бесплатные рефераты

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Пассивность

Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребёнка, считают, что просто «тихоня», отличающийся хорошим поведением. Тем не менее, это далеко не всегда так.

Тихие дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятные эмоции. Ребёнок может быть несчастным, подавленным, застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным, ибо может пройти немало времени, прежде чем появится ответная реакция.

Нередко тихое поведение ребёнка - реакция на невнимание или неурядицы дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в своём мире. Проявлением этого является посасывание пальца, царапание кожи, выдёргивания у себя волос или ресниц, раскачивание и пр.

Простое приказание прекратить это занятие вряд ли сработает, так как оно помогает ребёнку справиться с душевным состоянием. Более эффективным будет всё то, что поможет ему выразить эмоции. Необходимо также выяснить, какие события или обстоятельства вызвали у ребёнка такое состояние, так как осведомлённость поможет найти пути установления контакта с ним. Если позволяет возраст, можно простимулировать ребёнка выразить свои чувства в игре или доверительной беседе. Основные направления работы с таким ребёнком - помочь выразить свои переживания в иной, более приемлемой форме, добиться его доверия и расположения, разрешить в непосредственном контакте с родителями ту ситуацию, которая вызывает у ребёнка столь тяжёлые переживания.

Другой причиной тихого пассивного поведения ребёнка могут быть страх перед незнакомыми новыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумения обратиться ко взрослому. Такой ребёнок может и не нуждается в физической ласке или вообще не переносить физических контактов.

Всегда есть риск, что ребёнок слишком сильно привязан к взрослому, вытащившему его из «скорлупы». Необходимо помочь ребёнку приобрести уверенность в себе, только тогда он сможет выйти из-под опеки одного взрослого, которому доверяет, и научится сам сходиться с новыми людьми - сверстниками и взрослыми.

Застенчивость - черта характера, выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих, безмотивное чувство стыда. Противоположная черта - беззастенчивость, нахальство. Застенчивость свойственна преимущественно девочкам, особенно тем, кому с ранних лет внушали мысль о внешней привлекательности. Мальчиками, застенчивость порою преодолевается с помощью нарочито дерзких выходок, грубости по отношению к сверстникам и взрослым. Застенчивость является серьёзной помехой в учении детей. Она обуславливает страх перед вызовом отвечать у доски, любым устным ответом. Застенчивый ребёнок не в состоянии использовать при ответе имеющиеся у него знания. Со временем подобная ситуация определяет полную пассивность ребёнка на занятиях и общественной деятельности.

В семье застенчивого ребёнка развивается над влиянием излишне строгого, авторитарного стиля воспитания, когда подавляются многие его личностные проявления, никто не интересуется его мнением, часты наказания, включая физические.

Ранние проявления застенчивости можно скорректировать, постоянно одобряя ребёнка побуждая его высказывать собственное мнения, включая в игры, где необходима инициатива, умение принять быстрое решение, проявить смелость. Полезны беседы с разбором удачных действий и поступков ребёнка.

Гиперактивность

В основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста, физические и психические травмы. Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов, как эта, весьма распространённая в дошкольном возрасте.

Основные признаки гипердинамического синдрома - отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребёнок импульсивен, и никто не рискнёт предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из - за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребёнок в детском коллективе.

Самая большая проблема гипердинамичного ребёнка - его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.

Пик проявлений гипердинамического синдрома - 6-7 лет. В благоприятных случаях к 14-15 годам его острота сглаживается, а первые его проявления можно заметить ещё в младенчестве.

Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребёнка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни. Необходимо чётко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребёнка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игр с правилами, спортивные занятия. Самое главное - подчинить его действия цели и приучить достигать её.

В старшем дошкольном возрасте гипердинамического ребёнка начинают приучать к усидчивости. Когда он набегается и устанет, ему можно предложить занятия лепкой, рисованием, конструированием, причём нужно обязательно постараться сделать так, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребёнка довести начатое дело до конца. На первых порах требуется настойчивость взрослых, которые порой буквально физически удерживают ребёнка за столом, помогая ему закончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычной и, поступив в школу, он сможет усидеть за партой весь урок.

