Свободные экономические зоны в мировой экономике
Комплексные зоны (The complex zones)
Богатая мировая практика показала, что приоритет стал постепенно
смещаться в сторону создания комплексных СЭЗ, соединяющих в себе несколько
функций, перед которыми ставится сразу несколько задач.
Эти зоны обладают практически всеми чертами уже отмечаемых типов зон.
Они, по словам М. Фразье и Р. Рэна, берут свое начало в свободных портах
Гонконга и Сингапура, которые, в свою очередь, восходят к складским и торговым
центрам XIX века. Следуя логике эволюционного развития свободных зон, можно
сказать, что комплексные зоны представляют собой самые современные формы. В
них сочетаются торговые, таможенные, производственные и
научно-исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и
многопрофильность деятельности инвесторов. Комплексные зоны предполагают
совместное предпринимательство. Такие предпринимательские зоны с конца 80-х
начали создаваться в США, в Великобритании и др. Это зоны многоотраслевого
назначения.
Комплексные зоны характерны и для Китая. «Шэньнжэнь» -одна из таких
зон, занимающая территорию в 327,5 км2, где созданы 5 административных
районов, 4 промышленных, построены три причала, электростанция, объекты
водоснабжения, жилые кварталы, торговый центр, туристские, культурные и учебные
центры. В экономику зоны за первые 14 лет вложено 120 млрд, юаней, в том числе
20% вложили инвесторы 80 стран мира, с которыми построено свыше 10 тыс.
совместных предприятий. В зоне действуют 30 отделений представительств
зарубежных банков и финансовых организаций.
Комплексная зона «Шэньнжэнь» имеет более 100 производственных
предприятий и сбытовых баз в более чем 20 государствах мира. В результате она
стала связующим звеном между экономикой внутренних районов Китая и поставкой
их продукции на зарубежный рынок.
«Шэньчжэнь» экспортирует электронику и электроприборы, контейнеры и
яхты, технический кислород и различные красители, мебель, алюминиевый прокат и
т.д. - всего 220 наименований товарной продукции. Такой широкий ассортимент
товарной продукции говорит о многопрофильное™ производств комплексной зоны, о
ее многоотраслевом назначении.
К комплексным зонам относится и бразильская зона
«Манаус». Она функционирует с 1967 года, когда в бразильской Амазонии на
площади 3,6 млн. км был выделен «промышленный округ свободной зоны «Манаус». С
тех постепенно складывался уникальный хозяйственный комплекс, в 30 отраслях
которого функционирует 600 промышленных предприятий с общей численностью занятых
80 тыс. человек.
В последние двадцать лет стали функционировать
разновидности комплексных зон - «предпринимательские зоны», расположенные в
депрессивных районах, например, в угольных бассейнах Великобритании - Йоркшир
и Мидленд. Предпринимательская зона, как правило, ориентируется на оживление
хозяйственной деятельности в экономически отсталых районах посредством
предоставления частным предпринимателям финансово-кредитных и налоговых
льгот. С конца 80-х годов-такие предпринимательские структуры стали активно
создаваться в США. Теперь в этой стране более 60 предпринимательских зон
работают в условиях финансово-кредитных и налоговых льгот. Большинство из них
созданы в районах, которые длительное время переживали экономический спад и возрастающую
безработицу; Льготы этих-зон, их уровень находятся в прямой зависимости от
количества рабочих мест, предоставляемых в пользу безработных. За каждое новое
рабочее место для незанятых местных жителей предприниматели зоны получают
налоговую скидку в размере 500 долларов. За каждые 200 новых рабочих мест,
созданных для безработных американцев в депрессивных районах, предприятия зоны
освобождаются от 5-процентного налога на продажи и платы за используемые
энергоносители.
Научно-технические формирования - новейшие типы свободных зон. Своим
становлением и развитием они обязаны научно-технической революции. В
индустриально развитых странах такие зоны считаются перспективным механизмом
для передачи научных «ноу-хау» из университетов и исследовательских лабораторий
в инновационные производства.
Свободные научно-технические зоны называют технополисами или
технопарками. Под технологическими парками понимается такой
комплекс-промышленных сооружений и объектов услуг, который способен
обеспечивать субъектам предпринимательства условия, необходимые для
производства современной конкурентоспособной продукции и применении новейших
технологий, отвечающих требованиям современного мирового рынка. Технопарк, по
словам московского профессора А.О. Блинова, - это эффективный механизм генерации
предпринимательских структур в научно-технической сфере, механизм соединения
научной и инновационной деятельности, механизм интеграции науки, производства,
финансовых структур и органов власти. Технопарки называют важнейшими
факторами становления и развития малого бизнеса.
