Свободные экономические зоны в мировой экономике
Свободные экономические зоны в мировой экономике
Оглавление
Свободные
экономические зоны - 2
динамичные
«островки» мирового хозяйства. 2
СЭЗ как
экономические категории, их сущность и основное содержание. 2
Цели,
задачи и предпосылки создания СЭЗ. 5
Классификация
свободных экономических зон.. 6
Складские
и транзитные зоны (The Store and transit zones). 7
Свободные
таможенные зоны (The free customs zones). 8
Зоны
свободной торговли (The zones of the free trade). 10
Экспортно-производственные
зоны (ЭПЗ) (The export-production zones). 11
Комплексные
зоны (The complex zones). 12
Свободные
научно-технические зоны (The free scientific-technical zones). 13
Интернациональные
зоны (The international zones). 16
Приграничные
(региональные) зоны (The border (regional) zones). 17
Развитие
и становление СЭЗ в России. 19
СЭЗ
«Находка». 20
Калининград: особая экономическая
зона... 21
Заключение... 22
В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют
различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду
комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры, которые
известны как свободные экономические зоны (СЭЗ). Различные типы таких зон
называют «островками» мирового хозяйства, «окнами» для притока в многочисленные
регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков. Наконец,
в СЭЗ многие экономисты видят прототип новой политики «открытых дверей» в
мировую систему хозяйства.
СЭЗ как компактные территориальные образования можно
назвать и древними, и современными. Они своими корнями уходят в глубокую
старину и в то же время обогащают свою практическую деятельность новым
содержанием современной цивилизации. «Свободные экономические зоны,- по словам
американских ученых М, Фразье и Р. Рэна, - одна из старейших и вместе с тем
новейшая идея человечества в области экономического развития».
Еще в эпоху седой старины древние финикийцы, египтяне и китайцы СЭЗ
использовали Для развития внешней торговли. В ту эпоху зоны выступали в форме
свободных гаваней и портов. Пер-вым свободным портом стал Карфаген в 814 г. до
н. э. В ХШ веке стали функционировать зоны свободной торговли. История запечатлела
прообраз свободной зоны и на древней полоцкой земле. Она простиралась вдоль
реки Западная Двина, чьи берега, согласно летописи, «серебряные, а дно -
золотое». Эта великая река стала в раннем средневековье одним из важнейших
торговых путей. соединивших Арабский Халифат и Хазармю с восточнославянским и
скандинавским миром. Это обстоятельство сыграло огромную роль в быстром
возвышении отца белорусских городов Полоцка, объединившего в XI веке под своей
властью большую часть нынешней территории Беларуси и все Подвинье вплоть до
Варяжского (Балтийского) моря.
Главным партнером и конкурентом Полоцка, остававшегося
несколько веков крупнейшим городом Великого княжества Литовского, становится в
это время Рига. Многочисленные договоры между двумя городами, дошедшие до нас,
позволяют достаточно полно представлять характер этого партнерства.
Двина и сухопутные дороги вдоль нее объявлялись свободным торговым
путем. Правда, иногда случалось, что рижане не выпускали белорусских купцов в
море. В таком случае незамедлительно следовал ответ: «Полоцк не позволяет
конкурентам подниматься по реке выше его замков». И даже в таких случаях
удавалось прийти к согласию, и тяжело груженные двухпалубные полоцкие струги
грузоподъемностью до12 тыс. пудов выходили в балтийские воды, держа Курс на
Королевец (Кенигсберг), Гданьск и северонемецкие города. В торговых соглашениях
неизменно подчеркивалось, что ни с ливонской ни с литовской стороны никаких таможенных
границ. В зоне до мелочей расписывался порядок пользования примерами и весами.
Беларусь была частью Европы. Жизнь ее 5 регулировалась Магдебургским правом.
