Теория финансов и управление финансами
Теория финансов и управление финансами
Содержание.
Содержание……………………………………………………стр. 1
Введение……………………………………………………….стр. 2
Вопрос 1: Содержание и звенья управления
финансами….. стр. 5
Вопрос 2: Органы управления
финансами…………………..стр. 9
Вопрос 3: Министерство финансов и
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь: их функции, задачи и
права…………..стр. 17
3.1. Министерство финансов
РБ………… стр. 17
3.2. Министерство по налогам
и сборам РБ…… стр. 40
3.3. Примечание…………………………….
стр. 53
Заключение………………………………………………………стр.
54
Список литературы……………………………………………...стр.
55
Введение.
Одна из характерных черт экономических отношений - прагматизм
участников. Любая ценность материального или нематериального характера,
фигурирующая в процессе таких отношений, представляет интерес лишь в том
случае, если обладание ею способствует достижению каких-то целей, прежде всего
экономического характера.
Основа деловой активности - наращивание экономического потенциала
предприятия. Вкладывая капитал в какой-либо инвестиционный проект,
предприниматель полагает через какое-то время не только возместить пущенный в
оборот капитал, но и получить определенную прибыль. Оценка этой прибыли, т.е.
решение дилеммы - выгоден или нет данный проект, базируется на прогнозах
будущих поступлений от инвестиции.
Любое инвестиционное решение основывается на: а) оценке собственного
финансового состояния и целесообразности участия в инвестиционной деятельности;
б) оценке размера инвестиций и источников финансирования; в) оценке будущих
поступлений от реализации проекта.
Концепция предпринимательского и финансового риска состоит в том,
что перспективное решение финансового характера имеет стохастическую природу,
являясь, следовательно, субъективным, а степень его объективности зависит от
разных факторов, включая точность прогнозируемой динамики денежного потока,
цены источников средств, возможности их получения и др. В основе таких оценок
лежат статистические данные.
Финансовый менеджер постоянно сталкивается с проблемой выбора
источников финансирования. Особенность проблемы состоит еще в том, что
обслуживание того или иного источника обходится предприятию неодинаково. Каждый
источник финансирования имеет свою цену, причем эта цена может иметь
стохастическую природу.
Решения финансового характера точны настолько, насколько хороша и
объективна информационная база. Уровень объективности зависит от того, в какой
степени рынок капиталов соответствует эффективному рынку.
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений,
возникающих в процессе создания фондов денежных средств у хозяйствующих
субъектов и государства и использования их на цели воспроизводства,
стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Выделяют три основные
стадии процесса общественного воспроизводства: производство, распределение и
потребление. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая
стадия воспроизводственного процесса, когда происходит распределение стоимости
произведенного общественного продукта. Именно на этой стадии появляются
финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений,
принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Потенциально финансовые
ресурсы образуются на стадии производства, когда образуется новая стоимость и
осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов
начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована.
В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные
взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов, страхование,
государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри
каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет
свои задачи, имеет собственную организационную структуру финансового аппарата,
однако в совокупности они образуют финансовую систему государства.
Взаимодействие между звеньями финансовой системы осуществляется при
посредничестве учреждений банковской системы, играющих особо важную роль в
отношении функционирования финансов предприятий.
Процесс функционирования любого предприятия носит циклический
характер. В пределах одного цикла осуществляются: привлечение необходимых
ресурсов, соединение их в производственном процессе, реализация произведенной
продукции и получение конечных финансовых результатов. В условиях рыночной
экономики происходит смещение приоритетов в объектах и целевых установках
системы управления объектом хозяйствования. Укрупненными и относительно
самостоятельными экономическими объектами, составляющими сферу приложения общих
функций управления, являются финансовые ресурсы, трудовые ресурсы, средства и предметы
труда.
Вопрос 1: Содержание и звенья
управления финансами.
Управление представляет собой совокупность приемов и методов
целенаправленного воздействия управляющего субъекта I управляемый объект с целью
достижения определенного как правило, положительного результата. Управление
присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. К.
