бесплатные рефераты

Валютный рынок и валютные операции в России

Не следует считать "слишком большим" недостатком отсутствие в его тексте большого количества детальных норм валютного регулирования. Закрепление на уровне Закона на достаточно продолжительный срок того или иного набора валютных ограничений не только, несомненно, стало бы искусственным препятствием на пути объективных и весьма динамичных процессов интеграции нашей экономики в мировое хозяйство, но и не дало бы практической возможности оперативного решения отдельных более или менее значительных проблем проведения субъектами рынка валютных операций в условиях быстроменяющейся экономической ситуации. Многие положения Закона только предстоит наполнить реальным содержанием, "переложив" на язык соответствующих­ нормативных актов, которые отличались бы актуальностью, взвешенностью, качеством подготовки и, главное, ­соответствием реалиям хозяйственной жизни в Российской­ Феде­рации.

Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как органа валютного регулирования. В соответствии с Законом  Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 2 ст. 9) Центральный банк Российской Федерации:

1.      определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

2.      издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

3.      устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а такж­е правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

4.      устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

5.      устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

6.      готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам.

Кроме того, Банк России в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»:

1.      устанавливает порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами (п. 2 ст. 2);

2.      определяет порядок и цели покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (п. 1 ст. 4);

3.      устанавливает порядок покупки и продажи иностранной валюты в Российской Федерации через уполномоченные банки, а также порядок и условия деятельности валютных бирж (п. 2 ст. 4);

4.      может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи (п. 4 ст. 4)­;

5.      устанавливает случаи и условия открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации (п. 2 ст. 5);

6.      устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте (п. 3 ст. 5);

7.      устанавливает порядок осуществления резидентами операций, связанных с движением капитала (п. 2 ст. 6); ­

8.      устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам (п. 3 ст. 6);

9.      устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валют­е Российской Федерации (п. 2 ст. 7);

10.  устанавливает порядок продажи и покупки нерезидентами иностранной валюты за валюту Российской Федерации (п. 2 ст. 8);

11.  поводит все виды валютных операций (п. 2 "в" ст. 9);

12.  устанавливает совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок осуществления резидентами и нерезидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 2);

13.  устанавливает совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок осуществления резидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей (п. 7 ст. 6);

14.  выполняет другие функции, предусмотренные Законом, в том числе функции органа валютного контроля.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом в Российской Федерации (п. 2 ст. 3) и порядок обязательного ввоза и пересылки в Российскую Федерацию драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также жемчуга, принадлежащих резидентам, устанавливает Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 6). Порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается Верховным Советом Российской Федерации, а порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации с последующим представлением информации Верховному Совету Российской Федерации (п. 5 ст. 6 Закона).

По вышеназванным вопросам, относящимся к компетенции Банка России, в том числе регламентируемым в настоящее время "Основными положениями о регулировании валютных операций на территории, СССР", действие которых на территории Российской Федерации было на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" подтверждено телеграммами Банка России от 24 января 1992 года №19-92 и от 19 мая 1993 года №­83-93,  Центральный банк Российской Федерации приступил к подготовке и изданию нормативных актов по отдельным направлениям валютного регулирования и валютного контроля с учетом их важности и актуальности.

В конце 1992 года - начале 1993 года в связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1992 года № 1306 «0 реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту» и изданием на его основании Банком России телеграммы от 3 ноября 1992 года №239-92, Центральный банк Российской Федерации 21 января 1993 года утвердил инструкцию №11 "0 порядке реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту" и письмо №28, регламентирующее порядок выдачи юридическим лицам-резидентам разрешений на право осуществлять указанную деятельность.

