бесплатные рефераты

Дистанционные взаимодействия в системе отношений человек-человек

Дистанционные взаимодействия в системе отношений человек-человек

1

Содержание: стр.

Введение

2.

Теоретическая часть.

5.

Глава 1.

Биоэнергетическое излучение человека как фактор коммуникации.

5.

1.1

О биокоммуникация с точки зрения физиологии.

5.

1.1.1

Биокоммуникация и человек.

6.

1.2

Парадоксы психологии.

9.

1.2.1

Психофизика - один из классических разделов общей психологии.

10.

1.3

Новая парадигма естествознания.

11.

1.3.1

Научные аргументы в пользу существования биоэнергоструктур человека.

13.

1.4

Основы энергоинформационной теории.

16.

1.5

Сознание человека и психофизическая реальность

17.

1.5.1

Что есть мысль с точки зрения науки?

18.

1.5.2

Мысль как источником информационных программ.

19.

1.5.3

Сознание как био-полевая модель.

20.

1.5.4

Анализ современных концептуальных моделей сознания.

21.

Практическая часть.

Глава 2.

Экспериментальная часть.

2.1

Методики исследования.

23.

2.2

Экспериментальные доказательства биоэнергетического - взаимодействия.

23.

2.3

О биоэнергетических взаимодействиях.

26.

2.4

Результаты исследования и их обсуждение.

27.

Заключение.

31.

Список используемой литературы.

32.

Приложения.

35.

Введение.

Коммуникация, общение. Обычно коммуникация, определяется как "передача информации" от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной, так и при помощи специализированной формы - речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки. У животных имеются более простые - не знаковые, а сигнальные способы коммуникации, иногда неправильно называемые "языком животных".

Большая советская энциклопедия.

Язык общения существовал еще задолго до появления разговорного речи. Особое внимание изучению процессов коммуникации уделяет психология. Но всё ли мы знаем о тех способах, которые использует человек в коммуникационных отношениях?

Данная работа посвящена теме психической коммуникации, как форме специфических биоэнергетических взаимоотношений, и являющейся дополнением к традиционной психологической концепции коммуникации.

Почему коммуникация имеет определяющее значение в жизни человека? Мы можем обосновывать коммуникацию, как психофизиологически обусловленный процесс, потребность в котором испытывает сознание человека. А продукт непосредственной коммуникации, выражаемый в простейшем взаимодействии человека с человеком и окружающим, миром.

Как известно общение происходит с задействованием разных сенсорных каналов при участии всех органов чувств. Для того чтобы, лучше разораться в процессе коммуникации хотелось бы сказать о структуре коммуникативного процесса и тех компонентов, которые он в себе включает. На мой взгляд, любая коммуникация состоит из следующих компонентов коммуникации:

Знаковая информация - речь, жесты, мимика, позы и т.п., в общем, все то, что является предметом конкретного значения и психологического смысла (об этом достаточно много известно).

Беззнаковая информация - энергетическая составляющая - это непосредственно психические сообщения, передаваемые посредством биоэнергетического контакта.

Особенность языка мимики и жестов заключается в том, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. При относительно поверхностном рассмотрении языка вторая, энергетическая сторона языка, как правило, остаётся в тени, хотя в наиболее важных вопросах деятельности и взаимодействия людей именно энергетическая сторона языка занимает, доминирующую роль.

Данный алгоритм дает нам возможность рассмотреть участие компонентов в структуре коммуникации. Под коммуникативным стереотипом мы подразумеваем обусловленность и фиксацию внимания человека на знаковых и беззнаковых источниках информации, т.е. словах, эмоциях, мимики, жестах и т.п. Из чего был сделан вывод о соотношении психической коммуникации с первичным процессом и соответственно, коммуникации на уровне знаковых сообщений с вторичным энергетическим процессом.

Так происходит, что коммуникация существует с задействованием всех систем, и со временем когда, психика приобретает способность к вербализации и словесному мышлению, невербальное и энергетическое составляющая коммуникации как бы отходят на второй, неосознаваемый план.

