бесплатные рефераты

Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы

5. «Настроение».

Инструкция: сейчас вы получите отпечатанные строки и строфы стихов, выражающих определенное настроение. Какие из них вам наиболее близки? Какие вы никогда не переживали, но хотели бы пережить? (см. Приложение 12) Что каждый из вас чувствовал? Что чувствовали другие члены группы? Какие стихотворения вызвали у вас особенно сильные переживания? Как вы думаете почему? Можно ли передать состояние в цвете? Изобразить в движении, жесте, мимике? Попробуйте сделать это.

6. «Визуализация».

Инструкция: послушайте вместе записанные на магнитофон фрагменты различных художественных текстов. Попробуйте не только представить услышанное, но и пережить те чувства, то настроение, которое «диктует» нам автор.

7. «Свободный танец».

Данное упражнение развивает эмпатию, способность проникать в мир чувств других людей, представляет возможность более глубокого осознания собственного внутреннего мира и понимания духовной жизни других людей.

Главное здесь - не уровень танцевального исполнительства, а умение выразить эмоции через движения.

8. Картина (фотография).

Выполняя это упражнение, можно идентифицироваться с висящей в комнате картиной или фотографией: проиграв ее сюжет, представить эмоциональное состояние изображенных людей и войти в мир их переживаний. Можно сочинить рассказ, притчу, стихи.

9. «Подарки».

Расслабьтесь, постарайтесь вспомнить о подарках, подаренных вам судьбой. Это могут быть люди, предметы, события и т. д. Какие чувства вы переживали, когда жизнь дарила вам эти подарки? Что переживаете сейчас, вспоминая о них?

10. «Семейный альбом».

Ребятам предлагается, ведя свободный рассказ о фотографиях семейного альбома, сосредоточиться не столько на сюжете, сколько на анализе переживания людей, изображенных на фотоснимке.

11. «Тренируем эмоции».

Ребенок должен нахмуриться, как:

- осенняя туча;

- рассерженный человек;

- злая волшебница;

Улыбнуться, как:

- кот на солнце;

- само солнце;

- как Буратино;

- как хитрая лиса;

- как радостный ребенок;

- как будто ты увидел чудо;

Позлиться, как

- ребенок, у которого отняли мороженное;

- два барана на мосту;

- как человек, которого ударили;

Испугаться, как:

- ребенок, потерявшийся в лесу;

- заяц, увидевший волка;

Устань, как:

- папа после работы;

- человек, поднявший тяжелый груз;

Отдохнуть, как:

- турист, снявший тяжелый рюкзак;

- ребенок, который много потрудился, но помог маме;

- как уставший воин после победы.

12. «Колечко».

Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

13. «Глаза в глаза».

Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: «Глядя в глаза и чувствуя руки, попробуйте молча передать разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я не хочу с тобой дружить!» Потом дети обсуждают, в какой раз эмоция передавалась и воспринималась.

14. «Как ты себя сегодня чувствуешь?»

Ребенку предлагаются карточки с изображением различных оттенков настроений (см. Приложение 7). Необходимо определить по выражению лица состояние каждого человечка, а затем выбрать из них ту, которая в наибольшей степени похожа на его собственное настроение, на настроение его мамы, папы, друга и т. д.

Развитие младших школьников как субъектов понимания другого человека позволяет успешно преодолеть разобщенность детей в классном коллективе, изменить положение изолированных детей, пребывающих на периферии классной жизни.

Первым шагом в решении этой задачи явилось проведение социометрии (методики изучения социального статуса учащихся в системе межличностных взаимоотношений) в двух 3-их и двух 4-ых классах СШ №14 г. Барановичи. Данная методика разработана в 1934 году Д.Мореном, а к нашим условиям адаптирована в 60-е гг.

Проведение социометрии включает в себя 2 этапа:

1. само проведение методики;

2. обработку результатов.

При проведении социометрии ребята ставятся в ситуацию выбора. В данном случае им надо было ответить на вопрос: с какими тремя людьми ты хотел бы сидеть. После чего на каждый класс была составлена социометрическая матрица и выделены статусные категории детей (см. Приложения 13, 14, 15, 16).

