Трудовая теория стоимости
Рикардо так же пытался ответить на
вопрос, что происходит со стоимостью средств производства в процессе
производства. К этой проблеме в той или иной форме подходили и некоторые
предшественники Рикардо (прежде всего Кенэ – основатель учения физиократов,
который в своей “Экономической таблице” фактически исходил из того, что
стоимость израсходованных средств производства в процессе их производительного
использования не утрачивается, а переносится на новый товар). Однако между
позициями Кенэ и Рикардо имеется весьма существенное различие. Если Кенэ больше
опирался на интуицию, лишь констатировал сам факт перенесения стоимости со
средств производства, то у Рикардо впервые имеет место сознательная постановка
данной проблемы, более того – попытка решить ее с позиции трудовой теории
стоимости. Название 3-го отдела 1-ой главы главного труда Рикардо формулирует
его позицию следующим образом: “ На стоимость товаров влияет не только труд,
применяемый непосредственно к ним, но и труд, затраченный на орудия,
инструменты и здания, способствующие этому труду”.
Рикардо пришел к заключению, что
капитал есть не что иное, как накопленный в средствах производства труд
рабочих. При всей ограниченности такой трактовки капитал (который в
действительности представляет собой особое общественно-производственное
отношение между капиталистом и наемным рабочим, а именно отношения эксплуатации
первым второго) эта позиция Рикардо означала, что средства производства не
могут создавать новой стоимости, они только переносят свою стоимость на новый
товар. Тем самым раскрывалась несостоятельность апологической теории
“производительности капитала”.
Вместе с тем данная точка зрения
Рикардо представляла собой существенный вклад в основание трудовой теории
стоимости. На основе своего анализа Рикардо пришел к выводу о том, что и в
условиях капитализма, а не только при простом товарном хозяйстве, как полагал
Смит, стоимость товаров определяется трудом, затраченным на их производство, а
вовсе не доходами, что накопление капиталов не отменяет закон стоимости, а лишь
усложняет процесс формирования стоимости. Рикардо показал, что и земля, а не
только фабричные средства производства, не создает стоимость, что приносимый
землей доход – земельная рента – создан трудом наемных рабочих и обусловлен
действием закона стоимости.
Из этих рассуждений Рикардо
следовал весьма важный вывод,– единственным источником стоимости является лишь
труд наемных рабочих, пошедший на изготовление товаров. Этот вывод подводил
буржуазную политическую экономию к той грани, за пределами которой научная
истина становилась несовместимой с буржуазной формой мышления.
Однако Рикардо, не раскрывший
двойственного характера труда, не сумел объяснить, как стоимость средств
производства переносится на новый товар, каков механизм этого процесса. По этой
же причине он не дал четкой характеристики двойственности процесса формирования
стоимости товара, а вместе с тем и двойственности его результата: перенесенной
стоимости (как результата конкретного труда) и вновь созданной стоимости (как
результата абстрактного труда). Отсюда проистекает и весьма противоречивое
отношение Рикардо к так называемой догме Смита. Он отвергал одну ее сторону, а
именно тезис Смита о том, что стоимость складывается из доходов, и соглашался с
другой ее стороной – утверждением о том, что стоимость распадается на доходы.
Между тем и вторая сторона догмы Смита игнорировала старую, перенесенную
стоимость в структуре стоимости товара, что явно противоречило позиции Рикардо
о “влиянии” труда, затраченного на средства производства, на стоимость
производимого товара.
Другим недостатком позиции Рикардо
при рассмотрении данной проблемы явилось то, что он не сумел выявить роль
оборотной части постоянного капитала, вещественно представленной сырьем,
материалами, топливом и т. п., в процессе формирования стоимостной структуры
товара. В отмеченной выше формулировке Рикардо говорится лишь об “орудиях,
инструментах и зданиях, способствующих труду” и не упоминается об оборотном
капитале.
Трудность, с которой столкнулся
Рикардо, проистекла из своеобразной роли в процессе труда предметов труда.
Рикардо смешивал деление капитала на основной и оборотный, на постоянный и
переменный.