СЭЗ, впитавшие в себя долгий путь развития своих
конечно, наполнились новейшим экспортно-содержанием и деловым опытом. Их
создание и становление направлено либерализацию и активную внешнеэкономическую: Экономика таких зон имеет высокую
степень открытости мировому рынку, а таможенный и налоговый режимы благоприятны
для национальных и зарубежных инвестиций.
Открытость мировому рынку делает СЭЗ привлекательными для
транснациональных компаний, миллиардные инвестиции которых вкладываются на всех
континентах. Международные корпораций в поисках благоприятных условий для своей
коммерческой деятельности рассматривают СЭЗ как весьма прибыльные
экономические структуры, с которыми связывают важнейшие направления своей
экспансии.
Свободные экономические зоны - интернациональные экономические
формирования. Они приобрели глобальный характер, охватив практически все
страны мира, включая богатые и бедные. С их помощью происходит весьма
интенсивная интеграция целых регионов в систему мирохозяйственных связей.
Свободные экономические зоны - области очень высокой концентрации
торговых, финансовых, производственных, технологических связей. Они являются
очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства,
местом совершенствования технологии и управленческого механизма. Эти
феноменальные формирования на исходе XX века превратились в весомый фактор
мировой экономики и представляют собой своеобразные коммерческие центры»,
ускоряющие глобальный товарооборот и стимулирующие внешнюю торговлю.
СЭЗ на новейшей стадии своего развития исправно и мощно несут свою
эстафету в новое тысячелетие, проникая во все сферы мировой экономики. Как
утверждают специалисты Запада, к началу XXI века через свободные экономические
зоны будет проходить свыше 1/3 мирового товарооборота.
На этом длительном историческом пути своего развития СЭЗ не обошли и
Республику Беларусь, которая создает не одну, как в древнем Полоцке, а целую
систему свободных зон. В этом четко выражается своеобразная перекличка времен
белорусской земли. На далекое эхо древней полоцкой свободной зоны Республика Беларусь
в преддверии XXI века отвечает эхом шестикратным: это голоса СЭЗ Бреста,
Минска, Гомеля, Могилева. Гродно и Витебска.
Как уже было сказано, СЭЗ относятся к древнейшим
хозяйственным формированиям. Однако определение, раскрывающее сущность этих
экономических структур, появилось недавно. Весной 1973 г. оно было впервые
официально объявлено научному миру и деловой общественности. «Под свободной
экономической зоной (или «зоной франка»), -говорится в Киотской конвенции, -
понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты,
находящиеся за пределами национальной таможенной территории и потому не
подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами,
территория, где соблюдается принцип «таможенной экстерриториальности».
Размышляя над таким определением СЭЗ, профессор К.А. Семенов заметил:
«Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного
пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория
является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от
таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом,
которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются в
отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает,
что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы не декларируются как ввоз на
территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают
товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а
лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны, как верно
заметил академик Е. Авдокущин, следовало бы именовать несвободными, а
специальными экономическими зонами.»
В то же время профессор К.А. Семенов дает свое определение свободных
экономических зон, понимая их как «географические территории, которым их
политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым
для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они
являют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного
вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть
национального экономического пространства, на которой применяется определенная
система льгот, не используемая на других территориях данного государства»
Как видим, такое определение СЭЗ отражает территориальность, льгот,
анклавность и ограниченность влияния органов государственной власти в
хозяйственной деятельности этих экономических формирований. Последнее
созвучное теорией М. Фридмана и требованием рынка. Дважды поясняя свое
определение СЭЗ, профессор Семенов К.А. изложил его весьма лаконично, назвав
«зоны обособленной частью национального экономического пространства, на
которой применяется определенная система льгот, не используемая на других
территориях данного государства».
Авторы учебного пособия «Свободные экономические зоны» В. Игнатов и В.
Бутов дают свое определение этих экономических формирований: «Свободные
экономические зоны — ограниченные территории, морские и авиационные порты, в
которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных
предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических,
социальных, научно-технических и научно-технологических задач».