При этом Банк России исходил из того, что в силу исторических, экономических и психологических факторов полный запрет на валютную торговлю стал бы преждевременным шагом (что вовсе не исключает запрещения в будущем расчетов в иностранной валюте между резидентами). В 1992-1993г.г. такой запрет, во-первых, вызвал бы закрытие крупнейших торговых предприятий, что отрицательно сказалось бы на общем состоянии внутреннего потребительского рынка. Во-вторых, в условиях товарного дефицита и снятия ограничений на валютнообменные операции уполномоченных банков это привело бы к лишению доступа значительной части экономически активного населения с высокими доходами  в рублях к качественным потребительским товарам и услугам, реализуемым в настоящее время преимущественно за иностранную валюту, и, соответственно, к потере стимулирующей функции денежных доходов. В-третьих, внутренний валютный рынок был не настолько развит, чтобы гарантировать минимальные риски курсовых потерь тем его участникам, чьи основные прямые расходы осуществляются в иностранной валюте.

В инструкции содержится запрет на реализацию за свободно конвертируемую валюту товаров, произведенных в Российской Федерации, а также купленных за рубли. Подобная практика имела широкое распространение, когда предприятия-резиденты вместо наращивания своего экспортного потенциала и поисков своей "ниши" на внешнем рынке реализовывали продукцию собственного производства через торговые организации, имеющие разрешение на осуществление розничной торговли за иностранную валюту.

Названной инструкцией существенно ограничен и четко описан круг товаров (работ­ услуг), которые в Российской Федерации разрешены к­ продаже гражданам за иностранную валюту. Что касается товаров, то за иностранную валюту на территории Российской Федерации могли реализовываться гражданам товары зарубежного производства, приобретаемые за иностранную валюту в безналичном порядке: а) у нерезидента непосредственно; б) у российской внешнеторговой посреднической организации, закупившей эти товары у нерезидента; в) у нерезидента через российскую внешнеторговую посредническую организацию по договорам комиссии или поручения. Таким образом, исключается последующее валютное посредничество, то есть закупка одним юридическим лицом-резидентом товаров за иностранную валюту на территории Российской Федерации у другого юридического лица-резидента для дальнейшей реализации за валюту третьему юридическому лицу-резиденту.

В упомянутой инструкции содержится еще одно принципиально важное требование, касающееся порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту. Продавцы импортированных товаров должны наряду с ценой товаров в иностранной валюте указывать также рублевый эквивалент валютной цены товаров. При установлении указанного соотношения торговая организация может учесть возможные курсовые колебания, а также свои накладные расходы в рублях. При этом необоснованно завышенное соотношение цены в рублях по отношению к валютной цене создаст такому предприятию эффект "антирекламы'' с сокращением и замедлением торговых оборотов. Кроме того, свобода установления упомянутого соотношения цен даст возможность торгующей организации продавать товары за рубли по соотношению ниже котируемого Банком России курса рубля к иностранным валютам в случае, если продавец, испытывает сложности с реализацией тех или иных товаров за иностранную валюту. Такой порядок ценообразования распространяется на оказание услуг  (проведение работ) за иностранную валюту на территории Российской Федерации. Указанный порядок в свое время сделал важное дело, положив  конец дискриминации рубля, сделав его действительно универсальным платежным средством на территории страны.

Контроль за соблюдением установленного Банком России порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту был возложен на Главные территориальные управления Центрального банка Российской Федерации, которые при осуществлении своих контрольных функций должны активно сотрудничать с местными правоохранительными органами и в случае нарушения уполномоченными предприятиями и обслуживающими их учреждениями банков указанного порядка и условий соответствующих разрешений на право заниматься­ вышеназванной деятельностью обязаны применять к нарушителям комплекс санкций вплоть до отзыва выданных ранее разрешений уполномоченных предприятий, (лицензий уполномоченных банков на совершение валютных о­пераций), а также направления в суд исков о ликвидации юридического лица, осуществляющего реализацию гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту без разрешения Банка России.

