бесплатные рефераты

АРМ специалиста по предоставлению платных дополнительных образовательных услуг

АРМ специалиста по предоставлению платных дополнительных образовательных услуг

Введение

За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационно-коммуникационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

В настоящее время все большее распространение, как в производстве, так и в документообороте предприятий находит компьютерная техника, все шире становится перечень охватываемых ею задач. Постоянно растет объем и сложность обрабатываемой информации, требуются все новые виды ее представления.

Вот только некоторые из преимуществ, которые дает использование вычислительной техники при работе организации:

· возможность оперативного контроля над достоверностью информации;

· уменьшение числа возможных ошибок при генерировании производных данных;

· возможность быстрого доступа к любым данным;

· возможность быстрого формирования отчетов;

· экономия трудозатрат и затрат времени на обработку информации.

Все эти преимущества в данный момент оценены многими организациями, поэтому, сегодня наблюдается процесс бурного развития специализированных информационных систем и внедрения их в работу различных учреждений.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить и современную школу.

Информатизация образования - одно из ключевых направлений развития учреждения. Обеспечивает возможности использования в образовании современных информационных средств, повышение эффективности традиционных процессов обучения, воспитания, управления образованием, а также задачам развития содержания образования, технологий образовательного процесса и свойств образовательной среды школы.

Такая организация как Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа (МОУ СОШ) №12 с углубленным изучением отдельных предметов» содержит огромный банк данных и поэтому очевидна необходимость создания автоматизированной информационной системы для работы с этой информацией.

Но, так как охватить весь объем информации данной организации (в школе учатся 1250 учеников, работают 137 сотрудников - из них более 80 человек педагогического персонала) в рамках дипломного проекта просто невозможно, то целью данного дипломного проекта будет являться разработка автоматизированного рабочего места (АРМ) специалиста по предоставлению платных дополнительных образовательных услуг (ПДОУ). Представляет собой проблемно-ориентированный программно-технический комплекс, включающий технические и программные средства, информационно и методическое обеспечение для решения задач пользователя непосредственно на его рабочем месте.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, таких как:

· провести детальный анализ и дать технико-экономическую характеристику предметной области - МОУ СОШ №12 г. Сургута, и конкретно её структуре - отделу по предоставлению платных дополнительных услуг;

· рассмотреть существующую технологию обработки информации и выявить ее недостатки;

· сформулировать цели и назначение автоматизированного варианта решения комплекса задач (постановка задач);

· выбрать технологию проектирования и технического, программного, информационного, а также технологического обеспечения;

· дать характеристику входной, справочной и результатной информации;

· провести анализ состояния защиты данных в ИС;

· обосновать проектное решение по экономической эффективности.

Вся информация собирается и обрабатывается именно за данным рабочим столом пользователя. Следовательно, АРМ любого информационного работника должен удовлетворять двум целям:

1. АРМ должен быть адаптирован на конкретного работника. Это значит, что конкретный сотрудник АРМа использует его как инструментарий для решения своих задач без дополнительного изучения способов и методов использования этого АРМа.

2. Проблемная ориентация АРМа на задачи пользователя. То есть все информационные технологии, запрограммированные в АРМе должны адекватно отражать все шаги информационных технологий без ЭВМ. Должна быть функциональная полнота шагов и полное информационное соответствие реальных и машинных документов.

Для достижения этих целей необходимо выполнение следующих задач:

· полнота функционального отображения всех функций и операций;

· простота выполнения этих операций;

· наличие помощи;

· отображение всего документооборота;

· наличие сопровождения;

· полная автоматизация всех процессов по обработке информации.

Разрабатываемая Информационная система должна будет сократить время, затрачиваемое специалистом по предоставлению ПДОУ на поиск, обработку требуемой для работы информации. Также сократится время на формирование выходных документов. Система хранения и поиска информации позволит быстро найти требуемый документ.

Система позволит получать достоверные данные, необходимые специалисту для работы, осуществлять планирование и мониторинг качества учебного процесса. А также освободит специалиста от малопроизводительного, рутинного труда по составлению всевозможных отчетных документов.

1. Аналитическая часть

Основной целью аналитической части является определение путей повышения эффективности производственной деятельности исследуемой организации, за счет совершенствования его системы управления, в том числе целесообразности создания АРМ. В частности в процессе анализа выявляются объективные факторы, предопределяющие возможность совершенствования системы, ее функции и структуры объекта, документооборота и алгоритмов обработки данных, определяются цели функционирования организации, пути и методы их достижения. Предпроектное обследование организации ставит своей задачей проведение системного описания исследуемого объекта, диагностический анализ системы управления, существующей на организации, исследование потоков информации и подготовку технического задания на разработку автоматизированного рабочего места. Основной целью предпроектного обследования является определения путей повышения эффективности производственной деятельности исследуемой организации, за счет совершенствования его системы управления, в том числе целесообразности создания АРМ. Программа проведения предпроектного обследования, последовательность его этапов зависят от целей, задач, условий функционирования системы управления обследуемой организации. Конечным результатом предпроектного обследования является выбор задачи управления, разрешающей наиболее существенную, первоочередную проблемную ситуацию, разработка технического задания на разработку комплекса работ по решению данной задачи.

