Деятельность педагога-психолога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании среди подростков
Таблица 3 - Результаты методики «Тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ» на констатирующем этапе эксперимента
№ п\п
|
Фамилия, имя учащегося
|
Баллы
|
Уровень
|
|
1
|
Айнур А.
|
5
|
н
|
|
2
|
Азат А.
|
8
|
н
|
|
3
|
Данил В.
|
17
|
с
|
|
№ п\п
|
Фамилия, имя учащегося
|
Баллы
|
Уровень
|
|
4
|
Тимур Ш.
|
24
|
с
|
|
5
|
Денис К.
|
10
|
н
|
|
6
|
Радмила К.
|
9
|
н
|
|
7
|
Юлия К.
|
32
|
в
|
|
8
|
Гульфия И.
|
23
|
с
|
|
9
|
Салават И.
|
16
|
с
|
|
10
|
Тимур Т.
|
19
|
с
|
|
11
|
Кристина П.
|
4
|
н
|
|
12
|
Ринат Г.
|
27
|
с
|
|
13
|
Снежана Я
|
31
|
в
|
|
14
|
Асель Б.
|
26
|
с
|
|
15
|
Арман Н.
|
2
|
н
|
|
16
|
Лиина Д.
|
11
|
н
|
|
17
|
Нияз Д.
|
34
|
в
|
|
18
|
Рияз Д.
|
35
|
в
|
|
19
|
Руслан А.
|
25
|
с
|
|
20
|
Радик Б.
|
21
|
с
|
|
|
Анализируя табличные данные можно сделать вывод о том, что:
Высокая вероятность зависимости - 4 человека (20%)
Средняя вероятность зависимости - 9 человек (45%)
Низкая вероятность зависимости - 7 человек (35%)
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в данном классе у 35% детей низкий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ, данные подростки в группу риска не входят.
У 45% старших школьников средний уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ. Данных подростков уже можно отнести к группе риска, возможно они нуждаются в помощи психолога или социального работника.
У 20% подростков высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ. Им требуется особое внимание педагога, врача, психолога, социального работника, работника правоохранительных органов.
Методика 3. Тест на определение зависимости от никотина
Тест разработан Кулинич Г.Г. и направлен на выявление зависимости подростков от никотина (см. Приложение 1).
Таблица 4 - Результаты методики «Тест на определение зависимости от никотина» на констатирующем этапе эксперимента
№ п\п
|
Фамилия, имя учащегося
|
Баллы
|
Уровень
|
|
1
|
Айнур А.
|
1
|
он
|
|
2
|
Азат А.
|
0
|
он
|
|
3
|
Данил В.
|
6
|
в
|
|
4
|
Тимур Ш.
|
9
|
ов
|
|
5
|
Денис К.
|
0
|
он
|
|
6
|
Радмила К.
|
3
|
н
|
|
7
|
Юлия К.
|
10
|
ов
|
|
8
|
Гульфия И.
|
7
|
в
|
|
9
|
Салават И.
|
5
|
с
|
|
10
|
Тимур Т.
|
5
|
с
|
|
11
|
Кристина П.
|
3
|
н
|
|
12
|
Ринат Г.
|
6
|
в
|
|
13
|
Снежана Я
|
8
|
ов
|
|
14
|
Асель Б.
|
6
|
в
|
|
15
|
Арман Н.
|
0
|
он
|
|
№ п\п
|
Фамилия, имя учащегося
|
Баллы
|
Уровень
|
|
16
|
Лиина Д.
|
4
|
н
|
|
17
|
Нияз Д.
|
6
|
в
|
|
18
|
Рияз Д.
|
10
|
ов
|
|
19
|
Руслан А.
|
7
|
в
|
|
20
|
Радик Б.
|
5
|
с
|
|
|
Анализ табличных данных показал, что:
Очень высокая вероятность зависимости - 4 человека (20%);
Высокая вероятность зависимости - 6 человек (30%);
Средняя вероятность зависимости - 3 человека (15%);
Низкая вероятность зависимости - 3 человека (15%);
Очень низкая вероятность зависимости - 4 человека (20%).
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что 50% детей в классе имеют высокий уровень никотиновой зависимости. Это говорит о том, что с детьми необходимо провести профилактические занятия и с учетом полученных результатов подобрать правильную тактику отказа детей от курения.
