Сущность налога и налоговая система
Сущность налога и налоговая система
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________ 3
1.
Сущность налога
__________________________________ 5
1.1 Понятие и
роль налогов ____________________________ 5
1.2.
Элементы закона о налоге _________________________ 5
1.3.
Виды налогов ____________________________________ 6
1.4.
Функции налогов __________________________________ 7
2.
Налоговая система ________________________________ 9
2.1.
Налоговая система и ее задачи _____________________ 9
2.2.
Виды налоговых систем ___________________________ 9
2.3.
Принципы налогообложения ______________________ 10
3.
Система налогов в Российской
Федерации __________ 14
3.1.
Классификация налогов в российской экономике ______ 14
3.2.
Основные налоги ________________________________ 17
4.
Совершенствование
налоговой системы
Российской Федерации _______________________________
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
___________________________________________34
Список используемой литературы _________________________36
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются
необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения
государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда
сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном
обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо
финансовой функции налоговый механизм используется для экономического
воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру,
на состояние научно-технического прогресса.
Налоги стали
известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление
связано с самыми первыми общественными потребностями.
В развитии форм и методов
взимания налогов можно выделить три крупных этапа.
На начальном этапе развития
общества (от древнего мира до начала средних веков) государство не имело
финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов необходимо
собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую желательно было
получить; процесс сбора налогов возлагался на город или общину.
На втором этапе (XVI – начало
XIX вв.) государство организует сеть государственных учреждений, в том числе финансовых,
и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавливает квоту
обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс
более или менее широкими рамками.
И, наконец, третий,
современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и
взимания налогов, ибо на сегодняшний день сложилась широкая практика применения
государством правил налогообложения. Региональные и местные органы власти
играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Важное место отводится налогам,
как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную
экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует
налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на
негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным
инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является
одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи
общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей,
предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и
организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются
взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными
и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При
помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность
налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем
предоставления налоговых льгот инвесторам.
В условиях перехода от
административно - директивных методов управления к экономическим резко
возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики,
поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем
предоставления им налоговых льгот. Государство, проводящее в жизнь грамотную
налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и
осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.
Посредством налогов государство воздействует
на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает
гарантом конституционного права.
Налоговая система в Российской Федерации
начала создаваться в 1991 году, когда в декабре был принят пакет
законопроектов о налоговой системе. Среди них закон “Об основах налоговой
системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и
организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы
установили перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, поступающих в
бюджетную систему России, определили категории налогоплательщиков, их права и
обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему
времени в некоторые из этих законов внесены изменения и дополнения, некоторые
из них утратили силу в связи с введением в действие налогового кодекса
Российской Федерации (части I и II).
Цель моей курсовой работы – раскрыть сущность
налога и дать определение налоговой системы. Для этого, мне так кажется,
необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, ввести
элементы закона о налоге, выделить виды и функции налогов. А поскольку мы живем
в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификацию и
основные виды налогов в российской экономике. Чтобы раскрыть понятие налоговой
системы нужно ввести понятие налоговой системы, рассмотреть ее задачи, виды
налоговых систем, а также выделить основные принципы налогообложения.
1.
Сущность налога
1.1.
Понятие и роль
налогов
Существование любого современного государства
неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе.
Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип
заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные
налоги и сборы».[1]
Налоги играют важнейшую роль среди государственных
доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.
Под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в
форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [2]
В силу традиций платеж, являющийся налогом,
может быть назван пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос,
взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из
условий совершения государственными органами юридически значимых действий в
отношении плательщиков сборов.[3]
Налог является индивидуально безвозмездным,
взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и
не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной
властью в одностороннем порядке.
Совокупность взимаемых в государстве
налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее налоги), а также
форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами
налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров,
отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами,
пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц,
передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и
другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы
налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.
1.2.
ЭЛЕМЕНТЫ ЗАКОНА О НАЛОГЕ.
Законодательными актами государство устанавливает конкретные методы
исчисления и способы уплаты и взимания налогов.
