Дифференциальная психология и структура индивидуальности
К настоящему времени накоплен огромный фактический материал о связи свойства силы - слабости нервной системы с целым рядом психологических проявлений.
Влияние силы нервной системы (относительно возбуждения) можно предполагать в некоторых параметрах ориентировочной реакции. Это влияние экспериментально показано при изучении индивидуальных различий в направлении сенсорных ориентировочных реакций, и его можно также с определенностью предполагать в величине порога ориентировочной реакции. Поскольку сильная нервная система обладает менее высокой чувствительностью, зависимость между силой и величиной ориентировки должна быть обратной: индивиды со слабой нервной системой должны обладать более выраженной ориентировочной реакцией, особенно при использовании раздражителей слабой и средней интенсивности, которые в случае систем разной чувствительности обеспечат наибольшие различия в физиологическом эффекте. Возможно, это и является одной из причин более высокой ориентировочной активности «неугасимого» ориентировочного рефлекса у некоторых особей слабого типа нервной системы - но, вероятно, только одной из причин, причем не самой существенной.
Нет ни одного показания свойств темперамента, который не находился бы в той или иной связи с силой возбудительного процесса. Поэтому все полученные сочетания свойств темперамента, то есть его типы, гомоморфны двум типам нервной системы - сильному и слабому. [20, с. 77]
Я. Стреляу полагает, что сила нервной системы, определяемая по его вопроснику, отрицательно коррелирует с тревожностью и нейротизмом, т. е. обладатели слабой нервной системы являются в статистических соотношениях более реактивными и эмоционально неустойчивыми. Обладателям сильной и лабильной нервной системы свойственны большая стрессоустойчивость и вообще - эмоциональная устойчивость. [36, с. 91]
В.Д. Небылицыным была высказана гипотеза о возможности соотношения более высокого уровня интеллектуальной активности со слабой нервной системой.
Венгерские исследователи Л. Мартон и Я. Урбан связывали силу нервной системы с экстраверсией - интроверсией. Авторы рассуждали при этом следующим образом. По В.Д. Небылицыну, низким показателям выработки условного возбуждения часто соответствуют высокие показатели выработки торможения и наоборот, т. е. имеются антагонистические отношения между возбуждением и торможением. По Г. Айзенку, такие же отношения существуют между экстраверсией и интроверсией, определяющей по его мнению, скорость образования временных связей.
Особо следует остановиться на работе английского психолога из Оксфордского университета - Д.А. Грэя. Он предпринял довольно основательную попытку путем сравнения о обобщения литературных данных доказать, что интровертированность в понимании западных психологов соответствует системе в понимании наших отечественных психологов.
Исходной предпосылкой для Д. Грэя явилось положение о том, что лица со слабой нервной системой имеют более высокую интенсивность возбудительного процесса, чем лица с сильной нервной системой. Приняв это ключевое понятие Павловской теории за параметр уровня активации, Грэй перекидывает с помощью этого параметра мостик между параметром силы и параметром экстраверсия - интроверсия, который, по Г. Айзенку, связан с уровнем активации.
Ошибочность подхода состоит в том, что свойство нервной системы, т. е. физиологический параметр, приравнивается к поведенческой характеристике, которая в принципе не может быть тождественна любому свойству нервной системы. Она может быть только интегральным выражением этих свойств. Да и сам Д. Грэй в своей статье пишет о том что не только сила, но и подвижность нервных процессов могут являться двумя подфакторами, формирующими третий - экстраверсию - интроверсию. Правда, в дальнейшем при обсуждении вопроса об этой своей позиции автор забывает.
Главная ошибка в его доказательствах состоит в том, что найдя что-то общее в проявлении силы нервной системы и экстраверсии - интроверсии, автор тут же отождествляет их. Имеет место и предвзятая интерпретация ряда фактов в пользу своей гипотезы, хотя они могут быть объяснены и с других позиций.
