Исследование личностных особенностей в процессе социализации детей в условиях детского дома
Результаты двух срезов психолого-педагогического исследования позволили составить общий среднестатистический социальный портрет юноши и девушки выпускников, в разрезе каждой методики.
Общий социальный портрет юноши и девушки выпускников
(по средним показателям каждой методики).
1.Методика САН
* Максимальный положительный показатель - 70
Юноши
1
Самочувствие
60.4
2
Активность
57.2
3
Настроение
60.2
Девушки
1
Самочувствие
58
2
Активность
57.1
3
Настроение
58.8
11. Диагностика уровня школьной тревожности по методике Филипса.
* При несовпадении с ключом теста более 50% - диагностируется повышенная тревожность, если более 75% - высокий уровень тревожности
1
"Общая тревожность в школе" (максимальное количество несовпадений - 22)
Юноши
3.4 (низкий)
Девушки
6.5 (низкий)
2
"Переживание социального стресса" (максимальное количество несовпадений - 11)
Юноши
3.6 (низкий)
Девушки
1.6 (низкий)
3
"Фрустрация потребности в достижении успеха" (максимальное количество несовпадений - 13)
Юноши
3.6
Девушки
3.3
4
"Страх самовыражения" (максимальное количество несовпадений - 6)
Юноши
1 (низкий)
Девушки
1.5 (низкий)
5
"Проблемы и страхи в отношениях с учителями" (максимальное количество несовпадений - 8)
Юноши
3 (средний)
Девушки
2.8 (средний)
111. Методика "Диагностика уровня субъективного контроля"
* Максимальное положительное количество совпадений - 44
До 15 - низкий отрицательный уровень
От 16 до 30 - средний пограничный уровень
От 31 - высокий положительный уровень
Юноши
28.6 (средний)
Девушки
29.3 (средний)
1У. Методика "Незаконченные предложения".
* Максимальное количество - 4
Юноши
1
Положительное отношение к отцу
2.4
2
Положительное отношение к себе
2.8
3
Положительное отношение к своему будущему
3
Девушки
1
Положительное отношение к отцу
2.3
2
Положительное отношение к себе
1.8
3
Положительное отношение к своему будущему
2.2
Самой важной ценностью для среднестатистического юноши и девушки является здоровье: юноши - 61% из общего количества, девушки - 50%.
Построение комплексной психолого-педагогической коррекционной работы осуществлялось:
- по результатам 1-го среза ППД;
с учетом индивидуальных особенностей каждого участника;
на результатах наблюдения.
Коррекцинная работа осуществлялась посредством проведения пяти игровых тренинговых занятий для каждого класса, которые содержали упражнения по коррекции страхов, гипер- и гиподинамики, игра по сплочение группы, на выявление лидера, для создания положительного эмоционального фона.
Игровое тренинговое занятие № 1.
Состояло из следующих упражнений:
Разминка.
Упражнение «Приветствие».
Упражнение «Знакомство».
Упражнение «Ассоциация».
Упражнение «Передача импульса по цепи».
Упражнение «Прощание».
Игровое тренинговое занятие № 2.
1. Разминка.
2. Упражнение «Доверие».
3. Упражнение «Глаза в глаза».
4. Упражнение «Степень доверие».
5. Упражнение «Дистанция доверия».
Прощание.
Игровое тренинговое занятие № 3
Приветствие.
Упражнение «Слепые»
Упражнение «Слепой и поводырь».
Упражнение «Живая социометрия».
Игровое тренинговое занятие № 4.
Разминка «Созвездие».
Приветствие.
3.«Изображение предметов».
4.«Изображение животных».
5.«Передача чувств».
6.Упражнение «Подарки в день рождения».
Игровое тренинговое занятие № 5.
Упражнение «Что с ней (ним) не так ?»
Упражнение «Яркое событие».
Упражнение «Горячий стул».
Заключение
В ходе проведения тренинговых занятий было организовано непосредственное наблюдения за действиями, поведением, характерологическими особенностями учащихся. Наблюдение дало свои определенные результаты:
подтверждение результатов 1-го среза ППД;
дополнительная диагностика учащихся;
социометрические исследования в группе.
Динамика развития тренинговых занятий в 10 классе показала следующие особенности протекания:
Игровое тренинговое занятие №1
Цель: выделить наиболее скованных участников группы для определения дальнейшей стратегии работы с ними. Психологическое раскрепощение личности учащихся.
"Разминка" не составила трудностей для участников.
"Приветствие" - проходило дружно, организовано, без затруднений у участников.
