Деятельность социального педагога с подростками, склонными к социально желательным ответам
Кроме этого, вероятно, необходимо выделять ложь в связи с тяжестью ее последствий:
- ложь с неприятными последствиями,
- ложь с приятными последствиями,
- ложь без последствий.
Последний критерий, может играть существенную роль в оценке степени виновности за ложь и выступать как одно из оснований, определяющих отношение ко лжи [12, 113].
Таким образом, рассматривая социальную желательность можно сказать следующее: это искажение действительности, представление ее в «выгодном» для себя свете, и для этого подросток делает все, чтобы не выдать себя, отгородить от множества проблем и неудач. Причин, благодаря которым подросток совершает такие действия множество, наиболее распространенная - «самозащита». Такой подросток понимает, что ему не на кого больше надеяться кроме себя, вот почему он выбирает такой метод. Как известно, каждый человек индивидуален, вот благодаря этому, кто как может, так и защищает себя. Самое лучшее, что необходимо сделать социальному педагогу и психологу - это выявить такого подростка, выяснить у него причину, почему он так поступает, что этому способствует. Поработать не только с подростком, но и его ближайшим окружением (семьей, референтной группой), разработать программу или использовать такие методы, чтобы он (подросток) в первую очередь поверил в свои силы и в то, что он может все делать самостоятельно, без помощи и контроля посторонних.
РАЗДЕЛ 2. ПРОФИЛАКТИКА СКЛОННОСТИ У ПОДРОСТКОВ К СОЦИАЛЬНО ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ ОТВЕТАМ
2.1 Методики выявления подростков склонных к социально желательным ответам
В практической части нашей работы поставлена задача - выяснить, почему подростки совершают социально желательные ответы и какие факторы способствуют этому.
Мы проводили наше исследование на базе МОУ « Тотемская СОШ №1».
Причиной социальной желательности может быть тревожность подростка. Есть нормальные, или позитивные формы тревожности: это тревожность, которая побуждает человека действовать с целью лучшей адаптации к своему повседневному окружению, и тревожность, которая стимулирует созидательные процессы.
Тревожность становится негативной, патологической, когда она препятствует созидательной активности и искажает социо-профессиональную жизнь. Такая тревожность, есть чувство интеллектуализированного беспокойства, часто связанное с соматическими толкованиями категории сердечно-сосудистых (сердцебиения, тахикардия), пищеварительных (пищеварительные спазмы, гастроэнтерит), нервномышечных (судороги, необъяснимые мышечные боли в области груди), дыхательных (ощущение свинцового кожуха на плечах, стеснение в грудной клетке). Следует вспомнить, что дыхательный и пищеварительный аппарат - это те основные места, где в первую очередь проявляются выражения переживаний у подростка в процессе его взросления.
Астения и заторможенность также являются составляющими патологической тревожности. Тревожность может выражаться в острой и хронической формах и обладать разной степенью напряженности.
Одна острая форма тревожности, недавно описанная - это приступ паники, или пароксизмальный криз, сопровождающийся сильными соматическими симптомами.
Некоторые виды тревожности, не достигшие ещё патологических масштабов, внушают беспокойство, т.к. могут закрепиться, сформироваться в симптомы, которые затянувшись на долгое время, рискуют повлечь за собой мучительное состояние жестокой тревоги, угрожающее социо - профессиональной интеграции человека.
Наряду с такими видами тревожности, ещё не структурированными, существуют виды тревожности, организованные в специфические симптомы невротического состояния, даже психотического состояния, или пограничного состояния, а также виды тяжелой тревожности, близкой к депрессии.
Изучая, склонность подростков к социально желательным ответам и работая по проблеме исследования, нами был выбран следующий диагностический инструментарий для выявления социальной желательности:
1) Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса.
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со шкалой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Опросник состоит из 58 утверждений. Согласно инструкции, обследуемый должен ставить «+» напротив того утверждения, с которым он согласен и «-», напротив того утверждения с которым опрашиваемый не согласен.
Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.
В опросе приняли участие 32 человека, учащиеся данной школы.
Для проведения исследования Нами была выбрана группа подростков от 13 до 16 лет.
Этапы работы:
1) Начальный этап:
Задача - набрать группу подростков склонных к социальной желательности.
2) Основной этап:
Задача - проведение диагностического обследования;
3) Обработка и сравнительный анализ результатов:
Задача - сравнить результаты и сделать выводы.
Нами была выбрана именно эта методика потому, что причиной социально желательных ответов может быть их тревожное отношение к процессу учения.
Результаты теста предоставлены в таблицах, диаграммах и приложениях (см.. таблица 4 и 5, Диаграмма 1, Приложение 2 Диаграмма 1-32, Диаграмма 2, Приложение 3 Диаграмма 1-32.