Продолжая тему психической коммуникации и энергетики человека, хотелось бы высказать гипотезу о роли биоэнергетического излучения и его составляющих в психической структуре человека, а в частности в процессе коммуникации.

На мой взгляд, энергетика являются наиболее ярким представителем коммуникативной структуры, хотя и данные процессы во многом не осознаются, потому принципу, что посредством этой составляющей человек получает и передает максимальное количество информации. Но, это верно в том случае, если данная система является доминирующим источником приема информации.

На мой взгляд, достаточно странно, что вполне очевидный факт глобального значения коммуникации, а тем более, ее энергетических составляющих, как феномена психического функционирования упускается из виду исследователями психологии.

Почему-то принято считать коммуникацию просто рядовым психологическим процессом, отвечающим за межличностное общение и т.п. Но при этом, упускается, что в принципе вся наша жизнь есть процесс обмена информацией, и состоит из постоянной коммуникации и взаимодействий. Теперь хотелось бы, вернуться к психической коммуникации и коснуться её энергетической составляющей.

Биоэнергетическое взаимодействие представляет собой сложный механизм межличностного общения, как мы уже выяснили, в его структуре активно участвуют функции бессознательного.

К основным видам энергетических взаимодействий в отношении человек- человек можно отнести два вида дистанционных биоэнерго взаимодействий таких как телепатия и внушение (суггестия), т.е. те взаимодействия, которые осуществляются без привлечения сенсорных каналов [5;41].

Данными аспектами взаимодействий в рамках психологических наук занимаются такие особые направления как психофизика и научная парапсихология [20;64].

Сложность рассмотрения коммуникации и её энергетической составляющей заключается и в том, что помимо чисто субъективных характеристик, к которым в частности относится сложность выделения энергетической составляющих из процесса коммуникации есть и объективные, заложенные в самой структуре подсознательного.

Исходя из выше изложенного, нами было сформулировано ряд гипотез:

1. О ведущей роли биоэнергетического излучения в процессе коммуникационных отношений и взаимодействий между людьми.

2. О тесной связи биоэнергетического излучения с содержанием бессознательного.

Цели и задачи работы.

Цель работы: - выявить природу и закономерности энергоинформационного обмена в процессе коммуникации.

Для достижения цели и подтверждения гипотез необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать имеющиеся в психологии данные и представления по данному вопросу.

2. Определить наличие факта дистанционных взаимодействий по передачи информации от одного субъекта другому без включения в этот процесс механизма речеобразования.

3. Обосновать с физической точки зрения возможности для дистантного взаимодействия на основе реальных психофизических моделях.

4. Понять основной характер взаимодействия в рамках, положения энергоинформационной теории.

5. Привести экспериментальные доказательства существования дистантных информационных взаимодействий.

Основные источники.

Общую и специальную литературу, используемую в данной работе, можно условно разделить на три отдельные группы:

в первую включены основополагающие публикации специалистов по психофизике и научной парапсихологии, (Дубров А.П., Ли А.Г., Пушкин В.Н., Васильев Л.Л. и др.);

во вторую группу - работы, посвященные энергоинформационным теориям, теориям сознания (Коган И.М., Акимов А.Е., Шипов Г.И. и др.);

в третью вошли работы по исследованию энергоинформационных взаимодействиях (Коёкина О.И., Родионов Б.Н., Васильев Л.Л., Казначеев В.П., Родштат И.В., Охатрин А.Ф. и др.).

Структура работы.

Данная работа состоит из введения, двух (теоретической и экспериментальной) частей, заключения, списка литературы и приложения.

В теоретической части:

Рассматривается основные понятия биокоммуникации с точки зрения физиологии.

Рассматривается основные понятия о энергоинформационной системе человека, а также её связи с процессом коммуникации.

Рассматривается основы энергоинформационных теорий и связи их с психофизическими процессами.

