бесплатные рефераты

Свободные экономические зоны в мировой экономике

Свободные экономические зоны в мировой экономике

Оглавление


Свободные экономические зоны - 2


динамичные «островки» мирового хозяйства. 2

СЭЗ как экономические категории, их сущность и основное содержание. 2


Цели, задачи и предпосылки создания СЭЗ. 5


Классификация свободных экономических зон.. 6


Складские и транзитные зоны  (The Store and transit zones). 7


Свободные таможенные зоны   (The free customs zones). 8


Зоны свободной торговли  (The zones of the free trade). 10


Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) (The export-production zones). 11


Комплексные зоны  (The complex zones). 12


Свободные научно-технические зоны (The free scientific-technical zones). 13


Интернациональные зоны (The international zones). 16


Приграничные (региональные) зоны   (The border (regional) zones). 17


Развитие и становление СЭЗ в России. 19


СЭЗ «Находка». 20


Калининград: особая экономическая зона... 21


Заключение... 22













 

Свободные экономические зоны -

динамичные «островки» мирового хозяйства.


СЭЗ как экономические категории, их сущность и основное содержание

В мировой практике внешнеэкономической деятельности суще­ствуют различные модели территориально-хозяйственного управле­ния. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяй­ственные структуры, которые известны как свободные экономичес­кие зоны (СЭЗ). Различные типы таких зон называют «островками» мирового хозяйства, «окнами» для притока в многочисленные регио­ны и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков. Наконец, в СЭЗ многие экономисты видят прототип новой политики «открытых дверей» в мировую систему хозяйства.

СЭЗ как компактные территориальные образования можно на­звать и древними, и современными. Они своими корнями уходят в глубокую старину и в то же время обогащают свою практическую деятельность новым содержанием современной цивилизации. «Свободные экономические зоны,- по словам американских ученых М, Фразье и Р. Рэна, - одна из старейших и вместе с тем новейшая идея человечества в области экономического развития».

Еще в эпоху седой старины древние финикийцы, египтяне и китайцы СЭЗ использовали Для развития внешней торговли. В ту эпоху зоны выступали в форме свободных гаваней и портов. Пер-вым свободным портом стал Карфаген в 814 г. до н. э. В ХШ веке стали функционировать зоны свободной торговли. История запе­чатлела прообраз свободной зоны и на древней полоцкой земле. Она простиралась вдоль реки Западная Двина, чьи берега, согласно летописи, «серебряные, а дно - золотое». Эта великая река ста­ла в раннем средневековье одним из важнейших торговых путей. соединивших Арабский Халифат и Хазармю с восточнославянс­ким и скандинавским миром. Это обстоятельство сыграло огром­ную роль в быстром возвышении отца белорусских городов Полоцка, объединившего в XI веке под своей властью большую часть нынешней территории Беларуси и все Подвинье вплоть до Варяж­ского (Балтийского) моря.

Главным партнером и конкурентом Полоцка, остававшегося несколько веков крупнейшим городом Великого княжества Литовского, становится в это время Рига. Многочисленные договоры меж­ду двумя городами, дошедшие до нас, позволяют достаточно полно представлять характер этого партнерства.                

Двина и сухопутные дороги вдоль нее объявлялись свободным торговым путем. Правда, иногда случалось, что рижане не выпус­кали белорусских купцов в море. В таком случае незамедлительно следовал ответ: «Полоцк не позволяет конкурентам подниматься по реке выше его замков». И даже в таких случаях удавалось прийти к  согласию, и тяжело груженные двухпалубные полоцкие струги грузоподъемностью до12 тыс. пудов выходили в балтийские воды, держа Курс на Королевец (Кенигсберг), Гданьск и северонемецкие города. В торговых соглашениях неизменно подчеркивалось, что ни с ливонской ни с литовской стороны никаких таможенных границ. В зоне до мелочей расписывался порядок пользования примерами и весами. Беларусь была частью Европы. Жизнь ее 5 регулировалась Магдебургским правом.

