Учет расчетов с внебюджетными фондами
Учет расчетов с внебюджетными фондами
Российский
государственный торгово -экономический университет
Южно-Сахалинский
институт (филиал)
Кафедра
бухгалтерского учета
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
Бухгалтерский финансовый учет
на тему: "Учет
расчетов с внебюджетными фондами"
Выполнила студентка первого курса
заочной формы обучения, группа 1.605
(ускоренное),
специальности "Бухгалтерский учет,
анализ и аудит", Роговой Мариной
Васильевной, шифр 04357
Преподаватель: Скачкова Т. В.
г. Южно-Сахалинск
2005 год
План:
1. Введение……………………………………………………………………………..3
2. Понятие
внебюджетных фондов…………………………………………………...4
3. Нормативно-правовое
регулирование деятельности внебюджетных фондов
4. Состав ФОТ и
выплат социального
характера.
5. Учёт расчётов с
внебюджетными фондами.
6. Отчётность по
внебюджетным
фондам.
7. Ответственность за
нарушение законодательства о внебюджетных фондах
8. Единый социальный
налог в 2005 году
9. Заключение
10. Список
используемой литературы
Приложения
1. Введение
Предприятия, организации и учреждения независимо от
своего финансового состояния обязаны уплачивать налоги в бюджетную систему и
страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды. Страховые
взносы, поступающие в фонды, имеют налоговую природу – как и налоги, страховые
взносы устанавливаются государством, являются обязательными, и к тому же относятся
на себестоимость работ и услуг плательщика и поэтому самым непосредственным
образом связаны с налогом на прибыль.
На сегодняшний день данная тема является актуальной.
В отличие от бюджетной системы государственные внебюджетные фонды социального
назначения профицитны, то есть доходы превышают расходы. Доходная часть
внебюджетных фондов формируется за счёт целевых отчислений. Источниками
отчислений являются – ВВП, тарифы, страховые взносы зависящие от оплаты труда.
Целью курсовой работы является, изучение и отражение учёта расчётов с
государственными внебюджетными фондами социального назначения.
Для достижения указанной цели были поставлены
следующие задачи:
-
Изучить понятие
внебюджетных социальных фондов;
-
Рассмотреть
нормативно-правовое регулирование деятельности внебюджетных социальных фондов;
-
Отразить состав ФОТ и
выплат социального характера;
-
Рассмотреть учёт расчётов
с социальными внебюджетными фондами;
-
Указать перечень выплат на
которые не начисляются страховые платежи;
-
Рассмотреть правильность
начисления платежей во внебюджетные фонды;
-
Рассмотреть своевременные
отчисления страховых взносов во внебюджетные социальные фонды;
-
Рассмотреть
ответственность за нарушение законодательства о внебюджетных социальных фондах;
Курсовая работа выполнена на основе предприятия ООО
Ирис».Расположенного по адресу: г. Корсаков, ул. Нагорная 31. Основной вид
деятельности – переработка и продажа морепродуктов.
2. Понятие внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды денежных средств являются
разновидностью целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств.
Они создаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях как в силу
самих законов РФ и постановлений Правительства РФ, так и в соответствии с
законами РФ, Указами Президента РФ, но по решению компетентных органов.
Внебюджетные фонды по целевому назначению подразделяются на социальные и
экономические.
В состав государственных внебюджетных фондов РФ в настоящее
время входят: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Данные
фонды собирают средства для финансирования важнейших социальных программ – это
выплата пенсий, оказание бесплатной медицинской помощи, выплата пособий по
безработице, выплата пособий по временной нетрудоспособности и т.д.
Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ и фонды
обязательного медицинского страхования являются самостоятельными кредитными
учреждениями. К числу социальных внебюджетных фондов относятся: Пенсионный
фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования, фонд социального страхования РФ. Эти фонды называются
внебюджетными социальными фондами потому, что они созданы в целях эффективной
реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты пенсий, пособий,
материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д.
