Также
трудно представить, что межбанковский рынок при нынешнем финансовом состоянии
банков сможет возродиться при помощи совершенных торговых систем. Как
показывает опыт прошлых лет, такие системы не в состоянии конкурировать с
биржевой торговлей.
Введение единой торговой сессии на межбанковских валютных биржах с 29 июня 1999 г. стало шагом в
направлении усиления значения биржевого валютного рынка и его консолидации.
Валютные биржи, объединенные единой электронной технологией торгов, проводят
торги в едином технологическом режиме, образуя тем самым, межрегиональный
валютный рынок.
Сейчас
на единую торговую сессию приходится основной объем операций на валютном рынке.
Межрегиональные торги проходят в реальном режиме времени одновременно на всех
валютных биржах по единым правилам. Расчеты по операциям ETC осуществляются в
тот же день.
В
инфраструктурном плане последствия образования межрегионального валютного
рынка состоят в следующем:
ü
межбанковские валютные биржи утратили роль
самостоятельных курсообразующих торговых площадок. Теперь вместо курсов,
определяемых по результатам торгов региональных бирж, устанавливается один
общероссийский курс рубля к доллару по результатам торгов на единой торговой
сессии;
ü
с перемещением основного объема торгов на единую
торговую сессию снизилась относительная роль региональных валютных рынков;
ü
возросли возможности централизованного контроля
за операциями на валютном рынке. Если до начала межрегиональной торговли
валютой функции контроля за операциями на валютном рынке осуществляли
территориальные управления Банка России, то теперь контроль за операциями на
единой торговой сессии осуществляется из одного центра;
ü
и наконец, благодаря межрегиональным торгам был
сделан важный шаг в направлении восстановления единства российского валютного
рынка, и удалось подавить потенциальную угрозу его распада на региональные
составляющие.
Одновременно
с введением единой торговой сессии произошли изменения в политике регулирования
на валютном рынке. Либерализация операций на единой торговой сессии коснулась
двух моментов.
Во-первых, были смягчены условия допуска банков к торгам на единой торговой
сессии. К ней могут быть допущены не только члены секций валютных бирж, но и
любые другие банки, обладающие валютной лицензией Банка России. Для этого они
должны подать соответствующее заявление и подписать соглашение с биржей о
техническом доступе к торгам.
Эта
мера способствовала привлечению к торгам на единой торговой сессии новых
банков, в первую очередь региональных. Соответственно возросла ликвидность
рынка и привлекательность межрегиональных валютных торгов.
Во-вторых, коммерческим банкам, участвующим в торгах на единой торговой сессии,
была предоставлена возможность продавать и покупать доллары как по поручению
клиентов, так и за собственный счет. Тот факт, что коммерческие банки получили
возможность работать за счет собственных средств как на единой торговой сессии,
так и на дневной, устранил угрозу расхождения курсов между специальной и
дневной торговой сессией.
Либерализация
операций на единой торговой сессии, на наш взгляд, ослабила значение дневной
торговой сессии. Хотя региональные биржи продолжают проводить дневные торговые
сессии, однако для коммерческих банков операции на них представляют в основном
лишь спекулятивный интерес. Выставляя котировки на дневной торговой сессии
расчетами "завтра", банки стремятся "угадать'' курс единой
торговой, сессии следующего дня и в случае его отклонения от курса единой
торговой сессии фиксировать либо прибыль, либо убытки. При относительно
спокойном рынке уровень курса на дневной торговой сессии отличается от курса
единой торговой сессии на величину, составляющую комиссию по операциям на
единой торговой сессии и комиссию биржи, взимаемую на дневных торгах.
Соответственно
появляется возможность арбитража для банков. При спокойной обстановке на
валютном рынке объем арбитражных операций будет незначительным. В условиях
неопределенности и дестабилизации рынков различия объем операций на дневных
торгах растет.
Единая торговая сессия и
либерализация операций на единой торговой сессии стимулирует также операции
непосредственно между банками. Тем не менее объемы межбанковских операций
напрямую зависят от размера лимитов друг на друга и их готовности принимать на
себя риск расчетов.
Таким
образом либерализация
операций на единой торговой сессии помогла восстановить единство валютного
рынка. Устранена опасность его распада возникновения множественности валютных
курсов.