Вывод: Целью аналитической части является рассмотрение существующего состояния предметной области, характеристика объекта и системы управления и обоснование предложений по устранению выявленных недостатков, внедрению новых подходов, новых технологий и т.д.

Раздел написан на основании результатов преддипломной практики, обзора нормативно-справочной документации, базы данных норм и правил и информации из сети Internet.

1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области

МОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов - государственное, некоммерческое учреждение. Создано на основании решения исполнительного комитета Сургутского городского Совета народных депутатов от 30.08.1979 г. №183 «Об открытии общеобразовательной средней школы №12».

Основными целями Учреждения являются:

· формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения основных общеобразовательных программ;

· адаптация обучающихся к жизни в обществе;

· освоение обучающимися системы знаний и приемов самостоятельной деятельности на уровне не ниже государственного образовательного стандарта;

· воспитание патриотизма, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье, формирование здорового образа жизни.

Свою деятельность школа ведет на основании лицензии Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа - Югры №184901 на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, свидетельства о государственной аккредитации серии АА №064168. Профессиональная ответственность школы застрахована в СК «Югория», полис страхования №001536141.

МОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов является одним из авторитетных образовательных учреждений города Сургута. Использует уникальный опыт, накопленный в результате многолетнего плодотворного сотрудничества с Сур ГУ, Сур ГПУ.

В 1996, 1998, 1999 годах школа получала звание лауреата Всероссийского конкурса «Школа года».

Школа имеет высококвалифицированный педагогический состав: 38 учителей высшей категории, 24 - первой категории, 24 - второй квалификационной категории. Среди школьников - победители и призеры городских, окружных, всероссийских олимпиад, обладатели дипломов I, II, III степени научной программы молодых исследований «Шаг в будущее».

Школа подготовила 10 выпускников, награжденных золотой медалью, 12 выпускников, награжденных серебряной медалью.

Генеральная цель программы развития школы - создание условий для обеспечения и сопровождения процессов самоопределения и саморазвития, учащихся через личностно ориентированное образование.

Для реализации этой цели апробируется технология саморазвития личности школьника, создаются и внедряются курсы «Самосовершенствование личности», проводится дидактическое обеспечение индивидуализации и профилизации процесса обучения.

Уже в течение многих лет школа работает в направлении профилизации процесса обучения. Это классы повышенного уровня обучения, классы с углубленным изучением отдельных предметов, технологический профиль обучение в учебно-производственном комплексе (УПК). Для этого имеются определенные условия. Наиболее соответствующие их них: кадровый потенциал, учебно-материальное обеспечение, учебно-техническая база - для создания таких профилей, как гуманитарный, физико-математический, естественно-научный, социально-гуманитарный.

1.2 Организационная структура объекта автоматизации

Под организационной структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации. Различают несколько типов организационных структур: линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные, адаптивные.

В МОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов построена линейная организационная структура управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху вниз», обязательны для выполнения нижестоящими звеньями. Он, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководителю.

1.3 Функциональная структура объекта автоматизации

Объектом автоматизации выбрано рабочее место специалиста по предоставлению платных дополнительных образовательных услуг в МОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов. Свою деятельность осуществляет на основании Устава школы и Положения о платных дополнительных услугах.

В ходе своей профессиональной деятельности специалист по предоставлению ПДОУ выполняет следующие функции:

· изучает спрос в платных дополнительных услугах со стороны потребителей (родителей, учащихся);

· на основе анализа учувствует в составлении учебного плана платных образовательных услуг;

· участвует в составлении тарификации учителей по дополнительному платному образованию;

· заключает договора о возмездном оказании образовательных услуг с учителями согласно приказу о внутреннем совмещении;

· заключает договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг с потребителями (родителями) согласно прейскуранту №09-31-01/01 от 01.09.2005 г., согласованного директором Департамента образования и науки администрации г. Сургута и утвержденного директором МОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов;

· составляет и сдаёт табеля посещаемости и другую первичную документацию в Управление учета и отчетности образовательных учреждений (УУООУ);

· участвует в разработке и составлении «Сметы доходов и расходов по предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности»;

· координирует и контролирует доходы и расходы по внебюджетным средствам;

· проводит сверку по сальдо расчетов по оплате за предоставление платных дополнительных образовательных услуг;

· предоставляет по требованию вышестоящих организаций (Управление учета и отчетности образовательных учреждений, Департамент образования и науки), а также потребителей нормативные и иные документе о деятельности школы по предоставлению платных образовательных услуг;

· обеспечивает сохранность документов.

