Анализ формирования эмпатии у студентов
В результате диагностики эмпатии по методике Юсупова было установлено следующее. Среди студентов факультета управления и права средний уровень эмпатии выявлен у 8-ми человек, у двоих отмечается низкий уровень (см. рис.1.)
Рис.1. Уровни эмпатии студентов факультета управления и права по методике Юсупова
У всех студентов строительного факультета показатели эмпатии находятся в границах среднего уровня. Низкий уровень эмпатии не выявлен (рис.2).
Рис.2. Уровни эмпатии студентов строительного факультета по методике Юсупова
Среди студентов радиотехнического факультета низкий уровень эмпатии выявлен у одного студента, у остальных отмечается средний уровень (рис.3).
Рис.3. Уровни эмпатии студентов радиотехнического факультета по методике Юсупова
У всех студентов экономического факультета выявлен средний уровень эмпатии (рис.4).
Рис.4. Уровни эмпатии студентов экономического факультета по методике Юсупова
Далее мы совместили графики выраженности эмпатии у студентов всех 4-х факультетов (рис.5).
Как видно из диаграммы на рис.5, уровни развития эмпатии по методике Юсупова у студентов отличаются различной степенью выраженности. Самый высокий уровень эмпатии наблюдается у студентов строительного факультета.
Далее мы исследовали степень выраженности эмпатии по отдельным шкалам методики Юсупова. Номера шкал в графиках соответствуют следующим категориям:
1 шкала - эмпатия с родителями;
2 шкала - эмпатия с животными:
3 шкала - эмпатия со стариками;
4 шкала - эмпатия с детьми;
5 шкала - эмпатия с героями художественных произведений;
6 шкала - эмпатия со знакомыми и малознакомыми людьми.
Как видно из диаграммы на рис. 6, у студентов факультета управления и права наиболее выражена эмпатия с животными, и наименее выражена - с героями художественных произведений.
Рис.6. Средние баллы по шкалам эмпатии методики Юсупова у студентов факультета управления и права
У студентов строительного факультета также более других выражена эмпатия с животными и наименее - с героями художественных произведений (рис 7).
Рис.7. Средние баллы по шкалам эмпатии методики Юсупова у студентов строительного факультета
Среди студентов радиотехнического факультета наиболее выражена эмпатия с родителями и с животными (рис.8).
Рис.8. Средние баллы по шкалам эмпатии методики Юсупова у студентов строительного факультета
У студентов экономического факультета также наиболее выражена эмпатия с родителями и с животными (рис.9).
Рис.9. Средние баллы по шкалам эмпатии методики Юсупова у студентов строительного факультета
Далее мы произвели расчет среднего балла по всем шкалам эмпатии методики Юсупова и сравнили полученные результаты у студентов всех четырех факультетов (рис. 10).
Как видно из рис.10, наибольшей эмпатией обладают студенты строительного факультета. Наименьший уровень эмпатии отмечается у студентов радиотехнического факультета.
Затем мы провели диагностику уровня эмпатических способностей по методике Бойко (рис.11).
Рис.11. Уровни эмпатических способностей студентов по методике Бойко
Как видно из диаграммы на рис. 11, студенты различных специальностей обладают разными уровнями эмпатических способностей по методике Бойко. Далее, мы рассчитали средний балл по пяти уровням эмпатических способностей методики Бойко, и отразили полученный результат в диаграмме на рис. 12.
Как видно из диаграммы на рис.12, студенты строительного факультета обладают наибольшими эмпатическими способностями. У студентов радиотехнического факультета эмпатические способности наименее выражены.
Рис.12. Сравнительный анализ эмпатических способностей студентов по методике Бойко
Далее мы провели сравнительный анализ сформированности эмпатии у студентов, используя результаты диагностики по двум методикам (рис.13).
Рис.13. Сравнительный анализ эмпатии у студентов по методикам Юсупова и Бойко
Мы видим, что графики на рис.13 показывают разную степень выраженности эмпатии у студентов различных специальностей. По результатам методики Юсупова и методики Бойко, у студентов строительного факультета эмпатия более выражена, а студенты радиотехнического факультета обладают наименее выраженными эмпатическими способностями.
