бесплатные рефераты

Взаимоотношения предприятий с налоговыми органами, банками и внебюджетными фондами

Взаимоотношения предприятий с налоговыми органами, банками и внебюджетными фондами

Смоленский филиал Санкт-Петербургского

института управления и экономики













Курсовая работа

 

 

По предмету “Финансы предприятия ”

 

На тему: “Взаимоотношение предприятий с налоговыми органами, банками и внебюджетными фондами”








Преподаватель:

Смирнова Галина Александровна

Выполнил:

студент 4 курса,

Сухарев

группа 412







Смоленск  2000

Содержание.


Введение.


3

1. Взаимоотношения предприятий с налоговыми органами.

4

2. Взаимоотношения фирмы с банками

10

3. Взаимоотношения фирмы с внебюджетными фондами и организациями

14

3.1. Единый социальный налог (Взнос)

16

Заключение

20

Задачи


21

Пояснительная записка

32

Литература

33

 


Введение

С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели  и в каких размерах направлять прибыль. Прибыль оставшуюся после уплаты налогов,  отчислений в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

       Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

       Курсовая работа имеет целью изучить сущность отношений, возникающих в следствии налогообложения прибыли, сохранения прибыли, и  вынужденных отчислений.

       При этом ставятся следующие задачи изучение сущности и видов взаимоотношений с налоговыми органами, контролирующими поступления доходов; банками – которые являются посредником в финансовых отношениях предприятий, естественно получая собственную выгоду; внебюджетными фондами – ведущими деятельность, связанную со здравоохранением и оказыванием помощи не имеющим прибыли лицам.

 


1. Взаимоотношения предприятий с налоговыми органами.

Почти все многообразие совершаемых финансовых трансакций фирмы есть результат взаимоотношений фирмы с субъектами внешней среды. Особую значимость в финансовой, жизни фирмы имеют взаимоотношения с налоговыми органами и другими органами анало­гичного назначения по поводу налогов и сборов в кассу государства, и местных органов. Во всех странах эти отношения появляются вместе с рождением фирмы и сопровождают ее на всем протяжении жизни.

С давних времен политологи, экономисты, юристы задумывались над проблемой налогов. Размышляя о природе государства и механизме его функционирования, ученые постоянно наталкивались на мысль: на какие же средства существует государство, откуда они поступают? Совершенно очевидно, чтобы содержать аппарат принуждения и уп­равления, как имманентные атрибуты любого государства, нужны оп­ределенные средства. Безусловно, эти средства должны носить центра­лизованный характер, иначе не может быть реализована ни внешняя, ни внутренняя политика государства.

На протяжении человеческой истории формирование централизо­ванных средств государства осуществлялось разными путями — от са­мых варварских (путем физического изъятия этих средств со своих подданных) до современных, цивилизованных — путем принудитель­ных сборов налогов. Следовательно, залоги представляют собой принудительные сборы с налогоплательщиков в денежной форме с целью формирования централизованных фондов государства Другими сло­вами, налоги носят фискальный характер, т. е. характер принудитель­ного изъятия.

Пока существует государство, существуют и налоговые отношения, и в этом смысле они носят объективный характер. Специфика этих отношений состоит в том, что между налоговыми органами, с одной стороны, и фирмами и гражданами как налогоплательщиками, с дру­гой, часто возникают противоречия, иногда переходящие в антагонизмы и конфронтацию по поводу размеров налогов. Более 200 лет назад А. Смит в своем знаменитом трактате «Исследование о природе и при­чинах богатства народов» писал: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостоя­ния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении: все остальное сделает естественный ход вещей». Это известное предположение с тех давних пор никто не отважился опровергнуть, хотя очень редко государства и правительства следовали ему.

Двойственный характер налоговых отношений сформировал у налогоплательщиков определенный стиль поведения по отношению к налогам, базирующийся на следующих принципах:  

·        налоги надо платить, поскольку это своего рода финансовая повинность, т. е. финансовая государственная обязанность фирмы;

·        платить только минимальную сумму положенных налогов;

·        платить налоги следует в последний день установленного для этого срока.