СЭЗ, впитавшие в себя долгий путь развития своих конечно, наполнились новейшим экспортно-содержанием и деловым опытом. Их создание и становление направлено либерализацию и активную внешнеэкономическую: Экономика таких зон имеет высокую степень открытости мировому рынку, а таможенный и налоговый режимы благоприятны для национальных и зарубежных инвестиций.

Открытость мировому рынку делает СЭЗ привлекательными для транснациональных компаний, миллиардные инвестиции которых вкладываются на всех континентах. Международные корпораций в поисках благоприятных условий для своей коммерческой деятель­ности рассматривают СЭЗ как весьма прибыльные экономические структуры, с которыми связывают важнейшие направления своей экспансии.

Свободные экономические зоны - интернациональные эконо­мические формирования. Они приобрели глобальный характер, ох­ватив практически все страны мира, включая богатые и бедные. С их помощью происходит весьма интенсивная интеграция целых регионов в систему мирохозяйственных связей.

Свободные экономические зоны - области очень высокой кон­центрации торговых, финансовых, производственных, технологи­ческих связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенство­вания технологии и управленческого механизма. Эти феноменаль­ные формирования на исходе XX века превратились в весомый фак­тор мировой экономики и представляют собой своеобразные коммерческие центры», ускоряющие глобальный товарооборот и сти­мулирующие внешнюю торговлю.

СЭЗ на новейшей стадии своего развития исправно и мощно несут свою эстафету в новое тысячелетие, проникая во все сферы мировой экономики. Как утверждают специалисты Запада, к нача­лу XXI века через свободные экономические зоны будет проходить свыше 1/3 мирового товарооборота.

На этом длительном историческом пути своего развития СЭЗ не обошли и Республику Беларусь, которая создает не одну, как в древнем Полоцке, а целую систему свободных зон. В этом четко выражается своеобразная перекличка времен белорусской земли. На далекое эхо древней полоцкой свободной зоны Республика Бе­ларусь в преддверии XXI века отвечает эхом шестикратным: это голоса СЭЗ Бреста, Минска, Гомеля, Могилева. Гродно и Витебска.

Как уже было сказано, СЭЗ относятся к древнейшим хозяйствен­ным формированиям. Однако определение, раскрывающее сущность этих экономических структур, появилось недавно. Весной 1973 г. оно было впервые официально объявлено научному миру и деловой общественности. «Под свободной экономической зоной (или «зоной франка»), -говорится в Киотской конвенции, - понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной тер­ритории и потому не подвергающиеся обычному таможенному кон­тролю и налогообложению. Иными словами, территория, где соблю­дается принцип «таможенной экстерриториальности». Размышляя над таким определением СЭЗ, профессор К.А. Семенов заметил:

«Из этого определения видно, что свобода обособленной части го­сударственного пространства является не абсолютной, а относитель­ной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применя­ются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за гра­ницы не декларируются как ввоз на территорию принимающей стра­ны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны, как верно заметил академик Е. Авдокущин, следовало бы имено­вать несвободными, а специальными экономическими зонами.»

В то же время профессор К.А. Семенов дает свое определение свободных экономических зон, понимая их как «географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государ­ства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они яв­ляют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства»

Как видим, такое определение СЭЗ отражает территориальность, льгот, анклавность и ограниченность влияния органов государственной власти в хозяйственной деятельности этих экономи­ческих формирований. Последнее созвучное теорией М. Фридма­на и требованием рынка. Дважды поясняя свое определение СЭЗ, профессор Семенов К.А. изложил его весьма лаконично, назвав «зоны обособленной частью национального экономического про­странства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства».

Авторы учебного пособия «Свободные экономические зоны» В. Игнатов и В. Бутов дают свое определение этих экономических формирований: «Свободные экономические зоны — ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и ино­странных предпринимателей, способствующие решению внешне­торговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач».