Маркс писал: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд,
осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей
степени управлении»1. Как сознательная целенаправленная деятельность
людей управление основано на знании объективных закономерностей развития
общества. Вместе с тем оно испытывает -большое влияние со стороны государства в
лице его органов управления. Точно так же управление финансами — это
осознанное воздействие органов управления на финансы страны (в том числе —
финансы отдельных регионов, хозяйствующих субъектов в) и на все финансовые
процессы, происходящие в ней и связанные с получением доходов и прибыли,
необходимых для выполнения функций государства.
Следовательно, для управления финансами необходим специальный
аппарат, действующий с помощью особых приемов и методов, в том числе
разнообразных стимулов и финансовых рычагов.
В управлении финансами, как и управлении вообще, можно
выделить объекты и субъекты. В качестве объектов управления выступают виды
финансовых отношений, связанные с формированием, распределением и
использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Субъектами управления являются те организационные структуры, которые
осуществляют управление.
В соответствии с классификацией финансовых отношений (о ней
речь пойдет в следующем параграфе) выделяют две сферы финансов: 1) финансы
хозяйствующих субъектов и 2) общегосударственные финансы. Каждая из них имеет
многочисленные субъекты управления, такие как финансовые службы хозяйствующих
субъектов, финансовые органы, налоговые инспекции, представительства в сфере
государственного страхования и др. Совокупность всех организационных структур,
осуществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат, который
является составной частью общегосударственного аппарата управления народным
хозяйством.
Управление финансами — понятие комплексное. Оно предполагает,
что государство использует финансы в качестве инструмента управления народным
хозяйством, воздействуя с их помощью на весь процесс общественного
производства. Такое воздействие может быть количественным и качественным.
Увеличение или уменьшение размера бюджетных ассигнований на развитие сельского
хозяйства или других отраслей приводит к его ускорению или замедлению.
Посредством финансов или финансового механизма можно
существенно влиять и на качественные показатели работы хозяйствующих
субъектов, предоставляя им, например, льготы в сфере налогообложения.
Выступая в качестве инструмента управления экономикой,
финансы одновременно являются объектом управления. Управляются различные виды
денежных отношений, централизованные и децентрализованные фонды денежных
средств. В управлении финансами можно выделить такие взаимосвязанные элементы,
как планирование, оперативное управление и контроль.
Планирование занимает центральное место в управлении
финансами. Это объясняется тем, что при планировании всесторонне оценивается
состояние финансов того или другого субъекта хозяйствования, выявляются
возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их более эффективного
использования. Соответствующие управленческие решения в процессе планирования
принимаются на основе анализа финансовой информации, которая должна быть
достаточно полной и достоверной.
Достоверность и своевременность информации позволяют
анализировать ход событий, видеть их тенденцию и заранее определять конечные
результаты. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической
и оперативной отчетности.
Оперативное управление представляет собой комплекс мероприятий,
разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей
финансовой ситуации; их цель — получение максимального эффекта от
перераспределения финансовых ресурсов при минимуме затрат. Основное содержание
оперативного управления заключается в маневрировании финансовыми ресурсами
ради своевременного выполнения необходимых мероприятий, а также устранения возможных
затруднений на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности
предприятий. Источниками такого маневрирования могут быть резервные фонды,
сверхплановые финансовые ресурсы, кредиты банков и др.
Контроль как элемент управления осуществляется как на стадии
планирования, так и на стадии оперативного управления. Он призван обеспечить
полное и своевременное поступление денежных средств в централизованные и
децентрализованные фонды финансовых ресурсов, доведение их до получателя,
экономное и целевое использование.
В теории финансов различают: а) стратегическое, или общее,
управление; б) оперативное управление. Стратегическое управление выражается в
определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу,
установлении размера финансовых ресурсов для осуществления финансовых программ
и др. Это обязанность органов государственного и хозяйственного управления —
парламента, Администрации Президента, Министерства финансов, Министерства по
налогам и сборам Республики Беларусь и др. Оперативное управление финансами
является главной функцией аппарата финансовой системы, реализуемой в
повседневной текущей работе финансовыми службами предприятий, отраслевых
министерств и комитетов, работниками Министерства финансов, Министерства экономики,
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и др.