Если в экспортно-производственных зонах создается в основном
крупносерийное, трудоемкое производство, то в технологических парках ведется
разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров, осуществляется
экспериментальное малосерийное производство. Обычно такие зоны формируются
вокруг научных центров, университетов, экспериментальных баз, лабораторий
опытных заводов или наукоемких предприятий.
Первый в мире научно-технический парк появился в Соединенных Штатах
при Стэндфордском университете в начале 1950 г. К концу 90-х годов в этой
стране уже насчитывалось более 170 научно-технологических парков, занимаемая
площадь которых исчисляется от 60 до 2600 гектаров.
В Европе научно-технологические парки стали возникать
в конце 70-х годов сначала в Великобритании, затем в Бельгии и Франции. В
Германии такие структуры начали появляться лишь с 1983 года, их развитие шло
очень быстро: Если в 1989 г. их количество превышало 70, то в 1995 г. - более
120. Германские технопарки, как и английские, ориентируются на создание малых
наукоемких фирм. Во Франции около 30 технопарков. Их в этой европейской-стране
называют мини-питомниками: Они представляют собой Технически хорошо оснащенные
организации, укомплектованные квалифицированными специалистами, которые
помогают желающим начать свое дело, консультируют их при разработке
бизнес-плана, содействуют поиску необходимых кадров.
Весьма важное значение технопаркам придает Европейский союз. В них
видят инструмент, который способствует выравниванию структурного дисбаланса
стран ЕС. технопарки рассматриваются как механизм создания необходимого
инновационного климата, укрепления науки с производством.
Принципы и цели европейского технологического сообщества были
конкретизированы на Маастрихтской конференции. «Сообщество, - говорится в 130
статье Договора о ЕС, - ставит целью укрепить научную и технологическую базу
европейской промышленности и поднять ее конкурентоспособность на мировом
рынке. Сообщество, - как написано в договоре, - поощряет усилия предприятий на
всей территории, включая малые и средние фирмы, исследовательские центры и
университеты, в сфере научных исследований и высоких технологий, оно
поддерживает их усилия».
В Японии технопарки называют технополисами. С их помощью Страна
Восходящего Солнца намерена реализовывать свыше 30 национальных программ и
разработок. Первые продукты этих проектов уже достигли США, куда японцы
продают волоконную оптику, мобильные телефонные системы, приемники
спутникового вещания и оборудование для видеосвязи. К началу нового столетия
японские технополисы намерены стать главными центрами науки и технологий XXI
века. «Они, по словам американского ученого Ш. Тацумо, будут инкубаторами не
только новых продуктов и технологий, но также новых идея, услуг и стилей
жизни».
Из индустриально-развитых государств технопарки
шагнули развивающиеся страны - Бразилию, Индию, Китай и многие другие
молодые национальные государства. Уже в 1998г. в мире насчитывалось более 400
технопарков. Они могут создаваться на специально организованной территории.
Один из крупнейших в Азии технопарк в г. Синджу (Тайвань), например, расположен
на арендуемой площади в 380 гектаров. Его специализация - создание систем
связи, компьютеров и медицинского оборудования. В нем работает 135 компаний с
общим штатом занятых в 4 тысячи человек. Технопарк располагает комплексом
жилищного фонда, детским садом, школой, где обучение ведется на китайском и
английском языках. На территории зоны имеется также и зона отдыха. Очень важно
и то, что в зоне царит атмосфера творческой свободы.
По роду деятельности и конечному результату технопарки могут быть
научными (продукт деятельности - результаты фундаментальных исследований),
научно-исследовательскими (продукт -НИОКР, опытные образцы, малые серии
изделий), научно-техническими и технологическими (исследование и разработка,
серийное производство наукоемкой продукции с использованием высших
технологий).
Специфика
преференций технопарков по сравнению, например, с экспортно-производственными
зонами, отличается тем, что делается акцент на поощрение малого венчурного
бизнеса. Налоговые, таможенные, кредитные льготы призваны облегчать
деятельность фирм на первоначальных, наиболее рискованных стадиях деятельности.
Вводятся специальные упрошенные процедуры регистрации компаний, создаются
административные структуры, занимающиеся организационными проблемами малых
фирм. Приток крупных капиталов извне, создание в технопарках инвестиционных
фондов, финансирующих усилия многих небольших фирм. призваны способствовать
эффективной передаче технологических наработок для массового промышленного
освоения. На льготных началах предоставляются сотрудникам фирм консультации
ведущих ученых, аппаратура, библиотечные фонды университетов. Участвуя в
совместных коммерческих проектах, университеты имеют существенный источник доходов,
средство обеспечения занятости студентов-выпускников. Научным работникам в
зонах создаются максимально комфортные условия жизни. Так в практической жизни
реализуется сотрудничество науки с производством,
Технопарки регистрируются в качестве юридического лица. Они могут быть
как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Учреждаются они в
любой не запрещенной законодательством организационной форме. Учредителями
могут быть юридические и физические лица в соответствии с действующим законодательством
той или иной страны.