В широком смысле определения СЭЗ дали московские ученые-экономисты Т.П. Данько и З.М. Округ. «Под СЭЗ, - утверждают они -понимается суверенная территория государства (государств), являю­щаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение обществен­ного продукта для достижения определенной и конкретной общена­циональной интегрированной, корпоративной цели с использовани­ем специальных механизмов регулирования общественно-экономи­ческих отношений производства и распределения, способных к диф­фузионному расширению ее границ».

Поясняя столь пространное-определение, авторы подчеркнули, что СЭЗ всегда остается под юрисдикцией государства, ее террито­рией, никогда не пользующейся правом экстерриториальности. СЭЗ им видится как «искусственно созданное государством «вкрапле­ние» в национальную экономическую среду и экономически зна­чительно отличающееся от нее».         Такое определение СЭЗ воплотило в себе территориальный су­веренитет, экономическую комплексность, распределительные отношения расширенного воспроизводства, цели и специальный ме­ханизм регулирования. Последний не раскрывает сущностью со­держание механизма управления СЭЗ. Что включает в себя этот специальный механизм регулирования?

Он, видимо, предполагает систему преференций национальным и зарубежным инвесторам, соответствующий управленческий набор где больше рынка и меньше государства и т. д. Но это не конкретизи­руется в определении СЭЗ. Сказано слишком общо.

В плане конкретности формулировки можно сослаться на «Боль­шой экономический словарь», который определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на ко­торой действуют особые льготные экономические условия для ино­странных и национальных предпринимателей (льготы таможенно­го, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

В этом определении не только указывается на особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпри­нимателей, но и конкретизируются важнейшие льготы СЭЗ. Однако это определение не полно отражает содержание механизма управ­ления функционирования СЭЗ.

Некоторые экономисты определяют СЭЗ как инструмент селек­тивного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Такая формулировка включает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с дей­ствием преференциального режима хозяйствования. И СЭЗ определяется не как географическая территория, а как часть национального экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов, не используемых в других его частях.   Свободные экономические зоны как нам представляется, это часть национального экономического пространства, где для местных и зарубежных предпринимателей создается такая система льгот стимулов, которая на основе новейших технологий позволяет создавать приоритетные отрасли экономики, способные обеспечить производство высококачественной товарной продукции на мировой успешное развитие социально-экономической жизни регионов базирования. При этом деловая жизнь зоны управляет рыночных отношений в сочетании с частичной ререгулирующей ролью государства.

Данное определение просто и четко отражает место, условия, цели и механизм управления СЭЗ, раскрывает сущность и назначения ос­новных, наиболее совершенных типов СЭЗ, использующих новей­шую технологию и выпускающих экспортную продукцию. Такие зоны сочетают и производство, и реализацию готовых изделий. Выручен­ная валюта становится источником расширенного воспроизводства, увеличения рабочих мест и укрепления экономического потенциала региона, на территории которого функционирует СЭЗ.

Приведенное в тексте определение СЭЗ отражает многовекторность  этих экономических структур.

Цели, задачи и предпосылки создания СЭЗ

Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономичес­кого механизма, другие - с целью привлечь иностранную техноло­гию. Великобритания, например, начиная с 1981 года стала созда­вать свободные аэропорты (в Ливерпуле, Бирмингеме, Кардиффе, Саусантоне, Престрихе и Белфасте) с целью расширения возмож­ностей занятости, привлечения деятельности, способной активизи­ровать экономическую конъюнктуру на национальном уровне. По­стсоциалистические страны в СЭЗ апробируют элементы рыночно­го механизма хозяйствования. В США, согласно закону 1934 г., зоны должны были содействовать и поощрять иностранную торговлю путем освобождения зарубежных товаров от пошлин при ввозе в Соединенные Штаты».

Как видим, достаточно и нескольких примеров, чтобы убедиться в различии целей создания СЭЗ. Однако, несмотря на различия этих целей, они имеют и некоторую общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.