В лаборатории В. С. Мерлина найдено, что интроверсия связана со слабой нервной системой. В то же время прямое сопоставление этих свойств не выявило различий по силе нервной системы между экстра - и интровертами.
В ходе обследования 450 человек были выделены две крайние группы: у одних по опроснику Айзенка было 16 баллов и больше (экстраверты) у других было 10 баллов и меньше (интроверты). В этих группах по методике «теппинг-тест» была определена сила нервной системы. Результаты показали, что среди интровертов несколько чаще встречалась средняя сила нервной системы, среди экстравертов -- малая сила нервной системы. Однако различия не столь велики, чтобы можно было считать, что интроверты -- это лица с более сильной нервной системой, а экстраверты -- с менее сильной нервной системой. Данные показывают, что это лишь слабо проявляемая тенденция. [13, с. 228-240]
По данным Нгуен Ки Тыонга (2000), многие личностные особенности связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы, в том числе и силы нервной системы. Субъекты, зависимые от внешних воздействий при принятии решения, чаще имеют слабую нервную систему. У лиц, склонных к риску, чаще отмечается сильная нервная система. Лица с сильной направленностью на процесс деятельности, а не на ее результат, чаще характеризуются слабой нервной системой. [11, с. 162-166]
Таким образом, сила нервной системы - это физиологическое понятие. При наличии сильной (или слабой) нервной системы в ходе развития при различных условиях жизни и воспитания могут возникнуть разные психологические черты личности.
Внешняя среда всегда действует на человека через внутренние условия, важнейшим компонентом которых являются природные свойства нервной системы, в том числе и сила нервной системы. Многочисленные исследования говорят о существовании связи силы нервной системы с различными компонентами индивидуальности.
1.3 Место мотивации в структуре индивидуальности
Мотивация относится к уровню личностных подструктур индивидуальности.
Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором - о ситуациях исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях внутренней и внешней детерминации поведения.
Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание становиться избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно. Таким образом мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. С этой точки зрения мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотив в отличие от мотивации- это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или неосознанными. Основная роль в формировании направленности личности осознанным мотивом. Сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объяснениях. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличиями у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребность активирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.
Количества и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от, места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.
Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
Важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно - отрицательное ее строение. Эти две модальности побуждений (в виде стремления к чему-либо и избегания, в виде удовлетворения и страдания, в виде двух форм воздействия на личность - поощрения и наказания) проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребностями- с одной стороны, и в необходимости- с другой. Речь здесь идет столько о знаке побуждения, мотивации, сколько об эмоциях, сопровождающих принятие решения и выполнение его. [31, с. 86]
Психологические факторы, участвующие в конкретном мотивационном процессе и обуславливающие принятие решения, называют мотиваторами (мотивационными детерминантами), они при объяснении основания действия и поступка становятся аргументами принятого решения.
Можно выделить следующие группы мотиваторов:
-нравственный контроль (наличие нравственных принципов),
-предпочтения (интересы, склонности),
-внешняя ситуация,
-собственные возможности (знания, умения, качества),
-собственное состояние в данный момент,
-условия достижения цели затраты усилий и времени),
-последствия своего действия, поступка.
Выделение мотиваторов имеет принципиальное значение. Ведь именно их многие авторы называют мотивами. Отсюда у А.Н. Леонтьева появляются «знаемые» и «реально действующие» мотивы. Первые связаны с пониманием причин необходимости совершения того или иного поступка, проявления активности. Но эти причины не приводят к конкретному поступку или действию, не обладают побудительной силой. В процессе мотивации (при выборе цели и способов ее достижения) многие мотиваторы остаются только «знаемыми», а «реально действующими» становятся только те, которые приобретают значимость для человека и приводят к формированию побуждения. Сформированный же мотив всегда действен, потому что включает в себя побуждение к достижению цели.