Таким образом, при обобщении полученных в ходе диагностики результатов было выявлено, что наиболее значительными проблемами, для подростков являются:
1. Высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ;
2. Высокая зависимость от никотина.
Следовательно, в программу деятельности педагога-психолога необходимо внести следующие направления работы: 1. Понижение уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и 2. Понижение зависимости от никотина у подростков.
2.2 Программа деятельности педагога-психолога по профилактике психоактивных веществ и зависимости от никотина
Цель программы: понизить уровень зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании.
Задачи программы
1. Подобрать формы и методы профилактики зависимости подростков от алкоголизма, наркомании и табакокурения.
2. Понизить уровень зависимости подростков от алкоголя, наркомании и табакокурения.
Содержание программы: «Профилактика наркомании, табакокурения и алкоголизма»
№
|
Содержание деятельности
|
Формы и методы
|
Методическое сопровождение
|
|
1
|
Образ жизни и здоровье
|
Занятия
Основы психогигиены. Эмоции и чувства. Культура чувств и их проявление. Этика взаимоотношений. Аэробные упражнения и закаливающие процедуры как способ повышения настроения.
Мышечные «зажимы», возникающие при нервно-
|
Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. - Уфа: Ин-формреклама, 2005. - 144 с.
|
|
№
|
Содержание деятельности
|
Формы и методы
|
Методическое сопровождение
|
|
|
|
эмоциональном напряжении, способы их устранения.
Свободный выбор как признак взросления.
Центры доверия и психологической помощи подросткам и возможности разрешения конфликтных ситуаций. Способы психологической защиты.
|
|
|
2
|
Профилактика табакокурения
|
Экономические, социальные и биологические последствия табакокурения. Сигареты и семейный бюджет.
Курение и социальная адаптация личности. Курение и экология квартиры.
Конкурс антирекламы табака
|
Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. - Уфа: Ин-формреклама, 2005. - 144 с.
|
|
3
|
Профилактика употребления алкоголя
|
Социальные и биологические последствия пьянства и алкоголизма: преступления, пожары, дорожно-транспортные происшествия, бракованная и невыпущенная продукция, аварии на производстве, бытовой и производственный травматизм, расходы на здравоохранение, содержание детских домов и интернатов, выполнение квалифицированными специалистами неквалифицированного вида труда и пр.
Обоснование превышения экономического ущерба над денежной выручкой при торговле алкоголем. Последствия эпизодического приема алкоголя.
Негативные последствия «питейных» обычаев.
|
Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. - Уфа: Ин-формреклама, 2005. - 144 с.
|
|
№
|
Содержание деятельности
|
Формы и методы
|
Методическое сопровождение
|
|
|
|
Антиреклама алкогольных напитков.
|
|
|
4
|
Профилактика наркомании и токсикомании
|
Экономические и социальные последствия наркомании. Факторы, редопределяющие антисоциальность больных наркоманией. Искажение семейных связей, детородной функции. Особенности развития наркомании и токсикомании в подростково-юношеском возрасте.
Последствия наркотизации подростков для общества. Биологические последствия приема наркотиков.
Особенности биологических последствий при приеме наркотиков подростками и молодыми людьми. Наркотические и токсикоманические вещества как средство порабощения личности. Инстинкт самосохранения. Борьба с наркоманией за рубежом.
|
Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. - Уфа: Ин-формреклама, 2005. - 144 с.
|
|
|
Примечание. Описание занятий, проведенных со школьниками см. Приложение 2.
Данную программу мы внедряем на этапе формирующего эксперимента. Направление нашей деятельности было направлено на понижение уровня зависимости подростков от алкоголя, наркомании и табакокурения
Для осуществления данной задачи мы проводили с детьми различные занятия, внеклассные мероприятия. Проведенные формы и методы работы способствовали снижению уровня зависимости подростков от алкоголя, наркомании и табакокурения
2.3 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании у подростков
После разработки и апробации программы деятельности педагога психолога по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании у подростков была проведена контрольная диагностика.
