бесплатные рефераты

Свободные экономические зоны в мировой экономике


Комплексные зоны  (The complex zones)

Богатая мировая практика показала, что приоритет стал посте­пенно смещаться в сторону создания комплексных СЭЗ, соединяю­щих в себе несколько функций, перед которыми ставится сразу не­сколько задач.

Эти зоны обладают практически всеми чертами уже отмечае­мых типов зон. Они, по словам М. Фразье и Р. Рэна, берут свое начало в свободных портах Гонконга и Сингапура, которые, в свою очередь, восходят к складским и торговым центрам XIX века. Сле­дуя логике эволюционного развития свободных зон, можно ска­зать, что комплексные зоны представляют собой самые современ­ные формы. В них сочетаются торговые, таможенные, производ­ственные и научно-исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов. Комплексные зоны предполагают совместное предприниматель­ство. Такие предпринимательские зоны с конца 80-х начали со­здаваться в США, в Великобритании и др. Это зоны многоотрас­левого назначения.

Комплексные зоны характерны и для Китая. «Шэньнжэнь» -одна из таких зон, занимающая территорию в 327,5 км2, где созданы 5 ад­министративных районов, 4 промышленных, построены три прича­ла, электростанция, объекты водоснабжения, жилые кварталы, торговый центр, туристские, культурные и учебные центры. В экономику зоны за первые 14 лет вложено 120 млрд, юаней, в том числе 20% вложили инвесторы 80 стран мира, с которыми построено свыше 10 тыс. совместных предприятий. В зоне действуют 30 отделений пред­ставительств зарубежных банков и финансовых организаций.

Комплексная зона «Шэньнжэнь» имеет более 100 производствен­ных предприятий и сбытовых баз в более чем 20 государствах мира. В результате она стала связующим звеном между экономикой внутрен­них районов Китая и поставкой их продукции на зарубежный рынок.

«Шэньчжэнь» экспортирует электронику и электроприборы, контейнеры и яхты, технический кислород и различные красители,  мебель, алюминиевый прокат и т.д. - всего 220 наименований то­варной продукции. Такой широкий ассортимент товарной продук­ции говорит о многопрофильное™ производств комплексной зоны, о ее многоотраслевом назначении.

К комплексным зонам относится и бразильская зона «Манаус». Она функционирует с 1967 года, когда в бразильской Амазонии на площади 3,6 млн. км был выделен «промышленный округ свобод­ной зоны «Манаус». С тех постепенно складывался уникаль­ный хозяйственный комплекс, в 30 отраслях которого функциони­рует 600 промышленных предприятий с общей численностью заня­тых 80 тыс. человек.

 В последние двадцать лет стали функционировать разновидно­сти комплексных зон - «предпринимательские зоны», расположен­ные в депрессивных районах, например, в угольных бассейнах Ве­ликобритании - Йоркшир и Мидленд. Предпринимательская зона, как правило, ориентируется на оживление хозяйственной деятель­ности в экономически отсталых районах посредством предоставле­ния частным предпринимателям финансово-кредитных и налого­вых льгот. С конца 80-х годов-такие предпринимательские структу­ры стали активно создаваться в США. Теперь в этой стране более 60 предпринимательских зон работают в условиях финансово-кре­дитных и налоговых льгот. Большинство из них созданы в районах, которые длительное время переживали экономический спад и воз­растающую безработицу; Льготы этих-зон, их уровень находятся в прямой зависимости от количества рабочих мест, предоставляемых в пользу безработных. За каждое новое рабочее место для незаня­тых местных жителей предприниматели зоны получают налоговую скидку в размере 500 долларов. За каждые 200 новых рабочих мест, созданных для безработных американцев в депрессивных районах, предприятия зоны освобождаются от 5-процентного налога на про­дажи и платы за используемые энергоносители.


Свободные научно-технические зоны (The free scientific-technical zones)

Научно-технические формирования - новейшие типы свобод­ных зон. Своим становлением и развитием они обязаны научно-тех­нической революции. В индустриально развитых странах такие зоны считаются перспективным механизмом для передачи научных «ноу-хау» из университетов и исследовательских лабораторий в иннова­ционные производства.

Свободные научно-технические зоны называют технополисами или технопарками. Под технологическими парками понимается такой комплекс-промышленных сооружений и объектов услуг, ко­торый способен обеспечивать субъектам предпринимательства ус­ловия, необходимые для производства современной конкурентос­пособной продукции и применении новейших технологий, отвеча­ющих требованиям современного мирового рынка. Технопарк, по словам московского профессора А.О. Блинова, - это эффективный механизм генерации предпринимательских структур в научно-тех­нической сфере, механизм соединения научной и инновационной деятельности, механизм интеграции науки, производства, финан­совых структур и органов власти. Технопарки называют важней­шими факторами становления и развития малого бизнеса.