1. Социометрические звезды: ? 6 выборов;

2. Принятые: 3-5 выбора;

3. Пренебрегаемые: 1-2 выбора;

4. Изолированные: о выборов.

В результате получили, что в каждом классе есть изолированные. Так, в 3 «А» - 2 человека, в 3 «Б» - 3 человека, в 4 «В» - 2 человека, в 4 «А» - 5 человек.

Причины изолированного положения разные, но известно, что начальных классах, где ведут учителя с устойчиво-положительным отношением к детям и которые привлекают внимание своих воспитанников к достоинствам каждого, изолированных учеников не обнаружено

Второй шаг требует проведения тренингов, помогающих младшим школьникам увидеть положительные качества в изолированных учащихся. В качестве таких тренингов в школьном опыте хорошо себя зарекомендовали следующие:

1) Волшебный стул.

Цель: развитие индивидуальности каждого ребенка; формирование интереса друг к другу, гуманизации психологического климата в группе.

Один учащийся садится на стул перед классом, а все остальные называют только все его хорошие качества и поступки, поскольку плохого «волшебный стул» не высвечивает.

2) Создание ситуации успеха путем включения в групповую деятельность с предоставлением этим детям престижной в глазах одноклассников позиции Илии организации специального индивидуального поручения, согласующегося с индивидуальными задатками.

Таким образом, опираясь на вышеизложенное, следует еще раз отметить необходимость проведения систематической работы по развитию младших школьников как субъектов познания других людей не только на уроках русского языка, литературного чтения, при изучении курса «Человек и общество», но и при проведении внеклассной работы.

Организация специальных тренингов позволит раскрыться лучшим качествам изолированных детей и эти их личностные проявления должны стать объектом коллективного восприятия, что в свою очередь даст возможность изменить положение таких детей и успешно преодолеть разобщенность в классном коллективе.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования, проведенные автором дипломной работы, позволяют сделать следующие выводы:

1. Полнота понимания другого является одним из важных источников социального опыта и источником развития нравственных чувств и детей.

2. Психологи отмечают, что есть два вида наблюдения за психологическим состоянием людей: непреднамеренное, преднамеренное. Задача школы - организовать в педагогическом процессе преднамеренное наблюдение других как познавательный процесс, объектом которого становятся события в жизни другого человека, его эмоциональные состояния, мотивы его поступков.

3. Неразвитость младших школьников как субъектов понимания других является причиной их агрессивности, конфликтов как со сверстниками, родителями, так и другими окружающими людьми. Следовательно, понимание других - это важный механизм эмоционально-нравственного развития растущего человека.

4. Опытно-экспериментальная работа показала, что учебнике по литературному чтению для начальных классов не предоставляют возможности развивать навыки понимания другого человека, поскольку содержат недостаточное количество художественных произведений, богатых человековедческими знаниями, и соответственно, слабо разработанную систему вопросов, заданий творческого характера и заданий для самостоятельной работы, направленных на развитие эмпатийных и рефлексивных способностей школьников.

5. С целью организации преднамеренного наблюдения над людскими характерами в педагогическом процессе необходимо использовать такие методы, как: тесты на выявление способностей к эмпатии; метод решения психолого-педагогических задач; работа с пиктограммами.

6. Работа по развитию младших школьников как субъектов познания других людей должна продолжаться и во внеклассной работе с помощью различных тренингов по формированию наблюдательности по отношению к другому человеку.

7. Необходимо осуществлять работу по обеспечению более полного восприятия положительных качеств соучеников, прежде всего находящихся в изолированном положении, имеющих крайне ограниченный круг общения в классе, что позволит изменить их положение и успешно преодолеть разобщенность детей в классном коллективе.

V. ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова М.Д. О качественной характеристике пространственных порогов зрительного восприятия // Ученые записки ЛГУ. - 1953. - №147

2. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми-девяти лет. - Москва: Просвещение, 1969. - с.167

3. Бернштейн Н.А. Новые линии развития в физиологии и их соотношение с кибернетикой. - Москва: Просвещение, 1963.