Таблица 5 - Результаты методики «Тест на алкогольную и наркотическую зависимость» на контрольном этапе эксперимента
№ п\п
|
Фамилия, имя учащегося
|
Баллы
|
Уровень
|
|
1
|
Айнур А.
|
0
|
нет з
|
|
2
|
Азат А.
|
0
|
нет з
|
|
3
|
Данил В.
|
0
|
нет з
|
|
4
|
Тимур Ш.
|
0
|
нет з
|
|
5
|
Денис К.
|
0
|
нет з
|
|
6
|
Радмила К.
|
0
|
нет з
|
|
7
|
Юлия К.
|
1
|
нет з
|
|
8
|
Гульфия И.
|
0
|
нет з
|
|
9
|
Салават И.
|
0
|
нет з
|
|
10
|
Тимур Т.
|
0
|
нет з
|
|
11
|
Кристина П.
|
0
|
нет з
|
|
12
|
Ринат Г.
|
1
|
нет з
|
|
13
|
Снежана Я
|
1
|
нет з
|
|
14
|
Асель Б.
|
1
|
нет з
|
|
15
|
Арман Н.
|
0
|
нет з
|
|
16
|
Лиина Д.
|
0
|
нет з
|
|
17
|
Нияз Д.
|
1
|
нет з
|
|
18
|
Рияз Д.
|
2
|
нет з
|
|
19
|
Руслан А.
|
1
|
нет з
|
|
20
|
Радик Б.
|
0
|
нет з
|
|
|
Полученные результаты подтвердили выводы констатирующего эксперимента о том, что в данном классе среди детей нет алкогольной или наркотической зависимости.
Таблица 6 - Результаты методики «Тест на предрасположенность подростка к употреблению ПАВ» на контрольном этапе эксперимента
№ п\п
|
Фамилия, имя учащегося
|
Баллы
|
Уровень
|
|
1
|
Айнур А.
|
3
|
н
|
|
2
|
Азат А.
|
5
|
н
|
|
3
|
Данил В.
|
14
|
н
|
|
4
|
Тимур Ш.
|
17
|
с
|
|
5
|
Денис К.
|
9
|
н
|
|
6
|
Радмила К.
|
4
|
н
|
|
7
|
Юлия К.
|
28
|
с
|
|
8
|
Гульфия И.
|
16
|
с
|
|
9
|
Салават И.
|
13
|
н
|
|
10
|
Тимур Т.
|
8
|
н
|
|
11
|
Кристина П.
|
4
|
н
|
|
12
|
Ринат Г.
|
16
|
с
|
|
13
|
Снежана Я
|
27
|
с
|
|
14
|
Асель Б.
|
6
|
н
|
|
15
|
Арман Н.
|
2
|
н
|
|
16
|
Лиина Д.
|
7
|
н
|
|
17
|
Нияз Д.
|
31
|
в
|
|
18
|
Рияз Д.
|
32
|
в
|
|
19
|
Руслан А.
|
14
|
н
|
|
20
|
Радик Б.
|
8
|
н
|
|
|
Проанализировав табличные данные на этапе контрольного эксперимента, нами было выявлено, что:
Высокая вероятность зависимости - 2 человека (10%);
Средняя вероятность зависимости - 5 человек (25%);
Низкая вероятность зависимости - 13 человек (65%).
После проведенных занятий результаты свидетельствуют о том, что в классе увеличилось количество детей с низким уровнем предрасположенности к употреблению психоактивных веществ.
Таблица 7 - Результаты методики «Тест на определение зависимости от никотина» на контрольном этапе эксперимента
№ п\п
|
Фамилия, имя учащегося
|
Баллы
|
Уровень
|
|
1
|
Айнур А.
|
1
|
он
|
|
2
|
Азат А.
|
0
|
он
|
|
3
|
Данил В.
|
4
|
н
|
|
4
|
Тимур Ш.
|
5
|
с
|
|
5
|
Денис К.
|
0
|
он
|
|
6
|
Радмила К.
|
2
|
он
|
|
7
|
Юлия К.
|
8
|
в
|
|
8
|
Гульфия И.
|
5
|
с
|
|
9
|
Салават И.
|
4
|
н
|
|
10
|
Тимур Т.
|
3
|
н
|
|
11
|
Кристина П.
|
0
|
он
|
|
12
|
Ринат Г.
|
5
|
с
|
|
13
|
Снежана Я
|
4
|
н
|
|
14
|
Асель Б.
|
5
|
с
|
|
15
|
Арман Н.
|
0
|
он
|
|
16
|
Лиина Д.
|
2
|
он
|
|
17
|
Нияз Д.
|
3
|
н
|
|
№ п\п
|
Фамилия, имя учащегося
|
Баллы
|
Уровень
|
|
18
|
Рияз Д.
|
7
|
в
|
|
19
|
Руслан А.
|
5
|
с
|
|
20
|
Радик Б.
|
3
|
н
|
|
|
Анализ таблицы контрольного этапа эксперимента показал, что:
Очень высокая вероятность зависимости - 0 человек (0%);
Высокая вероятность зависимости - 2 человека (10%);
Средняя вероятность зависимости - 5 человек (25%);
Низкая вероятность зависимости - 6 человек (30%);
Очень низкая вероятность зависимости - 7 человек (35%).
