бесплатные рефераты

Займы органов власти субъектов РФ и их роль в развитии территории

Рассмотрим Нижегородский областной заем 1994 г. По схеме половина средств займа раз­мещалась на депозитах банков-покупателей облигаций под 0,85 от средневзвешенной ставки ЦБ РФ. Вторая половина средств передавалась Нижегородской траст-компании, размещающей средства в высокодоходные финансо­вые инструменты. Доходы, полученные от финансовых операций, использо­вались для купонных вы­плат дер­жателям облигаций из расчета 0,7 ставки ЦБ РФ для покрытия издер­жек обращения займа и форми­рования “свободных средств” (прибыли). “Свободные средства” на усло­виях срочности, платности и воз­вратности направлялись администрацией области на финансирование реконструкции Нижегородского цирка и произ­водство по обработке алмазов.

g) Промышленные (производственные) инвестиционные займы пока немногочисленны (8 % от об­щего количества выпусков). Это объясняется отсутствием привлекательных и прибыльных инвестици­онных проек­тов и тем, что в условиях высокого уровня инфляции инвестиции в реальный сектор эконо­мики имеет отри­цательную доходность. Эти займы являются довольно крупными - 185 млрд. руб. В об­щем объеме эмиссии на них приходится 23 % /36, с. 47/. Займы этого типа характеризуются как целевые, смешанного покрытия, сред­несрочные, пога­шаемые в денежной или натуральной формах. Основная цель этих займов - инвестиционная поддержка предприятий, инфраструктурных объ­ектов. Но в условиях общей нестабильности финансового и фондового рынка займы такого типа имеют черты арбитражных. Условиями выпуска этих займов преду­с­мотрено создание различных резервных (страховых) фондов, средства которых подлежат размещению в вы­сокодоходные финансовые инстру­менты. Подобные займы выпускали Хабаровский край, Тюменская, Яро­славская, Ря­занская области, Чукотский АО, Республика Северная Осетия.



2.2 Практика выпуска субфедеральных займов различными субъектами РФ



2.2.1  Практика выпуска субфедеральных займов Ярославской областью



Эксперты МВФ полагают, что рассмотренные выше займы отрицательно сказываются на процессе стабили­зации национальной валюты. Поэтому одно из условий предоставления МВФ крупного кредита Рос­сии - отмена налоговых льгот владельцам облигаций субфедерального займа в размере налога на прибыль, причитающегося к уплате в федеральный бюджет. Принятие такого решения будет означать сворачива­ние рынка субфедеральных бумаг, что в условиях бюджетного дефицита всех уровней приведет к отказу от реа­лизации любых социально значимых региональных проектов.

Выход из сложившегося положения видят в использовании принципиально новой концепции проведе­ния займа, как, например, “Социально-экономическое развитие” администрации Ярославской области. Проспект эмиссии займа был зарегистрирован в Минфине РФ в декабре 1994 г. Для работы над проектом были привлечены специалисты из института экономики РАН, финансовые консультанты из Колумбийского, Гарвардского и Кембриджского университетов. Была предложена классическая западная модель муници­пальных займов общего долга, предус­матривающая прямое использование привлеченных средств на финан­сирование социально значимых объектов.

Объем эмиссии - 30 млрд. руб. Четырехкупонные облигации на предъявителя выпускались в на­личной форме номиналом 1 млн. руб. Купонная ставка была привязана  к ставке рефинансирования ЦБ РФ и не могла быть менее 72 % от последней. Размещение проводилось тремя траншами: в январе - 5 млрд. руб., в феврале - 10 млрд. руб., в марте - 15 млрд. руб. Первичное размещение облигаций осуществлялось генераль­ным дилером (ярославский филиал финан­сово-инвестиционной компании “Ренова-Инвест”) на аукционе среди юридических лиц по сле­дующей схеме: генеральный дилер действует на основе агентского соглашения за определенный комис­сионный процент и не берет на себя никаких обязательств по приобретению облига­ций за свой счет. Со­гласно правилам аукциона инвесторы подавали конкурентные и неконкурентные заявки. Цены на обли­гации в заявках указывались не ниже номинала. По итогам сбора заявок комиссия по проведе­нию аук­циона определяла минимальную цену и средневзвешенную цену размещения облигаций. Конкурсные за­явки, в которых цена предложения оказалась не ниже минимальной цены, удовлетворялись по указан­ным в них ценах. Неконкурентные заявки - по средне­взвешенной цене.

Особенность ярославского займа в системе льгот, гарантий и порядка использования денежных средств. Согласно проспекту эмиссии 50 % привлеченных денежных средств используются для финансиро­ва­ния объектов, социально-значимых для области (реконструкция детского ребеалитационного центра, строи­тельство больниц, поликлиник и т. д.), остальные 50 % направляются в резервный фонд, управляе­мый гене­ральным дилером. Таким образом, инвесторы были заранее информированы, как будут ис­пользоваться де­нежные средства.