В процессе своей работы специалист по ПДОУ выполняет следующие действия:

· подготавливает учебный план платных образовательных услуг;

· подготавливает тарификацию учителей по дополнительному платному образованию;

· заключает договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг с потребителями;

· заключает договора о возмездном оказании образовательных услуг с учителями;

· составляет реестр по договорам;

· рассчитывает стоимость услуг для каждого потребителя (помесячное табелирование посещаемости учеников по унифицированной форме);

· рассчитывает стоимость услуг по учителям (почасовая отработка учителей по подгруппам согласно тарификации по унифицированной форме);

· переводит информацию, поступающую в твердых носителях в электронный вид;

· предоставляет обработанную информацию по предоставлению платных дополнительных услуг в Управление учета и отчетности образовательных учреждений (УУООУ);

· получает сальдо расчетов (остатки по оплате за ПДОУ) из УУООУ;

· расшифровывает данные по подгруппам и индивидуально по ученикам;

· выдает классным руководителям данные по остаткам учеников для доведения этой информации до родителей;

· контролирует доходы по внебюджетным средствам;

· проводит мониторинг по предоставлению ПДОУ по учебным годам;

· составляет перечень ПДОУ на финансовый год;

· участвует в разработке и составлении «Сметы доходов и расходов по предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности»;

· контролирует расходы по внебюджетным средствам.

1.4 Информационная модель объекта автоматизации

Ввиду сложности целей, стоящих перед информационной системой, возникает необходимость в их декомпозиции. По существу это означает расчленения целей системы более высокого порядка на цели системы более низкого порядка, причем в результате такого расчленения получают дерево целей, которое показывает связь между целями разных порядков. При декомпозиции сложные цели и функции должны разлагаться на такие составляющие, которые отличались бы друг от друга по каким-либо факторам.

В связи с большой трудоемкостью и однообразием работ по предоставлению ПДОУ возникла необходимость в автоматизации данного вида деятельности специалиста по предоставлению ПДОУ.

Эта информационная модель представлена на рисунках 1.2 -1.7.

Рисунок 1.2- Информационная модель AS-IS

Деятельность специалиста по ПДОУ

Основанием для деятельности специалиста является положение о платных услугах. На основании положения разрабатывается и утверждается прейскурант о платных услугах. Далее с прейскурантом ознакамливается потребитель услуг и составляется индивидуальный план (заявка).

Рисунок 1.3-Декомпозиция информационной модели AS-IS деятельности специалиста по ПДОУ

На основании полученных заявок специалист составляет учебный план, согласованный с руководством, а также составляет и утверждает тарификацию. После полученных данных о группах и перечне предметов заключаются договора с потребителями и исполнителями. По предоставляемым услугам ведутся табеля учета рабочего времени и табелей учета посещаемости детей. По табелям рассчитывается стоимость услуг по каждому потребителю.

Рисунок 1.4 - Декомпозиция процесса AS-IS

Составление учебного плана, тарификации, приказов

На основании индивидуальных планов и списка преподавателей идет подготовка приказов на внутреннее совмещение и составляется тарификация с учетом заявок. После чего утверждается учебный план по дням и часам.

Рисунок 1.5 - Декомпозиция AS-IS

Заключение договоров

На основании списка учеников заключаются договора об оказании ПДОУ с потребителями и договора об оказании возмездных услуг с исполнителями.

Рисунок 1.6 - Декомпозиция AS-IS

Ведение табелей

После того, как заключены договора, составлен учебный план и уже ведутся занятия по ПДОУ, необходимо ежемесячно заполнять и сдавать в УУООУ табеля учета посещаемости детей. На основании этих табелей ведется учет рабочих часов учителей и также заполняется и сдается общий табель на ежемесячную оплату, а также отдельный табель на обслуживающий персонал в УУООУ.

Рисунок 1.7 - Декомпозиция AS-IS

Расчета стоимости услуг

На основании заключенных договоров и табелей посещаемости просчитывается фактическая (за вычетом пропусков по уважительной причине) сумма к уплате за ПДОУ. Вводятся данные по произведенным оплатам, полученные из УУООУ. Которые в свою очередь поступают из банков, где производится оплата. На основании этих данных идет подготовка сальдо расчетов, т.е. сумма к уплате (переплата) по каждому ученику. После всех операций можно произвести расчет внебюджетных средств.