В широком смысле определения СЭЗ дали московские ученые-экономисты Т.П.
Данько и З.М. Округ. «Под СЭЗ, - утверждают они -понимается суверенная
территория государства (государств), являющаяся составной частью
хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство
и распределение общественного продукта для достижения определенной и
конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием
специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений
производства и распределения, способных к диффузионному расширению ее границ».
Поясняя столь пространное-определение, авторы
подчеркнули, что СЭЗ всегда остается под юрисдикцией государства, ее территорией,
никогда не пользующейся правом экстерриториальности. СЭЗ им видится как
«искусственно созданное государством «вкрапление» в национальную экономическую
среду и экономически значительно отличающееся от нее». Такое
определение СЭЗ воплотило в себе территориальный суверенитет, экономическую
комплексность, распределительные отношения расширенного воспроизводства, цели и
специальный механизм регулирования. Последний не раскрывает сущностью содержание
механизма управления СЭЗ. Что включает в себя этот специальный механизм
регулирования?
Он, видимо, предполагает систему преференций национальным и зарубежным
инвесторам, соответствующий управленческий набор где больше рынка и меньше
государства и т. д. Но это не конкретизируется в определении СЭЗ. Сказано
слишком общо.
В плане конкретности формулировки можно сослаться на «Большой
экономический словарь», который определяет СЭЗ как ограниченную часть
национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные
экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы
таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что
создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного
капитала.
В этом определении не только указывается на особые льготные
экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей, но и
конкретизируются важнейшие льготы СЭЗ. Однако это определение не полно отражает
содержание механизма управления функционирования СЭЗ.
Некоторые экономисты определяют СЭЗ
как инструмент селективного сокращения масштабов государственного
вмешательства в экономические процессы. Такая формулировка включает широкий
спектр различных институциональных явлений, связанных с действием
преференциального режима хозяйствования. И СЭЗ определяется не как
географическая территория, а как часть национального экономического пространства,
где применяется определенная система льгот и стимулов, не используемых в других
его частях. Свободные экономические зоны как нам представляется, это часть
национального экономического пространства, где для местных и зарубежных
предпринимателей создается такая система льгот стимулов, которая на основе
новейших технологий позволяет создавать приоритетные отрасли экономики,
способные обеспечить производство высококачественной товарной продукции на
мировой успешное развитие социально-экономической жизни регионов базирования.
При этом деловая жизнь зоны управляет рыночных отношений в сочетании с
частичной ререгулирующей ролью государства.
Данное определение просто и четко отражает место,
условия, цели и механизм управления СЭЗ, раскрывает сущность и назначения основных,
наиболее совершенных типов СЭЗ, использующих новейшую технологию и выпускающих
экспортную продукцию. Такие зоны сочетают и производство, и реализацию готовых
изделий. Вырученная валюта становится источником расширенного воспроизводства,
увеличения рабочих мест и укрепления экономического потенциала региона, на
территории которого функционирует СЭЗ.
Приведенное в тексте определение СЭЗ отражает
многовекторность этих экономических структур.
Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны
используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие -
с целью привлечь иностранную технологию. Великобритания, например, начиная с
1981 года стала создавать свободные аэропорты (в Ливерпуле, Бирмингеме,
Кардиффе, Саусантоне, Престрихе и Белфасте) с целью расширения возможностей
занятости, привлечения деятельности, способной активизировать экономическую
конъюнктуру на национальном уровне. Постсоциалистические страны в СЭЗ
апробируют элементы рыночного механизма хозяйствования. В США, согласно закону
1934 г., зоны должны были содействовать и поощрять иностранную торговлю путем
освобождения зарубежных товаров от пошлин при ввозе в Соединенные Штаты».
Как видим, достаточно и нескольких примеров, чтобы
убедиться в различии целей создания СЭЗ. Однако, несмотря на различия этих
целей, они имеют и некоторую общность, в рамках которой можно выделить
экономические, социальные и научно-технические цели.
