бесплатные рефераты

Учет и аудит расчетов с подотчетными лицами

Учет и аудит расчетов с подотчетными лицами

ВВЕДЕНИЕ


Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В процессе финансово- хозяйственной деятельности у предприятия возникает потребность использовать наличные денежные средства  для расчетов о работниками по командировкам, выдачи им средств  на представительские цели, для покупки за наличный расчет товаров в других организациях или у физических лиц, для оплаты выполненных работ, оказания услуг, а также на иные хозяйственно- операционные цели.

Тема расчётов предприятий с сотрудниками, выезжающими в служебные командировки, как по России, так и в другие страны, достаточно хорошо изучена и освещена в экономической прессе и специальных изданиях. К тому же командировочные расходы относятся к категории затрат предприятия, которые постоянно находятся под пристальным вниманием проверяющих органов. На этом объекте учёта замыкается комплекс вопросов, связанных с отражением в бухгалтерском учёте и налогообложении.

Но в то же время следует заметить, что большинство публикаций на эту тему сводится, как правило, к рассмотрению действующих нормативных документов и описанию порядка оформления первичных документов. Несомненно, такие публикации имеют определённую значимость для практикующего бухгалтера, так как правильно организованный учет в значительной степени является залогом достоверного формирования финансовой отчетности и, соответственно, налогооблагаемой базы по ряду налогов.

Однако опыт проведения аудиторских проверок предприятий показывает, что на практике возникает более широкий спектр проблем учёта и налогообложения, чем описывается в нормативных документах. В процессе своей деятельности практически каждый бухгалтер сталкивается с проблемой правильного учета и налогообложения командировочных расходов. При этом часто возникают вопросы, в частности, что считать служебной командировкой; каков порядок командирования сотрудников предприятия, работающих по совместительству или выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера; какими нормативными документами, затрагивающими вопросы командировочных расходов, необходимо руководствоваться в настоящее время.

Большая роль при этом отводится бухгалтерскому учету, с помощью которого сплошным образом, непрерывно и взаимосвязано отражаются все документально подтвержденные хозяйственные операции, чем обеспечивается достоверность, своевременность и точность информации. Правильная организация учета расчетов с подотчетными лицами, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за использованием на предприятии денежных средств и, с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговой службой.

Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами  являются:

1.  своевременное, полное и достоверное отражение на счетах бухгалтерского учета фактических затрат на командировочные расходы;

2.  документальная обоснованность использования подотчетных сумм и обоснованность включения в состав затрат;

    3.  контроль за экономным и рациональным использованием денежных средств на  хозяйственно- операционные цели.

  При выборе темы дипломной работы я остановилась на теме: «Учет и аудит расчетов с подотчетными лицами» по нескольким причинам: во-первых, бухгалтерский учет с подотчетными лицами имеет свои особенности. Во-вторых, статьи и публикации о закупке товарно-материальных ценностей – явление довольно-таки редкое и поэтому одной из целей этой дипломной работы является обобщить те данные, которые появляются в печати.

    Эта тема бухгалтерского учета очень широка и охватывает  массу информации и большой круг бухгалтерской документации, с которыми я получила возможность ознакомиться и проанализировать их.

          Цель работы:

- изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета  и аудита расчетов с подотчетными лицами, быть в курсе последних изменений законодательства;

- проанализировать деятельность действующего предприятия в  области бухгалтерского учета и аудита, пользуясь документами бухгалтерии, первичными документами по оформлению движения средств и документами аудиторских фирм;

-осветить как можно шире проблемы бухгалтерского учёта командировочных расходов;

-   выдвинуть предложения по совершенствованию бухгалтерского учета и аудита расчетов с подотчетными лицами  и разработать тесты аудиторских проверок .

На эти и другие типичные вопросы, связанные с командировочными расходами, будут даны ответы в рамках этой работы на примере предприятия ООО «Пойковоавтотранс-1».