С точки зрения первого деления
предметы труда вместе с трудом противостоят средствам труда, а с точки зрения
второго – предметы труда вместе со средствами труда противостоят труду.
Поскольку Рикардо смешивал два различных принципа деления капитала, поскольку
роль предметов труда, точнее – их стоимость, в процессе формирования стоимости
представлялась недостаточно ясной. Вместе с тем, следуем иметь в виду, что
Рикардо, исключая предметы труда из тех элементов капитала, которые переносят
свою стоимость на производимый товар, при общетеоретической трактовке проблемы
включал их в эту рубрику при рассмотрении частных случаев процесса
производства.
Развитая Рикардо трудовая теория
стоимости явилась выдающимся событием в истории политической экономии, высшим
этапом развития данной теории в домарксистский период, несмотря на некоторую
непоследовательность позиций Рикардо, историческую и классовую ограниченность
его воззрений, не разработанность ряда ключевых проблем теории товарного
производства.
Формирование и обоснование трудовой
теории стоимости в работах Рикардо представляет собой крупное достижение
научной буржуазной политической экономии, по крайней мере, в двух направлениях.
Во-первых, эта теория содержит исследование самых общих экономических отношений
и закономерностей, лежащих в основе капиталистического способа производства.
Во-вторых, она дает разработку важнейшего методологического принципа анализа
более развитых и сложных сущностных отношений капиталистической экономики,
который позволяет исследовать всю совокупность экономических явлений
капитализма с точки зрения их внутренней основы. Трудовая теория стоимости
Рикардо, обосновывающая положение о труде как единственном источнике стоимости
товара, подводила к пониманию как социально-экономической сущности
капитализма, так и в известной мере (хотя и не явным образом) его исторически
преходящего характера. И хотя этих проблем Рикардо не решил, его теория
стоимости исчерпала те возможности научного подхода, которые давала буржуазная
форма мышления.
IV.
Маркс.
Маркс превратил трудовую
теорию стоимости в глубокую и логически стройную систему, на основе которой
построил все здания принципиально новой политической экономии. Он освободил
трудовую теорию стоимости от противоречий и тупиков, которые мучили Рикардо.
Решающее значение при этом имел анализ двойственной природы труда,
заключающегося в товаре, - труда конкретного и абстрактного. Исходя из трудовой
теории стоимости, Маркс создал также теорию денег, объясняющую явления
металлического и бумажно-денежного обращения.
Маркс разрешил
противоречие, которое перед собой ставил еще Рикардо, оно заключалось в
объяснении обмена между рабочим и капиталистом. Труд рабочего создает стоимость
товара, а количество этого труда определяет величину стоимости. Но в обмен на
свой труд рабочий получает в виде заработной платы меньшую стоимость. Если бы
этот закон соблюдался, то рабочий должен был бы получать полную стоимость
создаваемого его трудом продукта, но в этом случае была бы невозможна прибыль
капиталиста. Получалось противоречие: либо теория не соответствует
действительности, либо закон стоимости непрерывно нарушается в важнейшей сфере
обмена. Но Маркс показал, что рабочий продает капиталисту не труд, который есть
лишь процесс, деятельность, затрата человеческой энергии, а свою рабочую силу,
т. е. способность к труду. Покупая ее, капиталист при обычных условиях
оплачивает рабочему полную стоимость его рабочей силы, ибо эта стоимость
определяется вовсе не тем, что создает труд, а тем, что необходимо рабочему для
жизни и воспроизведения себе подобных. Таким образом, обмен между капиталом и
трудом совершается в полном соответствии с законом стоимости, что отнюдь не
исключает эксплуатацию рабочего капиталистом.
Товар выступает – такова
его видимость, - с одной стороны, как потребительная стоимость, с другой как
меновая стоимость. Потребительная стоимость означает свойство вещи и полностью
ею обуславливается. “Полезность вещи” (ее свойство удовлетворять человеческую
потребность того или иного рода) “делает ее потребительную стоимость”. И она не
зависит от того, много или мало труда потратил человек на то чтобы произвести
данный товар. При рассмотрении потребительных стоимостей всегда предполагается
их количественная определенность, например дюжина часов, тонна железа и т. д.