Эмитент предоставил надежные гарантии:

¨областной бюджет развития на 1995 г. в сумме 19 млрд. руб., на 1996 г. в сумме 14 млрд. руб.;

¨резервы на погашение основного долга по займам в сумме 15 млрд. руб.;

¨средства, планируемые к поступлению в областной бюджет от приватизации государственной соб­ственности в 1995 г. в сумме 350 млрд. руб.;

¨объекты областной собственности, которые могут быть приватизированы по решению админи­стра­ции Ярославской области на сумму 13,2 млрд. руб.;

¨резервный фонд займа в размере не менее 50 % от мобилизованных в ходе займа денежных средств;

¨право эмитента предоставить налоговые каникулы инвесторам в части сумм, предусмотренных для уплаты в областной бюджет.

Система льгот:

¨доход по облигациям освобождается от налога на прибыль;

¨облигации могут использоваться в качестве залога при проведении конкурсов (аукционов) в рамках осуществления Государственной программы приватизации после 1994 г., при продаже предпри­ятий-банкро­тов в Ярославской области;

¨преимущественное право приобретения объектов, расположенных на территории Ярославской об­ласти и т. п.;

¨право использования облигаций в уставленном эмитентом порядке в качестве средства платежа по номиналу облигации в части сумм, причитающихся к перечислению в областной бюджет при расче­тах за объекты, приобретаемые на конкурсах (аукционах) в ходе выполнения Государственной про­граммы прива­тизации государственных и муниципальных предприятий после 01.07.1994 г.

В январе 1995 г. удалось разместить лишь 20 % от запланированных 5 млрд. облигаций. Среди причин неудачи следующие: при регистрации Минфин РФ запретил использовать в проспекте упоминание о госу­дарствен­ном статусе; в этот период доходность ГКО возросла до 300-400 %; с началом боевых действий в Чечне иностранные инвесторы отказались от своих планов.

После третьего аукциона было принято решение о распространении облигаций среди физических лиц через Ярославское отделение Сбербанка РФ и Ярославский региональный филиал Агропромбанка. Следова­тельно, уже в мае 1995 г. было размещено 70 % всех облигаций. Фактически было размещено облигаций на общую сумму 22,6 млрд. руб. из запланированных 30 млрд. руб. В 1996 г. размещение “экологического займа” проводилось по системе так называемой “подписки”, когда инвесторы к установленному сроку подают гене­ральному дилеру займа заявки на приобретении цен­ных бумаг. Если заявка оплачена покупателем до уста­новленной даты, то она удовлетворяется исходя из но­минальной стоимости облигации. Все остальные - с учетом текущего курса долговых обязательств, склады­вающегося из их номинальной стоимости и накоплен­ного купонного дохода за количество дней, проходящих с даты начала купонного периода. Ставка купонно­го дохода - 80 % для номинала 5 млн. руб. и до 90 % для номинала 500 тыс. руб., ориентированы на населе­ние.



2.2.2  Практика выпуска субфедеральных займов Оренбургской областью



Для размещения Оренбургских государственных краткосрочных обязательств (ОГКО) на петербург­ском рынке в на­чале 1997 г. администрация Оренбурга и Санкт-Петербурга подписали соглашение о разме­щении, обраще­нии и погашении ОГКО в рамках системы облигаций правительства Санкт-Петербурга. В свою очередь, ЦБ одобрил использование для расчетов по ОГКО расчетную систему санкт-петер­бургского займа. Уполномоченным депозитарием ОГКО выбрано ЗАО “Санкт-Петербургский расчет­но-депозитарный центр”. Платежные потоки эмитента будут обслуживать уполномоченные территори­альные банки Сбербан­ка РФ: Орен­бургский банк и Санкт-Петербургский банк.

В апреле 1997 года ЗАО “Александр В. Костиков и партнеры” (“АВК”), как генеральный агент город­ской администрации, начало свою деятельность по раз­мещению именных ОГКО на Петербургских площад­ках. Проспект эмиссии “Государственные именные облигации Администрации Оренбург­ской области” был зарегист­рирован Министерством финансов РФ 23 января 1997 года (см. приложение В). Всего проспектом эмиссии предусмотрен выпуск облигаций на сумму 1 млрд. руб. на срок от 3 до 24 месяцев. Объем пер­вого транша составил 20 млн. руб.

Инвесторы, желающие приобрести ОГКО, должны были предоставить дилеру заявку на по­купку обли­гаций и перечислить необходимые денежные средства на счет, определенный в договоре с ди­лером. Заявка на покупку  облигаций на аукционе может быть двух видов: конку­рентная и неконкурен­тная. В конкурентной заявке указывается цена, по которой инвестор сог­ласен приобрести облигации. В неконкурентной заявке указывается сумма денежных средств, на которую инвестор согласен приобрести акции по средневзвешенной цене аукциона. В день про­ведения аукциона на основании заявок, получен­ных в конфиденциальном виде, эмитент опре­деляет минимальную цену продажи ОГКО (цену отсечения). Конкурентная заявка удовлетворя­ется в случае, если в ней указана цена, не ниже цены отсечения. Из расчета цен всех удовлетво­ренных конку­рентных заявок определяется средневзвешенная цена аукциона.