Экономические:  

    

ü      более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;        

ü      привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;

ü      использование преимуществ международного разделения тру­да для расширения выпуска экспортной продукций;

ü      увеличение валютных поступлений в бюджет страны.

ü      Социальные:

ü      комплексное развитие отсталых регионов;

ü      увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятос­ти населения:           

ü      обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;

ü      насыщение национального рынка высококачественными  товарами.

Научно-технические:                      

-              использование новейших зарубежных и отечественных тех­нологий;

-              приобщение к новым формам управленческого труда;

-              привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров

-              повышение эффективности используемых производствен­ных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.

Все эти и другие цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой системе условий, созааваемых, для зарубежных инве­сторов принимающей страной. В этом плане назовем наиболее важ­ные условия для нормального функционирования СЭЗ:

ü      политическая стабильность в стране создает общий благопри­ятный инвестиционный климат. Она как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций:

ü      наличие хорошо разработанной законодательной базы, гаран­тирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и оте­чественных инвесторов:                          

ü      наличие развитой инфраструктуры (производственной и ком­мерческой);

ü      очень важным условием является природно-географическая среда;

ü      благоприятная экономическая конъюнктура - притягательная сила для любого инвестора;

Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и систе­ма льгот инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал за­интересованно изучают предоставляемые им условия льгот.

Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории програм­мами и проектами. Однако в экономической литературе называют четыре основные группы льгот:

фискальные льготы, стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к уровню налоговых ставок, В их сфере нахо­дятся вопросы постоянного или временного освобождения от на­логообложения предпринимателей;

финансовые льготы в виде установления низких цен за пользо­вание землей, производственными помещениями, объектами инф­раструктуры, коммунальными услугами. Финансовые льготы - это и предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств, и преференциальных государственных кредитов;

административные льготы обычно предоставляются админист­рацией СЭЗ с тем, чтобы упростить режим процедур регистрации предприятий, въезда и выезда иностранных граждан и оказания раз­личных услуг. Простота административных процедур всегда поло­жительно оценивается инвестором, а порой бывает решающей в привлечении в зону иностранного капитала;

внешнеторговые льготы. Они в основном связаны с введением упрошенного порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со снижением или отменой экспортно-импортных пошлин.

Все указанные льготы, как показала мировая практика, могу применяться в самых различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранной капитала.

 

Классификация свободных экономических зон


Классификация СЭЗ- это не просто перечисление их с крат­кой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и пре­образования простейших экономических зон в более совершен­ные. Это вечно изменяющееся содержание экономических струк­тур, получивших название экономических зон. В длинном ряду названий многочисленных типов СЭЗ отражается история эпох, закономерно сменяющих друг друга в порядке следования их эта­пов по восходящей.

Таким образом, СЭЗ - это не что-то данное однажды и застыв­шее. Это вечно развивающиеся и совершенствующиеся экономи­ческие структуры. Они ярко отражают эпоху глубокой древности, промышленный переворот и научно-техническую революцию. Пос­ледняя, как известно породила такие типы СЭЗ, как технополисы, инновационные центры, технопарки и т.д. Самые новейшие типы -информационные зоны, возникшие на финише XX века. Они про­кладывают путь в третье тысячелетие. Им принадлежит большое будущее.                                      

Давая краткую характеристику типов свободных экономичес­ких зон, будем следовать их закономерным путем возникновения, становления, путем их эволюционного развития, прошедшего сквозь толщу веков (см. схему 1).


Складские и транзитные зоны  (The Store and transit zones)

 

Самыми древними, а значит, и самыми простейшими являются складские и транзитные зоны. Они возникли на заре нарождающихся международных экономических связей. Им было суждено стать отправной точкой, с которой началась первая стадия в эволюции развития свободных экономических зон. Характеризуя складские и транзитные зоны, американские ученые М. Фразье и Р. Рэн подчеркивают «Это самый древний тип зон, дающих возможность фирмам складировать проверять, упаковывать, маркировать и перегружать

 

 

товары в условиях освобождения их от таможенных пошлин и других правительственных сборов. Со времен финикийцев, греков и римлян правительства привлекали торговлю, проводя такую по­литику государственного невмешательства на выбранных террито­риях. Ганзейский союз свободных, зон подтолкнул Север Европы к выводу из тьмы средних веков».