При выработке управленческих решений финансового характера
(как при стратегическом, так и при оперативном управлении) учитываются
требования экономических и юридических законов, результаты экономического
анализа хозяйственной и финансовой деятельности за истекший год, а также
перспективы развития экономики в планируемых периодах; изучается возможность
использовать экономико-математические методы и автоматизированную систему
управления финансами. Кроме этого, намечаются меры по сокращению административных
методов управления экономикой и финансами.
Необходимо отметить, что управление финансами — процесс
творческий, постоянно меняющийся, совершенствующий свои приемы и методы ради
соответствия тем задачам, которые ставит общество перед экономикой.
Вопрос 2:
Органы управления финансами.
Общее управление финансами в Беларуси, России, как, впрочем,
и в других странах СНГ, осуществляют высшие законодательные и исполнительные
органы государственной власти: парламенты стран, аппараты президентов,
правительства. В частности, в Беларуси Палата представителей Национального
собрания рассматривает и утверждает бюджет страны, отчет о его исполнении,
устанавливает республиканские налоги и сборы. Президент подписывает законы (в
том числе по финансовым вопросам) или, используя свое конституционное право,
возвращает закон или отдельные его положения на доработку в парламент.
Правительство Республики Беларусь рассматривает проект
государственного бюджета, другие финансовые документы и представляет их для
обсуждения и утверждения в парламент. Обязанность правительства — принимать
постановления финансового характера, направленные на реализацию принятых
законов.
Непосредственное оперативное управление финансами осуществляет
финансовый аппарат. Одним из важнейших органов управления является Министерство
финансов Республики Беларусь. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую,
валютную политику, утвержденную парламентом, Президентом и Правительством
Республики Беларусь.
Основными задачами Министерства финансов страны являются:
•
обеспечение
активного использования финансов в целях повышения эффективности производства,
роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и
структур;
•
разработка
предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и
граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
•
эффективное
проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
•
участие в
организации инвестиционного сотрудничества страны и регулировании внешней
государственной задолженности;
•
проведение
государственной политики в области страховой деятельности, надзор за страховой
деятельностью на территории страны;
•
регулирование
и управление деятельностью других республиканских органов государственного
управления в финансовой сфере и др.
В соответствии с данными задачами Министерство финансов
выполняет следующие основные функции:
•
осуществляет
методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в стране, изучает
экономику и финансы отраслей, разрабатывает предложения по совершенствованию
финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;
•
организует
работу по составлению проекта бюджета, ежегодно разрабатывает проект Закона о
бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год и представляет его в Совет
Министров страны;
•
участвует
в составлении кратко- и долгосрочных прогнозов экономического развития
государства, его платежного баланса;
•
разрабатывает
и определяет порядок и сроки формирования и исполнения федерального
(республиканского) бюджета;
•
ведет
деятельность, связанную с совершенствованием налогового законодательства
страны, а также подготовкой проектов международных соглашений по вопросам налогообложения;
•
определяет
порядок финансирования расходов, предусмотренных бюджетом;
•
обеспечивает
исполнение республиканского бюджета, расписывает доходы и расходы,
устанавливая их поквартальное распределение, осуществляет взаимные расчеты
республиканского бюджета с бюджетами областей;
•
управляет
средствами, находящимися на счетах казначейства;
•
участвует
в составлении проекта бюджета Союзного государства, а в дальнейшем
обеспечивает его исполнение;
•
определяет
условия деятельности страховых организаций и их обособленных подразделений;
•
осуществляет
государственную регистрацию страховых организаций, страховых брокеров, их
филиалов и представительств, а также контроль за соответствием изменений и
дополнений, вносимых в их учредительные документы, законодательству и др.
С учетом многочисленных функций, связанных с управлением
финансами, Министерство финансов Республики Беларусь наделено большими
правами. В частности, оно вправе требовать и получать:
а) от
республиканских органов государственного управления и организаций — информацию
об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию
государственных финансовых средств, а также документы, не
обходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгалтерские отчеты, балансы
и прочие материалы, необходимые
для осуществления контроля за выполнением организациями
финансовых обязательств перед государством и за соблюдением
государственной финансовой дисциплины;
б) от
областных исполнительных комитетов — материалы,
необходимые для формирования расчетных показателей по
проектам местных бюджетов, утвержденные местными Совета
ми депутатов, своды местных бюджетов областей, а также отче
ты об их исполнении.
