Дифференциальная психология и структура индивидуальности
Индивидуальные различия по параметру экстраверсии зависят, по Айзенку, как от генетических, так и от средовых факторов.
Согласно теории Энергетической Регуляции Э. Гэйла, проявление одного из полюсов шкалы экстраверсии - интроверсии зависит от специфики четырех автономных подсистем- системы «входа» (приема), хранения и проявления энергии, а также системы контроля или мониторинга, осуществляющей регуляцию и интеграцию остальных трех. Экстраверт обладает развитой системой приема, а интроверт вовлечен в менее интенсивное взаимодействие и обладает системой приема с более жестким «фильтром». Слишком большой приток энергии и информации извне раздражает интроверта, поэтому он значительное внимание уделяет источникам симуляции. Хотя моторная экспрессия экстраверта обильна, она имеет значительную энергетическую стоимость, поэтому его регулятивная система скорее нацелена на контроль за расходование энергии, в то время как у интроверта регуляция связана с контролем «входа».
Дж. Грей, обработав данные Г. Айзенка выделил два фактора: тревожность и импульсивность. Последние регулируются различными физиологическими механизмами. Уровень тревожности связан с активностью лимбических отделом мозга, с уровнем активации, который рассматривался Айзенком как основная природная детерминанта экстраверсии- интроверсии. Грей полагал, что низкий уровень активации характерный для экстравертов, по Айзенку, является причиной того, что им требуется более сильные раздражители. Для этой же цели интроверты нуждаются в более слабых раздражителях, и оптимальный уровень активации как источник положительно эмоционального тока зависит у них от другого диапазона стимулов. Порог включения тормозных подкорковых систем в результате возбуждения, возникающего в ретикулярной активирующей системе, у интровертов более низкий, чем у экстравертов.[8, с. 90-91]
Айзенк предполагает, что индивидуальные различия по стабильности - нейротизму отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В особенности он связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на болезненные непривычные, вызывающие беспокойство и иные стимулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обнаруживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности. Согласно Айзенку, люди с высоким уровнем нейротизма должны быть эмоционально лабильны, и часто жаловаться на тревогу и беспокойство. Здесь также предполагается, что наследственные биологические различия в функционирование нервной системы являются основой индивидуальных различий по этой психологической характеристике. В этом случае идея состоит в том, что индивиды с высоким уровнем нейротизма быстрее реагируют на стресс и медленнее возвращаются к прежнему состоянию после исчезновения опасности по сравнению с более стабильными индивидами (имеющими низкий уровень нейротизма).
Среди существующих теорий темперамента одной из самых разнообразных и используемых является теория структуры темперамента В.М. Русалова. В этой теории темперамент рассматривается как результат системного обобщения инвариантных биологических компонентов, которые вовлечены в функциональные системы поведения. Благодаря системному обобщению, первоначально генетически заданная система индивидуально- биологических свойств человека, включаясь в самые различные виды деятельности, постепенно трансформируется и образует независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально- устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологических, а психобиологических, или формальных свойств индивидуального поведения
Таким образом, темперамент, по Русалову,- это психобиологическая категория, охватывающая все богатство содержательных характеристик поведения человека.
Темперамент В.М. Русалов рассматривает как систему формальных поведенческих измерений, отражающих наиболее фундаментальные особенности различных блоков функциональной системы в понимании П.К. Анохина.
Согласно этой концепции, поведение человека как соотношение организма со средой состоит из континуума поведенческих актов. Каждый такой акт организуется и реализуется как иерархия четырех блоков: афферентного синтеза, программирования (принятия решения), исполнения и обратной связи принимая, что формальные свойства индивидуального поведения образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических свойств, вовлеченных в функциональные системы поведения человека, то, исходя из внутренней четырехстадийной структуры функциональной системы, Русалов допускал существование и четырех фундаментальных параметров формальной организации поведения человека.