Вторая часть работы, экспериментальная. В ней представлены материалы, реализации и проверки феномена дистантного биоэнергетического взаимодействия людей в группе.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том:

Теоретическая ценность состоит в том, что данная работа расширяет и углубляет имеющие представления о энергоструктуре человека, дает представление о биоэнергетической составляющей процесса коммуникации.

Проводя изучение материалов по данной теме, я обнаружил ряд разногласий и весьма противоречивых мнений по данному вопросу. Многие исследователи углубляются в изучение донного вопроса, говорят разных составляющих этого процесса. Но при этом, упускается, что в принципе вся наша жизнь и есть процесс обмена информацией.

Теоретическое значение и новизна исследования обусловлена тем, что в современной литературе в малой мере рассматривается подобная тематика, что указывает на крайне низкую, представленность научно-исследовательского направления в этой области.

Теоретическая часть

Глава 1

Биоэнергетическое излучение человека как фактор коммуникации.

1.1 О биокоммуникации с точки зрения физиологии.

Общение животных, биокоммуникация, это связь между особями одного или разных видов, устанавливаемые с помощью приёма производимых ими сигналов. Эти сигналы (специфические - химические, механические, оптические, акустические, электрические и др., или неспецифические - сопутствующие дыханию, движению, питанию и т.п.) воспринимаются соответствующими рецепторами: органами зрения, слуха, обоняния, вкуса, кожной чувствительности, органами боковой линии (у рыб), термо- и электрорецепторами. Выработка (генерация) сигналов и их приём (рецепция) образуют между организмами каналы связей (акустическую, химическую и др.) для передачи информации разной физической или химической природы. Информация, поступающая по различным каналам связи, обрабатывается в разных частях нервной системы, а затем сопоставляется (интегрируется) в её высших отделах, где формируется ответная реакция организма. Роль того или иного канала связи в общение животных у разных видов неодинакова и определяется экологией и морфо-физиологией вида. Как правило, общение животных осуществляется при использовании одновременно нескольких каналов связи. Для многих видов составлены полные каталоги их "языка поз, жестов и мимики".

Также можно считать установленным существование двух взаимосвязанных биологических явлений, широко распространенных в животном мире. Это, так называемые биотелесвязь и биотелелокация. Первое из них осуществляется по типу технической радиосвязи, второе по типу технической радиолокации [4].

В мире животных эти явления имеют: У некоторых электрических рыб, обитающих в мутной воде больших рек, удалось обнаружить специальные органы генерации и приема энергии, используемой для биотелесвязи и биотелелокации. Такой энергией является в данном случае низкочастотное электромагнитное поле; его генератором - электрический орган; его приемником - электрорецепторы, столь же чувствительные к действию поля, как чувствителен глаз к действию света. У некоторых ночных бабочек связь осуществляется посредством инфракрасных лучей, у летучих мышей и дельфинов - посредством издаваемых ими ультразвуков и т.п. Например, гидролокационный аппарат у некоторых видов дельфинов дает им возможность обнаруживать на расстоянии трех километров присутствие тех рыб, которыми они питаются, отличать их от других рыб, которые не идут в пищу. Для медуз одним из видов получения информации является инфразвук. Муравьи - характер поля пока неизвестен. Улитки - поле, способствующее дистанционному взаимодействию, характер поля пока неизвестен. Мыши. Проводимые эксперименты, свидетельствует о дистантной передаче информации о необходимости сохранения численности популяции. Приведенные примеры свидетельствуют о необычно широком проявлении информации на всех уровнях живой природы [51]. Исследования академика А.А.Ухтомского позволяют предполагать, что самым "электромагнитным" образованием организма является нервная система. Еще в 1932 г. он писал: "Смелая мысль, что передача нервных влияний совершается здесь через электрическую индукцию, приобретает солидный фундамент, а вместе с тем получают известное освещение и многие, непонятные до сих пор стороны работы нервной системы". Известно, что нейроны возникают в нервных волокнах при прохождении тока действия - физических электронов низкой частоты. Эти электроны втягиваются в магнитное поле нейронов и преобразуются в высокочастотный ток для дальнейшей передачи. Следовательно, именно они - тот самый генератор электромагнитных волн в биологических объектах [45].