Поворот в политике Банка
России побудил целый ряд банков - участников валютного рынка выступить с новыми
инициативами в области либерализации рынка. Ряд банков-участников выступает за
принятие мер в пользу развития внебиржевого межбанковского валютного рынка. Для
этого предлагается отказаться от обязательной продажи установленной части
экспортной валютной выручки на межбанковских валютных биржах и предоставить
экспортерам право продавать ее на межбанковском рынке. Высказываются также
предложения снизить норматив обязательной продажи экспортной валютной выручки.
Предложения
в пользу дальнейшей либерализации валютного рынка, безусловно, заслуживают
внимания, но возникает вопрос, насколько они своевременны. Как показывает опыт
большинства стран развитой и развивающейся рыночной экономики, либерализация
рынка проводится в условиях достигнутой макроэкономической стабильности,
существенного укрепления валютно-финансового положения страны, здоровой и
эффективно функционирующей банковской системы. В этом случае она достигает
своих макроэкономических целей, становится стимулом развития
внешнеэкономической деятельности и интеграции национальной экономики в систему
мирового хозяйства. В противном случае, когда нет экономической стабильности,
когда нет эффективного контроля стороны центрального банка за деятельностью
коммерческих банков на валютном рынке, когда
доминируют интересы извлечения спекулятивной прибыли любой ценой,
либерализация ведет лишь к нарастанию спекулятивных операций на рынке
нестабильности валютного курса.
Нынешняя
ситуация на валютном рынке далека от требуемой для продолжения процесса
либерализации. Она характеризуется неустойчивым равновесием на рынке, что
проявляется в заметных колебаниях курса доллара, которые обрели циклический
характер. Цикличность колебаний состоит в том, что в первые дни каждого месяца
курс доллара испытывает заметный рост. В последующие дни курс доллара
снижается.
Явление
цикличности на российском валютном рынке наблюдалось и ранее. Последний раз – в
1998 г. Вплоть до августовского финансового кризиса 15-го числа каждого месяца
на биржевом валютном рынке значительно возрастали объемы операций и усиливалось
давление на валютный курс. Тогда это было связано с расчетами по форвардным
контрактам. Потребность коммерческих банков в валюте удовлетворялась за счет
валютных интервенций Банка России, который "держал” валютный курс в рамках
коридора. Природа нынешней цикличности иная.
Рис 4 Динамика курса доллара на торгах специальной и
единой торговой сессии (TOD) и дневной торговой сессии (ТОМ) ММВБ в мае –
сентябре 1999 г
Цикличность в динамике курса доллара обусловлена тремя моментами.
Во-первых,
тем, что уровень золотовалютных резервов Банка России остается недостаточным
для сглаживания резких скачков курса доллара. Покупка валюты Банком России на
рынке идет не только на пополнение резервов, но и на обслуживание внешней
задолженности. Чем больше требуется средств для обслуживания внешнего долга,
тем меньше возможностей у Банка России проводить политику сглаживания колебаний
курса доллара.
Во-вторых,
узостью внутреннего финансового рынка рублевых инструментов. Особенность финансового
рынка России после кризиса состоит в том, что подавляющую часть расчетов коммерческие
банки осуществляют не между собой, а через Банк России. Соответственно
значительно возросла роль корреспондентских счетов коммерческих банков в Банке
России.
Рис. 5 Объем
золотовалютных резервов Банка
России в 1999 г
В
последние дни каждого месяца, когда осуществляется значительная часть
расчетов, связанных с налоговыми платежами и погашением кредитов как самих
банков, так и их клиентов, возрастает потребность банков в рублевых
инструментах рынка. Дефицит рублей вынуждает банки продавать валюту, а Банк
России - предоставлять финансовую помощь банкам в виде краткосрочных кредитов
для обеспечения бесперебойности платежей.
Снижение
потребности в рублях в начале каждого месяца ведет к образованию временного
избытка рублевых средств у коммерческих банков. На эти средства банки покупают
валюту для того, чтобы в последующем при наступлении срока погашения
полученных от Банка России кредитов продать валютные активы. Такая операция
приносит определенную выгоду банкам, поскольку валюта реализуется по более
высокому курсу.