Общество с ограниченной ответственностью «Пойковоавтотранс – 1» создано на основании решения учредителя: Открытого акционерного общества «Юганскнефтегаз» (протокол заседания совета директоров «Юганскнефтегаз» №7 от 15 июля 1998 года).

          Зарегистрировано Администрацией Нефтеюганского района Распоряжение №769 от 24 июля 1998 года.

Юридический статус: Общество является юридическим лицом со статусом коммерческой организации согласно праву Российской Федерации.

          Общество имеет круглую печать, может иметь товарные знаки, знаки обслуживания, промышленные образцы, бланки, штампы, печать с указанием своего наименования в русской и латинской транскрипции с изображением товарного знака.

          Общество может выступать истцом, ответчиком и третьим лицом в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах и иных юридических органах.

          Основными видами деятельности ООО «ПОАТ-1» являются оказание транспортных и сервисных услуг предприятиям, занимающимся добычей нефти, бурением, а также оказанием транспортных услуг населению.

          Высшим органом управления Обществом является Общее собрание Участников.

          Общие собрания Участников могут быть годовыми и внеочередными. Годовые собрания участников проводятся в течение двух-четырех месяцев после окончания финансового года Общества. На годовых общих собраниях Участников в обязательном порядке утверждаются годовые результаты деятельности Общества.

          Все собрания, проводимые помимо годовых, являются внеочередными. Внеочередные Общие собрания Участников созываются управляющим общества по своей инициативе, а также по требованию ревизионной комиссии, аудитора Общества, а также Участников, обладающих в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов Участников Общества.

Единоличным исполнительным органом Общества является управляющий. Он назначается общим собранием Участников и действует на основании Устава.

Общество создано и действует с целью извлечения прибыли посредством предпринимательской деятельности.

В соответствии с Уставом ООО «Пойковоавтотранс-1» основными видами деятельности являются:

1.     оказание автотранспортных и сервисных услуг

2.     оказание социальных услуг населению

3.     оказание услуг производственного характера

4.     осуществление посреднической деятельности

5.     прочие виды деятельности

Общество имеет гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых иных видов деятельности, не запрещенных Федеральным Законом.

Общество вправе осуществлять любые виды лицензируемой деятельности после получения соответствующих лицензий.

  I. Организация учета и аудита расчетов  с подотчетными лицами.

      I.1.Законодательные и нормативные документы, регулирующие учет и аудит расчетов с подотчетными лицами.


1.     Федеральный закон « о бухгалтерском учете от 21.11.96 № 129-ФЗ ( в ред.23.07.98)

2.     Приказ Минфина РФ от 29.07.98 №34н « Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (в ред. 24.03.2000г.)

3.     Гражданский кодекс Российской  Федерации.

4.     Трудовой кодекс РФ от 21.12.2001г. Введен в действие с01.02.2002г.

5.     Налоговый кодекс РФ части I и II  главы 21 «Налог на добавленную стоимость», гл.23 «Налог на доходы физических лиц», гл.25 « Налог на прибыль», утвержденные законом №117-ФЗ (в ред.29.11.2001)#P 3 0 1 1 9030073 01000000000000000100020000000110CB070A0B0000000000000700031000000300000033390001000000000006000100#G0

6.     Федеральный Закон об аудиторской деятельности № 119 ФЗ.

7.     Стандарты по аудиторской деятельности.

8.     План счетов и инструкция по применению плана- счетов.

9.     Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации

Письмо Центрального банка Российской Федерации от 22.09.93 N 40 (в ред.24.03.2000г).

10. Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами. Указ Центрального банка Российской Федерации от 14.11.2001г        N 1050

11. Постановление Совмина-Правительства РФ от30.07.93 № 745 «Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (в ред. 02.12.2000)

#E#P 3 0 1 1 9027703 010001000000070000000100020000000210010000004254890000000E0010100000000013000000C3D0C0C6C4C0CDD1CAC8C920CACEC4C5CAD10001000000000001000100#G0

 12. Приказ Минфина РФ от 15 марта 2000года № 26н.( в ред.01.03.2001) « О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения и порядке их применения»

 13.   Приказ Минфина РФ от 06.07.2001г. № 49н « Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории РФ»

  14.#E#P 3 0 1 1 9038912 01000000000000000100020000000110CD07020D0000000000000700031003000300000031340001000000000006000100#G0 Постановление правительства РФ от 01.12.93г. №1261 « о размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территорию иностранных государств» (в ред.21.03.98).

 15. Положение о порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов (Приказ ЦБ России № 62 от 25.06.97).

16. Письма Минфина РФ от 24.09.93.№ 110 «О нормах возмещения командировочных расходов в инвалюте.

17. Положение по ведению бухгалтерского учета ПБУ 10/99 « Расходы организаций». Утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.1999г. № 33 н. (В редакции Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н )

 18. Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в инвалюте» (ПБУ3/2000), утвержденного приказом Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н.

      19. Письма Минфина РФ от 29.03.96 № 34 «О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран».












  I.2. Выдача и учет подотчетных сумм. Основания. Оформление подотчетных средств.

   

Предприятия в процессе финансово-хозяйственной деятельности могут своим работникам выдавать некоторые суммы в подотчет.

Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые  предприятием из кассы на расходы административно- хозяйственные, на расходы по закупке запасных частей, на расходы по командировкам , на проезд оплачиваемого льготного отпуска ( для работающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним), а также различных работ, услуг для осуществления оперативной деятельности предприятия. В таких случаях обычно работнику выдаются наличные денежные средства под его ответственность (под отчёт) для выполнения определённых действий по поручению организации. Такие работники называются подотчётными лицами.

Целесообразность, размеры и сроки, на которые выдаются средства под отчет согласно Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному решением Совета директоров ЦБР 22.09.93 № 40, определяются руководителем предприятия.

Также руководитель утверждает список лиц, имеющих право получать средства в подотчет, например, на хозяйственные нужды.

Подотчетные суммы обычно выдаются из кассы предприятия. При временном отсутствии у предприятия кассы разрешается выдавать по согласованию с банком  кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

Кассир выдает подотчетному лицу денежные средства на основании надлежащим образом оформленного приказа руководителя (приложение 1) или заявления работника с разрешительной надписью руководителя. При этом в приказе и заявлении должен быть указан срок, на который выдаются подотчетные средства по различным видам операций. Указание срока необходимо для обоснования нахождения средств в подотчете определенное время, так как согласно действующему Порядку ведения кассовых операций в РФ лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы . или со дня возвращения их из командировки. Предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Нарушение сроков, равно как и отсутствие у предприятия документации, подтверждающей те или иные сроки отчета (приказы, распоряжения и др.), приводят к ситуации, которая в настоящий момент законодательно не урегулирована.

Кроме того, следует помнить, что выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. При этом передача выданных под отчет наличных денег одним работником другому запрещается.

На основании приказа руководителя, например, о направлении в командировку, или о нормах на отдельные виды представительских расходов бухгалтером составляется смета, итог которой после утверждения ее в виде аванса выдается подотчетному лицу, что оформляется расходным кассовым ордером (приложение 2) с проставлением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера.

    В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях и т.п. имеется разрешительная надпись руководителя организации, его подпись на расходных кассовых ордерах не обязательна.

При составлении сметы следует учитывать действующие нормы командировочных расходов, нормы и порядок возмещения расходов при направлении работников предприятий и организаций для выполнения монтажных, наладочных. Строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом, за постоянную работу  в пути, а также нормативы для исчисления предельных размеров представительских расходов.

Аналогично оформляются выдачи средств работникам на хозяйственные нужды – например, закупку материалов, запасных частей ,оплату услуг. При этом размер данных сумм обычно ограничен (их выдача предусмотрена сметой предприятия).