Если в экспортно-производственных зонах создается в основ­ном крупносерийное, трудоемкое производство, то в технологичес­ких парках ведется разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров, осуществляется экспериментальное малосе­рийное производство. Обычно такие зоны формируются вокруг на­учных центров, университетов, экспериментальных баз, лабораторий опытных заводов или наукоемких предприятий.

Первый в мире научно-технический парк появился в Соединен­ных Штатах при Стэндфордском университете в начале 1950 г. К концу 90-х годов в этой стране уже насчитывалось более 170 науч­но-технологических парков, занимаемая площадь которых исчис­ляется от 60 до 2600 гектаров.

В Европе научно-технологические парки стали возникать в конце 70-х годов сначала в Великобритании, затем в Бельгии и Франции. В Германии такие структуры начали появляться лишь с 1983 года, их развитие шло очень быстро: Если в 1989 г. их количество превы­шало 70, то в 1995 г. - более 120. Германские технопарки, как и английские, ориентируются на создание малых наукоемких фирм. Во Франции около 30 технопарков. Их в этой европейской-стране называют мини-питомниками: Они представляют собой Техничес­ки хорошо оснащенные организации, укомплектованные квалифи­цированными специалистами, которые помогают желающим начать свое дело, консультируют их при разработке бизнес-плана, содей­ствуют поиску необходимых кадров.

Весьма важное значение технопаркам придает Европейский союз. В них видят инструмент, который способствует выравнива­нию структурного дисбаланса стран ЕС. технопарки рассматрива­ются как механизм создания необходимого инновационного клима­та, укрепления науки с производством.

Принципы и цели европейского технологического сообщества были конкретизированы на Маастрихтской конференции. «Сообще­ство, - говорится в 130 статье Договора о ЕС, - ставит целью укре­пить научную и технологическую базу европейской промышленно­сти и поднять ее конкурентоспособность на мировом рынке. Сооб­щество, - как написано в договоре, - поощряет усилия предприятий на всей территории, включая малые и средние фирмы, исследо­вательские центры и университеты, в сфере научных исследований и высоких технологий, оно поддерживает их усилия».

В Японии технопарки называют технополисами. С их помощью Страна Восходящего Солнца намерена реализовывать свыше 30 на­циональных программ и разработок. Первые продукты этих проек­тов уже достигли США, куда японцы продают волоконную оптику,  мобильные телефонные системы, приемники спутникового веща­ния и оборудование для видеосвязи. К началу нового столетия япон­ские технополисы намерены стать главными центрами науки и тех­нологий XXI века. «Они, по словам американского ученого Ш. Тацумо, будут инкубаторами не только новых продуктов и техноло­гий, но также новых идея, услуг и стилей жизни».

Из индустриально-развитых государств технопарки шагнули развивающиеся страны - Бразилию, Индию, Китай и многие дру­гие молодые национальные государства. Уже в 1998г. в мире насчи­тывалось более 400 технопарков. Они могут создаваться на специ­ально организованной территории. Один из крупнейших в Азии технопарк в г. Синджу (Тайвань), например, расположен на аренду­емой площади в 380 гектаров. Его специализация - создание сис­тем связи, компьютеров и медицинского оборудования. В нем рабо­тает 135 компаний с общим штатом занятых в 4 тысячи человек. Технопарк располагает комплексом жилищного фонда, детским са­дом, школой, где обучение ведется на китайском и английском язы­ках. На территории зоны имеется также и зона отдыха. Очень важ­но и то, что в зоне царит атмосфера творческой свободы.

По роду деятельности и конечному результату технопарки мо­гут быть научными (продукт деятельности - результаты фундамен­тальных исследований), научно-исследовательскими (продукт -НИОКР, опытные образцы, малые серии изделий), научно-техни­ческими и технологическими (исследование и разработка, серий­ное производство наукоемкой продукции с использованием высших технологий).

Специфика преференций технопарков по сравнению, напри­мер, с экспортно-производственными зонами, отличается тем, что делается акцент на поощрение малого венчурного бизнеса. Налоговые, таможенные, кредитные льготы призваны облегчать деятельность фирм на первоначальных, наиболее рискованных стадиях деятельности. Вводятся специальные упрошенные про­цедуры регистрации компаний, создаются административные структуры, занимающиеся организационными проблемами ма­лых фирм. Приток крупных капиталов извне, создание в технопарках инвестиционных фондов, финансирующих усилия мно­гих небольших фирм. призваны способствовать эффективной пе­редаче технологических наработок для массового промышлен­ного освоения. На льготных началах предоставляются сотрудни­кам фирм консультации ведущих ученых, аппаратура, библиотеч­ные фонды университетов. Участвуя в совместных коммерчес­ких проектах, университеты имеют существенный источник до­ходов, средство обеспечения занятости студентов-выпускников. Научным работникам в зонах создаются максимально комфорт­ные условия жизни. Так в практической жизни реализуется сотрудничество науки с производством,                

Технопарки регистрируются в качестве юридического лица. Они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организа­циями. Учреждаются они в любой не запрещенной законодатель­ством организационной форме. Учредителями могут быть юриди­ческие и физические лица в соответствии с действующим законо­дательством той или иной страны.

