|
|||
Транспорно клиринговая Палата – как пример реальной работы по средствам валютного клиринга . После распада СССР в декабре 1991 г. Министерство гражданской авиации было ликвидировано и перестал существовать единый рублевый счет, на который стекалась вся выручка от продажи авиауслуг. Как известно, в СССР существовала одна громадная компания Аэрофлот, внутри которой был налажен централизованный взаиморасчет и поддерживалась договорная дисциплина. Когда на обломках Аэрофлота образовалось множество независимых авиапредприятий возникла реальная угроза получить также и независимость от денег, которые агентства теперь могли спокойно «уводить» от авиаперевозчиков. Агентства находятся ближе всех к реальным деньгам и имеют возможности для разного рода мошеннических действий и различного рода финансовых злоупотреблений. Кроме того, в первое время после дробления Аэрофлота нередко бывали случаи массового хищения бланков билетов. Таким образом, несмотря на то, что билеты заметно подорожали и объем перевозок почти не сократился, авиаперевозчики балансировали на грани разорения. Начало консолидации | |||
<TBODY>В о всем мире у крупных авиакомпаний имеются
собственные системы резервирования, и некоторые из них переросли сегодня
рамки одной фирмы и трансформировались в глобальные дистрибутивные системы:
Galileo, Amadeus, WORLDSPAN и SABRE. Для проведения взаиморасчетов между
авиакомпаниями применяются глобальные системы взаиморасчетов: BSP IATA и ARC
(США). Среди автоматизированных систем резервирования билетов на внутреннем
рынке России можно отметить следующие: «Сирена-2», «Сирена-2.3»,
«Сирена-2000», проект «Сирена-3» и шлюзы из/в системы Габриэль, Amadeus и
WORLDSPAN. Однако каждая авиакомпания по-прежнему заинтересована в том чтобы
продать именно свои места агентству, а потом и пассажиру, поэтому, в
частности, необходим нейтральный слой и гарантия того, что будут обеспечены
равные права по распределению билетов. |
Стремясь положить конец анархии, в конце 1992 г. все участники авиатранспортного процесса подписали Генеральный Договор о взаиморасчетах, соблюдение которого контролировалось общественной организацией – Наблюдательным советом авиапредприятий по взаиморасчетам (НСАВ). Это событие в свою очередь повлекло за собой множество новых проблем, в частности, потому, что в России раньше вообще не было какой-либо системы взаиморасчетов между авиапредприятиями (наиболее распространенная на внутреннем рынке система бронирования билетов «Сирена 2» была рассчитана на работу только с одной авиакомпанией и множеством ее агентств). Напрямую заимствовать другие решения: ARC – система для взаиморасчетов в США или BSP – система взаиморасчетов за международные перевозки в других регионах было невозможно из-за специфических особенностей банковско-финансовой системы, уровня развития телекоммуникаций и соображений государственного суверенитета. Поэтому для выполнения всего комплекса работ, связанных с осуществлением взаиморасчетов в 1994 году была создана Клиринговая палата, позднее преобразованная в Транспортную Клиринговую Палату.
Участниками ТКП стали 160 регулярных и 50 чартерных перевозчиков СНГ, а ее учредителями были 22 крупнейшие авиакомпании России и СНГ. Через Комиссию по аккредитации при ТКП прошли около 200 агентств по продаже билетов из СНГ и других стран. Всего было аккредитовано около 15 тыс. агентов, обеспечивающих продажу перевозок на нейтральных бланках ТКП международного образца, принятых взамен старых. Сейчас большинство бывших ведомственных агентств «Аэрофлота» (МГА) получили аккредитацию в ТКП. После того как в 1995 г. был запущен механизм взаиморасчетов, можно было говорить о том, что перевозчики СНГ, агентства и другие субъекты авиатранспортной системы сумели преодолеть кризис неплатежей и нейтрализовать негативные последствия развала монополии Аэрофлота на внутреннем рынке.
Информационный центр ТКП
ТКП, находясь в центре информационных потоков, циркулирующих между субъектами воздушного транспорта, выполняет роль координатора, а при возникновении конфликтов и роль третейского судьи, благо вся необходимая информация у нее имеется.