Первый характеризует в наиболее обобщенной форме широту - узость афферентного синтеза, или, иначе говоря, степень напряженности взаимодействия организма со средой. Второй отражает степень легкости переключения с одних программ поведения на другие. Третий показывает степень быстроты исполнения той или иной программы поведения четвертый параметр отражает порог чувственности к возможному несовпадению результата действия с планируемым результатам.
Таким образом, предположенная теория опирается не на традиционные представления о работе мозга и нервной системы, а на достижения функционально- системного подхода в нейро- и психофизиологии. Согласно этому подходу, описанному ранее, в структуре темперамента В.М. Русалов выделял четыре фундаментальных измерения: 1) эргичность, 2) пластичность,3) скорость (темп) и 4) эмоциональную чувствительность.
Еще одной особенностью рассматриваемой модели темпераметра является то, что она построена на учете того факта, что поведение человека характеризуется двумя принципиально разными аспектами проявления.
В психологии уже давно установлено, что в поведении человека, т.е. в процессе его взаимодействия с окружающим миром можно выделить два типа: 1) взаимодействие с предметным миром и 2) взаимодействие с социальным миром. Первый тип называется субъект - объектным взаимодействием, или предметной деятельностью, второй - субъект - субъектным взаимодействием, или общением. Ко второму типу взаимодействия может быть отнесено и отношение к себе, общение с самим собой. Общение можно трактовать как предметную деятельность особого рода, деятельность общения. Однако при этом следует помнить: смысл и содержание предметной деятельности как таковой и коммуникативной деятельности общения совершенно различны, что позволяет выделить два различных аспекта темперамента - предметно - деятельностного и коммуникативного (или социального).
Исходя из этого, Русалов выделяет два аспекта эргичности: предметно - деятельный и коммуникативный, два аспекта пластичности, два аспекта эмоциональной чувствительности: к вещам (предметам) и к людям. [33, с. 3-6]
Таким образом, свойства темперамента обусловлены особенностями биологического и физиологического строения организма, в том числе свойствами нервной системы, и обнаруживают связь со многими компонентами индивидуальности. При существовании множества подходов к изучению темперамента большинство исследователей считают, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми.
1.5 Общие выводы по теоретической части
В отечественной психологии выделяются три основных подхода к анализу индивидуальности, описывающие и анализирующие ее структуру и основные компоненты. Все подходы выявляют существование в структуре индивидуальности уровня индивидных свойств и уровня личностных свойств и анализируют их вклад в существование индивидуальности. В нашей работе мы руководствовались подходами к структуре индивидуальности Э. А. Голубевой.
Сила нервной системы является природной предпосылкой индивидуальности. При наличии сильной (или слабой) нервной системы в ходе развития при различных условиях жизни и воспитания могут возникнуть разные психологические черты личности.
Внешняя среда всегда действует на человека через внутренние условия, важнейшим компонентом которых являются природные свойства нервной системы, в том числе и сила нервной системы. Многочисленные исследования говорят о существовании связи силы нервной системы с различными компонентами индивидуальности.
Мотивация, являясь личностной подструктурой индивидуальности, тесно связана с уровнем индивидных свойств. Природными предпосылками мотивации, ее основой, являются потребности. Конкретный набор потребностей, их иерархия, составляют наиболее существенную характеристику личности. Индивидуальная композиция потребностей уникальна и в наибольшей мере определяет неповторимость личности.
Существуют предположения о связи мотивации с другими структурами личности, особенно с темпераментом.
Свойства темперамента обусловлены особенностями биологического и физиологического строения организма, в том числе свойствами нервной системы, и обнаруживают связь со многими компонентами индивидуальности. При существовании множества подходов к изучению темперамента большинство исследователей считают, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми.
2. Экспериментальное исследование взаимосвязи силы нервной системы и некоторых особенностей мотивационной сферы
2.1 Цели, задачи и гипотезы экспериментального исследования
Целями данного экспериментального исследования было:
1) выявить существование связи между свойствами нервной системы и темперамента;
2) выявить, что сила нервной системы обнаруживает наибольшее количество связей с различными показателями темперамента;
3) доказать, что характеристики темперамента связаны с динамической стороной мотивационной сферы.