Заключение
Для российской психологии последних десятилетий характерно интенсивное нарастание практической ориентации, что определено в первую очередь усилением потребности в психологической помощи и психологическом обеспечении самых различных сторон жизнедеятельности российского общества. Растет потребность и в профессиональных психологах, что приводит к увеличению числа студентов, выбирающих психологическое образование.
Анализ психологической литературы выявляет значительный интерес исследователей к феномену эмпатии и позволяет сформулировать определение эмпатии как качества личности, выражающегося в сочувствии, сопереживании, соучастии, основывающихся на генетически обусловленных способностях вчувствования, эмоциональном отклике другому.
Эмпатия - сложный, многоуровневый процесс и важная составляющая личности, тесно связана с альтруистическими мотивами, мотивами эмпатийного поведения, и коммуникативными особенностями личности и является фактором мотивации и становления личности.
Эмпатия способствует развитию межличностных отношений и стабилизирует их, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается.
Профессиональное самоопределение начинается после выбора профессии, имеет свою профессиональную специфику и зависит от уровня профессиональной подготовки начинающего специалиста, его профессионального самосознания и мотивационных факторов молодого специалиста.
Мы предположили, что что эмпатия по степени выраженности и видам отличается у студентов разных специальностей. И для проверки данной гипотезы провели экспериментальное исследование на базе МАРГТУ, у студентов 4 различных факультетов.
В результате исследования, мы выяснили, у студентов строительного факультета эмпатия более выражена, а студенты радиотехнического факультета обладают наименее выраженными эмпатическими способностями.
С помощью вычисления среднего балла и графического анализа полученных данных, мы пришли к выводу, что уровни развития эмпатии по методике Юсупова, и уровни эмпатических способностей по методике Бойко у студентов различных специальностей отличаются различной степенью выраженности. Что подтверждает гипотезу исследования.
Цель работы достигнута, задачи выполнены. Но, тем не менее, мы считаем, что исследование по данной теме можно продолжить. Было бы интересным, на наш взгляд, сравнить профессионально-важные качества личности у студентов первого и пятого курсов, чтобы проследить, как происходит формирование эмпатии и личностное развитие студентов за время их обучения в вузе.
Литература
1. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? - М.: Просвещение, 2006. - 174с.
2. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова, - М.: Академический проект, 2005. - 267с.
3. Акимова, М.К., Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике./ М.К. Абрамова, В.Т. Козлова. - Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. Вып. 2. М., 2002. С. 99-110.
4. Аксентьева, М.А. Проблемное поле психологии профессионального образования / М.А. Аксентьева. - М. 2001. - 269с.
5. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности./ В.Г.Асеев.- М.: Мысль, 2006. - 342 с.
6. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. - 2005. - N 1. - С. 92 - 100.
7. Бондаренко, А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика / А.Ф. Бондаренко // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 1.С. 67-69.
8. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. 2005. №2. С. 147-156.
9. Гаврилова, Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста./ Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. 2004. №2. С. 107-114.
10. Гапонова, С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения / С.А. Гапонова // Психологический журнал. - 2004. - Т. 15. - N 3. - С. 131 - 135.
11. Донцов, А.И., Профессиональные представления студентов-психологов / А.И. Донцов, Г.М. Белокрылова // Вопросы психологии. 2007. №2.С.56-59.
12. Дьяченко, М.И., Краткий психологический словарь: личность, образование, профессия./ М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович - Минск: Просвещение, 2006. - 399 с.
13. Корнилова, Т.В., Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдвардса)/ Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко / Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 108-115.
14. Кудрявцев, Г.В. Психологические основы профобучения./ Г.В. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 2008. - 216 с.
15. Кучмиева, С. И. Мотивационные детерминанты процесса профессиональной социализации студентов / С. И. Кучмиева // Бизнес. Образование. Право : вестник Волгоградского института бизнеса.- 2006. - Вып. 1. - С. 62-68. - 0,2 п.л.
16. Кучмиева, С. И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов / С. И. Кучмиева // Среднее профессиональное образование. - 2006. - № 3. - С. 40-42. - 0,25 п.л.
17. Кучмиева, С. И. Технологии выработки социально-психологических качеств активных субъектов гражданского общества в процессе социализации молодежи в вузе / С. И. Кучмиева // Молодежь и формирование гражданского общества в России : материалы Первой общероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 6-7 октября 2005 г. / Волгоградский институт бизнеса. - Волгоград : Панорама, 2005. - С. 267-275.- 0,2 п.л.
18. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. - М.: Прогресс, 2005. - 358с.
19. Лешин, В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов/ В.В. Лешин. // Вопросы психологии. № 8. 2006. С. 100-111.
20. Маркелова, М.Н., Профессиональное самосознание начинающего психолога/ Н.М. Маркелова, В.М. Просекова // Психолог-профессионал: деятельность, личность, общение. - Тюмень, 2006. С. 33-34.
21. Мосина, Н.В. Современные проблемы подготовки компетентных специалистов в системе высшего профессионального образования / Н.В. Мосина, - Институт общего образования Министерства образования и науки России, - М.:- 2005. - 28с.
22. Мосина, Н.В. Образовательный процесс и управленческие аспекты в вузе / Н.В. Мосина // В сб. «Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы». Вып. 1. - М.: АНО «Центр поддержки социальных инициатив и образования», ИОО МО РФ, М., 2004. - С. 21-28.
23. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 2000. С. 32-37.
24. Юсупов, И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. д-ра. психол. наук. /И.М. Юсупов. - С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 2001. 252 с.
Приложение 1
Исследование эмпатии как сопереживания (вариант экспресс-диагностики И. М. Юсупова)
Принцип построения методики основан на том, что сопереживание и сочувствие могут возникать и проявляться с большой силой не только в отношениях людей и животных, которые существуют реально, но и в изображениях и произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.
Инструкция к опроснику экспресс-диагностики эмпатии
Вам нужно оценить каждое из 36 утверждений и свое отразить в таблице крестиком напротив номера соответствующего утверждения. Ни одно из утверждений пропускать нельзя. Если у вас нет своего мнения по тому к иному утверждению, то ставьте крестик в графе «не знаю». Вы должны быть предельно откровенны перед собой, так как ответы не могут быть неправильными. Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы, которые первыми пришли в голову.
Стимульный материал к опроснику экспресс-диагностики эмпатии
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книга из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых детей раздражает забота старших.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю «Современные ритмы».
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6. Больному человеку можно помочь даже словом
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, беспричинно обидчивы.
9: Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на настроение.
11. Обычно я равнодушен к критике в свой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были неправы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее надо хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек.
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
26. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь всегда должна удовлетворять любые просьбы и чувства стариков.
34. Мне хочется разобраться почему некоторые из моих знакомых иногда задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных следует уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую тему.
Обработку результатов следует начинать с определения достоверности данных. Для этого необходимо подсчитать, сколько ответов дано на следующие номера утверждений опросника:
Лист ответов опросника экспресс-диагностики эмпатии
№ утверждения
|
Ответы
|
|
|
не знаю
|
никогда или нет
|
иногда
|
часто
|
почти всегда
|
всегда или да
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. В графе «не знаю» в утверждениях номер 2, 4, 16, 18, 33.
2. В графе «всегда или да» в утверждениях номер 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23.
3. В графе «всегда или да» ответы на следующие пары утверждений: 7 и 17; 10 и 18; 17 и 31; 22 и 35; 34 и 36.
Например, если и в утверждении 7, и: в утверждении 17 вы отметили ответ в графе «всегда или да», то зафиксируйте это совпадение, если же этого нет, то не обращайте внимания.
4. B графе «всегда или да», с одной стороны, и в графе «никогда или нет» -- с другой, в следующих парах утверждений: номера 3 и 36; 1 и 3; 17 и 28.
Например, если в утверждении 3 у вас имеется пометка «всегда или да», а в утверждении 36 пометка «никогда или нет», то зафиксируйте это, если же совпадения нет, то не обращайте внимания.
Теперь просуммируйте по каждому пункту условий, а затем, выведите общую сумму по веем четырем пунктам.
Если общая сумма окажется 5 или более, то результат тестирования будет недостоверным, при сумме, равной 4, -- результат сомнителен, если же сумма не более 3, то результат может быть признан достоверным. Недостоверный или сомнительный результат получается в том случае, когда вы недостаточно честны по отношению к себе или несерьезно относитесь к работе. Другая возможная причина -- это некоторое нарушение психических функций либо социальный инфантилизм (неопытность).