В-третьих,
возросшими объемами операций на валютном рынке после либерализации валютного
рынка и введения единой торговой сессии, в результате чего возросла нагрузка
на Банк России по сглаживанию колебаний курса на валютном рынке. В результате
либерализации исчезла разница в курсах доллара на единой торговой сессии и на
дневной. возросли масштабы перетока капитала между двумя торговыми сессиями, и
Банк России для сглаживания колебаний оказался вынужден либо проводить
интервенции как на единой, так и на дневной торговой сессии, либо смириться с
колебаниями курса.
Корсчета
банков Московского региона
Курс
доллара (TOD)
Рис 6 Динамика средств на корреспондентских счетах
банков Московского региона и курса доллара (TOD)
Рис. 7. Объем операций
на единой и дневной торговой сессиях
Кроме того, недостаточно эффективен контроль Банка России за
операциями коммерческих банков на валютном рынке. Об этом, в частности,
свидетельствуют периодические отстранения от торгов банков - нарушителей
регламента валютных торгов на валютных биржах, несоблюдение коммерческими
банками установленных нормативов открытых валютных позиций и т.д.
Наконец, фактором долговременной неопределенности в развитии ситуации
на валютном рынке можно считать проблемы с получением очередных траншей кредита
МВФ, принятие и исполнение бюджета на 2000 г., прошедшие выборы и т. д.
Ввиду
того, что эти обстоятельства будут оказывать давление на валютный рынок и
усиливать напряженность на нем, заявления о либерализации рынка вряд ли можно
считать своевременными.
На
нынешнем этапе, когда валютный рынок только начинает восстанавливаться после
финансового кризиса августа 1998 г., более актуальными представляются вопросы
не либерализации, а самоорганизации рынка. Речь идет о создании объединений
по профессиональной принадлежности ассоциаций. Такие ассоциации дают
возможность объединить и координировать усилия по развитию рынка, направить его
в цивилизованное русло в противовес «дикой» рыночной конкуренции. Наличие таких
ассоциаций является признаком здоровых рыночных отношений между участниками
рынка. Учреждение 20 октября 1999 года Национальной валютной ассоциации стало
признаком того, что российский валютный рынок приближается к такой стадии
зрелости. Свою цель Национальная валютная ассоциация видит в создании
высокопрофессионального, технологичного валютного рынка, основанного на строгом
соблюдении законодательства и принципов деловой этики, а также добросовестной
конкуренции. Такой валютный рынок должен способствовать формированию и
укреплению положительного имиджа участников российского валютного рынка в
глазах мирового сообщества.. И наконец, Национальная валютная ассоциация должна
содействовать в разработке общей позиции участников рынка по наиболее важным и
актуальным вопросам его функционирования и защиту такой позиции в
государственных органах управления.
Реализация
поставленных целей призвана обеспечить в том числе решение целого ряда проблем,
порожденных августовским (1998 г.) финансовым кризисом на валютном рынке. Среди
них — проблема регулирования форвардных контрактов, которая продолжает
оставаться одним из наиболее серьезных препятствий на пути развития российского
валютного рынка, блокируя его взаимодействие с международным финансовым
сообществом.
Что
касается рынка наличной валюты, то основным источником предложения валюты
остается ввоз ее из-за границы. Объем ввоза валюты непосредственно определялся
спросом на нее. Динамика спроса на наличную валюту также в значительной степени
определялась факторами, оказывающими психологическое воздействие на сознание
населения. Например, увеличение спроса на валюту в марте - апреле 1996г.
связано с объявлением ФРС США о замене 100-долларовых купюр на новые образцы, в
мае - июне того же года - с выборами Президента РФ. В 1997г. такими причинами
явились Указ о деноминации рубля, вышедший в июле и осенняя дестабилизация на
мировых финансовых рынках.
Торговля
наличной валютой является важной статьей доходов уполномоченных банков. Курс
наличной валюты всегда котируется ими значительно выше безналичной, значительно
больше по наличной валюте и маржа, а по некоторым данным, оборот наличной
валюты у ряда банков вполне может сравниться с безналичным.
Однако
высокая прибыльность торговли наличной валютой не оказывает влияния на масштабы
ее ввоза, ибо операции с наличной валютой лимитируются в банках через открытую
валютную позицию. Ввоз валюты уполномоченными банками в объемах, превышающих
спрос, имел бы своим результатом превышение лимита открытой валютной позиции.