Если коррекционная работа с гиперактивным ребёнком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6-7 годам проявления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребёнок столкнётся ещё с более серьёзными трудностями.

Говоря о эмоциональных нарушениях в старшем дошкольном возрасте параллельно нужно говорить и о коррекции таковых, так как такие нарушения могут вести к определённым негативным последствиям для ребёнка в дальнейшей его жизни. Для этого нужно выявить нарушение и проводить коррекционную работу.

Психологическая диагностика эмоциональных нарушений очень сложна и требует тщательного дифференцированного подхода к этой проблеме.

Анализ направленности конфликта у детей - первый этап психологической диагностики. Его успешность зависит от способности психолога видеть и анализировать эмоциональные проявления ребёнка, что достигается в процессе наблюдения за игрой ребёнка, направленной беседы с родителями и педагогами. После этого рекомендуется использовать психологические методики для уточнения полученных данных. Экспериментально-психологическое обследования детей с эмоциональными нарушениями рекомендуется проводить как индивидуально, так и в присутствии родителей. Перед психологом стоит важная задача диагностировать родительскую позицию по отношению к ребёнку, проанализировать родительские установки и стили воспитания, оценить психологический климат в семье. Наибольшую информацию психологу, как правило, даёт совместная с обменом ролей игра родителей с детьми, где за основу берутся ситуации, возникающие в семье. Опыт показывает огромное преимущество игровых методов в системе диагностики. Следует подчеркнуть, что сам процесс диагностики продолжается на других этапах психокоррекционного комплекса, так как определяющим принципом психологической коррекции является единство диагностики и коррекции.

В данном параграфе мы кратко описали некоторые виды эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста. Какие психологические методы диагностики и коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте, используют психологи мы расскажем в следующем параграфе.

1.3 Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей - это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Значительный этап работы с этими детьми - коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные.

Коррекционная работа может проводиться 1-2 раза в неделю. На каждого ребёнка заводится дневник наблюдений, который позволяет проследить за его поведением.

Человеческая натура обладает замечательной гибкостью, готовностью адаптироваться к окружающей среде, и наша задача - сделать эту среду наиболее благоприятной для ребёнка.

- приблизить условия детского сада к домашним;

- разрешить детям свободно передвигаться по всему учреждению;

- обеспечить доброжелательное отношение воспитателей и специалистов к своим подопечным, постоянно внушая им уверенность в свои силы;

- давать детям различные поручения, требующие вступления в контакт со взрослыми.

С целью коррекции, в старшем дошкольном возрасте, можно использовать изобразительное творчество детей и игры, содержание, организация и методика проведения которых будет направлена:

- на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности детей, на их двигательное раскрепощение;

- на развитие у детей навыков совместной деятельности, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

В нашей работе мы кратко рассмотрим некоторые психологические методы коррекции.

1 Сказкотерапия - это самый древний психологический и педагогический метод. Он оказывается эффективный в работе не только с маленькими детьми, но и со взрослыми. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки даёт удивительный эффект и помогает преодолевать жизненные трудности

Современному ребёнку мало просто прочитать сказку, поговорить о её сюжете, о героях. Сказку необходимо осмыслить, вместе с детьми искать и находить скрытый смысл - уроки. Сказкатерапия - суть её в процессе образований связей между сказочными событиями, героями и поведением в реальной жизни, т.е. это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, которых ребёнок усваивает. Слушая сказки ребёнок накапливает в своём подсознании и при необходимости применяет в жизни.

В процессе сказкотерапии можно использовать разные жанры: притчи, былины, мифы, анекдоты и др. Типы сказок использующиеся в сказкотерапии: Художественные - народные, авторские - дидактические, психотерапевтические, медитативные, психологические.

