Автоматизированный электропривод многоканатной подъемной установки
Автоматизированный электропривод многоканатной подъемной установки
2
3
- 1.РАСЧЕТ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА 3
- 1.1. Исходные данные для проектирования многоканатной ШПУ 3
- 1.2.Выбор скипа 3
- 1.3.Выбор подъемных канатов 5
- 1.4.Выбор многоканатной подъемной машины 6
- 1.5.Условие нескольжения шкива по ведущему валу 7
- 1.6.Продолжительность подъемной операции 8
- 1.7.Кинематика подъемной установки 9
- 1.8. Динамика подъемной установки 11
- 2. СИЛОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА 16
- 2.1. Исходные данные для расчета динамики электропривода 16
- 2.2. Выбор тиристорного преобразователя 17
- 2.3. Выбор силового трансформатора 18
- 2.4. Расчет сглаживающего реактора 18
- 2.5. Расчет автоматического выключателя в якорной цепи 21
- 2.6.Выбор тиристорного возбудителя 21
- 2.7. Выбор тахогенератора в цепи ОС по скорости 23
- 3. АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ 24
- 3.1. Расчет системы подчиненного регулирования координат электропривода 25
- 3.2.Расчет контура регулирования тока возбуждения 25
- 3.3. Расчет контура регулирования тока якорной цепи 27
- 3.4. Расчет контура регулирования скорости 30
- 4. Список используемой литературы 35
1.РАСЧЕТ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА
Основными параметрами механической части шахтной подъемной установки (ШПУ) являются такие величины, как оптимальная масса поднимаемого груза, диаметр головных и хвостовых канатов, оптимальные скорость, ускорение и замедление движения, эффективная мощность подъема. Расчет этих параметров и выбор соответствующих изделий - задача проектирования механической части ШПУ.
Технические решения, принятые по механической части ШПУ, служат основой для выбора той или иной системы электропривода. Этим завершается первый этап проектирования автоматизированного электропривода. Основная задача второго этапа проектирования - выбор комплектного тиристорного электропривода из серии КТЭУ для ШПУ, принятой на первом этапе проектирования. На основе технических решений, принятых на первом и втором этапах проектирования, выбирают регуляторы тока, скорости и другие технические средства, составляющие систему автоматического управления электроприводом «управляемый выпрямитель - двигатель» (УВ-Д).
1.1. Исходные данные для проектирования многоканатной ШПУ
Годовая проектная
производительность подъема: Аг=2345тыс.т/год
Глубина вертикального
ствола: Нст=1000м
Число рабочих дней в году: 300
Число часов работы в сутки: 18
Коэффициент резерва: 1,5
Диаграмма скорости: семипериодная.
1.2.Выбор скипа
1.2.1. Расчетная высота подъема с учетом расположения скипов в копре и нижней части ствола:
Нр=Нст+hзагр+hразгр+2=1000+30+35+20,35=1066 м, (1.1)
где Нст - глубина вертикального ствола;
hзагр - расстояние по вертикали от отметки откаточного горизонта до нижней кромки загрузочного бункера;
hразгр - расстояние по вертикали от «нулевой» отметки до верхней кромки приемного бункера.
1.2.2. Часовая производительность ШПУ:
(1.2)
где Ач - часовая производительность ШПУ, т/ч;
Аг - годовая производительность ШПУ, т/год;
с - коэффициент резерва производительности (с=1,5);
nд - число рабочих дней в году;
t - время работы подъемной установки в сутки, ч.
1.2.3. Оптимальная грузоподъемность Qопт, кг, при которой суммарные годовые эксплуатационные затраты на подъемной установке будут минимальными, определяем по формуле для многоканатных двухскиповых подъемов:
(1.3)
где Ач - часовая производительность, кг;
Нп - высота подъема, м;
tп - продолжительность паузы, с.
Выбираем стандартный скип 2СН11-2 грузоподъемностью Qп=25т, массой Qс=24,4 т, путем разгрузки h=2,4 м [1].
1.2.4. Высота подъема с учетом высоты скипа hс=13 м:
Н=Нр+hс=1066+13=1079 м. (1.4)
1.2.5. Расстояние от нижней приемной площадки до оси шкива трения:
Нк=Н+lк=1066+13+18=1097 м, (1.5)
где Н - высота подъема, м;
lк=hск+18 - длина отвесов подъемных канатов в копре, м (рис.1.1.).