Доходность облигаций планируется привязывать к доходности ГКО-ОФЗ с превыше­нием по­следней на несколько процентов. Доходы юридических лиц по ОГКО будут облагаться по ставке 15 %. Доходы физичес­ких лиц налогом облагаться не будут. Средства, полученные от размещения облигаций, будут направлены на инвестицион­ные проек­ты, но зна­чительная их часть пойдет на покрытие кассовых разрывов и дефицита бюджета. Кроме узкопракти­ческой задачи займ будет способствовать улучшению инвестиционного климата в регионе.

Есть три механизма гарантии займов. В бюджете области защищенной статьей предус­мотрено направ­ление 36 млрд. руб. на погашение облигаций в 1997 г. Но главным механизмом защиты инвесто­ра призван стать договор между администрацией области и оренбургским отде­лением Сбербанка, в со­ответствии с ко­торым в Оренбурге открывается специальный транзитно-накопительный счет, аккуму­лирующий налоги на прибыль и НДС, поступающие в бюджет об­ласти через учреждения Сбербанка. Банк имеет право направить поток проходящих через этот счет платежей на “выполнение эмитентом своих обязательств по погашению ОГКО”. Кроме того, в собствен­ности области имеются акции предприятий на сумму, значи­тельно превыша­ющую объем эмис­сии.

Первый аукцион по размещению ОГКО состоялся 3.04.1997 г. Объем первого выпуска 6-ме­сячных об­ли­гаций - 15 млрд. руб. Доход­ность составила 45,5 % годовых, что выше доходности петербургских облига­ций, и тем более ГКО(см. рис. А5). В аукционе приняло участие 17 официальных диле­ров ОГКО. За год со­стоялось 23 аукциона по размещению ОГКО. На аукционах было размеще­но четыре 6-месячных выпус­ков, четыре 9-месячных, пять 12-месячных, шесть 18-­месячных и три 20-месячных. Аукционы и вторичные торги проходят на двух крупнейших биржах Санкт-Петербурга. Вторичные торги проводятся каждый рабочий день, включая дни проведения аукционов. Оборот вторичного рынка в 1997 г. составил 1,716 трл. руб.

Второй аукцион показал, что спрос на ценные бумаги имеется: глобальный сертификат - 30 млрд. руб., а заявок поступило на 37 млрд. руб. Поэтому увеличили глобальный сертификат до 40 млрд. руб., и до­ход­ность ценных бумаг на втором аукционе была 43 %. Чистая выручка, которая поступила в областной бюд­жет, составила 26 млрд. Кроме того, была оставлена неко­торая сумма для вторичных торгов, которые очень выгодны для Оренбургской области: чем больше на вторичном обращении область заработает денег, тем де­шевле обойдется заимствование этих денег. Полученную выручку от первых аукционов область не на­правила на какие-либо определенные инвестиции или программы. Деньги пошли на выплату зарплат бюд­жетным уч­реждениям. Дальнейшие аукционы было планировано проводить два раза в месяц, корректируя сертифи­кат в зависимости от спроса.

Прошедший 1997 год показал, что рынок ОГКО прошел свою стадию формирования. Возросло коли­чество дилеров ОГКО: с 17, принявших участие в первом аукционе, до 47 в конце года. В их число входят крупнейшие коммерческие банки и инвестици­онные институты страны. За 1997 год было проведено  26 аук­ционов по размещению 26 серий ОГКО на общую сумму 1320 трлн. руб. по номиналу. Из них на сегодняш­ний день уже погашено 4 серии на сумму 180 млн. руб. Эмитент полнос­тью и своевременно выполнял свои обязательства перед инвесторами ОГКО. Отсутствие сбоев при размеще­нии, вторичном размещении и пога­шении облигаций доказало надежность работы торговой и расчет­ной систем. Оборот вторичного рынка ОГКО за 1997 г. составил более 2,5 млрд. руб., что хотя и уступает в шесть раз объему торгов по санкт-петер­бургским бумагам, зато в два раза больше оборота вторичного рынка московских ОВЗМ /5, с.12; 17; 41, с.16/.

К 1998 г. планировалось размещение облигаций с постоянным купоном. В новом проспекте эмиссии 600 млн. приходится на дисконтные облигации со роками обращения от 9 месяцев до 2 лет и 400 млн. руб. - на дисконтно-купонные со роками обращения 3 и 5 лет. Однако позд­нее, трезво взвесив сложившуюся на рынке ситуацию, эмитент аннулировал пятилетнюю эмиссию, заменив ее на годичную.