До введения единого социального
налога был не совсем ясен статус отчислений в государственные социальные
внебюджетные фонды. Формально не являясь налогами, поскольку не входили в
установленную Законом "Об основах налоговой системы Российской
Федерации" налоговую систему России, они по своему экономическому
содержанию для налогоплательщиков были все-таки одной их форм налогов. При
этом, учитывая высокие ставки этих взносов, они были одним из определяющих
моментов сокрытия работодателями истинных размеров выплачиваемой работникам
заработной платы и существования тем самым скрытых форм оплаты труда. Введение
единого социального налога, взимаемого по регрессивной шкале, призвано стать
серьезным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату
труда работников, и в конечном счете - расширить базу обложения налогом на доходы
физических лиц.
Контроль за своевременностью и
полнотой уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями отчислений во
внебюджетные фонды являлся функцией не налоговых органов, а созданных
специально для этого органов государственных внебюджетных фондов. Это, с одной
стороны, создавало определенные трудности для организаций и индивидуальных
предпринимателей, поскольку они подвергались проверкам со стороны сразу пяти
контролирующих органов. Вместе с тем, эффективность контроля за поступлением
этих отчислений была достаточно низка. Это связано с тем, что органы
государственных внебюджетных фондов, не имея в достаточной степени
предоставленных налоговым органам прав, не сумели в полном объеме обеспечить
постановку на учет юридических и физических лиц, являющихся по закону
налогоплательщиками отчислений в фонды. Достаточно сказать, что количество
стоящих на учете плательщиков взносов было примерно на четверть ниже, чем
зарегистрированных в налоговых органах налогоплательщиков. С введением единого
социального налога контроль за его исчислением и уплатой полностью переходит к
налоговым органам.
Принципиальное значение имеет
также и то обстоятельство, что с введением единого социального налога для всех
налогоплательщиков — работодателей установлен единый порядок исчисления
налоговой базы по платежам в социальные фонды, что, несомненно облегчит
исчисление налога не только чисто технически, но и с позиций предотвращения
ошибок в расчетах.
Единый социальный налог является
одним из наиболее значимых как в формировании доходов государства, так и для
финансового положения налогоплательщиков. Платежи по нему хоть и незначительно,
но превысят поступления в бюджеты всех уровней самого крупного налогового
источника доходов консолидированного бюджета страны — налога на добавленную
стоимость.
3. Нормативно –
правовое регулирование деятельности внебюджетных
фондов.
Основам правового регулирования социальных
внебюджетных фондов уделено специальное внимание в Бюджетном кодексе РФ (ст.
143 - 150).
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ создан в соответствии со статьёй 8
Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990
года. Его правовой режим определён Положением о пенсион-ном фонде РФ,
утверждённым постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года.
Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного
управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Денежные средства фонда
являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию
не подлежат.
Источниками формирования Пенсионного фонда РФ являются
страховые взносы работодателей и граждан; ассигнования из федерального бюджета
РФ, выделяемые на выплату пенсий и пособий и приравненных к ним выплат
военнослужащим и их семьям, а так же на выплату пенсий, пособий и компенсаций
гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы; средства, возмещаемые
Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с
назначением досрочных пенсий безработным; средства, взыскиваемые с
работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
добровольные взносы и др.
Средства Пенсионного Фонда РФ расходуются на выплату
государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребёнком в возрасте старше
полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной
помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и
материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и
его органов, на другие мероприятия.
Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется Правлением
Пенсионного фонда и исполнительной дирекцией. В районах и городах действуют
уполномоченные пенсионного фонда РФ.
Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчёт о его исполнении ежегодно
рассматривается и принимается Государственной Думой РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ созданы
во исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации» от 28 июня 1991 г. Правовой режим этих фондов определён Уставом
Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утверждённым
постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г., а также Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования,
утверждённым постановлением Верховного Совета РФ «О порядке финансирования
обязательного медицинского страхования на 1993 год» от 24 февраля 1993 г.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования созданы для реализации государственной политики в области
обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства фондов находятся в государственной
собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.