1.3.Выбор подъемных канатов
1.3.1. Линейную массу каната Pк, кг/м, определим по формуле:
(1.6)
где Qп и Qс - масса полезного за один раз поднимаемого груза и собственная масса скипа, кг;
в - временное сопротивление разрыву проволок каната Н/м2;
g=9,81м/с2;
zmin=4,5 - коэффициент запаса прочности;
о - условная плотность каната, кг/м3;
Нк - расстояние от нижней приемной площадки до оси шкива трения, м.
1.3.2. Число подъемных канатов nк многоканатного подъема определили по формуле:
(1.7)
где Рк - линейная масса канатов, кг/м;
Dшт - диаметр шкива трения, м;
к - коэффициент, зависящий от конструкции каната;
- отношение Dшт к диаметру каната dк, по ПБ для системы с отклоняющими канатами 95.
Предварительно применим четыре каната nк=4, диаметром dк=46,5 мм, линейной массой каната Рк=8,4кг/м, разрывным усилием Qр=1330103 Н [1].
1.3.3. Линейную массу gк уравновешивающих канатов определили по формуле:
(1.8)
где nк - количество подъемных канатов;
Рк - линейная масса подъемного каната, кг/м;
nук - количество уравновешивающих канатов, которых по ПБ должно быть не менее двух.
Применили три стандартных плоских каната с размерами 17027,5 мм расчетной массой gк=11,5 кг/м [1].
1.3.4. Разность линейных масс:
nкРк=nукgк 48,4-311,2=0,9 кг/м; (1.9)
Считаем предварительно выбранную систему уравновешенной.
1.4.Выбор многоканатной подъемной машины
Наметим к применению многоканатную подъемную машину ЦШ-54 со следующими техническими характеристиками:
Диаметром канатоведущего шкива D=5 м;
Количеством подъемных канатов n=4;
Статическим натяжением канатов 1450 кН;
Разностью статических натяжений канатов 350 кН;
Маховым моментом машины 6250 кНм2;
Маховым моментом отклоняющих шкивов 500 кНм2.
1.4.1. Фактические значения статических натяжений канатов и разности статических натяжений канатов рассчитаем по формулам:
Тст max=(Qп+Qс+РкНк)g=(25103+24,4103+48,41097)9,81=846103 Н;
Тст=846103 Н(факт)1450103Н(норма); (1.10)
Fст=Qп+(Рк-q)Нg=25103+(48,4-311,5)10799,81=236103Н;
Fст=236103Н(факт)350103Н(норма). (1.11)
1.4.2. Коэффициенты запаса прочности Zо и Zmin, рассчитаем по формулам:
(1.12) =
=
=6,3(факт)4,5(нор), (1.13)
где Zо, Zmin - фактические значения коэффициентов запаса прочности;
Qп, Qс - масса полезного груза и масса сосуда, кг;
nк, nук - количество подъемных и уравновешивающих канатов;
Qр - суммарное разрывное усилие всех проволок каната, Н;
Рк, qк - линейная масса подъемного и уравновешивающего канатов, кг/м;
Нк - расстояние от нижней приемной площадки до оси канатов ведущего шкива, м;
lз - отвес уравновешивающих канатов в зумпфе, м.
Окончательно применим многоканатную машину типоразмера ЦШ-54, четыре подъемных каната типа ЛК-РО маркировочной группы 1568 диаметром 46,5 мм и три уравновешивающих каната размером 17027,5 мм [1].
Техническая характеристика машины ЦШ-54:
Диаметр канатоведущего шкива Dш=5 м;
Количество подъемных канатов nк=4;
Маховый момент машины GD2м=6250 кНм2;
Маховый момент отклоняющих шкивов GD2ош=500 кНм2;
1.5.Условие нескольжения шкива по ведущему валу
1.5.1. Статический коэффициент безопасности Ксб рассчитываем по
формуле :
(1.14)
3,3(факт)2(норма),
где Fст max=(Qп+Qс+pH+c)g - наибольшее возможное натяжение одной ветви каната, охватывающего ведущий шкив, Н;
Fст min=(Qс+qH-c)g - наименьшее натяжение другой ветви каната;
е - основание натурального логарифма;
f - коэффициент трения между канатами и футеровкой ведущего шкива;
- угол охвата ведущего шкива, рад;
с= - сопротивление движению одной ветви каната;
к=1,1 - для скипового подъема [1].
1.5.2. Максимально допустимые ускорение и замедление
(а1 max, а3 max) определяем по формулам :
(1.15)
2,28(факт)2(норма)
(1.16)
где m1=Qc+qH=24,4103+311,51079=61,6103 кг;
m2=Qп+Qс+PH=25103+244103+48,41079=85,7103 кг;
А=РLвш=48,444=1478,4 кгм;
- приведенная масса всех отклоняющих шкивов, кг;
Lвш - длина подъемного каната от уровня верхней приемной площадки до соприкосновения его с ведущим шкивом трения, м.