Можно согласиться  с М. Фразье и Р. Рэном: Ганза в эпоху свое­го расцвета действительно оказала большое влияние на развитие самых простейших экономических зон в Европе. Летопись сохра­нила схему размещения складских и транзитных зон на водных пу­тях и архитектуру складских помещений того времени. (См. карту-схему ганзейского союза стр. 18).

Секретом ганзейского процветания была дешевизна массовых перевозок. По сей день работает вырытый крепостными графа Лауэбергского еще между 1391 и 1398 годами Эльба-Любекский ка­нал, правда, в настоящее время углубленный и расширенный. В свое время он пришел на смену старому тележному пути из Любека в Гамбург, что впервые и сделало экономически выгодными перевоз­ки сыпучих и других массовых грузов из Восточной Европы в За­падную. Так в ганзейскую эру по каналу доставлялись восточно­европейские продукты питания и сырье - польское зерно и мука, сельдь прибалтийских рыбаков, шведский лес и железо, русский свечной воск и меха. А навстречу им - соль, добываемая под Люнебургом, рейнское вино и гончарные изделия, кипы льняных и шер­стяных тканей из Англии и Нидерландов. Ганзейские парусники сновали вплоть до Лиссабона на западе и Ревеля (Таллинна) на во­стоке. В конце XV века общая грузоподъемность всех судов Ган­зейского союза уже превышала 60 тыс. тонн.

В старых грамотах содержатся сведения о том, что из Любека в Берген ежегодно совершали плавание не менее двадцати судов. Тут их встречали и представители ганзейской «конторы», которые уже знали спрос на привезенное добро и держали на складах готовый товар для обратного странствия. Говоря о Любеке, который ЮНЕС­КО провозгласила объектом мирового наследия, летопись повеству­ет: «Размещались здесь ганзейцы около самой гавани в трех десят­ках вытянувшихся вдоль воды трехэтажных домах, состоявших под охраной сторожевых псов. В каждом таком доме - целый лабиринт складов, конторских комнат, помещений, для лебедки и ворота, а надлежащим образом в целях обеспечения таможенного контроля, а при необходимости - оборудовано двойными запорами и устройствами, одно из которых должно находиться в ведении тамо­женного органа Республики Беларусь.

Свободные таможенные зоны   (The free customs zones)

Современными разновидностями беспошлинных торговых и складских зон, относящихся к простейшим, являются свободные таможенные зоны (СТЗ). Они создаются для активизации внешне­экономической деятельности.

Это один из первых и наиболее распространенный тип свобод­ных экономических зон, которые могли создаваться в портах. Пер­вая древнейшая портовая таможенная свободная зона. как утверж­дают ученые, была создана на острове Делос. Подобные зоны спо­собствовали становлению и развитию таких ведущих торговых цен­тров, как Гибралтар, Венеция и Генуя. Позже аналогичные структу­ры появились в Сингапуре, Гонконге, Адене и Других регионах. Этот тип зон называют еще специальными или беспошлинными тамо­женными зонами и даже свободными таможенными территориями, и они являются наиболее распространенными теперь. Эти зоны; как правило, создаются в морских и речных портах, в воздушных гава­нях и на транспортных магистралях, а также в отдельных промыш­ленных районах для доработки экспортируемых промышленных из­делий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, скла­дирования товаров, не прошедших таможенный досмотр. СТЗ за­нимаются снабжением судов и других транспортных средств в мор­ских, речных и воздушных портах.                      