Культура тканей и бактерии. Академиком АМН В.П.Казначеевым с соавторами зарегестрировано открытие N 122, в котором отмечена дистанционная связь между изолированными клетками. [14;51;53]. В.П.Казначеев вместе с Л.П.Михайловой и другими учеными исследовался феномен дистантных межклеточных взаимодействий. В камеру помещали группу клеток, предварительно подвергнув клетки какому-либо экстремальному воздействию, например, заразив их вирусом. В другую камеру помещали группу интактных (неинфицированных) клеток. Обе камеры соединяли друг с другом так, чтобы между ними существовал только оптический контакт (кварцевая, слюдяная или стеклянная пластинка). Герметизация каждой камеры при этом не нарушалась. Фиксировалось начало процесса деградации (или гибели) клеток в камере с зараженной культурой. Через некоторое время аналогичный процесс начинался в соседней камере - в интактной культуре. (Т.е. клетки в соседней камере “заражались” вирусом, несмотря на герметизацию обеих камер.) Использовались так же и клетки человеческого организма. Казначеев объяснял этот феномен электромагнитной концепцией, зараженная культура является “передатчиком” (индуктором) электромагнитных сигналов, а интактная - “детектором”. В последствии этот феномен был объяснен процессами торсионного взаимодействия. То есть ЗЦЭ обусловлен изменением собственных торсионных полей интактной культуры клеток вследствие воздействия внешних торсионных излучений. Источником внешних торсионных излучений в данном случае служит зараженная культура [38]. Но мы все состоим их клеток и микрочастиц, причем количество микрочастиц открываемыми учеными постоянно растет. И между людьми, возможно, могут возникать подобные очень тонкие связи.

1.1.1 Биокоммуникация и человек.

Можно полагать, что аналогичные способности биотелесвязи и биотелелокации в какой-то мере присущи и людям. На человеческом уровне эти способности имеют психический, сознательный характер, выражаются в форме ощущений, зрительных и других образов, влечений, эмоциональных переживаний, побуждений к тем или иным движениям и действиям. Парапсихологи называют такую форму биотелесвязи телепатией, такую биотелелокацию - телестезией, объединяя их более общим понятием экстрасенсорного восприятия (ЭСВ). Что такое экстрасенсорное восприятие? Экстрасенсорное восприятие (англ. extrasensory perception (ESP) - внечувственное восприятие, от лат. "extra-" - "вне-") - это восприятие образной и неявно выраженной, несемантизированной (не представленной в форме каких-либо субъективных кодов сознания) информации без задействования какого-либо сенсорного восприятия [4;20;50;53].

Под телепатией обычно понимают передачу зрительных, реже слуховых образов, чувств, побуждений к действию и очень редко - отдельных слов и их сочетаний на расстояние с помощью каких-либо известных или неизвестных полей при условии, что полностью исключена возможность светового, звукового, тактильного или какого-либо иного контакта принимающего (перципиента) и передающего (индуктора) [44;51].

На настоящее время у ученых нет общего, единого понимания экстрасенсорного восприятия. Для одних - это восприятие посредством еще во многом не известных органов чувств - каких-то экстерорецепторов или, быть может, интерорецепторов. Для других - ЭСВ осуществляется без участия каких бы то ни было органов чувств - непосредственно нейронными структурами мозговой коры или подкорки, раздражаемыми какими-то факторами.

Понятно, что первое из этих двух представлений приемлемее для физиологов и психологов, чем второе. Оно не противоречит классической рефлекторной теории психической деятельности, гласящей, что всякое познание внешнего мира, каждая идущая из него информация начинается раздражением того или иного органа чувств с последующим проведением импульсов возбуждения по афферентным нервным путям в головной мозг [58]. Нет ничего невероятного и в том, что могут быть обнаружены у человека пока еще неизвестные рецепторы. Ведь были же совсем недавно открыты различные рецепторы во внутренних органах, такую систему как Кенрак [20;60].