<TBODY>
Рис.1. Схема информационных потоков </TBODY>
В общем случае в задачи информационного центра ТКП (ИЦ ТКП tch@tchitc.msk.ru) входит оперативное предоставление участникам процесса перевозки исчерпывающей информации о состоянии счетов, платежей, отчетности на определенную дату; обеспечение защищенного обмена данными между всеми участниками системы взаиморасчетов; поддержка горячей линии для всех абонентов ТКП, а это как минимум один терминал, имеющий прямую связь с ИЦ; ведение статистики; предоставление доступа к нормативно-справочной и технологической информации, а также подготовка статистических данных.
Для обеспечения конфиденциальности обмена информацией и соблюдения юридической значимости документов, передаваемых по каналам электронной связи в ИЦ ТКП была разработана подсистема обмена электронными документами (ИНФОСЭД), построенная на базе систем криптографической защиты «Верба-О» и «Верба-OW».
Помимо решения проблемы конфиденциальности очень важно также оптимизировать процесс обработки статистики по воздушным перевозкам с формированием достоверных отчетов для различных государственных структур: ФАС (Федеральная авиационная служба), Госкомстат, Комиссия по делам ICAO. Сегодня ИЦ ТКП оказался единственной организацией, способной обеспечить заинтересованные учреждения статистическими данными по объемам работ и перевозкам, наличию и использованию парка воздушных судов по региональным управлениям и по стране в целом. Как видно из рис. 2, доступ к информационным ресурсам ИЦ ТКП осуществляется по междугородной телефонной сети, ведомственным сетям АВИАНЕТ, АЭРОНЕТ, «Сирена-3», X.25 и Internet.
<TBODY>
Рис. 2. Варианты доступа абонентов к информационным ресурсам ТКП </TBODY>
Отдельного разговора заслуживает техническое оснащение ИЦ ТКП. Ясно, что необходимость обеспечения надежности долговременного хранения самой разнообразной информации предъявляет особые требования к аппаратно-программной конфигурации. Кроме того, следует учесть, что ТКП – это негосударственная организация, которую финансируют авиапредприятия, так что ждать золотого дождя и неограниченных средств, изымаемых, например, у пассажиров, на техническое оснащение не приходится.
Специфика существующей в России системы взаиморасчетов, состояние линий коммуникаций, соображения государственной безопасности и даже действующие правила совершения полетов не позволяют непосредственно использовать готовые зарубежные решения. Поэтому в условиях ТКП единственно возможным оказался путь самостоятельной разработки информационной системы.
Что касается планов на будущее, то перед ТКП стоят задачи расширения сети аккредитованных агентств и привлечения к сотрудничеству всех реально работающих в России авиапредприятий. Пока еще около половины всех агентств входят в состав авиакомпаний и говорить об их нейтралитете в плане предложения пассажиру нужного перевозчика не приходится. Кроме того, во многом из-за протекционистских мер, практикуемых IATA в отношении продвижения на российский рынок системы взаиморасчетов BSP, влияние ТКП на агентства, занимающиеся международными перевозками, пока невелико. Создание региональных представительств ТКП, объединенных в единую компьютерную инфраструктуру, позволит расширить сеть аккредитованных центров бронирования билетов и будет способствовать сокращению числа систем резервирования. Например, в США наметилась явная тенденция к укрупнению таких систем, где их число за несколько лет уменьшилось с 7 до 2. Внутри России имеется 76 разных, автономных узлов Сирена-2 (по три в каждом городе), причем кассиров на одного пассажира в СНГ в 1,5 раза больше чем в США (30 млн. на 15 тыс.) – это слишком много для существующего у нас объема перевозок.
Для повышения качества обслуживания, ускорения процедуры расчетов, а также расширения круга клиентов в ТКП решено организовать систему безналичных расчетов с использованием пластиковых карт. В этот проект вовлекаются все участники процесса перевозки пассажиров: авиапредприятия, агентства, банки, компании наземного транспорта, гостиницы и т.п. На основании уже проведенной работы в системе безналичных расчетов на воздушном транспорте будут приниматься карточки международных платежных систем VISA, Master Card, American Express, а также ряда российских систем.
