|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: Московский комсомолец, 7 мая 1998 г., с.8 Тем не менее за НТВ закрепилась скандальная репутация в связи с любовью телекомпании к эротическим, зачастую непристойным шоу и программам («Империя страсти», «Про это» (которую ведёт американская (!) темнокожая (!!) журналистка Елена Ханга). На фоне этого генеральный директор «НТВ-Кино» Владилен Арсеньев и ведущий «Империи страсти» Николай Фоменко продолжают стоять на своём, защищая названные выше программы, несмотря на осуждение со стороны общественности и коллег. Что ещё хочется отметить – так это качество демонстрации прогнозов погоды на телеканале. В мире существует множество таких схем показа: ü в виде группы строк, появляющихся в различных вариациях на фоне различных картинок (CNNI Europe, РТР, ОРТ); ü в виде карты с нанесёнными на неё изображениями предполагаемых осадков и температурам (Travel, раннее НТВ, где карта “ехала” вправо и постепенно “загорались” различные города); ü в виде множества таких карт и ведущего, показывающего на них определённые регионы, называя прогнозируемую погоду (NBC Europe). Последняя схема, в частности, активно эксплуатируется Метео-ТВ. Кстати, сам ведущий, объявляющий погоду, как правило, бывает двух вариантов: либо это молодая манекенщица, либо солидный с виду мужчина-профессионал лет 40-50. На западе обычно используется второй вариант, как внушающий больше доверия и не раздражающий. Метео-ТВ движется по первому пути. На НТВ в последнее время выбрали вторую схему с той лишь разницей, что студию и сам процесс первоклассно оформили с использованием компьютерной графики, так что выглядит сам процесс совершенно оригинально. По крайней мере подобного на западе я не встречал. Кстати, на западе на погоду обращают особое внимание. Она есть на каждом интернетовском сайте телекомпании. Так, на www.cnn.com каждый день готов прогноз погоды для 6100 (!!!) городов всего мира (из России – примерно 10) на 4 дня вперёд, включающий в себя все возможные данные: от атмосферного давления до влажности воздуха. Тут же можно посмотреть карту региона (например, Европы) с Так выглядит прогноз погоды на CNN. расставленными на ней температурами и облачностью (прям как на ТВ) и даже снимок со спутника (!), показывающий расположение циклонов в данном районе. У нас же интерес к погоде значительно усиливается при приближении лета (люди едут за город), и этим надо пользоваться в рекламных целях. Тот самый снимок со спутника (CNN) Помимо программ новостей, популярности НТВ способствовал показ качественной кинопродукции. Ежедневно на канале демонстрируется 5-6 фильмов, том числе вечером - один полнометражный фильм и один сериал. В среднем в неделю на канале НТВ демонстрируется 9 зарубежных, 2 отечественных фильма и 19 часов сериалов.
Среди тех, у кого НТВ закупает фильмы, немало известных имён. В частности, такие крупнейшие их производители, как Warner Bros., MCA, MGM, XX Century Fox, Pathe, Gaumont, Sagis, ABC, NBC, CBS, BBC и другие. Телекомпания планирует показ фильмов, снятых компанией «НТВ-Профит». В 1997 году было снято 20 фильмов, среди которых «Сирота казанская» и «Вор», который выдвигавшийся на «Оскар» и получивший «Нику». В 1998 году «НТВ-Профит» планирует снять 25 фильмов и 2-3 сериала, которые также предполагается показать на канале НТВ. Пятый элемент Потерянный мир Люди в черном Без лица Самолёт президента Из прочих программ телекомпании особо примечательны «Куклы», ставшие лауреатом ТЭФИ-96. Подобные шоу, высмеивающие политиков, встречаются во многих развитых странах мира, и всюду их популярность высока. До недавнего времени на НТВ выходило автошоу Н.Фоменко «Перехват», сделанное по новой технологии real time action, т.е. таким образом, что зритель считает себя свидетелем непосредственно происходящих в данный момент событий. На данный момент съёмки «Перехвата», якобы, временно отложены. Грозит закрытие и «Империи страсти» в связи с переходом Фоменко к работе над другим проектом. По мнению шоумена, любая развлекательная программа должна жить не больше полугода, чтобы не надоесть. Среди детских программ самой популярной, вроде как, считается «Спокойной ночи, малыши», но в хитпарады она не попадала и точное количество детей, предпочитающих её конкурентам, не известно. На НТВ в этом плане примечательна самая популярная в мире детская программа «Улица Сезам», адаптируемая НТВ для российских детей. Серьёзное внимание уделяется также и спортивным шоу, трансляции матчей. Засчёт чего же появляется свободное место для такого количество интересных программ? В первую очередь, засчет небольшого числа ток-шоу. Если ОРТ и ТВ6 сотрудничают с