|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.8 Государственная научно-техническая программа “Технологии, машины и производства будущего” - основа проекта “Челнинский технополис”
Важным направлением технической реконструкции и дальнейшего развития промышленности является коренное преобразование, осуществляемое путем создания нового поколения гибких автоматизированных производственных систем, реализующих передовые идеи и разработки в области организации производства, перспективных материалов и технологического оборудования. Целью государственной научно-технической программы “Технологии, машины, производства будущего” является разработка научных основ и научно-технического задела для принципиального изменения характера промышленного производства, то есть переход от фрагментарной к комплексной автоматизации и компьютеризации отдельных производственных систем. Главным итогом реализации программы будет создание отечественных образцов гибких высокоавтоматизированных и компьютеризированных производств, используемые новые поколения эффективных энерго- и ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, машин и оборудования. Результаты работ обеспечат переход ряда предприятий к технологиям, при которых все операции от получения заказа до сбыта готовой продукции связаны в единое целое высоко интегрированными вычислительными системами. Такая организация позволит резко сократить время производственного цикла, снизить затраты на разработку и освоение новых видов продукции, оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка и существенно снизить незавершенное производство. В результате выполнения программы должен быть создан научно-технический задел на 15-20 лет для широкомасштабной реализации прогрессивных разработок в различных отраслях народного хозяйства. Программа состоит из 105 проектов и охватывает 3 основных направления: 1. “Технология будущего”; 2. “Техника новых поколений”; 3. “Компьютеризированные интегрированные производства”.
1.9 Организационно-правовое и финансовое обеспечение проекта
1.9.1 Масштабы проекта “Челнинский технополис”
Одним из основных вопросов является вопрос о масштабах деятельности Челнинского технополиса. По этому поводу может быть предложено несколько проектов развития Челнинского технополиса. Наиболее масштабным будет бизнес-проект Челнинского технополиса как республиканской структуры. В этом случае в бизнес-проект могут быть вовлечены ресурсы республиканского бюджета и прибыльных отраслей экономики Татарстана (например, нефтедобычи, нефтепереработки и т.д.), и возникает необходимость создания законодательной базы технополисного развития. Возможен бизнес-проект Челнинского технополиса, ориентированный на Нижнекамский регион. Это расширяет инвестиционный потенциал проекта за счет финансовых средств крупных городов региона Нижняя Кама (Нижнекамска, Елабуги, Менделеевска, Заинска и т.д.) Наконец, возможен бизнес-проект Челнинского технополиса только на базе города Набережные Челны. Прединвестиционный этап реализации проекта в этом случае будет существенно сокращен. Наиболее оптимальным вариантом является создание Челнинского технополиса на базе города Набережные Челны с последующей (по мере развития) трансформацией проекта городского масштаба в проект республиканского уровня.
1.9.2 Потенциальные заказчики проектаИми могут быть: · муниципальные и республиканские власти; · объединения предпринимателей; · торгово-промышленная палата; · инвестиционные фонды и другие институциональные структуры (страховые, пенсионные, экологические);
1.9.3 Юридическая основаЧелнинский технополис должен быть хозрасчетным объединением на основах акционерного сотрудничества в соответствии с уставом, утвержденным в установленном законом порядке. В составе его учредителей должны быть: Камский Политехнический институт, местные органы власти, ряд крупных предприятий города, известные местные радиостанции и телевидение.
1.9.4 Структурно-функциональные элементы технополиса
Структурно-функциональная модель Челнинского технополиса представлена рисунком 3.1. 1. [И.И.1]
Рисунок 0.1. Структурно-функциональная модель Челнинского технополиса В ней можно выделить четыре основных блока: 1. Научно-исследовательский сектор. В него войдут крупнейшие Вузы региона, научно - исследовательские и научно-технические центры, конструкторские бюро, призванные выполнять исследовательские работы по поддержанию научно-технического потенциала предприятий на уровне мировых стандартов. 2. Производственно-технологический сектор. Сюда войдут крупнейшие промышленные предприятия и фирмы региона, а также вновь создаваемые фирмы для производства наукоемкой продукции. Структура производственно - технологического сектораприведена ниже:
Рисунок 0.2. Структура производственно - технологического сектора
3. Сектор обслуживания. Данный сектор должен осуществлять различные виды услуг, способствующих оптимальному функционированию технополиса: финансовые, маркетинговые, посреднические, юридические, экспертные, патентные, и т.д. На рисунке 3.3. представлены некоторые службы данного сектора технополиса.