Художественные сказки - их древняя основа - единство человека и природы несут в себе важные идеи мироустройства: 1) окружающий нас мир - живой. 2) все имеют право на собственную жизнь. 3) разделение добра и зла и победа добра. 4) всё самое ценное даётся через испытание, а что далось даром быстро теряется. 5) вокруг много помощников.

Дидактические сказки - они создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. В роли героев - цифры, буквы. В них раскрывается смысл и важность определённых знаний.

Психологические сказки - создаются для мягкого влияния на поведения ребёнка. Коррекционный смысл их в том, что происходит замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснения ребёнку смысла происходящего. Их создают сами психологи.

Психотерапевтические - это сказки врачующие душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий, помогающий увидеть жизнь с другой, скрытой стороны. Многие из них посвящены проблемам жизни и смерти и т.д.

Медитативные - они создаются для снятия психо-эмоционального напряжения для накопления положительного опыта, положительных моделей взаимоотношений и т.д. В них нет конфликтов и злых героев. 1 вид. Они строятся по типу путешествия. И 2 вид сказки в которых отражены идеальные отношения между родителями и т.д.

Игротерапия - это использование игры для коррекции тех или иных выражения «Я». В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности. Игротерапия - индивидуальная, - коллективная, - директивная - взрослый руководит игрой. Педагог выступает в качестве организатора и транслятора её символического значения, - не директивная - спонтанные игры самих детей Ролевая гимнастика. Уже в 3-4 года дети осваивают ролевые действия: походить как кошка, помяукать и т.д. Пальчиковые игры. Происходит обучение элементарной техники, выразительных движений, управление своим телом. 5-6 лет используют ролевые образцы т.е. ребёнок полностью принимает роль сказочных героев, животных, неодушевлённых предметов. При этом он использует голос, мимика, жесты, движения.

б) Психодрама. - это разыгрывание по ролям каких либо сюжетов. Пальчиковая драмматизация - разыгрывание сюжетов с помощью пальцев.

2 Игры направленные на развитие произвольности - умение управлятьсобой. Дети знакомятся с понятием «Сила», «Воля», хозяин своих чувств. Самоконтроль - догонялки, соревнования - эстафета.

3 Игры на развитие коммуникативных навыков. Они обучают умению сотрудничать, развивают вербальные и невербальные средства общения и т.д.

4 Игры на развитие воображения и творческого мышления.

3 Музыкатерапия. Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде.. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику. Все виды роковой музыки действуют угнетающе. Резко уменьшают объём памяти, внимания. В мозгу образуются вспышки, аналогичные приступам эпилепсии. Низкие звуки - стабилизируют психику. Высокие звуки - дестабилизируют психику. Сейчас активно начинают применять колоколотерапию. Сегодня разработаны целые пакеты программ, в которых подобраны определённые музыкальные произведения для лечения болезней. «Музыка гармонии» Гайден - хорошее чувства и др.

Возможности музыкатерапии.

а) Активизировать ребёнка, поднять настроение.

б) Улучшения эмоционального настроения.

в) Мышечная релаксация.

г) Успокоение.

д) Обогащение эмоционального мира.

Формы использования музыкотерапии.

а) На занятии в качестве фона.

б) При засыпании.

в) Для выплеска энергии.

Самостоятельные упражнения с музыкальными инструментами - выразить свои чувства, музыку радости, музыка страха.

4 Телесно-ориентированная терапия

Это методы работы с психикой, через тело. В происхождение большинства болезней и расстройств большую роль играет ненормально повышенное эмоциональное и мышечное напряжение, которое является результатом нарушения гармонии между человеком и окружающим миром. Когда баланс нарушен, организм начинает искать выходы из трудной ситуации путём напряжения. Если стресс затягивается, напряжённость нарастает - возникает болезнь.

Цели этой терапии:

1 Снятие психологического напряжения

2 Снятие заторможенности, скованности.

3 Осознание своего тела, его возможности. Принять его, научиться им управлять.