На данный момент времени экономическая ситуация в стране складывается таким образом, что вышеперечисленные опасения, связанные с полным запретом на реализацию товаров и услуг на территории Российской Федерации сведены к минимуму. Оценивая сложившуюся обстановку, а также основываясь на политике дальнейшего укрепления российского рубля,  Центральный Банк РФ, в соответствии со статьей 9 «Закона о валютном регулировании и контроле», в августе 1997 года издает новый нормативный акт, полностью запрещающий использование на территории РФ иностранной валюты в качестве платежного средства (Положение ЦБ РФ «О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)» от 15/08/1997г.)). Согласно названного документа, утратили силу все предварительно выданные территориальными учреждениями Банка Росси, Департаментом валютного регулирования и валютного контроле и другими уполномоченными на это организациями разрешения на реализацию товаров и услуг гражданам за иностранную валюту. Исключением в данном случае являются магазины беспошлинной торговли, расположенные на таможенной территории РФ. В случае использования при расчетах пластиковых карт международных систем, то есть, когда обеспечением карты является валютный счет, уполномоченные банки могут списывать в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей средства в иностранной валюте только с валютных счетов физических лиц. Средства в иностранной валюте, списанные со счетов держателей пластиковых карт подлежат продаже в полном объеме на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки.

Дальнейшей нормализации функционирования внут­реннего валютного рынка (сближению курсов рынков наличной и безналичной иностранной валюты, обеспечению свободного доступа граждан в Российской Федерации к операциям купли-продажи наличной иностранной валюты через уполномоченные банки и, соответственно, борьбе с "черным" рынком наличной иностранной валюты,­ а также повышению финансовой устойчивости уполномоченных банков при проведении ими операций по купле-продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет), несомненно способствует утвержденное Банком России и Го­сударственным таможенным комитетом Российской Федерации 19 апреля 1993 года «Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками» (соответственно №­ 13 и №­ 01-20/3371), а такою инструкция Банка России от 28 мая 1993 года № 15 «0 порядке ведения уполномоченными банками Российской Федерации открытой валютной позиции по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации».








ГЛАВА 2   ВАЛЮТНЫЕ  ОПЕРАЦИИ  БАНКОВ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

           

2.1. Регулирование валютных операций банков


Валютное регулирование—деятельность государства, направленная на регламентирование расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. Страны с помощью валютного регулирования стремятся поставить под контроль государства валютные операции, предоставление иностранным юридическим и физическим лицам кредитов и займов, ввоз, вывоз и перевод валюты за границу и тем самым поддержать равновесие платежного баланса и устойчивость валюты.

По мере углубления кризисных явлений наблюдается тенденция расширения сферы валютного регулирования. Во многих странах установлены лимиты вывоза валюты за границу, введена специальная система разрешений на предоставление кредитов иностранным юридическим лицам и т. д. Валютное регулирование является преимущественно нормативным, т.е. осуществляется главным образом путем заключения международных валютных соглашений и издания нормативных актов. Большинство стран обязывает экспортеров своей страны сдавать вырученные ими суммы в иностранной валюте или депонировать ее в определенных банках. Валютное законодательство многих западноевропейских государств устанавливает регламентацию национальных валютных рынков. Банки этих государств обязаны или спрашивать специальные разрешения на предоставление иностранным заемщикам долгосрочных или среднесрочных валютных средств в национальных валютах. Во многих странах валютное законодательство периодически предусматривает установление режима валютных счетов, лимиты вывоза валюты.

Необходимость валютного регулирования заключается в стремлении стран и банков минимизировать валютные риски. Так, в январе 1996 г. Базельский комитет по банковскому надзору выработал новую методику расчетов валютного риска по каждой валюте в отдельности и валютного риска в смешанном портфеле по валюте и золоту.

Валютные ограничения—это законодательное или административное запрещение или лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения — одна из форм валютной политики. Они закрепляются валютным законодательством страны, являются объектом межгосударственного регулирования, главным образом, через МВФ.

Валютные ограничения преследуют разнообразные цели: выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса, концентрацию валютных ценностей для решения государственных текущих и стратегических задач.