Мотив - сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект. В процессе воспитания и социализации личности формируется тот строительный материал, который будет в дальнейшем используется для мотивации того или иного действия или поступка. Этим материалом являются такие личностные образования, как интересы и сложности, нравственные принципы, установка и самооценка. Следовательно, извне формируется именно мотиваторы, а не мотивы. [12, с. 89]
Деятельность может обуславливаться многими потребностями, которые, сосуществуя в рамках одной деятельности и устанавливая различные взаимосвязи друг с другом, создают единый мотив, служа одной интегральной цели.
Во многих случаях речь о полимотивации идет только потому, что за мотивы принимаются не только потребности, но и различные мотиваторы. Поэтому точнее было бы говорить о полимотиваторной природе поведения и деятельности. Истинная полимотивация имеет место при достижении человеком отдаленной цели, например в процессе учебной деятельности, которая направляется долговременной мотивационной установкой. Подобная деятельность связана с рядом частных деятельностей, каждая из которых побуждается и обосновывается частной по отношению к общей направленности поведения мотивами. Они как бы встроены в общий мотив и, являясь относительно самостоятельными психологическими образованиями, способствуют достижению конечной цели.
Побуждающим к деятельности факторами являются цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направленно действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно - побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.
Цель является основным объектом внимания, который занимает определенный объем кратковременной и оперативной памяти, с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. [10, c. 516]
В зависимости от того, на какой стадии остановился мотивационный процесс, какова степень осознанности причин возникающего побуждения, а также степень удовлетворения потребности (достижение цели, запланированного результата),мотивационные образования могут иметь не только разную структуру, время существования, но и разные названия.
Мотивационные состояния. Актуальную потребность можно рассматривать как потребностное состояние. Поскольку оно связано с мотивацией, его можно отнести к мотивационным состояниям. Разновидностями потребностного состояния в определенной степени являются влечение и любопытство. Когда человек говорит, что он соскучился, то это тоже означает, что у него возникло мотивационное состояние, обусловленное появившейся потребностью в общении с близким или желанием, например, поработать после длительного отдыха, вынужденного перерыва.
Имеется ряд состояний, связанных с такими этапами мотивации, как перебор вариантов удовлетворения потребности и принятие решения. Это состояние когнитивного диссонанса, сомнения, неуверенности, растерянности, замешательства, страха (боязни), надежды.
С налом действия мотив не исчезает, он остается в памяти, придавая смысл этому действию, а цель действия фиксируется в механизме его контроля- аппарате счета в виде эталона, с которым происходит сопоставление достигаемого результата.
При достижении результата и удовлетворении потребности мотив теряет актуальность, но закрепляется в долговременной памяти как опыт. Мотив становится «знаемым», как и его компоненты- потребности и цели, а также пути их достижения. По мере развития личности возникает своеобразный «мотивационный банк данных», хранящий в долговременной памяти основные и регулярно возникающие потребности, средства и способы их удовлетворения и получавшийся при этом эмоциональный фон. В зависимости от знака последнего переживания потребность с объектом ее удовлетворения может стать ценностью или антиценностью для человека: он актуализирует положительные ситуации, либо, наоборот, устраняет ситуации, провоцирующие актуализацию негативных потребностей.
Часто, однако, цель не достигается и потребность остается не удовлетворенной. Возникающее у человека напряжение в связи с неудовлетворением потребности способствует закреплению в памяти сформированного намерения. У человека остается понимание необходимости удовлетворения потребности. Однако мотив при этом видоизменяется, трансформируется в новое психологическое образование - мотивационную установку; чем дольше она не реализуется, тем больше снижается острота переживания потребности.
Мотивационная установка - это задание для себя, запланированное, но отсроченное. Или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода. Ее можно рассматривать как латентное состояние готовности к удовлетворению потребности, реализации намерения.
Мотивационная установка может возникнуть и без неудачных попыток достичь цели как долговременное намерение (замысел). При этом она может проявляться в различных формах: в виде принятого задания, взятого обязательства, данного обещания, мечты. В ряде случаев мотивационная установка превращается в навязчивую идею. Тогда человек ищет любой повод и предлог, чтобы удовлетворить свою страсть.