Форма - релаксация приводит к снятию усталости, напряжения.

Форма работы с детьми:

1 Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.

2 Мышечная релаксация по представлению. Дети принимают позу покоя, включается приятная музыка, воспитатель задаёт какую то картинку.

3 Саморегуляция - научить ребёнка помогать самому себе, познакомить с методами саморегуляции.

4 Дыхательные упражнения. Задачи таких упражнений: успокаивает нервную систему, гасит эмоции, избавляет от тревожных мыслей, учит ощущать и контролировать свои мысли

5 Йоговские техники. В детском учреждении применяется адаптированный, специальный комплекс под названием «Баба Яга». Цели: Развивает умение управлять своим телом, дыханием. Освобождает от стресса или напряжения, приносит расслабление, умиротворённость, открытость к внешнему миру. Мышечная и психологическая релаксация.

6 Танцевальная терапия. Средство самовыражения. В основе танцевальной терапии лежит убеждение в том, что наша манера двигаться отражает наши личностные особенности, т.е. существует прямая связь между состоянием нашей души, разумом и движениями. Основной акцент делается на спантанность, техника танцевальных движений не учитывается и не важна, главное здесь самовыражение. Приводит к свободе выразительности движений. Так же укрепляет силы как на психическом, так и на физическом уровне. Даёт заряд бодрости и энергии.

Формы, виды Упражнений.

1 Сочинить свой танец.

2 Танец на тему: «Течение воды», «Полёт бабочки».

3 Свободный танец с закрытыми глазами и др.

5 Библиотерапия

Она включает в себя сочинения литературных произведений и чтение

1 форма. Создать чьё-либо в жизни описание.

2 форма. Письмо некоторым частям своего тела. Письмо от части тела к тебе

3 форма. Описать сильное переживание своей жизни в 5 строках, в рифме.

4 форма. Придумать сказку на любую тему.

6 Арт-терапия - лечение искусством. Искусство всегда являлось для людей источником наслаждения и удовольствия. Методика арт-терапии базируется на убеждении. Что внутреннее «Я» человека отражается в его рисунках всякий раз, когда он об этом не думает, т.е. рисует спонтанно. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов: страхи, внутренние конфликты, сны и т.д.

Существует два направления арт-терапии. 1) Восприятие готового произведения искусства. Здесь важно побуждать ребёнка выражать свои чувства возникшие при рассматривании. Это даёт развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка. 2) Самостоятельное рисование, в котором ребёнок выражает мироощущения и свои эмоции.

Арт-терапия может способствовать достижению следующих целей:

1 Дать социально приемлемый выход агрессии и других негативных чувств.

2 Получить богатый материал для диагностики.

3 Проработать мысли и чувства, которые находятся под запретом или подавлены. Сконцентрировать внимание на своих чувствах, ощущениях.

Существуют определённые формы работы.

1 Спонтанное рисование. Выдаются бумага и средства рисования. Специального задания не даётся. Можно включить спокойную музыку. Глаза слегка прикрыты и рука сама водит по бумаги так, как ей хочется. Это учит вслушиваться в себя, выражать свои чувства, посмотреть на свой мир со стороны. Умение понимать мир другого через рисунки.

2 Ассоциативное рисование - это рисунки на тему: «Моя болезнь», «Мой дом» и т.д. Берутся темы из области чувств и взаимоотношений.

3 Рисование чувства. Берётся секундомер или песочные часы, в течении минуты смотрим на цветок, а потом рисуем не цветок, а свои эмоции и ощущения, которые вы испытывали глядя на него.

4 Рисование пальцами рук и ног. Такое рисование даёт чувство наслаждения, понятия настроения, снятия скованности

5 Рисование музыки.

Основные условия занятий по арт-терапии. Все занятия должны носить непринуждённый и спонтанный характер в отличие от организованной деятельности. Здесь не ставятся такие цели как например развитие художественного творчества и художественные таланты роли не играют. Акцент делается на самовыражении своих чувств на своё ощущение.