Деньги нужны области не столько для покрытия кассовых разрывов и ликвидации долгов, сколько на развитие экономики и соци­альной сферы. За счет  размещения займа в область поступили значительные де­нежные ресурсы по приемле­мым ставкам заимствования. Кроме того, Оренбургская область приобрела так называ­емую кредитную историю. Репутация надежного заемщика позволяет привлекать денежные средства в регион на все бо­лее выгодных условиях.



 2.3 Структура и динамика рынка субфедеральных займов



Первый займ был зарегистрирован администрацией Хабаровского края 4.03.1992 г., но пионерами принято считать администрации Нижегородской (04.08.1992), Пермской (22.07.1994) облас­тей. Эти займы относятся к арбитражным, жилищным и ГКО-подобным, которые получили широкое распространение в ре­гионах России. В дальнейшем их опыт переняли администрации и других субъектов РФ.

Всего по состоянию на 1.01.1998 г. было зарегистрировано 466  проспектов эмиссии обли­гационных займов субъектов РФ и органов местного самоуправления на общую сумму 49 509 млрд. руб. по номинальной стоимости, в том числе в 1997 г. 313 проспектов на общую сумму 29 488 млрд. руб. Из общего количества за­регистрированных в 1997 г. облигационных займов 291 было выпущено субъекта­ми РФ , и их доля составила 93 %.  Динамика выпуска субфедеральных займов за период 1992-1998 гг. представлена в таблице С1 и на рис. А6, где можно наблюдать всплеск выпуска субфедеральных займов в  конце 1997г., который объясня­ется:

¨изменением требований законодательства к регистрации выпусков ценных бумаг и присвоение им ре­гистрационных номеров. Если ранее выпуски облигаций разных серий с разными сроками обра­щения осу­ществлялись в рамках одного займа, регистрировались как один выпуск (под одним регистра­ционным номе­ром), то с конца 1996 г. таким выпускам в Минфине РФ присваивался отдельный номер. В связи с этим рост числа выпусков облигаций в 1997 г.  уже не выглядит столь внушительным;

¨значительным  числом выпусков агрооблигаций, осуществляемых многими субъектами РФ в добро­вольно-принудительном порядке. Почти 70 % облигаций, выпущенных органами власти в январе-ав­густе 1997 г., приходится именно на агрооблигации;

¨введением фактического запрета на выпуск векселей органами власти в связи с принятием в марте 1997 г. федерального закона “О переводном и простом векселе”. До этого вексель выступал аль­тернативой и более просто, чем облигационные займы, способствовал решению проблемы де­фицита бюджета: удобство век­селя в том, что их не надо регистрировать и платить налоги;

¨активизацией отдельных эмитентов;

Но помимо этого существуют факторы, сдерживающие рост числа облигационных займов: недоста­точная емкость региональных финансовых рынков (для решения этой проблемы при­бегали к еврозаймам); “реструктуризация” рынка субфедеральных ценных бумаг и приспособле­ние его к изменяющимся макроэко­номическим условиям в России.

В 1997 г. количество займов с мелким и средним объемом эмиссии в 1997 г воз­росло, а с крупными - снизилось (см. таб .С2). Займов со сроком заимствования до 1 года в 1997 г. составило 51 (16,3 % от общего количества), со сроком 1-5 лет - 254 (81,2 %), со сроком более 5 лет - 8 (2,6 %). Такая струк­тура займов обус­ловлена: трудностями выпуска долгосрочных займов в связи с неустойчивостью финансово-экономи­ческой ситуации в стране; “пилотным” характером значительного количества займов, выпускаемых новыми эмитен­та­ми; примером эмиссии “сельских” облигаций, условия выпуска которых предполагал небольшой объем и короткие сроки (1, 2, 3 года).  На 10 крупнейших эмитентов в январе-августе 1997 г. пришлось более 73 % от общего объема эмиссии долговых обязательств (см. таб. С3, С4, рис. А7). По форме выпуска в 1997 г. в струк­туре существенную долю занимали именные бездокумен­тарные облигации (93,5 %), затем идут документар­ные облигации на предъявителя (5,8 %) и именные документарные именные (0,3 %) /1, с. 11/.

В США объем рынка муниципальных облигаций составляет 1,2 трлн. долларов, годовой объем эмис­сии превышает 120 млрд. долларов, ежегодное количество выпусков - более 10 тыс.[4] Соотношение объемов рын­ков государственных и муниципальных ценных бумаг на протяжении 80-90-х гг. составляет в США 1000 : 360, в Германии - 1000 : 1080.[5] В России еще нет ни одного инвестиционного фонда, специализирующегося  на вложениях в муниципальные облигации. Ускоренный рост государственных ценных бумаг препятствует раз­витию рынка региональных облигаций. В 1995 г. их доля составляла лишь 3 % общего объема годового вы­пуска ценных бумаг, в 1997 г. - 3,5-4 %. Это объясняется тем, что удельный вес по-настоящему успешных зай­мов невелик ( см. таб. С5). Немало и неблагоприятных займов. Характерные ошибки в данной ситуации:

¨переоценка потенциала емкости местного финансового рынка;

¨не проработан вопрос размещения займов, обеспечения привлекательности для инвесторов;

¨неэффективное использование привлеченных средств и отсутствие стабильных источников получе­ния дохода.