Анализ
наличного валютного рынка показывает, что в ближайшее время не приходится
ожидать значительного сокращения его объема. Главными причинами могут служить
высокие инфляционные ожидания, подогреваемые продолжающейся экономической и
финансовой нестабильностью в стране. У населения по-прежнему существует
определенное недоверие к рублю.
Совершенно
очевидно, что взимание налога при покупке валюты не оказало сколько-нибудь
заметного влияния на спрос. Наличная валюта на руках у населения, которая по
оценкам составляет 45 - 50 млрд. долл., по существу, означает прямое изъятие из
общественного воспроизводства России, которое настоятельно нуждается в
инвестициях. Наличная валюта в руках населения - это одновременно и
потенциальная угроза стабильности рубля. Это, наконец, форма беспроцентного
кредитования населением России и без того богатых США. Поэтому необходимо
принятие мер по сокращению рынка наличной валюты до уровня, необходимого для
обслуживания внешнеэкономических связей населения.
Кардинально,
эта проблема может быть решена только в условиях экономического роста и
реальной финансовой стабильности, но этому могут мешать ряд факторов,
оказывающих негативное влияние на динамику валютного курса рубля. Во-первых,
начиная с 1992 года, уровень инфляции хронически превышает рост курса доллара.
Превышение темпов инфляции над темпами падения валютного курса рубля вызвано
скорее действием ряда субъективных причин, нежели объективных. Регулирование
валютного рынка со стороны государства как административными, так и
экономическими методами привели к ограничению спроса на иностранную валюту, что
выразилось в заниженном курсе доллара по отношению к рублю. Такое, практически
постоянное опережение уровня инфляции над темпами роста курса иностранных валют
со временем накапливает так называемый инфляционный потенциал рубля, когда
реально российская валюта слабее, чем она выглядит при поддержке на внутреннем
рынке со стороны государства. В итоге, этот инфляционный потенциал может в
будущем при неблагоприятных условиях содействовать резкому скачку валютного
курса в сторону обесценения национальной валюты. Так, если попробовать
подсчитать такой потенциал, то получится, что только с 1995 года темпы инфляции
более, чем на 70% опередили темпы роста курса доллара.16 Это значит, что
объективно, курс рубля на сегодня занижен более, чем на эти 70%, и не
исключено, что при возникновении дестабилизации на российском валютном рынке
этот гадикап может быть преодолен за короткое время. Пока у Центробанка
достаточно запасов золотовалютных резервов для поддержания российского рубля -
этого не произойдет. В случае же, если резервы иссякнут, вышеуказанное развитие
событий представляется нам достаточно реальным.
Во-вторых,
нарастание государственного долга как на внешнем, так и на внутреннем рынке
вызывает у инвесторов некоторую настороженность, заставляет искать более
ликвидные источники вложений. В результате в экономике России возрастают
инфляционные ожидания участников рынка, что также является фактором,
оказывающим давление на рубль. Очередной виток кризиса на финансовом рынке
страны в условиях ухудшающегося экономического положения может вызвать
ажиотажный спрос на валютном рынке, что также будет способствовать резкому
росту курса доллара.
События
17 августа 1998г. это подтвердили. Курс рубля в сентябре упал почти в 3 раза.
В
данном случае ажиотажный спрос на иностранную валюту был вызван кризисом
недоверия к российским властям. Дефолт, объявленный 17 августа 1998 г.
способствовал оттоку денежных средств с рынков ГКО и МБК на валютный рынок. В
условиях фактического коллапса рынков ГКО и МБК, валюта осталась единственным
надежным и ликвидным средством для сохранения денежных средств. Этому также
способствовали и шаги ЦБ РФ, предпринятые в условиях кризиса: отмена практики
поддержания валютного курса рубля в определенных границах, снижение норм
обязательного резервирования по валютным вкладам, что привело к высвобождению
части денежных средств коммерческих банков. Не последнюю роль сыграло и
преодоление вышеописанного нами «инфляционного потенциала» рубля.