По существу на этих принципах строятся взаимоотношения между фирмой и налоговыми органами. Такое стремление мы наблюдаем во всех странах с развитой рыночной экономикой. В современной Рос­сии картина обратная. Поданным налоговых органов в 1996 г. из 2, 7 млн. зарегистрированных налогоплательщиков — юридических лиц:

·        16% следовали в своей деятельности вышеизложенным принципам;

·        20% платили налоги неравномерно, с нарушением сроков;

·        30% хронические должники по налогам;

·        43% не платили налоги вообще, т. е. это «мертвые» предприятия или представляются таковыми.     

При всем многообразии форм и видов налогов они делятся на две большие группы:

·        прямые налоги;

·        косвенные налоги.

Прямые налоги — это те, которые налогоплательщики уплачивают непосредственно из своих доходов, со своего капитала, земли, недви­жимости и т. д. Под косвенными принято понимать налоги, которые, производители товара перекладывают на конечных потребителей своей продукции, работ, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные платежи). В большинстве случаев в качестве конечного потребителя выступает население.

Основным прямым налогом является налог на прибыль. В доходах бюджета нашей страны до последнего времени он занимал домини­рующее положение. Налог на прибыль используется практически во всех странах с рыночной экономикой. Главное его достоинство — на­личие общепринятой, хорошо изученной и отработанной в учете, от­четности и статистике налоговой базы — прибыли.

Другой вид прямого налога — подоходный налог с населения, кото­рый не является новым в хозяйственной практике. В области его при­менения накоплен большой опыт. Вместе с тем радикальные изменения, происходящие в производственных отношениях, наложили со­ответствующий отпечаток и на подоходное налогообложение населе­ния. Расширена сфера действия этого налога, поскольку кроме основ­ного традиционного источника доходов населения — заработной платы  — появился ряд новых, привнесенных рынком источников доходов граждан, например проценты, дивиденды и др. Большие изменения вносятся в подоходное налогообложение с целью обеспечения мер по социальной защите населения. Достигается это путем увеличения раз­мера необлагаемой части заработков, а также понижением налоговых ставок в начале шкал налогообложения, полным или частичным осво­бождением отдельных категорий граждан от подоходного налога.

К прямым налогам относятся также налог на недвижимость, на землю и другие, которые не нашли пока существенного распространения в нашей стране.

Мировой практикой доказано, что прямые налоги значительно эффективнее косвенных. При прочих равных условиях чем выше доля косвенных налогов в общей массе налоговых поступлений, тем слабее связь эффективности и результативности хозяйствования с бюджетом. Тем не менее доля косвенных налогов в нашей стране в последние годы существенно увеличилась.

Основным представителем косвенных налогов во многих странах, в том числе и в России, является налог на добавленную стоимость (НДС). По своему содержанию НДС следовало бы назвать налогом на конеч­ное потребление, поскольку в действующих методиках его исчисления не удалось выдержать методологический подход, обеспечивающий един­ство налогооблагаемой базы на всех стадиях производства продукта, зато четко прослеживается стремление сделать основным налогопла­тельщиком конечного потребителя товара.

Параллельно с налогом на добавленную стоимость взимается дру­гой косвенный налог — акцизы, т. е. фиксированная сумма налога на определенные товары. Ставки акцизов, установленные в процентах к стоимости продукции в отпускных ценах, применяются к ограничен­ному кругу товаров не первой необходимости и к предметам роскоши. Акциз включается и облагаемую базу налогом на добавленную стоимость.

В специальной литературе встречается и другая классификация на­логов — в зависимости от характера объекта налогообложения:

·        налоги с доходов (выручки, прибыли, зарплаты);

·        налоги с имущества (предприятий и граждан);

·        налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности (опе­рации с ценными бумагами, с доходов казино и др.);

·        налоги за выполнение некоторых действий (таможенные и государ­ственные пошлины).