Рынок субфедеральных займов находится на 2 месте по надежности, по уровню риска и за­нимает 1 место по доходности. С точки зрения ликвидности, рынок практически неликвидный, поэтому обла­дает вы­сокой валантильностью - это зависимость от появления крупных покупателей или продавцов, - а вы­сокая ва­лантильность позволяет производить прибыльные спекуляции. Оценивая общее состояние рынка субфеде­ральных займов в 1992-1997 гг., можно выделить следующие харак­терные черты:

¨Четкие и грамотно подготовленные инвестиционные планы у эмитентов отсутствовали. Ре­гиональ­ные власти не располагают достоверной информацией о финансовом состоянии региона. Сле­довательно, эмиссионные программы не учитывали дефицита денежных средств, сроков окупаемости проектов, отсут­ствие необходимых технологических цепочек. Мобилизация ресурсов на ликвидацию кассовых разрывов и пополнение средств местные бюджеты происходили в основном по схеме размещения и обращения ГКО. Хотя ГКО-подобные заим­ствования подвергались жестокой критики специалистами, иной эффективный вариант финансирова­ния бюджетного дефицита в условиях высокой инфляции и падения производства было бы вряд ли воз­можен.

¨В следствии ограничения присутствия внешних инвесторов на региональных рынках лик­видность ценных бумаг находится на довольно низком уровне, что повышает инвести­ционные риски применительно к ним.

¨Неправдивая оценка финансовых консультантов эмитента текущей экономической ситуации часто приводит к тому, что эмиссия осуществляется на неопределенно длительный срок и с большими издержками организационного характера. В условиях высокой инфляции эти причины и доминирование спекулятивных операций на фи­нансовом рынке резко снижали инвестиционную привлекательность подобных займов.

¨Отсутствие общепринятых классических схем гарантий погашения долговых обязательств.

¨Зависимость числа и доходности осуществляемых  эмиссий региональных займов от объема и до­ход­ности федеральных облигаций.

¨Бурный рост как общего количества займов, так и объема осуществляемых по ним заимство­ваний.

¨“Пилотный” характер большинства займов, а также кратко- и среднесрочный характер при малых и средних объемах заим­ствования.

¨Неустойчивость значительного числа региональных займов.

Рассмотрим состояние рынка субфедеральных займов в 1998 г. Конец декабря 1997 г. и первая полови­на января 1998 г. для всех региональных рынков про­шли относительно спокойно. На фоне кризиса мировых фондовых рынков внимание дилеров к облига­циям субъектов РФ ослабло. До­ходность по всем субфедераль­ным займам в декабре выросла. Эмитенты предпочли предотвра­тить резкий рост доходности путем снижения объемов привлекаемых средств. Начало 1998 г. не привело к существенным изменениям в ситуации. Очеред­ной виток кризиса фондовых рынков Азии привел к падению в январе цен на бу­маги всех эмитентов. Сниже­ние доходности ГКО-ОФЗ, происшедшее в марте, затронул и рынок региональных облигаций: торги до апреля проходили неактивно. В мае ситуация на вторичном рынке санкт-петербургских ГГКО, омских и оренбургских ОГКО раз­вивалась под влиянием событий на рынке ГКО-ОФЗ. Наиболее стабильным оставал­ся рынок облига­ций со сроком погашения до 1 года.

Повышение ЦБ РФ ставки рефинансирования в начале мая болезненно отразилось на рынке субфе­де­ральных займов. Первой реакцией было обвальное снижение цен. Через несколько дней, когда на рынке ГКО наметилась позитивная тенденция, дилеры, не успевшие купить сильно подешевевшие бума­ги, начали актив­но скупать облигации. Неопределенность ситуации на рынке, которая сложилась к июнь вынудила эмитен­тов не спешить с размещением новых эмиссий. Но они продолжали доразмещать зарегистрированные ранее займы в объемах, необходимых для рефинансирования своих текущих долгов. Неспадающая напряженность на рынке ГКО-ОФЗ все сильнее захватывала и рынок субфе­деральных бумаг. В июле 1998 г. стоимость обли­гаций резко упала. Так, доходность длинных ГГКО приблизилась к 100 %, а оренбургских ОГКО - превыси­ла 130 %, Омских ОГКО на вторичном рынке - 134-137 %, свердловских облигаций - приближается к 105 % (см. рис. А8). В то же время объем торгов облигациями сильно уменьшился. И массовое предложение обли­га­ций не находит встречного спроса.

Положительные новости о достигнутом соглашении с МВФ в конце июля оживили рынок региональ­ных бу­маг. Обороты торгов почти по всем бумагам возросли, а доходность снизилась. По мнению аналити­ков, оживший рынок и его относительно высокая доходность должна была вызвать большой интерес инвес­торов к облигациям. И в связи с изменением ситуа­ции на рынке многие эмитенты объявляли о проведении новых размещений.