Потребительная стоимость осуществляется только в пользование и потреблении, и
являются в то же время вещественными носителями меновой стоимости.
Под меновой стоимостью
подразумевается пропорция, согласно которой потребительная стоимость одного
вида обменивается на потребительную стоимость другого вида, это соотношение
постоянно меняется в зависимости от времени и места. Один товар может иметь не
одну, а несколько меновых стоимостей, например: x кг железа можно
обменять как на y кг золота, так и на z кг серебра. Меновые
стоимости товаров необходимо свести к чему-то общему для них, большие или
меньшие количества чего они представляют.
Этим общим не могут быть
геометрические, физические, химические или какие-либо иные природные свойства
товаров. Эти свойства учитываются только при рассмотрении полезности товаров,
т. е. при учете потребительных стоимостей.
“Потребительные стоимости
образуют вещественное содержание богатства, какова бы не была его общественная
форма”. Меновая стоимость возможна лишь в товарном хозяйстве, в хозяйстве, где
производят не для собственного потребления, а для обмена. Как потребительные
стоимости товары разнородны. Потребительная стоимость одного товара не похожа
на потребительную стоимость другого товара. Как меновые стоимости товары
однородны. Маркс, цитируя Барбона пишет: “Один сорт товаров также хорош, как и
другой, если равны их меновые стоимости. Между вещами, имеющими равные меновые
стоимости, не существует никакой разницы или различия”.
Если отвлечься от
потребительных стоимостей товаров, то у них остается лишь одно свойство, а
именно то, что они – продукты труда.
Но раз мы отвлеклись от их
потребительной стоимости, мы вместе с тем отвлеклись от тех составных частей товаров,
которые делают их потребительными стоимостями.
Вместе с потребительной
стоимостью продукта труда исчезает и полезный характер представленных в нем
видов трудов; последние не различаются более между собой, а сводятся все к
абстрактному человеческому труду, т. е. затраты человеческой рабочей силы
безотносительно к форме этой затраты. Товары представляют выражения того, что
в их производстве затрачена человеческая рабочая сила, накоплен человеческий
труд, они суть стоимости – товарные стоимости.
Товары, как и вещи не
равны, и обнаруженное в меновом отношении равенство относится к ним лишь как к
продуктам труда. Если раньше констатировалось, что в качестве меновой стоимости
один товар похож на другой, то теперь этот факт приобретает такой смысл: как меновые
стоимости товаров являются лишь продуктами труда. “Теперь это уже не стол, или
дом, или пряжа, или какая-либо другая полезная вещь. Все чувственно
воспринимаемые свойства погасли в нем”. Он продукт труда – и только.
Но равенство товаров как
продуктов труда означает и равенство самого труда, т. е. сведение всех видов
труда “к одинаковому человеческому труду, к абстрактному человеческому труду”,
к человеческому труду вообще. Отсюда вывод: “Все эти вещи представляют собой
теперь лишь выражения того, что в их производстве затрачена человеческая
рабочая сила, накоплен человеческий труд”.
И, наконец, последнее звено
во всей этой цепи: “Как кристаллы этой общей им всем общественной субстанции,
они – стоимости, товарные стоимости”.
Мы рассматривали меновую
стоимость товаров совершенно независимо от их потребительной стоимостей. Таким
образом, то общее, что выражается в меновой стоимости товаров, и есть их
стоимость.
Так Маркс напал на “след”
стоимости, скрывающейся за меновой стоимостью, т. е. перешел от видимости
явлений к их сущности. Он идет от меновой стоимости товаров к труду и от труда
к стоимости. Однородность товаров, проявляемая ими в обмене, выражает лишь их
однородность как продуктов труда и, следовательно, однородность самого труда.
И, наоборот, товары теперь уже представляются как продукты одинакового
человеческого труда, как кристаллы общей им всем общественной субстанции и как
таковые являются стоимостями.
Маркс формулирует различие
между абстрактным трудом, образующим стоимость, и конкретным трудом, создающим
потребительные стоимости, следующим образом. “Всякий труд есть, с одной
стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, - и в
этом своем качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует
стоимость товаров. Всякий труд, есть с другой стороны, расходование
человеческой рабочей силы в особой –целесообразной форме, и в этом своем
качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости”.