У авиапутешественников многих стран мира большой популярностью пользуются сервисные карты пассажира, позволяющие получать скидки от компаний проката автомобилей, сети гостиниц, ресторанов, телефонных компаний. Существует также программа «часто летающий пассажир», предусматривающая многочисленные скидки при покупке билета в зависимости от частоты ранее совершенных полетов. Имеющийся сегодня потенциал ТКП позволяет вести базу данных обладателей сервисных карт и кроме собственно воздушных перевозок координировать процесс предоставления пассажиру национальных авиалиний всего комплекса, связанных с перелетами, услуг на льготных условиях. Кроме того, сейчас очень актуальной стала задача организации международной страховки для пассажиров.
Кроме всего прочего ТКП сейчас начинает заниматься обработкой данных по грузовым перевозкам, что существенно повысит нагрузку на ИЦ и позволит воочию убедиться в возможностях разработанной системы информационного обмена.
Для самих перевозчиков планируется ввести сервисные и топливные пластиковые карты, позволяющие организовать оплату услуг топливно-заправочного комплекса, а также сервис от аэропортов: техническое обслуживание, стоянка, бортпитание, метеосводка и т.п. Все услуги будут предоставляться по безналичному расчету не только на территории СНГ, но и за рубежом.
И в заключение скажем несколько слов об аналитических и маркетинговых исследованиях. После завершения периода накопления данных в ИЦ ТКП планируется внедрить систему аналитической обработки данных на основе сервера Sybase IQ. Задача такой системы – прогноз, выявление тенденций и выработка рекомендаций по улучшению обслуживания пассажиров. Совершенно очевидно, что в современных условиях, когда весь мир активизировал борьбу за клиента подобные мероприятия, проводимые ТКП от лица российских авиакомпаний позволят вести более гибкую маркетинговую политику, удовлетворению растущих запросов уже имеющихся у компаний клиентов и привлекать новых.
<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN"><!-- saved from url=(0178)http://sm.aport.ru/scripts/template.dll?r=%C5%E2%F0%EE%EF%E5%E9%F1%EA%E8%E9+%EF%EB%E0%F2%E5%E6%ED%FB%E9+%F1%EE%FE%E7&id=77570450&That=std&Rt=4&Site=1&DocNum=1&DocID=1613953&HID=8 -->
Заключение<TBODY>
<TBODY>
Платежный союз на основе валютного клиринга - фундамент интеграции для стран СНГ .
Самостоятельная хозяйственная практика государств Содружества Независимых Государств показала, что в одиночку решить навалившиеся экономические проблемы непросто. Происходил сложный, во многом противоречивый процесс, с одной стороны, восстановления традиционных хозяйственных связей, но уже на рыночной основе, и с другой - вызревало понимание собственных экономических интересов каждым государством СНГ.
Мировой опыт свидетельствует, что в условиях растущей международной
конкуренции не исключается, а напротив, усиливается роль координации
экономической политики в самых различных формах. От создания зон свободной
торговли до образования экономического союза, всеобъемлющей экономической
интеграции, предполагающей полную экономическую унификацию хозяйственных
институтов и экономических стратегий развития, включая создание общей
валютной системы.
Важнейшим этапом на пути создания экономического союза государств Содружества
стало подписание 21 октября 1994 г. Соглашения о создании Платежного союза
государств - участников Содружества Независимых Государств. Наряду с формированием
Таможенного союза и Общего рынка Платежный союз, как подтверждают пятилетний
опыт его существования в СНГ, а также практика создания Европейского
платежного и валютного союза, является необходимым шагом к восстановлению
торговых связей и взаимной конвертируемости валют. Цель Платежного союза -
обеспечение и поддержание бесперебойности и ритмичности расчетов между
субъектами хозяйствования на основе обеспечения внутренней конвертируемости
каждой из национальных валют и формирования платежной системы с учетом
национального законодательства.