Кроме этого, Министерство финансов Республики Беларусь имеет
право:
• ограничивать и
приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в
случае несоблюдения их получателями законодательства, а также необоснованного
получения указанных средств либо использования не по целевому назначению;
• вкладывать свободные средства
республиканского бюджета в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные
бумаги, выдавать бюджетные займы, бюджетные ссуды организациям в соответствии
с законодательством;
• давать обязательные для
выполнения всеми банками республики указания о приостановлении расчетов по
банковским счетам при нарушении законодательства распорядителями средств
республиканского бюджета;
• взыскивать в бесспорном
порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по
целевому назначению или с нарушением законодательства, а также задолженность
организаций по бюджетным займам, бюджетным ссудам и проценты по займам;
• расходовать средства с 1
января текущего года в размере 1/12 бюджетных ассигнований предыдущего года в пределах
поступающих в течение каждого месяца доходов вплоть до принятия Закона о
бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год;
• проводить проверки соблюдения
порядка аудиторской деятельности аудиторами, работающими на основе индивидуального
предпринимательства, и аудиторскими организациями;
• осуществлять государственный
надзор за деятельностью страховых организаций и др.
В составе Министерства финансов Республики Беларусь
функционируют крупные подразделения — Главные управления и управления. На
низовом уровне Министерство осуществляет свои функции через региональные,
областные финансовые управления, а в районах и городах — через районные и городские
финансовые отделы. Характерная особенность управления в системе Минфина —
двойное подчинение его республиканских и местных органов. Так, например,
областные финансовые управления подчиняются одновременно областным органам
власти и Министерству финансов.
Органом оперативного управления финансами является
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основными его задачами
являются:
• контроль за соблюдением
законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими
лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением
правильного исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и
иных платежей в бюджет;
• разработка предложений по
совершенствованию налогового законодательства и работы налоговых органов;
• подготовка налоговых
соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми
службами и изучение опыта их работы;
• принятие нормативных правовых
актов о порядке исчисления и уплаты (взыскания) налогов в бюджет.
В соответствии с данными задачами Министерство по налогам и
сборам осуществляет следующие функции:
• контролирует соблюдение
налогового законодательства;
• организует деятельность
инспекций, входящих в его структуру;
• разрабатывает в пределах
своей компетенции предложения по совершенствованию налоговой политики,
законодательства о налогах и предпринимательстве;
• проводит разъяснительную
работу по применению законодательства о налогах и предпринимательстве, издает
нормативные правовые акты по вопросам, входящим в его компетенцию,
разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных
документов, связанных с исчисления
уплатой и учетом налогов, а также
отчетов инспекции, входящих в его структуру;
• обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и
переподготовку кадров и др.
Центральный аппарат Министерства по
налогам и сборам включает в себя ряд управлений. Структура аппарата Министерства
и его налоговых инспекций утверждается министром.
Органом управления финансами является
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Важнейшими его функциями являются:
• участие
в разработке и реализации таможенной политики государства;
• обеспечение
соблюдения таможенного законодательства страны;
• принятие
мер по защите прав и интересов граждан, предприятий,
учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
• обеспечение
(в пределах его компетенции) экономической безопасности страны;
• защита
экономических интересов страны;
• применение
средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
• взимание
таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
• участие
в разработке и реализации мер экономической политики в
отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу страны;
• обеспечение
выполнения международных обязательств страны в части, касающейся
таможенного дела; участие в разработке международных договоров, затрагивающих
таможенное дело; осуществление сотрудничества с таможенным и иными
компетентными органами иностранных государств, международными
организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
• реализация
единой финансово-хозяйственной политики, развитие материально-технической
и социальной базы таможенных органов и др.