ВИДом и, умывая руки, показывают у себя его, в общем-то низкопробную продукцию, то на НТВ подобной халтуры не наблюдается. Телекомпания обычно сама изготавливает свои шоу. О распространённости НТВ свидетельствуют следующие факты: аудитория компании – 102 млн. зрителей, территория вещания - Европейская часть России, большинство регионов Сибири и Дальнего Востока. Сигнал НТВ принимается на территориях Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана и стран Балтии. Идущий через спутник сигнал НТВ-Интернэшнл принимается в странах Ближнего Востока и Западной Европы. Телекомпания имеет многочисленные корпункты в России, а также - в Германии, США, в Израиле, в странах Балтии. Пользуясь своей известностью и солидными денежными суммами, НТВ-Холдинг, входящий в «Медиа-Мост» Гусинского, постоянно расширяет свою деятельность. В состав НТВ-Холдинга входит недавно образованная компания НТВ-Кино, занимающаяся изучением рынка кинопродукции, отбором и приобретнием кинофильмов и программ для вещательных компаний холдинга, а затем их дубляжом и озвучиванием. Кроме того, НТВ-Кино осущестляет дистрибьюторскую деятельность и передачу прав на показ фильмов и программ региональным компаниям. И это еще не всё. НТВ-Кино под руководством гендиректора В. Арсеньева, занимается производством отечественных сериалов, документальных фильмов и музыкальных видеоклипов. Телекомпания совсем недавно (в январе) запустила свой новый проект – телесеть ТНТ, ориентированную на инересы роосийских регионов. ТНТ призвана помогать региональным телекомпаниям с оформлением, компьютерной графикой, определёнными передачами. Удачным оказался и проект «НТВ-Профит» (с 1995 г.). Компания «НТВ-Профит» учавствует в производстве и прокате кинолент. С 1996 г. она принимает участие в важнейших российских и международных кинорынках, ежегодно представляя более 30 кинофильмов. Компания сотрудничает более чем со 100 кинотеатрами в 98 городах на всей территории бывшего СССР. Известность на мировом рынке телекомпании НТВ принёс проект «Бонум-1». Была построена передающая земная станция для подачи телепрограмм на спутники телевещания с двумя девятиметровыми антеннами и мощными передатчиками. Длительное время арендуются 2 российских спутника телевизионного вещания ГАЛС-1 и ГАЛС-2, на смену заказаны ещё 2: ГАЛС-Р16 в России и ХЬЮЗ в США. Это позволило «Медиа-Мост» стать членом международной ассоциации Eutelsat. С помощью спутников идёт вещание другого известного проекта холдинга – «НТВ-Плюс» (его открыл 1 сентября 1996 г. сам В.Черномырдин), который насчитывает более 100 тыс. абонентов, а также передаются программы радиостанций «Серебряный Дождь», «Эхо Москвы» (тоже входящей в «Медиа-Мост») и других. «Эхо Москвы» можно слушать во всём мире. Не обошлось и без наград. На Втором Открытом Российском фестивале СМИ «Гонг Масс Медиа-95» «Эхо Москвы» наградили специальным призом «Качественное средство массовой информации», на Неделе Паблик Рилейшенз в ноябре 1996 г. его отметили как «самое открытое и коммуникабельное средство массовой информации». По решению Союза журналистов России «Эхо Москвы» удостоено звания «Радиостанция года» за 1996 г., а директор Службы информации Алексей Венедиктов стал лауреатом премии «Золотое перо России». Впрочем, если посмотреть на стоимость рекламы на радиостанции, то она не высока (дешевле чем, скажем, на ХИТ-FM). Цена размещения рекламы на некоторых московских радиостанциях (плата за размещение 30 с. рекламы, в долларах, с НДС) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Название радиостанции |
Промежуток времени (взят для примера) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.00 – 9.00 |
12.00 – 13.00 |
16.00-17.00 |
18.00-19.00 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Авторадио |
174 |
180 |
168 |
198 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Европа Плюс |
320 |
260 |
260 |
320 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Маяк |
480 |
320 |
320 |
400 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытое радио |
150 |
110 |
100 |
140 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Радио 101 |
101 |
101 |
101 |
101 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Радио Максимум |
282 |
204 |
204 |
282 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Радио России |
144 |
180 |
108 |
180 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Русское Радио |
540 |
504 |
504 |
540 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хит-FM |
228 |
168 |
168 |
252 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эхо Москвы |
192 |
132 |
156 |
180 |
Источник: Рекламная группа NFQ. Информационный бюллетень. – Апрель 1998.