Экономические:
ü более глубокое включение национального рынка в
мировую систему хозяйства;
ü привлечение иностранных и национальных
инвестиций для развития высокорентабельного производства;
ü использование преимуществ международного
разделения труда для расширения выпуска экспортной продукций;
ü увеличение валютных поступлений в бюджет
страны.
ü Социальные:
ü комплексное развитие отсталых регионов;
ü увеличение количества рабочих мест и
обеспечение занятости населения:
ü обучение и подготовка квалифицированных
национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;
ü насыщение национального рынка
высококачественными товарами.
Научно-технические:
-
использование новейших
зарубежных и отечественных технологий;
-
приобщение к новым формам
управленческого труда;
-
привлечение опыта и
научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров
-
повышение эффективности
используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных
комплексов.
Все эти и другие цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой
системе условий, созааваемых, для зарубежных инвесторов принимающей страной. В
этом плане назовем наиболее важные условия для нормального функционирования
СЭЗ:
ü политическая стабильность в стране создает
общий благоприятный инвестиционный климат. Она как показала практика, бывает
решающей в привлечении зарубежных инвестиций:
ü наличие хорошо разработанной законодательной
базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных
инвесторов:
ü наличие развитой инфраструктуры
(производственной и коммерческой);
ü очень важным условием является
природно-географическая среда;
ü благоприятная экономическая конъюнктура -
притягательная сила для любого инвестора;
Важнейшим стимулятором для развития
СЭЗ является и система льгот инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал
заинтересованно изучают предоставляемые им условия льгот.
Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют
свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот,
устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с
реализуемыми на ее территории программами и проектами. Однако в экономической
литературе называют четыре основные группы льгот:
фискальные льготы, стимулирующие развитие определенных видов
предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к
уровню налоговых ставок, В их сфере находятся вопросы постоянного или
временного освобождения от налогообложения предпринимателей;
финансовые льготы в виде установления низких цен за пользование
землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными
услугами. Финансовые льготы - это и предоставление различных форм субсидий за
счет бюджетных средств, и преференциальных государственных кредитов;
административные льготы обычно предоставляются администрацией СЭЗ с тем,
чтобы упростить режим процедур регистрации предприятий, въезда и выезда
иностранных граждан и оказания различных услуг. Простота административных процедур
всегда положительно оценивается инвестором, а порой бывает решающей в
привлечении в зону иностранного капитала;
внешнеторговые льготы. Они в основном связаны с введением упрошенного
порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со снижением или отменой
экспортно-импортных пошлин.
Все указанные льготы, как показала мировая практика, могу применяться в
самых различных комбинациях, однако и они не
всегда являются решающим стимулом привлечения иностранной капитала.
Классификация СЭЗ- это не просто перечисление их с
краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и
функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования
простейших экономических зон в более совершенные. Это вечно изменяющееся
содержание экономических структур, получивших название экономических зон. В
длинном ряду названий многочисленных типов СЭЗ отражается история эпох,
закономерно сменяющих друг друга в порядке следования их этапов по восходящей.
Таким образом, СЭЗ - это не что-то данное однажды и застывшее. Это
вечно развивающиеся и совершенствующиеся экономические структуры. Они ярко
отражают эпоху глубокой древности, промышленный переворот и научно-техническую
революцию. Последняя, как известно породила такие типы СЭЗ, как технополисы,
инновационные центры, технопарки и т.д. Самые новейшие типы -информационные
зоны, возникшие на финише XX века. Они прокладывают путь в третье тысячелетие.
Им принадлежит большое будущее.
Давая краткую характеристику типов свободных экономических зон, будем
следовать их закономерным путем возникновения, становления, путем их
эволюционного развития, прошедшего сквозь толщу веков (см. схему 1).