Основными источниками образования Федерального и
территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются:
страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское
страхование, бюджетные ассигнования, доходы от использования временно-свободных
денежных средств и нормированного страхового запаса, добровольные взносы и иные
поступления. При этом Устав о федеральном фонде и Положение о территориальных
фондах обязательного медицинского страхования дают конкретный перечень
источников для каждого вида фондов.
Основными направлениями расходования средств из фондов
обязательного медицинского страхования являются: финансирование обязательного
медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями,
предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для
системы обязательного медицинского страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и
отчёт о его исполнении ежегодно рассматриваются и принимаются Государственной
Думой.
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ является специализированным
финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Его правовой режим
определён постановлением Правительства РФ «О фонде социального страхования» от
12 февраля 1994 года.
Фонд социального страхования РФ объединяет центральный
аппарат, региональные отделения, центральные отраслевые отделения, а также
филиалы отделений фонда.
Денежные средства фонда социального страхования РФ являются
государственной собственностью, не входят в состав бюджета и изъятию не
подлежат.
Бюджет фонда социального страхования РФ и отчёт о его
исполнении рассматриваются Государственной Думой.
Источниками образования фонда социального страхования РФ являются:
страховые взносы работодателей-организаций и граждан, осуществляющих приём на
работу по трудовому договору, доходы от инвестирования части временно свободных
денежных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские
вклады, ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с
предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы
или радиационных аварий на других атомных объектах, добровольные взносы граждан
и юридических лиц.
Направлениями расходов фонда являются: выплаты пособий по
временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребёнка до
достижения им возраста 1,5 лет, пособий на погребение; оплата путёвок для
работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение,
питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей
санаториев-профилакториев; частичная оплата путёвок в детские загородные
оздоровительные лагеря; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и
др.
Федеральным законом «Об обязательном медицинском страхова-нии
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе-ваний» от 24
июля 1998 г. предусмотрено участие в этих отношениях Фонда социального
страхования РФ в качестве страховщика. Средствами для осуществления данного
вида социального страхования определены обязательные страховые взносы
работодателей по установленному тарифу.
4. Состав ФОТ и выплат социального характера.
Инструкция о составе Фонда заработной платы и выплат
социального характера утверждена постановлением Госкомстата России, Минфином
России, Минтрудом России и Центральным банком России. Введена в действие с 1
января 1996 г.
Общие положения:
В состав ФОТ включаются начисленные предприятием,
учреждением, организацией суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за
отработанное и неотработанное время, стиму-лирующие доплаты и надбавки,
компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и
единовременные поощрения, а так же выплаты за питание, жильё, топливо, носящие
регулярный характер.
В состав выплат социального характера включаются
компенсации и социальные льготы, предоставленные работникам, в частности, на
лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без социальных пособий из государственных
и негосударственных внебюджетных фондов).
Состав ФОТ:
Включению в фонд заработной платы, в частности,
подлежат:
Оплата за отработанное время
-
Заработная плата,
начисленная работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время.
-
З/п, начисленная за
выполненную работу работникам по сдельным расценкам, в процентах от выручки
реализации продукции (выполнение работ и оказание услуг).
-
Стоимость продукции,
выданной в порядке натуральной оплаты.
-
Премии и вознаграждения
(включая стоимость натуральных премий), носящие регулярный или периодический
характер, независимо от источников их выплаты.
-
Стимулирующие доплаты и
надбавки к тарифным ставкам и окладам.
-
Ежемесячные или
ежеквартальные вознаграждения за выслугу лет, стаж работы.
-
Компенсационные выплаты,
связанные с режимом работы и условиями труда:
Выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты
труда: по районным коэффициентам; коэффициентам за работу в пустынных,
безводных местностях и высокогорных районах; процентные надбавки к заработной
плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностям
и других районах с тяжёлыми климатическими условиями.
Доплату за работу во вредных или опасных условиях и на
тяжёлых работах.
