Виды налогов
Виды налогов
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
И УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ : «Бухгалтерский учет и аудит »
ДИСЦИПЛИНА «Правовое обеспечение экономики»
В
и д ы н а л о г о в
Факультет : Экономический
Выполнила:
Москва 2004г
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
Введение
2.
Сущность и принципы
налогообложения
3.
Правовые основы налоговой
системы
4.
Функции налогов
5.
Система налогов и сборов в
РФ
6.
Налоговые правонарушения
ответственность за их совершения. Налоговый контроль.
7.
Заключение
8.
Список использованной
литературы
Введение
В процессе своей
деятельности граждане и юридические лица сталкиваются не только с
необходимостью исполнения обязательств перед иными участниками гражданского
оборота, но и с необходимостью исполнения обязанностей по уплате в пользу
государства обязательных законодательно установленных платежей: налогов и
сборов. Возникновение налоговых обязательств связывается законодательством с
различными фактами: владение имуществом ,реализация товаров ,работ , услуг,
получением доходов и т.д. При этом отношения, возникающие в процессе
установления налогов и сборов и их уплаты, подробно регламентируются правовыми нормами.
Предметом правового
регулирования является широкий круг общественных отношений, складывающихся в
сфере налогообложения и носящих комплексный характер . Они включают отношения
,связанные с установлением налогов и иных обязательных платежей на федеральном
,региональном(субъектов Российской Федерации) и местном уровнях. Установление
налога предполагает не только введение его в действие на определенной
территории, но и определение всех его существенных элементов(налогоплательщик,
объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период и т.п.)и
порядок уплаты.
Одной из основных
черт налоговых отношений, составляющих предмет правового регулирования,
является их имущественный характер, который заключается в законодательном
установлении обязанностей налогоплательщика по передаче государству
определенной части своего имущества, имущественном характере ответственности за
налоговые нарушения и возмещения участниками налоговых отношений причиненных
убытков.
Правовое
регулирование в системе налогообложения охватывает один из наиболее крупных
блоков финансовых отношений, имеющий специальный субъективный состав, а также
особое юридическое и экономическое содержание.
Высокая степень
внутренней организации системы налоговых норм определила необходимость разработки
и принятия самостоятельного нормативного акта, регламентирующего как общие
вопросы построения налоговой системы и правового положения участников налоговых
отношений, так и порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов.
Определенным итогом работы по систематизации налоговых норм , содержащихся в
различных нормативных актах , стало, в частности, принятие Налогового Кодекса
РФ . Налоговый Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о
налогах и сборах , нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления формируют систему
налогового законодательства.
Государство, как
получатель налогов, устанавливало правила их исчисления и уплаты
налогоплательщиками, то есть форма, и порядок их взимания всегда были узаконены
в том или ином виде. Закон определял плательщиков налогов, объекты
налогообложения, размер и способы взимания налогов. Налоги стали мощным орудием
в руках тех, кто вырабатывает социально-политические и экономические ценности и
приоритеты в государстве.
2.Сущность и принципы налогообложения
Налоги и сборы,
носящие налоговый характер, в отличие от заемных средств изымаются государством
у налогоплательщика без каких-либо обязательств перед ними. Поэтому налоги
носят принудительный характер.
В целом система
построения отдельных видов налогов формируется, как правило, с учетом избежания
двойного обложения на разных уровнях административного управления.
Налогообложение
базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были
потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать
заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Следующий
важный принцип – определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее,
размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные
принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и
гибкость.
В этих принципах
представлены интересы государства и налогоплательщиков.
Налоги в их сущности
и содержании на практике предстают в виде многообразных форм с множеством
национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы
различных стран.
По набору налогов, их
структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней
власти, налоговой базе, сфере действия, льготам можно выделить две главные
общие черты:
-Постоянный поиск
путей увеличения налоговых доходов государства.
-Построение налоговых
систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве,
справедливости и эффективности налогообложения.
По объектам налогообложения налоги
делятся на налоги с оборота, налоги на прибыль (доход), налоги на имущество,
налоги на фонд оплаты труда. К налогам с оборота относятся налог на
пользователей автодорог, налог на содержание жилья и объектов
социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость. К налогам на
прибыль относятся налог на прибыль предприятий (организаций), налог на доходы,
удерживаемый у источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество
предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц – налоги на
имущество, а страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд
государственного социального страхования, страховые взносы в Государственный
фонд занятости населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского
страхования, сбор на нужды образования – налоги на фонд оплаты труда.
Раскладочные налоги исходят
из потребности покрыть конкретный расход (например, целевой сбор на содержание
милиции, благоустройство территории и другие цели), количественные (долевые,
паевые) налоги устанавливаются из возможности налогоплательщика заплатить
налог.
