1. Теоретические подходы к проблеме формирования эмпатии в психологической литературе
1.1 Характеристика эмпатии в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Чувство эмпатии и социализация личности
1.3 Роль эмпатии в профессиональной адаптации студентов ВУЗа
2. Экспериментальное изучение сформированности эмпатии студентов различных специальностей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Профессиональному самоопределению личности в последние годы уделяется все большее внимание. Основные причины этого связаны с расширением сфер мобильности личности: профессиональной, социальной и политической, где профессиональная сфера является основой. Это определяет необходимость изучения социальных ориентации и факторов, влияющих на профессиональное самоопределение, успешное осуществление деятельности, а также выбор последующей специализации в рамках конкретной специальности.
Проблема повышения роли эмпатии в личностном развитии давно стала предметом научного исследования в психологии. Это связано с тем обстоятельством, что эмпатия как психологический феномен оказывает существенное влияние на всю личность в целом, повышает мотивацию и продуктивность деятельности и расширяет представление об ее эффективности.
Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где выдвигается подход к Человеку как к индивидуальности. Студенты, благоприятно пережившие кризисы профессионального обучения становятся прекрасными специалистами, и это очевидно, поскольку в конфликте мотивов обучения побеждает мотив профессионализации, со всеми вытекающими из этого следствиями, связанными со спецификой волевого акта.
Актуальность данной работы определяется практической потребностью усовершенствования системы отбора и подготовки будущих специалистов. Особенно актуальна эта проблема в профессиональном становлении студентов, так как именно в этот период продолжают развиваться эмпатийные отношения к человеку, и мотивируется профессиональное самоопределение.
Одним из профессионально-значимых свойств, необходимых для успешного осуществления межличностного взаимодействия, является эмпатия. Выявление закономерностей развития эмпатийных свойств выпускников вузов выступает как условие эффективной профессиональной социализации.
Основная идея гуманизма заключается в том, что человек является наивысшей ценностью. По мере того, как личность все глубже познает себя, свою индивидуальность, она становиться более чувствительной и способной принять уникальность других. Следовательно, развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. Эмпатия помогает человеку эмоционально откликаться на чувства другого человека, соединиться с миром людей и не ощущать одиночества.
Огромная значимость эмоциональных отношений между людьми делает их предметом самого пристального внимания со стороны различных наук: философии, психологии, социологии, педагогики, литературоведения.
Проблема изучения эмпатии как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет два подхода и рассматривается в связи с нравственными и эстетическими чувствами (А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Г.И. Ефремова, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, К. Роджерс и др.), и как один из аспектов человеческих отношений (Л.И. Божович, Л.П. Выговская, Т.Е. Конникова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, Ю.А. Менджерицкая, Е.Ф. Субботский, О.И. Цветкова, К. Роджерс и др.).
Цель работы: провести анализ сформированности эмпатии студентов различных специальностей.
Задачи:
Изучить литературу по проблеме исследования;
Подобрать диагностические методики;
Провести исследование, обработать результаты и сделать вывод;
Разработать рекомендации.
Объект исследования - личность студента.
Предмет исследования - эмпатия как личностное качество студента.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что эмпатия по степени выраженности и видам отличается у студентов разных специальностей.
Методы исследования:
Анализ литературы;
Тестирование;
Методы математической обработки.
База исследования: МАРГТУ, факультет управления и права, строительный, радиотехнический, и экономический факультеты.
Практическое значение работы состоит в разработке методик диагностики проявления и формирования эмпатии у студентов различных факультетов МАРГТУ.
1. Теоретические подходы к проблеме формирования эмпатии в психологической литературе
1.1 Характеристика эмпатии в отечественной и зарубежной психологии
Раскрытие актуальности и научной ценности проблемы эмпатии заключается в узловом характере феномена при интерпретации сложных психологических явлений (идентификации, рефлексии, аттракции, межличностного познания и т.п.), понимание которых имеет значение для педагогической, возрастной и социальной психологии. Эмпатия как научная проблема входит в круг общих проблем становления личности, без ее осмысления сложно провести продуктивный анализ механизмов и основных свойств духовно-нравственного развития личности. Выявление ее специфики требует обращения к предварительному анализу понятия «эмпатии».