В задачи исследования входило:
1) составить адекватную целям исследования выборку;
2) определить показатель силы нервной системы испытуемых;
3) определить показатели силы возбуждения и силы торможения;
4) определить показатель экстраверсии;
5) определить показатель активности;
6) определить показатель эмоциональности;
7) определить показатель нейротизма;
8) выявить мотивацию полка ощущений;
9) выявить мотивацию одобрения;
10) выявить направленность на процесс, на результат.
Общая гипотеза исследования: существуют много - многозначные связи между свойствами индивидного и личностного уровней индивидуальности.
Частные гипотезы исследования:
1) существуют связи между свойствами нервной системы и темперамента;
2) сила нервной системы обнаруживает наибольшее количество связей с различными показателями темперамента;
3) характеристики темперамента связаны с динамической стороной мотивационной сферы.
2.2 Испытуемые
В соответствии с целями и задачами эксперимента была сформирована выборка из 29 человек, студентов второго курса специальности «Психология». В выборку входили представители как женского, так и мужского пола. В ходе эксперимента выборка была поделена:
1) по критерию выраженности силы - слабости процессов возбуждения и торможения - на 4 группы;
2) по критерию выраженности силы - слабости нервной системы - на 3 группы.
Каждая группа имеет следующий состав:
1) с высокими показателями по параметру силы - слабости процесса возбуждения - 8 человек;
2) с низкими показателями по параметру силы - слабости процесса возбуждения - 8 человек;
3) с высокими показателями по параметру силы - слабости процесса торможения - 5 человек;
4) с низкими показателями по параметру силы - слабости процесса торможения - 5 человек;
5) группа испытуемых с сильной нервной системой - 3 человека;
6) группа испытуемых с нервной системой средней силы - 5 человек;
7) группа испытуемых со слабой нервной системой - 21 человек.
2.3 Методы и методики исследования
Основным методом исследования стал констатирующий эксперимент. В ходе эксперимента использовался следующий пакет диагностических методик:
1) Опросник структуры темперамента В.М. Русалова. Предназначен для решения научных и научно-практических задач, связанных с оценкой индивидуально-психологических особенностей человека.
Опросник содержит 105 вопросов, требующих ответа в форме «да» или «нет», и позволят получить значения по восьми темпераментальным шкалам, на основании которых могут быть получены темпераментальные индексы и типы. Каждая шкала представлена 12 вопросами (пунктами) различной степени трудности и имеет значения от 0 до 12 балов. В опроснике имеется также контрольная шкала, оценивающая уровень социальной желательности.
Время заполнения опросника не более 20 минут. Обработка проводится с помощью стандартного шаблона - ключа.
Опросник включает следующие шкалы:
1) предметная эргичность - характеризует жизненный тонус, стремление к умственному и физическому труду, активность, работоспособность;
2) социальная эргичность - характеризует социальную активность, трудность или легкость в общении, общительность;
3) предметная пластичность - характеризует гибкость мышления, легкость переключения с одного вида деятельности на другой, склонность к монотонной работе;
4) социальная пластичность - показывает легкость вступления в новые социальные контакты, набор коммуникативных программ, расторможенность в общении;
5) предметный темп - характеризует темп поведения, легкость движений, скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности;
6) социальный темп - характеризует легкость и плавность речи, речедвигательную активность;
7) предметная эмоциональная чувствительность - показывает чувствительность к расхождению между задуманным действием и результатом этого действия, чувствительность к неудачам, ощущение уверенности в себе при выполнении любого дела;
8) социальная эмоциональная чувствительность - характеризует чувствительность к неудачам в общении, уверенность в процессе социального взаимодействия, эмоциональную ранимость;
9) контрольная шкала - показывает адекватность восприятия своего поведения.