Проблема полноценного функционирования Платежного союза в рамках Содружества
для нашей республики актуальна по ряду причин. В частности, внешние проблемы
финансовой системы Республики Беларусь осложнены высокой степенью открытости
экономики при недостаточно обеспеченном с позиций экономической безопасности
уровне диверсификации торгово-экономических связей с другими государствами,
прежде всего СНГ. В итоге финансовая система страны в большей степени уязвима
к финансовым катаклизмам. Кроме того, анализ данных о выполнении важнейших
параметров социально-экономического развития Республики Беларусь в январе -
апреле этого года по-прежнему свидетельствует о наибольшей напряженности в
сфере внешней торговли.
Так, за первый квартал текущего года товарооборот в суммарной оценке со
странами СНГ составил лишь 59,1 процента от уровня соответствующего периода
1998 г. Со странами, не входящими в Содружество, товарооборот сократился на
7,6 проц. Объем экспорта белорусских товаров по сравнению с январем - мартом
1998 г. сократился на 23,5, что вызвано в первую очередь резким сокращением
экспортных поставок в страны СНГ. Поставки товаров в эти страны упали почти
вдвое (на 40,1 процента). Тогда как со странами дальнего зарубежья экспортные
операции возросли на 34 проц. В результате доля стран СНГ в общем объеме
экспорта сократилась с 77,6 до 60,7; соответственно доля стран дальнего
зарубежья увеличилась на 16,9 процента.
Импорт товаров сократился как из стран Содружества (на 41,7), так и из стран
вне СНГ (на 29,3). В структуре импортных потоков доля стран СНГ сократилась с
66,7 до 62,3, а доля государств дальнего зарубежья увеличилась на 4,4
процента.
Россия, по-прежнему занимая ведущее место среди стран - импортеров
белорусских товаров, в силу целого ряда причин в январе - марте 1999 г.
затратила на закупки в Беларуси по сравнению с тем же периодом прошлого года
почти вдвое (на 41,9). Импорт товаров из России снизился менее значительно
(на 38,6), и российские товары составляют 54,6 процента всех импортируемых
товаров.
Результатом внешнеторговой деятельности республики по итогам первых трех
месяцев текущего года стало отрицательное сальдо внешней торговли в размере
65,6 млн. долл. США . В январе - марте 1998 г. дефицит внешнеторгового
оборота составлял 501,2 млн. долл. США. Некоторое улучшение сальдо внешней
торговли вызвано более резким падением импорта товаров в страну.
В первом квартале текущего года продолжала расти доля бартерных сделок как в
экспортных, так и в импортных операциях, особенно в страны СНГ. Из общего
объема белорусского экспорта 36,8 проц. приходилось на бартерные операции
(вместо 30 проц. в январе - марте прошлого года). Более половины экспортных
поставок в страны СНГ (51,2) осуществлялось посредством бартерного
товарообмена, в т.ч. и в Россию (51,7). Бартер товаров в страны вне СНГ
составил 14,6 процента.
В результате величина экспорта за деньги (экспорт минус бартер) сократилась
на 381,3 млн. долл. США, или на 31 проц. при общем снижении экспорта на 23,5
проц. Объемы закупок товаров за деньги сократились более значительно - на
48,4 проц. В общем объеме импортируемых товаров закупки по бартеру занимают
36,2 против 22,8 процента в январе - марте 1998 г.
Трудности республики во внешнеэкономической сфере обусловлены во многом общей
проблемой, которой для всех стран Содружества стали негативные последствия
мирового финансового кризиса. Платежная система в этот период пострадала,
вероятно, как никакая другая. В условиях стремительной девальвации
национальных валют вновь стали расти товарообменные операции, роль
российского рубля снизилась.
Эти данные должны подвести нас к очень характерному заключению: актуальность
создания полноценной платежной системы Содружества для Республики Беларусь
высока, как никогда. При разработке Основных направлений
социально-экономического развития республики на период 1996-2000 гг. и выборе
одним из приоритетов экспорта ставка делалась на рынки стран СНГ, в первую
очередь России, которые - и это понимали разработчики прогноза - без полноценной
системы платежей неэффективны.
Ведь, как известно, образование Европейского платежного союза было подчинено
триединой задаче:
создать многостороннюю систему взаиморасчетов между европейскими странами;
ослабить ограничения, сдерживающие развитие товарообмена;
поэтапно отменить ограничения, введенные на операции с иностранной валютой.