При всей очевидной правомерности обеих классификации вопрос этот не столь прост, поскольку проистекает из самой сущности нало­гов, а потому является предметом исследования фундаментальной тео­рии финансов.

(Современная налоговая система — это сложный механизм, кото­рый в современной России имеет характерные особенности:

·        высокий удельный вес косвенных налогов;

·        явный акцент в распределении тяжести налогового бремени между гражданами и фирмами в сторону последних;

·        наличие разветвленной государственной налоговой службы РФ с жесткой вертикальной иерархией органов (инспекций) с парал­лельным выполнением налоговых функций двумя другими федеральными ведомствами: органами налоговой полиции и орга­нами Государственного таможенного комитета РФ;

·        обязательность постановки всех налогоплательщиков на учете в налоговых органах. На практике это означает, что расчетные и дру­гие счета в банках могут отрываться фирме только после поста­новки ее на учет в налоговой инспекции и сообщения последней информации об открываемых счетах;

·        наличие жестких карательных мер за нарушение налогового зако­нодательства — от принудительного взыскания с фирмы-виновника недоимок в бюджет до тюремного заключения ее служащих;

·        действие режима приоритетной очередности налоговых платежей;

·        громоздкость и крайняя изменчивость налогового законодательства. При этом следует иметь в виду, что изменчивость и гибкость налоговой системы совершенно не одно и то же. В международ­ной финансовой практике под гибкостью налоговой системы принято понимать наличие прав у налогоплательщиков пере­считывать суммы налогов за определенный прошлый и будущий периоды. К примеру, если фирма США сегодня терпит убытки от основной деятельности, то эти убытки она имеет право вы­честь из налогооблагаемой прибыли за 3 прошлых года и 15 бу­дущих лет. Подобных прав у отечественных фирм сегодня нет.

Современная отечественная налоговая система по форме (назва­нию и количеству налогов) мало чем отличается от налоговых систем большинства стран Запада. Однако в содержании отдельных налогов, характере стимулирующей функции налоговой системы у России в сравнении с теми же странами мало общего.

Стимулирование подъема и развития приоритетных направлений экономики через налоговую систему, создание условий налогового протекционизма характерно для экономик переходного периода. Это подтверждается опытом Японии, Южной Кореи, США в период пре­одоления депрессии 30-х годов, современной налоговой политикой Китая. Тем не менее современная налоговая система России, к сожа­лению, подобными качествами не обладает и не имеет достаточной связи с реальными условиями функционирования экономики.

Отечественная налоговая система аккумулировала в себе принципы двух налоговых систем: Америки и континентальной Европы. В аме­риканской налоговой системе акцент сделан на подоходном принципе налогообложения, в европейской — на обложении оборота в форме налога на добавленную стоимость. В российской налоговой системе присутствуют оба акцента, что и позволяет ее характеризовать как чрез­мерно жесткую, направленную лишь на разрешение проблем дефици­та государственного бюджета. В таких условиях говорить о стимули­рующей функции налоговой системы по меньшей мере неуместно.

Современная налоговая система России не соответствует общепринятым требованиям теории налогообложения, что особенно наглядно проявляется в косвенных налогах.

Теоретически базой обложения налогом на добавленную стоимость является вновь созданная стоимость фирмы. В современной России базой для начисления налога на добавленную стоимость является не только прибыль и заработная плата как реальные элементы вновь со­зданной стоимости, но и амортизационные отчисления.

Изъятие части амортизации через НДС вместо стимулирования подавляет инвести­ционную активность фирм в условиях общего спада в экономике. Кроме того, в состав налогоблагаемой базы для исчисления НДС включают­ся акцизы, сумма таможенных пошлин, которые элементами вновь созданной стоимости также не являются. Вследствие этого НДС теряет свое теоретическое содержание, превращаясь на практике в налог с продаж, увеличивающий цену товара.

Возможно, с выходом Налогового кодекса РФ специфические чер­ты отечественной налоговой системы станут не столь актуальны; ожида­ется ослабление налогового бремени для фирм, сокращение количества налогов.