Текущие руководители основных отделений НТВ-Холдинга (НТВ, НТВ-Плюс, ТНТ, Эхо Москвы, НТВ-Дизайн, Бонум-1, НТВ-Кино и НТВ-Профит):
ü Генеральный директор ЗАО «НТВ-Холдинг» - Игорь Малашенко.
ü Генеральный директор НТВ - Олег Добродеев.
ü Председатель Совета директоров НТВ - Евгений Киселев.
ü Генеральный директор НТВ-Плюс - Владимир Троепольский.
Московская Независимая Вещательная корпорация (МНВК) ТВ-6 работает уже шестой год. Продукт компании - канал «ТВ-6 Москва», впервые вышедший в свет 1 января 1993 г., - на данный момент входит в число лидеров. Начинал «ТВ-6 Москва», как всегда, скромно: 5 часов в сутки при потенциальной аудитории в 500.000 человек. Сегодня по этим параметрам канал идёт наравне с НТВ: более 100 млн. зрителей при времени вещания в 20 часов в сутки.
Сегодня ТВ-6 смотрят в 252 городах России, а также странах бывшего Советского Союза. Удивительно то, что при сходных с НТВ ресурсах, канал идёт в числе аутсайдеров: смотрят его меньше, реклама дешевле, передачи хуже.
Обозреватель. Аналитическая программа на ТВ6
Организация самого процесса тоже не блещет. Известных ведущих толком нет, а руководители и видные деятели телекомпании находятся в стороне от СМИ, о них почти ничего не известно. Так, Иван Демидов, известный своей молодёжной программой «Музобоз», является директором телеканала. Если телевидением командуют не особенно талантливые шоу-мены, в каком же оно должно находиться состоянии?
«Музобоз» изготавливает телекомпания «ВИД». На заре гласности и свободного телевидения, такая передача произвела настоящую сенсацию среди молодёжи и носила в чем-то контр-культурный характер. У неё не было конкурентов. Это, видимо, и позволило Демидову укрепиться на телевидении. Сейчас же, когда подобных дешёвых музыкальных программ целый ворох, а видом мужчины, сидящего в потёмках посреди пустынной студии, да еще и в солнцезащитных очках, можно только напугать, «Обоз» никуда не годится. Рейтинг его равен нулю, что не мешает, однако, выходить Демидову в эфир каждую пятницу.
ТВ-6 похожа по своей пассивности и нерасторопности на «ВИД». Мало профессионалов. Мало желания что-то делать и делать качественно. В отличии от НТВ, где постоянно придумывают новые проекты, строят планы на будущее, ТВ-6 живёт сегодняшним днём. Разобщённости на телеканале способствует и невиданное количество закупаемых им программ: большинство передач здесь закупается. У ЗАО «О.С.П.» ли, Aladdin Studio, АО «Музобоз» или ВИД’а, но закупаются.
О.С.П.-студия на ТВ6
ВИД, вообще, оригинальная организация. За время “царствования” Разбаша она выпустила столько посредственной телепродукции, что окончательно потеряла к себе доверие. Вот что случается с организацией при некудышном руководителе. Коллеги отзываются весьма скептически и о способностях А. Разбаша и как ведущего. К “Часу-Пик” он заранее готовит вопросы, которые будет задавать, планирует передачу. Но даже это не всегда помогает. Одним словом, такая фирма с таким руководителем на Западе не продержалась бы и года.