"Знакомство" - Кисилева Таня, Давлетьярова Райса - испытывали затруднения в подборе ассоциации к своему имени и без подсказки тренера не смогли подобрать ассоциацию к своему имени. Савичева Тая. - чувствовала себя несколько сковано.
"Ассоциации" - Савичева Тая - испытывала трудность в описании своих ощущений.
"Передача импульса по цепи" - прошло организовано, весело, без затруднений у участников.
"Прощание" - было отработано с участниками несколько раз, в первых попытках участникам было трудно выделить и сохранить единую интонацию, но в последних попытках наблюдалась единая тембровая характеристика при прочтении четверостишья.
Анализируя результаты тренинга, диагностируются скованные участники тренинга (Кисилева Таня. Савичева Тая). Явный лидер в группе - Джакиева Гульнара. У Сапаргалиевой Светы несколько завышенная самооценка. У Земнухова Паши диагностируется высокая мотивация к обучению, активный, собранный, но при этом несколько застенчивый.
Игровое тренинговое занятие №2
Цель: формирование радостного чувства доверия, осознания друг друга, психологической совместимости.
"Разминка" - трудность в осознании и воспроизведении своих чувств испытывали: Новацкая Света., Савичева Тая. Девочки затруднялись описывать свои чувства после тренинга, лишь сказали, что им очень понравился тренинг. Несколько сковано описывали свои чувства - Земнухов Паша. Давлетьярова Райса. Костылева Настя.
Доверие", Для повышения самооценки у учащихся, испытывающих затруднения в общении, в центр круга был поставлен стул. Первым на него была приглашена Новацкая Света, а остальным участникам было предложено сесть в круг тем, кто чувствует доверие к Новацкой Свете. Порадовало, что все участники тренинга сели, показав тем, самым доверие к Новацкой Свете. Также в центре круга побывали: Земнухов Паша. Костылева Настя. Давлетьярова Райса. Савичева Тая. Характерно, что все участники тренинга показали каждому участнику, что они доверяют ему т.е все садились в круг. При проведении данного упражнения чувствовалась сплоченность группы, взаимоуважение участников.
"Глаза в глаза"
Все участники разбились на пары, также и тренер. Участникам было предложено посмотреть в глаза партнеру и определить, что он чувствует. Наиболее полно чувства своего партнера описала Джакиева Гульнара, что и подтвердила ее партнер - Кисилева Таня описание, увиденных чувств участники приводили самые разнообразные, это конечно же повеселило участников. Во время проведения упражнения в группе создался положительный эмоциональный фон, который сохранился до конца тренингового занятия.
"Степень доверия"
Первым участником был Земнухов Паша он выбрал Давлетьярову Райсу в качестве участника, которому наиболее доверяет. Затем Кисилева Таня выбрала в качестве партнера Джакиеву Гульнару Каждый участник подобрал себе партнера без особых затруднений.
"Дистанця доверия"
В данном упражнении перед группой находился Садыков Ренат, Джакиева Гульнара, Степнов Иван. Савичева Тая. Интересно, что ко всем перечисленным участникам ребята приближались очень близко, показывая высокую степень доверия. Группа показала в данном тренинге высокую сплоченность, высокую степень доверия. Характерно, что даже скованные участники тренинга раскрепостились, источали уверенность, смогли раскрыться.
Игровое тренинговое занятие №3
Цель: коррекция тревожного поведения. Диагностика межличностных отношений, выявление лидера группы.
"Слепые" В данном упражнении повышенную тревожность испытывали Новацкая Свсета, Кисилева Таня, Савичева Тая, Земнухов Паша. Напротив очень уверенно себя чувствовали - Джакиева Гульнара. Жукова Люба. Садыков Ренат. Давлетьярова Райса.
"Слепой и поводырь". Ребятам было предложено разбиться по парам ( по принципу "Уверенный + Неуверенный") Таким образом получились следующие пары: Жукова Л. - Земнухов П.; Джакиева Г - Кисилева Т; Давлетьярова Р. - Савичева Т.; Садыков Р. - Новацкая С; Сапаргалиева С - Костылева Н; Степнов И- Айтбаева Ж. В ходе упражнения наблюдалось, что участники, которые в предыдущем упражнении самостоятельно двигались с опаской, то с "поводырем" двигались увереннее. Интересно, что они даже сами это признавали, что полагаясь на "поводыря" было не страшно перемещаться по комнате.