В зависимости от того
закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом
(бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть
дефицит, налоги делятся на закрепленные(обязательные и постоянные) и
регулирующие(принимающие на срок для отдельных групп – НДС, акциз, налог на
прибыль) соответственно.
Целевые налоги могут
вводиться по ряду причин.
Во-первых, с
психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает
налог, в чьей пользе он непосредственно уверен. Однако, такие налоги побуждают
каждого контролировать государственные органы, расходующие уплаченные
налогоплательщиками суммы.
Во-вторых, целевые налоги придают
большую независимость конкретному государственному органу.
В-третьих, целевой характер налога
может оправдываться тем, что необходимость определенных затрат вызвана
получением определенных доходов.
Так же налоги делятся по признаку периодичности:
регулярные и разовые; по юрисдикции государства: территориальные и
резидентские(по отдельным группам лиц)
Величина (ставка)
налога играет определяющую роль в системе налогообложения. Величины
дифференцируются по экономическим, социальным, региональным категориям.
Фиксированный размер ставок и их стабильность способствуют развитию
предпринимательской деятельности, т.к. облегчают прогноз результатов.
Построение динамики
налогообложения может быть пропорциональным, прогрессивным или регрессивным.
При пропорциональном
налогообложении ставки одинаковы вне зависимости от величины получаемого
налогоплательщиком дохода.
Прогрессивное налогообложение предполагает повышение или
понижение ставки налога в зависимости от увеличения или сокращения дохода
налогоплательщика.
Регрессивное налогообложение, напротив, характеризуется
уменьшением величины налога при возрастании дохода.
Уровень ставок влияет
на доходную часть бюджета. Постепенное повышение ставок увеличивает поступления
в бюджет до тех пор, пока не становится избыточным, и поступления начинают
сокращаться.
Налоги различаются
по объекту налогообложения и по механизму расчёта и взимания, по их
роли в формировании доходной части бюджета.
По
способу взимания:
По способу взимания
налоги подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника.
Кадастровый способ представляет собой дифференциацию
объектов налога по группам по определенному признаку. Для каждой группы
устанавливается индивидуальная ставка налога, не зависящая от доходности
объекта. Например, налог на транспортное средство взимается без учета того,
используется оно или нет.
Декларируемый способ – это уплата налога субъектом после
получения дохода на основе декларации.
Изымаемые у источника налоги перечисляются в бюджет до выплаты
дохода, например заработная плата, которую сотрудники получают уже за вычетом
налога.
Прямые
и косвенные
По критерию объекта
налогообложения все налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Плательщиком прямых налогов является тот, кто получает доход или владеет
имуществом, т.е. конкретное физическое или юридическое лицо. К числу
прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль и др.
Косвенные налоги: акцизы, налог на наследство, на сделки с недвижимостью
и ценными бумагами, таможенные пошлины. Окончательный плательщик этого
налога потребитель, на которого налог перекладывается путём надбавки к
цене товара или услуги.
Личные
и реальные
Налоги подразделяются
также на личные и реальные. Личные налоги учитывают финансовое
положение налогоплательщика и его платежеспособность, реальные подвергают
обложению деятельность или товары, продажу, покупку или владение имуществом
(собственностью) независимо от индивидуальных финансовых обстоятельств
налогоплательщика.
3.Правовые основы налоговой системы
1. Каждое лицо должно
уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и
сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При
установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к
уплате налога.
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться
исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные
ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности,
гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Допускается установление особых видов пошлин либо
дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения
товара в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством
Российской Федерации.
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть
произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами
своих конституционных прав.
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое
пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно
ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации
товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или
создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности
физических лиц и организаций.
5.Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются
настоящим Кодексом.
Налоги и сборы субъектов Российской Федерации,
местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются
соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах
и нормативными правовыми актами представительных органов местного
самоуправления о налогах и сборах в соответствии с настоящим Кодексом.
Ни на кого не может быть возложена обязанность
уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие
установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не
предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это
определено настоящим Кодексом.
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы
налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть
сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы),
когда и в каком порядке он должен платить.
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о
налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Участники
налоговых отношений.
Участниками
отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1) организации и физические лица,
признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или
плательщиками сборов;
2) организации и физические лица,
признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;
3) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его
подразделения в Российской Федерации (далее - налоговые органы);
4) Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его
подразделения (далее - таможенные органы);
5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы
местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица,
осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов
прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой
налогоплательщиками и плательщиками сборов (далее - сборщики налогов и сборов);
6) Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик,
финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и
городов (далее - финансовые органы), иные уполномоченные органы - при решении
вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов,
предусмотренных настоящим Кодексом;
7) органы государственных внебюджетных фондов;
8) Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и ее
территориальные подразделения (далее - органы налоговой полиции) - при решении
вопросов, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом.