Под эмпатией, в узком смысле слова, понимается - сочувствие, сопереживание, понимание психологических состояний других людей. Однако понятие эмпатия имеет более широкое трактование и глубинное понимание. Во-первых, как нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование). Во-вторых, эмпатия представляется как эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Термин «эмпатия» ввел в психологию Э. Титченер, обобщивший развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования [7, c.86].
Изучению эмпатии в различных ее формах посвящены работы зарубежных авторов, таких как К. Г. Юнг, Т. Липпс, К. Роджерс, X. Когут. В аналитической психологии эмпатия рассматривается, как "перенос", описанный З.Фрейдом: "Процесс отнесения своих побуждений, чувств, и суждений к другим лицам, как средство защиты, благодаря которому субъект может не осознавать присутствия этих "неожиданных явлений" в нем самом" [7, c.103].
К.Г. Юнг видел сущность эмпатии в проекции субъективных содержаний: "Так как сущность эмпатии состоит в проекции субъективных содержаний, то предшествующий ему бессознательный акт должен иметь противоположный характер, а именно погашение действенности объекта. Этот объект до известной степени опустошается, самодеятельностью и тем самым приспосабливается к восприятию субъективных содержаний эмпатирующего". Юнг видел в эмпатии механизм экстроверсии, приспособления и защиты [3, c.106].
Т. Липпс, давая теоретическое обоснование эмпатии представлял его содержание как объективирование меня в отличном от меня предмете, независимо от того, заслуживает ли объективированное название чувства или нет. Липпс утверждал, что даже выражение скуки или радости на лице, есть не что иное, как проекция психического переживания наблюдателя. Вундт причислял эмпатию к элементарным процессам ассимиляции: "Итак, эмпатия есть своего рода процесс восприятия, отличающийся тем, что некое существенное психическое содержание вкладывается при помощи чувства в объект, и объект тем самым интроецируется, это содержание благодаря своей принадлежности к субъекту, ассимилирует объект с субъектом и до такой степени связывает его с субъектом, что субъект, так сказать, ощущает себя в объекте" [23, c.67].
Обзорные работы по проблемам эмпатии изобилуют десятками определений и подходов к ее изучению, различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и эффективным реакциям другого человека, когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах ( сравнение, аналогия и т.п.. и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмпатийных состояний по поводу чувств другого.
В психологической научной справочной литературе (В.Н. Дружинин, В. Зинченко, Р.С. Немов, Б. Мещеряков и др.) часто различаются несколько видов эмпатии: эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; эмпатия когнитивная - базирующаяся на процессах интеллектуальных (сравнении, аналогии и пр.); эмпатия предикативная - проявляющаяся как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях и др.; эстетическая эмпатия - вчувствование в художественный объект; эгоцентрическая эмпатия - сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя; гуманистическая эмпатия - эмпатическое переживание за другого человека и другие виды эмпатии.
Т.П. Гаврилова на основании своих исследований доказывает, что различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. Лица, у которых высокий уровень эмпатийности, проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны: затруднительность в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизирует, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается [7, c.95].
Другой подход рассматривает эмпатию как эмоциональное состояние, возникающее у субъекта при виде переживаний другого человека [23, с.55]. Эмпатия в этом случае понимается как «проникновение в аффективные ориентации другого и определяется как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, разделяя его переживания». Среди работ этого направления следует отметить исследования, подчеркивающие ведущую роль эмпатической эмоции, без которой невозможна постановка себя на место другого и благодаря которой осуществляется оказание помощи другому человеку.