Содержание валютных ограничений определяется их основными принципами: централизация валютных операций в центральном и  уполномоченных (девизных) банках; лицензирование валютных операций, требование предварительного разрешения органа валютного контроля для приобретения иностранной валюты; блокирование и введение разных категорий валютных счетов — блокирование внутренних (в национальной валюте), клиринговых, свободно конвертируемых и т.д.; ограничение конвертируемости валюты.

В России новое валютное законодательство находится в стадии становления.

Основой валютного законодательства РФ является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г. В законе определены принципы осуществления валютных операций в РФ, права и обязанности юридических и физических лиц в соотношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Однако закон о валютном регулировании РФ определяет лишь основные положения регулирования валютной сферы. В этой связи большое значение имеют нормативные акты в области регулирования, разрабатываемые ЦБ РФ.

Согласно действующему на территории Российской Федерации законодательству, все валютные операции должны осуществляться только через ЦБ РФ или уполномоченные банки — банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций. Операции по купле-продаже валюты, осуществляемые российскими организациями не через вышеназванные банки считаются противозаконными. Все резиденты независимо от формы собственности обязаны зачислять полученную в результате внешнеэкономической деятельности иностранную валюту на счета уполномоченных банков.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

ü      переводы в РФ и из страны иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней,          

ü      получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

ü      переводы в РФ и из страны процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

ü      переводы неторгового характера в РФ и из страны, включая переводы сумм, заработной платы, пенсии, алиментов, наследства и т.д.

Валютные операции, связанные с движением капитала включают:

ü      прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

ü      портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;

ü      переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодатель­ству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

ü      предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

ü      предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

ü      все иные валютные операции, не являющиеся текущими.

Валютное законодательство позволяет резидентам осуществлять текущие операции без ограничений, между тем как операции, связанные с движением капитала, согласно установленному ЦБ РФ порядку, только при наличии его специального разрешения.

В свою очередь нерезиденты: могут иметь счета в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации в уполномоченных банках; имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в РФ при соблюдении таможенных правил; продавать и покупать иностранную валюту за валюту РФ в порядке, устанавлива­емом ЦБ РФ; имеют право переводить, вывозить и пересылать из РФ валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти ценности были ранее перевезены в РФ или приобретены в РФ в соответствии с законодательством РФ.

Органами валютного контроля (ЦБ РФ и Правительством Российс­кой Федерации) и их агентами (уполномоченными банками) осуществля­ется валютный контроль с целью обеспечения соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

•    определение соответствия проводимых валютных операций дейст­вующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений;

•    проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

•    проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

•    проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Основным органом валютного контроля в РФ является ЦБ РФ, который:

•     определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

•     издает нормативные акты, обязательные к исполнению резидентами и нерезидентами;

•     проводит все виды валютных операций;

•     устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностран­ной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ;

•       устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным

кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

•       устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и

статистики валютных операций, в том числе уполномоченным банкам, а также порядок и сроки их предоставления;

•       выполняет другие функции.

Либерализация валютного и внешнеторгового режима при отсутствии системы действительного валютного контроля способствовала ухудшению валютного положения страны. В результате усилилась утечка капиталов из России. Стремительное падение валютного курса рубля углубило инфляционные процессы.

Наиболее типичными нарушениями валютного законодательства в процентном соотношении:

• 25 % нарушений связана с проведением валютных операций, минуя уполномоченные банки (расчеты между резидентами и нерезидентами, покупка и продажа иностранной валюты);

• 21 % — с проведением валютных операций без разрешения Банка России (предоставление резидентами займов, портфельные инвестиции, вклады в УК иностранных юр. лиц);

• 18 % — с получением и предоставлением на срок более 180 дней финансовых кредитов, отсрочек платежей по экспорту и импорту;

• 31 % — с отсутствием полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям

Основные области, цели и принципы валютного регулирования и валютного контроля.