После проведения хозяйственно – операционных, представительских расходов, возвращения из командировки подотчетное лицо предоставляет отчет о фактически израсходованных суммах с приложением оправдательных первичных документов, оформляет авансовый отчет (приложение 3), который в течении  5 дней обрабатывается бухгалтером. Представленные подотчётными лицами авансовые отчёты об израсходованных суммах и приложенные к ним оправдательные документы в бухгалтерии подвергаются счётной проверке, а также проверке по существу. При этом проверяются правильность оформления документов, целесообразность расходов и соответствие их назначению аванса. Проверенные бухгалтерией авансовые отчёты утверждаются руководителем предприятия, после чего принимается к учету. Остаток неиспользованных сумм сдается в кассу подотчетным лицом по приходному кассовому ордеру ( приложение 4), перерасход выдается по расходному кассовому ордеру.

В случаи не предоставления отчета об израсходованных подотчетных средствах и невозвращения в кассу предприятия остатка неиспользованных сумм авансов в установленные сроки бухгалтер имеет право удержать из начисленной заработной платы данную задолженность в предусмотренном действующем законодательном порядке.

Согласно Инструкции по применению Плана счётов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий для обобщения информации о расчётах с работниками предприятия по суммам, выданным им под отчёт, в бухгалтерском учёте используется активно-пассивный счёт 71 «Расчёты с подотчётными лицами», сальдо которого отражает сумму задолженности подотчетных лиц предприятию (дебетовое) или сумму не возмещенного работнику перерасхода (кредитовое).  Аналитический учёт по счёту 71 «Расчёты с подотчётными лицами» должен быть организован по каждой авансовой выдаче конкретного подотчётного лица .

Подотчетные суммы для контроля  за их расходованием учитываются  в резерве каждого работника предприятия в ведомости и журнале–ордере № 7.(приложение 5)

Журнал- ордер – комбинированный регистр бухгалтерского учета, который сочетает синтетический и аналитический учет с линейной формой записи, то есть каждой выданной под отчет сумме отводится одна строка, а записи, связанные с данной операцией (по мере предоставления авансового отчета, сдачи неиспользованных средств в кассу, получения денег в погашение перерасхода) производится в этой строке.

Основанием для заполнения данного бухгалтерского регистра являются расходные и приходные кассовые ордера– при выдаче средств в подотчет и возврате их в кассу, а также авансовый отчет  – при списании израсходованных сумм. В учёте выдача наличных денежных средств под отчёт, а также возмещения перерасхода по авансовому отчёту отражаются проводкой:

Дебет 71 Кредит 50(51) – на выданную сумму

соответственно при получении работником наличных денег из кассы предприятия или из кассы банка.

При возвращении в кассу предприятия остатка неиспользованных сумм авансов отражается проводкой:

Дебет 50(51) Кредит 71)

Остановка здесь

Как уже упоминалось, денежные средства выдаются под отчёт на административно-хозяйственные и командировочные расходы.

Перейдём к освещению бухгалтерского учёта расчётов с подотчётными лицами по суммам, выданным на административно-хозяйственные расходы.













Сотрудники организации, уполномоченные производить закупку материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный расчёт, должны быть заранее ознакомлены с нормативными ограничениями налично-денежного обращения, а также с требованиями, предъявляемыми к документальному оформлению таких операций.

В соответствии с пунктом 2 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденным письмом Центрального банка РФ  (в редакции последующих изменений и дополнений)[3], расчёты между юридическими лицами осуществляются, как правило, в безналичном порядке.

При приобретении материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный расчёт следует учитывать лимиты, установленные Указом Центрального банка РФ «Об установлении предельного размера расчётов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделки». [4] Предельный размер расчётов наличными деньгами по одному платежу установлен с 21 ноября 2001 года в следующих размерах:

·        между юридическими лицами в сумме  шестьдесят тысяч рублей.

Это ограничение установлено  для одной сделки. Поэтому по конкретной сделке можно оплатить наличными шестьдесят тысяч рублей и не более.