Технопарки ныне имеют множество организационных форм, Такое
разнообразие диктуется целями, деятельностью и потребностями регионов. Назовем
важнейшие организационные формы технопарков:
1. Научный парк (Science park)
Он, как правило, учреждается вблизи университетов, научно-исследовательских
центров. Основной задачей такого формирования является развитие и применение
объектов исследования. Производством непосредственно он не занимается
2. Инновационный
центр (Innovation centre)
-
Главной задачей такого центра является поддержка (консультации по вопросам
исследований, технологий, финансам и коммерческой деятельности)
предпринимателей, территориально работающих вне центра, но занимающихся
производством и реализацией новых технологий, представляющих собой на рынке
относительно большой риск.
3. Коммерческий парк (Commercial park)
Коммерческий парк занимается производством, различного
рода коммерческой деятельностью, а также административными работами,
организацией выставок, упаковкой и реализацией готовой продукции. Такой
структуре не требуется близкое расположение научно-исследовательских
институтов.
4. Технологический полюс (Telmoloev polus)
Представляет собой территорию, где налицо
стратегически важные факторы инновационных процессов: высококвалифицированная
рабочая сила, деятельность по фундаментальным и прикладным исследованиям,
несколько объектов по инкубаторским услугам и банки или аналогичные учреждения,
субсидирующие инновации
С 1992 г. существует такой полюс в Болонье,
учрежденный городом, провинциями и частными предприятиями.
5. Технологический округ (Tehnology zircum)
Эта
структура включает уже отмеченный полюс плюс развитый промышленный округ и
минимально один парк научного характера. В 1996 году таким округом объявлен
город Турин - центр индустриального севера Италии.
6.
Промышленный парк
(The industry park)
Промышленным
парком обычно называют неспецифическое территориальное сосредоточение
предприятий, которые не характеризуются общностью. Предлагая выгодные условия
для их размещения (транспортная привязка, арендная плата, налоговые льготы и
т.д.), государство оказывает поддержку производителям, размещаемым в регионах
со слабой структурой. Сроки их размещения в промышленных парках, как правило,
не ограничиваются.
7.Бизнес-инкубатор (Tliebusiness-incubator)
Бизнес-инкубатор,
в отличие от промышленного парка, призван улучшить условия для роста и выживания
вновь созданных предприятий и представляет в их распоряжение комплекс зданий
модульного типа за выгодную арендную плату, а также общие услуги (телефакс,
компьютер, коммуникации и т.д.), оказывает поддержку менеджменту. Принятие
новых членов в бизнес-инкубатор связано в большинстве случаев с наличием
определенных условий (например, открытие нового предприятия, вероятность
выживания). По истечении определенного времени предприятия должны покинуть
бизнес-инкубатор, чтобы уступить место новым претендентам.
8.
Научно-технический парк (Science-tehnologypark)
Научно-технический парк представляет собой
территориальное ( как правило, подрегиональное) сосредоточение ориентированных
на современные технологии предприятий, которые приобретают характер парка в
силу государственного и ландшафтного оформления. Технологический парк должен
быть не только местом производства и научных исследований, но и местом для
жизни работающих (единство проживания и работы, концепция «коротких путей»).
Время нахождения в технологическом парке в большинстве случаев не ограничено.
Функциональная
специфика технопарков различается по странам: если во Франции уже отмечаемые
мини-питомники ориентированы на опеку малого бизнеса, то в Германии они делают
акцент на создание малых наукоемких фирм. передаче технологий в промышленность,
обмен технологиями между фирмами, включая действуюшие в пределах самого
технопарка. Аналогичная организация работы технопарков и в Англии.
Широкая
распространенность технологических парков, большое разнообразие их
организационных форм объясняется тем, что технопарки способствуют осуществлению
одновременно разных интересов в регионах с различными данными. А это не только
распространение и внедрение новых достижений науки и техники. Технопарки
решают задачи, связанные с перестройкой промышленных структур, мобилизацией
местных, ресурсов и скрытых возможностей отсталых регионов, строгих
экологических требований, производства конкурентоспособной продукции и многие
другие. Технопарки обеспечивают условия для реализации всех стадий
инновационного процесса от разработки и экспертизы новшества до выпуска
образца товарного продукта и его реализации. Они могут быть центрами обучения
предпринимателей, технологического У трансферта, а также местом сервисной службы
по оказанию широкого спектра услуг.