Другие учёные рассматривают ЭСВ как некое исключение из рефлекторной теории психической деятельности. В данном случае информация о внешних объектах и явлениях проникает в "орган психики" якобы непосредственно через череп, в обход органов чувств, т.е. проникает нерефлекторным путем. Например, давно уже известно, что электрическим раздражением определенных участков мозговой коры удается вызывать зрительные, слуховые и другие ощущения. Таким образом, психические переживания, которые однажды уже были вызваны в жизни обычным рефлекторным путем, могут быть вызваны вторично, без участия каких-либо рецепторов и центростремительных рефлекторных путей - непосредственным раздражением определенных нейронов мозговой коры [3;4]. Результаты приведенных опытов, наталкивают на мысль, что условный рефлекс, как и простейшее психическое переживание, например ощущение, быть может, удастся получить не только непосредственным пропусканием через участок коры электрического тока, но и воздействием на расстоянии электромагнитных волн. Ведь электромагнитные поля и волны могут индуцировать в живых тканях те же токи. Данная мысль побудила физиологов поставить ряд поисковых опытов. Такое поле раздражает на расстоянии изолированные, выделенные из организма нервы и тем сильнее, чем эти нервы длиннее. Короткие отрезки тех же нервов раздражать полем не удавалось. Скорее низкочастотное поле могло бы раздражать сенсорные нервные волокна, идущие от рецепторов в мозг, или находящиеся внутри черепа. Но и эту возможность пришлось отвергнуть, так как поле низкой частоты не раздражает нервы, оставленные на месте их нахождения в организме среди других окружающих их тканей. В таких условиях поле вызывает лишь повышение возбудимости нервных проводников. По тем же причинам трудно себе представить и непосредственное раздражающее действие низкочастотного поля на корковые нейроны. Более определенные результаты были получены профессором М.Н.Ливановым с сотрудниками в опытах по влиянию низкочастотного (50Гц) поля на биоэлектрическую активность коры головного мозга кролика.

Для разрешения вопроса - влияет ли поле на потенциалы коры путем непосредственного воздействия на корковые нейроны или влияет рефлекторно, при посредстве органов чувств - были поставлены опыты с выключением наружных рецепторов. Перерезались зрительные нервы, выключались органы обоняния, разрушались вестибулярные аппараты и корковые структуры. Тем не менее, поле продолжало изменять корковые потенциалы так же, как меняло их до выключения перечисленных рецепторов. На основании этих опытов профессор Ливанов считает, что низкочастотное поле влияет на мозг непосредственно, т.е. экстрасенсорно. Однако он воздерживается от окончательного решения этого вопроса, так как в его опытах не устранена возможность раздражающего действия поля на какие-то другие рецепторы, быть может, рецепторы кровеносных сосудов или внутренних органов. Во всяком случае, это весьма солидное исследование вносит драгоценный вклад в разрешение интересующего нас вопроса.

Ю.А.Холодов, сотрудник профессора Ливанова, в таком же плане исследовал действие на животных и человека ультравысокочастотных (УВЧ) и сверхвысокочастотных (СВЧ) полей. Примененное Ю.А.Холодовым поле УВЧ мощностью в 1000В/м, не вызывая двигательных реакций, изменений температуры кожи, дыхания и пульса, увеличивало амплитуду и уменьшало частоту биотоков коры мозговых полушарий кролика. Такой же результат был получен и предшественниками Холодова в опытах на кошках, обезьянах и даже в исследованиях на людях [4]. Новым и ценным в опытах Холодова было то, что он изучал влияние УВЧ на электроэнцефалограмму (ЭЭГ) у кроликов с предварительно выключенными наружными рецепторами. Выключение производилось или путем перерезки сенсорных нервов, или путем разрушения корковых отделов анализаторов. Оказалось, что и при этих условиях опытов поле УВЧ, направленное на голову кролика, продолжало вызывать вышеуказанные изменения ЭЭГ. Трудно не согласиться с заключением Холодова о наличии в данном случае экстрасенсорного воздействия; "промежуточный и передний мозг могут непосредственно реагировать на поле УВЧ". К этому надо добавить, что эти отделы мозга реагируют без посредства органов чувств не только на проникающее тепловое действие УВЧ и СВЧ, но и на "специфическое" - нетепловое - их действие, преобладающее при малых интенсивностях этих полей.