1.5 Постановка задач

1.5.1 Общая характеристика организации решения задачи на ЭВМ

Объектом автоматизации выбрано рабочее место специалиста по предоставлению ПДОУ в МОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов.

Под целью понимается информационный образ желаемого состояния или результата деятельности. Цели, как правило, задаются в виде общих целевых установок для системы в целом и потому нуждаются в детализации и конкретизации по мере продвижения вниз по уровням иерархической структуры системы. Следует отметить, что чем точнее сформулированы и определены цели системы, тем легче выбрать средства их достижения.

Для создания АРМа специалиста по предоставлению ПДОУ необходимо:

· разработать формы документов (входной, выходной, нормативно - справочной);

· обосновать и выбрать новую информационную технологию (комплекс технических средств, информационное обеспечение, программное обеспечение).

К входной информации относится договор о возмездном оказании платных образовательных услуг.

К нормативно - справочной относится прейскурант с наименованием и ценой услуги, тарификация.

К выходной информации относятся ежемесячные табеля посещаемости детей по платным услугам, табеля учета рабочего времени учителей, данные по задолженности, смета доходов и расходов.

Главной целью является внедрение разработанного программного продукта, автоматизирующего обработку информации на рабочем месте специалиста по предоставлению ПДОУ и как результат достижение следующих показателей:

· сокращение на 85% времени формирования документов (табелей, реестра, сальдо расчетов и т.д.);

· улучшение на 30% качества и достоверности данных;

· повышение степени защищенности информации;

· увеличение количества аналитических показателей, получаемых на базе исходных данных;

· повышение качества предоставляемых услуг;

· расширение списка предоставляемых услуг.

Для достижения этой цели потребовалось решить следующие задачи:

· изучить назначение, состав и принципы функционирования или организации проектируемого объекта;

· изучить проектно-технологическую документацию;

· выполнить технико-экономическое обоснование выполняемой разработки;

· обеспечить информационную безопасность проекта;

· определить надежность программного средства.

Система предназначена для использования в следующих операциях:

· поиск информации о потребителях;

· расчет стоимости услуг;

· расчет суммы к уплате за определенный период;

· формирование выходных форм отчетной документации.

Разработка и внедрение ИС не предполагает каких-либо изменений в функциях специалиста по ПДОУ.

Источниками оперативной информации являются утвержденные и согласованные нормативные документы.

Источниками информации о заказчиках (потребителях) и исполнителях являются списки учеников и учителей с периодичностью поступления в один учебный год (возможны единичные изменения в течении года).

Вся оперативная информация приводится к стандартному виду и заносится в базу данных для последующего использования в программном комплексе.

1.5.2 Формализация расчетов

Формализованное моделирование осуществляется по определенным правилам. Согласно правилам по каждому экономическому показателю выявляются реквизиты-признаки и реквизиты-основания. Им присваиваются условные обозначения: реквизитам-основаниям заглавные буквы, реквизитам-признакам строчные буквы. Экономический показатель выражается в виде совокупности обозначений. Взаимосвязи показателей представляются в виде формул. Совокупность формул отражает инфологическую модель решения задачи.

При разработке отчета «Данные по задолженности» за основу принимаем табеля учета посещаемости детей. В отчет включаем следующие колонки:

- идентификационный номер ученика;

- Ф.И.О. ученика;

- остаток на начало периода (месяц);

- сумма начислений за определенный период времени (месяц);

- сумма внесенной оплаты (через банк);

- остаток на конец периода (долг (-), переплата (+)).

Стоимость предоставленной услуги вычитываем по следующей формуле:

S=(SC1* KC1)+ (SC2* KC2)+ (SCi* KCi)

SC - стоимость одного часа;

KS - количество часов в месяц (посещенных учеником).

Например: ученик 3 класса Скворцов Андрей заключил договор на три услуги:

- мир логики;

- секреты орфографии;

- занимательная арифметика.

По условиям договора количество предоставляемых услуг по каждому предмету - четыре часа в месяц. Но, допустим, Андрей болел с 12 числа по 21 текущего месяца и у него выпало некоторое количество занятий, которые приходились на дни болезни.

Следовательно,

S=(36,25*4)+(36,25*3)+(36,25*3)

Стоимость предоставленной услуги за определенный месяц равна 362 рубля 50 копеек.

Далее вся суммы, вносимые в колонки начислений и оплаты, суммируются с данными, уже имеющимися в данной строке данной колонки.

Чтобы рассчитать сумму долга (переплаты), надо к остатку на начало прибавить начисления и отнять внесенную оплату.