Структура управления технопарка
определяется профилем его деятельности. Организационная структура имеет два
уровня: оперативный и стратегический. Последний включает в себя совет
директоров и экспертный совет. Высшим органом управления технопарка как
акционерного общества закрытого типа в период между собраниями акционеров
является совет директоров. В него входят представители учредителей технопарка,
которые определяют его долгосрочную стратегию.
Оперативный уровень представлен исполнительной дирекцией технопарка,
осуществляющей непосредственное управление и вырабатывающей краткосрочную
стратегию развития этой структуры. Исполнительная дирекция включает в себя
генерального директора, финансового директора и менеджера по проектам. Он же и
заместитель генерального директора.
В функцию исполнительной дирекции входит: координация деятельности
всех подразделений парка; непосредственная связь с фирмами парка; на основе
полученной информации помощь в решении их текущих проблем; контроль за
выполнением фирмами арендных, финансовых, трудовых и экологических
обязательств.
При исполнительной дирекции может функционировать ряд служб, которые
занимаются вопросами обучения предпринимателей, сервиса, выставок и
технологического трансферта (передача технологий из науки в производство).
Высшим научно-методическим органом управления технопарка является
экспертный совет, который формируется советом директоров из ведущих ученых.
Совет занимается вопросами экспертизы и отбором научно-технических проектов,
дает рекомендации по проблемам развития технопарка.
Этими управленческими структурами определяются программы деятельности
научных парков, их тактика и стратегия.
Этот тип зон возник сравнительно недавно. Ему
предшествовало региональное экономическое сотрудничество сопредельных стран.
Нельзя не заметить, что параллельно с процессом глобализации в мировой
экономике идет процесс его регионализации. Тенденция к созданию региональных
экономических структур является доминирующей характеристикой нынешней мировой
системы хозяйства. Европейский союз как интернациональная экономическая зона
начинает процесс своего расширения и ожидается, что в перспективе в него
вольются переходные экономики стран Центральной и Восточной Европы.
Новым важным элементом мировой экономики стало Соглашение о
Североамериканской зоне свободной торговли между США, Канадой и Мексикой.
Страны Азиатско-тихоокеанского региона к началу XXI века намерены в рамках единого
Таможенного союза снять пошлинные барьеры и стать единой торговой зоной, в которую
войдет более полутора десятков стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
Ныне, в преддверии XXI века, в мире действует 85 региональных торговых
и экономических соглашений. Однако реальные интеграционные процессы имеют
место лишь в Западной Европе (Европейский союз) и Северной Америке (Нафта).
Они являются интернациональными зонами. В большинстве регионов Африки региональное
сотрудничество не может пока дать существенного эффекта. пока страны-участницы
не достигнут определенной технико-экономической и правовой зрелости.
Таким образом, региональная интеграция, идущая рядом с процессом
глобализации, вносит новое содержание в механизм образования свободных
экономических зон: СЭЗ выходит за рамки экономики национального государства и
становится интернациональной. Такие международные зоны формируются и
развиваются медленно. Они проходят длительный и поэтапный путь своего становления
и развития. Это особенно наглядно на примере Андской группы государств, в
которую входят Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор. Со времени
основания в 1969 г. Андская группа прошла сложный и тернистый путь своего
развития.
На первом существовании группировки Андские страны
добились определенного прогресса в области координации экономической политики,
совместного планирования промышленного развития, либерализации таможенного
режима для расширения взаимной торговли. С 1978 г. успешно работает финансовый
орган -«Андский резервный фонд», использующий новую расчетную, единицу -
андское песо, прежде всего во взаимной торговле и туризме. Фонд оказывает
помощь странам-членам в решении проблем платежного баланса. Другая финансовая
организация этой группы стран — «Андская корпорация развития» действует не
только как инвестиционное учреждение, но и как коммерческий банк. Корпорация
разработала и реализовала более 300 проектов в области производства и
инфраструктуры.
С 1983 г. функционирует Андский парламент. Важным инструментом
унификации законодательных систем стран региона служит Андский суд.
В сентябре 1995 г. главы государств данного объединения собрались на
совещание в Кито, где было принято решение о преобразовании группы в Андскую
систему интеграции и перестройке всей структуры органов управления.
Предполагается, что Андская система интеграции включит в себя - Андский
президентский Совет - главный политический орган, Андский парламент. Совет министров
иностранных дел. Андский суд Корпорацию развития и Резервный фонд.
Таков результат тридцатилетнего срока деятельности Андской региональной
группы государств, которые, однако, еще не стали интернациональной свободной
зоной в Латинской Америке.
В Европе, в Старом свете, появились новые интеграционные процессы,
воспроизводящие специфические модели Свободных экономических зон. Речь идет о
приграничном сотрудничестве, которое обеспечивает прозрачность
внутриевропейских межгосударственных границ и активизирует местные экономические
связи. Важнейшей формой развития приграничного сотрудничества являются
еврорегионы, которых в Европе насчитывается более 50.