При всем многообразии нюансов, в определениях данного понятия комбинируются, как правило, три аспекта эмпатии: отчетливое понимание чувств, мыслей, потребностей партнеров по общению, нравственно-эстетическое (или шире - ценностное) «вчувствование» в происходящие вокруг события и прочная аффективная сопереживающая связь с другими людьми.
Несмотря на несомненную сопряженность эмпатии с рациональными оценочными критериями и нравственной рефлексией, многие исследователи показали ее совершенную независимость от «академического интеллекта» и, в частности, от результатов IQ. Такой авторитетный знаток данной проблемы, как Д. Голмен, связывает эмпатию прежде всего с «эмоциональным интеллектом», хотя исходная многоплановость ее истоков также не вызывает у него сомнений [7, c.78]. В литературе небольшие разногласия по поводу определения эмпатии возникают вокруг того, какую именно долю в ее составе занимает эмоциональный резонанс и какую - когнитивные процессы. Клиент-центрированные психотерапевты расширили представление об эмпатии понятием «точной эмпатии», которое содержит больше чем только способность психотерапевта к проникновению во внутренний мир пациента.
Важные идеи для формирования концепции нашего исследования заложили сторонники психоаналитических традиций (Х. Кохут, Р. Гринсон и др.), которые для объяснения эмпатии привлекают концепцию идентификации.
Х. Кохут считал эмпатию универсальной потребностью развития. Переживание младенцем эмпатического «отзеркаливания» заботящегося лица необходимая составляющая в развитии связного Я и, наоборот, травматические провалы в обеспечении эмпатического «отзеркаливания» играют критическую каузальную роль в развитии дефектов и патологии Я. Такие концепции как «настройка» между матерью и младенцем (В. Стерн) и «откликаемость» хотя и не идентичные, однако весьма соотносимые с эмпатией, были разработаны психологами в результате наблюдения за взаимодействием матери и младенца [5, c.76].
В отечественной науке на наличие эволюционных предпосылок этически окрашенного поведения людей, включая сочувственную поддержку, еще столетие назад обратил внимание видный социальный мыслитель П.А. Кропоткин: «Естественно, что... среди очень многих человекоподобных видов, с которыми человек находился в борьбе за жизнь, выжил тот вид, в котором было сильнее развито чувство взаимной поддержки, тот, где чувство общественного самосохранения брало верх над чувством самосохранения личного, которое могло иногда влиять в ущерб роду или племени» [20, c.37].
Из отечественных ученых нынешнего поколения вопрос о существовании у высших животных «протоэтических» эмоций, включая сострадание, поставил В.П. Эфроимсон в известной работе «Родословная альтруизма», а также в позднейшей монографии «Генетика этики и эстетики». По его мнению, в совершенно разных ветвях эволюционного дерева независимо друг от друга создавались многие будущие "человеческие" свойства, включая эмоции, которыми сопровождается общение [16, c.67].
Продолжая логику Кропоткина, Эфроимсон показал, что взаимное сочувствие, альтруизм, выливающийся при необходимости в помощь, обеспечивают сообществам громадные преимущества. Согласно его взгляду, «лишь детеныши стай, орд, родов, племен с достаточно развитыми инстинктами и эмоциями, направленными не только на личную защиту, но и на защиту потомства, на защиту коллектива в целом, на защиту молниеносную и инстинктивную, полусознательную и сознательную, имели шансы выжить». По этой причине «быстро росла та система инстинктов и эмоций, на которую опирается совесть» в нынешнем обществе [21, c.25].
В структуре понятия «эмпатия» можно увидеть несколько составляющих: сопереживание, сочувствие, симпатия, проницательность, эмоциональная отзывчивость, эстетическое наслаждение, отзывчивость на переживания другого, эмоциональный отклик, сорадование, идентичность чувств, помощь другому, альтруистические мотивы - все эти компоненты наполняются своим содержанием, дополняя при этом эмпатию с различных сторон. Так, можно предположить, что эмпатия, как образование личности, может быть качественно разной у людей и этим оказывать специфическое влияние на профессиональную деятельность, мотивировать ее выбор.