"Живая социометрия". В качестве участника, который должен был повернуться к стене - первой была Сапаргалиева Света. После того, как ребята за ее спиной подошли к ней "на дистанцию доверия". Света расставила их несколько на более близкую дистанцию, чем подходили ребята. Наиболее близко чаще всего участники подходили к Джакиевой Гульнаре. У Джакиевой Гульнары наблюдается положительная адекватная самооценка, при этом она доброжелательна и открыта.
Игровое тренинговое занятие №4
Цель: психокоррекция страхов, гипердинамики, гиподинамики. Акцентировать внимание на саморегуляции у учащихся.
"Созвездие" - в данном упражнении в кругу поучаствовали все участники. Хотелось бы отметить, что в отличии от аналогичного упражнения (занятие №2) застенчивые ребята (Новацкая С, Земнухов П.,Савичева Т., Костылева Н, Давлетьярова Р.) в этом - чувствовали себя намного увереннее, раскованнее. Когда в качестве участника в кругу поучаствовала Сапаргалиева Света. - в круг сели все участники, чем выказали высокую степень доверия Сапаргалиевой Свете. В данном случае наблюдаются коррекционные результаты тренинга, так как ранее высокое доверие к Сапаргалиевой Свете. показывали не все участники.
"Изображение предметов" - в данном упражнении все участвовали с удовольствием , увлеченно изображали различные предметы. У Айтбаевой Жазиры наблюдается богатое воображение, несколько скудное у Новацкой Светы.
"Изображение животных" - прошло аналогично предыдущему упражнению. Участники продемонстрировали не только богатую фантазию, но и живую мимику, подвижность. Упражнение активизировало всех участников группы.
"Изображение чувств". Интересен тот факт, что не все участники правильно дифференцируют чувства т.е. путают чувства и действия (Костылева Н. Садыков Р)
"Подарки в день рождения". Интересно, что все участники смогли подарить воображаемые подарки, но не все смогли объяснить, почему именно такой они дарят подарок. В основном, назывались традиционные подарки: от цветов, духов (мальчики "дарили" девочкам) до компьютеров, машин (девочки "дарили" мальчикам). Девочки девочкам чаще всего "дарили" открытки, конфеты, одежду, украшения. Интересен тот факт, что девочки "дарили" мальчикам конкретные, весомые в социальном понимании вещи.
Игровое тренинговое упражнение №5
Цель: коррекция затруднений в общении; обратить внимание на умение участников раскрыть себя, изменить отношение к себе.
Упражнение "Что с ней (ним) не так?"
Садыков Ренат, Земнухов Павел, Новацкая Света, Савичева Тая - сказали, что бояться сделать ошибку, сказать что-то неправильно, бояться потерять расположение других. Тренер объяснил участникам, что если все участники учатся вместе им необходимо уважать и поддерживать друг друга и ничего не бояться, поправлять ошибки другого, не обижая его. Все участники согласились.
"Яркое событие" - участники не смогли описать самое яркое событие в их жизни, а вспоминали лишь тогда, когда им немного подсказывали какие можно вспомнить события.. Хотя в основном ребята считают, что все яркие события у еще впереди, в будущем.
"Горячий стул" - 1-й участник Земнухов Паша - посчитал, что не всегда правильно высказывает свои мысли, участники же посчитали, что Паша просто долго и вообще не всегда высказывает свои мысли, что они всегда с удовольствием его бы послушали. Паша также сказал, что боится отстать в учебе, на что тренер, сказала, что он стремиться учиться, и может многого добиться при желании.
Сапаргалиева Света сказала, что не всегда способна дослушать до конца и быстро делает выводы. На что участники сказали, что Света в последнее время больше задумывается при ответе, что Света способная, активная ученица и сможет с легкостью корректировать свои недостатки.
Жукова Люба - что ей очень легко общаться даже с незнакомыми людьми, что ее несколько настораживает. Любе был дан совет - не быть излишне открытой с посторонними людьми, которых она не знает, что это к сожалению, не всегда безопасно.
В конце тренинга каждый участник, в письменной форме, высказал свои пожелания.
Динамика развития тренинговых занятий в 11 классе показала следующие особенности протекания:
Игровое тренинговое занятие № 1
Цель: выделить наиболее скованных участников группы для определения дальнейшей стратегии работы с ними. Психологическое раскрепощение личности учащихся.
"Разминка" прошла без затруднений у участников
"Приветствие" - после небольшой тренировки участники дружно смогли воспроизвести приветствие своей подгруппы.