Самыми древними, а значит, и самыми
простейшими являются складские и транзитные зоны. Они возникли на заре
нарождающихся международных экономических связей. Им было суждено стать
отправной точкой, с которой началась первая стадия в эволюции развития
свободных экономических зон. Характеризуя складские и транзитные зоны,
американские ученые М. Фразье и Р. Рэн подчеркивают «Это самый древний тип
зон, дающих возможность фирмам складировать проверять, упаковывать,
маркировать и перегружать
|
товары в условиях освобождения их от таможенных пошлин
и других правительственных сборов. Со времен финикийцев, греков и римлян
правительства привлекали торговлю, проводя такую политику государственного
невмешательства на выбранных территориях. Ганзейский союз свободных, зон
подтолкнул Север Европы к выводу из тьмы средних веков».
Можно согласиться с М. Фразье и Р. Рэном: Ганза в эпоху своего
расцвета действительно оказала большое влияние на развитие самых простейших
экономических зон в Европе. Летопись сохранила схему размещения складских и
транзитных зон на водных путях и архитектуру складских помещений того времени.
(См. карту-схему ганзейского союза стр. 18).
Секретом ганзейского процветания была дешевизна массовых перевозок. По
сей день работает вырытый крепостными графа Лауэбергского еще между 1391 и 1398
годами Эльба-Любекский канал, правда, в настоящее время углубленный и
расширенный. В свое время он пришел на смену старому тележному пути из Любека в
Гамбург, что впервые и сделало экономически выгодными перевозки сыпучих и
других массовых грузов из Восточной Европы в Западную. Так в ганзейскую эру по
каналу доставлялись восточноевропейские продукты питания и сырье - польское
зерно и мука, сельдь прибалтийских рыбаков, шведский лес и железо, русский
свечной воск и меха. А навстречу им - соль, добываемая под Люнебургом, рейнское
вино и гончарные изделия, кипы льняных и шерстяных тканей из Англии и
Нидерландов. Ганзейские парусники сновали вплоть до Лиссабона на западе и
Ревеля (Таллинна) на востоке. В конце XV века общая грузоподъемность всех
судов Ганзейского союза уже превышала 60 тыс. тонн.
В старых грамотах содержатся сведения о том, что из
Любека в Берген ежегодно совершали плавание не менее двадцати судов. Тут их
встречали и представители ганзейской «конторы», которые уже знали спрос на
привезенное добро и держали на складах готовый товар для обратного странствия.
Говоря о Любеке, который ЮНЕСКО провозгласила объектом мирового наследия,
летопись повествует: «Размещались здесь ганзейцы около самой гавани в трех
десятках вытянувшихся вдоль воды трехэтажных домах, состоявших под охраной
сторожевых псов. В каждом таком доме - целый лабиринт складов, конторских
комнат, помещений, для лебедки и ворота, а надлежащим образом в целях обеспечения
таможенного контроля, а при необходимости - оборудовано двойными запорами и
устройствами, одно из которых должно находиться в ведении таможенного органа
Республики Беларусь.
Современными разновидностями беспошлинных торговых и складских зон,
относящихся к простейшим, являются свободные таможенные зоны (СТЗ). Они
создаются для активизации внешнеэкономической деятельности.
Это один из первых и наиболее распространенный тип свободных
экономических зон, которые могли создаваться в портах. Первая древнейшая
портовая таможенная свободная зона. как утверждают ученые, была создана на
острове Делос. Подобные зоны способствовали становлению и развитию таких
ведущих торговых центров, как Гибралтар, Венеция и Генуя. Позже аналогичные
структуры появились в Сингапуре, Гонконге, Адене и Других регионах. Этот тип
зон называют еще специальными или беспошлинными таможенными зонами и даже
свободными таможенными территориями, и они являются наиболее распространенными
теперь. Эти зоны; как правило, создаются в морских и речных портах, в воздушных
гаванях и на транспортных магистралях, а также в отдельных промышленных
районах для доработки экспортируемых промышленных изделий, разгрузки, погрузки
и перевалки импортных товаров, складирования товаров, не прошедших таможенный
досмотр. СТЗ занимаются снабжением судов и других транспортных средств в морских,
речных и воздушных портах.