Если вы прошли проверку на достоверность, то приступайте к определению и анализу результатов.
Каждому варианту ответов соответствует числовое значение:
«не знаю» -- О
«никогда или нет» -- 1
«иногда» -- 2
«часто»-3
«почти всегда» -- 4
«всегда или да» -- 5.
Чтобы получить общий уровень эмпатии, просуммируйте ответы по каждой графе отдельно, а затем выведите общую сумму в соответствии с указанными баллами по всей таблице.
При этом следует руководствоваться следующими указателями:
82 -- 90 баллов -- очень высокий уровень эмпатии;
63 -- 81 балл -- высокий уровень эмпатии;
37 -- 62 балла -- средний уровень;
12 -- 36 -- низкий уровень;
5 -- 11 баллов -- очень низкий уровень.
Далее определите уровни эмпатии по отдельным шкалам:
1 шкала - эмпатия с родителями: утверждения 10, 13, 16.
2 шкала - эмпатия с животными: утверждения 19, 22, 25.
3 шкала - эмпатия со стариками, утверждения 2, 5, 8.
4 шкала - эмпатия с детьми, утверждения 26, 29, 35
5 шкала - эмпатия с героями художественных произведений, утверждения 9, 12,15.
6 шкала - эмпатия со знакомыми и малознакомыми людьми, утверждения 21, 24, 27.
Просуммируйте баллы по каждой из шкал, Здесь величины эмпатии следующие:
очень высокий уровень -- 15 баллов;
высокий уровень -13 -- 14 баллов,
средний уровень -- 5--12 баллoв;
низкий уровень -- 2 - 4 балла;
очень низкий - 0 - 1балл.
Полученные результаты; можно представить наглядно следующим образом. Начертите 6 линий длиной 15 см, каждая линия; символизирует одну из шкал. Отложите на каждой линии полученную, величину эмпатии в см и выделите этот участок другим цветом.
Очевидно, чем короче выделенные участки, тем ниже уровни составляющих эмпатии. Неравномерность выделенных участков -- свидетельство неравномерного развития отдельных составляющих эмпатии.
При интерпретации полученных данных необходимо учитывать характер человека и его жизненный путь.
Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В. В.
Оцените, свойственны ли вам следующие особенности, согласны ли вы с утверждениями.
1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.
2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.
3. Я больше доверяю доводам своего рассудка, чем интуиции.
4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.
5. Я могу легко войта в доверие к человеку, если потребуется.
6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.
7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде.
8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.
9. Моя интуиция - более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.
10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другого человека -- бестактно.
11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая этого.
12. Я легко могу представить себя каким-то животным, ощутить его повадки и состояния.
13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.
14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.
16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.
17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.
18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая людям.
19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.
20. Чужой смех обычно заражает меня.
21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.
22. Плакать от счастья глупо.
23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.
24. Мне редко встречались люди, которых я бы понимал с полуслова, без лишних слов.
25. Я невольно или из-за любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.
26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, "разложив по полочкам".
28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.
29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.
30. У меня творческая натура -- поэтическая, художественная, артистичная.
31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.
32. Я расстраиваюсь, когда вижу плачущего человека.
33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.
34. Когда друзья начинаю говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.
35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.
36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.
Обработка результатов. Подсчитывается число совпадений ваших ответов по ключу по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка.
1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, -13, + 19, + 25, -31
2. Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, + 32
3. Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, + 21, +27, -33.
4. Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34
5. Проникающая способность к эмпатии: +5, --1, -17, -23, -29, -35
6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.
Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.
Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.
Эмоциональный канал эмпатии фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми.
Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.
Установки, способствующие или препятствующие эмпатии.
Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.
Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.
Идентификация - важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.
Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя - уровня эмпатии. Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36 баллов. По предварительным данным, считают: 30 баллов и выше - очень высокий уровень эмпатии; 29-22 - средний уровень, 21-15 - заниженный, менее 14 баллов - очень низкий.