Каждая из восьми шкал (кроме контрольной) рассматривается как континцум темпераментального свойства и может быть охарактеризована биполярно по крайним значениям континуума: 0 - 3 балла - низкое значение, 9 - 12 баллов - высокие значения свойства.
Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами, автор предлагает 10 индексов темперамента человека:
1) индекс общей эмоциональности,
2) индекс эмоционального дисбаланса,
3) индекс общего темпа,
4) индекс уровня готовности к предметной деятельности,
5) индекс уровня готовности к социальной деятельности,
6) индекс предметной активности,
7) индекс социальной активности,
8) индекс общей активности,
9) индекс активности дисбаланса,
10) индекс адаптивности. [33]
2) Методика диагностики темперамента Я. Стреляу. Методика представляет собой опросник, направленный на изучение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. Текст содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из вариантов ответов: «да», «не знаю», «нет».
Оценка степени выраженности каждого свойства (силы процессов возбуждения и торможения), а также их подвижности производится тупеем суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы. [27, с. 22-29]
3) Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукермана. Представляет собой опросник, предназначенный для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям. Содержит 16 вопросов на каждый из которых дается два варианта ответа. Испытуемому предлагается выбрать вариант ответа: «а» или «б». Оценка производится по степени совпадения ответов испытуемого с ключом.
Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в ощущениях. [27, с. 79-81]
4) Методика «Оценка потребности в одобрении». Разработана американскими психологами Дугласом П. Крауном и Дэвидом А. Марлоу (1960, 1964). Для выявления потребности в одобрении ими была разработана шкала мотивации одобрения, позволяющая определить косвенную меру потребности человека в одобрении других людей.
В нашей работе был использован русский вариант опросника, разработанный Ю.Л. Ханиным (1974). Методика содержит 20 вопросов, на которые предлагается отвечать «да», либо «нет». За совпадение полученных данных с ключом проставляются баллы. Общий итоговый показатель потребности в одобрении получают суммированием всех полученных баллов. Чем он выше, тем больше потребность в одобрении.
5) Методика Г. Айзенка EPQ. Представляет собой опросник, предназначенный для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра - интроверсии и психотизма.
Опросник содержит 101 вопрос, на которые испытуемый должен ответить «да», либо «нет».
Полученные результаты ответов сопоставляются с ключом. Полученные баллы суммируются.
Методика содержит четыре шкалы:
1. экстраверсия - интроверсия - характеризует общительность и обращенность индивида внутрь себя или вовне, необходимость в контактах, импульсивность, эмоциональность.
2. нейротизм - эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).
3. психотизм- эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, эгоистичности, равнодушию.
4. шкала искренности-показывает, насколько адекватно человек оценивает свое поведение.
Сочетание результатов по параметрам экстраверсия - интроверсия и нейротизм позволяют выделить четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. [27, с. 121-131]
6) Методика экспресс - диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильича (теппинг - тест). Тест основан на изменении по времени максимального темпа движений кистью. Испытуемые в течение 30 сек. Стараются удержать максимальный для себя темп. Показатели темпа фиксируются через каждые 5 сек. И по шести получаемым точкам строится кривая изменения темпа движений кистью.
Вначале обследуемому дается возможность выявить, какой у него максимальный темп движений кистью. Для этого он 5-10 сек. Старается максимально часто стучать карандашом на бумаге. Затем начинается эксперимент. Испытуемому дается лист бумаги, разделенный на шесть расположенных в два ряда квадратов. Он должен карандашом или шариковой ручкой поставить в каждом квадрате за отведенное на каждый квадрат время (5 сек) как можно больше точек. Переход из одного квадрата в другой (по часовой стрелке) производится по команде экспериментатора, следящего по секундомеру, через каждые 5 сек., не прерывая работы. Обследуемому дается задание работать обязательно с максимальной частотой в течение 30 сек., даже если он заметит, что рука устала.