Таким
образом, подтверждается вывод о том, что в условиях нестабиьности в России на
формирование курса рубля решающее влияние оказывают краткосрочные, плохо
предсказуемые факторы субъективного характера. Тем не менее следует констатировать,
что проводить анализ среднесрочной перспективы движения валютного курса рубля
возможно только на основе изучения фундаментальных курсообразующих факторов -
ВВП, денежной массы, уровня инфляции, ставки рефинансирования и состояния
платежного баланса. Именно эти показатели, их состояние задает направление,
тенденцию движения курса рубля на перспективу, тогда как остальные факторы лишь
детализируют отдельные скачки его динамики.
В
условиях достаточно сильного вмешательства Центрального банка в процесс
курсообразования сегодняшний курс рубля не отражает не только изменения
фундаментальных факторов, но и реального спроса и предложения на российском
валютном рынке и определяется не экономическими, а скорее политическими
факторами.
Что
касается перспектив введения полной конвертируемости российского рубля, то
можно сделать следующие замечания. Во-первых, в условиях полной
конвертируемости национальной валюты на рынке страны не должно существовать
каких-либо ограничений, т.е. валютный рынок должен обладать свободным
характером. В наших же условиях валютные ограничения со стороны
государства продиктованы жизненной необходимостью. До сих пор существует
запрет на вывоз рублей нерезидентами, а также на свободный неконтролируемый
вывоз капитала. Уже только это предполагает несвободный характер обмена рублей
на иностранную валюту.
Во-вторых,
условием полной конвертируемости является также и признание национальной валюты
в других странах, т.е. согласие на ее использование в международном торговом
обороте. В результате, рынок национальной валюты, фактически, должен выйти за
пределы страны и стать, как минимум, региональным, охватывая несколько стран.
Это выражается в котировке рублей за пределами России. Если российские рубли
котируются на иностранных биржах и производятся по ним торги, тогда можно
говорить об интеграции рубля в систему международного платежного оборота, а это
является лишь первым шагом на пути к полной конвертируемости.
В-третьих,
необходимым условием признания иностранной валюты, а значит и ее
конвертируемости является стабильное экономическое положение в стране. Если в
стране отсутствует длительное время экономический рост, это
подрывает и внешнеэкономические позиции, а национальная валюта слабеет, что
способствует подрыву к ней доверия со стороны иностранных партнеров и
вытеснению ее из международного платежного оборота другими более сильными
валютами.
Однако представляется, что уже в настоящее время возможно превращение
валютных накоплений населения в реальные инвестиции через посредничество
финансово-кредитных институтов. Основой этого является принятие законов о
страховании банковских депозитов населения, создание специальных страховых
фондов, развитие сети взаимных паевых фондов, гарантирующих сохранность
вложенных средств. Одним из решений данной проблемы может также служить
поддержание процентных ставок по банковским депозитам на более высоком уровне,
нежели рост курса доллара.
Выводы:
Развитие валютного рынка и всей экономики России за
последние годы показало, что широкомасштабные преобразования, проводимые в этот
период невозможно осуществлять без скоординированных волевых усилий
общественных институтов. Во многом, благодаря государству в лице ЦБ России
удалось достичь некоторых успехов в осуществлении валютной политики. Развитие
событий с конца 1997 до сентября 1998 годов показало, что в условиях
чередующихся кризисов российскому Правительству слишком дорого обходятся
рыночные методы регулирования валютного рынка. Между тем, российская практика
свидетельствует о том, что резервов для поддержания стабильности национальной
валюты Центральному банку не хватает в достаточной мере. Поэтому, на
современном этапе необходимо прибегнуть к более дешевым методам регулирования -
административным мерам. Это является необходимым условием выживания российской
экономики, тем более, что через данный этап развития прошли почти все
европейские страны, входящие сегодня в группу «Большой семерки».
Вместе с тем, радикальные меры, принимаемые
Правительством РФ и Центральным банком в период глубокого валютного и
финансового кризиса в стране, в частности, увеличение обязательной продажи
валютной выручки от экспорта товаров, создание специальной сессии валютных
торгов на ММВБ, жесткие ограничения по лицензированию коммерческих банков,
совершающих валютные операции и т.д.. не способствуют значительному расширению
валютного рынка. Так, увеличение обязательной продажи валютной выручки может
привести к усилению оттока капиталов за границу.