Приложение 2
Результаты диагностики
Таблица результатов исследования эмпатии как сопереживания по методике экспресс-диагностики И. М. Юсупова
Факультет управления и права
|
|
№ испытуемого
|
Баллы
|
|
1
|
56
|
|
2
|
57
|
|
3
|
44
|
|
4
|
48
|
|
5
|
39
|
|
6
|
32
|
|
7
|
51
|
|
8
|
30
|
|
9
|
49
|
|
10
|
58
|
|
|
Строительный факультет
|
|
№ испытуемого
|
Баллы
|
|
1
|
45
|
|
2
|
39
|
|
3
|
40
|
|
4
|
43
|
|
5
|
53
|
|
6
|
56
|
|
7
|
52
|
|
8
|
59
|
|
9
|
46
|
|
10
|
39
|
|
|
Радиотехнический факультет
|
|
№ испытуемого
|
Баллы
|
|
1
|
39
|
|
2
|
52
|
|
3
|
41
|
|
4
|
28
|
|
5
|
49
|
|
6
|
48
|
|
7
|
45
|
|
8
|
39
|
|
9
|
50
|
|
10
|
43
|
|
|
Экономический факультет
|
|
№ испытуемого
|
Баллы
|
|
1
|
45
|
|
2
|
39
|
|
3
|
41
|
|
4
|
43
|
|
5
|
45
|
|
6
|
44
|
|
7
|
37
|
|
8
|
47
|
|
9
|
52
|
|
10
|
48
|
|
|
Средний балл по шкалам оценки эмпатии по методике экспресс-диагностики И. М. Юсупова
Факультет управления и права
|
|
№ испытуемого
|
1 шкала
|
2 шкала
|
3 шкала
|
4 шкала
|
5 шкала
|
6 шкала
|
|
1
|
10
|
9
|
8
|
7
|
6
|
8
|
|
2
|
8
|
10
|
10
|
10
|
11
|
12
|
|
3
|
9
|
11
|
10
|
10
|
9
|
10
|
|
4
|
11
|
9
|
9
|
9
|
8
|
8
|
|
5
|
8
|
10
|
9
|
7
|
5
|
9
|
|
6
|
9
|
11
|
8
|
10
|
8
|
9
|
|
7
|
10
|
11
|
8
|
9
|
7
|
8
|
|
8
|
7
|
5
|
3
|
3
|
2
|
2
|
|
9
|
10
|
11
|
9
|
10
|
9
|
11
|
|
10
|
8
|
9
|
10
|
9
|
8
|
8
|
|
Строительный факультет
|
|
1
|
10
|
11
|
8
|
10
|
8
|
9
|
|
2
|
9
|
10
|
9
|
10
|
7
|
9
|
|
3
|
9
|
9
|
10
|
9
|
9
|
10
|
|
4
|
8
|
11
|
8
|
10
|
10
|
9
|
|
5
|
11
|
9
|
10
|
9
|
8
|
8
|
|
6
|
9
|
11
|
8
|
10
|
8
|
9
|
|
7
|
10
|
9
|
8
|
10
|
7
|
9
|
|
8
|
9
|
10
|
9
|
7
|
5
|
9
|
|
9
|
9
|
11
|
10
|
9
|
9
|
10
|
|
10
|
8
|
9
|
10
|
9
|
10
|
8
|
|
|
Радиотехнический факультет
|
|
№ испытуемого
|
1 шкала
|
2 шкала
|
3 шкала
|
4 шкала
|
5 шкала
|
6 шкала
|
|
1
|
8
|
11
|
8
|
10
|
10
|
9
|
|
2
|
11
|
9
|
10
|
9
|
8
|
8
|
|
3
|
9
|
11
|
8
|
10
|
8
|
9
|
|
4
|
10
|
9
|
8
|
10
|
7
|
9
|
|
5
|
9
|
10
|
9
|
7
|
5
|
9
|
|
6
|
9
|
11
|
10
|
9
|
9
|
10
|
|
7
|
8
|
9
|
10
|
9
|
10
|
8
|
|
8
|
9
|
10
|
9
|
7
|
5
|
9
|
|
9
|
9
|
11
|
10
|
9
|
9
|
10
|
|
10
|
8
|
9
|
10
|
9
|
10
|
8
|
|
Экономический факультет
|
|
№ испытуемого
|
1 шкала
|
2 шкала
|
3 шкала
|
4 шкала
|
5 шкала
|
6 шкала
|
|
1
|
9
|
11
|
8
|
10
|
8
|
9
|
|
2
|
10
|
11
|
8
|
9
|
7
|
8
|
|
3
|
7
|
5
|
3
|
3
|
2
|
2
|
|
4
|
10
|
11
|
9
|
10
|
9
|
11
|
|
5
|
8
|
9
|
10
|
9
|
8
|
8
|
|
6
|
11
|
9
|
10
|
9
|
8
|
8
|
|
7
|
9
|
11
|
8
|
10
|
8
|
9
|
|
8
|
10
|
9
|
8
|
10
|
7
|
9
|
|
9
|
9
|
10
|
9
|
7
|
5
|
9
|
|
10
|
9
|
11
|
10
|
9
|
9
|
10
|
|
|
2. Результаты диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко
Факультет управления и права