Более подробно в нашей работе мы рассмотрим изобразительное творчество - Арт-терапия.

Изобразительное творчество является одним из ведущих методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков.

Ещё в 1930-х годах для коррекции эмоционально-личностных проблем ребёнка психоаналитиками был предложен метод арт-терапии.

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребёнка.

В исследованиях психологов было давно замечено: рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребёнка, помогает детям узнать себя и свои способности.

Р. Альшулер и Э. Крамер выделяют четыре типа изображений, показывающих как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности ребёнка. Это бесформенные и хаотичные каракули, схемы, пиктограммы и собственно-художественные произведения. Каракули, например, представляя собой исходную стадию детского рисунка, в более старшем возрасте могут выражать чувство беспомощности и одиночества.

В схематичных изображениях и пиктограммах в более старшем возрасте проектируются сублимация подавленных желаний или потребность в защите. Символические изображения отражают подавленные аффекты в форме сублимации.

В отечественной психологии методы арт-терапии использовались в коррекции психических заболеваний у взрослых и неврозов у детей.

Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний внутреннего мира. Уже сама преобладание серых тонов и доминирование чёрного цвета в рисунках подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывает уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчётливых, но пересекающихся линий. При заторможенности, замкнутости и тем более беспокойстве дети рисуют мало предпочитая другие виды деятельности.

Особую ценность представляет рисование в группе по следующим, поочерёдно предлагаемым на каждом занятии темам: «В детском саду», «На улице», «Во дворе», «Дома», «Семья» «Что было со мной самое плохое или хорошее», «Кем я хочу стать».

При рисовании целесообразнее всего пользоваться вначале цветными карандашами. За месяц до этого можно попросить детям принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в группе. Цель этого заключается в активизации интереса к рисованию дома. Его отсутствие обедняет психическое развитие детей и свидетельствует о наличии в нём каких-то затруднений.

Темы для рисования на первых занятиях в группе выбираются самими детьми. Это может быть домик, машина, дерево, затем мишка, собака, птичка, человечек и т.д. Дети сами выбирают, с кем они будут сидеть за столиками, и уже это выявляет их симпатии и антипатии.

После предварительных занятий, можно приступать к тематическому рисованию. Не превышающие 30 минут занятия проводятся раз в несколько дней и затрагивают одну, максимум две темы. Если кто-то из детей отказывается рисовать, не следует фиксировать на этом внимание, как и подчёркивать успехи других.

Например, в рисунке на тему «В детском саду» представляет интерес взаимное расположение фигур сверстников и автора рисунка. Дети с истерическими чертами характера вне зависимости от своего реального положения рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют совсем, что отражает проблемы взаимопонимания с ними, то же относится к рисунку «На улице, во дворе», указывающем на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов в чрезмерную опеку в семье. На рисунке «Дома» изображается какая-либо семейная сценка, вроде «папа читает газету, мама готовит еду, младший брат или сестра находятся в дальнем углу, а бабушка стоит».

К наиболее информативным относится рисунок на тему «Семья». В отличие от предыдущего, даётся инструкция нарисовать всех, с кем живёт ребёнок. При анализе рисунка следует учитывать возможность не только объективного отражения семейной ситуации, но и установку на её изменение в благоприятную для ребёнка сторону. Всё же имеет значение порядок и близость расположения фигур и особое место, где находится сам ребёнок: между родителями или рядом с одним из них. В последнем случае это говорит о более выраженной привязанности к одному из родителей. Заслуживают внимание и размеры фигур, соотносимые с их ролью в семье и авторитетом для ребёнка. Наконец, общая цветовая гамма с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.

Тема «Самое плохое или хорошее» представляет возможность выбора событий, происходящих с детьми. Большинство из них предпочитает отображать в рисунке хорошее, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее почти в каждой группе находятся несколько детей, рисующих неприятные события, что может послужить основой для последующей, психотерапевтически ориентированной беседы с ними.