Еврорегион представляет собой ограниченное
географ-экономическое пространство, которое состоит из приграничных административно-территориальных
единиц государств, добровольно согласившихся на хозяйственное, научное,
культурное и другое сотрудничество. К примеру, еврорегион«Маас-Рейн» с
населением 3,7 млн. чел. состоит из провинциальных территорий сопредельных
государств Бельгии, Нидерландов и Германии. В последней такие еврорегионы
существуют по всему периметру государственной границы, включая приграничные
сообщества с Францией, Швейцарией, Австрией, Данией и т.д. По периметру
государственной границы Польши имеется девять еврорегионов, к которым
сопричастны Чехия. Словакия. Венгрия, Украина, Литва, Германия и др.
Документом, регулирующим международные взаимоотношения стран на
региональном и локальном уровнях, является Европейская рамочная конвенция по
трансграничному сотрудничеству, принятая 21 мая 1980 года в Мадриде. В
соответствии с первым параграфом этого документа, активными субъектами
сотрудничества являются органы местного самоуправления и местной государственной
администрации. Второй параграф его гласит: «Это сотрудничество осуществляется
в рамках внутреннего законодательства, в связи с чем ни одна из стран не
утрачивает своей независимости».
У еврорегионов реализована программа их развития на 1994-1999 гг. -
ЕФРР - ИНТЕРРЕГ-2. Она причастна к развитию трансграничного сотрудничества
через оказание помощи районам, расположенным вдоль внутренних и внешних границ
ЕС. Программа содержала большой спектр мер: разработку и внедрение новейших
технологий, охрану окружающей среды, рынок труда и повышения профессиональной
подготовки кадров, природопользование и др. Все это созвучно с целями и
задачами новейших типов свободных экономических зон.
Высшим органом еврорегиона является совет, в который страны-участницы
приграничного сотрудничества делегируют по три человека. Они выдвигаются из
представителей местных органов власти и делового мира.
Еврорегион осуществляет свою деятельность
посредством значительного количества комиссии, которые занимаются следующими
вопросами
-
развитием еврорегиона
(источники финансирования, инвестиции, выставки, ярмарки);
-
координацией торговой
деятельности;
-
охраной окружающей среды и
туризма (анализ состояния окружающей среды, разработка туристических
маршрутов)
-
образованием, культурой,
спортом (организация симпозиумов. конференций, фестивалей, художественных
конкурсов, спортивных соревнований).
Создаются контрольно-ревизионная комиссия еврорегиона. объединенный
секретариат и институт координаторов по вопросам деятельности еврорегиона,
назначаемых членами совета от данной страны. Устав еврорегиона требует и
формирования общего бюджета.
Все органы управления еврорегионом имеют штаб
квартиры, которые находятся в какой-либо стране-участнице такого Сформирования.
С 1993 г. функционирует еврорегион «Карпаты». В него входят
допредельные административно-территориальные единицы Польши. Венгрии, Румынии,
Словакии и Украины. Это межстрановое объединение, как полагают специалисты, в
ближайшем будущем может стать основополагающей моделью организации внешнеэкономических
связей стран с переходной экономикой. В сентябре 1995 года четыре польских
воеводства (Замойское, „Люблинское, Хелмское, Тарнобжечское) и Волынская
область Украины подписали Соглашение о создании еврорегиона «Буг» и приняли его
устав. В мае 1998 года к нему присоединились Брестская область (Беларусь) и
Бялоподлясское воеводство (Польша). Евро-регион принят в Ассоциацию
трансграничных еврорегионов, есть перспектива получения средств на
внутреннее развитие. -Еврорегион «Буг» с общей площадью в 82 тыс. км
населением. превышающем 5 млн. чел., расположен в центре Европы, на
одном из магистральных путей Евразии. По его
территории прохо-автострада Париж-Берлин-Варшава-Брест-Минск-Москва с
ответвлением на Украину, Прибалтику и север России. Через еврорегион «Буг»
проходят трансевропейские железнодорожные и водные пути.
Первая конференция участников еврорегиона «Буг», прошедшая в Люблине,
предопределила:
-
развитие таможенной
транспортной инфрастуктуры, упрощение механизма перехода границ и меры
в области экологии;
-
создание
польско-белорусско-украинского инвестиционного банка, с помощью которого
инвестировать производство и обмен;
-
организацию Фонда
региональной реконструкции для финансовой поддержки инноваций фирм региона;
-
развитие информационной
базы. обеспечивающей новейшими достижениями науки и техники местные органы
власти и производство;
-
учреждение Расчетной
бартерной палаты, услугами которой интенсировать товарооборот.