ВИД «причастен» к созданию пары десятков программ. В основном это шоу или ток-шоу. Вообще, ТВ-6 славится обилием дешевых и низкопробных ток-шоу. Это те же «Пальчики оближешь» с Т. Лазаревой – посредственная передача, напичканная рекламой спонсоров. Вот эти 20 шоу телекомпании ВИД: “Акулы пера”, “Акулы политпера”, “Взгляд”, “ДИСК-канал”, “Женские истории”, “Звёздный час”, “Как это было”, “Музобоз”, “Непутёвые заметки”, “Один на один”, “Поле чудес”, “Сделай шаг”, “Серебряный шар”, “Телескоп”, “Тема”, “Территория ТВ-6”, “Угадай мелодию”, “Час-Пик”, “Частный случай”, “Эти забавные животные”. 12 из этих 20 программ выходят на ОРТ, остальные – на ТВ-6.
Канал «ТВ-6» ориентирован на публику старшего возраста. И это очевидно: заставки, выполненные в стиле 60-х, много старых советских фильмов (которые смотрят, в основном, люди, заставшие СССР)… Вместе с тем непонятно обилие программ для подростков («О.С.П. Студия», «Назло рекордам») и более взрослых молодых людей («Те, кто», «Дорожный патруль»), домохозяек («Пальчики оближешь», «Я сама», «Аптека») и тех, кто увлекается музыкой (ДИСК-Канал, «Обоз», «Любишь – смотри»). И на фоне всего этого бардака несколько телемагазинов в день, сомнительная программа «Знак качества», передачи про природу, мультфильмы, серьёзные западные и советские фильмы и комедийные сериалы («Мистер Бин», «Бенни Хилл»)… Да… Люди так и не могут определиться, для кокой аудитории, главным образом, они трудятся. А, как известно, за 20 зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Вы – очевидец (ТВ6)
Что бы там не говорили на НТВ, но и на ТВ-6 тоже разработали свой стиль. Все их заставки и дизайн помещений выполнены в одном стиле. Не лучшем, так скажем… Да, с дизайном в России большие проблемы. Дизайн телеканала, в первую очередь, должен быть приятен и понятен всем его зрителям, а уж потом иметь какой-то художественный смысл, авангардные штрихи. А на ТВ-6 все заставки и декорации выполнены в дешёвом американском стиле, совершенно не приспособленном под нашу, российскую культуру. Если товарищам дизайнерам так сложно понять, чем же характеризуется наша доминирующая культура, могли бы хоть заснять много красивых роликов с экзотической природой и животными: орхидеи, Ниагарский водопад, африканские джунгли… И дополнить всё это собственными надписями. Если всё сделать на уровне, заставки понравятся абсолютному большинству зрителей.
ü Генеральный директор МНВК ТВ-6 - А.С. Пономарёв
ü Директор телеканала "ТВ-6 Москва" - И.И. Демидов
Теперь перейдём к основной части работы: телевизионной рекламе. Говорить об этом, не рассмотрев само телевидение, было бы не полным. Этому и был посвящён весь первый раздел.
Теперь же перейдём к рассмотрения телерекламы, как одного из видов рекламной деятельности. (Надо заметить, что на Западе другое понимание слова реклама (advertising), нежели у нас. Там перечень рекламных действий ограничивается размещением обращений в прессе, на радио, телевидении и стандартных рекламных щитах. У нас к этому относят ещё и выставочные мероприятия, различные коммерческие семинары, упаковку, печатную продукцию (проспекты, каталоги, плакаты), распространение сувениров и т.д.)
Как известно, реклама - двигатель торговли. Но не всегда. Можно умудриться создать такую репутацию товару, что от него отвернутся и уже имеющиеся покупатели.
Зачем же нужна реклама? Действительно, в ряде случаев фирмы налаживали прекрасную торговлю безо всяких попыток рекламироваться (так было, в частности, с чипсами Estrella). Но для этого товар должен быть отменного качества (чтобы обойти усиленно рекламирующихся конкурентов). Но, на самом деле, такие случаи – редкость. Зачастую требуется продать продукцию, ни в чём не выигрывающую у других товаров подобного характера, а зачастую и уступающую им. В этом случае вам остаётся один выход – рекламироваться.