На основании полученных данных строится кривая, в которой за исходную (нулевую) точку берется темп движения за первые 5 сек. По типу кривой можно делать вывод о выраженности силы нервной системы. Выделено четыре типа кривых:
- выпуклый тип, присущ индивидам с сильной нервной системой;
- ровный тип, свидетельствует о наличии у испытуемого средней силы нервной системы;
- нисходящий тип, свидетельствует о слабости нервной системы;
- вогнутый тип, говорит о слабости нервной системы.
Таким образом, данную методику возможно использовать для диагностики силы - слабости нервной системы.
7) Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере О.Ф. Потемкиной. Используется для выявления степени выраженности социально - психологических установок. Методика представляет собой опросник, состоящий из двух частей:
1. методика выявления социально - психологических установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат»;
2. методика выявления социально - психологических установок, направленных на «свободу - власть», «труд - деньги».
Каждая часть состоит из 40 вопросов, на которые следует отвечать «да» или «нет». При обработке каждой из методик подсчитывается количество баллов, совпавших с ключом (к каждой методике прилагается свой ключ) и выявляется социально - психологическая установка обследуемого.
Основным методом математико - статистической обработки полученных данных стал метод анализа средних.
2.4 Описание и анализ результатов, полученных в экспериментальном исследовании
2.4.1 Описание и анализ результатов, полученных с помощью методики диагностики темперамента Я. Стреляу
При проведении методики обнаружились различия в показателях силы возбуждения и силы торможения. По каждому параметру было найдено среднее значение. Для силы возбуждения оно равно 51, для силы торможения - 57. Далее, для обоих показателей была определена дисперсия, которая составила:
а) по параметру силы возбуждения - 13;
б) по параметру силы торможения - 10.
На основании дисперсии признаков были сформулированы четыре группы:
а) с высокими показателями по силе возбуждения (СВ+);
б) с высокими показателями по силе торможения (СТ+);
в) с низкими показателями по силе возбуждения (СВ-);
б) с низкими показателями по силе торможения (СТ-);
При этом в группы с низкими показателями по обоим параметрам были определены испытуемые с результатами, удовлетворяющими условию: х = М - 10, - а в группы с высокими показателями - х = М + 10. Это связано с тем, что в группах с краткими показателями больше вероятность обнаружить связи с другими характеристиками личности.
В каждой из групп были найдены средние:
а) в группе СВ+: по силе возбуждения - 68, по силе торможения - 58;
б) в группе СВ-: по силе возбуждения - 35, по силе торможения - 54;
в) в группе СТ+: по силе возбуждения - 61, по силе торможения - 70;
г) в группе СТ-: по силе возбуждения - 45, по силе торможения - 41;
2.4.2 Описание и анализ результатов изучения динамических характеристик личности
В нашей работе исследовались следующие характеристики личности: экстраверсия - интроверсия, нейротизм, активность, эмоциональность, потребность в ощущениях, потребность в одобрении, направленность на процесс - на результат.
Анализ данных по этим параметрам проводился отдельно в каждой из выделенных ранее групп с высокими и низкими значениями силы возбуждения и торможения.
В группе с высокими показателями по силе возбуждения обнаружены следующие моменты:
- по показателю экстраверсии для групп отмечены высокие значения 50 % (4 чел.) и средние значения 50 % (4 чел.);
- по показателю нейротизма преобладают средние значения 88 % (7 чел.), низкие значения 12 % (1 чел.);
- по показателю потребности в ощущениях - высокие значения 38 % (3 чел.), и средние значения 62 % (5 чел.);
- по показателю потребности в одобрении: средние значения 75 % (6 чел.), низкие значения 25 % (2 чел.).