Налог
считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и
элементы налогообложения, а именно:
·
объект
налогообложения –
это операции по реализации товаров (работ , услуг), имущество или доход,
подлежащие обложению, измеримые
количественно, которые служат базой для исчисления налога;
·
налоговая
база –
стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
·
налоговый период – определенный период времени, по окончании
которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая
уплате;
·
налоговая ставка – величина налоговых отчислений с единицы
объекта налога.
Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой,
·
порядок исчисления налога – конкретный порядок уплаты налога,
который устанавливается законодательством о налогах;
·
порядок и
сроки уплаты
налога - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в
законодательстве, а за его нарушение, не зависимо
от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
1.3.
ВИДЫ НАЛОГОВ
Налога бывают двух видов. Первый вид — налоги на
доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль
корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и
рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);
поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю
и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с
конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на
добавленную стоимость; акцизы
(налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и
другие. Это косвенные налоги.
Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из
них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они
включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной
продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя
в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги,
облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть
налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично
предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а
большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность
предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть
косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных
налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности
предложения— к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение
капиталовложений или перелив капитала в другие сферы
деятельности.
Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные
налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на
единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют
в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его
величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины
ставки по мере роста дохода Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых
сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные
ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода Регрессивный налог может и не
приводить к росту абсолютной суммы
поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.
В зависимости от использования налоги делятся на общие
и специфические. Общие налоги используются на
финансирование текущих и капитальных расходов государственного и
местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические
налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное
страхование или отчисления в дорожные фонды).
1.4.
ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание
налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют пять
важнейшие функции:
1. Обеспечение
финансирования государственных расходов (фискальная функция).
2
Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
3
Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных
социальных групп с целью сглаживания неравенства
между ними (социальная функция).
4
Стимулирующая функция.
5
Контрольная функция
Во всех государствах, при всех общественных формациях
налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов
предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны
страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных
источников доходов,
либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - учреждения
культуры, здравоохранения, образования и др.
Налогам
принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного
бюджета. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных
отношениях, нельзя обойтись. Рыночная
экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством,
невозможно. Иное дело - как она регулируется,
какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное
место в самой системе регулирования
принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения,
маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из
бюджета капитальных вложений и дотаций и т.
п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками,
льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и
отменяя другие налоги, государство создает
условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для
общества проблем.
Социальная или перераспределительная
функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете
концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных
проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных
межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических
и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли
предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на
развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие
и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные
дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных
условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на
развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее
болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.
Контрольная функция налогов. Сущность ее состоит
в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых
поступлений. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и
глубина, в известной мере, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том,
чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно
и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика
работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты
налогов явление частое.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так
как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
2.
Налоговая система
2.1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЁ ЗАДАЧИ.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном
порядке, образуют налоговую систему государства, которая является важнейшим
механизмом системы государственного регулирования экономики.
Налоговые системы развитых стран складываются под
влиянием различных экономических, политических и социальных условий. Налоговые
системы различаются по набору, структуре, способам взимания, ставкам налогов, по
фискальным
полномочиям различных уровней власти и т.д.
Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с
помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду
производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства;
реализация социальных программ.
Главная функция налоговой системы - фискальная (формирование доходной части
государственного бюджета). Но так же существуют и другие функции -ослабление
дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем
производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического
прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.
Эффективность налоговой системы определяется двумя
факторами:
1.
Полнота выявления источников в целях обложения их налогом;
2.
Минимизация расходов по взиманию налогов.
Эффективность налоговой системы определяется как чистый доход
государства от поступления налогов, т.е. как разница между взысканными
налогами и издержками взимания. Степень воздействия всей налоговой
системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней
занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от
уровня ставок налогов.
2.2.
ВИДЫ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ.
Существует три вида налоговых систем: глобальная,
дифференцированная и смешанная.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и
юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет
налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.