Среди мотивационных образований особое место занимают влечения, желания. Попытки ряда психологов разграничить такие понятия, как влечение, желание и хотение, оказались не очень продуктивными. Особенно это касается двух последних понятий. Анализируя научное и бытовое употребление этих понятий в речи, приходишь к выводу, что понятие «желание» («хотение») является ходовым мотивационным термином, который может относиться и к обозначению потребности, и к обозначению мотива в целом, мотивационной установки, мечты, влечений. И различия следует искать скорее между различными видами желаний.
Понятие «склонность» закрепилось в отечественной психологии в 40- е годы ХХ века, но до сих пор не получило однозначного толкования. В общем виде под склонностью понимают внутренне мотивированную предрасположенность к деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые цели, но и сам процесс деятельности. Следует отметить, что не всякое положительное отношение к деятельности и ее содержанию следует считать склонностью. Характерной особенностью склонности является то, что человек, как правило, не осознает ее истинных глубинных причин. В большинстве случаев он не может объяснить, почему ему нравиться именно эта деятельность.
Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересам. Определений интереса множество, но для всех них непременными являются два обстоятельства: наличие в них потребности и положительное переживание этой потребности. При этом имеется узкое и широкое понимание интереса. При узком подходе интерес связывается только с познавательной потребностью, и авторы в связи с этим признают только познавательные интересы. При широком подходе интересы связываются и с другими потребностями. Но при таком подходе интерес как особое психологическое явление теряет свою специфику, поэтому особо следует подчеркнуть, что интересы связаны только с положительно переживаемыми потребностями.
К мотивационным образованиям относя и направленность личности. Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С.Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека.
Практически все психологи под направленностью личности понимают совокупность или систему каких - либо мотивационных образований. Эта система определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, определяет тенденции поведения и действий и в конечном итоге, определяет человека в социальном плане. (В.С. Мерлин)
Выявлено, что между мотивацией и свойствами личности есть связь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности. Мотивационные свойства личности влияют не только на процесс принятия решения, т.е. мотивацию, обуславливая ее индивидуальные особенности, но и на сам процесс поведения. Так, доминирование у человека потребности в аффилиации тесно связано со стремлением человека к одобрению со стороны окружающих. Вследствие этого он проявляет большую активность в общении с окружающими.
Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность удовлетворения своей потребности, называется фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, или когда они воспринимаются как таковые.
В психологических работах часто можно встретить понятие «мотивационная сфера личности». в отличие от направленности личности, которая связана с доминирующими потребностями и интересами, под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований. С точки зрения развитости, ее характеризуют по широте, гибкости и иерархизированности.
Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Кроме того, мотивационную сферу как подструктуру личности составляют не столько актуальные потребности и актуальные мотивы, сколько устойчивые латентные мотивационные образования (направленность, интересы, желания).
Гибкость мотивационной сферы характеризуются разнообразием средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность. То есть фактически речь идет о замещении одной цели другой.
Иерархизированность мотивационной сферы- это отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, установки, в соответствии с чем одни имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие- подчиненное; одни используются чаще, другие- реже.
Известно, что у разных субъектов потребности выражены по- разному. Для биологических потребностей значимыми оказываются типы телосложения, темперамента, которые в конечном итоге связаны с интенсивностью обменных процессов в организме. В исследованиях Н.П. Фетискина (1979) и Е.А. Сидорова (1983) выявлена связь потребности в двигательной активности с психологическими особенностями нервной системы: у лиц с сильной нервной системой потребность в двигательной активности больше, чем у лиц со слабой нервной системой. [13, с. 44-45]
Э. А. Голубева полагает, что мотивация связана с темпераментом посредством эмоциональности. Эмоциональность- это и черта темперамента, и характеристика индивида со стороны мотивационной сферы. Экспериментальные исследования В.С. Мерлина, А.И. Крупнова и А.Е. Ольшанниковой с соавторами обнаружили индивидуальные различия и в динамических характеристиках эмоциональности, и в мотивационно-потребностной сфере, что позволило отнести эмоциональность к «пограничному понятию», примыкающему одновременно и к темпераменту, и к мотивации.
