Анализ психологической готовности к школе детей 6- и 7-летнего возраста
Правильный ответ = 0 баллов
Неправильный ответ = 5 баллов
2.Утром люди завтракают. А днем…
Обедаем, едим суп, мясо… = 0 баллов
Ошибочный ответ = 3 балла.
3.Днем на улице светло, а ночью?
Темно = 0 баллов.
Неправильный ответ = 4 балла.
4.Небо голубое, а трава?
Зеленая =0 баллов.
Неправильный ответ = 4 балла.
5.Черешня, груши, сливы, яблоки... -- это что?
Фрукты = 1 балл.
Неправильный ответ = -1 балл.
6.Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся (и т.д.) = 0 баллов.
Неправильный ответ = -1 балл.
7.Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
Города = 1 балл.
Станции = 0 баллов.
Неправильный ответ = -1 балл.
8.Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)
Хорошо показано = 4 балла
Не знает часов = 0 баллов
9. Маленькая корова -- это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка -- это…?
Правильно = 4 балла
Неправильный ответ = -1 балл.
На кого больше похожа собака -- на кошку или на курицу?
Правильно (с обоснованием) = 0 баллов
Правильно (без обоснования) = 0 баллов
На курицу = - 3 балла.
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
2 причины = 1 балл.
1 причина = 0 баллов.
Неправильный ответ = -1 балл.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3 балла.
Одно подобие = 2 балла.
Неправильно = 0 баллов
13. Что общего между белкой и кошкой?
Два общих признака = 3 балла.
Одно подобие = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
2 и более отличия = 3 балла
Одно отличие = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
Спорт, физкультура = 3 балла
Игры = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
Три наземных, самолёт, корабль = 4 балла
Только наземные = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
17. Чем отличается старый человек от молодого?
Три признака = 4 балла
Одно - два различия = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
18. Для чего люди занимаются спортом?
Две причины = 4 балла
Одна причина = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
Ответ объяснением = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
Так платят за пересылку, перевозку писем = 5 баллов.
Тот, другой, должен уплатить штраф = 2 балла.
Неправильно = 0 баллов
Правильные ответы:
1.Больше лошадь.
2.Вечером ужинают.
3.Темно.
4.Зеленая.
5.Фрукты.
6.Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.
7.Города.
8.Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)
9.Щенок, ягненок.
10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).
Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.
Это инструменты.
Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и т.д.
Гвоздь - гладкий, а винт - нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.
Виды спорта.
Как минимум ребенок должен назвать три вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет, и т.д.).
Три существенных признака как минимум: ”Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д.”.
Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.
Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и т.д.
20. Так платят за пересылку письма.
При анализе ответов, которые дает ребенок, правильными считаются те, которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления - если ребенок ответил правильно на 15 - 16 вопросов.
Приложение 4
Таблица 1
Результаты экспериментальной беседы по выявлению внутренней позиции школьников в группе детей 6 лет
ИМЯ
|
В
о
п
р
о
с
1
|
В
о
п
р
о
с
2
|
В
о
п
р
о
с
3
|
В
о
п
р
о
с
4
|
В
о
п
р
о
с
5
|
В
о
п
р
о
с
6
|
В
о
п
р
о
с
7
|
В
о
п
р
о
с
8
|
В
о
п
р
о
с
9
|
В
о
п
р
о
с
10
|
В
о
п
р
о
с
11
|
В
о
п
р
о
с
12
|
Общее
количество
баллов
|
Уровень
|
|
Валя
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
27
|
средний
|
|
Сережа
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