Несмотря на очевидную агрессивность государственной налоговой политики в России, фирмы при умелом использовании рассмотрен­ных выше принципов построения взаимоотношений с налоговыми ор­ганами могут вполне успешно функционировать в современных усло­виях. Важно всегда помнить: налоги для тех, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы.


2. Взаимоотношения фирмы с банками

В современной России осуществление любой фирмой своей осно­вополагающей финансовой функции — обслуживание платежей и рас­четов — невозможно без участия коммерческих банков. Даже элемен­тарные финансовые трансакции по осуществлению движения налич­ных денег, принадлежащих фирме, невозможны без их инкассации — сдачи наличности в обслуживающий фирму банк. С точки зрения по­вышения степени надежности перемещения денежных средств в лю­бой форме между субъектами экономических отношений такой поря­док в известной мере оправдан.

С появлением банков как специальных институтов профессиональ­ного управления денежными ресурсами резко возросли гарантии пере­мещения денежных средств в экономике. Банки как финансовые по­средники, обслуживающие платежи и расчеты в экономике, играют исключительно важную роль в организации и функционировании пла­тежной системы любой страны. Известны случаи, когда банкротство нескольких крупных банков страны становилось причиной сильней­ших потрясении всей ее финансовой системы.

В России к началу рыночных реформ функционировали десятки новых негосударственных банков, а с началом реформ их количество начало расти в геометрической прогрессии. Никаких серьезных пре­пятствий для образования новых банков и должного контроля за их работой со стороны Центробанка России не существовало. В началь­ный период рыночных реформ многие из коммерческих банков актив­но включились в новый, весьма выгодный, но грязный бизнес по вре­менному присвоению чужих денежных средств, и фирм прежде всего. Все чаще деньги клиентов терялись по пути от банка плательщика до банка получателя. Эти явления приняли массовый характер, и банки начали быстро терять доверие клиентов. В результате страна получила систему коммерческих банков, которую даже по прошествии шести лет реформ специалисты в области определения рейтингов, отказыва­ются оценивать на этот предмет. В очередной раз подтвердилось, что рейтинг банков не может быть выше рейтинга страны. Эти обстоятель­ства позволяют сделать вывод: современная отечественная банковская система должна быть реформирована, чтобы надежно выполнять свою ключевую функцию — обслуживание платежей и расчетов.

Столь сложное положение и банковской среде требует от фирм предельной осторожности при выборе обслуживающих банков. Чтобы подчеркнуть сложность и ответственность решений фирмы при выбо­ре обслуживающего банка, некоторые финансисты этот выбор сравнивают с выбором партнера в браке.    

Международная финансовая практика содержит множество рекомендаций на этот счет. Типичные требования, которые фирма обычно предъявляет к потенциальному обслуживающему банку, предполагают:

·        знание банком фирмы, особенностей ее бизнеса, отрасли, в кото­рой она функционирует;     

·        способность давать полезные деловые рекомендации;

·        предложение различных способов получения денежных средств как наличных (кассовое обслуживание фирмы), так и безналичных с низкими трансакционными издержками;

·        закрепление за фирмой постоянного банковского служащего, занимающегося вопросами кредитования фирмы; способность оценивать реальные финансовые потребности фирмы;

·        удобное для фирмы месторасположение банка;  обеспечение простоты доступа к ведающему ссудами должностному лицу банка;

·        стремление банка к совершенствованию обслуживания клиентов;

·        широкий спектр банковских услуг.

Расширение самостоятельности отечественных фирм при соверше­нии внешнеэкономических операций существенно повысило требова­ния к банкам, обслуживающим эти операции. Если фирма активно осуществляет экспортно-импортные операции, то при выборе обслу­живающего банка необходимо учитывать его способность эффективно осуществлять наиболее важные валютные операции. Следует прове­рить наличие у него генеральной лицензии на ведение валютных опе­раций, которую выдает Центральный банк РФ (далее — Банк России). Сегодня в россии около 300 коммерческих банков имеют генеральную лицензию, немногим более 800 — валютную лицензию, т. е. на закон­ных основаниях обслуживать валютные трансакции фирм способны менее половины всех российских коммерческих банков. Очень важ­ное значение имеет коммуникационная система, используемая бан­ком для обслуживания международных расчетов. Включение банка в систему СВИФТ — Международную систему межбанковских расчетов (либо подобную ей) — значительно повышает качество и скорость рас­четов.