Технопарки ныне имеют множество организационных форм, Такое разнообразие диктуется целями, деятельностью и потреб­ностями регионов. Назовем важнейшие организационные фор­мы технопарков:

1. Научный парк (Science park)

Он, как правило, учреждается вблизи университетов, научно-ис­следовательских центров. Основной задачей такого формирования является развитие и применение объектов исследования. Производ­ством непосредственно он не занимается

2. Инновационный центр (Innovation centre)         

- Главной задачей такого центра является поддержка (консульта­ции по вопросам исследований, технологий, финансам и коммер­ческой деятельности) предпринимателей, территориально работа­ющих вне центра, но занимающихся производством и реализацией новых технологий, представляющих собой на рынке относительно большой риск.

3. Коммерческий парк (Commercial park)     

Коммерческий парк занимается производством, различного рода коммерческой деятельностью, а также административными рабо­тами, организацией выставок, упаковкой и реализацией готовой продукции. Такой структуре не требуется близкое расположение научно-исследовательских институтов.

4. Технологический полюс (Telmoloev polus)

Представляет собой территорию, где налицо стратегически важ­ные факторы инновационных процессов: высококвалифицирован­ная рабочая сила, деятельность по фундаментальным и приклад­ным исследованиям, несколько объектов по инкубаторским услугам и банки или аналогичные учреждения, субсидирующие инновации

С 1992 г. существует такой полюс в Болонье, учрежденный городом, провинциями и частными предприятиями.

5. Технологический округ (Tehnology zircum)

Эта структура включает уже отмеченный полюс плюс развитый промышленный округ и минимально один парк научного характе­ра. В 1996 году таким округом объявлен город Турин - центр инду­стриального севера Италии.

6. Промышленный парк (The industry park)

Промышленным парком обычно называют неспецифическое территориальное сосредоточение предприятий, которые не харак­теризуются общностью. Предлагая выгодные условия для их раз­мещения (транспортная привязка, арендная плата, налоговые льго­ты и т.д.), государство оказывает поддержку производителям, раз­мещаемым в регионах со слабой структурой. Сроки их размещения в промышленных парках, как правило, не ограничиваются.

7.Бизнес-инкубатор (Tliebusiness-incubator)

Бизнес-инкубатор, в отличие от промышленного парка, призван улучшить условия для роста и выживания вновь созданных пред­приятий и представляет в их распоряжение комплекс зданий мо­дульного типа за выгодную арендную плату, а также общие услуги (телефакс, компьютер, коммуникации и т.д.), оказывает поддержку менеджменту. Принятие новых членов в бизнес-инкубатор связано в большинстве случаев с наличием определенных условий (например, открытие нового предприятия, вероятность выживания). По истечении определенного времени предприятия должны покинуть бизнес-инкубатор, чтобы уступить место новым претендентам.

8. Научно-технический парк (Science-tehnologypark)


Научно-технический парк представляет собой территориальное ( как правило, подрегиональное) сосредоточение ориентированных на современные технологии предприятий, которые приобретают характер парка в силу государственного и ландшафтного оформле­ния. Технологический парк должен быть не только местом произ­водства и научных исследований, но и местом для жизни работаю­щих (единство проживания и работы, концепция «коротких путей»). Время нахождения в технологическом парке в большинстве случа­ев не ограничено.

Функциональная специфика технопарков различается по стра­нам: если во Франции уже отмечаемые мини-питомники ориенти­рованы на опеку малого бизнеса, то в Германии они делают акцент на создание малых наукоемких фирм. передаче технологий в про­мышленность, обмен технологиями между фирмами, включая действуюшие в пределах самого технопарка. Аналогичная организа­ция работы технопарков и в Англии.

Широкая распространенность технологических парков, большое разнообразие их организационных форм объясняется тем, что технопарки способствуют осуществлению одновременно разных ин­тересов в регионах с различными данными. А это не только распро­странение и внедрение новых достижений науки и техники. Технопарки решают задачи, связанные с перестройкой промышленных структур, мобилизацией местных, ресурсов и скрытых возможностей отсталых регионов, строгих экологических требований, производства конкурентоспособной продукции и многие другие.     Технопарки обеспечивают условия для реализации всех стадий  инновационного процесса от разработки и экспертизы новшества  до выпуска образца товарного продукта и его реализации. Они могут быть центрами обучения предпринимателей, технологического У трансферта, а также местом сервисной службы по оказанию широкого спектра услуг.