“Итак, - говорит Маркс, -
потребительная стоимость, или благо, имеет стоимость лишь потому, что в ней
овеществлен, или материализован, абстрактно человеческий труд. Как же измерять
величину ее стоимости?”
Ответ на этот вопрос
подсказан всем предыдущим анализом: если стоимость есть вещное выражение
абстрактного труда, то она измеряется количеством этого труда, или – по
выражению Маркса – “количеством содержащегося в ней труда, этой созидающей
стоимости субстанции”.
Субстанция стоимостей
образуется одинаковым человеческим трудом, затратой одной и той же человеческой
рабочей силы. Вся рабочая сила общества, выражающаяся в стоимостях товарного
мира, выступает здесь как одна и та же человеческая рабочая сила, хотя она и
состоит из бесчисленного числа рабочих сил. Каждая из этих индивидуальных
рабочих сил, как и всякая другая, есть одна и та же человеческая рабочая сила,
раз она обладает характером общественной средней рабочей силы и функционирует
как такая общественная средняя рабочая сила, следовательно, употребляет на
производство данного товара лишь необходимое в среднем или общественно
необходимое рабочее время.
Определение понятия
общественно необходимого труда Маркс дает такое. “Общественно необходимое
рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления
какой-либо потребительной стоимости при наличие общественно нормальных условий
производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности
труда”.
Но если все виды труда сводятся к
одинаковому однородному человеческому труду, то сразу возникают вопросы: 1) что
следует понимать под квалифицированным трудом и трудом простым? 2) Как и где
происходит сведение их одного к другому и к труду вообще? Маркс отвечает: “Сравнительно сложный труд означает только возведенный в
степень, или, скорее, помноженный, простой труд … Товар может быть продуктом
самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого
труда”. Это и есть ответ на первый вопрос. “Опыт показывает, что такое сведение
сложного труда к простому совершается постоянно. Товар может быть продуктом
самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого
труда, и, следовательно, сама представляет лишь определенное количество
простого труда”. Это ответ на второй вопрос.
Итак, величина стоимости
данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или
количеством рабочего времени, общественно необходимого для его изготовления.
Каждый отдельный товар в данном случае имеет значение лишь как средний экземпляр
своего рода. Поэтому товары, в которых содержаться разные количества труда, или
которые могут быть изготовлены в течение одного и того же рабочего времени,
имеют одинаковую величину стоимости. Стоимость одного товара относится к
стоимости каждого другого товара, как рабочее время, необходимое для
производства первого, к рабочему времени, необходимому для производства
второго. “Как стоимости, все товары суть лишь определенные количества
застывшего рабочего времени”.
Следовательно, величина
стоимости товара оставалась бы постоянной, если бы было постоянным необходимое
для его производства рабочее время. Но рабочее время изменяется с каждым
изменением производительной силы труда.
Поскольку величина
стоимости единицы товара выражает собой количество овеществленного (общественно
необходимого) труда, т. е. рост последнего вызывает соответствующее увеличение
стоимости, а уменьшение количества овеществленного труда влечет за собой такое
же уменьшение величины стоимости. Но количество овеществленного в товаре труда
в свою очередь определяется уровнем производительной силы труда: чем выше этот
уровень, тем меньше труда овеществляется в единице товара, а чем ниже указанный
уровень, тем больше овеществленного труда. Следовательно, величина стоимости
обратно пропорциональна производительной силе труда. Именно потому, что
величина стоимости прямо пропорциональна количеству овеществленного в товаре
труда, она обратно пропорциональна производительной силе. Производительная сила
труда определяется разнообразными обстоятельствами, между прочем средней
степенью искусства рабочего, уровнем развития науки и степенью ее
технологического применения, общественной комбинацией производственного
процесса, размерами и эффективностью средств производства, природными
условиями.
Эта рассмотренная выше
зависимость в последствие и получила название закона стоимости, закон движения
и регулятор товарного хозяйства.