Глобальная налоговая система шире применяется в западных государствах. При дифференцированной
системе все доходы делятся на группы в зависимости от источника их
получения (активные и пассивные доходы), к которым применяются различные
ставки. В смешанной системе присутствуют элементы глобальной и дифференцированной
систем.
Примером перехода от глобальной к дифференцированной системе
налогообложения может служить процесс совершенствования налоговой системы
Российской Федерации, которая с 1991 года превратилась из глобальной системы,
через смешанную (подоходный налог), в дифференцированную (налог на доходы
физических лиц).
2.3.
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Рассмотрим вначале так называемые
базовые, основополагающие принципы налогообложения.
Часть из них известна еще со
времен Д. Рикардо и А. Смита, другие сформированы на основе опыта и практики
современной системы налогообложения.
Начнем с трех главных принципов,
которым должны удовлетворять любые современные формы налога: определенность,
эффективность, справедливость.
Определенность в понимании Смита означала тот факт, что
каждый налог должен быть заранее и гласно объявлен в отношении:
1.
Лиц, которые должны
платить этот налог;
2.
Лица или учреждения,
которому или в которое этот налог должен быть уплачен;
3.
Срока, в течение которого
или до которого этот налог должен быть уплачен;
4.
Твердой определенности той
суммы (или ставки дохода/имущества), которую налогоплательщик должен заплатить
в качестве этого налога.
Эффективность означает минимизацию для налогоплательщика всех
дополнительных затрат времени, труда и денежных средств в связи с выполнением
им обязанности уплаты налога. В трактовке Смита, это – принципы 3 и 4 (удобство
времени и места уплаты налога и минимум добавочных расходов для
налогоплательщика).
Действительно, власти в те времена нередко
злоупотребляли введением особых ограничений и условий при уплате налогов,
которые оказывали негативное влияние на благосостояние налогоплательщиков (требованиями
уплаты налога в неудобное время и в неудобном месте, условиями внесения налога
только через откупщиков и т.д.).
В настоящее время принцип эффективности должен
пониматься значительно шире.
Во-первых, должны учитываться не только расходы государства на
сбор налогов, но и затраты налогоплательщиков на выполнение таких
дополнительных налоговых повинностей, как ведение налогового учета и
представление налоговой отчетности. Во времена Смита эти затраты для граждан
были минимальны, но при современных системах налогообложения расходы граждан и
предприятий на выполнение этих обязанностей оказываются весьма значительными и
иногда достигают величин, сравнимых с суммой самого налога. В большинстве
западных стран такие затраты налогоплательщиков давно признаны (включая и право
налогоплательщика зачислять их в расходы при исчислении облагаемого дохода) и
строго контролируются.
Во-вторых, следует учитывать, что расходы налоговых органов в
связи с взиманием ими налогов также непрерывно растут в связи с усложнением
налогового законодательства, увеличением затрат на поддержание налогового
контроля, на увеличение численности налоговых работников и на оснащение
налоговых органов все более высокотехнологичным и более дорогим дорогостоящими
техническими средствами и оборудованием.
Под справедливостью налога Смит понимал
сторгую равномерность распределения бремени налога между всеми его
плательщиками. До него такая равномерность иногда трактовалась как
арифметическое равенство по сумме налога, взимаемого с каждого гражданина.
Заслуга Смита в том, что он предложил считать налоговой справедливостью
соразмерность взимаемого с каждого гражданина налога размеру его дохода. Иными
словами, он ввел за правило пропорциональность налогообложения. В то время это
было большим шагом вперед, поскольку при господствовавших в те времена налогах
на основные предметы потребления (соль, сахар, хлеб и т.д.) получатели низких
доходов платили в виде этих налогов непропорционально большую часть своего
дохода по сравнению с более состоятельными гражданами, в доходах которых
расходы на эти облагаемые налогами продукты занимали относительно
незначительное место. В настоящее время идея «налоговой справедливости»
продвинулась значительно дальше – к прогрессивности в налогообложении, при
которой получатели более высоких доходов должны платить относительно большую их
долю в виде налогов.
Кроме этих ставших уже классическими норм,
современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных
принципов, которые на практике выражаются в виде так называемых запретов. Среди
них выделяют следующие:
Страницы: 1, 2, 3
|