Преференциальный режим в свободных таможенных зонах основан на отмене
(смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами;
поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее. При поставках товаров из зоны
на территорию страны базирования взимается импортная пошлина. Поощряется
развитие сектора финансовых услуг (кредитование, страхование внешнеторговой
деятельности и т,д.). В эту сферу привлекаются также спальни, где за скользящей
в пазах дверью высились двухэтажные нары, на которых отдыхали подмастерья».
Складские свободные зоны, зародившиеся в глубокой древности продолжают
функционировать и сегодня. Они надежно несут свою эстафету в XXI век. Свободный
склад - вечный спутник мирового рынка. Он прочно и надолго вошел в
таможенные Кодексы практически всех государств мира. В этом ряду и Республика
Беларусь, новый Таможенный Кодекс которой гласит: «Свободный склад - таможенный
режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в
соответствующих помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин и налогов,
а также без применения к указанным товарам мер экономической политики...». В
свободных складах допускается совершение производственных и иных коммерческих
операций с товарами, исключая их розничную продажу.
Владельцами свободных складов могут быть исключительно юридические лица-резиденты
Республики Беларусь. «Помещение или иное место, предназначенное для учреждения
свободного склада, - говорится в Таможенном Кодексе РБ, - должно быть
обустроено иностранные инвестиции, в ней могут создаваться валютные и товарные
биржи, торгово-выставочные центры и т.п.
Следовательно, СТЗ - это особые беспошлинные торговые и складские зоны,
которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового
режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Они
обслуживают как торговый оборот страны размещения, так и международные
транзитные операции.
Однако в последнее время в структуре товарообмена наблюдаются сдвиги в
сторону развития кооперационных связей, внутрифирменных поставок, расширение
торговли технологиями. Материалоемкость торговли снижается. Имеются изменения и
в способе транспортировок грузов. Контейнерная перевозка и пакетирование
грузов стали более приемлемыми, а СТЗ все больше превращаются в перевалочные
базы, в которых не всегда нуждаются значительные грузопотоки. В результате
многие СТЗ, наряду с сохранением традиционной специализации в области
внешнеторговых и финансовых услуг, переходят к развитию отраслей экспортного
производства.
Несмотря на древность свободных таможенных зон, они широко
функционируют в системе современного мирового рынка, в том числе и в странах
СНГ. Таможенный Кодекс Республики Беларусь 1998 г. определяет такую
экономическую структуру так: «Свободная таможенная зона - таможенный режим,
при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих
территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных
пошлин и налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической
политики, а отечественные товары размещаются и используются на условиях,
применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке,
определяемом Кодексом».
В свободных таможенных зонах, говорится в
Кодексе, допускается совершение производственных и иных коммерческих операций
с товарами, исключая их розничную продажу, при условии соблюдения положений
закона. Товары могут находиться в свободных таможенных зонах без ограничения
сроков. При ввозе товаров с территории свободных таможенных зон на
остальную часть таможенной территории Республики Беларусь и при вывозе
товаров с территории свободных таможенных зон за пределы Республики Беларусь
таможенные пошлины и налоги взимаются и меры экономической политики
применяются в зависимости от происхождения товаров.
Зоны свободной торговли
(The zones of the free trade)
Зоны свободной торговли - это бойкие «коммерческие центры»,
деятельность которых должна ускорять товарооборот и стимулировать внешнюю
торговлю. Старейшими зонами свободной торговли (ЗСТ) являются немецкие, созданные
в свободных городах Гамбург и Бремен в XIX веке. Более 60 лет функционируют
зоны свободной торговли и в США.
ЗСТ представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются
вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон
понимается освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт,
других видов финансового контроля. Товарная продукция, ввозимая в зону
свободной торговли, не декларируется, но таможенная администрация имеет право
организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза контрабанды и
запрещенных товаров.