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что у детей в классе понизился уровень никотиновой зависимости. Это говорит о том, что проведенные с детьми профилактические занятия с учетом подбора правильной тактики отказа детей от курения дали положительные результаты.
Полученные результаты проверим с помощью корреляционного анализа Спирмена.
Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении результатов констатирующего и контрольного эксперимента по уровню предрасположенности к психоактивным веществам у подростков (N =20)
А Констатирующий
|
ВКонтрольный
|
d
|
d2
|
|
Баллы
|
Ранги
|
Баллы
|
Ранги
|
|
|
|
5
|
3
|
3
|
2
|
-1
|
1
|
|
8
|
4
|
5
|
5
|
1
|
1
|
|
17
|
9
|
14
|
12,5
|
3,5
|
12,25
|
|
24
|
13
|
17
|
16
|
3
|
9
|
|
10
|
6
|
9
|
10
|
4
|
16
|
|
9
|
5
|
4
|
3,5
|
-1,5
|
2,25
|
|
32
|
18
|
28
|
18
|
0
|
0
|
|
23
|
12
|
16
|
14,5
|
2,5
|
6,25
|
|
16
|
8
|
13
|
11
|
3
|
9
|
|
19
|
10
|
8
|
8,5
|
-1,5
|
2,25
|
|
4
|
2
|
4
|
3,5
|
1,5
|
2,25
|
|
27
|
16
|
16
|
14,5
|
-1,5
|
2,25
|
|
31
|
17
|
27
|
17
|
0
|
0
|
|
26
|
15
|
6
|
6
|
-9
|
81
|
|
2
|
1
|
2
|
1
|
0
|
0
|
|
11
|
7
|
7
|
7
|
0
|
0
|
|
34
|
19
|
31
|
19
|
0
|
0
|
|
35
|
20
|
32
|
20
|
0
|
0
|
|
25
|
14
|
14
|
12,5
|
-1,5
|
2,25
|
|
21
|
11
|
8
|
8,5
|
-2,5
|
6,25
|
|
Сумма
|
210
|
|
210
|
0
|
153
|
|
|
Поскольку в одном из сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, перед подсчетом коэффициента ранговой корреляции необходимо внести поправки на одинаковые ранги Та и Тb:
где a - объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду a;
b - объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду b;
В данном случае, в ряду а присутствует две группы одинаковых рангов, следовательно а = 0, а значит Та = 0
В ряду В присутствуют 4 группы одинаковых рангов, при этом b1=2, b2=2, b3=2 и b4=2.
Для подсчета эмпирического значения rs: используем формулу
В данном случае
Определим критические значения rs при N = 20
rs эмп > rs кр (р 0,01)
Корреляция между уровнем предрасположенности учащихся к психоактивным веществам на констатирующем этапе эксперимента и уровнем предрасположенности учащихся к психоактивным веществам на контрольном этапе эксперимента статистически значима (р 0,01) и является положительной.
Таким образом, при эффективной системе психолого-педагогической профилактики употребления наркотиков, алкоголя и курения подростками понижается уровень их предрасположенности к психоактивным веществам, что подтверждает нашу гипотезу и доказывает эффективность предложенной нами программы.
Итак, целью экспериментальной работы является: разработка, внедрение и апробация программы деятельности педагога-психолога по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании. В экспериментальной работе мы осуществили диагностические методики, такие как: методика «Тест на алкогольную и наркотическую зависимость», «Тест на предрасположенность подростка к употребления ПАВ», «Тест на определение зависимости от никотина». Данные диагностические методики были проведены с целью выявления уровня зависимости подростков от алкоголя, табакокурения и наркомании.
Таким образом, нами было выявлено, что в классе испытуемых высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и высокая зависимость от никотина
С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор форм и методов работы и разработали программу по понижению уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и зависимости от никотина. Основными направлениями в данной программе явилось: понижение уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и понижение зависимости от никотина у подростков.