Доплаты за работы в ночное время.
Оплата работы в выходные и праздничные дни.
Оплата сверхурочной работы.
Оплата работникам за дни отдыха, предоставляемые в
связи с работой сверхнормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом
методе организации работы, при суммированном учёте рабочего времени и в других
случаях, установленных законодательством.
Доплаты работникам, постоянно занятым на подземных
работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы
и обратно.
-
Оплата труда
квалифицированных рабочих, руководителей, специалистов предприятий
освобождённых от основной работы и привлекаемых для подготовки, переподготовки
и повышения квалификации.
-
Оплата услуг работников
бухгалтерий за выполнение письменных поручений работников по перечислению
страховых взносов из заработной платы.
-
Выплата разницы в окладах
при временном заместительстве.
-
Оплата труда лиц принятых
на работу по совместительству.
Оплата
за неотработанное время
-
Оплата ежегодных и
дополнительных отпусков (без денежной компенсации за неиспользованный отпуск).
-
Оплата льготных часов
подростков.
-
Оплата учебных отпусков,
предоставленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях.
-
Оплата труда работников,
привлекаемых к выполнению государственных или общественных обязанностей.
-
Оплата простоев не по вине
работников.
-
Оплата за время
вынужденного прогула.
Единовременные
поощрительные выплаты
-
Единовременные (разовые)
премии независимо от источника их выплаты.
-
Вознаграждение по итогам
работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет.
-
Материальная помощь,
предоставляемая всем или большинству работников.
-
Денежная компенсация за
неиспользованный отпуск.
-
Другие единовременные
поощрения, включая стоимость подарков.
Выплаты на питание,
жильё, топливо
-
Стоимость бесплатно
предоставленных работникам отдельных отраслей экономики питания и продуктов.
-
Оплата стоимости питания,
в том числе в столовых, буфетах, в виде талонов, предоставления его по льготным
ценам или бесплатно.
-
Стоимость бесплатно
предоставленных работникам жилья и коммунальных услуг или суммы денежной
компенсации за предоставление их бесплатно.
-
Средства на возмещение
расходов работников по оплате жилья (сверхпредусмотренного законодательством).
-
Стоимость бесплатно
предоставленного работникам топлива.
Выплаты социального характера:
К выплатам социального характера, в частности, относятся:
-
Надбавки к пенсиям
работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам
труда, выплачиваемые за счёт предприятия.
-
Страховые платежи,
уплачиваемые предприятием по договорам личного, имущественного и иного
страхования в пользу работников за счёт средств предприятия.
-
Взносы на добровольное
медицинское страхование работников за счёт средств предприятия.
-
Расходы по оплате
учреждениям и организациям здравоохранения услуг, оказываемых работникам, за счёт
средств предприятия.
-
Оплата путёвок работникам
и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия за счёт средств
предприятия.
-
Возмещение платы родителей
за детей в дошкольных учреждениях.
-
Компенсации женщинам,
находившимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребёнком (без пособий
по социальному страхованию).
-
Суммы, выплаченные за счёт
средств предприятия, в возмещение вреда, причинённого работникам увечья,
профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с
исполнением ими трудовых обязанностей, а также иждивенцам погибших.
-
Выходное пособие при
прекращении трудового договора.
-
Суммы, выплаченные
уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией
предприятия, сокращением численности и штата работников.
-
Выплаты за счёт средств
бюджетов в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
-
Расходы по возмещению
ценовой разницы на продукцию, отпускаемую подсобными хозяйствами для
общественного питания работников предприятия.
-
Расходы на погашение ссуд,
выданных работнику предприятия.
Например,
Организацией ООО
«Ирис» был заключен трудовой договор с инвалидом II группы. В январе 2005 года
с ним заключен также и авторский договор на написание статьи по научной
тематике. Вознаграждение по договору - 9500 руб., по трудовому договору – 10
500 руб. Работником представлена справка МСЭ, что он является инвалидом II
группы, а также заявление о представлении профессионального налогового вычета в
размере утвержденного норматива. Год рождения автора – 1961.