Европейский платежный союз просуществовал не так долго - с 1950 по 1958 год,
но, несмотря на то, что ему пришлось пережить ряд кредитно-денежных кризисов,
дефициты торговых балансов у основных членов союза, свою роль в целом
выполнил. Чего нельзя еще сказать о Платежном союзе Содружества, хотя с
момента его образования и прошло уже почти пять лет, а Межгосударственного
банка - более шести лет.
Республика Беларусь, исходя из принципов подписанного Соглашения о Платежном
союзе, заключила межправительственные (межбанковские) соглашения об
организации расчетов и взаимной конвертируемости валют, регламентирующие
применение валют в расчетах между Республикой Беларусь и всеми станами
Содружества Независимых Государств. Соглашения об организации расчетов также
заключены Национальным банком Республики Беларусь с центральными банками
стран Балтии - Латвией, Литвой и Эстонией.
Кроме того, подписано соглашение между Национальным банком Республики
Беларусь и Центральным банком Российской Федерации о координации действий в
области политики обменного курса национальных валют, в соответствии с которым
важнейшим условием расширения использования национальных валют обеих стран во
взаимных расчетах и повышения доверия к ним со стороны белорусских и
российских участников внешнеэкономической деятельности является проведение
ими согласованной курсовой политики, основанной на единых для обеих стран
принципах.
Сторонами заявлено об обеспечении резидентам своих стран возможности покупки
и продажи иностранной валюты по текущим операциям без ограничений.
Установление официальных курсов национальных валют должно проводиться исходя
из спроса и предложения на иностранную валюту на межбанковском и биржевом
рынках с учетом макроэкономических показателей и величины золотовалютных
резервов. На всех сегментах валютного рынка договаривающихся стран должен
использоваться единый обменный курс.
Следует также признать, что внутренние экономические трудности не позволяют в
полной мере использовать потенциал возможностей Платежного союза. И это
проблема не только нашей страны. Свидетельством того, что Платежный союз
зарождался и функционирует в непростых условиях, является уже тот факт, что
соглашение о его создании первоначально подписали не все государства
Содружества. И сейчас каждая страна с разной скоростью движения осваивает
пространство платежной системы Содружества, выбирая для себя оптимальный
уровень валютной интеграции.
Что касается нашей республики, то ввиду существующих в настоящее время
ограничений на внутреннем валютном рынке, введенных еще в марте 1998 года, до
настоящего времени не реализована статья 2 соглашения, регламентирующая
обеспечение резидентам своих стран возможности покупки и продажи иностранной
валюты по текущим операциям без ограничений. Кроме того, статья 3,
предполагающая либерализацию обменного курса белорусского рубля и уменьшение
административного контроля за процессом курсообразования, также до настоящего
момента не выполнена.
Длительное время Центральный банк Российской Федерации не осуществлял
официальную котировку белорусского рубля, но уже с 29 апреля 1999 года торги
по белорусскому рублю на Московской межбанковской валютной бирже были
возобновлены. Данная мера в определенной степени будет способствовать
повышению авторитета и укреплению белорусского рубля и одновременно будет
вписываться в рамки происходящих интеграционных процессов, включая Платежный
союз.
Следует отметить комплексность проблемы Платежного союза Содружества, ее
зависимость от решения вопросов в смежных областях, включая область
бюджетно-налоговой политики. В 1999 году будет продолжена работа по
унификации принципов налогообложения и реализации решений, принятых на уровне
Союза Беларуси и России, других интеграционных структур СНГ. В первую очередь
это касается принципа взимания косвенных налогов.
Наряду с пониманием важности этой работы существует ряд вопросов, без решения
которых дальнейшее продвижение в направлении унификации налогового
законодательства двух государств будет затруднено.
На концептуальном уровне все более-менее ясно. Цель унификации - создание
равных условий для экономической деятельности субъектов хозяйствования в
союзных государствах, а также исключение возможности получения односторонних
преимуществ одной из сторон за счет другой стороны. В этом отношении
унификация выражается прежде всего в приведении к единому уровню налоговых
нагрузок на субъекты хозяйствования в Беларуси и России.