Сразу следует оговориться, что реклама – штука дорогая. Зачастую затраты на неё даже не окупаются, не говоря уж о прибыли. Поэтому прежде чем публиковать рекламное обращение, стоит ещё раз задуматься о целесообразности этого.
В общем-то, в современном обществе реклама для фирмы – это единственный способ удержаться на плаву. Люди значительно охотнее покупают товары, о которых они уже слышали, нежели их неизвестные (и зачастую лучшие) аналоги. Стоит несколько раз на всю страну заявить, что, по мнению стомотологов, лучшей защиты от кариеса, нежели Blend-a-med, не существует – и вот результат: большинство чистит зубы только этой пастой. Несмотря на робкие голоса самих стомотологов, заявляющих, что все зубные пасты чистят примерно одинаково.
За несколько лет, что наша страна живёт при капитализме, доверие к рекламе сильно поуменьшилось: если раньше, понасмотревшись на Лёню Голубкова, народ шёл покупать акции МММ, то сегодня к любому рекламному объявлению люди относятся настороженно. Это и справедливо: размещение такого объявления стоит столько, что к увещиваниям его авторов относительно небольшой цены продукции можно относиться лишь с улыбкой.
В современных условиях, при развитой конкуренции, мало просто выпустить на рынок хороший и дешёвый товар, нужно создать еще и хорошую репутацию фирме-производителю. Иначе потенциальные покупатели продолжат брать более дорогой и менее качественный товар у тех фирм, которым доверяют. И свидетельством этому служит масса примеров, когда фирмы, создавшие хороший товар и вложившие массу денег в его рекламу, тем не менее не могли завоевать потребителей. А спросом продолжали пользоваться товары их широко известных конкурентов. То же самое мы видим сейчас в России, где товары широко разрекламированной Procter & Gamble имеют куда больший спрос, нежели аналогичные товары конкурентов. Вот почему в конце почти любой телерекламы медикаментов, продуктов или косметики мы видим или слышим упоминание о фирме-производителе. С точки зрения потребителя – это простая формальность, жажда славы. Но в хорошей рекламе не бывает ничего лишнего. Постоянное же повторение названия фирмы-производителя оказывает непосредственный эффект на подсознание зрителя: с течением времени компания запоминается, становится привычной и, наконец, известной. Теперь каждый новый её товар – это товар известной и популярной фирмы, который сам по себе моментально становится привлекательным.
Надо сказать, что людей всегда пугает неизвестное. Существует боязнь, что новый, неизвестный товар не оправдает вложенных в него средств, окажется некачественным. Реклама товаров неизвестных фирм не обращает на себя такого внимания, которое уделяется широко-известным производителям.
Надо сказать, что реклама самих фирм, а не их товаров, значительно чаще встречается на западе (General Electric, AXA, Diesel, Chevron), чем у нас (Газпром, Банк Империал, Wimm-Bill-Dann, Инком-Банк). Дело в том, что многие западные компании-гиганты считают нас страной четвёртого сорта, чем-то вроде Зимбабве. И, само собой, рекламироваться здесь в их интересы не входит. А российским производителям лишь бы товар продать, саморекламу могут позволить лишь крупнейшие банки или концерны.
Нас на данный момент интересует, чем отличается реклама на телевидении от рекламы в других СМИ. Д.Денисон и Л.Тоби выделяют следующие достоинства телевидения с точки зрения использования его в рекламных целях [1, 258 c.]:
ü Единственное среди всех СМИ позволяет рекламодателю облечь свою информацию в форму, содержащую визуальные образы, слова и музыку.
ü Имеет ни с чем не сравнимые возможности для создания незабываемых образов;
ü Может показать зрителю, как он будет чувствовать себя, купив предлагаемый товар или услугу.
ü Люди обычно смотрят телевизор в часы отдыха, когда они никуда не спешат и не имеют никаких дел (особенно вечером).
ü Сам факт присутствия вашей фирмы на телеэкране может создать впечатление, что она больше, солиднее и крепче, чем в действительности.
ü Записывающие ту или иную передачу на видеомагнитофон, увидят присутствующую в ней рекламу несколько раз в нечении длительного времени.
ü Телевидение может создать вокруг рекламируемых товаров и услуг атмосферу актуальности, успеха и праздника.