Управление финансами в отраслевых
министерствах, государственных комитетах осуществляют финансовые
управления (отделы) этих ведомств. На них возложено выполнение
таких функций,
как:
• составление сводных финансовых планов и прогнозов
по
ведомству и контроль за их реализацией;
•
проведение
мероприятий по укреплению хозрасчета, повышению рентабельности и максимальному
увеличению денежных накоплений на подведомственных предприятиях;
•
контроль
за эффективным использованием основного и оборотного капитала на предприятиях;
•
контроль за состоянием расчетов в целом по министерству (ведомству)
по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной
плате с рабочими и служащими;
•
финансирование подведомственных предприятий и учреждений, руководство их
финансовой деятельностью и т.п.
В низовых звеньях хозяйственного
управления, т.е. на предприятиях и других структурах, управление финансами, как
правило, осуществляют финансовые отделы, а при их отсутствии — другие экономические службы (в частности, бухгалтерии). Они
выполняют примерно те же функции, что и финансовые управления (отделы) министерств и ведомств, но в пределах
конкретного предприятия.
Необходимо отметить, что финансовый аппарат как орган управлении финансами имеет исключительно важное
значение в общей системе управления.
Он ведет огромную работу по мобилизации
финансовых ресурсов любого предприятия, министерства, ведомства и, наконец,
государства в целом. Без финансовых ресурсов, как известно, ни один субъект
хозяйствования, ни одно государство не может выполнять свои функции.
Финансовый аппарат является
одновременно и важнейшим экономическим штабом, который участвует
в разработке и реализации всех экономических реформ в стране, в том числе в расширении рыночных отношений, приватизации
государственной собственности, поддержке рыночных структур. Одновременно финансовый аппарат — это и бюрократический
аппарат. После распада СССР в Российской Федерации и Республике
Беларусь случалось, что финансовый аппарат тормозил или вовсе отвергал принятие необходимых экономических мер,
неквалифицированно готовил документы (в частности, в области налогообложения) и т.п. Обязанность
финансового аппарата каждой страны — тщательно просчитывать все решения,
изучать опыт ведущих стран мира и соседних государств.
В экономически развитых странах оперативное управление финансами обычно осуществляется несколькими государственными
органами. Так, в Италии его проводят четыре государственных органа: казначейство (государственные расходы и финансовый контроль); министерство финансов
(доходы); министерство
бюджета (составление государственного
бюджета и координирование финансовых ресурсов); министерство внутренних дел (местные финансы). Во
Франции задача управления финансами
возложена на министерство экономики, финансов и бюджета. В Германии эта роль поручена федеральному ведомству по финансам и федеральному управлению
государственным долгом — органам,
подчиненным федеральному министерству
финансов. В Великобритании государственным управлением финансами занимается казначейство, а в США —
министерство финансов и административно-бюджетное управление при президенте страны (последнее составляет
расходную часть федерального бюджета).
Общее управление финансами в этих странах находится в ведении высших законодательных органов власти —
парламентов: в ФРГ — бундестага, во
Франции — национального собрания, в Великобритании — парламента, в США
— конгресса.
Вопрос 3: Министерство финансов и
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь: их функции, задачи и
права.
3.1. Министерство финансов РБ.
1.
Министерство финансов Республики Беларусь (далее - Минфин) является республиканским
органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики
Беларусь.
2.
Минфин в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь,
иными актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Положением.
3.
Основными задачами Минфина являются:
3.1.
проведение государственной политики, осуществление регулирования и управления в
финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других
республиканских органов государственного управления;
3.2.
обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности
производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных
рыночных форм и структур;
3.3.
разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений
организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых
ресурсов;
3.4.
эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
3.5.
участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования
внешней государственной задолженности;
3.6.
контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в
процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
3.7.
государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными
металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных
металлов и драгоценных камней;
3.8.
формирование и реализация единой государственной политики в области разработки
и производства защищенных бумаг и специальных материалов;
3.9.
проведение государственной политики в области страховой деятельности,
государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики
Беларусь;
3.10.
осуществление лицензирования и контроль за соблюдением законодательства об
осуществлении лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований и
условий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в
установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;
3.11.
государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
3.12.
государственное регулирование аудиторской деятельности.
4.
Минфин в соответствии с возложенными на него задачами:
4.1.
осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в республике,
изучает экономику и финансы отраслей и административно-территориальных единиц,
разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и
увеличению доходов бюджета;
4.2.
организует работу по составлению проекта республиканского бюджета, определяет
порядок, сроки составления и представления в Минфин республиканскими органами
государственного управления, областными и Минским городским исполнительными
комитетами, организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов для
разработки проекта республиканского бюджета и нормативов отчислений от
республиканских налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в
местные бюджеты областей и г. Минска, а при необходимости - для уточнения
доходов и расходов бюджетов в процессе их исполнения. Составляет проект
республиканского бюджета, ежегодно разрабатывает проект закона о бюджете
Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и представляет их в
Совет Министров Республики Беларусь;
4.3.
участвует в работе по составлению краткосрочных и долгосрочных прогнозов
экономического развития государства, его платежного баланса;
4.4.
разрабатывает предложения о принципах формирования республиканского бюджета,
взаимоотношений республиканского бюджета с бюджетами областей и г.Минска,
участвует в определении принципов бюджетных взаимоотношений Республики Беларусь
с другими государствами;
4.5.
разрабатывает и определяет порядок и сроки составления и исполнения
республиканского бюджета;
4.6.
на основе расчетных показателей бюджетов областей и г.Минска определяет
нормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей и
иных поступлений в бюджеты областей и г.Минска, исходя из экономической
ситуации в республике в целом и социально-экономического положения конкретных
административно-территориальных единиц, для последующего утверждения этих
отчислений в установленном порядке;
4.7.
осуществляет краткосрочное и долгосрочное прогнозирование обеспечения
республиканского бюджета финансовыми ресурсами;
4.8.
проводит работу по совершенствованию налогового законодательства Республики
Беларусь, а также по подготовке проектов международных соглашений по вопросам
налогообложения. Анализирует влияние действующей налоговой системы на
обеспечение доходной части республиканского бюджета и на финансовое состояние
юридических лиц;
4.9.
определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам;
4.10.
обеспечивает исполнение республиканского бюджета, составляет роспись доходов и
расходов и устанавливает с участием соответствующих республиканских органов
государственного управления поквартальное распределение доходов и расходов
республиканского бюджета, в установленном порядке осуществляет взаимные расчеты
республиканского бюджета с бюджетами областей и г.Минска;
4.11.
осуществляет систематический контроль за исполнением республиканского бюджета,
за соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения
республиканского бюджета, решает по согласованию с Национальным банком
Республики Беларусь вопросы, касающиеся исполнения бюджета;
4.12.
регулирует финансовые взаимоотношения между республиканским бюджетом и
государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами;
4.13.
анализирует и при необходимости корректирует в утвержденных пределах и с учетом
имеющихся финансовых ресурсов исполнение республиканского бюджета;
4.14.
анализирует и обобщает информацию об исполнении республиканского бюджета,
местных бюджетов областей и г. Минска, смет доходов и расходов государственных
целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
4.15.
организует учет и проведение бюджетно-финансовых операций, связанных с
государственными финансовыми средствами;
4.16.
осуществляет подготовку и уточнение порядка управления государственными
финансовыми средствами и их учета;
4.17.
управляет средствами, находящимися на счетах казначейства;
4.18.
формирует перечень республиканских органов государственного управления,
находящихся в их ведении организаций, государственных целевых бюджетных и
внебюджетных фондов, средства которых аккумулируются на счетах казначейства;
4.19.
устанавливает порядок и сроки составления и представления периодической и
годовой отчетности об исполнении местных бюджетов областей и г. Минска и об
исполнении смет расходов организаций, финансируемых из республиканского
бюджета;
4.20.
составляет отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и
представляет его в Совет Министров Республики Беларусь в установленные сроки,
обеспечивает составление сводной периодической и годовой отчетности об
исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов областей и г. Минска;
4.21.
осуществляет контроль за своевременным поступлением доходов и эффективным
расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и
государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов республиканскими
органами государственного управления, местными исполнительными и
распорядительными органами и организациями;
4.22.
разрабатывает и утверждает формы бюджетной документации, формы бухгалтерского
учета и отчетности об исполнении бюджетов и смет расходов организаций,
финансируемых из бюджета;
4.23.