Преференциальный режим в свободных таможенных зонах ос­нован на отмене (смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами; поступающими в зону и реэкс­портируемыми из нее. При поставках товаров из зоны на террито­рию страны базирования взимается импортная пошлина. Поощря­ется развитие сектора финансовых услуг (кредитование, страхова­ние внешнеторговой деятельности и т,д.). В эту сферу привлекаются также спальни, где за скользящей в пазах дверью высились двухэ­тажные нары, на которых отдыхали подмастерья».

Складские свободные зоны, зародившиеся в глубокой древности продолжают функционировать и сегодня. Они надежно несут свою эстафету в XXI век. Свободный склад - вечный спутник мирового рынка. Он прочно и надолго вошел в таможенные Кодексы практи­чески всех государств мира. В этом ряду и Республика Беларусь, но­вый Таможенный Кодекс которой гласит: «Свободный склад - тамо­женный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих помещениях (местах) без взима­ния таможенных пошлин и налогов, а также без применения к ука­занным товарам мер экономической политики...». В свободных скла­дах допускается совершение производственных и иных коммерчес­ких операций с товарами, исключая их розничную продажу.

Владельцами свободных складов могут быть исключительно юридические лица-резиденты Республики Беларусь. «Помещение или иное место, предназначенное для учреждения свободного скла­да, - говорится в Таможенном Кодексе РБ, - должно быть обустроено иностранные инвестиции, в ней могут создаваться валютные и товарные биржи, торгово-выставочные центры и т.п.

Следовательно, СТЗ - это особые беспошлинные торговые и складские зоны, которые, оставаясь частью национальной террито­рии, с точки зрения финансового режима рассматриваются как на­ходящиеся за пределами государственных границ. Они обслужива­ют как торговый оборот страны размещения, так и международные транзитные операции.

Однако в последнее время в структуре товарообмена наблюда­ются сдвиги в сторону развития кооперационных связей, внутрифир­менных поставок, расширение торговли технологиями. Материалоемкость торговли снижается. Имеются изменения и в способе транс­портировок грузов. Контейнерная перевозка и пакетирование грузов стали более приемлемыми, а СТЗ все больше превращаются в пере­валочные базы, в которых не всегда нуждаются значительные грузо­потоки. В результате многие СТЗ, наряду с сохранением традицион­ной специализации в области внешнеторговых и финансовых услуг, переходят к развитию отраслей экспортного производства.

Несмотря на древность свободных таможенных зон, они широ­ко функционируют в системе современного мирового рынка, в том числе и в странах СНГ. Таможенный Кодекс Республики Беларусь 1998 г. определяет такую экономическую структуру так: «Свобод­ная таможенная зона - таможенный режим, при котором иностран­ные товары размещаются и используются в соответствующих тер­риториальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к указан­ным товарам мер экономической политики, а отечественные това­ры размещаются и используются на условиях, применяемых к вы­возу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом Кодексом».

В свободных таможенных зонах, говорится в Кодексе, допус­кается совершение производственных и иных коммерческих опе­раций с товарами, исключая их розничную продажу, при условии соблюдения положений закона. Товары могут находиться в сво­бодных таможенных зонах без ограничения сроков.       При ввозе товаров с территории свободных таможенных зон на    остальную часть таможенной территории Республики Беларусь и    при вывозе товаров с территории свободных таможенных зон за пределы Республики Беларусь таможенные пошлины и налоги взи­маются и меры экономической политики применяются в зависимо­сти от происхождения товаров.

 

Зоны свободной торговли  (The zones of the free trade)

Зоны свободной торговли - это бойкие «коммерческие цент­ры», деятельность которых должна ускорять товарооборот и стиму­лировать внешнюю торговлю. Старейшими зонами свободной тор­говли (ЗСТ) являются немецкие, созданные в свободных городах Гамбург и Бремен в XIX веке. Более 60 лет функционируют зоны свободной торговли и в США.

ЗСТ представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение то­варов от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, других видов финансового контроля. Товарная продукция, ввозимая в зону свободной торговли, не декларируется, но таможенная админист­рация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза контрабанды и запрещенных товаров.