Разрабатываемая АРМ должна быть гибкой, т.е. настраиваемой на различные модификации.

1.6 Аналоги разрабатываемого АРМ

На сегодняшний день в сфере образования происходят интенсивные процессы формирования новых информационных ресурсов и предоставления новых образовательных сервисов, в том числе, сетевых. Процесс информатизации образования происходит в настоящее время на различных уровнях: от федеральных отраслевых целевых программ до муниципальных и школьных инициатив. Каждый регион имеет собственную программу информатизации образования, включая и программы повышения квалификации педагогических работников в области использования ИКТ в образовательном процессе, но, к сожалению, даже учет местной специфики не позволяет избежать сходных трудностей по их реализации. Несогласованность государственных и негосударственных программ, дублирование структур, решающих одинаковые задачи; повторение ошибок, неэффективных решений, слабость горизонтальных связей, отсутствие стандартов информационного обмена - все это приводит к торможению процесса формирования единого информационного образовательного пространства страны, разобщенность региональных структур повышения квалификации в сфере информатизации образования.

Другой важнейшей проблемой является удаленность существующих структур от конечного потребителя - учебных заведений и образовательных учреждений. Большинство из ресурсных центров работает на федеральном и региональном уровнях, поддерживая, в основном, учителей и учебные заведения региональных центров, а вынужденная стандартизация сервисов приводит к тому, что не учитываются особенности информатизации конкретных школ и территорий. Эффективность действий структур, поддерживающих информатизацию образования, значительно выросла бы при наличии более тесных контактов с непосредственными потребителями предоставляемых ресурсными центрами услуг.

Частично проблему информатизации образовательного процесса попыталась восполнить компания ИВЦ «АВЕРС». Она предлагает к реализации следующие продукты:

1. Автоматизированная информационно-аналитическая система «Управление образовательным учреждением (АРМ Директор)» - позволяет:

- сформировать информационную инфраструктуру учреждения;

- повысить качество и обоснованность принимаемых решений по управлению учреждением;

- управлять процессом подготовки и переподготовки педагогических кадров;

- избавить руководителя от рутины административного труда;

- сформировать единый информационный ресурс, необходимый для автоматизации процесса управления системой образования в звене «территориальный (региональный) орган управления - учреждение образования».

Версии программы:

- для общеобразовательных учреждений;

- для учреждений дошкольного образования;

- для учреждений профессионального образования.

Для практической работы программного комплекса в средних образовательных учреждениях программным способом организованы следующие рабочие места:

- директор школы;

- секретарь;

- завуч;

- учитель;

- медиатека;

- здоровье;

2. Автоматизированная информационно-аналитическая система «Аверс: Библиотека» - автоматизированная информационно-аналитическая система учета библиотечного фонда и организации деятельности школьных библиотек АИАС «Аверс: Библиотека» разработана на основе «Инструкции об учете библиотечного фонда» (введена в действие приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 декабря 1998 года №590) и Методических рекомендаций по применению «Инструкции об учете библиотечного фонда в библиотеках образовательных учреждений» (утверждены приказом Министерства образования Российской Федерации от 24 августа 2000 года №2488).

АИАС «Аверс: Библиотека» предназначена для комплексной автоматизации повседневной деятельности школьных библиотек, включая процессы учета библиотечного фонда, организацию работы библиотеки с пользователями и другими библиотеками, вопросы оценки состояния библиотечного фонда, определения потребности библиотеки в новых поступлениях и необходимости обновления (увеличения) фондов, изучение читательского спроса, а также вопросы контроля за состоянием библиотечного фонда и планирования работы библиотеки на перспективу.

Программный комплекс АИАС «Аверс: Библиотека» позволяет:

- проследить путь каждого документа (издания), от его поступления на баланс школьной библиотеки до списания;

- оценить потребности пользователей школьной библиотеки в различных изданиях;

- спланировать деятельность библиотеки;

- обеспечить быстрый поиск необходимых документов (изданий).

3. Автоматизированная информационно - аналитическая система «Орган управления образованием» (АРМ «РОНО») - специализированная информационно-аналитическая система, предназначенная для ведения кадрового делопроизводства, контроля и обобщения получаемой от школ информации, формирования единых региональных баз данных педагогических кадров и учащегося контингента.

Автоматизированная информационно-аналитическая система «РОНО» информационно взаимодействует с программными комплексами «Централизованная бухгалтерия», «Сводная статистическая отчетность», «АРМ Директор», «Школьная библиотека», «Ревизор», открыта к информационному обмену с другими системами на уровне «экспорта-импорта» данных.