«Кем я хочу стать» - заключительный раздел тематического рисования в группе, вносящий в него оптимистическую струю и способствующий повышению уверенности детей в своих силах.

В данном параграфе мы описали основные методы коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Подробно остановились на одной из ведущих и эффективных методиках арт-терапии признанной многими психологами мира. Для подтверждения данной версии эмоциональных нарушений у старших дошкольников нами была проведена экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников.

2. Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников

2.1 Организация и методы исследования. Результаты первичного исследования

В своей экспериментальной работе по изучению эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста мы выбрали две методики: 1 «Пальцем окрашивания тест», 2 Тест «Дом, дерево, человек». Для изучения эмоционального состояния детей мы взяли старшую группу «Росинка», детского сада «Радость» №55 города Лесосибирска.

Данная работа проводилась поэтапно в течении длительного времени.

1 Этап - 12.01.2006-2.02 2006. На этом этапе проводилось изучение литературы по проблеме исследования, ознакомление с конкретными методами психотерапии искусством, отбор методик для выявления негативных эмоциональных состояний у старших дошкольников. Также на данном этапе мы провели диагностику и подведение результатов первичного исследования.

2 Этап - 4.02.2006-4.09.2006. Это этап основной в нашей работе. Создавалась и апробировалась коррекционная система занятий для работы с старшими дошкольниками с использованием арт - терапевтических методов и приёмов

3 Этап - 5.09.2006-28.09.2006. Этот заключительный этап предусматривал повторное диагностическое исследование и выявление негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста прошедших коррекционную работу, и полученные данные сравнились с результатами диагностического обследования 1 этапе.

В самом начале было проведены отобранные нами рисуночные тесты и определены первичные результаты. За данной группой детей проводилось наблюдения. Путём наблюдения можно оценивать некоторые индивидуальные особенности старших дошкольников. На основании поведенческих реакций наиболее часто встречающихся на занятиях, в свободной деятельности и в повседневном общении можно сделать вывод о силе уравновешенности, подвижности нервных процессов.

В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны также более тонкие пороги чувствительности, длительные переживания даже при небольших психотравмирующих воздействиях.

Проводились Наблюдения за детьми в разных видах деятельности. Мы рассмотрели причины, вызывающие трудности в развитии эмоциональной сферы. Особо яркие моменты поведения отмечались в бланках, после чего проводился количественный и качественный анализ результатов.

После окончания наблюдения, заполнения бланков мы составили сводную таблицу. В таблице в процентном отношении представлены результаты выраженности нарушенных эмоциональных состояний: инфантильная агрессивность, сверхактиность, обособленность, страх, трудности в обучении, агрессивное поведение, скованное поведение, пассивно - агрессивное поведение.

При наблюдении за детьми в процессе проведения занятий мы можем отметить, что почти все дети имеют трудности. Это сопровождается чувством тревоги, неудовлетворённости. Свою неудовлетворённость он компенсирует в свободной игре, на прогулке, где проявляет себя агрессивно, сердится, грозит причинить другим детям зло, сердито смотрит на окружающих.

Анализируя результаты можно отметить, что агрессивное поведение сочетается со сверх активностью и страхом это значит, что в любой момент в поведении детей может возникнуть признак непредсказуемости поведения.

Выбранный нами метод наблюдения является неотъемлемой процедурой выявления особенностей эмоционального состояния.

По итоговым результатам тестов и наблюдений были проведены ряд коррекционных занятий и упражнений, основная цель которых - познакомить детей с разными видами эмоций, учить детей управлять своими эмоциями, создать положительный эмоциональный настрой в данной группе. На заключительном этапе нашей работы, были повторно проведены выбранные тесты и сделан анализ результатов коррекционной работы по эмоциональным нарушениям у детей этой группы.