Примем семипериодную диаграмму скорости со значениями ускорения и замедления а1=а3=0,6м/с2, а=а=0,3м/с2, что составляет менее 80% от максимально допустимых значений по правилам безопасности, и значениями скоростей V=V=0,8м/с2.
1.6.Продолжительность подъемной операции
1.6.1. Число подъемных операций в час nпч определили по формуле:
nпч=Ач/Qп=651103/24,4103=26. (1.17)
1.6.2. Расчетная продолжительность подъемной операции Трп определим по формуле:
Трп=3600/nпч=3600/26=139 с. (1.18)
1.6.3. Продолжительность движения подъемных сосудов Тр рассчитаем по формуле:
Тр=Трп-tп=139-11=128с, (1.19)
где tп - продолжительность паузы, с.
1.6.4. Среднюю скорость подъема Vср определяем по формуле :
Vср=Н/Тр=1079/128=8,4 м/с, (1.20)
где Н - высота подъема, м.
1.6.5. Ориентировочную максимальную скорость подъема Vmax рассчитаем по формуле:
Vmax=acVср=1,358,4=11,4м/с, (1.21)
где ас - множитель скорости , принимаемый 1,151,35 [1].
1.6.6. Требуемую частоту вращения nктш рассчитаем по формуле:
nктш=60Vmax/Dктш=6011,4/(3,145)=44 об/мин. (1.22)
1.6.7. Ориентировочная мощность приводного двигателя:
(1.23)
где к - коэффициент, учитывающий сопротивление воздуха при движении подъемных сосудов, трение в подшипниках направляющих шкивов, жесткость канатов (к=1,1) [1];
Qп - масса полезного груза, кг;
Н - высота подъема, м;
g=9,81 м/с2 - ускорение силы тяжести;
Тр - продолжительность движения подъемных сосудов, с;
п=0,93 - КПД подъемной установки;
=1,3 - коэффициент динамического режима установки, учитывающий динамическую нагрузку, для скиповых многоканатных установок.
Наметим к применению двигатель типа П2-800-255-КУ4, мощностью 4000 кВт, с частотой вращения 50 об/мин [1].
1.7.Кинематика подъемной установки
1.7.1. Основание трапецеидальной диаграммы скорости То , соответствующий путь Но и модуль ускорения ам определим по формулам:
То=Тр-t-t1-t1-t+=128-3-2-2-3+=121 c, (1.24)
где Тр - продолжительность движения, с;
t, t1, t, t1 -продолжительность движения скипа при ходе по разгрузочным кривым, с;
V и V - скорость выхода из разгрузочных кривых и входа в них, м/с;
а1 и а3 - ускорение и замедление, м/с2.
(1.25)
где Н - высота подъема, м;
hр - путь движения скипа в разгрузочных кривых, м.
ам=а1а3/(а1+а3)=0,60,6/(0,6+0,6)=0,3 м/с.
Причем продолжительность t, t1 движения порожнего скипа при ходе ролика его по разгрузочным кривым, продолжительность t, t1 движения груженого скипа при ходе ролика по разгрузочным кривым определим по формулам:
t=t=V/а=V/a=0,8/0,3=3 с; (1.26)
(1.27)
1.7.2. Продолжительность t1,t3 и путь h1,h3 движения скипа с ускорением а1 и замедлением а3 найдем по формулам:
(1.28)
(1.29)
1.7.3. Путь h2 и продолжительность t2 равномерного движения определим по формулам:
h2=Н-2hp-h1-h3=1079-22,4-122-122=830 м; (1.30)
t2=h2/Vmax=830/11,4=69 с. (1.31)
1.7.4. Расчетную максимальную скорость подъема Vmax определим по Формуле:
(1.32)
1.7.5. Требуемая частота вращения:
(1.33)
1.7.6. Продолжительность движения Т подъемных сосудов определили по формуле:
Т=t+t1+t1+t2+t3+t1+t=3+2+19+69+19+2+3=117 с. (1.34)
7.7. Фактический коэффициент резерва производительности Сф нашли по формуле:
(1.35)
где С=1,5 - коэффициент резерва производительности [1].
Окончательно примем параметры диаграммы скоростей и ускорений:
V=V=0,8м/с; t=t=3с; hp=2,6м; Vmax=12м/с;
t1=t3=19с; h1=h3=122м; h2=830м; t2=69с;
a=a=0,3м/с2; a1=a3=0,6м/с2; Т=117с; Н=1079м;
t1=t1=2c .
