бесплатные рефераты

Сущность налога и налоговая система

1).  Запрет на введение налога без закона;

2).  Запрет двойного взимания налога;

3).  Запрет налогообложения факторов производства;

4).  Запрет необоснованной налоговой дискриминации.

Первый принцип (запрет) чрезвычайно прост: он запрещает государственной власти вводить налоги без ведома и против воли народа. Фактически под этим лозунгом прошли все буржуазные революции, и в настоящее время в любом современном государстве любое налоговое обложение должно быть обязательно одобрено представителями граждан в органах законодательной власти (в парламенте).

Следующий принцип (запрет) имеет дело с ситуацией, когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может облагаться идентичным налогом более одного раза (так называемое юридическое двойное налогообложение). Подобная ситуация обычна для нынешней усложненной системы налогообложения, при которой власти разных государств или разные уровни власти в одном и том же государстве пользуются расширенными (пересекающимися) налоговыми правами.

Важнейшее значение имеет принцип (запрет) привлекать к налогообложению базовые факторы производства. К таким факторам относят труд и капитал. Поскольку этот запрет носит экономический характер, то он не закреплен каким-либо образом в законодательных документах. Однако это не мешает властям во всех достаточно развитых странах следовать ему столь строго, как если бы он был признан на уровне конституционного закона. Фактически всё налоговое законодательство во всех развитых странах формировалось и формируется при непременном соблюдении этого основополагающего запрета.

Для капитала, вложенного в производство, формально существуют  налог на прибыль и налоги на доходы от капитала. Однако первый налог на деле сконструирован таким образом, что им фактически облагается только капитал, выводимый из производства: капитал, примененный в процессе производства, защищен от налогообложения щедрыми амортизационными льготами, а полученная на этот капитал прибыль практически всегда освобождается от налога, если она реинвестируется на развитие производства в рамках предприятия.

Труд как фактор производства свободен от налогообложения во всех развитых странах. Фактически это обеспечено установлением не облагаемого налогом минимума дохода на таком уровне, который превосходит нормальную для этой страны стоимость воспроизводства рабочей силы ( для США ~ $5-6 тыс. в год). На этом минимальном прожиточном уровне дохода работник может всю жизнь быть свободным от налога и получать еще при этом за счет средств бюджета широкий круг социальных пособий. В целом же не следует считать жертву властей для таких случаев слишком значительной. На самом деле, освобождение от налогообложения предоставляется только в отношении прямых налогов, поскольку эти же работники и так уплачивают в бюджет в виде, например, акцизов и налога на добавленную стоимость до 30% и более от суммы их доходов.

Фактически в большинстве западных стран в настоящее время принята следующая градация при налогообложении доходов граждан: для доходов в пределах минимального прожиточного (вполне достойного) уровня – нулевая ставка обложения; для «заработанных» трудовых доходов – налоговые ставки в пределах 15 – 20%; для «заработанных» предпринимательских доходов – обложение только чистого дохода по налоговым ставкам в 20-35% (но часто со снижением до нуля для реинвестируемых прибылей); для доходов от вложения капиталов (для рантье) – обложение общей (валовой) суммы дохода по ставкам в 25-30%; для «незаработанных» (даровых) доходов, к которым относятся дары, наследства, выигрыши по лотереям и т.д. – максимальные налоговые ставки, достигающие 50-75%.[4]

Наконец, последний запрет касается, в основном, международных отношений и отражает ту известную реальность, что в настоящее время граждане и капиталы широко мигрируют между странами, и сотни тысяч и даже миллионы граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы в разных странах. В большинстве этих стран государство использует в отношении граждан и неграждан принцип резидентства (постоянного местожительства). Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказаться от какой-либо налоговой дискриминации иностранцев (хотя бы в расчете на встречную взаимность).

Таким образом, семь  (включая первые принципы Смита) основополагающих принципов налогообложения во всех развитых странах мира соблюдаются уже на протяжении многих десятилетий. Конечно, нельзя отрицать, что в отдельных странах и в отдельные критические периоды власти – вынужденно или произвольно – отходили от этих принципов и даже прямо нарушали. Так, в США в период рузвельтовского «нового  курса» налоговые ставки достигали невероятно высоких размеров (обсуждался вопрос о введение 100% налога на крупные наследства). В военные периоды в некоторых странах Европы вводились чрезвычайно жесткие налоги в отношении иностранцев, применялись особые формы налогообложения – в виде долгосрочных принудительных займов и т.д. Но такие отклонения носили подчеркнуто временный характер, и с прекращением таких особых условий власти обычно без промедления восстанавливали прежние порядки.

Таким образом, для обеспечения стабильного развития всякая страна должна учитывать и строго соблюдать все вышеперечисленные базовые принципы налогообложения. На них должна основываться налоговая политика страны, налоговые законы не должны приниматься и проводиться в нарушение этих принципов, суды должны разрешать налоговые споры в духе этих налоговых принципов, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы закона или иного правового документа (если налоговые правила допускают неоднозначные толкование  или намеренно оставляют вопрос на усмотрение исполнительной власти).