АИАС «РОНО» - программа, формирующая единое информационное пространство территориальной (районной, городской, областной) образовательной системы.

4. Комплекс «АВЕРС-Бухгалтерия» - полностью автоматизирует работу на всех участках бухгалтерского учета бюджетного учреждения и позволяет:

- вести полный синтетический, а также многоуровневый аналитический учет;

- осуществлять текущий финансовый контроль над использованием денежных средств;

- формировать достоверную отчетность, выполняя при этом контрольные функции в отношении сохранности бюджетных средств;

- получать объективную информацию для принятия решений по управлению материальными и финансовыми ресурсами учреждения;

- обеспечить эффективное функционирование учреждения в условиях нормативного финансирования и казначейской системы исполнения бюджета;

- взаимодействовать с подразделениями органов Федерального казначейства, Пенсионного фонда РФ, Инспекций Министерства по налогам и сборам РФ и др.

Версии:

- для образовательных учреждений самостоятельного баланса (Школа, Детский сад, ПТУ);

- для централизованных бухгалтерий.

5. Автоматизированная информационно-аналитическая система «Аверс: Тарификация» - в полном объеме автоматизирует выполнение работ по планированию затрат на выплату заработной платы и позволяет:

проводить расчет тарификации сотрудников учреждения на основании:

- штатного расписания, учебного плана, данных о распределении нагрузки

педагогических работников, тарифных сеток, системы надбавок и доплат;

- рассчитывать тарифный и надтарифный фонды заработной платы учреждения;

- унифицировать процедуру формирования штатного расписания;

- планировать потребности учреждения (учреждений региона) в педагогических и административных кадрах;

- оптимизировать затраты на оплату труда сотрудников учреждений;

- повысить эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на выплату заработной платы.

6. Автоматизированная информационно-аналитическая система «Аверс: Смета» - автоматизирует процесс формирования и сопровождения исполнения сметы учреждения и позволяет:

- реализовать несколько схем расчета сметы доходов и расходов учреждения:

- исходя из установленных Федеральных и региональных нормативов финансирования;

- на основании данных о фактическом исполнении сметы предыдущего отчетного периода, установленных индексов дефляторов;

- формировать консолидированные сметы учреждений в соответствии с бюджетной классификацией;

- проводить расчет утвержденной сметы учреждения;

- осуществлять разассигнование смет;

- формировать план на финансирование расходов учреждения, вести учет заявок на внесение изменений (так называемые «передвижки») в смету.

7. Автоматизированная информационно-аналитическая система «Сводная отчетность» - позволяет:

- формировать консолидированную (сводную) бухгалтерскую и статистическую отчетность учреждений;

- контролировать достоверность первичных отчетов учреждений;

- осуществлять многофакторную аналитическую обработку результатов консолидации отчетов.

8. Автоматизированная информационно-аналитическая система «АВЕРС-расписание» - специализированная программа, предназначенная для составления расписания занятий во всех типах образовательных учреждений (общеобразовательные учреждения, учреждения профтехобразования).
Позволяет:

- учитывать санитарные правила и нормы;

- учитывать распределение классов по сменам;

- объединять классы в поток;

- делить классы (потоки) на группы;

- составлять расписание классов без «окон»;

- генерировать различные формы таблиц расписания;

- планировать замены;

- представлять таблицы в Excel, Word и HTML форматах;

- сокращать «окна» в расписании учителей и многое другое.

Программа полностью интегрирована с АИАС «Управление образовательным учреждением» (АРМ Директор), использует единую базу данных учителей, предметов, классов, кабинетов, учебного плана и учебной нагрузки.

Программа «АВЕРС-расписание» помогает завучу подготовить оптимальное расписание уроков с учетом пожеланий учителей и требований администрации.
Программа состоит из четырех разделов «Списки», «Нагрузки», «Расписание» и «Замены».

Готовое расписание одного, всех или некоторых классов или учителей можно сохранить в форматах Microsoft Word, Excel или HTML.

Вся продукция предприятия имеет сертификаты соответствия качеству Российской Федерации.

Также проблему информатизации в школе попыталась решить Лаборатория информационных технологий «БАРС». Она разработала систему управления школой - Школьный офис - это возможность создания АРМов. Целью внедрения комплекса ПО «Школьный офис» в процессы управления образованием на уровне образовательного учреждения является:

- стимулирование процесса информатизации школы путем внедрения в существующий процесс работы директора и его аппарата средств автоматизации;

- повышение информационной культуры административного аппарата;

- создание и поддержка баз данных;

- организация передачи информационных массивов между учреждением и органом управления (баз данных школы, оперативного документооборота, нормативно-методической документации);

- автоматизация функциональных задач управления;

- изменение привычных механизмов работы;

- создание информационной среды управления в учреждении;

- административная сеть, общие базы данных, подключение к стержневым общешкольным базам предметных АРМ по направлениям - библиотека, учителя, родители с локальным и Интернет доступом.