Вещь может быть
потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда ее полезность
для человека не опосредована трудом. Таковы: воздух, вода, естественные луга,
дикорастущий лес и т. д. Вещь может быть полезной и быть продуктом
общественного труда, но не быть товаром. Тот, кто продуктом своего труда
удовлетворяет свою собственную потребность, создает потребительную стоимость,
но не товар. Чтобы произвести товар он должен произвести не просто
потребительную стоимость, но потребительную стоимость для других, общественную
потребительную стоимость.
Для того чтобы стать
товаром, продукт должен быть передан в руки того, кому он служит в качестве
потребительной стоимости, посредством обмена. Наконец, вещь не может быть
стоимостью, не будучи предметом потребления. Если она бесполезна, то и
затраченный на нее труд бесполезен, не считается за труд и потому не образует
никакой стоимости.
3. Альтернативные теории стоимости.
Австрийская школа предельной полезности (ее основатели
К. Менгер, О. Бем-Баверк и Ф. Визер) дала объяснение стоимости (ценности) и
цены благ и услуг с позиции экономической психологии потребителя полезных
вещей. Основные положения данной теории таковы.
Первое положение. Австрийские ученые
полагали, что полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами
товаров. Полезность, по их мнению, - это субъективная оценка, которую дает
каждый покупатель роли определенного блага в удовлетворении его личных
потребностей. Ценность (синоним стоимости) блага – это понимание человеком
значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния. К. Менгер
категорически утверждал, что “ценность не есть нечто присущее благам… Ценность
– это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их
распоряжении благ для поддержании их жизни и их благосостояния, и потому вне их
сознания не существует”.
В этом утверждении содержится
определенная доля истины. Мы знаем из повседневной жизни, что люди даже в одной
семье сильно расходятся во взглядах на значение одной и той же вещи для
удовлетворения их потребностей. Они придают тому или другому благу разную
ценность для их жизни и благосостояния.
Второе положение. Полезные блага
подразделяются на два вида:
а) имеющиеся в безграничном
количестве (вода, воздух и т. п.). Эти вещи люди не считают ценными для себя.
Ибо они имеются в таком избытке, который не нужен для удовлетворения
человеческих потребностей;
б) являющиеся относительно редкими
и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим
благам хозяйствующие лица приписывают ценность.
К. Менгер со своих позиций
попытался решить давно возникший парадокс. Самые полезные для человеческой
жизни блага далеко не всегда оказываются самыми ценными. О том насколько его
взгляды по этому поводу отличаются от представлений Адама Смита, можно видеть
из данных приведенных ниже.
Взгляды К. Менгера и А.
Смита на полезность и меновую стоимость
К.
Менгер:
“Ответ на вопрос, почему, например,
фунт вод для питья не имеет для нас никакой ценности при обыкновенных условиях,
тогда как весьма малая частица фунта золота или бриллиантов имеет всегда весьма
высокую ценность, вытекая из следующих условий.
Бриллианты и золото столь редки, что
все доступные распоряжению людей количества первых могли бы поместится в
ящике, а все доступные распоряжению людей количества второго – в одной большой
комнате.… Наоборот, вода для питья имеется на Земле в столь большом количестве,
что едва ли можно себе представить резервуар, который вместил бы всю ее”.
А.
Смит:
“Предметы,
обладающие весьма большой потребительной стоимостью, часто имеют совсем не
большую меновую стоимость или даже совсем ее не имеют; напротив, предметы имеющие
очень большую меновую стоимость, часто имеют совсем не большую потребительную
стоимость или совсем ее не имеют. Нет ничего полезнее воды, но на нее почти
ничего нельзя купить. … Напротив, алмаз почти не имеет никакой потребительной
стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество
других товаров”.
Хотя К. Менгер и А. Смит приводят по
существу близкие иллюстрации, их положения принципиально различаются.
В первом случае неодинаковые величины
ценности воды и бриллиантов, золота объясняют разной степенью их редкости.
А во втором случае подобное же
неравенство меновой стоимости воды и алмазов мотивируется несовпадением
величины затрат труда на их получение.
Вместе с тем количественная
ограниченность благ должна приниматься в расчет на практике при установлении
цен. Именно так это происходит, например, при ценообразования на продукцию
земледелия, где имеется мало хороших по качеству земельных участков. Еще в большей
мере уникальность некоторых благ оказывает воздействие на цены, когда на
аукционах продаются раритеты.