4.Функции налогов
Функции налогов – это
такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве
инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения
доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства,
экономического развития и решения социальных проблем страны. Функция налога -
это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция
показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной
экономической категории как инструмента стоимостного распределения и
перераспределения доходов.
Функции налогов
следующие:
-Фискальная
-Регулирующая
-Контролирующая
Фискальная или
бюджетная функция первична в историческом и содержательном аспектах. После
возникновения государства потребовались средства для выполнения им тех или иных
функций. Содержательная же функция – это необходимость обеспечения возможности
экономического существования государства. Таким образом, суть фискальной
функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании
финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих
функций. Суть направлена на изъятие части доходов предприятий и граждан для
содержания государственного аппарата, обороны страны и сферы нематериального
производства, не имеющей собственных источников доходов. Формирование доходов
государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов
превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Из
фискальной функции налогов вытекает их распределительная функция. То есть
происходит перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересах
реализации крупных народнохозяйственных, социальных, научно-технических,
экономических программ. Это может быть связано с развитием производственной и
социальной инфраструктуры, фондоемких отраслей с длительными сроками
окупаемости капиталовложений, с необходимостью формирования и развития
социально ориентированной рыночной экономики. Значительная часть бюджетных
средств направляется на социальные нужды населения, полное или частичное
освобождение от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Регулирующая функция
имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе
нерегулируемую государством экономическую систему. Налоговое регулирование
представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство
государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития.
Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная
правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное
воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также
социально-экономические процессы в обществе.
Регулирующая функция
налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения,
выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и
осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п. При помощи
налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая
или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей
промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей,
сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество
денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности
или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более
высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары
и услуги.
Предоставляя льготы,
государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая
налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет
технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на
благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению
социальных проблем.
Таким образом, здесь
ярко выражена стимулирующая
направленность функции, которая реализуется через систему льгот, исключений,
преференций. Стимулирование может проявляться в изменении объема
налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки
или в полном освобождении от налогов.
Налогами можно и
ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных
отраслей деятельности. Налогами можно создать предпосылки для снижения издержек
производства, повысить конкурентоспособность предприятий, проводить
протекционистскую политику.
Еще одна
направленность регулирующей функции - социальная
функция – поддержание социального равновесия путём изменения
соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания
неравенства между ними.
Самыми социально
несправедливыми являются косвенные налоги, так как они перекладываются
через цены на потребляемые товары в одинаковой степени на лиц с
высокими и низкими доходами. В целях смягчения социального неравенства
государственные органы предоставляют отдельным группам населения
налоговые льготы.
Особое место занимает
воспроизводственное
назначение, которое направлено на компенсацию и возмещение потребляемых
ресурсов. Такую нагрузку несут в себе плата за воду, пользование природными
ресурсами, отчисления на производство материально-сырьевой базы, в дорожные
фонды.
Контролирующая
функция позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и
потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления
эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения
в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции
предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным выполнением
своих обязательств субъектами налогообложения.
Финансовые органы
на всех уровнях управления анализируют поступление налогов, тенденции развития
налогооблагаемой базы, прогнозируют объемы платежей в бюджет. Неотъемлемой частью
такого анализа и прогнозирования является корректировка законодательства,
регулирующего взаимоотношения хозяйствующих субъектов между собой. Своевременно
внесенные предложения способствуют устранению негативных явлений в экономике и
увеличению доходной части бюджета.
Предметом анализа в
рамках налогооблагаемой базы является динамика объемов производимой продукции,
индекс цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, изменения количественного и
качественного состава предприятий и др.
Функции налогов взаимосвязаны.
Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции,
создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции
налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования
ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству
получить больше средств. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его
кругооборота. Если при выполнении фискальной функции они оказывают влияние лишь
при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система
регулирования воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления.
Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую сферы.
5.Система налогов и сборов в РФ
1.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные
налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее -
региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
2. Федеральными признаются налоги и сборы,
устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории
Российской Федерации.
3. Региональными признаются налоги и сборы,
устанавливаемые настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации,
вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов
Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих
субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога
законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации
определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах,
установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы
отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения
устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении регионального налога законодательными
(представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться
налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
4. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые
настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов
местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим
Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного
самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих
муниципальных образований.
5. Не могут устанавливаться региональные или
местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
Федеральные налоги и сборы
1.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и
отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4)
налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные
внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой
базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи
углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного
мира и водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги и сборы
1.
К региональным налогам и сборам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
2. При введении в действие налога на недвижимость
прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской
Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и
земельного налога.
Местные налоги и сборы
1.
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.