Необходимо создание единого налогового режима, порядка учета и контроля за
движением товаров, эффективного информационного обмена, согласованное
использование единых методических подходов в вопросе определения
налогооблагаемых баз и, наконец, паритет налоговых ставок по группе наиболее
значимых налогов для национальных бюджетов. Тем самым будут созданы
предпосылки для исключения явлений информационной асимметрии, что наносит
вред как одному, так и другому участнику союза.
Вместе с тем мы должны учитывать и мировые тенденции в этом вопросе. Как
известно, еще в давние времена была высказана гипотеза о том, что верхний
уровень налоговых изъятий выше в небольших, сравнительно однородных в
социально-культурном отношении унитарных государствах, как наше, а именно в
силу большей готовности граждан этих государств нести налоговое бремя. И,
наоборот, налоговое бремя должно быть ниже в государствах, отличающихся
большими размерами, более разнородным социально-культурным многообразием,
федеративных по типу государственного устройства.
Статистические данные в целом подтверждают эту гипотезу. Так, налоговая
нагрузка, включая отчисления во внебюджетные фонды, в России за 1998 год
составила 35,1, а в Республике Беларусь - 50,3 процента.
Таким образом, если в концептуальном отношении унификация законодательства в
области бюджетно-налоговой политики не вызывает больших проблем, что
подтверждается планомерной работой по введению в хозяйственную практику
Налогового кодекса, то на уровне конкретных налогов и сборов, прежде всего их
ставок, вопросы до конца не урегулированы.
Словом, нужно еще раз указать на необходимость более тесной координации стран
Содружества во всех сферах взаимовыгодных экономических отношений, включая
Платежный союз на основе внедрения новейших клиринговых схем проведения
взаиморасчетов как финансовый фундамент интеграции.
</TBODY>
Список использованной литературы :
1. «Международные ВалютноКредитные и финансовые отношения» Красавина Л.Н. 1994 г.
2. «Финансы» Родионова В.М. 1995 г.
3. «Международные расчеты и гарантии» Михайлов Д.М. 1998 г.
4. « Международные Экономические Отношения» В.Е. Рыбалкин 1998 г.
5. «Цены и Ценообразование в Системе Маркетинга» А.Н.
Цацулин 1998 г.
6. «Экономическая теория» И.П. Николаева 1998 г.
7. Внешнеэкономичкский бюллетень 1996 г. №1-7.
8. Официальная интернет страница Банка Международных расчетов . http:\\www.bis.org .
9. «Финансы» В.М. Родионова 1995 г.
10. «Внешнеторговые Цены» Лившын Ф.М. 1990 г.
11. «Международная Экономика» Киреев А. 1997 г.
12. «Основы внешнеэкономических знаний» И.П. Фаминский 1990 г.
13. «World Investment Instruments» 1995 г.
14. «Краткий внешнеэкономический словарь-справочник» 1996г.
15. “Новые контуры Западной Европы” В.А. Мартынов 1991 г.
16. “ Международные экономические и финансовые отношения “ М. Пебро ( перевод с фран. О.С. Савкевич) 1994 г.
17. “ Интеграция . Международные Экономические Отношения “ Учебное пособие . 1997 г.
18. “Мировая Экономика” С.Б. Шлихтер .1994 г.
19. Официальная интернет страница “Центра Стратегических Разработок” http://www.csr.ru .
20. « Free to Choose, Among Currencies Too» Milton Fridman . 1960 г.
21. « Международные расчеты по коммерческим операциям» 1994 г.
22. «Trade Finance Payments and Services» 1993 г.
23. «Финансовая Организация и Деятельность МВФ» 1994 г.
24. «Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров» 1994 г.
25. «Внешнеэкономическая деятельность предприятий» Е.Г. Ищенко 1992 г.
26. “ Принципы Политической Экономии “ А. Маршалл . 1983-1984 гг.
27. Материалы семинара по выработке единой платежной системы между представителями ЦБ РФ и Министерством Финансов Белоруссии. Август 2000 .
28. “Russians Using Vodka as Cash» Joseph Albright 1991г.
29. “Деньги Кридит Банки” О.И. Лаврушин 1999 г.
30. “Банки на развивающихся Рынках” 1994 г.
31. “ Международные стандарты Банковского надзора“ И.К Кокошина 1997 г.