Национальные изделия и иностранные товары, оплаченные по­шлиной, ввозимые в ЗСТ, принято считать экспортом с таможенной территории принимающей страны. После ввоза в зону на те же на­циональные и зарубежные товары распространяются все имеющи­еся в зоне экспортные стимуляторы, включая налоговые скидки, налоговые премии, возврат сделанных ранее платежей и др..

Товарная продукция иностранного производства, ввезенная в зону свободной торговли для потребления и использования в пре­делах ее границ, считается импортом и облагается таможенными пошлинами и налогами на импорт. Товары, которые вывозятся из зоны для использования в принимающем государстве также обла­гаются таможенными пошлинами и налогами на импорт на тех же условиях, что и подобные товары, произведенные непосредствен­но в ЗСТ.

Зоны свободной торговли, как правило, располагают емкостями складских помещений и осуществляют складирование, сор­тировку упаковку, маркировку и выборочный контроль качества хранимых товаров. Товары, хранящиеся в зоне, могут находиться там неограниченное время. Плата за их хранение зависит от продолжительности времени и типа хранилища, включая и стра­ховые взносы,

Наибольшее распространение зоны свободной торговли полу­чили в Соединенных Штатах Америки. В этой великой и богатой стране насчитывается 218 ЗСТ, функционирующих практически во всех штатах. Их создание связано с «Новым курсом» президента Рузвельта, когда изданный в 1934 г. «Акт о зонах свободной торгов­ли» требовал поощрять торговлю, ускорять товарооборот и сокра­щать торговые издержки Закон предусматривал: «при каждом офи­циальном порте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона».

Ныне к числу ЗСТ относятся и магазины «Duty Free» или ма­газины беспошлинной торговли. С точки зрения финансового ре­жима они рассматриваются как находящиеся за пределами госу­дарственных границ. Здесь действует таможенный режим, при ко­тором товары реализуются под таможенным контролем, без взимания таможенной пошлины и налогов, без применения мер эко­номической политики. Магазины «Дьюти Фри» должны распола­гаться за линией таможенного контроля в международных аэро­портах, морских и речных гаванях, автомобильных пунктах про­пуска и международных вокзалах. Продавать товар в этих магази­нах разрешается в розницу и только физическим лицам, выезжаю­щим за границу.                            

Теперь к СТЗ относят также и традиционные свободные гавани и порты с льготным торговым режимом.

Итак, ЗСТ представляют собой компактные территориальные образования, выведенные за пределы контроля национальной та­моженной территории и специализируюшиеся на операциях по скла­дированию и обработке ввезенных товаров в соответствии с усло­виями внутреннего рынка страны сбыта (упаковка, маркировка, кон­троль качества, простейшая доработка и т.п.). В некоторых случаях в ЗСТ производится сборка изделий из местных или иностранных деталей либо даже выпуск отдельных видов продукции.

Деятельность и функциональная специфика ЗСТ подразделяется на:

v      транзитные свободные порты;

v      свободные таможенные зоны;

v      торгово-производственные зоны.

Зоны свободной торговли создаются в интересах расширения экспорта и поощрения инвестиций из-за рубежа, а также стимули­рования экономического развития регионов и стран. Как показала практика, ЗСТ играют важнейшую роль в международной торговле и в инвестиционной политике.


Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) (The export-production zones)

Этот тип свободных экономических зон уже названные нами ученые Марк Фразье и Ричард Рэн относят к зонам, сформировав­шимся на второй стадии эволюционного развития. По их словам, 75% деятельности ЭПЗ во всем мире приходится на фирмы, произ­водящие одежду и электронику. Они также ведут переработку сель­скохозяйственного сырья, изготовляют мебель, шьют обувь, произ­водят спортивные, хозяйственные товары и фармацевтику.

Этот тип зон называют еще «зонами экспортной переработки» или «специальными зонами поощрения экспорта». Они представля­ют собой анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов.