   Структура управления технопарка определяется профилем его деятельности. Организационная структура имеет два уровня: оперативный и стратегический. Последний включает в себя совет директоров и экспертный совет. Высшим органом управления технопарка как акционерного общества закрытого типа в период между собраниями акционеров является совет директоров. В него входят представители учредителей технопарка, которые определяют его долгосрочную стратегию.

Оперативный уровень представлен исполнительной дирекцией технопарка, осуществляющей непосредственное управление и вы­рабатывающей краткосрочную стратегию развития этой структуры. Исполнительная дирекция включает в себя генерального директо­ра, финансового директора и менеджера по проектам. Он же и за­меститель генерального директора.

В функцию исполнительной дирекции входит: координация де­ятельности всех подразделений парка; непосредственная связь с фирмами парка; на основе полученной информации помощь в ре­шении их текущих проблем; контроль за выполнением фирмами арендных, финансовых, трудовых и экологических обязательств.

При исполнительной дирекции может функционировать ряд служб, которые занимаются вопросами обучения предпринимате­лей, сервиса, выставок и технологического трансферта (передача технологий из науки в производство).

Высшим научно-методическим органом управления технопар­ка является экспертный совет, который формируется советом ди­ректоров из ведущих ученых. Совет занимается вопросами экспер­тизы и отбором научно-технических проектов, дает рекомендации по проблемам развития технопарка.

Этими управленческими структурами определяются програм­мы деятельности научных парков, их тактика и стратегия.


Интернациональные зоны (The international zones)

Этот тип зон возник сравнительно недавно. Ему предшество­вало региональное экономическое сотрудничество сопредельных стран. Нельзя не заметить, что параллельно с процессом глобали­зации в мировой экономике идет процесс его регионализации. Тенденция к созданию региональных экономических структур яв­ляется доминирующей характеристикой нынешней мировой сис­темы хозяйства. Европейский союз как интернациональная эко­номическая зона начинает процесс своего расширения и ожида­ется, что в перспективе в него вольются переходные экономики стран Центральной и Восточной Европы.

Новым важным элементом мировой экономики стало Соглаше­ние о Североамериканской зоне свободной торговли между США, Канадой и Мексикой. Страны Азиатско-тихоокеанского региона к началу XXI века намерены в рамках единого Таможенного союза снять пошлинные барьеры и стать единой торговой зоной, в кото­рую войдет более полутора десятков стран Восточной и Юго-Вос­точной Азии.

Ныне, в преддверии XXI века, в мире действует 85 региональ­ных торговых и экономических соглашений. Однако реальные ин­теграционные процессы имеют место лишь в Западной Европе (Ев­ропейский союз) и Северной Америке (Нафта). Они являются ин­тернациональными зонами. В большинстве регионов Африки реги­ональное сотрудничество не может пока дать существенного эф­фекта. пока страны-участницы не достигнут определенной техни­ко-экономической и правовой зрелости.

Таким образом, региональная интеграция, идущая рядом с про­цессом глобализации, вносит новое содержание в механизм обра­зования свободных экономических зон: СЭЗ выходит за рамки экономики национального государства и становится интернациональ­ной. Такие международные зоны формируются и развиваются мед­ленно. Они проходят длительный и поэтапный путь своего станов­ления и развития. Это особенно наглядно на примере Андской груп­пы государств, в которую входят Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор. Со времени основания в 1969 г. Андская группа прошла сложный и тернистый путь своего развития.

На первом существовании группировки Андские страны добились определенного прогресса в области координации эконо­мической политики, совместного планирования промышленного развития, либерализации таможенного режима для расширения вза­имной торговли. С 1978 г. успешно работает финансовый орган -«Андский резервный фонд», использующий новую расчетную, единицу - андское песо, прежде всего во взаимной торговле и туризме. Фонд оказывает помощь странам-членам в решении проблем пла­тежного баланса. Другая финансовая организация этой группы стран — «Андская корпорация развития» действует не только как инвести­ционное учреждение, но и как коммерческий банк. Корпорация раз­работала и реализовала более 300 проектов в области производства и инфраструктуры.

С 1983 г. функционирует Андский парламент. Важным инстру­ментом унификации законодательных систем стран региона служит Андский суд.

В сентябре 1995 г. главы государств данного объединения со­брались на совещание в Кито, где было принято решение о преоб­разовании группы в Андскую систему интеграции и перестройке всей структуры органов управления. Предполагается, что Андская система интеграции включит в себя - Андский президентский Со­вет - главный политический орган, Андский парламент. Совет ми­нистров иностранных дел. Андский суд Корпорацию развития и Резервный фонд.

Таков результат тридцатилетнего срока деятельности Андской региональной группы государств, которые, однако, еще не стали интернациональной свободной зоной в Латинской Америке.