Всё это можно сформулировать кратко: телевидение предоставляет наилучшие возможности для рекламирующейся фирмы, позволяет передавать эмоции и настроение, очень эффективно создавать имидж какого-то товара (что с помощью рекламы в прессе, например, практически недостижимо). К этому ещё можно добавить, что телевидение вещает для очень больших аудиторий и на очень большие расстояния, является самым популярным СМИ (большинство людей смотрят его ежедневно). Таким образом, рекламироваться на телевидении очень хорошо, нужно только уметь это делать.
Основными недостатками телерекламы Денисон и Тоби считают:
ü Стоимость разработки телевизионного ролика и эфирного времени может быть (но не обязательно) устрашающе высокой. Ошибки здесь обходятся очень дорого.
ü Ни один другой тип рекламы не требует столько мастерства, знаний и творческих способностей.
ü От большей части производимых на местных студиях роликов остаётся впечатление провинционализма, серости, непрофессионализма. Кажется, что у рекламодателей слишком мало денег, а у клипмейстеров – совсем убогая фантазия и очень слабая техническая оснащённость. Это вызывает раздражение, но отнюдь не доверие.
ü Развитие кабельного телевидения затрудняет выбор телекомпании (это, безусловно, относится к Западу – прим. авт.).
ü Владельцы видеомагнитофонов могут прокручивать кассету, пропуская рекламу.
Таким образом, минусы телерекламы в её высокой стоимости и сложности изготовления. Кроме того, для получения результата внимание телезрителя должно быть сосредоточено на экране телевизора, иначе реклама не усвоится. Но это уже задача самого ролика – привлечь к себе внимание с самого начала (если этого не случается – интерес к нему пропадает).
Нужно ещё отметить специфику телерекламы: на ТВ имеет смысл рекламировать товары массового потребления. Для продажи промышленного инвентаря или, скажем, коттеджа, лучше воспользоваться прессой. У нас на телевидении запрещена реклама, скажем, сигарет и крепкого спиртного. Вместе с тем имеет смысл рекламировать такие товары, которые неуместны в других СМИ - например, прокладки. Сложно предствить их рекламу на радио или в газете.
Давайте теперь сравним стоимость размещения рекламы на телевидении со стоимостью её размешения в других СМИ, и не только:
Самая дорогая реклама в России (все цены с учётом НДС)
Сфера размещения рекламы
Где самое дорогое размещение рекламы для данной сферы
Цена
Замечания
Телевидение
ОРТ
$52920*
1 минута (Воскресенье, 21.40 -Во время показа худ. фильма)
Региональное телевидение
Государственная телерадиокомпания (Ростов-на-Дону)
$850
1 минута, аудитория – 3 млн. человек
Газеты
Комсомольская правда (пятница, СНГ)
132.800 руб. (новыми)
½ полосы, 252х172 мм2, тираж 2740 тыс.
Журналы
МК-Бульвар
$53.550
1 полоса, 201х245 мм2, тираж 900 тыс.
Специализиро-ванные реклам-ные издания
Экстра-М
9.146 р. (новыми)
4/45 полосы, 99х73 мм2, тираж 1455 тыс.
Региональная пресса
Экстра-Балт (Санкт-Петербург)
2.718 р.
30 см2, тираж 810 тыс.
Радио
Радио России
$612
30 секунд, в период с 8.00 до 9.00
Наземный транспорт
Нанесение рекламы на корпус двойного троллейбуса в Москве
$5400 – $6500*
на 6 месяцев
Реклама в метро
Кольцевая линия (на стене вагона, 1 ярус), Москва
750* р. (новыми)
1 рекламное место, на 1 месяц, пакеты рекламных мест – по 110 или 220 шт.
Наружная реклама
Транспаранты на магистралях Москвы
$2160-2400*
Оформление, изготовление и размещение (на 10 дней)
Источник: Рекламная группа NFQ. Информационный бюллетень. – Апрель 1998.
* - указаны цены рекламного агентства NFQ. В ряде случаев, в том числе и телевизионном, это означает, что цена со скидкой, реальная больше.
Как мы видим, любая реклама стоит хороших денег. К помощи телевидения имеет смысл прибегнуть в том случае, если вам нужно показать товар лицом (например, в случае продажи продуктов питания или бытовой техники). В противном случае (например, при рекламе стойматериалов или казино) можно обойтись радио или прессой.