Концепция валютного регулирования и валютного контроля производна от функций, определенных подпунктами 10-13 Статьи 4 Федерального Закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», а также от положений и правил, прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения,

использования и распоряжения валютными ценностями, открытия и ведения счетов в иностранной или национальной валюте на территории Российской Федерации, определенных Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Являясь в соответствии со Статьей 35 Федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», одним из основных инструментов и методов денежно-кредитной политики валютное регулирование и валютный контроль направлены своим действием на основные области обращения и использования валютных ценностей, связанные с международной торговлей и международным движением капитала, продажей и покупкой наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации, а также обеспечением стабильности и конвертируемости национальной валюты.

Учитывая наличие специфики функций валютных ценностей в процессе их обращения в этих областях, основные цели валютного регулирования и валютного контроля на современном этапе реформирования экономики Российской Федерации заключается в следующих положениях:

• сокращение дисбаланса счетов резидентов в процессе осуществления ими текущих валютных операций за счет обеспечения репатриации валютной выручки от экспорта продукции, работ, услуг, а также уменьшения авансовых платежей по импорту не обеспеченных своевременными поставками товаров;

• поэтапное обеспечение конвертируемости валюты по текущим операциям с учетом состояния и изменения основных факторов, создающих для этого необходимые условия, к числу которых относятся: эффективный обменный курс, адекватная международная ликвидность (резервы и зарубежное финансирование), устойчивая макроэкономическая политика и необходимая экономическая среда, создающая возможности и стимулы для соответствующего реагирования на рыночные цены;

• создание необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций и притока финансового капитала в экономику страны, с учетом приоритета долгосрочных вложений, а также ограничения притока неустойчивого краткосрочного капитала;

• предотвращение необоснованного оттока капитала из страны и ограничение возможностей для бегства капитала, включая возвратность капиталов и дивидендов на вложенный капитал;

• противодействие легализации через систему кредитных организаций преступных доходов, полученных в иностранной валюте или в виде других валютных ценностей.

Достижение указанных целей должно осуществляться поэтапно с учетом специфики использования иностранной валюты в различных сферах ее обращения и текущего состояния валютного регулирования и валютного контроля по этим направлениям. В этой связи, политика валютного регулирования и валютного контроля должна строиться наследующих принципах:

• Ограничение использования иностранной валюты во внутреннем обороте.

• Постепенное снятие ограничений на валютные операции, связанные с международной торговлей и международным движением капитала.

• Расширение учетно-аналитических функций Банка России.

• Усиление роли и ответственности уполномоченных банков как агентов валютного контроля и хозяйствующих субъектов за нарушения валютного законодательства.

• приведение валютного законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями, обеспечивающими ее вступление в международные валютно-финансовые учреждения.

Реализация принципа вытеснения иностранной валюты из внутреннего обращения состоится с учетом схем взаимоотношений участников операций на основании положения, что все расчеты в иностранной валюте на территории Российской Федерации могут осуществляться только через уполномоченные банки.

1. Сделки «клиент-клиент»

1.1. Любые расчеты в иностранной валюте между юридическими лицами (резидентами, резидентами и нерезидентами, нерезидентами) на территории Российской Федерации должны быть максимально ограничены или запрещены на уровне Закона. Введение этого правила, на первом этапе, может содержать некоторые исключения, связанные с экономической целесообразностью. Банку России как органу валютного регулирования предоставляется право вводить такие исключения. На ближайший период такими исключениями можно рассматривать деятельность магазинов беспошлинной торговли, а также выплата комиссионных вознаграждений и расчеты с субпоставщиками.