4. Бодалев А.А. Личность и общение. - Москва: Педагогика, 1983. - с.88-133

5. Гавриловец К.В. Воспитание человечности. - Минск: Университетское, 1985. - с.24-29

6. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995. - с.163

7. Каирова И.А., О.С.Богданова. Азбука нравственного воспитания. - Москва: Просвещение, 1975. - с.21-25, 124-126

8. Коломинский Я.П. Познай самого себя. - Минск: Народная асвета, 1981. - с.9-16, 73-80

9. Коломинский Я.П. Человек среди людей.- Минск: Народная асвета, 1987. - с.25-47

10. Коломинский Я.П. Человек: психология. - Минск: Унiверсiтэцкае, 1998. - с.5-37

11. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. - Москва: Ростов-на-Дону, 2000

12. Кульчицкая Е.Н. Генезис гуманных чувств детей // Воспитание учащихся в духе гуманизма. - Москва, 1968. - с.79

13. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - Москва: Панда, 1994. - с.213

14. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - Москва: Академия, 2000. - с.368

15. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - Москва: Просвещение, 1976. - с.224

16. Немов Р.С. Психология. - Просвещение: Владос, 1995. - с.493-499

17. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - Москва: Книга, 1972. - с.206

18. Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. - Москва: Просвещение, 1979. - с.309

19. Рахилло И. Московские встречи. - Москва: Просвещение, 1962. - с.16

20. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - с.226

21. Репина Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение детей к герою книги // Вопросы психологии. - 1960. - №5

22. Рожина Л.Н. Художественное познание человека и развитие личности старшеклассника. - Минск: Унiверсiтэцкае, 1993. - с.31-42

23. Рожина Л.Н. Художественное познание человека читателями-школьниками. - Минск: Унiверсiтэцкае, 1993. - с.11-70

24. Рожина Л.Н. Психологический анализ в литературном произведении. - Минск: Унiверсiтэцкае, 1991. - с.3-16

25. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - Санкт-Петербург: Питер, 1999. - с.226

26. Семенов И.М. Избранные произведения.- Москва: Ленинград, 1962

27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - с.143

28. Теплов Б.М. Психология. - Москва: Просвещение, 1961. - с.127-128

29. Якобсон П.М. Психология чувств. - Москва: Просвещение, 1977

Приложение 1

Тест «Способность ребенка к эмпатии»

Инструкция: «Необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений приписывать ответам следующие числа: если вы ответили «не знаю» - 0, «нет, никогда» - 1, «иногда» - 2, «часто» - 3, «почти всегда» - 4, «да, всегда» - 5. Отвечать нужно на все пункты.

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышление о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные».

5. Чрезмерная раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже ели они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помогать даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда в детстве слушал грустные истории, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызывать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых лиц.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идея, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой Вы отвечали. Не ответили ли Вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами «да, всегда?» Если это так, то Вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям Вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти -- можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Если Вы набрали от 82 до 90 баллов -- это очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют Вас в качестве громоотвода, обрушивая на Вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют Вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает Вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия Вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о своем психическом здоровье.

От 63 до 81 балла -- высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к Вам. Окружающие ценят Вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах Вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести Вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов -- нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать Вас «толстокожим», ни в то же время Вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношения судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять им личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для Вас неожиданными. У Вас нет раскованности чувств, и это мешает Вашему полноценному восприятию людей.

12-36 баллов -- низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы -- сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у Вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят Вам тем же. Бывает, когда чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют Вас своим вниманием. Но это поправимо, если Вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их потребности как свои.

11 баллов и менее -- очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны - контакты с детьми и лицами, которые намного старше Вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.

