бесплатные рефераты

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста

+ наличие признаков
- отсутствие признаков
Первый отобранный нами тест называется «Пальцем окрашивания тест». Эта проективная методика исследования личности. Описана Рут Ф. Шоу. В 1932 г. Методика рисования пальцем родилась в Риме для преодоления специфических проблем, возникавших в её школе. Эта была школа, где встречались дети различных национальностей, говорящие на различных языках, и рисование пальцами должно было стать таким методом самовыражения, который бы подходил всем и не зависел от вербализации.
Мисс Шоу обратила внимание психологов на свою новую образовательную методику, когда заметила, что она помогает её юным ученикам справится с определёнными эмоциональными проблемами.
Обследуемому предлагают влажный лист бумаги и набор красок. Рисунок выполняется пальцем, который окунается в краску.
Проведения теста.
Перед тем как дети заходят в помещение, ёмкости должны быть наполнены водой, краски открыты, а лист помещён на столе. Детям даётся инструкция:
«Здесь имеется шесть основных цветов, которые можно использовать в любых сочетаниях для получения любого эффекта. Мы не используем кисти, потому что у нас есть десять пальцев. Пять на одной руке и пять на другой. Это гораздо больше, чем одна кисть. Делайте всё, что вы хотите сделать и скажите мне, когда закончите». Во время теста проводится наблюдения за тем как ребёнок рисует. Во времени ограничений не даётся. В среднем работа занимает 15 - 20 минут. После окончания рисунка ребёнка просят придумать название и задают вопрос, может ли ребёнок как-либо соотнести свой рисунок с собственной жизнью. Детей просят придумать рассказ, связанный с рисунком.
Анализ рисунков проводится следующим образом.
Наблюдение общего поведения. Определённые аспекты поведения индивида в тестовой ситуации имеют большое диагностическое значение. Ситуация рисования пальцами во многих отношениях напоминают игровую и представляет уникальную возможность получения таких данных о поведении, которые можно интерпретировать.
Поведение субъекта до и во время рисования включает в себя позу субъекта, скорость его движений, частоту дыхания и спонтанные высказывания. Уникальными факторами, характерными только для метода рисования пальцами, является реакция на влажность и тактильные ощущения испачканности.
Можно определить значение каждого определённого аспекта поведения, однако вместе все поведенческие реакции формируют целостную картину, по которой обычно можно судить об общей установке или настроении субъекта. Для удобства, выявленные из поведенческих характеристик установки и настроения можно суммировать под понятиями «дистанция» и «вовлеченность».
В ситуации рисования пальцами субъект может проявить две различные тенденции:
a. «Дистанция», которая показывает стремление индивида отделить
себя от задания;
b. «Вовлечённость», отражающее намерение полностью участвовать в процессе.
Дистанция. Часто первая реакция индивида в ситуации рисования пальцами предполагает доминирование «дистанционной» тенденции. Такое поведение можно классифицировать следующим образом:
а) Пространственно-физическое
б) Вербальное
в) Невербальное.
Может показаться, что дистанцируемые тенденции противоречат ранее заявленному утверждению, что рисование пальцами способствуют спонтанному участию и что примеры отвержения этого метода редки. На самом деле тенденция к дистанцированному поведению начинает уменьшаться с того момента, как субъект каким-либо образом вошёл в ситуацию рисования, к тому же ситуация настолько эмоционально заряжена, что способна сломить любую степень дистанцированности.
Дистантная тенденция может иметь различную глубинную мотивацию. Это может быть инфантильный негативизм, враждебность, осторожность и неудовлетворённость. Осторожность лучше всего видна в предвосхищающей реакцию на влагу и грязь. Это как раз тот случай, когда дистанция может быстро преодолена. После контакта с сыростью и «грязью» субъект может испытать сильное чувство удовлетворения и тогда перейти к ярко выраженному «вовлечённому» поведению.
Вовлечённость. В противоположность индивидам с дистанционным поведением, есть субъекты, которые готовы сразу же погрузиться в ситуацию рисования целиком. Такое поведение представляет вовлечённую тенденцию. В процессе рисования субъект может задействовать не только пальцы, но и движения всего тела. В мимических жестах будет выражаться восторг или гнев, к ритмичным движениям присоединяются ладони, плечи, спина.
Некоторые испытуемые наслаждаются длительным мытьём рук в воде. Поведение, показывающее доминирование «вовлечённой тенденции, лучше всего описать словами «погружение в работу». Мотивация, лежащая в основе вовлечённого поведения опять, же может быть различной. Она может быть представлена стремлением к удовлетворению, в частности от контакта с водой и «грязью», или это может быть агрессия и враждебность.
Некоторая степень вовлечённости присутствует уже с того момента, когда индивид вообще попадает в ситуацию рисования пальцами. Процессуальный анализ часто выявляет изменения в поведении субъекта в сторону увеличения степени вовлечённости.
Диагностические особенности процесса рисования пальцами

Затраченное время можно разделить на три значимых элемента:

1. продолжительность реакции до начала рисования,

2. паузы во время рисования,

3. общее время, затраченное на произведение каждого отдельного продукта и всех рисунков.