Приграничные (региональные) зоны   (The border (regional) zones)

В Европе, в Старом свете, появились новые интеграционные процессы, воспроизводящие специфические модели Свободных эко­номических зон. Речь идет о приграничном сотрудничестве, кото­рое обеспечивает прозрачность внутриевропейских межгосудар­ственных границ и активизирует местные экономические связи. Важнейшей формой развития приграничного сотрудничества явля­ются еврорегионы, которых в Европе насчитывается более 50.

Еврорегион представляет собой ограниченное географ-экономическое пространство, которое состоит из приграничных администра­тивно-территориальных единиц государств, добровольно согласив­шихся на хозяйственное, научное, культурное и другое сотрудниче­ство. К примеру, еврорегион«Маас-Рейн» с населением 3,7 млн. чел. состоит из провинциальных территорий сопредельных государств Бельгии, Нидерландов и Германии. В последней такие еврорегионы существуют по всему периметру государственной границы, включая приграничные сообщества с Францией, Швейцарией, Австрией, Да­нией и т.д. По периметру государственной границы Польши имеется девять еврорегионов, к которым сопричастны Чехия. Словакия. Вен­грия, Украина, Литва, Германия и др.

Документом, регулирующим международные взаимоотношения стран на региональном и локальном уровнях, является Европейс­кая рамочная конвенция по трансграничному сотрудничеству, при­нятая 21 мая 1980 года в Мадриде. В соответствии с первым пара­графом этого документа, активными субъектами сотрудничества являются органы местного самоуправления и местной государствен­ной администрации. Второй параграф его гласит: «Это сотрудниче­ство осуществляется в рамках внутреннего законодательства, в свя­зи с чем ни одна из стран не утрачивает своей независимости».

У еврорегионов реализована программа их развития на 1994-1999 гг. - ЕФРР - ИНТЕРРЕГ-2. Она причастна к развитию транс­граничного сотрудничества через оказание помощи районам, рас­положенным вдоль внутренних и внешних границ ЕС. Программа содержала большой спектр мер: разработку и внедрение новейших технологий, охрану окружающей среды, рынок труда и повышения профессиональной подготовки кадров, природопользование и др. Все это созвучно с целями и задачами новейших типов свободных экономических зон.

Высшим органом еврорегиона является совет, в который стра­ны-участницы приграничного сотрудничества делегируют по три человека. Они выдвигаются из представителей местных органов власти и делового мира.

Еврорегион осуществляет свою деятельность посредством значительного количества комиссии, которые занимаются следующими вопросами

-              развитием еврорегиона (источники финансирования, инвестиции, выставки, ярмарки);

-              координацией торговой деятельности;

-              охраной окружающей среды и туризма (анализ состояния ок­ружающей среды, разработка туристических маршрутов)

-              образованием, культурой, спортом (организация симпозиумов. конференций, фестивалей, художественных конкурсов, спортивных соревнований).

Создаются контрольно-ревизионная комиссия еврорегиона. объединенный секретариат и институт координаторов по вопро­сам деятельности еврорегиона, назначаемых членами совета от данной страны. Устав еврорегиона требует и формирования общего бюджета.

   Все органы управления еврорегионом имеют штаб квартиры, которые находятся в какой-либо стране-участнице такого Сформирования.

С 1993 г. функционирует еврорегион «Карпаты». В него входят допредельные административно-территориальные единицы  Польши. Венгрии, Румынии, Словакии и Украины. Это межстрановое объединение, как полагают специалисты, в ближайшем будущем может стать основополагающей моделью организации внеш­неэкономических связей стран с переходной экономикой.    В сентябре 1995 года четыре польских воеводства (Замойское, „Люблинское, Хелмское, Тарнобжечское) и Волынская область Украины подписали Соглашение о создании еврорегиона «Буг» и приняли его устав. В мае 1998 года к нему присоединились Брестская область (Беларусь) и Бялоподлясское воеводство (Польша). Евро-регион принят в Ассоциацию трансграничных еврорегионов, есть перспектива получения средств на внутреннее развитие.  -Еврорегион «Буг» с общей площадью в 82 тыс. км населением. превышающем 5 млн. чел., расположен в центре Европы, на

одном из магистральных путей Евразии. По его территории прохо-автострада Париж-Берлин-Варшава-Брест-Минск-Москва с ответвлением на Украину, Прибалтику и север России. Через еврорегион «Буг» проходят трансевропейские железнодорожные и вод­ные пути.

Первая конференция участников еврорегиона «Буг», прошед­шая в Люблине, предопределила:

-          развитие таможенной транспортной инфрастуктуры, упро­щение механизма перехода границ и меры в области экологии;

-          создание польско-белорусско-украинского инвестиционного банка, с помощью которого инвестировать производство и обмен;

-          организацию Фонда региональной реконструкции для финан­совой поддержки инноваций фирм региона;

-          развитие информационной базы. обеспечивающей новейшими достижениями науки и техники местные органы власти и производство;

-          учреждение Расчетной бартерной палаты, услугами которой интенсировать товарооборот.