Новое повышение доходности ГКО-ОФЗ в начале августа, очередные невыплаты по агрооблигациям осложнили ситуацию на рынке. Для ее стабилизации Минфин РФ принял решение прио­становить аукционы по размещению агрооблигаций. В это время очень осложнилась ситуация на рынке агрооблигаций. После длительных переговоров и волокиты увещеваний банк “МФК-Ренессанс” и Credit Suisse First Boston (Москва) приняли решение обратиться в суд с исками о взыскании средств с администраций Республики Ал­тая, Удмуртия, Ульяновской и Воронежской областей, Ставропольского края за невы­полнение обязательств по погашению агрооблигаций. Регионы задолжали инвесторам в общей слож­ности более 296 млн. руб. Со­гласно данным банка “МФК-Ренессанс” и агенства “Интерфакс-АФИ”, российские регионы погасили чуть более 25 % своих долгов по агрооблигациям из общей суммы в 1 986 748 тыс. руб. К данному моменту лишь 9 из 45 регионов полностью выплатили обязательства перед владельцами “сельских” облигаций. Общая же за­долженность регионов без учета штрафных санкций - 1 421 379 278 руб. /7, с.16/.

В конце августа ожидалось разглашение условий реструктуризации рынка ГКО, и поэтому операторы рынка региональных бумаг практически пол­ностью прекратили операции: торги проходят только на рынке ГГКО (Санкт-Петербург). В секторе Оренбургских и Омских ОГКО, Свердловских СГО днев­ные обороты упали до минимума. В условиях невыгодности привлечь с рынка средства по приемлемым ценам большин­ство эми­тентов прекратили заимствования, сосредоточились исключительно на погашении облигаций. За­мораживание рынка ГКО послужило негативным сигналом для рынка  региональных бумаг. Риски инвесто­ров, имеющих в своих портфелях долговые обязательства региональных админи­страций, резко возросли, а ликвидность облигаций снизилась. Это не позволяет инвесторам оперативно вывести свои средства из этой группы активов. Доходность облигаций поднялась по некоторым выпускам до 1000 и более процентов в год. Но самым деструктивным фактором для рынка региональных бумаг является то, что начался процесс раз­ру­шения института маркет-мейкеров. Не заинтересованные в поддержании рынка банки начали массовую про­дажу региональных облигаций. Недостаток ликвидности, инфляционные опасения заставали их прода­вать облигации по любым ценам, предложенными немногими покупателями. Больше всего от этого постра­дали рынки сравнительно новых эмитентов и рынки, организованные на региональных торговых площад­ках. Фак­тически к середине сентября внебиржевой рынок облигаций прекратил свое существование, т.к. ни­кто из участников не спо­собен гарантировать своевременное проведение расчетов по сделкам.   

Подтверждая свое намерение безусловно выполнить все обязательства по обслуживанию реги­ональных догов, администрации некоторых регионов объявили о их реструктуризации. Так администрация Новоси­бирской области собиралась проводить реструктуризацию внутреннего долга путем обмена обращающихся сегодня на рынке 6- и 9-месячных облигаций областного займа на новые облигации со сроком обращения 1 год. Соответствующее постановление “О реструктуризации долга” подписал 26.08.1998 г. губернатор облас­ти. Обмен облигаций планировался производить в день погашения, установленный условиями об­ращения. Доходность новых обязательств будет определяться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действую­щей в этот день, но не выше 50 % годовых. Уже к сегодняшнему дню Новосибирская область реструктирова­ла 2 выпуска КОДО на сумму 4 670,1 тыс. руб. Обмен облигаций был проведен по средневзвешенной цене - 66,73 % от номинала. Доход­ность новых облигаций - 51,12 % и 50,13 %.   

В свою очередь Минфин Татарстана объявил о начале реструктуризации внутреннего долга по анало­гии с ГКО-ОФЗ. Согласно его заявлению, для реинвестирования средств инвесторам будут предложены но­вые федеральные государственные ценные бумаги. В то же время частным инвесторам планируется предло­жить по их усмотрению либо получить денежным средствами в соответствии с ранее объявлеными сро­ками погашения облигаций, или переоформить эти средства в валютные вклады в банке “Ак Барс”.

Рынок агрооблигаций после 17.08.1998 г. остается полностью неликвидным. К настоящему вре­мени 4 из 51 регионов полностью и в срок расплатились по своим обязательствам. Сознавая степень рискованности вложений в агрооблигации, и кризисная ситуация на финан­совых рынках страны, Минфин РФ еще в 1 дека­де августа отказался от проведения аукционов по раз­мещению агрооблигаций. И надеяться на  восстановле­ние аукционов не приходится. После отказа большинства регионов от осуществления платежей по этим цен­ным бумагам сегодня серьезно говорить о возможности продавать эти ценные бумаги даже по сколь угодно низким ценам.