Третье положение. Человек располагает свои потребности в порядке понижения степени их
важности и пытается удовлетворить их имеющимся в его распоряжении количеством
благ. При этом ценность каждого блага будет зависеть, во-первых, от важности
удовлетворения потребности, а во-вторых, от степени ее насыщения.
В таком случае можно распределить
потребности по определенным родам, характеризующим их значения для обеспечения
жизни. В составе каждого рода потребностей выделяются ступени насыщения
человеческих запросов.
Так, допустим, удовлетворение
потребности в пище на высшем уровне имеет полное значение для сохранения жизни
человека. Дальнейшее потребление имеет значение для сохранения здоровья.
Наконец, последующее принятие пищи совершается ради удовольствия, которое
обычно постепенно понижается. Оно достигает известной границы, когда
потребности в пище удовлетворены настолько полно, что пропадает удовольствие. А
непрекращающееся питание превращается уже в мучение и может угрожать опасностью
здоровью и даже жизни. Подобная картина наблюдается и в отношении значения
повышения степени насыщения потребности в жилище и нужд другого рода.
Потребности разного рода и степени их
насыщения имеют разное значение для обеспечения жизни и благосостояния
человека. Их расположение по мере убывания такого значения показано в шкале
Менгера. В ней представлен механизм образования родовой и конкретной полезности
блага (римские цифры соответствуют родовым, а арабские цифры – конкретным
потребностям).
Шкала Менгера.
I II III IV V VI VII VIII IX X
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
8 7 6 5 4 3 2 1 0
7 6 5 4 3 2 1 0
6 5 4 3 2 1 0
5 4 3 2 1 0
4 3 2 1 0
3 2 1 0
2 1 0
4.
0
0
Шкала
Менгера построена по принципу убывающей полезности. Она помогает понять, почему
блага меньшей родовой полезности могут обладать большей ценностью. Это
определяется местом каждого блага в шкале потребностей и степенью насыщения
потребности в нем.
Четвертое положение. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности.
Немецкий экономист Герман Госсен (1810 – 1858) сформулировал этот закон так.
Степень удовлетворения одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем
им пользоваться, постепенно уменьшается, так что, наконец, наступает насыщение.
Каждый человек наверняка испытывал на
себе действие закона убывающей полезности. Известно, что проголодавшийся
человек с большим аппетитом съедает первый ломоть хлеба. Затем с каждым новым
куском утрачивается полезность хлеба, до тех пор пока пропадает желание есть
этот продукт. Все съеденное количество хлеба образует величину насыщения.
Основатели австрийской школы
политической экономии стремились придать закону убывающей полезности всеобщее
значение. Ф. Визер заявил, что этот закон распространяется на все процессы – от
голода до любви.
Пятое положение. Ценность блага определяет предельная полезность, т. е. субъективная
полезность “предельного экземпляра”, удовлетворяющего наименее настоятельную
потребность в продукте данного рода.
Предельная полезность может возникать
на разных уровнях потребления благ. В таких случаях она означает величину
ощущаемой человеком добавочной полезности, которая получена от прироста потребления
новой единицы какого-то продукта (например, одной порции мороженого).
Если предельная полезность достигает
“точки насыщения”, то человек перестает ощущать пользу от потребляемой вещи.
Когда же этот рубеж в потреблении преодолевается, то обычный продукт
воспринимается как антиблаго, а полезность превращается во вредность. Такое
состояние пересыщения известно многим людям, подрывавшим свое самочувствие и
здоровье.
Предельная полезность, а,
следовательно, и ценность блага, зависит от “запаса” (наличия количества)
данного продукта и потребности в нем. Если при неизменной величине потребности
увеличивается “запас”, то предельная полезность вещи снижается. Когда “запас”
уменьшается, то предельная полезность и ценность возрастают. Все это
сказывается на величине рыночной цены продукта, которая прямо зависит от его
предельной полезности. Похоже, что рыночная практика подтверждает данную
зависимость. Так, в условиях относительной недостаточности какого-то продукта
(уменьшается его “запас”) цена устанавливается на более высоком уровне, что, по
существу, оправдывает покупку “предельного продукта”.