Продолжительность первой реакции. Она также может служить показателем относительной массы «вовлечённой» или «дистанционной» тенденцией. Некоторые субъекты сразу же приступают к занятию, другие приходят в замешательство, колеблются, сомневаются. Особенно длительная продолжительность реакции может свидетельствовать о преждевременной тревоге, связанной с реакциями на влагу и грязь.

Паузы во время рисования. Они могут быть связаны с неожиданными эмоциональными эффектами, возникшими из-за цветовых сочетаний или размера рисунка, вызывающих страх или тревогу. Столкнувшись с новым

цветовым сочетанием, которое, так или иначе, становится для него значимым, субъект может вербально или мимически выразить свой ужас или отвращение.

Общее время. Общее время рисования отражает то, в какой степени субъект позволяет себе быть вовлечённым в процесс. Некоторые испытуемые не способны отделить себя от ситуации рисования либо потому, что получают через него облегчение, либо из стремления к совершенству. Некоторые продолжают рисовать, пока бумага не начнёт рваться.

Использование пространства и местоположения

При рисовании пальцем большинство индивидов ограничивают себя пределами бумаги и стремятся занять большую часть листа. По этой причине отклонения в использовании бумаги становятся значительными для интерпретации. Обычно наблюдаются два основных вида отклонений. Их можно определить как «экспансия» и «ограничение».

Экспансия. Некоторые индивиды выходят за пределы бумаги и рисуют на поверхности стола. Человек с таким поведением может иногда выражать свою экспансивность по-другому. Хотя он и будет в своей работе придерживаться границ бумаги, организация его рисунка будет подразумевать экспансию. Например, это может быть жирная линия, проведённая через весь лист, без начала и конца. Такая экспансивность при рисовании пальцами может говорить об отрицательно эмоциональных неконтролируемых реакциях.

Отмечают, что дети, попадающие под определение экспансивных при рисовании пальцами, страдают несдержанностью или сверхагрессивностью.

Ограничение. Эта категория субъектов использует очень малую часть листа. Субъект, отказывающийся использовать своё пространство, предоставляет доказательства своей сдержанности и замкнутости, особенно когда рисунок расположен на самых углах листа или как бы подвешен в пространстве. В таких случаях предполагается, что эта реакция связана с тревожностью.

Цвет

Значения цветов схожи во многих проективных методиках. Цвета - это прямое выражение наших эмоций.

Светотени

Мазки

Под «мазками» имеются в виду окончательные продукты движения на поверхности рисунка. Значение мазков при рисовании пальцами близко к значению линий при рисовании карандашами. При рисовании пальцами мазки являются более прямым выражением внутренней динамики субъекта, потому что они являются прямым продолжением движений тела, и нет никакого инструмента - посредника, который бы тормозил момент экспрессии.

При интерпретации мазков внимание должно быть сфокусировано на повторяющихся особенностях, а не на каких-либо отдельных примерах. Более того, мазки можно понять только через их общую конфигурацию. Значение мазка определяется его связью с другими мазками. В самом общем интерпретационном значении можно сказать, что характер мазков определяется степенью эмоционального контроля. Грубо можно выделить следующие атрибуты мазков по четырём основным категориям:

1 Направление мазков.

2 Ширина, нажим и многочисленность мазков.

3 Форма и длина мазков.

4 Фактура мазков.

5 Содержание.

К содержанию рисунка относятся:

1. видимое для наблюдателя изображение, то есть объекты, фигуры и абстрактные образы, изображённые им на листе;

2 высказывания, которые он сделал по ходу или после рисования. Нулевым содержанием можно назвать тогда, когда субъект занимается

бесцельной мазнёй и неспособен дать на неё никаких вербальных реакций.

Возраст и другие факторы влияющие на содержание рисунка.

Организация содержания.

Другие диагностические аспекты содержания.

Процессуальный и последовательный анализ содержания.

Движения и жесты

Ритм

Результаты первичного исследования негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста по методике «Пальцем окрашивания тест».

Параметры негативных проявлений

Имя ребёнка

Виталя

Даша

Серёжа

Артём М.

Арина

Юля

Таня

Артём Д.

Настя

Яна

Поведение.

Дистанция

+

-

-

-

-

+

-

-

-

+

Использование пространства

Экспансия.