2.4 Проблемы субфедеральных займов и  рынка субфедеральных облигаций



Актуальные проблемы субфедеральных займов:

¨неопределенность статуса и режима налогообложения ценных бумаг субъектов Федерации, которая существовала с конца 1994 г. по май 1995 г. В это время возросло нежелание Минфина РФ придавать госу­дарственный статус территориальным займам, т. к. в обратном случае увеличивается государственный долг. Увеличение же количества региональных займов в 1994-1995 гг. привело к тому, что возникло ограничение в предоставлении государст­венного статуса. Но с выходом постановления ФКЦБ № 1 от 05.05.1995 г. “О цен­ных бу­ма­гах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации” и совместного письма Мин­фина и ГНС России “О льготах по налогообложению ценных бумаг” № 79 от 28.07.1995 г. вопрос о на­лого­обложе­нии ценных бумаг, эмитируемых субъектами РФ был решен: к ним применяется ре­жим, установлен­ный для государственных ценных бумаг;

¨как уже упоминалось ранее, недостаточно разработанная законодательная база: отсутствие зако­нов, регулирующих выпуск ценных бумаг исполнительными органами власти субъектов РФ;

¨несогласованность действий федеральных органов управления на рынке ценных бумаг; 

¨отсутствие стандартов подготовки и регистрации реестра проспектов эмитентов, сложность с раз­ме­щением субфедеральных займов, которая связана с тем, что при разработке схемы займа не проводятся пред­варительные маркетинговые исследования по определению тех групп инвесто­ров, на которых могут рас­счи­тывать при проведении займа. Условия и схемы размещения займа могут быть неудобными, а даже не­прием­лемыми для целых групп потенциальных инвесторов, т. е. реклама рассчитана на одних ин­весторов, льготы - на других, условия продажи - на третьих Кроме того, отсутствие маркетингового исследования на  предвари­тельном этапе приводит к неверной оценке емкости местного финансового рынка;

¨отсутствие стандартов раскрытия информации и практики публикации эмитентами инфор­мации о ходе и итогах реализации займов, а также проектов в рамках займа; отсутствие официальной публикации государственного реестра ценных бумаг субъектов РФ, непрозрачность займа со стороны эмитента, закры­тость информации о целях, участниках и их отношениях между собой, гарантиях - все это может послужить основа­нием для возникновения недоверия инвес­торов к эмитенту, что сказывается на количестве размещае­мых об­лигаций;

¨широкое применение долговых инструментов в качестве средства платежа для погашения бюджет­ных долгов, которое спустя некоторое время приводит к резкому сокращению денежных поступлений. В ре­зуль­тате администрация оказывает­ся втянутой в круг финансовой “пирамиды”;

Основными проблемами при разработке, размещении облигаций считают:

¨непредвиденность экономической и политической ситуации в стране;

¨высокая инфляция, нестабильность основных макроэкономических показателей и финансо­вых ин­ди­каторов;

¨невозможность прогнозирования на финансовом рынке;

¨неразвитость инфраструктуры региональных фондовых рынков;

¨ незначительный инвестиционный потенциал основной массы населения;

¨ недоверие населения к инструментам фондового рынка;

¨ проблемы организации рекламной компании;

¨ отсутствие методических материалов по организации займов.

В ходе проведенных опросов представители местных органов власти и профессиональные участники фондового рынка высказали следующие предложения по совершенствованию ситуации на рынке субфеде­ральных займов:

a)  пристального внимания должны заслуживать следующие моменты:

· правовые основы существования рынка субфедеральных займов;

· планирование и организация эмиссии и торговли;

· управление рисками;

· создание оптимальных условий взаимодействия участников рынка и его функционирования;

· влияние макроэкономических факторов на местные фондовые рынки;

b) разработать новые требования к стандартам выпуска и регистрации ценных бумаг. Особое внима­ние необходимо уделить вопросам гарантии выполнения обя­зательств по займам, обеспечения надежных ис­точников получения доходов и погашения облигаций;

c)  разработать комплекс организационно-технических мер по обеспечению разви­тия преимущественно целевых инвестиционных займов и предъявлению более строгих требований к выпуску нецеле­вых “спекулятивных” займов. Разработать четкие критерии отнесения займов к той или иной катего­рии;

d) установить жесткий контроль над использованием привлеченных средств в соответствии с утверж­денными направлениями;

e)  содействовать становлению сети информационно-рейтинговых агентств, осуществляющих комплекс специализированных услуг по сбору, анализу и оценке уровня надежности субфедеральных бумаг;

f)  обеспечить разработку методических материалов и указаний по подготовке эмиссии ценных бумаг субъектов РФ;

g) содействовать созданию единого информационного центра по обобщению передового опыта про­ве­дения муниципальных займов России и за рубежом;

h) обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц ко всем публичным документам и ма­териалам, касающихся выпускаемых займов.