Указанные выше нормативные ограничения обязательны для исполнения всеми юридическими лицами, а за их несоблюдение в соответствии с пунктом 9 Указа Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»  предусмотрены штрафные санкции (в двукратном размере суммы произведённого без учёта нормативных ограничений платежа).

При этом на руководителей предприятий-нарушителей налагается административный штраф в пятидесятикратном размере установленной законодательством России минимальной месячной оплаты труда (по состоянию на 2001 год она составляет 100 рублей).

Налагает соответствующие взыскания Государственная налоговая инспекция.

Меры финансовой ответственности за осуществление расчётов наличными деньгами сверх установленных предельных сумм применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платёж в адрес другого юридического лица.[4]

I.2Документальное оформление покупок за наличный расчёт .

При покупках за наличный расчёт в организациях розничной торговли продавец обязан выдать покупателю, а покупатель вправе потребовать у продавца два документа – кассовый чек и товарный чек (или накладную).[6]

Кассовый чек является документом, подтверждающим факт оплаты товара. При этом кассовый чек в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ [6]  должен содержать следующие реквизиты:

·        наименование организации-продавца;

·        идентификационный номер (ИНН)

·        заводской номер ККМ;

·        порядковый номер чека;

·        дата и время покупки;

·        стоимость (цену) покупки;

·        признак фискального режима.

Вместо кассового чека возможна выдача номерного бланка строгой отчётности по формам, утверждённым Министерством финансов РФ.

Товарный чек (или накладная) в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учёте» [1] должен содержать следующие реквизиты:

·        наименование документа;

·        дату составления документа;

·        наименование организации, от имени которой составлен документ;

·        содержание хозяйственной операции

·        измерители приобретённого товара (работ, услуг) в натуральном и денежном выражении (названия типа «канцтовары», «хозтовары» и т.п. без расшифровок по видам, количеству, цене и стоимости каждого товара не допускаются);

·        должность и личную подпись ответственного лица, заверенную штампом (печатью) организации-продавца.

Согласно Нлогового кодекса РФ главы 21 [7] суммы НДС по материальным ценностям (работам, услугам), приобретённым для производственных нужд у организаций розничной торговли, к зачёту у покупателя не принимаются и расчётным путём не выделяются.

В бухгалтерском учёте организации-покупателя приобретение материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд в розничной торговле по кассовым и товарным чекам (или накладным) отражается проводками:

Дебет 10      Кредит 71 – на сумму оприходованных материалов;

Дебет 20 (23,25,26,29,.…) Кредит 71 – на сумму произведённых работником по распоряжению руководителя предприятия общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходов.

Все подотчётные суммы списываются бухгалтерией предприятия на основании авансового отчёта работника  с приложением подтверждающих расходы документов.

Дополнительными документами могут быть ведомости списания материалов, требования на выдачу материалов, акты передачи в эксплуатацию приобретённых ИХП, акты приёмки выполненных сторонними организациями работ (услуг) производственного характера и т.п.

Документальное оформление покупок за наличный расчет у юридических лиц согласно Инструкции Государственной налоговой службы «О порядке исчисления и уплаты НДС» [8] при приобретении материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный расчёт (только в пределах установленных лимитов) у организации-изготовителя (предприятия-изготовителя), заготовительной, снабженческо-сбытовой, оптовой и другой организации (предприятия), занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров) при наличии приходного кассового ордера и накладной на отпуск товаров с указанием суммы налога отдельной строкой, НДС отражается по дебету счёта 19 «НДС по



 приобретенным материальным ценностям» и исчисление его производится в общеустановленном порядке.

Процесс приобретения за наличный расчёт материальных ценностей (работ, услуг) у организаций-изготовителей, организаций оптовой торговли и иных организаций – юридических лиц (кроме розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров), как правило, включает в себя несколько этапов, каждый из которых оформляется соответствующим документом:

1. Заключение договоров между юридическими лицами, регламентирующих их отношения, а именно договоров купли-продажи, подряда, договоров на оказание услуг и т.п., оформляемых в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. Реализация товаров покупателю оформляется накладной (иногда накладная с подписями и печатями обеих сторон выступает в качестве договора купли-продажи). Реализация работ (услуг) оформляется актом сдачи-приёмки, составляемом в дополнение к соответствующему договору.