Как видим, еврорегион «Буг» есть своеобразный «треугольник», аналогичный которому уже давно функционирует в Азиатско-Тихоокенском регионе.

Характеризуя ряд СЭЗ. начиная от самых древних и заканчивая самыми современными, мы рассмотрели основные и наиболее ти­пичные формирования, имеющие место в практике мирового хозяй­ства. Для всех анализируемых типов СЭЗ характерна практически одна и та же экономическая цель организации (привлечение нацио­нальных и зарубежных инвестиций, использование преимуществ международного разделения труда, увеличение валютных поступле­ний и т.д.): Общие предпосылки создания СЭЗ - выгодное географи­ческое положение и наличие развитой инфраструктуры и т.д.

Анализируемые типы СЭЗ далеко не исчерпали все многообра­зие этих экономических формирований.      

Эволюция развития, пройдя длительный исторический путь, по­родила множество типов СЭЗ. По данным ООН в мире в преддверии XXI века насчитывается несколько десятков тонально-экономичес­ких организационных структур с набором самых различных льгот  для привлечения национальных и зарубежных инвестиций.

Назовем некоторые из этих экономических формирований:

  • зоны свободной экономики ( me zones of the free economic);
  • зоны содействия инвестициям (The zones of the assistance to the investitions);               
  • зоны совместного предпринимательства (The zones of the consistent employment);                                     
  • зоны беспошлинного производства (The zones of the undutyal production);
  • научно-технические зоны (The scientific-technical zones);
  • -беспошлинные экспортно-промышленные зоны (The undutyal export-industrial zones);
  • зоны экономического благоприятствования (The zones of the economic prosperity);
  • зоны беспошлинной торговли (The zones of the undutyal trade);
  • внешнеторговые зоны (The foreigntrade zones);
  • зоны беспошлинного промышленного производства (The zones of the undutyal industrial production);
  • экспортные беспошлинные зоны (The export-undiityal zones);
  • экспортные промышленные зоны (The export industrial zones);
  • банковские и страховые зоны (The banking and insurance zones);
  • вольные гавани (The free havens):
  • открытые города (The open towns);
  • трансграничные зоны роста (The transborder zones of  development);
  • зоны развития импорта (The zones of the development of the import);
  • зоны внешней торговли и т.д. (The zones of the foreign trade).

Развитие и становление СЭЗ в России.


Развитие свободных экономических зон в России началось в конце 80-х годов. Тогда свободные экономические зоны рассматривались как элемент государственной внешнеполити­ческой политики и способ стимулирования межгосударственных эко­номических связей с иностранными партнерами. СЭЗ должны были стать компактными территориями с высокой концентрацией предпри­ятий и с участием иностранного капитала. Более того, предполага­лось создавать такие зоны в регионах с развитым научно-техничес­ким потенциалом, чтобы изготовлять наукоемкую продукцию на осно­ве соединения отечественных технологий и зарубежного капитала.

По замыслу эти зоны должны были в перспективе стать полюса­ми экономического роста. Напомним, что идея полюса экономичес­кого роста была обоснована французским ученым Перру в 1950 г. Позже пришли к выводу, что нововведения могут концентрироваться не только в определенных отраслях, но и на определенных ограни­ченных территориях.

И уже начиная с 60-х годов идея центров роста практически закладывалась многими странами (США, Япония. Канада и др.) в соответствующие программы регионального развития. Теперь это в мировой практике стало тенденцией. В результате либерализа­ции государственного контроля над определенными сферами хо­зяйственной деятельности или региональной экономики там уси­ливается власть местных органов, самоорганизуется своеобразная система регионального управления. Это подтверждает О. Крыштановскаяв статье «Регионы забирают власть». «В России, - пишет она, - сегодня происходит новый передел собственности. Центр повсеместно сдает свои позиции, московские олигархии теряют контроль над региональными «дочками»... Под видом исправле­ния просчетов власть и собственность концентрируются в руках региональной олигархии. Ее стремление одно - получить полный контроль над территорией».

Как видим, наметившаяся в мировой практике тенденция реги­онального развития еще в 60-е годы, на финише века реализуется не одинаково: если на Западе государство как бы доброжелательно переносит центр тяжести в управлении Территорией с общегосу­дарственного уровня на уровень местного самоуправления, то в стра­нах СНГ, включая и Россию, эта тенденция реализуется снизу. Мес­тные органы власти проявляют небывалую активность к региональ­ному управлению. И чем слабее становится президентская власть, тем явственнее полновластие удельных князей регионального уров­ня. Под их давлением Москва издала ряд законов по развитию, СЭЗ. Статус СЭЗ был закреплен за-11 регионами с численностью населе­ния 18,5 млн. чел. (13% населения всей страны).