Анализируя составляющие активности и эмоциональности, можно отметить следующее:
- по показателю эргичности: высокие значения 38 % (3 чел.), средние значения 50 % (4 чел.), низкие значения 12 % (1 чел.);
- по показателю социальной зргичности: высокие значения 75 % (6 чел.), средние - 25 % (2 чел.);
- по показателю пластичности: высокие - 63 % (5 чел.), средние - 37 % (3 чел.);
- по показателю социальной пластичности: высокие - 13 % (1 чел.), низкие - 13 % (1 чел.), средние - 74 % (6 чел.);
- по показателю темпа: средние - 62 % (5 чел.), высокие - 38 % (3 чел.);
- по показателю социального темпа: высокие - 50 % (4 чел.), средние - 37 % (3 чел.), низкие - 13 % (1 чел.);
- по показателю эмоциональной чувствительности: средние - 63 % (5 чел.), низкие - 26 % (2 чел.), высокие - 11 % (1 чел.);
- по показателю социальной эмоциональной чувствительности: средние - 87 % (7 чел.), высокие - 13 % (1 чел.).
Ориентация на процесс преобладает у 50 % испытуемых (4 чел.).
Кроме того, исследовалась сила нервной системы. В данной группе соотношение получилось следующее: слабая нервная система - у 75 % (6 чел.) испытуемых, сильная и средней силы - одинаково у 12,5 % (1 чел.).
Таким образом, можно отметить, что для испытуемых с высокими значениями силы возбуждения характерно следующее:
- им свойственны только высокие или средние значения по экстраверсии,
- средняя или высокая эмоциональная стабильность,
- для них важно получать новые ощущения,
- одобрение окружающих для них не очень значило,
- им свойственна жажда деятельности, высокая или средняя работоспособность, они общительны, легко заводят контакты, открыты, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, речь, как правило, легкая и плавная, достаточно уверены в себе, чувствительны к неудачам в общении.
Таблица 2.
Полученные результаты в группе с низкой силой возбуждения.
Испытуемые
|
Сила возбуждения
|
Сила торможения
|
Тест Айзенка
|
Ориентация на процесс
|
Ориентация на результат
|
Потребность в ощущениях
|
Потребность в одобрении
|
Тест Русалова
|
Сила нервной системы
|
|
|
|
|
Экстраверсия
|
Нейротизм
|
|
|
|
|
Эргичность
|
Социальная эргичность
|
Тактичность
|
Социальная тактичность
|
Темп
|
Социальный темп
|
Эмоциональная чувствительность
|
Социальная эмоц. чувствит-ть
|
Индекс общей эмоциональности
|
Индекс общей активности
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
1
|
40
|
56
|
14
|
13
|
6
|
6
|
8
|
6
|
3
|
8
|
8
|
7
|
7
|
8
|
3
|
7
|
10
|
41
|
сл
|
|
2
|
34
|
47
|
17
|
22
|
10
|
7
|
7
|
12
|
7
|
7
|
3
|
6
|
4
|
7
|
11
|
11
|
22
|
34
|
ср
|
|
3
|
34
|
66
|
8
|
3
|
4
|
3
|
9
|
13
|
0
|
5
|
3
|
7
|
2
|
4
|
0
|
0
|
0
|
21
|
сл
|
|
4
|
30
|
51
|
8
|
19
|
6
|
7
|
4
|
3
|
3
|
7
|
1
|
6
|
8
|
7
|
12
|
9
|
21
|
32
|
сл
|
|
5
|
41
|
66
|
14
|
17
|
6
|
4
|
8
|
14
|
3
|
10
|
6
|
5
|
10
|
5
|
12
|
10
|
22
|
39
|
ср
|
|
6
|
38
|
50
|
12
|
21
|
6
|
6
|
11
|
5
|
1
|
9
|
7
|
6
|
9
|
11
|
7
|
10
|
17
|
43
|
ср
|
|
7
|
32
|
42
|
13
|
18
|
8
|
2
|
14
|
11
|
3
|
3
|
11
|
8
|
6
|
8
|
2
|
8
|
10
|
39
|
сл
|
|
8
|