Основные налоги в Российской Федерации
Налог на добавленную стоимость
Налогоплательщиками налога на добавленную
стоимость
Организации,
индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога
на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную
границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом
Российской Федерации.
Объектом
налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров
(работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация
предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание
услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача
имущественных прав.
(в ред. Федерального
закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
В целях настоящей
главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ,
оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ,
услуг);
2) передача на территории
Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных
нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через
амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
(в ред. Федеральных
законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ)
3) выполнение
строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на
таможенную территорию Российской Федерации.
Налоговая база
1. Налоговая база при
реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в
соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации
произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При передаче товаров
(выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, налоговая база
определяется налогоплательщиком.
При ввозе товаров на
таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется
налогоплательщиком и таможенным законодательством Российской Федерации.
При применении
налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для
собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая
база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых
по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база
определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
(в ред. Федерального
закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
2. При определении
налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя
из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных
товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах,
включая оплату ценными бумагами.
Указанные в настоящем
пункте доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой
их можно оценить.
3. При определении
налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте
пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации
соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату
фактического осуществления расходов.
Налоговый
период
(в ред. Федерального
закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
1. Налоговый период
(в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов)
устанавливается как календарный месяц, если иное не установлено пунктом 2
настоящей статьи.
(в ред. Федерального
закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
2. Для
налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала
суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими
один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
(в ред. Федеральных
законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ)
Налогоплательщики,
уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не
позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Налоговые ставки
Налогообложение
производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:
-продовольственных товаров: скота и птицы в живом весе ,мяса и
мясопродуктов(кроме деликатесных), молока и молокопродуктов( кроме мороженого
,выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда), яйца и
яйцепродуктов, масла растительного , маргарина, хлеба ,муки, крупы , рыбы
живой(кроме ценных пород), продуктов детского и диабетического питания, овощей
-товаров для детей:
трикотажных изделий для новорожденных , детей ясельного , дошкольного , младшей
и старшей школьных групп, перчаток, варежек, швейных изделий( кроме
натуральной кожи и меха), обуви(кроме спортивной), кроватей детских, колясок,
игрушек , пластилина, пеналов, тетрадей, альбомов, обложек, подгузников.
-периодических
печатных изданий, кроме рекламных и эротических, книжной продукции , связанной
с образованием, наукой и культурой, кроме
рекламных и
эротических.
-медицинских
товаров: лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе
внутриаптечного изготовления; изделий медицинского назначения.
. Налогообложение
производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах
выше.
(п. 3 в ред.
Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ)
При получении
денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных
статьей 162 Кодекса, при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со
статьей 161 Кодекса, при реализации имущества, приобретенного на стороне и
учитываемого с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Кодекса, при
реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в
соответствии с пунктом 4 статьи 154 Кодекса, а также в иных случаях, когда в
соответствии с Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом,
налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки,
предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 настоящей статьи, к налоговой базе,
принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
(п. 4 в ред.
Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Счет-фактура
является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога
к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Счета-фактуры,
составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6
169 статьи Налогового Кодекса, не могут являться основанием для принятия
предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение
требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи,
не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога,
предъявленные продавцом.6. Счет-фактура подписывается руководителем и главным
бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным
распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени
организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем
счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием
реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального
предпринимателя.
Акцизы.
Налогоплательщиками
акциза
(в ред. Федерального
закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
1) организации;
2) индивидуальные
предприниматели;
3) лица, признаваемые
налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу
Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом
Российской Федерации.
(в ред. Федерального
закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
2. Организации и иные
лица, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками, если они
совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей
главой.
(в ред. Федерального
закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
Подакцизными товарами
признаются: спирт этиловый, кроме спирта коньячного, спиртосодержащая
продукция, алкогольная продукция, кроме виноматериалов, пиво, табачные изделия,
автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, прямогонный бензин.
Объектом
налогообложения признаются следующие операции:
реализация на
территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в
том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по
соглашению о предоставлении отступного или новации (за исключением подакцизных
товаров, указанных в подпунктах 7 - 10 пункта 1 статьи 181 Кодекса, далее в
настоящей главе - нефтепродукты).
В целях настоящей
главы передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому
лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при
натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;
(в ред. Федерального
закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ)
оприходование
организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства,
нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов
(в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в
собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из
давальческого сырья и материалов. Для целей настоящей главы оприходованием
признается принятие к учету подакцизных нефтепродуктов, произведенных из
собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
получение
нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими
свидетельство.
передача
организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных
из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов),
собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача
нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче
нефтепродуктов собственнику;
реализация
организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у
налогоплательщиков - производителей указанной продукции, либо с акцизных
складов других организаций.
Налоговым
периодом признается
календарный месяц.
Страницы: 1, 2
|