СЭЗ «Находка»


Первое конкретное предложение по созданию дальневосточных полюсов экономического роста через механизм СЭЗ высказано в проекте СЭЗ «Находка». В этом документе предлагалось создать на территории города Находки агломерацию локальных зон различно­го типа, объединенных в единый комплекс со статусом, льготами, близкими к модели особой экономической зоны. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990 г. Находке и примы­кающему к ней Партизанскому району был предоставлен статус свободной экономической зоны с льготным налоговым и таможен­ным режимом и упрощенным порядком осуществления экспортно-импортных операций. Спустя месяц» «было принято постановление Совета Министров РСФСР         

Указанные документы о СЭЗ «Находка» определили четкие гарантии зарубежным инвесторам от национализации и других форм принудительных изъятий их собственности, определены возможные  формы инвестиций, зафиксированы права иностранных инвесторов  в области экономической деятельности, а также установили долгосрочную аренду земли (сроком на 70 лет). СЭЗ «Находка» получила льготный налоговый режим: для предприятий с иностранными инве­стициями, доля средств которых в их уставном фонде составляет 30 проц., установлен 10-процентный налог на прибыль, перечисляемый 3 в бюджет, и 10-процентный налог на прибыль, вывозимую иностран­ным инвестором за рубеж. В течение 5 лет после объявления прибы­ли иностранные инвесторы полностью освобождались от уплаты налога на прибыль, в том числе и на ту ее часть, которая вывозилась за рубеж, а также на часть прибыли, которая реинвестировалась на территории СЭЗ «Находка» в развитие социальной сферы и форми­рование производственной инфраструктуры.

Предусмотрены льготы и для российских предпринимателей. осуществляющих свою деятельность в зоне. Самой;«Находке» было дано право в составе краевого бюджета отдельной строкой выде­лять свой бюджет и оставлять в своем распоряжении влечение пяти-лет все выплаты предприятий зоны в вышестоящие бюджеты на условиях возврата этих средств с процентами (так называемый на­логовый кредит). В распоряжении предприятий оставалась валюта, заработанная ими в зоне. за исключением 20 проц. отчислений от валютной выручки, перечисляемых в первые 5 лет функционирова­ния СЭЗ «Находка» Находскому городскому совету и Партизанско­му районному совету.

Таможенный режим СЭЗ «Находка» предусматривал освобож­дение от уплаты таможенной пошлины товаров, импортируемых на территорию зоны и экспортируемых из этой территории. При вы­возе товаров в другие районы России таможенная пошлина взима­ется только стой части товаров, которая имеет иностранное проис­хождение. Вывоз изготовленных на территории СЭЗ «Находка» то­варов освобождается от квот и лицензии. Предприятия рыбной про­мышленности получили право самостоятельно реализовывать на внешних рынках до 30 проц. своей продукции.

Судьба становления и развития СЭЗ «Находка» тесно переплелась экономическими реформами России. Кризисы и обвалы эко­номики целой страны негативно сказывались на функционирова­нии зоны: После создания СЭЗ «Находка» в 1990 г. государствен­ные власти неоднркратно принимали решения, стимулируя разви­тие «Находки». Постановление Совмина Российской федерации «О

некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны «На­ходка» от 8 сентября 1994 г. было направлено на восстановление условий производственной деятельности правового и таможенного режима. Аналогичный Указ Президента РФ был издан в 1996 г. - «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в свободной экономической зоне». На развитие «Находки» были брошены немалые суммы бюджетных средств. -  К концу 90-х годов «Находка» стала одной из наиболее успеш­ных функционирующих зон России. Она расположена на пересечении важных морских, железнодорожных и воздушных путей сооб­щения. Ее порты принимают и обслуживают в год до 1200 судов из более чем 100 стран мира. На территории зоны функционируют около 500 совместных предприятий. Там апробируется идея созда­ния «свободных точечных режимов».

СЭЗ «Находка» управляется Административным комитетом. Она практически реализует стратегию, разрабатываемую Экспертным Советом. Последний активно работает над расширением внешнеэко­номических связей с зарубежными инвесторами. Из всех зарегист­рированных в СЭЗ 169 фирм 31 проц. приходится на предприятия с участием иностранного капитала. Лидирует в инвестициях «Наход­ки» Китай, оставив позади себя Японию. США занимает третье мес­то, обогнав по этому показателю Гонконг; Южную Корею, Великоб­ританию и Германию. Прогнозы показывают, что к началу 2000 года иностранные инвестиции в СЭЗ «Находка» удвоятся.