Таким образом, анализ психологической литературы выявляет значительный интерес исследователей к феномену эмпатии и позволяет сформулировать определение эмпатии как качества личности, выражающегося в сочувствии, сопереживании, соучастии, основывающихся на генетически обусловленных способностях вчувствования, эмоциональном отклике другому [12, c.54].
Эмпатия как важная составляющая личности имеет гендерные особенности, обладает как биологической, так и социокультурной детерминацией и возможностью развития.
Эмпатия способствует развитию межличностных отношений и стабилизирует их, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. Особенно эти качества соотносятся с требованиями профессиональной и личностной компетенции профессий сферы «человек-человек», к которым относится профессия психолога.
1.2 Чувство эмпатии и социализация личности
Итак, эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.
Эмпатия, выступая в качестве мотива личности, берет начало от врожденной реакции «подражания», «отражения» (как необходимого условия выживания и развития), развивается в раннем детстве в симбиотических отношениях с матерью или с другими значимыми взрослыми.
Традиционно выделяют три уровня эмпатии:
1-й уровень - самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и, если им кажется, что они хорошо знают и понимают других, их выводы часто ошибочны. Впрочем, осознать свою ошибку им мешает низкий уровень эмпатии и собственные заблуждения могут длиться все жизнь.
2-й уровень - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. Свойственен любым типам личности, хотя и в разных проявлениях.
3-й уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Для этого надо уметь отречься от своего «Я», строить отношения по принципам взаимного доверия и альтруизма.
В зависимости от темперамента и личных психологических качеств все люди проявляют различную склонность к эмпатиии. Наиболее глубоко чувство эмпатии переживают интровертированные личности склонные к меланхолии [16, c.75].
Качество проявления эмпатии и принятия ее обществом (значимыми взрослыми) влияет на формирование эмпатического профиля личности. Профиль (от лат. - profile - очертание), совокупность или типичные черты, характеризующие личность, профессию, специальность, звено.
Под эмпатическим профилем понимается устойчивое личностное образование, характеризующееся сочетанием эмпатии (ее видов и составляющих), эмпатико-мотивационной составляющей (мотивы, связанные с эмпатией) и коммуникативно-деятельностной составляющей (реализация эмпатического поведения во взаимоотношениях с другими людьми).
Теоретическое изучение эмпатического профиля личности дает возможность увидеть эмпатию как фактор мотивации в становлении личности. Для этого существует необходимость классифицировать эмпатический профиль личности на основании мотивационного источника эмпатии [20, c.26].
1. Внешний эмпатический профиль - это сознательное поведение человека в виде переживания сочувствия и сопереживания, подстройки к другим людям, следуя пониманию необходимости проявления эмпатии в общении (если человек эмпатичен с другими людьми, к нему тоже хорошо относятся). В данном случае на сознательный уровень выносится явное понимание содержания эмпатии (осознание себя и других, адекватное реагирование на события и явления жизни).
2. Внутренний эмпатический профиль определяется, когда человек представляет собой относительно успешного в общении индивида, к которому часто обращаются в общении за помощью, он является хорошим слушателем и внимательным собеседником. Впрочем, это может тяготить самого индивида, но он никогда не откажется от такого общения, более того, оно ему необходимо (как раскрытие себя, самореализация, самоутверждение, которые внешне не проявляются, но бессознательно удовлетворяются).
3. Компенсаторный эмпатический профиль - это такой уровень проявления эмпатических способностей, который проявляется в сочувствии, сопереживании за счет стремления к компенсации, преодолению неполноценности или несостоятельности индивида в общении (скованности, робости, страха перед другим, заниженной самооценки, неуверенности в себе), как бессознательное стремление к достижению успешности взаимодействия личности с другими людьми.