Что касается наличной долларовой массы, находящейся на
руках у населения, то было бы целесообразным принять следующие меры по
регулированию. Объем денежных средств, вложенный населением в иностранную
валюту в качестве сбережений, фактически, для экономики России является вывозом
капитала, кредитованием иностранных государств, в частности США. Необходимо
заставить работать эти деньги на внутреннюю экономику, привлекая их посредством
финансово-кредитных учреждений в инвестиционную сферу экономики России. Для
этого необходимо, прежде всего, принять закон о страховании вкладов населения
на государственном уровне, а также на уровне банковской системы через создание
сети страховых и взаимных паевых фондов. Данное условие является, пожалуй,
самым значимым среди всех остальных для привлечения вкладов населения.
Что касается перспектив биржевых торгов, то в условиях
современного развития средств связи и расчетов ее доля будет оставаться на
уровне 1996-1997 гг., т.е. оборот внебиржевого рынка многократно будет
превышать биржевые торги. Впрочем, роль биржи будет активизироваться в отдельные
периоды, когда на внебиржевом рынке возникнет угроза невыполнения условий
контрактов и заключения сделок. Операции на бирже обладают абсолютной
ликвидностью и высокой надежностью, а потому, в кризисные периоды ее роль
всегда будет возрастать. Так что в современных условиях ей отводится роль
страхового варианта для заключения сделок на валютном рынке.
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВАЛЮТНОГО РЫНКА В
РОССИИ.
2.1.
Взаимоотношения субъектов валютного рынка.
2.2.
Регулирование валютного рынка
Основополагающими понятиями
валютного рынка являются валютное регулирование и валютный контроль. Рассмотрев
основные принципы регулирования валютных операций и функции, выполняемые
органами и агентами валютного контроля можно получить полное представление об
операциях совершаемых в целом, как на внешнем, так и на внутреннем валютном рынках.
В истории валютного
регулирования в послереволюционной России условно можно выделить четыре этапа.
Первый
этап - до 1986 года - обладал всеми характерными чертами валютной монополии государства. В
это время имела место полная централизация валютных доходов от экспорта,
который в свою очередь был монополизирован государством, от имени и за счет
которого на мировых рынках выступали государственные внешнеторговые
объединения. Выручка от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на
счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все международные расчеты СССР
– Внешторгбанка СССР (позднее Внешэкономбанка). Использование доходов от
экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золото-валютных
резервов осуществлялось на основе планового распределения средств государством
в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с
потребностями регионов и отраслей. Валютные планы государства (источники и объемы
поступлений, направления и суммы расходов) утверждались в составе
народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства,
предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства
в пределах установленных им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет.
Практически полная изолированность внутреннего товарного и денежного рынка от
мировых рынков товаров, услуг и капиталов (что проявлялось, например, в уровне
курса рубля к иностранным валютам, который к началу 80-х годов практически не
отражал экономических и ценовых пропорций, а служил лишь инструментом пересчета
внешнеторговых цен в рубли для ведения учета в национальной валюте);
централизация управления валютными ресурсами государства; минимальное число непосредственных
участников внешнеэкономической, прежде всего внешнеторговой деятельности,
обслуживаемых в основном через один банк-хранитель единой валютной
"копилки" государства, - все это объективно не требовало систем
валютного регулирования, характерных для стран с рыночной экономикой на
различных этапах их развития. В целом это было не регулирование как таковое, а,
прямое администрирование, государственное "командование".
Второй
этап
развития валютного рынка в России начался в 1986 году децентрализацией
внешнеэкономической деятельности, когда сначала сотни, а затем практически все
субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, учреждения, организации)
получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена и стала
развиваться система так называемых "валютных отчислений", когда
поступления в иностранной валюте делились в определенных пропорциях между
государством и непосредственным производителем (владельцем) экспортной
продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали
получать в свое распоряжение иностранную валюту, зачисляемую в "валютные
фонды" (на балансовые и внебалансовые валютные счета, позднее - только
балансовые). Число участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие
форм их участия в осуществлении этой деятельности существенно возросли в 1987-1988
годах с началом бурного развития совместного (с участием иностранного капитала)
предпринимательства на территории страны.