Какова стоимость производства рекламного ролика? Она напрямую зависит от сложности этого самого ролика и уровня рекламной компании, в которую вы обращаетесь. На Западе стоимость изготовления среденького ролика может достигать 250 тыс. долларов, но экономить тут не следует: чем больше в вложите денег в его изготовление, тем больший он будет иметь эффект. Создавать хороший и дорогой ролик имеет смысл тем, кто планирует размещать его длительное время, а также фирмам с хорошей репутацией, которые не хотят её испортить дешёвой рекламой.
На каком телеканале рекламироваться? Безусловно, о товарах и услугах локального характера лучше всего рассказывать на местном телевидении. Например, вы рекламируете магазин в Москве или местный концерт. В таком случае лучше всего обратиться на “ТВ-Центр”, в рейтинговую передачу. Цена рекламы там будет в несколько раз ниже, чем на общеросиийском телевидении, а эффект – не меньше. Товары массового потребления, которые планируется продавать по всей стране, лучше рекламировать на центральном телевидении. Например, ту же зубную пасту.
В какое время и в каких передачах рекламироваться? На нашем телевидении стоимость размещения рекламы в утреннем эфире в 4-5 раз ниже, чем в прайм-тайм (бывает и дешевле). Поэтому рекламироваться, вероятно, выгоднее, всё же, в прайм-тайм, так как в это время у телевизоров собирается намного большее количество зрителей. С другой стороны, в прайм-тайм рекламные блоки зачастую довольно велики, и зрители переключают телевизор на другую программу. Само собой, шансов быть увиденным у ролика, идущего в конце 5-минутной рекламной вставки, немного. Абсолютно другая ситуация в утренних и дневных передачах. Рекламная вставка здесь может состоять из 2-3 роликов, и зритель с большой вероятностью просмотрит всё до конца.
Стоимость рекламы зависит не столько от времени её показа, сколько от передачи, в которой она пойдёт. Так, в ряде случаев размещение рекламы в очень популярных дневных программах дороже, нежели в обычной передаче, но в прайм-тайм.
Любое рекламное обращение следует ориентировать непосредственно на ваших потенциальных покупателей и показывать его в тех передачах, которые они могут смотреть. Так, скажем, если мы рекламируем ОНЭКСИМ-Банк, то целесообразно это делать в передачах для бизнесменов. Сковородки Tefal обратят на себя внимание в передачах для домохозяек, а мужские дезодоранты Denim – в спортивных программах. К сожалению, у нас это условие выполняется, мягко говоря, не всегда. Так, в незкопробной передачи на тему кулинарии «Пальчики оближешь» с Татьяной Лазаревой, где половина времени уходит на рекламу их генеральных спонсоров – масла «Долина Сканди» и куриных кубиков «Магги», можно встретить абсолютно любые рекламные ролики: от видеокассет до прессы. В «Назло рекордам» – реклама стиральных машин и зубной пасты, в «Итогах» – жвачки. Денег-то много, почему бы не выкинуть на ветер?
Стоимость нашей телерекламы, безусловно, ниже, чем на западе. В несколько раз. Но ведь и страна-то живёт бедно. В результате рекламироваться по карману, в основном, западным фирмам, которые год за годом вкладывают в развитие нашего телевидения бешеные суммы долларов. Видно от сытой жизни на центральном телевидении царит праздник, приподнятое настроение. Смех и радость во всевозможных шоу. А между тем в стране глубочайший кризис, ведущий к революции… Именно поэтому центральное телевидение так недолюбливают в регионах. Но другого телевидения нам не дано. На данный момент телевизионная сфера всецело контролируется различными финансово-промышленными группами и посторонние тут не нужны. Стоило Таранцеву из «Русского Золота» попытаться организовать свой телеканал – его подставили и публично уничтожили с помощью СМИ. В этом, в общем-то, одно из основных отличий нашего телевидения от западного.
Реклама на телевидении в десятки раз дороже, чем в других СМИ. Поэтому её нужно использовать рационально. Нужно помнить, что единичный ролик, и даже их десяток, не принесут эффекта. Чтобы добиться результата, чтобы люди запомнили вашу рекламу, они должны увидеть её не менее 2 раз. И главная задача состоит в том, чтобы ваш ролик видели. Что нужно для этого?