4. Дезинтеграционный эмпатический профиль выражается в том, что проявление эмпатии в таком случае тотально: то есть, эмпатируя, индивид становится на место другого, как будто становясь им в полной мере (приобретает его качества, вчувствуется в его жизнь, эмоции, переживания). Такой индивид постоянно кому-то эмпатирует. Эго такого индивида как бы путешествует в поисках своей идентичности из одного объекта эмпатии в другой, на время, становясь то одним, то другим, при этом, «не сохраняя» своей личности и сущности.
5. Ложный эмпатический профиль основан на «реакции приспособления», такой индивид чувствует себя должным быть эмпатийным для того, чтобы его любили, понимали, ценили в обществе. В поведении наблюдаются эмпатические тенденции, но наряду с этим не всегда искренне и адекватно проявляется сочувствие и сопереживание (тогда говорят - «я сочувствую, но по-своему»). Окружающие достаточно часто отказываются от помощи, поддержки, сочувствия таких людей, расценивая поведение как неискреннее, ложное. Вместе с тем, они часто неосознанно ждут (требуют) благодарности в ответ на эмпатическую поддержку или помощь. В социальных взаимоотношениях проявляется неадекватная самооценка, имитация, видимость дела и успеха. «Я» человека носит «закрытый» характер.
6. Дефицитарный эмпатический профиль характеризуется слабой и очень слабой выраженностью эмпатических тенденций в раннем детском возрасте в ответ на недополучение эмоционального отклика, теплого, заботливого отношения к ребенку со стороны значимых взрослых. Такой человек очень редко испытывает сочувствие, сопереживание, в его поведении наблюдается жесткость, даже жестокость, агрессия, трудности установления контакта и взаимопонимания, переживание одиночества, отстраненности. Проявление защитных механизмов может достигать появления отклонений в поведении.
7. Истинный эмпатический профиль проявляется в естественной, спонтанной эмпатической реакции человека на переживания другого и возникает в различных жизненных ситуациях, сочувствуя и сопереживая, понимая не только в «ситуации горя», но и в моменты радости. В данном случае эмпатия является естественным желанием, потребностью, мотивом оказывать психологическую помощь и поддержку другим людям. Такой человек облает высокой рефлексивностью (осознание себя), развитой эмоциональностью (эмоциональная чувствительность, гибкость), развитой эмпатией (сочувствие, сопереживание, понимание другого). В данном случае тесно переплетаются личностные качества (подготовленные к развитию и развитые в детском возрасте) с природным глубинным даром (высокой чувствительностью к своему внутреннему миру и другого человека) [24, c.65].
В своем развитии эмпатический профиль личности выглядит как постепенно развивающееся в онтогенезе человека личностное образование, в котором можно выделить уровни:
1 уровень - собственно эмпатический уровень (формирование эмпатии как понимания, отражение другого человека, начиная с реакции подражания, ранних детских отношений с матерью и другими значимыми взрослыми).
2 уровень - эмпатико-мотивационный (формирование на основе предыдущего этапа мотивационной составляющей эмпатического профиля как основы альтруистического, эмпатийного поведения).
3 уровень - коммуникативно-деятельностный (выстраивание отношений в социуме, адаптация, принятие культуры и нравственности, принятие терпимости и т.д.)
Представленные уровни эмпатического профиля личности не имеют жестких, ригидных границ и «графика правильного прохождения», в итоге формируется индивидуальный эмпатический профиль, который состоит из определенного «универсального набора» составляющих (уровней). Существуют смешанные эмпатические профили, полностью не подходящие ни к одному из типов профиля, а вбирающие в себя части нескольких, что является естественным условием попытки систематизировать, типологизировать такое многогранное понятие, как личность [19, c.33].
В психологической литературе, охватывающей исследования эмпатии, часто речь идет о том, что необходимым условием для ее возникновения является не только гуманное отношение в целом, а и наличие симпатии к объекту сопереживания. Исследуя феномен аттракции, Л. Гозман отмечал, что помощь или сочувствия вызывает симпатию не только у того человека, на который они направляются, но и обратную, причем ее величина значительно превышает предыдущую.