Другой качественный скачок
в процессе интеграции в мировую экономику был сделан начавшейся
широкомасштабной реформой банковской системы. Появилось большое число
независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и
ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. В течение
нескольких лет отсутствовал специальный орган валютного регулирования (его
роль, наряду с другими функциями, фактически выполняла Государственная
внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР), и источниками валютного
законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их
развитие нормативные акты министерств и ведомств. Нарушение
"планового" характера валютных отношений страны с внешним миром,
быстрое расширение круга предприятий-участников внешнеэкономических связей и
банков, осуществляющих их валютное обслуживание, привели к пониманию
необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений,
создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа
валютного регулирования одному из органов государственного управления. Это
послужило основанием для разработки в 1990 году проекта специального закона о
валютном регулировании.
С вступлением в силу в
марте 1991 года Закона СССР ''0 валютном регулировании" начался третий
этап развития валютного регулирования в стране. На уровне закона впервые в
юридическую практику были введены такие понятия валютного регулирования как
"валютные ценности", "валюта СССР", "иностранная
валюта", "резиденты", "нерезиденты", "валютные
операции", "текущие валютные операции", "валютные
операции, связанные с движением капитала".
Законом были установлены
основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на
территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов
власти и определены функции банковской системы (Госбанка СССР и уполномоченных
банков) в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами. В законе
впервые провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право
собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране;
определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными
ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами;
установлены основные положения порядка осуществления валютных операций
резидентами и нерезидентами. Законом намечены основные цели и направления
валютного контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения
об отчетности по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного
законодательства. Основным органом валютного регулирования был определен
Государственный банк СССР, что соответствует практике большинства стран мира,
где подобные функции осуществляют центральные (национальные) банки соответствующих
государств. Главным, "универсальным" документом, в котором была предпринята
небезуспешная попытка комплексно "отрегулировать" практически все важнейшие
стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, стало
разработанное Госбанком СССР в соответствии с его компетенцией письмо от 24 мая
1991 года № 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на
территории СССР". В частности, были достаточно подробно описаны правила
совершения операций в иностранной валюте между юридическими лицами (резидентами
и нерезидентами), операций в иностранной валюте на территории страны между юридическими
лицами-резидентами, операций в рублях юридических лиц-нерезидентов, операций с
валютными ценностями, осуществляемых гражданами (резидентами и нерезидентами).
"Основные положения" регламентируют отдельные вопросы открытия и
ведения валютных счетов резидентов в иностранных банках за границей, а также валютных
и рублевых счетов юридических нерезидентов в наших уполномоченных банках.
"Основные положения" и некоторые другие нормативные акты Госбанка
СССР обязательные по закону к исполнению всеми резидентами, включая
уполномоченные банки, и нерезидентами на территории страны, заложили основу
цивилизованного валютного регулирования и стали действительно качественным
прорывом в этой сфере. Объективная ограниченность этих документов и их
отдельные недостатки были обусловлены быстрыми изменениями экономической
ситуации в стране и во внешнеторговых и валютно-финансовых отношениях с
иностранными государствами, неопределенностью стратегических ориентиров
экономической политики государства, новизной задач валютного регулирования и
нехваткой практического опыта решения возникающих проблем, ограниченностью
времени и сил при решении задач большого объема и сложности.
Тем не менее, следует
признать, что "Основные положения" внесли существенный вклад в
упорядочение валютных отношений между субъектами хозяйственной деятельности, в
разработку единых "правил игры", обязательных для всех участников
развивающегося рыночного хозяйства. В течение определенного времени, характеризующегося
особенно быстрым изменением экономической ситуации, "Основные положения"
оставались базовым документом валютного регулирования.