Таким образом, мотивация, являясь личностной подструктурой индивидуальности, тесно связана с уровнем индивидных свойств. Природными предпосылками мотивации, ее основой, являются потребности. Конкретный набор потребностей, их иерархия, составляют наиболее существенную характеристику личности. индивидуальная композиция потребностей уникальна и в наибольшей мере определяет неповторимость личности.
Мотивация связана с другими компонентами личности, особенно с темпераментом.
1.4 Темперамент и его место в структуре индивидуальности
В структуре индивидуальности темперамент относится к уровню личностных подструктур.
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент- это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.
Спецификой подхода к изучению темперамента В.С. Мерлина явилось изучение частных проявлений темперамента - темпераментных свойств.
Свойства темперамента, по Мерлину, представляют собой определенную динамическую систему, определяющую психическую деятельность. Основные существенные свойства любой динамической системы- скорость изменения, сила и направление действующих сил - в своей совокупности определяются затраченной энергией. Поэтому свойства темперамента Мерлин определял как энергетическую характеристику психических свойств.
Отличительным признаком свойств темперамента автор считал то, что они образуют специфическое соотношение, характеризующее тип темперамента. Поэтому в исследованиях темперамента нельзя изучать отдельные его свойства, не соотнося их с определенными типами.
Будучи относительно независимыми, от внешних прижизненных условий, свойства темперамента материально детерминированы. В этой детерминации большую роль играют наследственность и условия эмбрионального развития. Благодаря лишь своей относительной независимости свойства темперамента и, в особенности, их проявления не предопределены наследственностью. Свойства темперамента в известных пределах изменяются в процессе развития, а их проявления тормозятся и подавляются в зависимости от мотивов и отношений личности, затронутых в данной деятельности.
Мерлин полагал, что свойства темперамента обусловлены свойствами организма в целом и наиболее непосредственно свойствами нервной системы. Но психическая деятельность представляет собой более гибкую форму активного приспособления к среде, чем физиологическая. Психическая деятельность более дифференцированно изменяется в зависимости от изменения внешних условий. Любая система психических свойств более открыта, чем система свойств организма или нервной системы. Отсюда вытекает, что более консервативное и устойчивое свойство организма или нервной системы не может однозначно определять более гибкое и изменчивое психическое свойство.
От одного итого же свойства организма или нервной системы зависят различные психические свойства, и, наоборот, одно и тоже психическое свойство зависит не от одного, а от нескольких различных физиологических свойств.
Иначе говоря, зависимость психических свойств от физиологических многозначна. Степень многозначности связи для разных категорий психических свойств различна. Чем больше система психических свойств является открытой, то есть чем больше свойства зависят от содержания деятельности и ситуации, тем более консервативных и устойчивых физиологических свойств. Свойства темперамента более однозначно зависят от физиологических свойств, чем все другие психические свойства.[17, c..325-337]
Итак, признаками темперамента, по Мерлину, являются его врожденность, стабильность проявления, влияние на динамику психической деятельности человека, наличие определенного комплекса свойств, обусловливающего тот или иной тип темперамента. Кроме того, к свойствам темперамента он относил особенности эмоционально- волевой сферы.
На практике все сводилось к изучению отдельных темпераментных свойств, к которым В.С. Мерлин относил сензитивность, реактивность, активность, соотношение активности и активности, темп реакций, пластичность - ригидность, экстравертированность -интровертированность.
Более последовательную позицию занимал Б.М. Теплов. Он отмечал опасность смешения двух понятий - типа поведения и типа как комплекса свойств нервной системы. В лаборатории Б. М. Теплова сложилась определенная методология изучения свойств нервной системы, четкое изложение которой дано В.Д. Небылицыным. Одним из фундаментальных положений этой методологии является требование изучения свойств нервной системы, а не типов высшей нервной деятельности. По мнению В.Д. Небылицына, классификация типов высшей нервной деятельности, создания на основе учения о свойствах, явилась шагом назад по сравнению с идеей об основных свойствах нервной системы. Слишком часто дело сводилось именно к распределению контингента испытуемых по четырем «типам» и лишь в лучшем случае выделению еще нескольких промежуточных «типов».