Все эти желательные для фирмы качества банка имеют смысл при одном условии — достаточной надежности банка. Оценка фирмой наде­жности банка в современных отечественных условиях — задача весьма сложная. Существует множество способов оценки надежности банка как специалистами самой фирмы, так и специалистами со стороны. При этом следует иметь в виду, что «независимый аудитор нейтрален по отношению к любой интерпретации финансовых отчетов. Его мнение не является окончательным решением с точки зрения целесооб­разности предоставления кредита или инвестирования (вложения) средств, и его никогда не следует принимать за таковое».

Следовательно, выбор надежного банка — это в конечном счете проблема фирмы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Столь высокая ответственность фирмы за успешный выбор обслуживающего банка требует от ее специалистов знания элементарных способов само­стоятельной оценки надежности банка, его рейтинга. С этой целью приводится одна из таких методик, которая дает неко­торое представление об этом предмете.

Как и всякие двухсторонние отношения, отношения «фирма — банк» предполагают наличие определенных критериев и у банка по отноше­нию к фирме как потенциальному должнику банка. Эти критерии во многом определяют интересы банка по отношению к данной фирме и в конечном счете формируют значение Ик (интересы кредитора) в из­вестном нам балансовом уравнении.

Мировая практика выработала особые механизмы формирования кредитной политики любого банка, которые вошли в науку и практику под названием «Правило шести "Си"». Ввиду того что собственная кредитная политика фирмы занимает весьма важное место в ее финан­совой жизни, приводим краткое содержание Правила шести «Си»:

1.           Character (характер заемщика).

2.           Capacity (способность).

3.           Cash (денежные средства).

4.           Collateral (обеспечение).

5.           Conditions (условия).

6.           Control (контроль).

Характер заемщика означает ответственность, правдивость и серьез­ность его намерений погасить всю свою задолженность. Прояснению характера заемщика способствует кредитная история заемщика, кре­дитный рейтинг, опыт работы других кредиторов с этим заемщиком и т. д.

Способность («способность заимствовать средства») означает нали­чие права у заемщика подавать кредитную заявку и юридическое пра­во подписывать договора, устав и другие учредительные документы, личные дела заемщиков.

Денежные средства наличие у заемщика источников средств для погашения долга. У любого заемщика могут быть всего лишь три (или отдельные из них) источника погашения долга:

·        поток наличности (прибыль, амортизация и т. д.);

·        продажа или ликвидация активов;

·        привлечение средств путем выпуска (эмиссии) долговых ценных бумаг.

Именно наличие источников в основном и определяет потенциаль­ную платежеспособность заемщика.

Обеспечение наличие у заемщика достаточного капитала или качест­венных активов для предоставления необходимого обеспечения долга.

Условия предвосхищения тенденции в деятельности заемщика или в крайнем случае немедленное реагирование на изменение условий деятельности заемщика.

Контроль анализ отчетности заемщика, информации от сторонних лиц, из прессы и т. д.

Если взаимная оценка фирмы и банка удовлетворяет обе cтороны, обычно такие взаимоотношения оформляются соответствующим договором. Фирма согласно действующему законодательству России имеет право открыть один или несколько счетов как в одном банке, так и в нескольких банках. Основной счет фирмы в банке принято называть расчетным счетом. На этот счет зачисляется выручка от реализации продукции и услуг фирмы, с этого счета осуществляются расчеты по обязательствам фирмы, в том числе и по налоговым отношениям.