1.7 Обоснование проектных решений по видам обеспечения

1.7.1 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению

Этот пункт включает обоснование проектных решений по техническому, информационному, программному и технологическому обеспечению задачи.

Понятие информационного обеспечения возникло с созданием автоматизированных систем управления (АСУ).

Информационное обеспечение состоит из внутримашинного, которое включает массивы данных (входные, промежуточные, выходные), программы для решения задач, и внемашинного, которое включает системы классификации и кодирования оперативных документов, нормативно-справочной информации (НСИ).

Одно из важных требований к информационному обеспечению - это достоверность данных информационной базы.

Необходимая достоверность данных в информационных базах обеспечивается высокой степенью контроля на всех стадиях работы с данными.

Особенности технологии обработки данных связаны с такими факторами, как:

· функционирование в режиме диалога с пользователем;

· наличие накопителей информации;

· исключение бумажных технологий для обработки информации.

Благодаря диалоговому режиму отсутствует четко установленная заранее последовательность операций по обработке данных.

В состав технологических операций входят:

· загрузка программы;

· ввод данных;

· контроль информации и возможность корректировки;

· справочно-информационное обслуживание;

· формирование информационных массивов;

· вывод информации.

Существует несколько способов регистрации первичной информации:

· документальный;

· документальный с регистрацией на машинном носителе;

· автоматический.

В проекте АРМ специалиста по предоставлению ПДОУ будет использоваться как первый, так и второй способы регистрации информации. Ввод, обработка и выдача информации производятся в диалоговом режиме.

В основе диалогового режима лежит динамическое взаимодействие машины и человека посредством приема и передачи данных через устройства ввода / вывода. При диалоговом режиме обеспечивается поиск необходимой информации, быстрая обработка команд, сообщений, активное воздействие пользователя на ход обработки данных.

Организация диалога осуществляется посредством установки связей между данными, которые представляют собой информационные модели.

По способу установления связей между данными различают реляционную, иерархическую и сетевую модели. Реляционная модель является простейшей и наиболее привычной формой представления данных в виде таблиц. Иерархическая и сетевая модели предполагают наличие связей между данными, имеющими какой-либо общий признак. В иерархической модели такие связи могут быть отражены в виде дерева-графа, в сетевой возможны связи «всех со всеми».

В настоящее время реляционные системы лучше соответствуют техническим возможностям персональных компьютеров. Скоростные характеристики этих СУБД поддерживаются специальными средствами ускоренного доступа к информации и- индексирование баз данных.

1.7.2 Обоснование проектных решений по технологическому обеспечению

От того насколько рационально будет спроектирован технологический процесс, настолько гарантировано будет снижение стоимостных, трудовых затрат.

Технологический процесс, как правило, состоит из нескольких этапов. Целью первого этапа является сбор, регистрация, передача данных для дальнейшей обработки. Результатом обычно является составление документа. Цель второго этапа - перенос данных на машинные носители и первоначальное формирование информационной базы. Третий этап включает операции накопления, сортировки, корректировки и обработки данных.

При выборе варианта технологического процесса требуется учитывать следующие требования:

· обеспечение достоверности обрабатываемой информации;

· решение задач в установленные сроки;

· обеспечение минимальных трудовых и стоимостных затрат на обработку данных;

· наличие возможности обработки данных на ЭВМ;

· возможность решения задачи в различных режимах.

Исходя из перечисленных выше требований целесообразно проектирование АРМа, которое позволит децентрализовать процесс решения задачи и повысить производительность.

При обработке данных желательно использовать массивы нормативно-справочной информации. Это дает преимущества в скорости поиска, выбора, сортировки и т.д. При этом необходима возможность просмотра полученных результатов перед оформлением и передачей выходной информации. Очень актуальным становится вопрос выбора режима: пакетный или диалоговый.

Пакетный режим позволяет уменьшить вмешательство пользователя в процесс решения задачи и требует от него только выполнения операций по вводу и корректировке данных, но вместе с этим появляется вероятность полной загрузки ЭВМ, что не всегда удобно для пользователя.

Практика показывает, что использование АРМ с применением методов построения модели на основе диалога обеспечивает более гибкую связь пользователя с ЭВМ.

Диалоговый режим имеет ряд преимуществ: удобен при работе с базой; обеспечение защиты при несанкционированном доступе; обеспечивает непосредственное участие пользователя в процессе решения задачи; управляемость процессом; быстрый доступ, поиск и выдача информации в любой момент времени, выбор различных режимов работы; осуществление быстрого перехода от одной операции к другой.