Действительно, ориентация только на четыре типа высшей нервной деятельности, четыре типа темперамента стала тормозить развитие дифференциальной психологии. Были выявлены такие сочетания типологических особенностей, которые не могли быть отнесены ни к одной из вариаций Павловской классификации типов. Еще более усложнилась проблема, когда в лаборатории Б.М. Теплова стали постулировать новые свойства нервной системы: лабильность, динамичность, концентрированность. Поэтому Б.М. Теплов считал, что на данном этапе изучения проблемы больший научный смысл имеет выявление типологических особенностей проявления свойств нервной системы, чем определение «типов».
Исходя из этого, В.Д. Небылицын полагал, что центральной проблемой учения о типах является предварительное детальное изучение природы и содержание основных свойств нервной системы, определение их структуры и характера взаимоотношений и лишь как результат этого- постановка вопроса о возможных комбинациях свойств нервной системы и о классификации типов нервной системы.
В.Д. Небылицын полагал, что наибольшее значение в структуре темперамента имеет тот компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. При этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими, содержательными, особенностями личности - ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом.
Вторым основным компонентом темперамента является эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик эмоциональности выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, его чуткость к эмоциональным воздействиям, его способность найти почву для эмоциональной реакции там, где для других ее не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоции становятся побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности- ее направленности, характера, способностей и др.
Многие исследователи выделяют в качестве составляющей темперамента экстраверсию-интроверсию.
Понятие экстраверсии-интроверсии было сформулировано для описания наиболее фундаментальных различий в человеческом поведении швейцарским психологом К.Г. Юнгом.
Создавая свою теоретическую концепцию, Юнг опирался на работы Ф. Джордана и О. Гросса.
Ф. Джордан полагал, что существуют два характера, фундаментально отличные друг от друга: у одного типа сильна тенденция к активности, у другого преобладает склонность к рефлексии. Между этими крайностями существует множество ступеней. Джордан констатирует, что активный тип менее страстен, тогда как рефлексивный темперамент отличается страстностью. Поэтому Джордан называет свои типы «менее страстный» и «более страстный».[1, c..30] Юнг считал, что, говоря о менее страстном типе, Джордан имеет в виду экстравертного человека, а описывая «более страстный» тип- человека интровертного. Оба могут быть деятельными и недеятельными, поэтому Юнг предлагал отбросить момент активности в качестве главной характеризующей черты. Однако в качестве черты второстепенного значения этот момент все же играет роль, т. к. экстравертный человек обычно является более подвижным и деятельным, нежели интровертный.
Труды австрийского психиатра О. Гросса также оказали сильное влияние на развитие представления об экстраверсии.
Основными в его теории являются понятия «первичные» и «вторичные» функции. Эти термины являются в основном физиологическими и говорят соответственно об активности клеток головного мозга во время какой - либо психической деятельности и о гипотетическом повреждении нервных процессов, включенных в эту деятельность. [1, с. 30-31]
Вторичная функция. по Гроссу, - церебральный клеточный процесс, поступающий вслед за первичной функцией. Первичная функция соответствует собственному действию клетки, а именно созданию психического процесса. Это действие соответствует энергетическому процессу, по всей вероятности, разряжению химического напряжения. После этого острого разряда, который Гросс называет первичной функцией, начинается вторичная функция, т.е. восстановление при помощи питания. В зависимости от интенсивности предшествующей затраты энергии восстановление потребует более или менее продолжительного времени. В течение этого времени клетка находится в состоянии некоторого раздражения, которое не может не повлиять на последующий психический процесс. Очень яркие, насыщенные аффектом процессы могли бы указывать на особенно большую затрату энергии, а поэтому и на особенно длительный период течения вторичной функции. Продолжительность течения вторичной функции у отдельных людей различается.