Приложение 2

Уровень развития эмпатии у учащихся

3 «Б» класса

Очень высокий уровень эмпатии от 82 до 90 баллов

1. Мушкевич Алена 85

Высокий уровень эмпатии

1. Степура Анастасия 71

2. Лейченко Антон 77

3. Крипа Илья 66

4. Евтух Артем 67

5. Василевич Настя 63

6. Шваль Саша 66

7. Петровская Марта 66

Нормальный уровень эмпатии

1. Бизюкин Сергей 58

2. Ахремко Юлий 58

3. Хрошко Валера 60

4. Хвойницкая Ксюша 58

5. Ханцевич Артем 54

6. Сидорик Оксана 44

7. Марук Вова 56

8. Мазаник Алена 56

9. Лебедева Даша 53

10. Дрозд Снежана 53

11. Бусько Никита 61

12. Бертош Настя 57

13. Гаврис Олег 56

Приложение 3

Уровень развития эмпатии у учащихся

3 «А» класса

Нормальный уровень эмпатии от 37 до 62 баллов

1. Герман Андрей 62

2. Козел Анастасия 47

3. Федорук Сергей 45

4. Беланович Оля 61

5. Самсон Сергей 56

6. Аношко Евгений 59

7. Голосунов Константин 54

8. Тарасова Таня 46

9. Савик Владислав 43

10. Хлопицкая Элина 62

11. Николаева Иоланта 54

12. Наскевич Илья 53

13. Ющенко Дмитрий 57

14. Эйхарт Артем 56

15. Самсоник Ваня 58

16. Павлов Женя 54

17. Говоркова Настя 59

18. Кергет Настя 62

Низкий уровень эмпатии 12-36 баллов

1. Оскальдович Влад 33

Высокий уровень эмпатии

1. Климова Дарья 69

2. Воробей Алеша 70

3. Макей Илья 71

Приложение 4

Уровень развития эмпатии у учащихся

4 «А» класса

Высокий уровень эмпатии от 63 до 81 балла

1. Шведова Алеся 65

2. Швед Оксана 65

3. Мотылевич Андрей 72

4. Кустинская Катя 70

5. Закурдаева Наташа 69

6. Боровик Катя 64

7. Бобко Ваня 63

Нормальный уровень эмпатии от 37 до 62 баллов

1. Бебеш Алеся 41

2. Малец Артем 48

3. Харкевич Максим 41

4. Филипчик Женя 52

5. Столяр Алексей 58

6. Савонь Ирина 39

7. Патейко Александр 56

8. Лосик Николай 41

9. Монтик Павел 50

10. Малец Тимур 44

11. Левченко Игорь 60

12. Комар Карина 47

13. Пармоник Елена 41

14. Железный Руслан 58

15. Буценко Даша 41

16. Давидюк Андрей 47

17. Буданов Женя 44

18. Березовский Ярослав 55

Низкий уровень эмпатии

1. Ребров Устин 31

Приложение 5

Уровень развития эмпатии у учащихся

4 «В» класса

Высокий уровень эмпатии от 63 до 81 балла

1. Кисляк Женя 65

2. Копчик Максим 63

3. Левый Алеша 78

4. Лозовский Юрий 64

5. Махахей Гена 69

6. Ольшевский Дима 70

7. Сологуб Стас 69

8. Тарасов Алеша 68

9. Киркевич Мария 79

10. Зубарев Андрей 76

11. Винничек Лена 65

12. Зараник Антон 66

13. Зараник Алесей 66

14. Вербицкая Лена 73

15. Ващилко Анжела 66

16. Алексеюк Диана 71

17. Ярощук Антон 65

Нормальный уровень эмпатии от 37 до 62 баллов

1. Заремба Юра 58

2. Кульгавик Павел 49

3. Курбасова Анна 58

4. Одоевская Наташа 45

5. Зарожный Павел 59

6. Грищеня Миша 57

7.Апанасик Евгений 56

Приложение 6

Результаты проведения психолого-педагогических задач

Приложение 7

Пиктограмма

Цель: определить состояние человека по выражению его лица.