Однако теория предельной полезности
не вполне соответствует хозяйственной практике и содержит внутренние
противоречия. Вот несколько подтверждений этого.
Во-первых, массовые рыночные сделки
нуждаются в каком-то объективном соизмерении всех товаров. Между тем
субъективная полезность не имеет и не может иметь какого-либо количественного
выражения, так как отсутствуют объективные единицы для ее измерения.
В XIX веке некоторые экономисты
считали, что существует некоторый количественный измеритель счастья, или
полезности, для каждого человека. Единица измерения полезности была названа
ютиль (от англ. utility – полезность). Чем больше ютилей приобретал на рынке
потребитель, тем большую порцию счастья он, якобы, получал.
По поводу такого поведения покупателя
профессора С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи (США) в своем учебнике
“Экономика” заметили следующее. “…Трудно поверить, что на самом деле существует
некая мера счастья, которую можно использовать для доказательства такого рода
утверждений: “Дик стал бы в два раза счастливее, если бы он съел еще одну
шоколадку”.
Во-вторых,
субъективно-психологическая теория предельной полезности не смогла решить
проблему отыскания единого соизмерителя ценности для всего многообразия благ и
для всех людей. Резонно заметить, что у каждого человека должен был бы
существовать свой счет ютилей. А общего измерителя сугубо индивидуального
восприятия пользы благ для всего человечества в принципе не может быть вообще.
Далее спрашивается: разве можно при помощи ютиля соизмерить предельную
полезность разного рода благ и услуг, допустим концерта джазовой музыки, устриц
и арбуза… Ответ очевиден
В-третьих, закон убывающей полезности
не является универсальным. Он проявляет свое действие в отношении ограниченного
круга предметов первой необходимости (например, хлеб, вода, жилище). Такие вещи
имеют для отдельного человека и для каждого момента границу насыщения. Однако
данный закон не применим к подавляющей массе товаров – многочисленным
непродовольственным продуктам и тем более к средствам производства.
Итак, основные положения теории
предельной полезности в определенной мере отражают реальные рыночные связи. Эти
связи можно представить в формуле: потребитель – потребность – полезность блага
– его ценность – рыночная цена. Так, по-видимому, можно оценивать товар и
экономические отношения со стороны потребителя.
Сторонники концепции предельной
полезности считают, что именно потребители, устанавливающие ценность товаров,
определяют рыночную цену. Они изображают рынок как арену экономической
демократии. Здесь в свободной оценке товаров участвуют все покупатели. Они
проводят своего рода “голосование”: отдают за выбранные ими товары рубли,
доллары или иные деньги. Таким образом, открывается или закрывается путь
всякому продукту в сфере потребления. Итоги этого народного “референдума”
отражаются в рыночных ценах.
Критикуя концепцию Ж. Б. Сея о
полезности товаров как регуляторе их стоимости, Д. Рикардо писал: “Это было бы
верно, если бы стоимость товаров регулировалась только покупателями”. Д.
Рикардо отмечал, что полезность товаров, т. е. их потребительная стоимость,
необходима для того, чтобы товар обладал стоимостью, однако она не является
источником стоимости. “Полезность вещей, - писал он, - представляет, бесспорно,
основу стоимости, но степень полезности не может быть мерой стоимости. Товар,
производимый с большей трудностью, будет всегда дороже, чем товар, производимый
с большей легкостью, даже если бы все люди единодушно считали, что последний
более полезен, чем первый”.
После ознакомления с трудовой теорией
стоимости и с концепцией предельной полезности нельзя не заметить, что в теории
рыночного ценообразования в целом возникло серьезное противоречие. Английские
классики политической экономии решающую роль в установлении цены приписывали
предложению производителей, которые исходят из учета труда, затраченного на
создание товара. В противовес этому ранние австрийские теоретики предельной
полезности значение придавали спросу потребителей. Разрешить это противоречие
взялся Альфред Маршалл.