Кроме расчетного счета фирма имеет право открывать в банке те­кущие, ссудные, контокоррентные, валютные, счета финансирования ка­питальных вложений, депозитные и другие счета. Набор счетов, открываемых фирмой, определяется ею самой в зависимости от решаемых фирмой финансовых проблем, квалификации финансовых служащих фирмы и возможностей, предоставляемых внешней средой. Порядок открытия как текущих, так и валютных счетов не имеет принципиальных различий и сводится к представлению в выбранный фирмой банк следующего набора документов:

·        заявление на открытие счета;

·        нотариально заверенная копия устава фирмы и учредительных до­кументов;

·        свидетельство о государственной регистрации фирмы;

·        справки о постановке на учет в налоговой инспекции и органах управления внебюджетных фондов;

·        справка о постановке на учет в органах государственной статистики;

·        нотариально заверенная карточка образцов подписей распорядителей кредитов фирмы (первая подпись) и контролеров (вторая подпись).

 


3. Взаимоотношения фирмы с внебюджетными фондами и организациями

Каждое общество, основываясь на национальных, культурных, ис­торических традициях, берет на себя заботу о содержании нетрудоспо­собного населения, граждан, временно не имеющих работу, и ряд дру­гих функций. Как показывает мировой опыт, финансирование этих специфических целевых государственных функций за счет средств государственного бюджета не всегда эффективно. Как правило, во время кризисов, высокой инфляции, социальных и политических неурядиц низкая эффективность финансирования из госбюджета этих функций проявляется особенно отчетливо. Эти обстоятельства стали веским осно­ванием для организации финансирования целевых общегосударственных задач из соответствующих их содержанию внебюджетных фондов.

В отечественной практике в условиях рыночной экономики под эгидой государства образованы следующие внебюджетные фонды:

А. Страховые взносы на социальное обеспечение:

·        Пенсионный фонд;

·        Фонд обязательного медицинскою страхования;

·        Фонд социальною страхования РФ;

·        Государственный фонд занятости населения;

Б. Специальные фонды:

·        дорожные фонды;

·        природоохранные фонды;

·        фонды развития территории.

В. Общественные фонды:

·        независимые пенсионные фонды;

·        фонды поддержки науки, образования, медицины.

Фонды социального назначения (группа А) формируются за счет средств фирм, граждан и госбюджета. Основными источниками по­полнения Пенсионного фонда. Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования являются страховые взносы фирм. Размер страховых взносов, который на 1996 г. составлял 39% фонда оплаты труда фирмы, относится на производственные из­держки фирмы. Эти взносы начисляются фирмой одновременно начислением зарплаты служащим и перечисляются ежемесячно в фонды, независимо от факта выплаты зарплаты. Будучи обязательной статьей себестоимости, вышеуказанные страховые взносы ведут к автомати­ческому росту цен на продукцию фирм. Динамика этого роста прямо зависит от роста зарплаты в фирме. С другой стороны, жесткий поря­док расчетов по этим взносам в случае наступления даже временного ухудшения платежеспособности фирмы усиливает напряженность в ее финансовом положении.

Взносы в фонд занятости формируются за счет прямых удержаний из начисленной зарплаты служащих к размере 1%. По существу порядок формирования этих удержании ничем не отличается от расчета и удержания подоходного налога со служащих фирмы, различны лишь получатели да размеры этих удержаний.

Среди специальных фондов особое место занимают дорожные фон­ды. Всякие попытки на протяжении многих последних десятилетий решить проблему дорог и россии за счет госбюджета не имели успеха. Возможно, финансирование строительства и содержание дорог из не­зависимого от госбюджета специального фонда станет долгожданным способом решения одной из вековых российских бед.

Дорожные фонды формируются в основном из следующих налогов:

·        на реализацию горюче-смазочных материалов (независимо оттого, кто занимается их реализацией);

·        с пользователей автодорог;

·        с владельцев транспортных средств;

·        на приобретение автотранспортных средств.

Налог на приобретение автотранспортных средств фирмы оплачивают за счет средств, предназначенных на финансирование капитальных вложений. Остальные налоги в дорожные фонды фирмы относят на собственные издержки со всеми ранее изложенными последствия­ми для ценовой политики.