36
|
высокий
|
|
Карен
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
17
|
низкий
|
|
Ксения
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
30
|
высокий
|
|
Дима
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
34
|
высокий
|
|
Коля
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
7
|
Очень
низкий
|
|
Марина
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
1
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
33
|
высокий
|
|
Лариса
|
2
|
3
|
3
|
3
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
27
|
средний
|
|
Ира
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
35
|
высокий
|
|
Володя
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
36
|
высокий
|
|
|
Таблица 2
Результаты экспериментальной беседы по выявлению внутренней позиции школьников в группе детей 7 лет
ИМЯ
|
В
о
п
р
о
с
1
|
В
о
п
р
о
с
2
|
В
о
п
р
о
с
3
|
В
о
п
р
о
с
4
|
В
о
п
р
о
с
5
|
В
о
п
р
о
с
6
|
В
о
п
р
о
с
7
|
В
о
п
р
о
с
8
|
В
о
п
р
о
с
9
|
В
о
п
р
о
с
10
|
В
о
п
р
о
с
11
|
В
о
п
р
о
с
12
|
Общее
количество
баллов
|
Уровень
|
|
Алиса
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
27
|
средний
|
|
Тамара
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
36
|
высокий
|
|
Ваня
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
17
|
низкий
|
|
Кирилл
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
30
|
высокий
|
|
Алексей
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
34
|
высокий
|
|
Лена
|
1
|
1
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
20
|
средний
|
|
Таня
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
1
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
33
|
высокий
|
|
Надя
|
2
|
3
|
3
|
3
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
27
|
средний
|
|
Арсений
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
35
|
высокий
|
|
Григорий
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
36
|
высокий
|
|
|
Количество баллов
|
Уровень
|
|
1-10
|
Очень низкий
|
|
11-20
|
низкий
|
|
20-30
|
средний
|
|
30-40
|
высокий
|
|
|
Определение мотивов учения
Таблица 3
Результаты исследования по методике “определение мотивов учения” в группе детей 6 лет
№
п/п
|
Название
мотива
|
испытуемые
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
1
|
Учебный
|
5
|
|
5
|
|
5
|
|
|
|
|
5
|
|
2
|
Социальный
|
|
4
|
|
4
|
4
|
|
4
|
|
4
|
4
|
|
3
|
Позиционный
|
3
|
3
|
|
3
|
3
|
|
3
|
3
|
|
3
|
|
4
|
Игровой
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
5
|
Внешний
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
6
|
Отметка
|
|
2
|
|
2
|
2
|
2
|
|
|
2
|
2
|
|
Уровень
|
в
|
с
|
в
|
с
|
в
|
н
|
с
|
с
|
н
|
в
|
|
|
Таблица 4
Результаты исследования по методике определения мотивов учения в группе детей 7 лет
№ п/п
|
Название мотива
|
испытуемые
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
1
|
Учебный
|
5
|
|
5
|
|
5
|
5
|
5
|
|
5
|
5
|
|
2
|
Социальный
|
|
4
|
|
|
4
|
|
|
|
4
|
4
|
|
3
|
Позиционный
|
3
|
|
3
|
|
3
|
|
|
|
3
|
|
|
4
|
Игровой
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
5
|
Внешний
|
|
|
0
|
|
0
|
|
|
0
|
|
0
|
|
6
|
Отметка
|
|
2
|
|
2
|
2
|
|
|
|
2
|
2
|
|
Итого
|
в
|
в
|
в
|
н
|
в
|
в
|
в
|
н
|
в
|
в
|
|
|
Таблица №5
Результаты исследования по методике Я. Йирасека в группе детей 6 лет
ИМЯ
|
БАЛЛЫ
|
Уровень
|
|
Валя
|
12
|
Низкий
|
|
Сережа
|
20
|
Средний
|
|
Карен
|
11
|
Низкий
|
|
Ксения
|
9
|
Низкий
|
|
Дима
|
14
|
Низкий
|
|
Коля
|
19
|
Средний
|
|
Марина
|
13
|
Низкий
|
|
Лариса
|
6
|
Низкий
|
|
Ира
|
17
|
Средний
|
|
Володя
|
14
|
Низкий
|
|
|
Таблица №6
Результаты исследования по методике Я. Йирасека в группах детей 7 лет
ИМЯ
|
БАЛЛЫ
|
Уровень
|
|
Алиса
|
18
|
Средний
|
|
Тамара
|
29
|
Высокий
|
|
Ваня
|
19
|
Средний
|
|
Кирилл
|
21
|
Средний
|
|
Алексей
|
32
|
Высокий
|
|
Лена
|
29