Общая сумма
начислений физического лица в январе не учитывается в налоговой базе ЕСН, так
как доход работника не превысил 100 000 руб. (20 000 < 100 000).
При
исчислении же страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сумма
выплат включается в налоговую базу, так как льготы по ЕСН не распространяются
на страховые взносы.
С доходов
работников, родившихся ранее 1967 года, исчисленная сумма страховых взносов
полностью направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии.
В
налоговую базу при исчислении ЕСН включается сумма авторского вознаграждения за
минусом расходов, предусмотренных пунктом 3 статьи 221 НК РФ. При создании
научных трудов норматив затрат 20 процентов от суммы начисленного дохода. При
исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование объектом
обложения и базой являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН (п. 2
ст. 10 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации»). Поэтому величина начисленных страховых
взносов с дохода работника – 2534 руб. (10 500 руб. + 9500 руб. х 80%) х 14%).
При
исчислении налога на доходы физических лиц вознаграждение по авторскому
договору включается с учетом величины профессионального налогового вычета (п. 3
ст. 221 НК РФ). Исходя из этого, величина налогооблагаемой базы – 18 100 руб.
(10 500 руб. + 9500 руб. х (100% - 20%)).
В
бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Дебет
20 Кредит 70
- 20
000 руб. (10 500 + 9500) – начислена заработная плата и вознаграждение по
авторскому договору инвалиду II группы;
Дебет
20 Кредит 69 субсчет «Расчеты по обязательному пенсионному страхованию СЧ»
- 2534
руб. – начислены страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию на
финансирование страховой части трудовой пенсии;
Дебет
70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
- 2353
руб. (18 100 руб. х 13%) – начислен НДФД.
5. Учёт расчётов с внебюджетными фондами.
При учете расчетов с
внебюджетными фондами используется счет 69 “Расчеты по социальному
страхованию и обеспечению”
Этот счет предназначен для
обобщения информации о расчетах по отчислениям на государственное социальное
страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование персонала
предприятия.
Порядок производства отчислений
на социальное страхование и обеспечение регулируется соответствующими
законодательными и другими нормативными актами.
К счету 69 могут быть открыты субсчета:
69-1 “Расчеты по социальному страхованию”
69-2 “Расчеты по пенсионному обеспечению”
69-3 “Расчеты по страхованию”
На субсчете 69-1 “Расчеты по социальному
страхованию учитываются расчеты по отчислениям на государственное социальное
страхование персонала предприятия.
На субсчете 69-2 “ Расчеты по пенсионному
обеспечению учитываются расчеты по отчислениям на пенсионное обеспечение.
На субсчете 69-3 “Расчеты по медицинскому
страхованию” учитываются расчеты по отчислениям на медицинское страхование
персонала предприятия.
Счет 69 кредитуется на суммы отчислений на
социальное страхование и обеспечение работников, их медицинское страхование, а
также в фонд занятости, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При
этом записи производятся в корреспонденции:
· со счетами, на которых отражено начисление
зарплаты - в части отчислений, производимых за счет предприятия;
· со счетом 70 “Расчеты с персоналом по оплате
труда” - в части отчислений, производимых за счет персонала предприятия.
Кроме того, по кредиту счета 69 “Расчеты по
социальному страхованию и обеспечению” в корреспонденции со счетами учета
использования прибыли или расчетов с персоналом по прочим операциям (в части
расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за
несвоевременную уплату отчислений, в корреспонденции со счетом %! - суммы,
полученные в случаях превышения соответствующих расходов над отчислениями.
По дебету счета 69 проводятся суммы,
перечисленные в уплату начисленных отчислений, а также суммы, выплачиваемые за
счет отчислений на государственное социальное страхование, пенсионное
обеспечение, медицинское страхование.
Бухгалтерские записи по счету 69 “Расчеты по
социальному обеспечению и страхованию”
|