В педагогических работах В. Сухомлинского, Ш. Амонашвили, в частности, отмечается, что симпатия, аттракция к другому человеку обязательно возникает при предоставлении ему помощи, поддержке, сочувствие. «Истинно человеческую радость можно пережить тогда, когда видишь, что подарил радость другому человеку» утверждал Ш.А. Амонашвили [1, c.45]
Под влиянием чувства эмпатии развиваются коммуникативные умения и привычки личности. Они помогают человеку в будущем и в профессиональном росте. Л. Скрипка, Т. Федотюк, С. Максимец, О. Юдина отмечают положительное влияние роста уровня эмпатии на социальную и профессиональную адаптацию врачей, педагогов, школьных психологов, на усовершенствование их коммуникативных умений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека по невербальным проявлениям.
В современной педагогике и психологии различают несколько моделей социализации личности.
В социологической модели (от латин. socіetas - «общество») социализация понимается как трансляция культуры от поколения к поколению и рассматривается как общий механизм наследования прошлого опыта. Данная модель социализации допускает усвоение человеком как стихийных (улица), так и организованных (школа, вуз) влияний социальной среды. Причем соотношение этих влияний в большинстве случаев бывает непредвиденным.
Интериоризационная модель (от латин. іnterіo - «внутри») подразумевает под социализацией усвоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, произведенных обществом, которые демонстрируются ближайшим окружением как образец поведения. В результате складывается система внутренних регуляторов, обычных норм поведения. Данная модель социализации основана на внешней поддержке желательной для окружающих людей поведения. О типе интериоризационной модели свидетельствуют языковые формулы одобрения или неодобрение разного типа поведения. По типу такой модели социализации происходит вовлечение в неформальные, в том числе преступные, группы. Действие данной модели особенно эффективно для закрытых групп - религиозных, национальных.
Факторно-институционная модель (от латин. factor - «тот, кто делает, производящий»; іnstіtutum - «учреждение») включает в процесс социализации личности действие факторов, институтов и агентов. Различают мегафакторы (влияние солнечной активности, экологической обстановки в мире и т.п.), макрофакторы (тип государства, состояние войны или мира, демографическая ситуация и т.п.), мезофакторы (национальность, тип религии, идеология, которая властвует в СМИ, и т.п.), микрофакторы (семья, школа, соседи, ровесники, общественные организации, милиция и т.п.). «Институтами социализации» в данном случае являются группы людей. «Агентами социализации» выступают лица, которые осуществляют целенаправленное влияние на процесс развития человека, - родители, педагоги, тренеры и другие авториты. Эффективность действия факторно-институционной модели связанна с усилением или послаблением какого-нибудь фактора института или агента социализации.
Интеракционная модель (от англ. іnteractіon - «взаимодействие») социализации трактуется как результат межличностного взаимодействия, которое определяет тип восприятия мира. Благоприятное межличностное взаимодействие оказывает содействие формированию доверия к другим людям и установлению тесных контактов с ними, неблагоприятное - настороженности в отношениях с другими и враждебности. Это приобретается в детстве как эталон и не подлежит изменениям. При невозможности применить обычный опыт взаимоотношений к более широкому социальному сообществу происходит социализация по типу «инкапсуляции». В этом случае круг общения ограничивается или неправомерно суживается (дружить с детьми своего двора, выйти замуж за мальчика из соседнего подъезда и т.п.). Реализация такой модели социализации часто наблюдается в учебных заведениях национальных землячеств [16, c.53].
Интраиндивидуальная модель (от латин. іntra - «внутри»; іndіvіduum - «отдельный человек»). Социализация личности происходит в единстве двух взаимозависимых процессов. С одной стороны, идет активное приспособление к внешней среде, с другой - поддержка творческих проявлений личности, направленных на преобразование своей жизни, на самовоспитание. Такая модель социализации характерная для учреждений образования, сориентированных на раскрытие творческой индивидуальности каждого воспитанника (школы-интернаты для детей с ранней одаренностью и т.п.).