Национальные изделия и иностранные товары, оплаченные пошлиной,
ввозимые в ЗСТ, принято считать экспортом с таможенной территории принимающей
страны. После ввоза в зону на те же национальные и зарубежные товары
распространяются все имеющиеся в зоне экспортные стимуляторы, включая
налоговые скидки, налоговые премии, возврат сделанных ранее платежей и др..
Товарная продукция иностранного производства, ввезенная в зону
свободной торговли для потребления и использования в пределах ее границ,
считается импортом и облагается таможенными пошлинами и налогами на импорт.
Товары, которые вывозятся из зоны для использования в принимающем государстве
также облагаются таможенными пошлинами и налогами на импорт на тех же
условиях, что и подобные товары, произведенные непосредственно в ЗСТ.
Зоны свободной торговли, как правило, располагают
емкостями складских помещений и осуществляют складирование, сортировку
упаковку, маркировку и выборочный контроль качества хранимых товаров. Товары,
хранящиеся в зоне, могут находиться там неограниченное время. Плата за их
хранение зависит от продолжительности времени и типа хранилища, включая и страховые
взносы,
Наибольшее распространение зоны свободной торговли получили в
Соединенных Штатах Америки. В этой великой и богатой стране насчитывается 218
ЗСТ, функционирующих практически во всех штатах. Их создание связано с «Новым
курсом» президента Рузвельта, когда изданный в 1934 г. «Акт о зонах свободной торговли»
требовал поощрять торговлю, ускорять товарооборот и сокращать торговые
издержки Закон предусматривал: «при каждом официальном порте прибытия может
быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона».
Ныне к числу ЗСТ относятся и магазины «Duty Free»
или магазины беспошлинной торговли. С точки зрения финансового режима они
рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Здесь
действует таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным
контролем, без взимания таможенной пошлины и налогов, без применения мер экономической
политики. Магазины «Дьюти Фри» должны располагаться за линией таможенного
контроля в международных аэропортах, морских и речных гаванях, автомобильных
пунктах пропуска и международных вокзалах. Продавать товар в этих магазинах
разрешается в розницу и только физическим лицам, выезжающим за границу.
Теперь к СТЗ относят также и традиционные свободные гавани и порты с
льготным торговым режимом.
Итак, ЗСТ представляют собой компактные территориальные образования,
выведенные за пределы контроля национальной таможенной территории и
специализируюшиеся на операциях по складированию и обработке ввезенных товаров
в соответствии с условиями внутреннего рынка страны сбыта (упаковка,
маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т.п.). В некоторых
случаях в ЗСТ производится сборка изделий из местных или иностранных деталей
либо даже выпуск отдельных видов продукции.
Деятельность и функциональная специфика ЗСТ подразделяется на:
v транзитные свободные порты;
v свободные таможенные зоны;
v торгово-производственные зоны.
Зоны
свободной торговли создаются в интересах расширения экспорта и поощрения
инвестиций из-за рубежа, а также стимулирования экономического развития
регионов и стран. Как показала практика, ЗСТ играют важнейшую роль в
международной торговле и в инвестиционной политике.
Этот тип свободных экономических зон уже названные нами
ученые Марк Фразье и Ричард Рэн относят к зонам, сформировавшимся на второй
стадии эволюционного развития. По их словам, 75% деятельности ЭПЗ во всем мире
приходится на фирмы, производящие одежду и электронику. Они также ведут
переработку сельскохозяйственного сырья, изготовляют мебель, шьют обувь, производят
спортивные, хозяйственные товары и фармацевтику.
Этот тип зон называют еще «зонами экспортной
переработки» или «специальными зонами поощрения экспорта». Они представляют
собой анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной
неподалеку от международных портов.