Введение требования о проведении расчетов исключительно в рублях должно сопровождаться установлением специальных правил для нерезидентов. В этой связи, вносятся изменения в Инструкцию Банка России № 16, которые принципиально заключаются в следующем: для юридических лиц - нерезидентов открываются два счета-типа «К» (конверсионный) и типа «Н» (неконверсионный). Зачисление средств на тот или иной счет осуществляются в зависимости от вида проведенной операции. Перечень конверсионных операций устанавливается Банком России. Кредитные организации, обслуживающие рублевые счета нерезидентов, должны вести специальное досье (картотеку), позволяющее определить источники поступления рублевых средств. За счет средств, находящихся на счете типа «К», нерезидентом может быть куплена и переправлена за границу иностранная валюта. Кроме специальных исключений (купля-продажа иностранной валюты, государственных ценных бумаг) списание средств на любые цели осуществляется с любого счета. Изменение режимов этих счетов должно происходить параллельно со снятием ограничений на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.


1.2. Любые расчеты в иностранной валюте на территории Российской Федерации между физическими и юридическими лицами должны быть запрещены. Исключение может применяться только для магазинов беспошлинной торговли в таможенных зонах.

1.3. Любые расчеты в иностранной валюте между физическими лицами (резидентами, резидентами и нерезидентами), совершаемые на территории Российской Федерации через уполномоченные банки должны быть запрещены.

2. Сделки «банк-клиент»

2.1. Расчеты с юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) осуществляются только в безналичной форме, за исключением случаев, устанавливаемых Банком России. Разрешены следующие виды операций:

• открытие и ведение счетов и депозитов в иностранной валюте. В перспективе введение запрета для юридических лиц на размещение депозитов в иностранной валюте;

• осуществление банками доверительного управления  средствами в иностранной валюте по поручению клиента;

• конверсионные операции по поручению клиента;

• кредитование и займы;

• переводы иностранной валюты в Российскую Федерацию (свободно), из Российской

Федерации в порядке , устанавливаемом Банком России. 2.2. Расчеты с физическими лицами (резидентами и нерезидентами) осуществляются как в безналичной, так и в наличной форме. Разрешены следующие операции:

• открытие счетов и вкладов в иностранной валюте, ведение операций по счетам и вкладам. В перспективе введение запрета для физических лиц на вклады в иностранной валюте;

• покупка\продажа иностранной валюты за рубли, конверсионные операции в иностранных валютах;

• переводы иностранной валюты в Российскую Федерацию (свободно), из Российской Федерации в порядке устанавливаемом Банком России.

3. Сделки «банк-банк»

Межбанковские операции в иностранной валюте должны быть максимально либерализованы. Ограничения должны распространяться только на внесение валюты в уставный капитал банков-резидентов. Участие российских банков в капитале банков-нерезидентов и открытие их филиалов за границей регулируется Банком России.

4.Ввоз\вывоз     наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации осуществляется только уполномоченными банками и физическими лицами (резидентами и нерезидентами) при постепенном снятии ограничений на ввоз\вывоз   наличных российских рублей. При этом, должна быть разработана система накопительного учета вывоза больших объемов иностранной валюты (более 10 тыс. дол.) и ввоза\вывоза российских рублей (в эквиваленте равном 10 тыс. дол).


5. Счета за рубежом.    Сохраняется ограничение на открытие юридическими или физическими лицами счетов в иностранной валюте за рубежом, за исключением случаев, устанавливаемых Банком России.


6.  Рынок корпоративных ценных бумаг. Эмитированных резидентами и нерезидентами в иностранной валюте, и биржевые сделки в иностранной валюте. Разработка документа определяющего общий порядок обращения, ввоза и вывоза ценных бумаг, эмитированных в иностранной валюте, а также документа регулирующего проведение биржевых сделок в иностранной валюте.

Постепенное снятие ограничений на валютные операции, связанные с международной торговлей и международным движением капитала.