В последнее время в России отмелется бурный рост общественных фондов, т. е. образованных без вмешательства государства. К сожале­нию, многие из этих фондов созданы с нечистоплотными целями, от­дельные — с криминальным оттенком. Поэтому они не пользуются популярностью ни у фирм, ни у граждан.

3.1. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (ВЗНОС)

Статья 234. Общие положения

Настоящей главой Кодекса вводится единый социальный налог (взнос) зачисляемый в государственное внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (далее в на­стоящей главе - фонды) - и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социаль­ное обеспечение и медицинскую помощь.

Статья 235. Налогоплательщики

 1. Налогоплательщиками признаются

1) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:

·        организации;

·        индивидуальные предприниматели;

·        родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

·        крестьянские (фермерские) хозяйства;

·        физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отрасля­ми хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.

2. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким ка­тегориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи Кодекса, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

3. Не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными (правовыми) актами субъектов Российской Федерации на уплату налога на вме­ненный доход для определенных видов деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности.

Статья 236. Объект налогообложения

Объектом налогообложения для исчисления налога признаются:

 1) для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, - выплаты, вознаграждения и иные доходы, на­числяемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплати налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса за исключением налогоплательщиков - физических лиц, в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным до­говором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении органи­зации Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные вы­платы, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйствен­ной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налого­обложения в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на календарный месяц;

2) для налогоплательщиков указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, - доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их из­влечением, для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Статья 237. Налоговая база

1. Налоговая база налогоплательщиков указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, осуществляющих прием на ра­боту по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, определяется как сумма доходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.

При определении налоговой базы учитываются любые доходы (за исключением доходов, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), начис­ленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме в виде предоставленных работникам материальных, социальных или иных благ или в виде иной материальной выгоды.

При осуществлении налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением налогоплательщиков - физических лиц, выплат в виде материальной помощи или иных безвозмездных выплат в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором, налоговая база определяется как сумма указанных выплат в течение налогового периода. Указанные выплаты не учитываются при исчислении налоговой базы, если они про­изводятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выпла­ты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и  товарами для детей, включаются в налоговую базу в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на календарный месяц.

2. Налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей. В случае, если работник полу­чает налогооблагаемые доходы от нескольких работодателей и совокуп­ная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает под иную ставку социального налога, право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога не возникает.

3. Налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма дохо­дов, предусмотренных пунктом 2 статьи 236 настоящего Кодекса полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в Российской Федерации и исчисляемых в соответствии со статьей 210 настоящего Кодекса, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, предусмотренных в пункте 1 статьи 221 настоящего Кодекса. При расчете указанного дохода не производятся налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 - 220 настоящего Кодекса.

4. Доходы, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), учитываются в составе налогооблагаемых доходов как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день получения таких доходов, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), определенных с учетом поло­жений статьи 40 настоящего Кодекса, а при государственном регулирова­нии цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государст­венных регулируемых розничных цен.

При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, налога с продаж, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

В аналогичном порядке в составе доходов учитываются следующие виды дополнительных материальных выгод, получаемых работником и (или) членами его семьи за счет работодателя, за исключением случаев когда материальная выгода образуется в результате получения услуг или сумм взамен этих услуг, на основании законодательства российской Фе­дерации, законодательства субъектов Российской Федерации или решений органов местного самоуправления. К такой дополнительной материальной выгоде относится, в частности:

· дополнительная выгода от оплаты (полностью или частично) работо­дателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отды­ха, обучения в интересах работника;

· дополнительная выгода от приобретения работником и (или) членами его семьи у работодателя товаров (работ, услуг) на условиях, более выгод­ных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавца­ми, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами);

· материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, оп­ределяемая по правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 212 настоя­щего Кодекса;

· материальная выгода, получаемая работником в виде суммы Страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 9 пункта 1 статьи 238 на­стоящего Кодекса) в случаях, когда страховые взносы полностью или час­тично вносились за него работодателем.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