i)  для успешного функционирования субфедераль­ных займов различных уровней необходима еще и развитая инфраструктура. Но региональные рынки пока не очень интересны крупным инвесторам. Коли­честв бумаг в обороте региональных рынков не превышает 100-200 млрд. руб., а объем размещения бумаг на одном аукционе редко достигает 100 млрд. руб. Размещение облигационных займов значительного объема (свыше 100 млн. руб.) на региональных биржах - практически невыполнимая задача, т. к. даже наличие раз­витой биржевой инфраструктуры не может компенсировать недостаток в инвестиционных ресурсах регио­нов. Но размещение небольших объемов эмиссии в регионах - выполнимая задача, что подтверждается большим количеством зарегистрированных выпусков. Но существует другая проблема: чем меньше объем выпуска, тем хуже ликвидность бумаг, что ведет к росту доходности, а это невыгодно для эмитента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В ходе проделанной работы я пришла к следующим заключениям.

По первой части работы можно сделать выводы, что займы органов исполнительной власти субъектов РФ  или субфедеральные займы являются наиболее выгодным источником привлечения средств для финанси­рования дефицита бюджета или внебюджетных целей в следствии их невысокой цены заимствования и воз­можности получения дополнительного дохода за счет спекулятивных сделок на вторичном рынке. Законода­тельная основа выпуска и обращения данного инструмента довольно обширна, но все же недостаточна для его нормального функционирования. Из классификации субфедеральных займов видно, что они делятся на многочисленные группы в зависимости от различных категорий. Но общими задачами все же являются:

¨создание регионального финансового инструмента, обеспечение надежными цен­ными бумагами;

¨развитие инфраструктуры регионального рынка субфедеральных бумаг;

¨сокращение оттока денежных средств из региона, отработка механизма привлечения средств в мест­ный бюджет;

¨выработка доверия  к администрации как первоклассному заемщику;

¨накопление собственного опыта работы с финансовыми инструментами, в организации рек­ламы, во взаимодействии с негосударственными финансовыми и инвестиционными институтами;

¨обеспечение рекламы своей территории, ее потенциала, ее активного резерва.

Следует отметить, что с выпуском субфедеральных займов тесно связано понятие риска, причем выде­ляют риск инвестора и риск эмитента. А для предотвращения данных рисков разработаны многочисленные системы гарантий, в большинстве общие для всех субъектов РФ, но отличающиеся по некоторым статьям. Для установления доходности по субфедеральным облигациям существует несколько финансовых индикато­ров, а органы власти каждого субъекта РФ вольны выбирать тот или иной вид индикатора, но большинство субъектов РФ связывают свою доходность или со ставкой рефинансирования ЦБ, или с доходностью ГКО.  Так же для размещения облигаций выделяют две модели, из которых наибольшей популярностью в России пользуется размещение через аукционные торги. Как уже упоминалось выше, существует множество видов субфедеральных займов, а, следовательно, есть несколько вариантов погашения (выплаты дохода) облига­ций, которые зависят от того или иного вида займа.

По второй части работы можно сделать следующие выводы, что наиболее популярными моделями в России являются ГКО-подобные займы, которые по сути носят нецелевой характер и погашаются в денежной форме. Далее идут жилищные займы, характеризующиеся как целевые инвестиционные, погашаемые в де­нежной или натуральной форме. Более новыми, по сравнению с другими моделями займов, являются: агрооб­лигации, которые выпускаются субъектами РФ в счет погашения задолженности перед федеральным бюдже­том по товарным кредитам; также еврооблигации, которые позволяют мобилизовать более дешевые средства на международном рынке, но существует ряд ограничение по этой модели займов.

На примере Ярославской области был рассмотрен займ социально-экономического развития, значение его заключается в финансировании социально значимых программ. На примере Оренбургской области  рас­смотрен ГКО-подобный займ, значение которого для территории заключается в финансировании инвестици­онных проектов и покрытии кассовых разрывов и дефицита бюджета.

Хотелось бы отметить, что история рынка субфедеральных займов началась в 1992 г. Но его развитии затруднено нестабильной политической и экономической ситуацией в стране, а также в следствии отсутствия инвестиционных фондов, которые специализировались бы на вложениях в данный вид облигаций. Еще од­ним сдерживающим фактором является ускоренный рост рынка ГКО. Но все-таки рынок субфедеральных займов находится на 2 месте по надежности, по уровню риска и за­нимает 1 место по доходности. Характер­ными чертами развития рынка субфедеральных займов в период 1992-1997 гг. являются: отсутствие четких и грамотно подготовленных инвестиционных планов у эмитентов; низкая ликвидность, следовательно, повы­шенные риски; неточная оценка финансовых консультантов эмитента текущей экономической ситуации, приводящая к неудачному (невыгодному) займу; “пилотный” характер большинства займов, их кратко- и среднесрочный характер;

К проблемам рынка субфедеральных займов и самого выпуска субфедеральных займов можно отнести:

¨недостаточно разработанная законодательная база;

¨отсутствие стандартов подготовки и регистрации реестра проспектов эмитентов;

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