2. Внесение наличных денег по заключённому договору в кассу организации-продавца оформляется приходным кассовым ордером по межведомственной форме КО-1. Покупателю выдаётся квитанция к приходному кассовому ордеру, которая в соответствии с Порядком ведения кассовых операций [3] заверяется печатью (штампом) организации-продавца.

Иногда организация-поставщик самостоятельно получает наличные деньги по заключённым договорам в кассе организации-покупателя через своих подотчётных лиц – инкассаторов, действующих на основании надлежаще оформленных доверенностей на получение денежных средств. В таких случаях организация-покупатель выписывает расходный кассовый ордер на имя гражданина, указанного в доверенности, и выплачивает по нему требуемую сумму при предъявлении этим гражданином документа, удостоверяющего его личность.

3. Не позднее десяти дней  с даты отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги) или предоплаты (аванса) организация-поставщик  обязана представить организации-покупателю счёт-фактуру, выписанный по форме, установленной постановлением Правительства РФ «О внесении изменений в Порядок ведения журналов учета  счетов-фактур при расчетах по НДС». [9]

Такой порядок действует, начиная с первого января 2000 года.

В счёте-фактуре должны быть указаны:

·        порядковый номер счёта-фактуры и дата выписки;

·        наименование продавца в соответствии с учредительными документами;

·        идентификационный номер продавца ( ИНН);

·        наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес;

·        идентификационный номер покупателя ( ИНН);

·        наименование товара (работы, услуги);

·        стоимость (цена) товара (работ, услуг);

·        налоговая ставка;

·        сумма налога на добавленную стоимость;

·        страна происхождения товара;

·        сумма налога с продаж ( эта графа заполняется справочно,т.е. стоимость должна указываться в счет фактуре без налога с продаж)

Счёт-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером поставщика, а также лицом, ответственным за отпуск товаров (работ, услуг), и скрепляется печатью организации..

Постановлением Правительства РФ от 19. января 2000 года № 46 «О внесении изменений в Порядок ведения журналов учета  счетов-фактур при расчетах по НДС». [9]  Эти изменения позволяют подписывать выдаваемые счета-фактуры не только руководителю организации, но и другим уполномоченным на то руководством лицам. Исключены следующие реквизиты: коды поставщика и покупателя по ОКОНХ и ОКПО, коды товаров по ОКДП, а также подпись получателя.

Счёт-фактура, оформленный надлежащим образом, является основанием для зачёта (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом.

При получении накладной на отпуск материальных ценностей (или акта сдачи-приёмки выполненных работ, услуг) и счёта-фактуры в бухгалтерском учёте организации-покупателя производятся записи:

Дебет 10 (20,25,26,.…) Кредит 71 – на сумму приобретённых товаров (работ, услуг) без НДС.

Соответствующие им суммы НДС, выделенные в расчётных документах, фиксируются по счёту 19, субсчетам «НДС по приобретённым материальным ресурсам», «НДС по приобретённым ИХП», «НДС при осуществлении капитальных вложений», «НДС по приобретённым нематериальным активам», «НДС по приобретённым услугам»:

Дебет 19 Кредит 71 – на сумму НДС, выделенного в счёте-фактуре и расчётном документе

Документальное оформление покупок за наличный расчёт у физических лиц.

В процессе своей деятельности бухгалтеры часто сталкиваются с необходимостью оформления документов при покупке товарно-материальных ценностей за наличные деньги. При этом возникают вопросы, в частности, по поводу отнесения НДС на расчеты с бюджетом, оформления документов, необходимых для осуществления закупок сельскохозяйственной продукции у населения и т.д.

