя мощными стимулами поиска оптимального
соотношения персонала, ресурсов, технологии и организации для достижения
наилучших результатов. Тогда как государственные чиновники, напротив, стремятся
не к снижению затрат, а к увеличению расходов. Противники приватизации утверждают, что
было бы наивно ожидать снижения затрат на предоставляемые по контрактам услуги
даже в долгосрочной перспективе. По их убеждению, приватизация является
причиной коррупции, снижения качества и роста цен на предоставляемые услуги.
Частные структуры стремятся в первую очередь обслуживать наиболее доступных и
выгодных клиентов, пренебрегая труднодоступными и невыгодными. Кроме того,
снижение стоимости услуг часто достигается не повышением эффективности производства,
а падением их качества. Необходимы дополнительные затраты ресурсов на
регулирование и контроль за деятельностью частных фирм, поставляющих товары и
услуги по государственным заказам и непосредственно потребителям. Поэтому
преимущества конкуренции, этого главного аргумента приватизационного подхода,
часто оказываются иллюзорными, особенно при угрозе потери таких неэкономических
ценностей, как подотчетность производителей товаров или услуг, социальная
справедливость, государственная компетентность. Так, например, приватизация в
некоторых сферах может привести к снижению или даже прекращению финансовой
поддержки беднейших и незащищенных слоев населения. Сторонники приватизации отвергают эти
опасения как преувеличенные, заявляя, что на самом деле приватизация приводит к
усилению подконтрольности и улучшению оказываемых услуг. Заключение четко
составленных государственными органами контрактов и контроль за их исполнением
могут гарантировать качество услуг и их предоставление всем нуждающимся. Кроме
того, поскольку клиенты сами платят за услуги, то ценовой механизм обеспечивает
обратную связь, удостоверяющую их качество.
Первые
законодательные акты по приватизации в России были приняты Верховным Советом
РСФСР летом 1991 г., однако их практическая реализация началась лишь в 1992 г.
29 декабря 1991 г. Президент РФ подписал указ "Об ускорении приватизации
государственных и муниципальных предприятий", в соответствии с которым
были утверждены разработанные на основе проекта Государственной программы
приватизации на 1992 г. "Основные положения программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий в РФ" на этот период. Их
реализация началась с 1 января 1992 г. "Основные положения..." стали
фактически первым документом, на практике регулирующим приватизационный процесс
и давшим старт программной (т.е. не спонтанной) приватизации в России.
Первая программа
приватизации (1992 г.) стала основополагающим документом для последующей
масштабной приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно, компромиссом, с одной
стороны, между платной (для активной части населения) и безвозмездной (ваучеры
всему населению и льготы трудовым коллективам) приватизацией, и, с другой
стороны, между моделью приватизации для всех и разделом собственности среди
работников предприятий. Этот компромисс обусловил такие явные, с экономической
точки зрения, недостатки осуществлявшейся модели, как остаточная методика
оценки имущества, игнорирование реструктурирования (привлечения инвестиций)
предприятий перед и в ходе технической приватизации, проблемы социальной
инфраструктуры предприятий, игнорирование демонополизации одновременно с
проблемой сохранения технологических цепей, отсутствие инвестиций и т.п..
·
Предусматривалось четыре
способа приватизации:
o
аукцион,
o
коммерческий конкурс,
o
аренда с правом выкупа,
o
акционирование.
В основу выбора способов
приватизации был положен размер предприятий. По этому признаку предприятия
разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои
условия приватизации. Критериями определения размеров предприятия являлись
численность работников и стоимость основных фондов (см. табл. 16.1.).
Малые
предприятия, к которым не применялась процедура акционирования,
подлежали продаже любому покупателю через аукционы или выставлялись на торги на
конкурсной основе. Эти предприятия могли выкупаться и лицами, работающими на
них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые
заключили с государством договор аренды, с правом последующего выкупа имущества
предприятия. На средних и крупных предприятиях
приватизация проходила в два этапа. Сначала проводилось их акционирование (преобразование
в акционерные общества открытого типа), то есть изменение
организационно-правовой формы предприятия. Затем выпускались акции, которые
распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и
внешними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных по выбору
коллектива. Часть акций могла закрепляться в государственной или муниципальной
собственности. В органы управления таких обществ назначались представители РФ,
субъектов РФ или муниципальных образований.
Перечень отраслей, где должны образовываться
государственные корпорации устанавливался Указом Президента РФ "О мерах по
реализации промышленной политики при приватизации государственных
предприятий" (1992 г.). В данном Указе также устанавливалось, что в случае
приватизации государственных акционерных обществ без закрепления контрольного пакета
акций в федеральной собственности Правительство РФ и ГКИ РФ могут использовать
для сохранения контроля над соответствующими предприятиями "золотую
акцию", находящуюся в государственной собственности и дающую право на
"вето" при принятии собранием акционеров решений о деятельности
соответствующего АО.
Органам приватизации и трудовым коллективам в
каждом конкретном случае необходимо было решать, что лучше при акционировании:
выделять из состава действующих гигантов конкурентоспособные малые и средние
предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные
компании, владеющие контрольным пакетом их акций и получившие наименование
холдингов.