Суммируя все вышеизложенные можно сказать, что для развития эмпатии и социализации личности наиболее приемлемой является интеракционная модель. При этом очень важно не допускает чрезмерности развития чувства эмпатия у студентов, склонных к повышенной психологической чувствительности, так как это может привести к стрессу.
Таким образом, эмпатия является фактором мотивации и становления личности. Под влиянием чувства эмпатии развиваются коммуникативные умения и привычки личности. Каждый человек обладает уникальным многоуровневым эмпатическим профилем личности, что помогает ему в социализации и в профессиональном росте.
1.3 Роль эмпатии в профессиональной адаптации студентов вуза
Основным видом деятельности взрослого человека является профессиональная деятельность, которая занимает большую часть жизни личности. Поэтому за последние двадцать лет проблема профессионализации личности стала одной из самых популярных в социальной психологии [6, c.24].
Профессиональные способности, и эмпатия в том числе, формируются на основе общечеловеческих способностей и позднее их, а также с опорой на специальные способности, если те возникли раньше или одновременно с профессиональными. Внутри профессиональных способностей ряд, авторов различает общие профессиональные и специальные профессиональные способности: например, способность быть учителем (общие профессиональные педагогические способности) и способность быть учителем математики (специальные профессиональные педагогические способности).
В современной психологии установлено, что личность есть продукт, результат многочисленных групповых влияний, в том числе влияния профессионального коллектива. Особую роль играет в развитии личности человека социальная группа и ведущая деятельность.
Как писали А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие исследователи, коллектив в жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека играет незаменимую положительную роль, а особенно в развитии индивида как личности [18, с.53]
В современной психологии проблемы адаптации человека к различным условиям жизнедеятельности являются достаточно актуальными. Именно конструктивное протекание процесса адаптации позволяет человеку достичь эффективности в той или иной деятельности, реализовать в ней свой потенциал.
В этой связи становится особенно значимым изучение проблем профессиональной адаптации человека, поскольку профессиональная деятельность - это важнейшая сфера жизни любого взрослого человека. Профессиональная адаптация человека, в силу многоплановости феномена профессиональной деятельности, является разновидностью социально-психологической адаптации личности, которая сейчас исследуется в различных аспектах [9, c.84]. Социально-психологическая адаптация, являясь универсальным процессом, приобретает качественное своеобразие на каждом этапе жизненного пути в контексте решения специфических возрастных задач развития. Для человека, вступающего в период ранней взрослости, такой задачей становится профессиональное самоопределение.
В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший, чего он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), чего от него хочет или ждет коллектив, общество [18, c.106]. В качестве механизма самоопределения принято рассматривать «идентификацию - обособление». Самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «я» протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление) [18, с.107].
Профессиональное самоопределение - это длительный, многоплановый и динамичный процесс. Вопреки распространенному мнению, он не завершается выбором профессии, а только начинается в этот момент.
В качестве основных показателей профессионального самоопределения можно перечислить:
общие характеристики профессионального статуса человека;
устойчивость установки на выбранную профессию;
идентификацию со своей профессиональной группой;
степень удовлетворенности профессиональной подготовкой;
степень удовлетворенности конкретными характеристиками работы (положением в коллективе, отношениями с начальством, возможностями карьерного роста, стабильностью и т.п.).
Анализ закономерностей профессионального самоопределения личности, лежащего в основе профессиональной адаптации, позволяет выделить несколько факторов, определяющих характер ее протекания [16, c.73].
Во-первых, на характер профессиональной адаптации влияет уровень профессиональной подготовки начинающего специалиста, сформированность навыков решения практических задач, профессионально важных личностных особенностей.