Гросс отмечал, что ускоренное восстановление первичной функции обусловливает повышенную способность реагировать и вследствие этого мгновенно воспринимать непосредственную данность, но лишь в ее поверхностном значении. Людей с этой особенностью Гросс выделяет в особый тип - «неполноценность с уплощенным сознанием». Смягчив резкие черты типа до нормального уровня, мы получим общую картину, в которой можно узнать тип экстраверта. Противоположный тип - «неполноценность с суженным сознанием». У данного типа вторичная функция особенно интенсивна и длительна. Это вызывает более интенсивную первичную функцию и более продолжительное и устойчивое действие, возбужденное исходным представлением. Благодаря этому достигается широкое осуществление или углубление «темы». Для этого типа характерна чрезвычайная концентрация на внутренних процессах, что позволяет узнать интровертного человека.
Еще одним основанием для выделения типов является и интенсивность первичной функции, зависящая от того, насколько велико напряжение готовности. Если оно велико, то и первичная функция будет особенно интенсивна. Повышенное напряжение готовности характерно для интровертного типа.
Общее психическое напряжение обусловлено сложной фактической данностью, которая является итогом всех предшествовавших психических состояний. Интроверсия таким образом характеризуется через общее напряжение, интенсивную первичную функцию и соответственно продолжительную вторичную функцию. Экстраверсия характеризуется прямо противоположными показателями.
К.Г. Юнг выделял непосредственно интровертный и экстравертный типы. Экстраверсию и интроверсию он считал механизмами, которые действуют в каждом человеке. Из преобладания какого-то одного механизма развивается соответствующий характер. Юнг считал такое преобладание врожденной предрасположенностью, хотя этот фактор и не является решающим. Различие в механизмах следующее: в одном случае движение интереса направлено на объект, а в другом случае оно направляется на субъекта, на его собственные психические процессы.
Можно утверждать, что интровертная точка зрения всегда стремится поставить эго и субъективный психологический процесс над объектом, субъекту придается большая ценность, нежели объекту. Экстравертная точка зрения, напротив, ставит субъект в подчинение объекту.
Предложенное Юнгом разделение людей на экстравертов и интровертов не потеряло своего значения до настоящего времени, хотя в смысл этих понятий вкладывается теперь несколько иное содержание.
Юнг видел различие между экстраверсией и интроверсией в том, что экстраверты устремлены во внешний мир, а интроверты ориентированы на себя. В современном представлении различие между ними заключается в ориентации на разные объекты: экстраверты направлены на людей, а интроверты - на вещи, на неодушевленные предметы.
Продолжал исследование экстраверсии Г.Ю. Айзенк. Экстраверсию и нейротизм он считал базовыми параметрами личности. Эти два измерения личности ортогональны, они статистически не зависят друг от друга. Соответственно, людей он делил на четыре группы, каждая из которых представляет собой комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне этих параметров.
По Айзенку, типичный экстраверт общителен, имеет много друзей, жаждет чего- то возбуждающего, импульсивно действует под влиянием момента. В этом параметре есть два аспекта- общительность и импульсивность. Противоположный полюс дает и противоположные характеристики. Интроверт склонен к интроспекции, замкнут, рефлексивен, не доверяет импульсивным решениям.[26, с. 263-364]
Айзенк считал, что индивидуальные вариации по параметру экстраверсии отражают нейрофизиологические различия. Он связывал экстраверсию с уровнями корковой активации, как это показано электроэнцефалографическими исследованиями. Айзенк использует термин «активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего предела (например, сон) до верхнего (паника). Он полагал, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, очень чувствительны к поступающей стимуляции- по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. Экстраверты же недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции. Соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить. Вследствие того, что интроверты в принципе легче активируются под воздействием различных событий, чем экстраверты. В результате интроверты более сдержаны, более зажаты и заторможены.