Непосредственное, экстрасенсорное действие на головной мозг оказывает также и постоянное магнитное поле, что так долго отрицалось учеными.

Итак, вполне реально, что при телепатии головной мозг индуктора излучает, а головной мозг реципиента принимает модулированные электромагнитные колебания мощностью 10_27 Вт и частотой около 10 Гц, при этом информация передается со скоростью порядка 10 бит/с в полосе частот 10-23 Гц, обеспечивающей отношение сигнал/шум 160 дБ [4;16;44].

Приведенные в этой части физиологические опыты имеют очевидное значение для решения, в частности, телепатической проблемы. По признанию большинства современных парапсихологов (Дубров А.П., Ли А.Г., Пушкин В.Н., Коган И.М и др.), телепатическое воздействие индуктора на перципиента не может быть ничем иным, как только непосредственно раздражающим воздействием какой-то энергии, генерируемой мозгом индуктора (назовем эту энергию "биологическим полем", или точнее "мозговым полем"), на мозг перципиента. Если же это так, то нельзя ли использовать предполагаемое мозговое поле индуктора в качестве субсенсорного сигнала для образования у перципиента того или иного условного рефлекса (например двигательного или др.) следуя при этом методическим указаниям школы И.П.Павлова.

За последние годы в области нейрофизиологии было получено много новых фундаментальных результатов, имеющих важное значение, для понимания биофизических механизмов реализации психологических феноменов. Традиционно нейрофизиологические исследования в парапсихологии и психофизике идут по двум направлениям:

1. Исследование состояний мозга оператора в процессе экстрасенсорного восприятия [7;15;33;52].

2. Изучение возможности нейрофизиологии для объективизации дистантного, внесенсорного взаимодействия и телепатии [6;7;21;39;45].

К важным достижениям в этой области следует отнести исследования выполненные к.м.н. О.И.Коёкиной по установлению отношений между межиндивидуальным дистанционным взаимодействием и электрофизиологическими параметрами активности мозг [19;26].

Рис.1. Энергоинформационные связи, определяемые по межиндивидуальной синхронизации биопотенциалов мозга, в диапазоне альфа-ритма в периоде настройки индуктора на реципиента.

Автор показала, что в основе возможных механизмов связей лежит один из общих принципов, основанный на эффекте резонанса, а также то, что феномен дистантного взаимодействия проявляется в особых дискретно меняющихся состояниях сознания. В работе выявлена возможность изучения бесконтактного внесенсорного межиндивидуального взаимодействия с помощью одновременной регистрации активности мозга как оператора (индуктора), так и перципиента.

Обнаружено явление общей и специфической активации в теменных, слуховых и зрительных отделах коры в периоды биотелесвязи (рис.1). Методом компьютерного топографического картирования мозга, проводимого во время ЭСВ, было выявлено возникновение двух очагов повышенной активности (синхронизации биопотенциалов) в обоих полушариях мозга [25; 27].

При этом очаг активности, находящийся в передних отделах левого полушария, обусловлен формированием функционального состояния, способствующего успешности деятельности, но не специфического к ее характеру, второй же очаг, находящийся в задних отделах правого полушария, специфичен для ЭСВ. В других исследованиях получены три подобных очага активности: два совпадают с вышеуказанными, а третий находится в центральным отделе правого полушария (рис.2) [26; 27].

На основании электроэнцефалографического исследования выработана методика проведения опытов по регистрации биотелесвязи значительно повышающие ее достоверность. Оптимальный тип активационной структуры индуктора и перципиента отражается в смещении фокуса максимальной активации вначале в лобно-правые и далее в задне-левые отделы. В момент операционного действия у профессиональных экстрасенсов (индукторов) происходит полная сопряженная инверсия градиентов кортикальной активации - от лобно-левой ориентации фокуса максимальной активации к задне-правой [19;25].