А. Маршалл считал одинаково
неправильным отдавать предпочтение в процессе формирования рыночной цены либо
предложения, либо спросу. По его мнению, с равным основанием бесполезно спорить:
какое лезвие ножниц разрезает кусок бумаги – верхнее или нижнее?
А. Маршалл положил в основу своей
теории динамику функций спроса и предложения, их синтез. Такие экономисты, как
Самуэльсон, Линн и др., вслед за Маршаллом сводят цель теории ценности к изучению
спроса и предложения на различных отрезках времени и влияния цены на количество
произведенных или купленных товаров. Профессор Линн, отправляясь на рынок,
отыскивает цену товаров в точке пересечения функций спроса и предложения,
движущихся в рамках пресловутых субъективных оценок предельной полезности
товара. Но уже Маркс убедительно доказал, что спрос и предложение никак не
объясняют процесса ценообразования, ибо они влияют лишь на отклонение рыночной
цены от стоимости, но не определяют собой величины стоимости. В X главе III
тома “Капитала” Маркс показал, что в случае равенства спроса и предложения
силы, лежащие на их стороне, перестают действовать и рыночные цены товаров
совпадают с их стоимостью. Спрос и предложение зависят от цен, и их движение может
быть объяснено только на основе закона стоимости.
А. Маршалл пытался рассмотреть
предложение как сумму цен факторов, затраченных на производство товара. Однако
получилось, что назначенная продавцом цена объясняется тоже ценой… А. Маршалл
счел нецелесообразным углубляться в рассмотрение сути спроса и предложения. Он
ограничился описанием воздействия рыночной цены на экономическое положение
покупателей и продавцов.
4. Заключение.
После всех
наших исследований создается странная картина. Экономическая система одна.
Теорий стоимости, эту систему количественно объясняющих, две. Получается, одна
из теорий не верна?
Нет. Каждая
из них и верна, и неверна: они односторонни. Они описывают хозяйство как бы с
разных сторон. Каждая охватывает один бок, не замечая, что есть и другой.
Следовательно, дальнейшее развитие теории стоимости заключается в научном
синтезе обоих вариантов.
Традиционная
трудовая теория стоимости слишком увлекается производством и недоучитывает
потребление. Но с помощью синтеза двух теорий этого можно избежать и теория
предельной полезности восполняет ее односторонность.
Трудовая
теория стоимости не может объяснить, каким образом люди учитывают объективные
трудовые пропорции, складывающиеся у них “за спинами”. Субъективные оценки,
соответствующие изменению трудовых пропорций, в теории предельной полезности
избавляют ее и от этих проблем.
Экономическая наука либо
принимает теорию предельной полезности, либо остается в рамках трудовой теории,
либо вырабатывает третий вариант. Третьим вариантом может быть:
-
выработка
совершенно иного подхода к стоимости, что маловероятно;
-
разработка
информационной теории стоимости, которая находится в зачаточном состоянии;
-
синтез
трудовой теории и теории предельной полезности.
Последний вариант (синтез теорий)
является весьма перспективным как с точки зрения мировой экономической науки,
так и с точки зрения осознания экономических интересов России.
Список литературы.
1.
А.
В. Аникин “Жизнь и дела мыслителей экономистов до Маркса”.
2.
Е.
Ф. Борисов “Экономическая теория”.
3.
Г.
С. Вечканов, Г. Р. Вечканова “Словарь рыночной экономики”.
4.
В.
Н. Замятнин “История экономических учений”.
5.
Е.
М. Майбурд “Введение в историю экономической мысли”.
6.
К.
Маркс “Капитал”.
7.
А.
И. Михаилушкин, П. И. Шимко “Основы рыночной экономики”.
8.
А.
Л. Реуэль “История экономических учений”.
9.
Д.
И. Розенберг “Коментарии к “Капиталу” К. Маркса”.
10.
Адам
Смит “Исследования о природе и причинах богатства народов”.
11.
Г.
Б. Хромушин “Буржуазные теории политической экономии”.
12.
“Адам
Смит и соременная политэкономия” Московский университет 1979 г.
13.
“История
экономической мысли” Московский университет 1961 г.
14.
“Экономическая
теория” СПбГУЭиФ 1997г.
Страницы: 1, 2
|