№ испытуемых
|
Рациональный
|
Эмоциональный
|
Интуитивный
|
Установки, способствующие эмпатии
|
Проникающая способность
|
Идентификация в эмпатии
|
Сумма баллов
|
|
1
|
5
|
5
|
5
|
5
|
4
|
5
|
21
|
|
2
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
24
|
|
3
|
4
|
6
|
4
|
5
|
5
|
4
|
25
|
|
4
|
4
|
5
|
5
|
5
|
6
|
5
|
22
|
|
5
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
4
|
26
|
|
6
|
5
|
4
|
4
|
5
|
5
|
5
|
24
|
|
7
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
4
|
26
|
|
8
|
6
|
6
|
4
|
5
|
5
|
4
|
24
|
|
9
|
6
|
5
|
5
|
5
|
4
|
5
|
22
|
|
10
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
4
|
26
|
|
|
Строительный факультет
№ испытуемых
|
Рациональный
|
Эмоциональный
|
Интуитивный
|
Установки, способствующие эмпатии
|
Проникающая способность
|
Идентификация в эмпатии
|
Сумма баллов
|
|
1
|
5
|
6
|
5
|
5
|
3
|
5
|
30
|
|
2
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
27
|
|
3
|
6
|
6
|
6
|
5
|
5
|
6
|
29
|
|
4
|
6
|
5
|
5
|
5
|
6
|
5
|
28
|
|
5
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
4
|
26
|
|
6
|
5
|
4
|
4
|
5
|
5
|
5
|
28
|
|
7
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
4
|
26
|
|
8
|
4
|
6
|
4
|
5
|
5
|
4
|
25
|
|
9
|
6
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
31
|
|
10
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
4
|
26
|
|
|
Радиотехнический ф-т
№ испытуемых
|
Рациональный
|
Эмоциональный
|
Интуитивный
|
Установки, способствующие эмпатии
|
Проникающая способность
|
Идентификация в эмпатии
|
Сумма баллов
|
|
1
|
4
|
5
|
4
|
5
|
5
|
4
|
25
|
|
2
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
24
|
|
3
|
6
|
6
|
6
|
5
|
5
|
6
|
23
|
|
4
|
6
|
5
|
5
|
5
|
6
|
5
|
22
|
|
5
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
4
|
26
|
|
6
|
5
|
4
|
4
|
5
|
5
|
5
|
25
|
|
7
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
4
|
23
|
|
8
|
6
|
6
|
6
|
5
|
5
|
6
|
24
|
|
9
|
6
|
5
|
5
|
5
|
6
|
5
|
22
|
|
10
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
4
|
23
|
|
|
Экономический ф-т
№ испытуемых
|
Рациональный
|
Эмоциональный
|
Интуитивный
|
Установки, способствующие эмпатии
|
Проникающая способность
|
Идентификация в эмпатии
|
Сумма баллов
|
|
1
|
5
|
5
|
5
|
5
|
6
|
5
|
25
|
|
2
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
28
|
|
3
|
4
|
4
|
6
|
5
|
5
|
6
|
26
|
|
4
|
5
|
5
|
5
|
5
|
4
|
5
|
24
|
|
5
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
4
|
23
|
|
6
|
5
|
4
|
4
|
5
|
5
|
5
|
24
|
|
7
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
4
|
25
|
|
8
|
3
|
4
|
6
|
5
|
5
|
4
|
24
|
|
9
|
3
|
5
|
5
|
5
|
6
|
5
|
23
|
|
10
|
5
|
4
|
5
|
3
|
4
|
4
|
27
|
|
|
Страницы: 1, 2
|