Существует несколько типов диалога: управляющие команды, запросы, меню, диалог на ограниченном естественном языке.

В данной работе будет использоваться метод меню с многоуровневой структурой.

1.7.3 Обоснование проектных решений по программному обеспечению

Под программным обеспечением следует понимать совокупность программ, обеспечивающих функционирование вычислительной системы (системное программное обеспечение), а также программ, предназначенных для решения конкретных задач пользователя (прикладное программное обеспечение).

К выбираемому программному обеспечению в данном случае относятся операционная система (ОС) и среда программирования.

Все ОС подразделяются на:

· однопользовательские и многопользовательские;

· однозадачные и многозадачные.

Обоснование выбора обеспечивающих технологий включает в себя определение программных и аппаратных средств, необходимых для создания комплекса АРМ.

Выбор системы управления базами данных (СУБД) представляет собой сложную многопараметрическую задачу и является одним из важных этапов при разработке приложений баз данных. Выбранный программный продукт должен удовлетворять как текущим, так и будущим потребностям предприятия, при этом следует учитывать финансовые затраты на приобретение необходимого оборудования, самой системы, разработку необходимого программного обеспечения на ее основе, а также обучение персонала.

Для сравнения были выбраны три СУБД: InterBase, MySQL и MS SQL Server. Сравнение проводилось по пяти основным параметрам: поддержка СУБД механизма триггеров и хранимых процедур, удобство и доступность средств разработки приложений СУБД, перечень поддерживаемых операционных систем, минимальные требования к серверу баз данных, и производительность.

Триггеры и хранимые процедуры.

Для серьезных информационных систем наиболее распространенной является клиент-серверная архитектура, то есть архитектура, в которой под БД выделяется отдельный, достаточно мощный и надежный сервер, сетевой доступ к которому осуществляют несколько клиентов. Поддержка СУБД механизма триггеров и хранимых процедур позволяет перенести часть вычислительной нагрузки по обработке данных на сервер, несколько снижает сетевой трафик, облегчает модернизацию ПО.

MySQL в отличие от Microsoft SQL Server и InterBase не поддерживает ни триггеры, ни хранимые процедуры, что является в определенной степени недостатком, так как в приложениях информационной системы большую часть необходимых проверок введенных данных, а также обеспечение целостности базы данных приходится выполнять на уровне клиентского приложения, что несколько усложняет процесс создания программного продукта.

Средства разработки приложений СУБД.

Многие производители СУБД выпускают средства разработки приложений для своих систем. Как правило, эти средства позволяют наилучшим образом реализовать все возможности сервера БД, поэтому при анализе СУБД стоит рассмотреть также возможности средств разработки приложений.

В MSSQL Server следует обратить особое внимание на основное средство разработки и администрирования, включенное в состав дистрибутива, - Enterprise Manager, который позволяет решать практически все задачи администрирования MS SQL Server и, кроме того, удобен для разработчика.

В InterBase, к сожалению, средство разработки и администрирования, поставляемое в составе дистрибутива (Interbase Console), недостаточно удобно, но обладает необходимой функциональностью. Поэтому существуют более удобные средства разработки и администрирования, созданные сторонними разработчиками, такие как IB Expert, EMS IB Manager.

Похожим образом обстоит дело и со средствами администрирования и разработки MySQL, но при желании также можно воспользоваться продуктами сторонних разработчиков: EMS MySQL Manager, WinSQL, PHP Admin.

Перечень операционных систем,

под управлением которых способна работать СУБД. В этом разделе, безусловно, лидирует MySQL, которая способна работать под управлением большинства из имеющихся на настоящее время операционных систем. Список совместимости СУБД и ОС представлен в табл. 1.1.

Таблица 1.1 - Совместимость СУБД и ОС

СУБД

ОС

InterBase

Windows 95/98/ME/NT/2000 и Linux-системы

MS SQL Server

Windows NT, 2000, XP (Intel и Alpha)

MySQL

Linux (x86, libc6, S/390, IA64, Alpha, Sparc), Windows 95/98/NT/2000/XP, Solaris 2.9 (Sparc, 64-bit, 32-bit), FreeBSD 4.x ELF (x86), Mac OS X v10.2, HP-UX 10.20 (RISC 1.0), HP-UX 11.11 (PA-RISC 1.1 или 2.0), AIX 5.1 (RS6000), QNX 6.2.0 (x86), Novell NetWare 6 (x86), SCO OpenUnix 8.0 (x86), м SGI Irix 6.5, Dec OSF 5.1 (Alpha)

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