С начала 1991 года также
получил бурное развитие внутренний валютный рынок - межбанковский и биржевой,
который ранее находился в зачаточном состоянии. Стимулирование развития и
упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением
в работе Центрального банка Российской Федерации в области валютного
регулирования. В течение двух лет (начало 1991 года - начало 1993 года) были
созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций
по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных
бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная
биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа. Сибирская
межбанковская валютная биржа. Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная
биржа и Ростовская межбанковская валютная биржа. Были сняты многие ограничения
с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами
через уполномоченные банки (телеграмма Банка России от 27 июля 1992 года №
162-92). Нельзя не признать, что ускоренное развитие валютного рынка
"подогревалось" механизмом обязательной продажи части валютной
выручки предприятий (учреждений, организаций), который был введен с начала 1991
года соответствующим Указом Президента СССР (Указы Президента Российской
Федерации от 30 декабря 1991 года № 335 "0 формировании Республиканского
валютного резерва РСФСР в 1992 году" и от 14 июня 1992 года № 629 "0
частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и
взимания экспортных пошлин"), а также изданные на основании этих Указов
Инструкции Банка России от 22 января 1992 года » №3 "0 порядке обязательной
продажи предприятиями, объединениями, организациями и гражданами валюты в
Республиканский валютный резерв Российской Федерации, валютные фонды республик,
краев и областей в составе Российской Федерации, стабилизационный валютный фонд
Банка России" и от 29 июня 1992 года № 7 "0 порядке обязательной
продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки
через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке
Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, утвержденными письмом
Банка России от 15 сентября 1992 года № 17, телеграммой Банка России от 31
декабря 1992 года № 286-92 и письмом Банка России от 28 июня 1993 года № 41. В
настоящее время действующим нормативным актом, регламентирующим порядок продажи
предприятиями части экспортной выручки является Инструкция ЦБ РФ №7 "0
порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части
валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем
валютном рынке Российской Федерации" в редакции от 26/06/1995г.
Анализируя названные нормативные акты, можно сделать вывод о поступательном
развитии механизма обязательной продажи в сторону унификации применяемых при
совершении различных операций курсов рубля к иностранным валютам, сближения уровней
этих курсов, увеличения в пользу рынка доли валютной выручки, подлежащей продаже
в обязательном порядке, а также юридически более точной и экономически более
обоснованной регламентации правил совершения операций на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что
внутренний валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего
развития, когда каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не
только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым
ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской
инфраструктурой и, в целом, квалифицированным персоналом уполномоченных банков.
Распад Союза СССР и
образование суверенного государства Российской Федерации привели к
необходимости ведения Россией самостоятельной экономической политики, в том
числе денежно-кредитной политики - и валютной, как составляющей последней. В
этой связи, а, также учитывая, что многие положения 3акона СССР ''0 валютном
регулировании" фактически (но не юридически) перестали действовать (например,
статьи 6, 7, 8, 11, 12, 19 Закона), весьма актуальной стала задача разработки и
скорейшего введения в действие аналогичного закона Российской Федерации.
Вступление в силу Закона
Российской Федерации "О валютном регулировании
и валютном контроле"в ноябре 1992 года открыло новый
этап валютного регулирования в России. В названном Законе Российской Федерации
с учетом накопленного опыта были уточнены и развиты некоторые основные понятия
валютного регулирования, существенно изменены структура и содержание по
сравнению с Законом СССР.
Во втором разделе
("Валютное регулирование") введена новая статья "Защита
валюты Российской Федерации" (ст. 2) с важнейшим положением о том, что расчеты
между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений.
В статье 3 подтверждено право собственности резидентов и нерезидентов на
валютные ценности в Российской Федерации, которое защищается государством
наряду с правом собственности на другие объекты собственности. Установлено
также, что виды обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и
иных безвозмездных платежей) в иностранной валюте определяются законами
Российской Федерации. В статье 4 более подробно регламентированы вопросы
деятельности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
Кардинально изменен раздел
о валютном контроле (раздел III
Закона). Органами валютного контроля названы Центральный банк Российской
Федерации и Правительство Российской Федерации. Впервые в юридический оборот
введен институт "агентов валютного контроля", функции которых еще
предстоит детально определить. В этом разделе Закона определены также функции
органов и агентов валютного контроля; права и обязанности резидентов и нерезидентов,
осуществляющих в Российской Федерации валютные операции; ответственность
резидентов, в том числе уполномоченных банков, и нерезидентов за нарушение
валютного законодательства. Кроме того, зафиксированы права и обязанности
должностных лиц органов и агентов валютного контроля.
Закон Российской Федерации
"О валютном регулировании и валютном контроле", отдельные неточности
и недостатки которого еще, предстоит исправлять, является главным источником
валютного законодательства Российской Федерации и важнейшим шагом вперед в
развитии системы валютного регулирования в стране.