В соответствии со статьей 161 ГК РФ сделки между юридическими лицами и гражданами совершаются в простой письменной форме. Сделка должна быть заверена нотариально, согласно статье 163 ГК РФ, в случаях. Предусмотренных законодательством РФ или в случаях, предусмотренных соглашением сторон.

Приобретение организациями имущества у физических лиц, не являющихся предпринимателями, оформляется договорами купли-продажи. Данные договоры должны составляться в соответствии с положениями ГК РФ и содержать паспортные данные физического лица – продавца имущества.

Закупку у населения сельскохозяйственных продуктов, дикорастущих ягод, грибов и орехов осуществляют лица, назначенные и утвержденные приказом руководителя организации. Таковыми могут являться как сотрудники организации, так и физические лица, производящие работы или оказывающие услуги по договорам гражданско-правового характера.

Согласно Методическим рекомендациям по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденным письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5, при закупке у населения сельскохозяйственных продуктов, дикорастущих ягод, грибов. Орехов организацией должен быть составлен закупочный акт, который утверждается руководителем организации

Закупочный акт должен содержать следующие обязательные реквизиты:

·        паспортные данные сдатчика продуктов;

·        место его проживания;

·        наименование сдаваемых продуктов, их количество и стоимость.

К акту должны быть приложены следующие документы:

·        справки о принадлежности данной продукции сдатчику;

·        заключение ветнадзора о доброкачественности продукции.


Согласно Инструкции Государственной налоговой службы РФ «По применению главы 23 «О налоге на доходы с физических лиц» [7] суммы, полученные физическими лицами в течение года от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, в части,  превышающей тысячекратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, подлежат обложению подоходным налогом у источника выплаты дохода (в нашем случае – бухгалтерией предприятия), а при продаже гражданами квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков, паев, долей – пяти-тысячекратный размер минимальной месячной оплаты труда.

При расчете дохода, подлежащего налогообложению, сумма валового дохода уменьшается  на тысячекратный  размер минимальной месячной  оплаты труда в год, рассчитанной на основе действовавших с начала  года размеров и того размера, который действует на момент совершения сделки.

О всех выплатах физическим лицам предприятия обязаны сообщать налоговым органам по своему местонахождению. Причем, если имущество продавалось через посредника (поверенного), такие сведения сообщаются о собственнике имущества.

В случае если предприятия выплачивали физическим лицам за приобретенное у них имущество суммы, не превышающие вышеуказанных размеров, и удержание налога в связи с этим не производилось, о выплаченной сумме они также не реже одного раза в квартал обязаны сообщать налоговому органу по своему местонахождению. Вопрос об исчислении налога  таким физическим лицам решается налоговым органом по их постоянному местожительству исходя из суммы совокупного дохода

Непростая ситуация складывается при приобретении материальных ценностей (работ, услуг) организациями для производственных нужд у граждан-предпринимателей (в том числе в розничной торговле).

Дело в том, что получение от этих граждан-предпринимателей кассовых и товарных чеков, квитанций к приходным кассовым ордерам и иных документов, оформленных так же, как и при покупках у юридических лиц, и нередко даже заверенных печатью предпринимателя, по действующему  НК РФ гл.23«О налоге на доходы физических лиц» не освобождает организацию–покупателя от обязанности известить налоговую инспекцию о суммах дохода, полученных гражданами-предпринимателями от этой организации.

Организация-покупатель должна представить сведения по форме Инструкции Госналогслужбы РФ.

Эти сведения включают в себя адрес постоянного местожительства гражданина-предпринимателя, его паспортные данные и иные данные, которые при покупках за наличный расчет, особенно в розничной торговле, далеко не всегда представляется возможным получить. В лучшем случае на печати гражданина-предпринимателя указаны населенный пункт, в котором он зарегистрирован в этом качестве, и номер его регистрационного свидетельства.