2) Методика А. Прихожан «Мотивация и тревожность»
Цель: выявление у подростка определенного уровня мотивации и шкалы тревожности.
Методика состоит из 40 утверждений и предложенных 4 ответов, обследуемому, необходимо выбрать лишь один ответ на каждое утверждение. В опросе приняли участие 32 человека, учащиеся данной школы.
Для проведения исследования Нами была выбрана группа подростков от 13 до 16 лет.
Этапы работы:
1) Начальный этап:
Задача - набрать группу подростков склонных к социальной желательности.
2) Основной этап:
Задача - проведение диагностического обследования;
3) Обработка и сравнительный анализ результатов:
Задача - сравнить результаты и сделать выводы.
Результаты методики представлены в виде таблицы (см. таблица 1, 2, 3).
3) Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
Цель: определение внутри семейных взаимоотношений между родителями и их детьми.
Данный опросник предназначен для родителей, благодаря результатам, которые мы получили от родителей обследуемых детей, можно выявить какие взаимоотношения в семье, существует ли нарушение семейного воспитания и какие причины этому способствуют.
Результаты опросника представлены в таблице и диаграмме (см. таблица 6, диаграмме 3).
2.2 Организация работы с подростками «дающими» социально желательные ответы и результаты исследования
Исследование по методике А. Прихожан «Мотивация и тревожность» показали следующие средне групповые результаты (см. таблица 1):
1. Учащиеся имеют низкий уровень познавательной активности.
2. Учащиеся имеют низкий уровень мотивации достижений.
3. Учащиеся имеют низкий уровень тревожности.
4. Учащиеся имеют низкий уровень гнева.
Таблица 1. Обработка и интерпретация результатов
№
Ф.И.О.
Факторы тревожности
Познавательная
активность
Мотивация достижений
Тревожность
Гнев
1.
Б. Е.
17
18
16
18
2.
Б. Е.
22
20
20
15
3.
Д. В.
24
24
20
15
4.
Д. А.
14
24
18
14
5.
К. А.
23
24
18
18
6.
К.Ю.
21
19
20
16
7.
М. А.
23
23
25
15
8.
П. М.
24
23
17
19
9.
П. Я.
21
17
20
18
10.
П. И.
25
23
15
16
11.
Ф. С.
21
18
21
22
12.
А.Ш.
24
23
24
12
13.
М.Х.
19
24
24
13
14.
У.Е.
24
20
24
15
15.
В.З.
18
18
25
24
16.
М.В.
22
25
20
19
17.
Е.Б.
22
25
25
16
18.
Н.Т.
25
26
25
18
19.
О.С.
22
25
18
18
20.
Е.В.
21
22
23
17
21.
А.Б.
22
24
27
20
22.
М.М.
18
24
23
17
23.
О.П.
21
20
19
16
24.
Ю.Н.
20
21
22
19
25.
С.С.
23
26
26
19
26.
В.М.
27
24
24
17
27.
Н.М.
22
23
23
18
28.
С.Ц.
20
22
26
12
29.
П.А.
21
24
19
16
30.
Г.Р.
20
20
22
17
31.
Э.С.
20
17
24
21
32.
И.Б.
25
18
23
15
Норма
31-40
45-60
10-19
10-14
Средний показатель
по группе
14,3
14,8
15,2
11,2
Изучение уровень мотивации учащихся экспериментальной группы показал, что у большинства (82%) выявилось отрицательное эмоциональное отношение к учению, у трех учащихся (9%) средний уровень, но со сниженной познавательной мотивацией, у трех учащихся (9%) резко отрицательное отношение к учению (см. таблица 2).
Таблица 2. Уровень мотивации
№
Ф.И.
Уровень
Суммарный балл
Характеристика
1.
Б. Е.
4
1
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
2.
Б. Л.
4
7
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
3.
Д. В.
3
13
Средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией
4.
Д. А.
4
6
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
5.
К. А.
4
11
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
6.
К. Ю.
4
4
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
7.
М. А.
4
6
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
8.
П. М.
4
11
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
9.
П. Я.
4
0
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
10.
П. И.
3
17
Средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией
11.
Ф.С.
5
-4
Резко отрицательное отношение к учению
12.
А.Ш.
4
11
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
13.
М.Х.
4
6
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
14.
У.Е.
4
5
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
15.
В.З.
5
-13
Резко отрицательное отношение к учению
16.
М.В.
4
8
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
17.
Е.Б.
3
16
Средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией
18.
Н.Т.
4
8
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
19.
О.С.
4
11
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
20.
Е.В.
4
3
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
21.
А.Б.
4
-1
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
22.
М.М.
4
2
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
23.
О.П.
4
6
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
24.
Ю.Н.
4
0
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
25.
С.С.
4
4
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
26.
В.М.
4
10
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
27.
Н.М.