32
|
51
|
20
|
20
|
9
|
7
|
6
|
10
|
4
|
12
|
6
|
6
|
5
|
4
|
6
|
9
|
15
|
37
|
сл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х
|
35
|
54
|
13
|
17
|
7
|
5
|
8
|
9
|
3
|
8
|
7
|
6
|
6
|
7
|
7
|
8
|
15
|
36
|
|
|
|
Как видно из таблицы 2 в группе с низкими показателями по силе возбуждения отмечены следующие особенности:
- экстраверсия: средняя - 75 % (6 чел.), высокая - 25 % (2 чел.);
- нейротизм: высокий - 75 % (6 чел.), средний - 12,5 % (1 чел.), низкий - 12,5 % (1 чел.);
- потребность в ощущениях: средняя - 63 % (5 чел.), высокая - 25 % (2 чел.), низкая - 12 % (1 чел.);
- потребность в одобрении: средняя - 38 % (3 чел.), низкая - 38 % (3 чел.), высокая - 24 % (2 чел.);
- эргичность: низкая - 75 % (6 чел.), средняя - 25 % (2 чел.);
- социальная эргичность: средняя - 50 % (4 чел.), высокая - 38 % (3 чел.), низкая - 12 % (1 чел.);
- пластичность: средняя - 50 % (4 чел.), низкая - 38 % (3 чел.), высокая - 12 % (1 чел.);
- социальная пластичность: средняя - 100 % (8 чел.);
- темп: средний - 63 % (5 чел.), высокий - 25 % (2 чел.), низкий - 12 % (1 чел.);
- социальный темп: средний - 88 % (7 чел.), высокий - 12 % (1 чел.);
- эмоциональная чувствительность: высокая - 38 % (3 чел.), средняя - 38 % (3 чел.), низкая - 24 % (2 чел.);
- социальная эмоциональная чувствительность: высокая - 63 % (5 чел.), средняя - 25 % (2 чел.), низкая - 12 % (1 чел.);
- сила нервной системы: слабая - 63 % (5 чел.), средней силы - 37 % (3 чел.).
Таким образом, можно отменить, что испытуемые с низкими значениями силы возбуждения отмечаются низкой эмоциональной устойчивостью, низким жизненным тонусом, пассивностью, низкой работоспособностью, неуверенностью в себе, высокой чувствительностью к неудачам, в том числе и в общении, высокой эмоциональной решимостью.
Таблица 3.
Полученные результаты в группе с высокой силой торможения.
Испытуемые
|
Сила возбуждения
|
Сила торможения
|
Тест Айзенка
|
Ориентация на процесс
|
Ориентация на результат
|
Потребность в ощущениях
|
Потребность в одобрении
|
Тест Русалова
|
Сила нервной системы
|
|
|
|
|
Экстраверсия
|
Нейротизм
|
|
|
|
|
Эргичность
|
Социальная эргичность
|
Тактичность
|
Социальная тактичность
|
Темп
|
Социальный темп
|
Эмоциональная чувствительность
|
Социальная эмоц. чувствит-ть
|
Индекс общей эмоциональности
|
Индекс общей активности
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
1
|
52
|
68
|
16
|
18
|
7
|
7
|
7
|
14
|
3
|
10
|
6
|
4
|
4
|
6
|
5
|
11
|
16
|
33
|
ср
|
|
2
|
60
|
72
|
18
|
15
|
8
|
7
|
9
|
10
|
3
|
9
|
7
|
3
|
8
|
8
|
9
|
8
|
17
|
38
|
сл
|
|
3
|
72
|
70
|
13
|
9
|
5
|
8
|
9
|
10
|
7
|
12
|
10
|
6
|
9
|
10
|
3
|
7
|
10
|
54
|
сл
|
|
4
|
55
|
68
|
21
|
23
|
10
|
5
|
10
|
6
|
7
|
11
|
11
|
9
|
10
|
8
|
12
|
11
|
23
|
56
|
сл
|
|
5
|
64
|
71
|
14
|
13
|
10
|
6
|
13
|
12
|
10
|
4
|
9
|
3
|
8
|
3
|
4
|
8
|
12
|
37
|
сл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х
|
61
|
70
|
16
|
16
|
8
|
7
|
10
|
10
|
6
|
9
|
9
|
5
|
8
|
7
|
7
|
9
|
16
|
44
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|