Как видим, еврорегион «Буг» есть своеобразный «треугольник»,
аналогичный которому уже давно функционирует в Азиатско-Тихоокенском регионе.
Характеризуя ряд СЭЗ. начиная от самых древних и заканчивая самыми
современными, мы рассмотрели основные и наиболее типичные формирования,
имеющие место в практике мирового хозяйства. Для всех анализируемых типов СЭЗ
характерна практически одна и та же экономическая цель организации (привлечение
национальных и зарубежных инвестиций, использование преимуществ международного
разделения труда, увеличение валютных поступлений и т.д.): Общие предпосылки
создания СЭЗ - выгодное географическое положение и наличие развитой
инфраструктуры и т.д.
Анализируемые типы СЭЗ далеко не исчерпали все многообразие этих
экономических формирований.
Эволюция развития, пройдя длительный исторический путь, породила
множество типов СЭЗ. По данным ООН в мире в преддверии XXI века насчитывается
несколько десятков тонально-экономических организационных структур с набором
самых различных льгот для привлечения национальных и зарубежных инвестиций.
Назовем некоторые из этих экономических формирований:
- зоны свободной экономики ( me
zones of the free economic);
- зоны содействия инвестициям (The zones of
the assistance to the investitions);
- зоны совместного предпринимательства (The
zones of the consistent employment);
- зоны беспошлинного производства (The zones of
the undutyal production);
- научно-технические зоны (The scientific-technical zones);
- -беспошлинные экспортно-промышленные зоны (The undutyal export-industrial zones);
- зоны экономического благоприятствования (The
zones of the economic prosperity);
- зоны беспошлинной торговли (The zones of the
undutyal trade);
- внешнеторговые зоны (The foreigntrade zones);
- зоны беспошлинного промышленного производства (The zones of the undutyal industrial
production);
- экспортные беспошлинные зоны (The export-undiityal
zones);
- экспортные промышленные зоны (The export industrial
zones);
- банковские и страховые зоны
(The banking and insurance zones);
- вольные гавани (The free havens):
- открытые города (The open towns);
- трансграничные зоны роста (The transborder zones
of development);
- зоны развития импорта (The zones of the
development of the import);
- зоны внешней торговли и т.д. (The zones of the foreign trade).
Развитие свободных экономических зон в России
началось в конце 80-х годов. Тогда свободные экономические зоны рассматривались
как элемент государственной внешнеполитической политики и способ
стимулирования межгосударственных экономических связей с иностранными
партнерами. СЭЗ должны были стать компактными территориями с высокой
концентрацией предприятий и с участием иностранного капитала. Более
того, предполагалось создавать такие зоны в регионах с развитым
научно-техническим потенциалом, чтобы изготовлять наукоемкую продукцию на основе
соединения отечественных технологий и зарубежного капитала.
По замыслу эти зоны должны были в перспективе
стать полюсами экономического роста. Напомним, что идея полюса экономического
роста была обоснована французским ученым Перру в 1950 г. Позже пришли к выводу,
что нововведения могут концентрироваться не только в определенных отраслях, но
и на определенных ограниченных территориях.
И уже начиная с 60-х годов идея центров роста
практически закладывалась многими странами (США, Япония. Канада и др.) в
соответствующие программы регионального развития. Теперь это в мировой практике
стало тенденцией. В результате либерализации государственного контроля над
определенными сферами хозяйственной деятельности или региональной экономики
там усиливается власть местных органов, самоорганизуется своеобразная система
регионального управления. Это подтверждает О. Крыштановскаяв статье «Регионы
забирают власть». «В России, - пишет она, - сегодня происходит новый передел
собственности. Центр повсеместно сдает свои позиции, московские олигархии
теряют контроль над региональными «дочками»... Под видом исправления просчетов
власть и собственность концентрируются в руках региональной олигархии. Ее
стремление одно - получить полный контроль над территорией».
Как видим, наметившаяся в мировой практике тенденция
регионального развития еще в 60-е годы, на финише века реализуется не
одинаково: если на Западе государство как бы доброжелательно переносит центр
тяжести в управлении Территорией с общегосударственного уровня на уровень
местного самоуправления, то в странах СНГ, включая и Россию, эта тенденция
реализуется снизу. Местные органы власти проявляют небывалую активность к
региональному управлению. И чем слабее становится президентская власть, тем
явственнее полновластие удельных князей регионального уровня. Под их давлением
Москва издала ряд законов по развитию, СЭЗ. Статус СЭЗ был закреплен за-11
регионами с численностью населения 18,5 млн. чел. (13% населения всей страны).