4
4
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
28.
С.Ц.
4
4
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
29.
П.А.
4
10
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
30.
Г.Р.
4
1
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
31.
Э.С.
5
-8
Резко отрицательное отношение к учению
32.
И.Б.
4
5
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
При обработке данных, нами были выявлены следующие результаты (см. таблица 3):
1. Уровень познавательной активности у учащихся экспериментальной группы средний - у (90%) учащихся, у (10%) - низкий;
2. Уровень тревожности низкий (27,3%), средний (63,7%), высокий (9%);
3. Уровень гнева низкий (9%), средний (82%), высокий (9%);
4. Диффузное эмоциональное отношение к учению испытывают (72,8%) учащихся, переживание «школьной скуки» (18,2%), диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей (9%).
Таблица 3. Интерпретация данных
№
Ф. И.
Шкала
Интерпретация
результатов
Познавательная активность
Тревожность
Гнев
1.
Б. Е.
Низкий
Средний
Средний
Переживание «школьной скуки»
2.
Б. Е.
Средний
Средний
Средний
Диффузное эмоциональное отношение
3.
Д. В.
Средний
Средний
Средний
Диффузное эмоциональное отношение
4.
Д. А.
Низкий
Низкий
Низкий
Переживание «школьной скуки»
5.
К. А.
Средний
Низкий
Средний
Диффузное эмоциональное отношение
6.
К. Ю.
Средний
Средний
Средний
Диффузное эмоциональное отношение
7.
М. А.
Средний
Высокий
Средний
Школьная тревожность
8.
П. М.
Средний
Средний
Средний
Диффузное эмоциональное отношение
9.
П. Я.
Средний
Средний
Средний
Диффузное эмоциональное отношение
10.
П. И.
Средний
Низкий
Средний
Диффузное эмоциональное отношение
11.
Ф. С.
Средний
Средний
Высокий
Диффузное
эмоциональное
отношение при
фрустрированности значимых
потребностей
12.
А.Ш.
Средний
Высокий
Средний
Школьная
тревожность
13.
М.Х.
Низкий
Средний
Средний
Переживание
«школьной скуки»
14.
У.Е.
Средний
Высокий
Средний
Школьная
тревожность
15.
В.З.
Низкий
Средний
Высокий
Негативное
эмоциональное
отношение
16.
М.В.
Средний
Средний
Средний
Диффузное
эмоциональное
отношение
17.
Е.Б.
Средний
Высокий
Средний
Школьная
тревожность
18.
Н.Т.
Средний
Высокий
Средний
Школьная
тревожность
19.
О.С.
Средний
Средний
Высокий
Диффузное эмоциональное отношение при
фрустрированности значимых
потребностей
20.
Е.В.
Средний
Средний
Средний
Диффузное
эмоциональное
отношение
21.
А.Б.
Средний
Высокий
Средний
Школьная
тревожность
22.
М.М.
Низкий
Средний
Средний
Переживание
«школьной скуки»
23.
О.П.
Средний
Средний
Средний
Диффузное
эмоциональное
отношение
24.
Ю.Н.
Средний
Средний
Средний
Диффузное
эмоциональное
отношение
25.
С.С.
Средний
Высокий
Средний
Школьная
тревожность
26.
В.М.
Средний
Средний
Средний
Диффузное
эмоциональное
отношение
27.
Н.М.
Средний
Средний
Средний
Диффузное
эмоциональное
отношение
28.
С.Ц.
Низкий
Высокий
Низкий
Школьная
тревожность
29.
П.А.
Средний
Средний
Средний
Диффузное
эмоциональное
отношение
30.
Г.Р.
Низкий
Средний
Средний
Переживание
«школьной скуки»
31.
Э.С.
Средний
Средний
Средний
Диффузное
эмоциональное
отношение
32.
И.Б.
Средний
Высокий
Средний
Школьная
тревожность
Исходя из данных диагностического исследования, можно сделать вывод о том, что у большинства испытуемых, а именно у 15 учащихся (47%), было выявлено диффузное эмоциональное отношение к учению. То есть, эти подростки не имеют особого стремления к учению, их эмоциональное отношение зависит от настроения, мотивации, и именно такое отношение мешает им благополучно обучаться, быть успешными в плане учения. 5 учащихся (16%) испытывают переживание «школьной скуки», то есть учебный процесс их не привлекает. Такие подростки не стремятся узнавать что-то новое, их трудно заинтересовать в чем-либо. 9 учащихся (28%) - испытывает школьную тревожность, по поводу проблем связанных с учением в школе. 2 учащихся (6%) испытывает - диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей, это можно объяснить следующим: у подростка нет определенного стремления к процессу обучения и он находит единственный выход из положения - это обман. 1 учащийся (3%) испытывает негативное эмоциональное отношение к процессу учения.