В области регулирования и контроля текущих валютных операций поэтапное снятие ограничений как для резидентов, так и для нерезидентов на их осуществление, при усилении учетных и контрольных функций уполномоченных банков за состоянием расчетов и платежей по таким операциям. В этой связи:

1. Расширяется сфера применения системы таможенно-банковского контроля за исполнением внешнеторговых контрактов на:

• все таможенные режимы, в соответствии с которыми товары перемещаются через таможенную границу Российской Федерации по сделкам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте;

• операции, связанные с выполнением работ, оказанием услуг и предоставлением прав на результаты интеллектуальной деятельности;

• операции, предусматривающие осуществление расчетов по продаже товаров, приобретенных вне таможенной территории Российской Федерации, без их завоза на таможенную территорию Российской Федерации, а также по приобретению и переработке сырья за пределами таможенной территории Российской Федерации с последующей  реализацией  продуктов  переработки  в  стране  переработки (приобретения), в третьи страны либо с последующим ввозом готовой продукции на таможенную территорию Российской Федерации;

• сделки. Предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в счет погашения государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации;

• операции по ввозу (вывозу) товаров в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также перемещение товаров собственного производства предприятий с иностранными инвестициями или в счет дивидендов от инвестиционной деятельности, не предусматривающие проведение расчетов в денежной форме;

• перемещение товаров в соответствии с договорами аренды (лизинга);

• сделки, расчеты по которым осуществляются в валюте Российской Федерации.

Необходимо отметить, что распространение механизма валютного контроля на экспортные и импортные контракты. Предусматривающие осуществление таких платежей возможно только после принятия Федерального Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», проект которого направлен Банком России в Государственную Думу и предусматривает отнесение национальной валюты, при использовании ее в расчетах между резидентами и нерезидентами, к валютным ценностям.

При доработке документов предполагается уделить особое внимание установлению четкого порядка привлечения уполномоченных банков и хозяйствующих субъектов к ответственности за нарушения валютного законодательства.

2. Создается централизованная система банковской отчетности о совершенных, по поручениям клиентов, платежах и расчетах за поставки товаров, работ и услуг.

3. Снижается норматив обязательной продажи экспортной валютной выручки. На первом этапе, до 30% с одновременной отменой всех льгот по освобождению от обязательной продажи и расширением перечня операций, для совершения которых предоставляется право свободной покупки юридическими лицами резидентами и нерезидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

В дальнейшем, в зависимости от состояния спроса и предложения на валютном рынке, а также состояния золотовалютных резервов страны, проводится отмена обязательной продажи валютной выручки, которая одновременно должна сопровождаться предоставлением юридическим лицам-резидентам права свободной покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Основной тенденцией трансформации валютного регулирования и валютного контроля за капитальными операциями в России станет постепенная либерализация движения капитала.

В то же время необходимо в виду, что на современном этапе национальным интересам России отвечает прежде всего либерализация импорта ссудного капитала в целом и импорта инвестиционного капитала - в промышленность, сельское хозяйство, строительство, связь и транспорт. Поэтому многие на сегодняшний день еще сохраняющиеся ограничения по этим капитальным операциям должны быть в самое ближайшее время сняты. Представляется, что Банку России следует пойти в этой области по пути перевода подавляющего большинства этих операций в режим регистрационного порядка. При этом, основной объем регистрационной работы должен быть сконцентрирован в территориальных учреждениях Банка России.

Что касается экспорта капитала, то процесс этот, в виду явной скудности российского рынка заемного капитала и сохраняющейся проблемы утечки капитала из страны (в том числе нелегальной), и в дальнейшем потребует соответствующего регулирования и контроля. В этих условиях главной задачей Банка России является должное обеспечение последовательности и плавности процесса перестройки сложившегося механизма валютного регулирования и валютного контроля за экспортом и импортом капитала.

Таким образом, осуществление Банком России валютного регулирования и валютного контроля в дальнейшем должно будет в дальнейшем все больше смещаться в область решения непосредственной компетенции Банка России с тем, чтобы обеспечить управляемость и стабильность банковской системы, курса национальной валюты и финансовых рынков России. Представляется, что основными «краеугольными камнями» системы валютного регулирования и валютного контроля Банка России будут следующие направления работы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