Таблица 1. Сводная таблица наблюдений за детьми

Признаки

Виталя

Даша

Серёжа

Артём

М

Арина

Юля

Таня

Артём

Д

Настя

Яна

Инфальтильная агрессивность

57

7

10

17

0

0

25

0

0

14

Сверхактивность

61

33

9

33

28

0

56

23

0

0

Обособленность

3

0

10

0

3

14

0

7

0

0

Страх

14

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Трудности в обучении

25

25

0

46

0

67

89

14

0

0

Агрессивное поведение

64

14

0

0

0

0

21

3

0

10

Скованное поведение

17

14

7

14

21

25

3

3

3

3

Пассивно - агрессивное поведение

25

28

28

0

28

0

0

17

0

14

Таблица 2. Карта наблюдений за Виталей С. В различных видах деятельности

Признаки

На занятии

Перерыве между занятиями

Во время

Индив.

работы

Утро

Своб.

деятельность

Прогулка Своб.

деятельность

Подготовка ко сну

Вечер

Своб.

деятельность

Итог

Среднее

Инфантильная

агрессивность

1 Задиристый.

2 Часто ссорится с детьми.

3 Неугомонный, буйный, непослушный.

4 Сердит других детей.

+

+

-

+

75%

+

+

-

+

75%

-

-

+

-

25%

+

-

-

+

50%

+

+

-

+

75%

+

-

+

+

75%

-

-

-

+

25%

400%

57.2%

Сверхактивность

1 Находится в постоянном движении.

2 Не умеет ждать.

3 Характерны внезапные проявления буйного темперамента.

+

+

+

100%

+

-

+

66%

-

-

-

0%

-

+

-

33%

+

+

+

100%

+

+

-

66%

-

+

+

66%

431%

61.5%

Обособленность
1 Застенчивый.
2 Любит одиночество.
3 Необщителен.

4 Пуглив

-
-
-
-

0%

-
-
-
-

0%

-
-
-
-

0%

-
+
-
-

25%

-
-
-
-

0%

-
-
-
-

0%

-
-
-
-

0%

25%

3.5%

Страх
1 ощущает страх перед садом.
2 Жалуется что его не любят
3 Боязнь темноты.

4 Беспокойный сон.

-
+
-
-

25%

-
+
-
-

25%

-
+
-
-

25%

-
-
-
-
0%
-
-
-
-

0%

-
-
-
-

0%

-
+
-
-

25%

100%

14.29%

Трудности в обучении.
1 Легко отвлекается
2 Запоминает материал с трудом
3 Отстаёт от других детей

4 Плохо считает

+
-
-
-

25%

+
-
-
-

25%

-
-
-
-

25%

+
-
-
-

25%

+
-
-
-

25%

+
-
-
-

25%

+
-
-
-

25%

175%

25%

Агрессивное поведение.
1 Охотно провоцирует детей.
2 Мешает другим детям своим поведением
3 Толкает, бьёт других детей.

4 Когда сердится, грозит причинить другим зло

+
+
-
-
50%
+
+
+
+

100%

-
-
-
-

0%

+
+
+
+
100%
+
-
-
+

50%

+
+
-
+
75%
+
+
-
+
75%

450%

64.2%

Скованное поведение. Страх.
1 Боится чужих взрослых.
2 Изменение ситуации его легко выводит из равновесия
3 Боится, что проиграет во время игры
4 Быстро пугается.

5 Не защищается, когда другие дети обижают.

-
-
-
-
-

0%

-
+
-
-
-

20%

-
-
-
-
-

0%

-
+
-
-
-

20%

-
+
-
-
-

20%

-
-
-
-
-

20%

-
+
-
-
-

20%

120%

17.1%

Пассивно-агрессивное поведение.
1 Становится капризным и упрямым, если что-то не получается так как он хочет.
2 Обижается на малейшую критику по отношению к себе.
3 Постоянно заряжен гневом.

4 Сердито и зло смотрит на окружающих

+
+
-
-

50%

+
-
-
-
25%
-
-
-
-
0%
+
+
-
-
25%
+
+
-
-

25%

+
+
-
-

25%

+
+
-
-

25%

17,5%

25%

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