Рисунок 0.3. Структура сектора обслуживания 4. “Инкубатор”
“Инкубаторские“ организации, предназначенные в оказании финансовой, материальной, научно-методической и иной консалтинговой деятельности начинающим фирмам. В задачи “Инкубатора” входит: · Выборочное кредитование инвестиционных проектов под залог (продвижение на рынок той или иной наукоемкой продукции, за счет предоставления целевых кредитов под вексельное обеспечение имуществом предприятия или пакетом акций); · Сдача в аренду основных фондов и оборудования (для многих наукоемких предприятий эта мера могла бы принести большие доходы, так как они имеют сравнительно новое оборудование. Возможна продажа части основных фондов предприятий с длительным производственным циклом); · Создание фондов поддержки малого инновационного бизнеса (эти фонды могли бы также создаваться на региональном уровне при местных органах власти за счет взносов предпринимателей, отчислений от прибыли крупных предприятий);
1.9.5 Структура управления
Управленческим органом технополиса является правление, куда входят руководители основных структурно-функциональных секторов (подразделений): Вуза, компаний, делового центра, представители местных и республиканских органов власти, банков и т.д. В роли управляющего должен быть руководитель главного научно-исследовательского подразделения или основной научно-производственной компании. Правление технополиса должно осуществлять следующие основные функции: 1. Планирование, включающее в себя выработку общей стратегии развития технополиса, подготовку деловых планов, составление маркетинговых программ, распределение финансов и др. 2. Создание необходимой организационно - функциональной структуры и подготовка кадров, куда входят отбор акционеров, научных организаций, компаний, предприятий в соответствии с основными целями и задачами технополиса, обеспечение оптимального взаимодействия и взаимосвязи между подразделениями, разрешение проблем и возможных конфликтов, возникающих между ними, налаживание контактов с Вузами по поводу подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. 3. Установление необходимых контактов с местными органами власти, банками, поставщиками, деловыми партнерами и т.д.
Функции дирекции “Челнинского технополиса”: 1. Обеспечение скоординированной деятельности всех подразделений, контроль за их деятельностью и выполнением решений правления. 2. Постоянный контакт с участниками технополиса, информирование правления о состоянии дел внутри фирм, их проблемах и трудностях с одной стороны, и о возможностях и решениях этих проблем, с другой стороны. 3. Решение хозяйственно - организационных задач, связанных с материально - техническим обеспечением технополиса, развитием его инфраструктуры, эксплуатацией зданий, руководством сбытом.
Организационным принципом управленческих структур технополиса является программно-целевое управление, планирование и проектирование с обязательным самоуправлением, самоокупаемостью и самофинансированием всех программ. Целевые программы являются организационной основой технополиса. Они подразделяются в зависимости от характера решаемых задач на: Þ социально-экономические; Þ производственно-экономические; Þ научно-технические; Þ территориальные; Þ экологические; Þ организационно-хозяйственные. Социально-экономические программы будут направлены на решение проблем повышения благосостояния населения, улучшения условий и преобразования характера труда и т.д. Производственно-экономические программы будут направлены на решение крупных межотраслевых проблем повышения эффективности и качественных характеристик общественного производства, улучшение использования ресурсов, создание и развитие новых отраслей и видов производств и других аналогичных проблем. Научно-технические программы будут направлены на решение важнейших научно-технических проблем, широкое применение в народном хозяйстве достижений науки и техники. |
|