«Находка» превращается в комплексную свободную экономи­ческую зону - конгломерат различного рода специальных зон (сво­бодные таможенные зоны, зоны экспортного производства, зоны переработки товаров под экспортным контролем), в которых созда­ются благоприятные условия для привлечения иностранного капи­тала и менеджмента, передовых отечественных (в том числе и кон­версионных) и зарубежных технологий производствах целью эф­фективного включения евроазиатской России в систему междуна­родного разделения труда в АТР.  

На начало 1999 г. инвестиции в развитие СЭЗ «Находка» соста­вили 39,5 млн. долл. и 34,7 млрд. рублей, зарегистрировано 409 предприятий и компаний с иностранными инвестициями в объеме 96,5 млн. долларов. На территории СЭЗ открыты консульства Вьет­нама и КНДР, 25 представительств фирм из Японии, США. Южной Кореи, Великобритании, Германии, Финляндии, Швейцарии, Китая и Гонконга. Статус индустриальных комплексов с дополнительны­ми региональными льготами для иностранных инвесторов, вклю­чая японских, получили девять территорий СЭЗ «Находка»,

В «Находке» активную деятельность осуществляет японская компания «Сумитомо», с участием которой свободные экономичес­кие зоны функционируют во Вьетнаме и Малайзии.

 

Калининград: особая экономическая зона


Идея создания Калининградской СЭЗ была предложена в конце 80-х годов. Но конкретная реализация этой идеи свершилась не­много позднее. В 1994 г. Совет Министров России утвердил «Поло­жение о свободной экономической зоне в Калининградской облас­ти», которое закрепило правовые основы финансово-хозяйственной деятельности этой новой экономической структуры, получившей на­звание «Янтарь». Цели создания зоны трактовались так

ü      ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области;

ü      повышение жизненного уровня населения в области на осно­ве развития торгово-экономического и научно-технического сотруд­ничества с зарубежными странами:

ü      обеспечение благоприятных условий для привлечения иност­ранного капитала, технологий и управленческого опыта, потенциа­ла российских предприятий для увеличения экспортных возможно­стей региона;                         

ü      развитие производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита;

ü      отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.       

В дальнейшем свободная экономическая зона «Янтарь» была транс­формирована в особую экономическую зону (ОЭС). Основным зако­нодательным актом, определяющим правовые и экономические осно­вы создания и функционирования такой зоны, является федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996 года. Особая экономическая зона создана в пределах всей территории Калининградской области, за исключением террито­рий и объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для Российской Федерации. Этим законом были созданы предпосылки для преодоления сложностей эксклавного положения Калининградской области и успешного осуществления ее внешнеэкономической деятель­ности. Ведь экономика Калининградской области тесно связана с уни­кальными месторождениями янтаря, где сосредоточено более 85 проц. мировых запасов этой ископаемой смолы хвойных пород. Янтарь  используется в радиотехнической промышленности, в изготовле­нии музыкальных инструментов, а также в производстве ювелирных украшений. На территории области, включая приобретенный шельф, добываются другие полезные ископаемые. В регионе разведаны круп­ные запасы нефти. Область производит 6 проц. целлюлозы, 4 прод. бумаги и 10 проц. рыбной продукции Российской Федерации. Более того, область располагает рекреационными ресурсами, благоприятству­ющим» развитию курортно-туристского комплекса, где имеются значительные запасы лечебных минеральных вод. Свидетельством тому уже имеющиеся широко известные курортно-оздоровительные зоны Светоогорска и 3еленограда.                  


Заключение


В заключении я хочу подвести итог, что  свободные экономические зоны - области очень высокой кон­центрации торговых, финансовых, производственных, технологи­ческих связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенство­вания технологии и управленческого механизма. Эти феноменаль­ные формирования на исходе XX века превратились в весомый фак­тор мировой экономики и представляют собой своеобразные коммерческие центры», ускоряющие глобальный товарооборот и сти­мулирующие внешнюю торговлю.


Сейчас в России насчитывается много СЭЗ,  развитие которых началось в конце 80-х годов. Тогда свободные экономические зоны рассматривались как элемент государственной внешнеполити­ческой политики и способ стимулирования межгосударственных эко­номических связей с иностранными партнерами. СЭЗ должны были стать компактными территориями с высокой концентрацией предпри­ятий и с участием иностранного капитала. Более того, предполага­лось создавать такие зоны в регионах с развитым научно-техничес­ким потенциалом, чтобы изготовлять наукоемкую продукцию на осно­ве соединения отечественных технологий и зарубежного капитала.










Список используемой литературы



1.      Адрианов В.П. «Специальные экономические зоны в мировой экономике», ЭКО, М, 1997 г.



2.      Я.С. Друзик «Свободные экономические зоны», ФУАинформ, М, 1999г.



3.Черненко Н.В. «Свободные экономические зоны в мировой экономике», Вестник БГЭУ, 1998г.



4. Кузнецов Ю.И. «Свободные зоны и национальная экономика», Дрофа, М., 1998г.




 



 



















 



Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