В программу деятельности педагога-психолога по работе с детьми входили такие формы и методы как: внеклассные мероприятия и задания по профилактике алкоголизма и табакокурения у подростков.
В целях проверки эффективности предложенной программы, нами была проведена контрольная диагностика. Результаты, полученные нами после проведения контрольного эксперимента, показали, что понижение зависимости подростков психоактивных веществ и никотина осуществляется более успешно в рамках программы.
Внедрение разработанной нами программы, помогло детям понизить уровень зависимости от алкоголя и никотина, что говорит об эффективности разработанной нами программы.
Заключение
Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение школьников навыкам здорового образа жизни. Наиболее важной в деле формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения является роль педагога-психолога.
Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотических и токсикоманических средств. Особое значение в наши дни приобретает профилактика наркомании и токсикомании.
Поэтому нами была проведена диагностика по выявлению зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков, в ходе которой было выявлено, что в классе испытуемых высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и высокая зависимость от никотина
С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор форм и методов работы и разработали программу по понижению уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и зависимости от никотина. Основными направлениями в данной программе явилось: понижение уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и понижение зависимости от никотина у подростков.
В программу деятельности педагога-психолога по работе с детьми входили такие формы и методы как: внеклассные мероприятия и задания по профилактике алкоголизма и табакокурения у подростков.
Психолого-педагогическая профилактика ранней алкоголизации и курения подростков представляет собой систему мер, предупреждающих возникновение и развитие деструктивных изменений в структурах личности и поведении, посредством формирования устойчивого психологического иммунитета к негативным влияниям на субъекта из вне и обеспечивающих возможность самореализации за счет социальных источников.
Эффективность реализации системы психолого-педагогической профилактики употребления алкоголя и курения подростками обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий: педагогическая профилактика вредных привычек подростков будет представлена в качестве педагогической цели; разработаны содержание, способы и средства психолого-педагогической профилактики ранней алкоголизации и курения подростков; в основе содержания системы профилактики ранней алкоголизации и табакокурения подростков применена модель формирования жизненных навыков подростков, предусматривающая: развитие социальной и личной компетенции; становление навыков самозащиты; развитие самоконтроля и целеполагания, стремления к раскрытию творческого потенциала, необходимого для созидания и личностного роста.
Профилактическая работа организуется в условиях совместной деятельности педагога-психолога и подростков с учетом принципов: комплексности, парциальности, опережающего обучения, социокультурной когнитивной, проблемной адекватности, субъект-субъектного отношения
В профилактике наркомании большое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учетом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых групп.
В современном мире алкоголь, наркотик и табак имеют свои закономерные пути распространения, отличные от того, что было в прошлом.
Причина этого, в основном, заключается в изменившихся мотивах потребления и облегчении связей между странами. Ведущим становится мотив поиска эйфории, а лечебные, практические, ритуальные причины отнесены на второй план.
Во всем мире на борьбу с наркоманией ежегодно выделяются значительные средства, исчисляемые десятками миллиардов долларов, однако наркотики по-прежнему считаются третьей угрозой человечеству после ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы.
Список литературы
1. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи / Л.Н. Анисимов. - М.: Просвещение, 2006.- 45 с.
2. Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. - Уфа: Ин-формреклама, 2005. - 144 с.
3. Ахмерова С.Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. - Уфа, БИРО, 2005. - 230 с.
4. Бездна: Пьянство. Наркомания. СПИД. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 192 с.
5. Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. - М.: Просвещение, 2003. - 123 с.
6. Братусь В.С. Психология, клиника профилактика раннего алкоголизма / Братусь В.С., Сидоров П.И. - М.: Академия, 2005. - 375 с.
7. Габиани А.Л. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы. - М.: Мысль, 2005. - 385 с.
8. Гарифуллин P.P. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 317 с.
9. Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно. - М.: Просвещение, 2004. - 328 с.
10. Глушков В.А. Наркомании у подростков. - Киев, 2005. - 330 с.
11. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учеб. пособие для студентов средних и высш. педагог. учеб. заведений /Еникеева Д.Д. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2006. - 144 с.
12. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия / Еникеева, Д.Д. - М.: Аст-Пресс, 2006. - 528 с.
13. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Змановская, Е.В. - М.: Академия, 2003. - 564
14. Кобякова Т.С., Смердов О.А. Первичная профилактика наркозависимости: Концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. - М., 2006. - 333 с.
15. Козлов В.В. Руководство по спасению наркомана, или Краткий курс выживания. - М.: Изд-во института психотерапии, 2002. - 373 с.
16. Клочинова П. Профилактика асоциального поведения подростков /Клочинова П. // Социальная педагогика. - 2006. - № 1. - С.61-70.
17. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании / Колесов Д.В. - М.: Просвещение, 2007. - 80 с.
18. Копыт Н.Я. Профилактика алкоголизма /Копыт Н.Я., Сидоров П.И. - М.: Медицина, 2006. - 240 с.
19. Круглянский В.Ф. Наркомании и токсикомании у подростков. - Минск: Высш. шк. 2005. - 317 с.
20. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе: Учеб.-метод, пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 317 с.
21. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток. - М.: Просвещение, 2005. - 415 с.
22. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. - М.: ВАКО, 2008. - 272 с.
23. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2005. - 417 с.
24. Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. - Л.: Медицина. 2004. - 415 с.
25. Макаров В.В. Первичная профилактика наркоманических заболеваний у подростков // Вопросы наркологии. - 2003. - № 4.- С.25-27.
26. Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников. Под ред. М.М. Безруких; М-во образования Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2003. - 191 с.
27. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2007. - 340 с.
28. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. - М.: Просвещение, 2005. - 315 с.
29. Наркотики и яды: Психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения /Сост. В.И. Петрова, Т.И. Ревяко. - М.: Литература. 2006. - 373 с.
30. Подростки и наркотики: опыт исследования./Под. ред. Е.Л. Омельченко. - М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2003. - 353 с.
31. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С.В. Березина и др. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. - 438 с.
32. Профилактика вредных привычек и здоровый образ жизни. - Ижевск, 2006.- 63 с.
33. Психология подростка: полное руководство / под ред. А.А. Реана. - СПб: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.
34. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. - М.: Академия, 2006. - 217 с.
35. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами / Сост. Тростанецкая Г.Н., Гериш А.А. - М.: АПКиПРО, 2002. - 272 с.
36. Российская Федерация. М-во образования РФ О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: приказ М-ва образования РФ от 28.02. № 619 // Вестник образования. -2000. - № 6. - С. 10-12.
37. Пятницкая И.Н. Наркомании. - М.: Медицина 2004. - 217 с.
38. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью/Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. - СПб.: Питер, 2003. - 345 с.
39. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма / Сирота Н.А., Ялтинский В.М. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
40. Скворцова Е.С. Алкоголь, женщины, подростки / Скворцова Е.С. - М.: Медицина, 2005. - 40с.
41. Соломзес Дж., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. - М.: «Иллоин», 2004. - 215 с.
42. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 416 с.
43. Степанов В.Г. Психология трудных подростков: учеб. пособие для студ. высш. педаг. учеб. заведений / В.Г. Степанов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. -336 с.
44. Суханов В.И., Макович В.А. Вредные привычки: причины и профилактика. - Челябинск, 2006. - 375 с.
45. Твое здоровье в твоих руках: Сб. методических материалов. - 2005. - 51 с.
46. Толстых Н.Н. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки / Толстых Н.Н., Кулаков С.М. // Вопросы психологии. - 2003. - № 2. - С. 35-38.
47. Ураков И.Г. Алкоголь: личность и здоровье / Ураков, И.Г. - М.: Медицина, 2006. - 80 с.
48. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Фельдштейн Д.И. - М.: Международная педагог. академия, 2005. - 366 с.
49. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 256 с.
50. Хомик В.С. Отношение ко времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклонение поведения / Хомик В.С., Кроник А.А. //Вопросы психологии. - 2004. - №1. - С. 98-106.
51. Цетлин М.Г., Колесников А.А. Наркомании и токсикомании // Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа (курс лекций и программа). - М.: ВНИЦ ПМ МЗ РФ, 2007. - 430 с.
52. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Наркоситуация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. - М.: Издательский дом «ГЕН ЖЕР». 2003. - 225 с.
53. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей: Изд. 2-е, перераб. и доп. // Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 330 с.
54. Ягодинский В.И. Уберечь от дурмана: - М., 2005. - 282 с.
55. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М.: Просвещение, 2006. - 287 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|