Первое конкретное предложение по созданию
дальневосточных полюсов экономического роста через механизм СЭЗ высказано в
проекте СЭЗ «Находка». В этом документе предлагалось создать на территории
города Находки агломерацию локальных зон различного типа, объединенных в
единый комплекс со статусом, льготами, близкими к модели особой экономической
зоны. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990 г. Находке и
примыкающему к ней Партизанскому району был предоставлен статус свободной
экономической зоны с льготным налоговым и таможенным режимом и упрощенным
порядком осуществления экспортно-импортных операций. Спустя месяц» «было
принято постановление Совета Министров РСФСР
Указанные документы о СЭЗ «Находка» определили
четкие гарантии зарубежным инвесторам от национализации и других форм
принудительных изъятий их собственности, определены возможные формы
инвестиций, зафиксированы права иностранных инвесторов в области экономической
деятельности, а также установили долгосрочную аренду земли (сроком на 70 лет).
СЭЗ «Находка» получила льготный налоговый режим: для предприятий с иностранными
инвестициями, доля средств которых в их уставном фонде составляет 30 проц.,
установлен 10-процентный налог на прибыль, перечисляемый 3 в бюджет, и
10-процентный налог на прибыль, вывозимую иностранным инвестором за рубеж. В
течение 5 лет после объявления прибыли иностранные инвесторы полностью
освобождались от уплаты налога на прибыль, в том числе и на ту ее часть,
которая вывозилась за рубеж, а также на часть прибыли, которая реинвестировалась
на территории СЭЗ «Находка» в развитие социальной сферы и формирование
производственной инфраструктуры.
Предусмотрены льготы и для российских
предпринимателей. осуществляющих свою деятельность в зоне. Самой;«Находке» было
дано право в составе краевого бюджета отдельной строкой выделять свой бюджет и
оставлять в своем распоряжении влечение пяти-лет все выплаты предприятий зоны в
вышестоящие бюджеты на условиях возврата этих средств с процентами (так
называемый налоговый кредит). В распоряжении предприятий оставалась валюта,
заработанная ими в зоне. за исключением 20 проц. отчислений от валютной
выручки, перечисляемых в первые 5 лет функционирования СЭЗ «Находка»
Находскому городскому совету и Партизанскому районному совету.
Таможенный режим СЭЗ «Находка» предусматривал
освобождение от уплаты таможенной пошлины товаров, импортируемых на территорию
зоны и экспортируемых из этой территории. При вывозе товаров в другие районы
России таможенная пошлина взимается только стой части товаров, которая имеет
иностранное происхождение. Вывоз изготовленных на территории СЭЗ «Находка» товаров
освобождается от квот и лицензии. Предприятия рыбной промышленности получили
право самостоятельно реализовывать на внешних рынках до 30 проц. своей
продукции.
Судьба становления и развития СЭЗ «Находка»
тесно переплелась экономическими реформами России. Кризисы и обвалы экономики
целой страны негативно сказывались на функционировании зоны: После создания
СЭЗ «Находка» в 1990 г. государственные власти неоднркратно принимали решения,
стимулируя развитие «Находки». Постановление Совмина Российской федерации «О
некоторых мерах по развитию
свободной экономической зоны «Находка» от 8 сентября 1994 г. было направлено
на восстановление условий производственной деятельности правового и таможенного
режима. Аналогичный Указ Президента РФ был издан в 1996 г. - «О некоторых мерах
по стимулированию инвестиционной деятельности в свободной экономической зоне».
На развитие «Находки» были брошены немалые суммы бюджетных средств. - К концу
90-х годов «Находка» стала одной из наиболее успешных функционирующих зон
России. Она расположена на пересечении важных морских, железнодорожных и
воздушных путей сообщения. Ее порты принимают и обслуживают в год до 1200
судов из более чем 100 стран мира. На территории зоны функционируют около 500
совместных предприятий. Там апробируется идея создания «свободных точечных
режимов».
СЭЗ «Находка» управляется Административным
комитетом. Она практически реализует стратегию, разрабатываемую Экспертным
Советом. Последний активно работает над расширением внешнеэкономических связей
с зарубежными инвесторами. Из всех зарегистрированных в СЭЗ 169 фирм 31 проц.
приходится на предприятия с участием иностранного капитала. Лидирует в
инвестициях «Находки» Китай, оставив позади себя Японию. США занимает третье
место, обогнав по этому показателю Гонконг; Южную Корею, Великобританию и
Германию. Прогнозы показывают, что к началу 2000 года иностранные инвестиции в
СЭЗ «Находка» удвоятся.
«Находка» превращается в комплексную свободную
экономическую зону - конгломерат различного рода специальных зон (свободные
таможенные зоны, зоны экспортного производства, зоны переработки товаров под
экспортным контролем), в которых создаются благоприятные условия для привлечения
иностранного капитала и менеджмента, передовых отечественных (в том числе и
конверсионных) и зарубежных технологий производствах целью эффективного
включения евроазиатской России в систему международного разделения труда в
АТР.