Если взять эти базовые принципы налогообложения за основу, то мы увидим, что для проводимой в настоящее время в Российской Федерации налоговой реформы главным является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. В этом случае, очевидно, основными задачами налоговой реформы являются более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы. И при этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

 

 

 

 

3.           Налоговая система Российской Федерации

 

3.1           КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в конце 1991 года, когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много, видимо даже слишком много, от­дельных частных изменений, но основные принципы  налогообложения сохранились.

Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных пла­тежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990- первой половине 1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направле­нии были заменены с 1992 г. более стройной структурой россий­ского налогового законодательства.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определил За­кон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". К понятию "другие платежи" были отнесены  обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

В настоящее время указанный выше закон действует в части, не противоречащей Налоговому кодексу Российской Федерации (далее кодекс), часть I которого введена в действие с 01.01.1999г., а часть II – с 01.01.2001г. (главы  21 «Налог на добавленную стоимость», 22 «Акцизы», 23 «Налог на доходы физических лиц, 24 «Единый социальный налог», 27 «Налог с продаж»);          с 01.01.2002г. – глава 25 «Налог на прибыль организаций»; с 01.01.2003г. – главы 26.2 «Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения», 26.3. «Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности» и  28 «Транспортный налог».

Первая часть кодекса посвящена общим вопросам налогообложения  юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, физических лиц. Вторая часть кодекса  освещает проблемы, связанные с порядком исчисления и уплаты отдельных видов налогов, включенных в налоговую систему Российской Федерации.

Часть I кодекса определяет основные понятия, применяемые в налогообложении, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков, порядок осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля.

В соответствии с требованиями  статьи 17 кодекса налог считается установленным лишь  в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка,  порядок исчисления налога  и порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения согласно статье 38 кодекса  являются  операции по реализации товаров (работ, услуг), имущества, доход (прибыль), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, наличие которых связано с возникновением обязанности по уплате налогов.

Законодатель установил, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный налоговый период.

Статьей 53 кодекса определено, что  налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, а налоговая ставка  -  величина налоговых начислений  на единицу измерения налоговой базы.

Понятие налогового периода содержится в статье 55 кодекса – это определенный период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

Порядок исчисления налога определен в кодексе как конкретный порядок уплаты налога, который  устанавливается законодательством о налогах. Порядок и сроки уплаты налога установлены как срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

Кодекс определяет, что плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами во зло жена обязанность у плачивать налоги.[5]

 

По налогам могут в законодательном порядке устанавливать­ся определенные льготы. К их числу относятся:

• необлагаемый минимум объекта налога;

• изъятие из обложения определенных элементов объекта на­лога;

• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или катего­рий плательщиков;

• понижение налоговых ставок;

• вычет из налогового платежа за расчетный период;

• целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

• прочие налоговые льготы.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать на­логи российским законодательством возлагается на налогопла­тельщика.

В этих целях налогоплательщик обязан:

вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисле­ния и уплаты налогов документы и сведения;

• вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого им заниженного дохода (прибыли), выяв­ленного проверками налоговых органов;

• в случае несогласия с фактами, изложенными в акте провер­ки, произведенной налоговым органом, представлять пись­менные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

• выполнять требования налогового органа об устранении вы­явленных нарушений законодательства о налогах.

По механизму формирования российские налоги также подразделяются на прямые и косвенные.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации выделяют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1.     налог на добавленную стоимость;

2.     акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3.     налог на прибыль (доход) организации;

4.     налог на доходы от капитала;

5.     налог на доходы физических лиц;

6.     взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7.     государственная пошлина;

8.     таможенная пошлина и сборы;

9.     налог на пользование недрами;

10. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12. налог на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13. лесной налог;

14. водный налог;

15. экологический налог;

16. федеральные лицензионные сборы.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок), объекты налогообложения, плательщики налога в и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

К региональным налогам и сборам относят:

1.    налог на имущество организации;

2.    налог на недвижимость;

3.    дорожный налог;

4.    транспортный налог;

5.    налог с продаж;

6.    налог на игорный бизнес;

7.    региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относят:

1.     земельный налог;

2.     налог на имущество физических лиц;

3.     налог на рекламу;

4.     налог на наследование или дарение;

5.     местные лицензионные сборы.

Большинство региональных и местных налогов устанавливаются законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются законодательными актами республик или решением органов государственной власти краев, областей и т.д. Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.

Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет нало­гоплательщик В первую очередь уплачиваются все поимущественные налоги и пошлины (налог на имущество организации), их сумма вычитается из налогооблагаемого дохода или налогооблагаемой прибыли Затем уплачиваются местные подоходные налоги, после чего с оставшейся суммы рассчитываются и уплачиваются все остальные налоги (налог на прибыль ).