|
Высокий
|
|
Таня
|
22
|
Средний
|
|
Надя
|
29
|
Высокий
|
|
Арсений
|
32
|
Высокий
|
|
Григорий
|
21
|
Средний
|
|
|
Таблица №7
Сводная таблица результатов, показывающая общий уровень школьной готовности детей 6 лет
ИМЯ
|
Экспериментальная беседа
по выявлению внутренней
позиции школьника
|
Определение
Мотивов
учения
|
Методика
определения школьной
зрелости (Я. Йирасика)
|
Общий
Уровень психологической готовности
детей к школе
|
|
Валя
|
средний
|
высокий
|
Низкий
|
средний
|
|
Сережа
|
высокий
|
средний
|
Средний
|
средний
|
|
Карен
|
низкий
|
высокий
|
Низкий
|
средний
|
|
Ксения
|
высокий
|
средний
|
Низкий
|
средний
|
|
Дима
|
высокий
|
высокий
|
Низкий
|
средний
|
|
Коля
|
Очень низкий
|
низкий
|
средний
|
низкий
|
|
Марина
|
высокий
|
средний
|
Низкий
|
средний
|
|
Лариса
|
средний
|
средний
|
Низкий
|
средний
|
|
Ира
|
высокий
|
низкий
|
Средний
|
средний
|
|
Володя
|
высокий
|
высокий
|
Низкий
|
средний
|
|
|
Таблица №8
Сводная таблица результатов, показывающая общий уровень школьной готовности детей 7 лет
ИМЯ
|
Экперементальная
беседа по выявлению
внутренней
позиции
школьника
|
Определение
Мотивов
учения
|
Методика для определения зрелости (Я. Йирасика)
|
Общий уровень психологической готовности
детей к школе
|
|
Алиса
|
средний
|
высокий
|
Средний
|
средний
|
|
Тамара
|
высокий
|
высокий
|
Высокий
|
высокий
|
|
Ваня
|
низкий
|
высокий
|
Средний
|
средний
|
|
Кирилл
|
высокий
|
низкий
|
Средний
|
средний
|
|
Алексей
|
высокий
|
высокий
|
Высокий
|
высокий
|
|
Лена
|
средний
|
высокий
|
Высокий
|
высокий
|
|
Таня
|
высокий
|
высокий
|
Средний
|
высокий
|
|
Надя
|
средний
|
низкий
|
Высокий
|
средний
|
|
Арсений
|
высокий
|
высокий
|
Высокий
|
высокий
|
|
Григорий
|
высокий
|
высокий
|
Средний
|
высокий
|
|
|
Приложение 5
Психолого-педагогические рекомендации по подготовке 6-летних детей к школе
Психологическая готовность к школьному обучению является многокомпонентным новообразованием. Для подготовки ребенка к школе многое могут сделать родители как первые и самые главные его воспитатели. Рекомендации, составленные нами на основе полученных в работе данных и с учетом имеющихся рекомендаций психологов, могут быть использованы в консультировании родителей по проблеме подготовки 6-летних детей к школе.
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложена потребность познания и исследования мира. Ребенку необходимо помочь развить и реализовать свои возможности. Но работа по развитию школьной готовности должна строиться с учетом возрастных особенностей. Например, нужно учитывать, что ведущая мотивация в 6-летнем возрасте - игровая. Благодаря развивающей работе с учетом особенностей возраста ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Чтобы усилия по подготовке ребенка были эффективными, необходимо руководствоваться следующими принципами.
1. Нeдопустимо, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучший вид мотивации, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
3. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
4. Уделяйте внимание развитию умственных действий с понятиями. У современной школы большие требования к умственному развитию ребенка. Когда он пойдет в школу, от него потребуется уметь обобщать понятия, сравнивать их, выделять существенное. Это особенно важно, если ребенок будет учиться по программам развивающего обучения.
5. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
6. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Родительская поддержка и заинтересованность в ребенке - главное условие его благополучной адаптации к школе и успешной учебы.
Диаграммы №1,№2 показывающие общую готовность к школе в группах детей 6,7 лет (в %)
Диаграмма №1 Уровень готовности детей 6 лет
Диаграмма №2
Уровень готовности детей 7 лет
Размещено на Allbest.ru
Страницы: 1, 2, 3
|