Приложение 8

Результаты работы младших школьников с пиктограммами

3 «Б» класс

Средний уровень 4-6 баллов

1. Хвойницкая Ксюша 4

2. Хорошко Валера 4

3. Лейченко Антон 6

4. Василевич Настя 4

5. Марук Вова 4

6. Степура Анастасия 5

7. Дрозд Снежана 6

8. Мазаник Алена 5

9. Лебедева Даша 6

10. Сидорик Оксана 4

11. Бусько Никита 6

12. Евтух Артем 5

13. Крипа Илья 5

14. Шваль Саша 4

15. Петровская Марта 4

Низкий уровень 0-3 балла

1. Бертош Настя 2

2. Мушкевич Алена 3

3. Гаврис Олег 3

4. Ханцевич Артем 3

6. Бизюкин Сергей 2

7. Ахремко Юлий 2

Приложение 9

Результаты работы младших школьников с пиктограммами

3 «А» класс

Высокий уровень 7-8 баллов

---

Средний уровень 4-6 баллов

1. Воробей Алексей 4

2. Говоркова Настя 4

3. Тарасова Таня 4

4. Хлопицкая Элина 4

5. Оскальдович Влад 4

6. Николаева Иоланта 6

7. Аношко Евгений 5

8. Павлов Женя 5

9. Ющенко Дмитрий 5

10. Эйхарт Артем 6

11. Макей Илья 5

12. Козел Анастасия 4

13. Самсон Сергей 4

14. Голосунов Константин 4

15. Федорук Сергей 5

16. Наскевич Илья 6

17. Савик Владислав 5

Низкий уровень 0-3 балла

1. Самсоник Ваня 3

2. Кергет Настя 3

3. Герман Андрей 3

4. Климова Дарья 3

4. Беланович Оля 3

Приложение 10

Результаты работы младших школьников с пиктограммами

4 «В» класс

Высокий уровень 7-8 баллов

1. Одоевская Наташа 7

2. Тарасов Алеша 7

Средний уровень 4-6 баллов

1. Грищеня Миша 4

2. Кульгавик Павел 4

3. Винничек Лена 5

4. Зарожный Павел 6

5. Копчик Максим 6

6. Зараник Антон 5

7. Вербицкая Лена 5

8. Алексеюк Диана 6

9. Махахей Гена 5

10. Зубарев Андрей 5

11. Ващилко Анжела 4

12. Ярощук Антон 4

13. Ольшевский Дима 5

14. Лозовский Юрий 4

15. Заремба Юра 5

16. Левый Алеша 5

17. Зараник Алесей 5

18.Апанасик Евгений 4

19. Сологуб Стас 5

20. Кисляк Женя 5

21. Киркевич Мария 5

Низкий уровень

1. Курбасова Анна 2 Приложение 11

Результаты работы младших школьников с пиктограммами

4 «А» класс

Высокий уровень 7-8 баллов

1. Швед Оксана 7

Средний уровень от 4 до 6 баллов

1. Лосик Николай 4

2. Патейко Александр 4

3. Мотылевич Андрей 6

4. Буданов Женя 5

5. Кустинская Катя 4

6. Буценко Даша 5

7. Закурдаева Наташа 6

8. Березовский Ярослав 4

9. Савонь Ирина 5

10. Левченко Игорь 6

11. Столяр Алексей 6

12. Бебеш Алеся 4

13. Филипчик Женя 4

14. Давидюк Андрей 4

15. Малец Артем 4

16. Пармоник Елена 4

Низкий уровень 0-3 балла

1. Железный Руслан 0

2. Комар Карина 3

3. Шведова Алеся 2

4. Ребров Устин 3

5. Харкевич Максим 0

6. Монтик Павел 3

7. Боровик Катя 3

8. Малец Тимур 1

9. Бобко Ваня 1

Приложение 12

Упражнение «Настроение»

Цель: Определить какое настроение выражают каждые сроки.

1. Люблю я сумрачные краски,

Громады стен в лучах луны,

Меня приветствует по-братски

Мир дорассветной тишины.

В.Брюсов

2. И вновь один, я вновь живу собой.

Мне снится радость вечно молодая.

Моя душа оазис голубой,

Мои мечты цветут не отцветая.

К.Бальмонт

3. В лабиринте аллей,

Между скал и развалин,

Я тоскую о ней,

Я блуждаю печален.

К.Бальмонт

4. Хорошо одному у окна!

Небо кажется вновь голубым,

И для взоров обычна луна,

И сплетает опять тишина

Вдохновенье с раздумьем святым.