ЭПЗ возникают в ответ на изменения стратегии экономического развития
Запада: переход от импортозамещения к экспортно-ориентируемому росту. В этой
стратегии не последнюю роль должны были сыграть и привлеченные иностранные
инвестиции в экспортное производство. В результате правительства многих
государств поощряли иностранных инвесторов многими льготами, включая низкие
тарифы на арендуемую землю и инфраструктуру, снижение или даже полная отмена
таможенных пошлин, освобождение на несколько лет от уплаты подоходного налога,
получение у государства льготных кредитов, право неограниченного перевода
прибылей, свободная купля-продажа иностранной валюты по текущему курсу.
Предприниматели ЭПЗ вознаграждаются и за использование местного сырья и
залоставку товаров на внутренний рынок принимающей страны. Применяемый метод
ускоренной амортизации позволяет инвесторам списывать оборудование в
кратчайшие сроки:
в одних странах это делается в первый год
функционирования фирмы, в других - в течение 2-3-х лет.
В целях поддержания конкурентных преимуществ дешевизны
рабочей силы в ЭПЗ обычно вводится особый режим регулирования трудовых
отношений (запрет деятельности профсоюзов, освобождение предпринимателей от
уплаты взносов в фонды социального страхования и т..
п.).
Результативность целого каскада этих льгот выражается в том, что власти
многих государств обеспечили в ЭПЗ развитие приоритетных отраслей экономики, а
также серьезно активизировали хозяйственную жизнь в депрессивных регионах и
смогли оказать значительное влияние на всю национальную экономику. Иллюстрацией
последнего может служить Ирландия, создавшая первую в послевоенной Европе
экспортно-производственную зону «Шэннон». Эту страну называют «европейским
тигром», ежегодный прирост ВВП достигает 6,5-7,2%. Это самый высокий
экономический рост в Европе. Теперь на «зеленом острове» работает 1700
зарубежных фирм, главным образом, британских, германских и американских.
Экспортно-производственные зоны в масштабе мировой системы хозяйства
приобретают некоторые национальные и региональные особенности, отражающиеся
даже в названии зон: в Великобритании, например, называются
предпринимательскими, в Китае - специальными, экономическими, в США - зонами
свободного предпринимательства и т.д. Однако природа ЭПЗ, их структура и
экспортная направленность не изменяется. Все они, независимо от их
наименования, используют опыт экспортно-производственной зоны «Шэннон» и
являются генераторами развития национальных экономик. «Шэннон» стал вехой в
истории свободных зон. С тех пор, утверждают аналитики. ЭПЗ добились исключительного
успеха, они распространились на весь мир. Мировая экономическая система имеет
«капиллярность», по которой активно распространяются все достижения
хозяйственной жизни.
В конце 70-х - начале 80-х годов экспортно-производственные зоны начали
функционировать в Таиланде, Бангладеш, Шри-Ланке, Пакистане и других странах. В
1990 г. число свободных экспортно-производственных зон в развивающихся странах
превысило 260. Весьма успешно реализовали политику экспортной ориентации новые
индустриальные страны. Это обусловило сдвиги в Международном разделении труда.
Новые индустриальные страны переходят на более технологически емкую продукцию,
а трудоинтенсивные отрасли перемешаются оттуда в страны с более дешевыми трудовыми
ресурсами.
Свободная экспортно-производственная зона имеет
многоцелевую левую направленность. Ее макроэкономические эффекты подразделяются
на прямые и косвенные. Первые отражают соотношение чистых доходов от
деятельности иностранных, фирм в зоне в виде прироста экспортных поступлений,
занятости, объема привлеченных инвестиций и затрат принимающей страны на инфраструктуру.
Вторые - косвенные отражатели степени воздействия зоны на национальную
экономику, новых технологий, установления связей с национальными
субпоставшиками, роста числа рабочих мест и уровня доходов в экономике страны
в целом. Эффективность ЭПЗ обусловлена рядом слагаемых: активности инвестиционной
политики принимающей страны, географического положения, состояния
инфраструктуры, экономической и политической стабильности и конъюнктуры
внутреннего и внешнего рынков.
Страницы: 1, 2
|