участвует в подготовке и реализации мероприятий, связанных с
разгосударствлением, приватизацией, использованием государственной
собственности и антимонопольной деятельностью в Республике Беларусь;
4.24.
участвует в работе по составлению проекта бюджета Союзного государства и
обеспечивает его исполнение;
4.25.
разрабатывает методологию организации и осуществления ведомственного контроля,
подготовки и представления отчетности о контрольно-ревизионной работе, а также
осуществляет контроль за состоянием ведомственного контроля в республике;
4.26.
осуществляет финансовое обеспечение подчиненных организаций;
4.27.
устанавливает порядок опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов
государственным пробирным клеймом Республики Беларусь;
4.28.
осуществляет государственный пробирный надзор, который включает:
опробование,
анализ и клеймение ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов,
изготовленных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных на территорию
Республики Беларусь для реализации;
экспертизу
оттисков государственных пробирных клейм Республики Беларусь;
экспертизу
драгоценных металлов и диагностику драгоценных камней в соответствии с
законодательством Республики Беларусь;
государственный
контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
законодательства Республики Беларусь в сфере деятельности с драгоценными
металлами и драгоценными камнями в пределах своей компетенции;
4.29.
анализирует состояние денежного обращения в республике, работу банковской системы,
вопросы функционирования рынка государственных ценных бумаг, разрабатывает
предложения по сбалансированности денежного обращения, выпуску, размещению и
погашению государственных ценных бумаг, функционированию национальной денежной
системы;
4.30.
устанавливает обязательные для всех участников лотерейной деятельности
требования по проведению лотерей, согласовывает условия проведения
республиканских лотерей, выдает свидетельство организатору лотереи на ее
проведение, ведет государственный реестр республиканских и местных лотерей,
осуществляет контроль за соблюдением законодательства, регулирующего лотерейную
деятельность;
4.31.
выдает специальные разрешения (лицензии) на виды деятельности в соответствии с
законодательными актами, их дубликаты, вносит изменения и (или) дополнения в
специальные разрешения (лицензии), приостанавливает, возобновляет, продлевает
срок их действия, прекращает их действие, а также ведет реестр лицензий по
каждому виду лицензируемой деятельности в установленном им порядке;
4.32.
осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и
отчетностью юридических лиц на территории Республики Беларусь, разрабатывает,
согласовывает и утверждает обязательные для исполнения всеми организациями на
территории Республики Беларусь нормативные правовые акты по вопросам
бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивает постоянное совершенствование
учета и отчетности на основе международных стандартов;
4.33.
осуществляет методологическое руководство аудитом, контроль за соблюдением
аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального
предпринимателя, и аудиторскими организациями законодательства об осуществлении
аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий;
4.34.
обеспечивает и осуществляет практическую деятельность по совершенствованию
внутригосударственных и межгосударственных валютно-финансовых отношений;
4.35.
обеспечивает составление планов формирования источников финансирования
государственных валютных расходов и распределение государственных валютных средств;
4.36.
участвует в подготовке и реализации мероприятий, связанных с развитием
внешнеэкономического сотрудничества Республики Беларусь;
4.37.
выполняет функции финансового агента и посредника в отношениях Республики
Беларусь с международными финансовыми и банковскими организациями, членами
которых является Республика Беларусь;
4.38.
организует учет и осуществление операций по управлению внутренним и внешним
государственным долгом Республики Беларусь и его обслуживанию, учет и
осуществление операций по гарантиям Правительства Республики Беларусь, проводит
регистрацию внешних государственных займов, заключает договоры с пользователями
средств по внешним государственным займам, банками и гарантами (поручителями) о
порядке расчетов за указанные средства;
4.39.
рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам, относящимся
к компетенции Минфина, принимает меры по совершенствованию этой работы;
4.40.
выполняет функции государственного заказчика на поставку драгоценных металлов и
драгоценных камней для государственных нужд и выполнение подрядных работ
(услуг) по производству драгоценных металлов из ценностей фонда переработки
Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики
Беларусь (далее - Госфонд Беларуси), осуществляет контроль за выполнением
государственного заказа;
Страницы: 1, 2
|