1.8. Динамика подъемной установки
1.8.1. Масса машины типа ЦШ-54 mм , отклоняющих шкивов mош и двигателя типа П2-800-255-8КУ4 mд , рассчитаем по формулам:
mм=GD2м/gD2шт=6250103/(9,8152)=25,5103кг; (1.36)
mош=GD2ош/gD2шт=500103/(9,8152)=2039кг; (1.37)
mд=GD2д/gD2шт=2400103/(9,8152)=9786кг, (1.38)
где GD2м, GD2ош, GD2д - маховые моменты машины, отклоняющих шкивов и якоря двигателя, Нм2.
1.8.2. Длину подъемных канатов Lпк определяем по формуле:
Lпк=Н+2hвк+Dшт/2=1079+235+3,145/2=1157м, (1.39)
где Н - высота подъема, м;
hвк - расстояние от верхней приемной площадки до оси шкива трения, м;
Dшт - диаметр шкива трения, м.
1.8.3. Длину уравновешивающих канатов Lук определяем по формуле:
Lук=Н+30=1079+30=1109 м, (1.40)
где 30 - ориентировочная длина каната на образование петли в зумпфе ствола и закрепление каната к подъемным сосудам, м.
1.8.4. Массу mп всех движущихся частей подъемной установки приведенную к окружности шкива трения, определим по формуле:
mп=Qп+2Qc+LпкР+Lукq+mош+mм+mд=
=25103+224,4103+115748,4+1109311,5+25,5103+2039+9786=
=188103кг, (1.41)
где Qп и Qc - масса полезного груза и масса скипа, кг;
P и q - линейная масса подъемного и уравновешивающего канатов, кг;
Lпк и Lук - длина подъемных и уравновешивающих канатов, кг;
mош, mм, mд - масса отклоняющего шкива, машины и якоря двигателя, кг.
1.8.5. Движущие усилия F получаем из основного динамического уравнения академика М.М. Федорова (таблица1.1):
F=1,1Qп+(Н-2hx)(q-P)g mпа=
=1,125103+(1079-2hx)(311,5-48,4)9,81 188103а=
=283103-23,5hx 188103a. (1.42)
1.8.6. Эквивалентное усилие Fэк рассчитываем по формуле:
Fэк=, (1.43)
где Тп=куд(t+t1+t1+t3+t+t1)+t2+kпtп=0,5(32+22+192)+69+0,2511=96 с;
куд=0,5, кп=0,25 - коэффициенты, учитывающие ухудшение условий охлаждения во время соответственно ускоренного и замедленного движения;
F и t - усилие и продолжительность элементарного участка на диаграмме усилий.
=(3394002+3393812)+(2829812+282981282943+2829432)+
+(3957442+3928742)+(2800742+280074260552+2605522)+
+(1477522+1448832)+(2576832+257683257254+2572542)+
+(2012542+2012212)=9,158103Н; (1.44)
=308862Н.
Таблица 1.1
|
h,м
|
а,м/с2
|
F,Н
|
|
1
|
0
|
0,3
|
339400
|
|
2
|
0,8
|
0,3
|
339381,184
|
|
3
|
0,8
|
0
|
282981,184
|
|
4
|
2,4
|
0
|
282943,552
|
|
5
|
2,4
|
0,6
|
395743,552
|
|
6
|
124,4
|
0,6
|
392874,112
|
|
7
|
124,4
|
0
|
280074,112
|
|
8
|
954,4
|
0
|
260552,512
|
|
9
|
954,4
|
0,6
|
147752,512
|
|
10
|
1076,4
|
0,6
|
144883,072
|
|
11
|
1076,4
|
0
|
257683,072
|
|
12
|
1077,6
|
0
|
257654,848
|
|
13
|
1077,6
|
0,3
|
201254,848
|
|
14
|
1079
|
0,3
|
201221,92
|
|
|
1.8.7. Коэффициент перегрузки при подъеме:
(1.45)
где Fmax-максимальное движущее усилие при подъеме груза, Н.
1.8.8. Номинальную мощность двигателя Рд выбираем из условия:
(1.46)
Диаграммы движущих усилий приведены на рис.1.1.
Окончательно примем двигатель П2-800-255-8КУ4 номинальной мощностью Рном=5000 кВт, частотой вращения nном=63 об/мин, так как разность между эквивалентной мощностью и номинальной превышает 5%, т.е. [1]:
а перегрузка в период разгона составит:
дв= , (1.47)
где дв - перегрузочная способность выбранного двигателя.
2. СИЛОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА
Основная задача второго этапа проектирования - выбор комплектного тиристорного электропривода из серии КТЭУ для подъемной установки, принятой на первом этапе проектирования.
2.1. Исходные данные для расчета динамики электропривода
Двигатель
Тип П2-800-255-8КУ4
Номинальная мощность Рном=5000кВт
Номинальная частота вращения nном=63об/мин
Номинальное напряжение Uном=930В
Номинальный ток Iном=5740А
Номинальный момент Мном=774кНм
Номинальный поток возбуждения Фном=0,375Вб
Коэффициент полезного действия ном=90,5%
Ток возбуждения Iв=145А
Напряжение обмотки возбуждения Uв=200В
Число полюсов 2р=16
Число параллельных ветвей якоря 2а=16
Сопротивление обмотки якоря Rя20=0,00348Ом
Сопротивление дополнительных полюсов Rд20=0,000631Ом
Сопротивление компенсационной обмотки Rк20=0,00235Ом
Сопротивление обмотки возбуждения Rв20=0,87Ом
Перегрузочная способность (рабочая) р=1,6
Перегрузочная способность (выключающая) в=1,8
Число витков якоря Wяд=1080/16
Число витков главного полюса Wпд=84
Число витков добавочного полюса Wдд=2
Число витков компенсационной обмотки на полюс Wкд=3
Питающая сеть
Номинальное напряжение Uс=6000В
Частота fс=50Гц
Мощность короткого замыкания Sк=15000МВА
Подъемная машина
Тип ЦШ54
Эффективная мощность подъема Рэф=4317кВт
Максимальная скорость подъема Vmax=16м/с
Средняя скорость Vср=8,4м/с
Множитель скорости =1,35
Радиус шкива трения Dшт=5м
Максимальное усилие Fmax=395743Н
2.2. Выбор тиристорного преобразователя
Наметим к применению силовую 12-пульсную схему тиристорного электропривода с реверсом в цепи возбуждения двигателя и последовательным соединением выпрямительных мостов. После выбора тиристорного преобразователя силовую схему уточним.
2.2.1. Активное сопротивление якорной цепи Rяц определяем по формуле:
Rяц=к1к2(Rя20+Rд20+Rк20+Rщ)=
1,151,1(0,00348+0,000631+0,00235+0,0005)=0,00880566 Ом, (2.1)
где к1=1,15 - коэффициент приведения к рабочей температуре 60С [2];
к2=1,1 - коэффициент, учитывающий сопротивление соединительных
проводов [2];
Rя20, Rд20, Rк20, Rщ - сопротивление обмотки якоря, дополнительных полюсов, компенсационной обмотки и щеточного контакта, Ом
2.2.2. Коэффициент пропорциональности между ЭДС двигателя и линейной скоростью определим по формуле:
(2.2)
где Uном и Iном - номинальные напряжение и ток двигателя;
Rяц - сопротивление якорной цепи, Ом;
Vmax - максимальная скорость подъема, м/с.
2.2.3. Коммутационное снижение выпрямленного напряжения определяем по формуле:
Uк ср=0,5eккvVmax=0,50,065516=26,4 В, (2.3)
где ек - напряжение короткого замыкания трансформатора, отн.ед..
2.2.4. Эффективный ток за цикл работы подъемной установки определяем по формуле:
Iэф=Рэф/(Vmaxкv)=4317103/(1655)=4906 А,
где Рэф - эффективная мощность подъема, Вт.
Выбор тиристорного преобразователя произведем по двум параметрам - выпрямленному току Id ном и выпрямленному напряжению Ud ном при соблюдении условий:
Id ном Iэф и Ud ном Uном . (2.4)
Применим комплектный тиристорный электропривод КТЭУ-6300/ 1050-1249314-200Т-УХЛ4. Тиристорный агрегат типа ТП3-6300/1050Т-10/ОУ4 с последовательным соединением мостов [2].
2.2.5. КПД тиристорного преобразователя, рассчитываем по формуле:
, (2.5)
где Udo - максимальное выпрямленное напряжение (угол управления =0), В;
Uк ср - коммутационное снижение выпрямленного напряжения, В;
Uт=0,96 В - среднестатистическое падение напряжения на тиристоре [2].
2.2.6. Передаточный коэффициент ктп тиристорного преобразователя определим по формуле:
ктп=Ud ном/Uвх тп=1050/8=131,25 В, (2.6)
Страницы: 1, 2
|