В.Брюсов

5. Я лежал в аромате азалий,

Я дремал в музыкальной тиши.

И скользнуло дыханье печали,

Дуновенье прекрасной души.

В.Брюсов

6. В душе качанье звука…

В ней радостный рассказ…

К.Бальмонт

7. На сердце было легко, как-то влажно и смутно…

Б.Зайцев

Приложение 13

Результаты проведения социометрии

4 «А» класс

Социометрические звезды ? 6

1. Кустинская Катя 7

2. Патейко Александр 6

3. Швед Оксана 8

Принятые 3-5

1. Буданов Женя 5

2. Буценко Даша 5

3. Комар Карина 3

4. Левченко Игорь 3

5. Лосик Николай 4

6. Ребров Устин 4

7. Савонь Ирина 4

8. Столяр Алексей 5

9. Харкевич Максим 3

Пренебрегаемые 1-2

1. Бобко Иван 2

2. Боровик Катя 2

3. Давидюк Андрей 1

4. Закурдаева Наташа 1

5. Малец Артем 1

6. Малец Тимур 2

7. Монтик Павел 2

8. Мотылевич Андрей 2

9. Шведова Алеся 2

Изолированные 0

1. Бебеш Алеся 0

2. Березовский Ярослав 0

3. Филипчик Женя 0

4. Пармоник Елена 0

5. Железный Руслан 0

Приложение 14

Результаты проведения социометрии

3 «Б» класс

Социометрические звезды ? 6

1. Бертош Настя 6

2. Хвойницкая Ксюша 6

3. Хорошко Валера 10

Принятые 3-5

1. Бусько Никита 4

2. Василевич Настя 5

3. Гаврис Олег 3

4. Лейченко Антон 4

5. Мазаник Алена 3

6. Сидорик Оксана 4

7. Степура Анастасия 5

Пренебрегаемые 1-2

1. Дрозд Снежана 1

2. Евтух Артем 2

3. Лебедева Даша 1

4. Марук Вова 1

5. Мушкевич Алена 2

6. Петровская Марта 1

7. Ханцевич Артем 1

8. Шваль Саша 1

9. Крипа Илья 2

Изолированные 0

1. Бизюкин Сергей 0

2. Ахремко Юлий 0

Приложение 15

Результаты проведения социометрии

4 «В» класс

Социометрические звезды ? 6

1. Зубарев Андрей 6

2. Кульгавик Павел 11

Принятые 3-5

1. Алексеюк Диана 3

2. Ващилко Анжела 3

3. Вербицкая Лена 5

4. Винничек Лена 4

5. Грищеня Миша 4

6. Зараник Алесей 5

7. Зараник Антон 3

8. Заремба Юра 3

9. Курбасова Анна 3

10. Левый Алеша 3

11. Лозовский Юрий 4

12. Одоевская Наташа 3

Пренебрегаемые 1-2

1.Апанасик Евгений 2

2. Зарожный Павел 2

3. Киркевич Денис 2

4. Копчик Максим 2

5. Махахей Гена 1

6. Ольшевский Дима 1

7. Сологуб Стас 1

8. Тарасов Алеша 1

Изолированные 0

1. Ярощук Антон 0

2. Кисляк Женя 0

Приложение 16

Результаты проведения социометрии

3 «А» класс

Социометрические звезды ? 6

1. Герман Андрей 6

2. Климова Дарья 6

3. Самсоник Ваня 6

4. Федорук Сергей 7

Принятые 3-5

1. Беланович Оля 3

2. Говоркова Настя 4

3. Кергет Настя 3

4. Козел Анастасия 4

5. Наскевич Илья 5

6. Павлов Женя 4

7. Савик Владислав 3

8. Эйхарт Артем 5

Пренебрегамые 1-2

1. Воробей Алексей 1

2. Голосунов Константин 1

3. Макей Илья 1

4. Николаева Иоланта 1

5. Оскальдович Влад 1

6. Тарасова Таня 2

7. Хлопицкая Элина 1

Изолированные 0

1. Аношко Евгений 0

2. Ющенко Дмитрий 0

3. Самсон Сергей 0

Array

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