Во-вторых, существенное влияние на процесс профессиональной адаптации оказывает становление профессионального самосознания и интериоризации системы ценностных ориентаций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
В третьих, профессиональная адаптация зависит от мотивационных факторов, побуждающих человека к осуществлению профессиональной деятельности, профессиональному развитию, и определяющих систему отношений человека к объектам профессионального взаимодействия и самому себе как ее участнику.
Кроме того, на процесс профессиональной адаптации влияют и конкретные условия среды, в которых он протекает. Эти условия, являясь по сути «внеличностными», преломляются в сознании каждого субъекта профессиональной деятельности в виде причин, облегчающих или усложняющих профессиональную адаптацию.
Перечисленные факторы профессиональной адаптации являются универсальными для любого вида профессиональной деятельности, однако применительно к каждой конкретной профессии имеют свою специфику. Факторы профессиональной адаптации сгруппированы на рисунке 1.
Рисунок 1. Факторы профессиональной адаптации в контексте профессионального самоопределения личности.
Практика показывает, что студенты, прошедшие специальную подготовку по развитию эмпатии, значительно лучше других решают психологические задачи. А это одно из необходимых условий профессионального самоопределения личности.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы по I главе:
Анализ психологической литературы выявляет значительный интерес исследователей к феномену эмпатии и позволяет сформулировать определение эмпатии как качества личности, выражающегося в сочувствии, сопереживании, соучастии, основывающихся на генетически обусловленных способностях вчувствования, эмоциональном отклике другому.
Эмпатия - сложный, многоуровневый процесс и важная составляющая личности. Эмпатия тесно связана с альтруистическими мотивами, мотивами эмпатийного поведения, и коммуникативными особенностями личности и является фактором мотивации и становления личности.
Профессиональное самоопределение начинается после выбора профессии, имеет свою профессиональную специфику и зависит от уровня профессиональной подготовки начинающего специалиста, его профессионального самосознания и мотивационных факторов молодого специалиста.
2. Экспериментальное изучение сформированности эмпатии студентов различных специальностей
2.1 Организация и методы исследования
Мы предположили, что эмпатия по степени выраженности и видам отличается у студентов разных специальностей. И для проверки данной гипотезы провели экспериментальное исследование на базе МАРГТУ.
В исследовании приняли участие 40 студентов 4 различных факультетов: управления и права, строительного, радиотехнического, и экономического (по 10 с каждого факультета).
Использовались следующие методики:
Тест эмпатийного потенциала личности (метод экспресс-диагностики эмпатии), разработанного И. М. Юсуповым
Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
Принцип построения методики экспресс-диагностики эмпатии И.М. Юсупова основан на том, что сопереживание и сочувствие могут возникать и проявляться с большой силой не только в отношениях людей и животных, которые существуют реально, но и в изображениях и произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.
Методика состоит из 36 утверждений, с которыми испытуемые соглашаются, или опровергают. Результаты ответов заносятся в специальные бланки и распределяются по шести графам. Обработка результатов проходит в два этапа. На первом этапе высчитывается количество баллов и определяется уровень эмпатии. На следующем этапе происходит определение эмпатии по шести отдельным шкалам. Каждая шкала включает в себя ответы на три вопроса, объединенных общей темой.
Под эмпатийным потенциалом автор понимает "предрасположенность личности к чувствованию-проникновению в объекты социальной природы, т.е. способность к принятию роли, аффилиацию и опыт данного переживания в эмоциональной памяти испытуемого" [23. с. 121]. При обработке результатов использовались критерии достоверности, разработанные автором методики.
Методика В.В. Бойко направлена на выявление эмпатических особенностей личности. Испытуемым предлагается 36 вопросов, ответы на которые позволяют оценить различные уровни эмпатии. Результаты ответов заносятся в специальные бланки и распределяются по шести графам. Каждая шкала включает в себя ответы на шесть вопросов, объединенных общей темой. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя - уровня эмпатии. В.В.Бойко выделяет шесть уровней эмпатии. Протоколы исследования и полный текст методик представлены в Приложении.