ЭПЗ возникают в ответ на изменения стратегии экономическо­го развития Запада: переход от импортозамещения к экспортно-ориентируемому росту. В этой стратегии не последнюю роль должны были сыграть и привлеченные иностранные инвестиции в экспорт­ное производство. В результате правительства многих государств поощряли иностранных инвесторов многими льготами, включая низкие тарифы на арендуемую землю и инфраструктуру, снижение или даже полная отмена таможенных пошлин, освобождение на не­сколько лет от уплаты подоходного налога, получение у государ­ства льготных кредитов, право неограниченного перевода прибы­лей, свободная купля-продажа иностранной валюты по текущему курсу. Предприниматели ЭПЗ вознаграждаются и за использование местного сырья и залоставку товаров на внутренний рынок прини­мающей страны. Применяемый метод ускоренной амортизации по­зволяет инвесторам списывать оборудование в кратчайшие сроки:

в одних странах это делается в первый год функционирования фир­мы, в других - в течение 2-3-х лет.

В целях поддержания конкурентных преимуществ дешевизны рабочей силы в ЭПЗ обычно вводится особый режим регулирования трудовых отношений (запрет деятельности профсоюзов, осво­бождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социаль­ного страхования и т.. п.).                              

Результативность целого каскада этих льгот выражается в том, что власти многих государств обеспечили в ЭПЗ развитие приори­тетных отраслей экономики, а также серьезно активизировали хозяйственную жизнь в депрессивных регионах и смогли оказать зна­чительное влияние на всю национальную экономику. Иллюстраци­ей последнего может служить Ирландия, создавшая первую в пос­левоенной Европе экспортно-производственную зону «Шэннон». Эту страну называют «европейским тигром», ежегодный прирост ВВП достигает 6,5-7,2%. Это самый высокий экономический рост в Европе. Теперь на «зеленом острове» работает 1700 зарубежных фирм, главным образом, британских, германских и американских.

Экспортно-производственные зоны в масштабе мировой системы хозяйства приобретают некоторые национальные и региональные осо­бенности, отражающиеся даже в названии зон: в Великобритании, на­пример, называются предпринимательскими, в Китае - специальными, экономическими, в США - зонами свободного предпринимательства и т.д. Однако природа ЭПЗ, их структура и экспортная направленность не изменяется. Все они, независимо от их наименования, используют опыт экспортно-производственной зоны «Шэннон» и являются генераторами развития национальных экономик. «Шэннон» стал вехой в истории сво­бодных зон. С тех пор, утверждают аналитики. ЭПЗ добились исключи­тельного успеха, они распространились на весь мир. Мировая экономическая система имеет «капиллярность», по которой активно распростра­няются все достижения хозяйственной жизни.

В конце 70-х - начале 80-х годов экспортно-производственные зоны начали функционировать в Таиланде, Бангладеш, Шри-Ланке, Пакистане и других странах. В 1990 г. число свободных экспортно-производственных зон в развивающихся странах превысило 260. Весьма успешно реализовали политику экспортной ориентации но­вые индустриальные страны. Это обусловило сдвиги в Междуна­родном разделении труда. Новые индустриальные страны перехо­дят на более технологически емкую продукцию, а трудоинтенсивные отрасли перемешаются оттуда в страны с более дешевыми тру­довыми ресурсами.                                      

Свободная экспортно-производственная зона имеет многоцелевую левую направленность. Ее макроэкономические эффекты подраз­деляются на прямые и косвенные. Первые отражают соотноше­ние чистых доходов от деятельности иностранных, фирм в зоне в виде прироста экспортных поступлений, занятости, объема при­влеченных инвестиций и затрат принимающей страны на инфра­структуру. Вторые - косвенные отражатели степени воздействия зоны на национальную экономику, новых технологий, установле­ния связей с национальными субпоставшиками, роста числа ра­бочих мест и уровня доходов в экономике страны в целом. Эффек­тивность ЭПЗ обусловлена рядом слагаемых: активности инвести­ционной политики принимающей страны, географического положе­ния, состояния инфраструктуры, экономической и политической ста­бильности и конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