Рис.2. Источники активности в глубинных структурах мозга медленных колебаний в области вертекса. Локализация источников определяется в трех проекциях головы (боковой, передне-задней и верхне-нижней) и соответствует зонам медиального таламуса, эпифиза, ретикулярной формации ствола.

Своими работами автор открывает новое направление исследований, которое можно отнести к области так называемой виртуальной реальности мозга и сознания. При этом открываются новые дополнительные каналы экстрасенсорного восприятия информации, при которых возможно бесконтактное невербальное (несловесное) взаимодействие.

Виртуальная реальность порождается бесконтактным дистанционным взаимодействием между мозгом оператора и реципиента. Это взаимодействие выражается в синхронизации биопотенциалов, присущей каждый раз определенным участкам мозга оператора и реципиента.

1.2 Парадоксы психологии.

Изучая психику как некоторую реальность, вполне доступную для научных методов исследования, психологи обнаружили следующие ее свойства;

Психика - это функциональный объект, то есть процесс, течение, движение.

Психика это нечто реальное, но существующее лишь постольку, поскольку имеются и функционируют такие анатомические структуры, как мозг и нервные проводящие пути. Можно исследовать эти структуры, а можно изучать их работу, ее внутренние и внешние проявления, находя в них определенные свойства, особенности, закономерности.

Психика - объект непосредственно не наблюдаемый и "не осязаемый"; о ней можно что-то узнавать лишь, наблюдая ее проявления.

Психическое (сознание, душа, психика) находится в сложных взаимодействиях с материальным миром физической реальности. Взаимодействие Человека и Мира, по С.Л.Рубинштейну, может проходить в трех плоскостях: 1) как отношения к самому себе, 2) как отношения к Другим людям и 3) как отношения к объектному миру. При этом, это не односторонние воздействия, а взаимоотношения, где чисто теоретически допускается и возможность непосредственного влияния психической активности на мир, поскольку изначально предполагается “приобщение конечного человека к бесконечному бытию и идеального представления этого бытия в самом человеке”.

Психические проявления очень сложны, многовариантны, уникальны в каждом случае, многофакторно обусловлены; состоят из сплетения причин и следствий, порой не видимых для наблюдателя. Все это создает максимальную сложность для выявления закономерностей и зависимостей вплоть до отсутствия подобной возможности [8;12].

Из сказанного видна вся сложность проблемы изучения психики, ограниченность методов и неспособность науки на сегодняшний день "ухватить" психическое в самой сути. Все известное о психике - это только ее функциональное и феноменологическое описание. Подавляющее число книг, учебников по психологии посвящено раскрытию сущности психики через ее явление. В итоге, по мнению проф. В.К.Вилюноса, что такое психика - этого никто не знает. П.Я.Гальперин пишет, что не определен собственный предмет психологии, и она исследует то, что изучается логикой, физиологией и другими науками [12].

Психология по нашим меркам существует достаточно давно, и достигла многого. Она раскрыла многие аспекты психики человека. Психология в состоянии научить людей понимать свои мотивации и строить свою жизнь. Психология делает большие успехи, обучая людей общаться, гармонизировать внутреннюю жизнь с внешними обстоятельствами. Но все это до определенного момента. Многие люди, например, чувствуют взгляд в затылок. И это уже нельзя назвать суеверием. Некоторые эксперименты подтверждают это. Ученые из американского университета Квинз решили экспериментально проверить это расхожее представление [14]. Добровольцев усаживали посередине комнаты, и на их затылок в определенное время смотрел (или не смотрел) другой человек. Оказалось: в 95 процентах случаев чужой взгляд ощущался достаточно четко. Большинство воспринимало его как мимолетное давление на затылок. Но современная психология уже не может это объяснить, многие начнут говорить что это парапсихология, - а это не научно! Странно получается то, что не может объяснить психология, начинает объяснять физика изучая спиновые вращения. Изучая хрональные поля излучаемые глазами. Предлагая тысячи гипотез, теоретических обоснований и практических измерений, причем делается это разными авторами одновременно по всему миру. Они дают свои названия этим явлениям. Академическая теория теряет здесь силу на лицо тот момент, когда науки должны быть обледенены. Так возникла психофизика. И такое направление как физика сознания. С точки зрения психофизики объект и субъект психофизического явления рассматриваются в первую очередь как "информационные системы", процессы, взаимодействия которых связаны с психическими процессами субъекта и затем отображаются с информационного плана на материальный в виде каких-либо физических процессов.