На начало 1999 г. инвестиции в развитие СЭЗ
«Находка» составили 39,5 млн. долл. и 34,7 млрд. рублей, зарегистрировано 409 предприятий
и компаний с иностранными инвестициями в объеме 96,5 млн. долларов. На
территории СЭЗ открыты консульства Вьетнама и КНДР, 25 представительств фирм
из Японии, США. Южной Кореи, Великобритании, Германии, Финляндии, Швейцарии,
Китая и Гонконга. Статус индустриальных комплексов с дополнительными
региональными льготами для иностранных инвесторов, включая японских, получили
девять территорий СЭЗ «Находка»,
В «Находке» активную деятельность осуществляет
японская компания «Сумитомо», с участием которой свободные экономические зоны
функционируют во Вьетнаме и Малайзии.
Идея создания Калининградской СЭЗ была предложена в
конце 80-х годов. Но конкретная реализация этой идеи свершилась немного
позднее. В 1994 г. Совет Министров России утвердил «Положение о свободной
экономической зоне в Калининградской области», которое закрепило правовые
основы финансово-хозяйственной деятельности этой новой экономической структуры,
получившей название «Янтарь». Цели создания зоны трактовались так
ü ускорение решения задач
социально-экономического развития Калининградской области;
ü повышение жизненного уровня населения в
области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества
с зарубежными странами:
ü обеспечение благоприятных условий для
привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта,
потенциала российских предприятий для увеличения экспортных возможностей
региона;
ü развитие производства экспортной и
импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита;
ü отработка новых форм хозяйствования в условиях
перехода к рыночной экономике.
В дальнейшем свободная экономическая зона
«Янтарь» была трансформирована в особую экономическую зону (ОЭС). Основным
законодательным актом, определяющим правовые и экономические основы создания
и функционирования такой зоны, является федеральный закон «Об особой
экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996 года. Особая
экономическая зона создана в пределах всей территории Калининградской области,
за исключением территорий и объектов, имеющих оборонное и стратегическое
значение для Российской Федерации. Этим законом были созданы предпосылки для
преодоления сложностей эксклавного положения Калининградской области и
успешного осуществления ее внешнеэкономической деятельности. Ведь экономика
Калининградской области тесно связана с уникальными месторождениями янтаря,
где сосредоточено более 85 проц. мировых запасов этой ископаемой смолы хвойных
пород. Янтарь используется в радиотехнической промышленности, в изготовлении
музыкальных инструментов, а также в производстве ювелирных украшений. На
территории области, включая приобретенный шельф, добываются другие полезные
ископаемые. В регионе разведаны крупные запасы нефти. Область производит 6
проц. целлюлозы, 4 прод. бумаги и 10 проц. рыбной продукции Российской
Федерации. Более того, область располагает рекреационными ресурсами,
благоприятствующим» развитию курортно-туристского комплекса, где имеются
значительные запасы лечебных минеральных вод. Свидетельством тому уже имеющиеся
широко известные курортно-оздоровительные зоны Светоогорска и 3еленограда.
В заключении я хочу подвести итог, что свободные
экономические зоны - области очень высокой концентрации торговых, финансовых,
производственных, технологических связей. Они являются очагами высокого уровня
развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования
технологии и управленческого механизма. Эти феноменальные формирования на
исходе XX века превратились в весомый фактор мировой экономики и представляют
собой своеобразные коммерческие центры», ускоряющие глобальный товарооборот и
стимулирующие внешнюю торговлю.
Сейчас в России насчитывается много СЭЗ, развитие
которых началось в конце 80-х годов. Тогда свободные экономические зоны
рассматривались как элемент государственной внешнеполитической политики и
способ стимулирования межгосударственных экономических связей с иностранными
партнерами. СЭЗ должны были стать компактными территориями с высокой
концентрацией предприятий и с участием иностранного капитала. Более
того, предполагалось создавать такие зоны в регионах с развитым
научно-техническим потенциалом, чтобы изготовлять наукоемкую продукцию на основе
соединения отечественных технологий и зарубежного капитала.
Список используемой литературы
1.
Адрианов
В.П. «Специальные экономические зоны в мировой экономике», ЭКО, М, 1997 г.
2.
Я.С.
Друзик «Свободные экономические зоны», ФУАинформ, М, 1999г.
3.Черненко
Н.В. «Свободные экономические зоны в мировой экономике», Вестник БГЭУ, 1998г.
4. Кузнецов Ю.И. «Свободные зоны и национальная экономика», Дрофа, М.,
1998г.
Страницы: 1, 2
|