Поэтому сотрудник организации, производящий закупки за наличный расчет, должен быть проинформирован о требованиях, предъявляемых налоговым законодательством, и при невозможности получить достоверные данные о гражданине-предпринимателе, продающем товары (работы, услуги), в том числе в розничной торговле с применением контрольно-кассовых аппаратов, - отказаться от покупок для нужд организации  именно у этого продавца.

Суммы, израсходованные сотрудником в нарушение требований, предъявляемых законом, а также суммы по ненадлежаще оформленным документам не могут быть приняты к зачету и должны быть возмещены подотчетным лицом в кассу организации.


I.3. Особенности учета приобретения ГСМ за наличный расчет.


При заправке автомобиля топливом за наличный расчет рекомендуется выдавать водителю под отчет один или два раза в месяц некоторую сумму на закупку ГСМ. Список лиц, имеющих право на получение денег на приобретение ГСМ, максимальная сумма, которая может быть выдана под отчет, и сроки составления авансовых отчетов должны быть установлены приказом по предприятию.

Размеры этой суммы определяются предприятием самостоятельно на основании практического опыта и плана  использования автомобиля.

При приобретении ГСМ за наличный расчет перед каждым получением наличных денег из кассы водитель должен представить отчет о ранее приобретенном топливе. Данные о приобретенном за наличный расчет бензине заносятся в лицевую карточку водителя с указанием даты, количества и стоимости. По окончании месяца она сдается в бухгалтерию вместе с путевым листом. Водитель транспортного средства должен каждый раз, заправляя машину топливом, требовать на АЗС документ, подтверждающий количество оплаченного топлива; стоимость одного литра топлива.

Очень часто на практике на небольших предприятиях сотрудники, эксплуатирующие автотранспортные средства, не требуют или забывают потребовать на заправке чеки АЗС, а на предприятии впоследствии произведенные расходы им возмещают. Как правило, подобная хозяйственная операция сопровождается составлением  внутреннего акта.

Составление внутренних актов для списания в том случае, когда водитель не получил при заправке автомобиля документ, подтверждающий расходы, для включения этих расходов в себестоимость продукции (работ, услуг), не допускается.

Если такие расходы все-таки произведены, необходимо:

·        произвести их за счет чистой прибыли предприятия;

·        удержать с получивших деньги сотрудников налог на доходы;

·        начислить Единый социальный налог ( ЕСН) 35,6% .

При отражении в учете расходов на  оплату ГСМ следует учитывать особенности исчисления НДС при наличной и безналичной формах оплаты ГСМ. В соответствии с пунктом 19 Инструкции ГНС РФ от 11 октября 1995 года N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» при определении сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих взносу в бюджет по горюче-смазочным материалам, приобретенным за наличный расчет через АЗС, к зачету принимаются суммы налога в размере 13,79% от стоимости этих материалов.

С 1 января 2001г. вместо Закона о НДС действует глава 21 Налогового кодекса РФ.[7] Привычный порядок возмещения НДС по горюче-смазочным материалам изменился. Этот налог больше  не действует . Поэтому отменена и ставка 13,79%.

Следует отметить, что специального порядка для возмещения НДС по горюче-смазочным материалам гл. 21 Налогового кодекса РФ не устанавливает. И принимая НДС к зачету, бухгалтерам следует руководствоваться общими правилами. А они установлены статьями 171и 172 Налогового кодекса РФ. Главное правило- НДС возмещается из бюджета только на основание счета-фактуры. Так что теперь принять сумму уплаченного налога только на основании чека ККМ нельзя. [20]

Скажем сразу, что АЗС обязаны выдавать счета-фактуры, но только покупателям - юридическим лицам. И предприятиям, видимо, придется заключать договоры с автозаправочными станциями и вести все расчеты на их основании. Разумеется, в этом случае водители смогут заправляться только на определенных бензоколонках, да и бухгалтерам работы прибавится чего только стоит выписать  каждый раз доверенности на (получение бензина). Однако иных возможностей возместить НДС Налоговый кодек не дает.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