1.2.1 Психофизика - один из классических разделов общей психологии

В 70-е годы в обращении парапсихологов появился термин "психофизика". Психофизика - один из классических разделов общей психологии основанный Г.Т.Фехнером. Это область естествознания, занимающаяся изучением взаимосвязи психических процессов с физическими прцессами и явлениями [62]. Само слово "психофизика" было заимствовано из психофизиологии, где означает её раздел, посвящённый изучению количественных отношений между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения. Однако, парапсихологи вполне справедливо предложили использовать его во втором значении как наиболее удачно звучащий термин для обозначения области естествознания, изучающей взаимосвязь психических процессов (имеющих отображение в виде комплекса физических процессов) с возбуждаемыми или воспринимаемыми ими при определённых функциональных состояниях мозга физическими процессами и явлениями материального мира.

Исследования в психофизике показывают, что многие психические феномены и явления могут быть поняты только на основе квантовой физики и процессов, происходящих в физическом вакууме. Все явления, отмеченные в квантовой физике, наглядно проявляются и в паранормальных явлениях: квантовая нелокальность, скрытые переменные, принцип неопределённости, многомерность пространства - всё это находит своё отражение в психофизических феноменах и явлениях [20].

Психофизика и психология решают одни и те же задачи, но лишь на разных уровнях и методологических принципах. Психофизика и парапсихология выступает сейчас как науки новых прогрессивных идей в психологии и преобразования современного естествознания, открывая новые горизонты в психологии и физике.

Психофизические явления целиком основаны только на внутримозговых процессах (сознательной и подсознательной мыслительной деятельности) индуктора или перципиента. Хотя, конечно, понятно, что внутримозговое экстрасенсорное восприятие обязательно должно иметь этап преобразования абстрактной информации в нервно-импульсные процессы головного мозга, являющиеся материальной основой мыслительных процессов.

Парапсихология, как область знания о необычайных психических способностей человека, привлекает внимание учёных самых разных специальностей. За последние годы были разработаны и с успехом использованы новые методы изучения паранормальных способностей человека и проведены многолетние тщательные исследования, показавшие важную роль сознания для окружающего нас мира живой и неживой природы [20]. Характерно, что результаты всех проведённых исследований, составившие огромный массив данных, анализировались на основе современных методов статистической обработки. Выводы авторов этих исследований были однозначными - сознание и мысль человека, как его векторная сила, являются основой нашего мира и должны быть включены в научную парадигму современного естествознания [13].

Как указывал в одной из своих работ известный учёный - философ, математик В.В.Налимов - “...сейчас есть все основания полагать, что представление о сознании должно быть достаточно широким”. Специалист в области информационной теории И.М.Коган отмечает, что научная значимость парапсихологии и психофизики отмечается в трёх больших областях знания - физической, психологической и мировоззренческой. В физической области формируется круг проблем, связанных с биополем, которое характеризуется чрезвычайно низким энергетическим уровнем, соизмеримым с энергиями единичных квантов. В психологии открываются новые стороны в изучении психики человека, расширяющие наше представление о психической деятельности человека. В мировоззренческой области (философии) возникают проблемы взаимосвязи сознания и физического мира, интуитивного восприятия, проблема отражения субъекта в объекте (отражение информации о субъекте в виде автономной субстанции, сосредоточенной [23;24].

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