-

+

+

-

-

-

-

-

+

-

Ограничения

-

-

-

-

+

+

-

+

-

+

Преобладание цвета

Преобладание чёрного

+

-

+

+

-

+

+

+

-

-

Зелёный

-

+

+

-

+

-

-

-

+

+

Красный

+

+

-

+

+

+

-

-

+

+

Оранжевый

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Мазки

Горизонтальные

-

+

-

-

+

-

-

+

-

-

Короткие

+

-

-

-

+

-

+

-

-

-

Прерывистые

-

-

-

-

+

+

-

-

-

-

Сильный нажим

+

-

+

+

+

+

+

-

-

+

Итог

6

4

4

3

7

6

3

3

3

5

+ наличие факторов

отсутствие факторов

Нами составлена таблица на основе анализа детских рисунков. Для интерпретации данного теста нами также было составлено и использовано 11 показателей, по которым определяется степень негативных эмоциональных состояний каждого ребёнка. Из таблицы видно, что дети: Виталя, Арина, Юля, Яна проявили в своих рисунках больше негативных внутренних переживаний в виде тревоги, беспокойства и др., чем другие дети.

Сразу по окончании детьми работы с ними проводилась беседа по содержанию рисунка. Некоторые дети стеснялись говорить, что нарисовали. Это говорит о том, что у ребёнка имеются некоторые проблемы в плане общения не только с сверстниками, но и со взрослыми. Ещё одно доказательство наличия такой проблемы у девочки это наблюдения за ней во время рисования. Юля рисовать начала не сразу, немного поморщив нос - дистанция. Во время рисования всё время смотрела на «грязную» руку, но при этом ничего не говорила. Рисунок у неё получился аккуратный. Она боялась капнуть на лист. Также в её рисунке присутствуют все прямые символы замкнутости, пугливости, напряжения.

В рисунке Витали можно сразу увидеть красные, оранжевые цветовые пятна, что говорит о его враждебности по отношению к другим, а так же присутствие тревожности. Короткие штрихи в его рисунке, говорят о импульсивности поведения ребёнка.

В работе Арины мы увидели ограничения, что говорит о замкнутости ребёнка. Рисуя, ребёнок использовал силовой приём рисования пальцем, что говорит о напряжении в поведении ребёнка.

Яна своим рисунком помогла нам разглядеть её эмоциональное состояние. У этого ребёнка присутствует замкнутость, тревога, напряжение.

Меньше всего проявлений негативного поведения встретились в рисунках у других детей, что указывает на их эмоциональное благополучие.

Методика 2

Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек». Данная проективная методика исследования эмоционального состояния дошкольников была предложена Дж. Буком в 1948 г. Это американский психолог, он разработал систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

Слова дом, дерево, человек - знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать своё представление каждого объекта и своё отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека - это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своём рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.

Для выполнения данного теста исследуемому ребёнку предлагается бумага, простой карандаш, листок. На листе пишется имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при использовании этого карандаша наиболее ярко видны изменения в стиле нажима.

Инструкция для ребёнка: «Нарисуй пожалуйста как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого, следует отвечать, что он может рисовать так как ему хочется. Во время работы проводится наблюдения за рисующим, как он рисует.

Качественный анализ рисунков проводится с учётом их формальных и содержательных аспектов. Информативными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движения и настроение нарисованного объекта.

Для анализа рисунков используются три аспекта оценки - детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждой жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своём рисунке, какие детали имеют для него личную значимость двумя способами: позитивным или негативным. Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учётом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствие таких основных деталей человека, как рот или глаза, может указывать на определённые трудности в человеческом общении или его отрицание.

Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении.

Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю, взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.

Показателями негативных эмоциональных состояний у старших дошкольников, таких как: тревожность, агрессивность, раздражительность, в этом тесте нам служили следующие параметры:

- длительная штриховка; - отсутствие окон;

- перерисовывание объекта; - широко расставлены руки;

- дерево, как два дерева; - ограничение пространства,

- подчёркнутая талия;

- отсутствие руки, ноги;

- мёртвое дерево, больной человек;

- выделенное лицо;

- облака;

Результаты первичного исследования негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста по тесту «Дом. Дерево. Человек».

Таблица 4. Параметры негативных проявлений

Имя

Ребёнка

поПовед

Длительная штрих-ка

Перерисовывание объ.

Дерево как два

Подчёркнутая талия

Отсутствие рук и ног

Мёртвоедерево, больн. ч

Выделенное лицо

Облака

Нет окон

Широко расстав. руки

Огранич.пространства

Колич-во негат. факт.

1

Виталя С.

+

-

-

-

+

-

-

+

-

_

+

+

5

2

Даша Ш.

-

+

-

-

-

-

-

-

-

_

+

+

3

3

Серёжа К.

-

+

-

-

+

+

-

-

+

-

-

-

4

4

Артём М.

+

-

-

-

-

-

+

-

+

+

-

-

4

5

Арина Б.

-

+

-

-

-

+

+

+

-

_

-

-

4

6

Юля К.

-

+

-

-

-

-

-

-

-

_

-

-

1

7

Таня К.

+

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

2

8

Артём Д

-

+

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

2

9

Настя Л.

-

-

-

-

-

-

-

-

+

_

+

-

2

10

Яна Ш.

-

-

-

-

-

+

+

-

-

_

-

-

2

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