 

 

3.2.  ОСНОВНЫЕ НАЛОГИ

 

Рассмотрим основные налоги, действующие в Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской федерации.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1.     От источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2.     От источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Ставка налога на доходы физических лиц составляет 13%. Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов:

1.     Любые виды выигрышей;

2.     Страховые  выплаты;

3.     Процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из ¾ ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, в течение периода, за который начислены проценты.

4.     Суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств.

Налоговая ставка в 30% применяется в отношении дивидендов и доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Существуют доходы, не подлежащие налогообложению этим налогом. Среди этих доходов: государственные пособия и пенсии, все виды компенсационных выплат (возмещение вреда, увольнение работников и т.д.), алименты, суммы, выделяемые налогоплательщиками для поддержки науки, суммы премий за достижения в какой-либо области, суммы материальной помощи, доходы налогоплательщиков от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах продуктах животноводства, цветоводства и т.д.

В налоговой системе Российской Федерации при исчислении налога на доходы физических лиц производятся следующие виды вычетов:

1.     Стандартные (предоставляются инвалидам и участникам ВОВ, лицам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, вдовцам, одиноким родителям, низкооплачиваемым категориям граждан  и т.д.);

2.     Социальные (оплата за обучение, лечение и т.д.);

3.     Имущественные (суммы на приобретение недвижимости, строительство  жилья и т.д.);

4.     Профессиональные  (частные нотариусы, налогоплательщики, получающие авторские  вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, техники и т.д.)

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из всех налоговых вычетов.

Основной вид налога юридических лиц — налог на прибыль. Плательщи­ками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Объектом обложения налогом является балансовая прибыль (валовая прибыль минус НДС, себестоимость произведенной продукции, и все убытки). В этой связи важным моментом является правильное определение затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством (если прибыль направляется на финансирование капитальных вложений, на природоохранные мероприятия, на содержание объектов социального назначения, на благотворительные цели).

Особые льготы, помимо общих, установлены для малых предприятий: из налоговой базы исключается прибыль, которая направляется на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники и технологии; освобождение на первые два года работы от уплаты налога на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления и т.д.

Важным моментом налогообложения является то, что для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль уменьшается на сумму арендной платы, подлежащей в установленном порядке взносу в бюджет.

Законом предусмотрены особенности определения прибыли иностранных юридических лиц. Налогообложение подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью на

территории РФ.

Налог на добавленную стоимость. Переход к рыночным отношениям обуславливает необходимость появления новых налогов, непосредственно свя­занных с формированием стоимости. Таким налогом является налог на добав­ленную стоимость. Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость вклю­чается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на до­бавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства, опреде­ляется как разница между стоимость» реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимости материальных затрат, отнесенных на издержки

Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица. Плетельщиками налога на добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров(ра5от,услуг) превышает 1 млн.руб.

Стоимость, добавленная в процессе работы над имеющимися предметами труда, облагается налогом с добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который приобретает потре­битель. Таким образом, всю тяжесть этого налога несет конечный потребитель.

Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на терри­торию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь,

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Феде­рации. Освобождаются от налета на добавленную стоимость услуги в сфере на­родного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуга по уходу за больными и престарелыми; ритуальные у слуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений;, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

Налог на добавленную стоимость взимается в России и во всех странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), кроме Австра­лии, США, Швеции. Налог на добавленную стоимость взимается с фирм-продавцов товаров и услуг в размере от 5 до 8% стоимости их товара и распространяется на наиболее "ходовые" товары и услуги. У нас он составляет 20%.

Акциз[6] является косвенным налогом, включаемым в цену товара, и оплачиваемым покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.

Это общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью. Рыночная экономика неизбежно порождает необходимость в акцизах.

Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории РФ предприятия и организации, реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных то­варов собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, вклю­чающим акциз, К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, отно­сятся винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т, ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость.

Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.

Единый социальный налог (взнос). Частью второй НК РФ введен с 1 января 2001 г единый социальный налог (взнос). Этот налог заменил страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Поступления на­лога, контролируемые уже не фондами, а налоговыми органами, зачисляются в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования и направляются на финансирование государственного пенсионного и социального обеспечения и медицинской помощи гражданам.

Налогоплательщиками социального налога признаются работодатели, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, адвокаты, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не уплачивают социальный налог с дохода от данных видов деятельности.

Объектом налогообложения для работодателей признаются выплаты и вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу наемных работников по всем основаниям. При этом выплаты материальной помощи, а также выплаты в натуральной форме сельскохозяйственной продукцией и товарами для детей освобождаются от налогообложения в пределах 1000 руб. в календарный месяц.

Выплаты физическому лицу, не связанному с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, авторским или лицензионным договором, производимые из прибыли, остающейся в распоряжении организации, не признаются объектом налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей объектом налогообложения служат доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с извлечением данных доходов. Дня индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, облагаемый доход определяется исходя из стоимости патента.

Налоговая база работодателей определяется как сумма доходов, начисленных ими за налоговый период в пользу работников, с учетом приведенных ранее вычетов по материальной помощи, выплат, производимых из собственной прибыли организации, и т.д. Налоговая база определяется отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