"Знакомство" - Денисчева Юля, Рябая Катя, Сапункова Лена - испытывали затруднения в подборе ассоциации к своему имени. Девочкам потребовалась подсказка тренера, также девочки чувствовали себя неуверенно во время тренинга.
"Ассоциации" - Денисчева Юля, Сапункова Лена. - с трудом смогли воспроизвести свои чувства и отношение к своим партнерам в произношении имен, после смены для них партнеров, наблюдается тот же результат. Тогда для коррекции, было предложено остальным участникам описать всевозможные чувства и ощущения. С заданием остальные участники справились очень хорошо. После чего девочки смогли воспроизвести свои чувства. В конце упражнения девочки даже почувствовали себя несколько увереннее, стали больше улыбаться.
"Передача импульса" - проходило весело, организовано, участники испытывали радость, восторг, даже скованные участники стремились не отставать, уверенно передавали импульс.
"Прощание" - участники после нескольких тренировок смогли установить единую интонацию, что характеризует сплоченность группы. Явного лидера при этом в группе не наблюдается. Все участники общаются без затруднений и явных конфликтов. Наблюдаются мини-группы (по 2-3 участника), но небольшая сплоченность этих групп может объяснять совместным проживанием в одной группе ( в одной группе живут Лось Вика Нугманова Шолпан. Базаева Мейрамгуль.). Однако же вражды между участниками не наблюдается вовсе, ребята могут где-то не согласиться друг с другом, слегка поспорить, но безобидно, адекватно.
Игровое тренинговое занятие №2
Цель: формирование радостного чувства доверия, осознания друг друга, психологической совместимости.
"Разминка" - трудность в осознании и воспроизведении своих чувств испытывали: Сапункова Лена. Рябая Катя. Хотя после того, как остальные участники подробно описали все, что они испытывали, Лена и Катя несколько подробнее смогли описать свои чувства.
"Доверие" - первой в центр круга была приглашена Рябая Катя, остальные участники все без исключения сели в круг, оказав доверие Кате. После данного упражнения наблюдается улучшение настроения у Кати, девочка почувствовала себя увереннее, чаще улыбается и смеется. Аналогично прошло упражнение и для остальных участников, никто из участников не показал своего недоверия кому-либо.
"Глаза в глаза" - участники разбились на пары, пожеланию, участникам было предложено посмотреть в глаза партнеру и описать, какие чувства он испытывает. Очень хорошо описала чувства своего партнера Лось Вика (Кисилевой Тани). В общем, все участники в той или иной степени описали чувства своего партнера. Хотелось бы отметить, что участники, испытывающие затруднения в предыдущих упражнениях, в данном упражнении, чувствовали себя более уверенно и неплохо описали чувства своего партнера.
"Степень доверия» - наиболее интересными были действия Сапунковой Лены, которая выбрала Лось Вику, но все же при опускании на руку Вики, испытывала страх, скованность в движениях. Аналогично Лена себя чувствовала с остальными партнерами. Остальные участники чувствовали себя свободно, легко выбирали партнера и доверялись ему, свободно опускались за его рукой.
"Дистанция доверия" - в данном упражнении перед группой находился каждый из участников. Наибольшую степень доверия была оказана тем участникам, между которыми наблюдаются межличностные отношения не только в классе, но и вне группы. Так в качестве участника была Лось Вика - наиболее близко к ней подошла Нугманова Шолпан, Базаева Мейрамгуль, Кисилева Таня. К Жумаеву Нурбеку наиболее близко подошел Дорофеев Саша - мальчики сидят за одной партой и являются единственными мальчиками в классе.
"Слепые" - в данном упражнении, чувство страха и тревоги испытывали и неуверенно двигались - Лось Вика, Денисчева Юля, Жумаев Нурбек. Остальные участники не испытывали тревогу, но при этом в описании описывали, что с закрытыми глазами были очень пусто и темно.
"Слепой и поводырь" - участники разбились по парам, пожеланию: Шолпан - Мейпамгуль, Саша - Нурбек, Вика - Таня, Оксана - Юля, Катя - Нурслу. . интересно, что с партнером участники, испытывающие в предыдущем упражнении тревогу, в данном не испытывали тревогу и двигались более уверенно. Что характеризует у участников доверие к своим партнерам.
"Живая социометрия" - участники без особых затруднений, расставляли остальных участников на предполагаемую дистанцию доверия. Наблюдалась лишь незначительная разница в том, как приближались участники, и как их расставил сам испытуемый. Данное упражнение проходило аналогично "Дистанции доверия", с той лишь разницей, что испытуемый не видел, насколько приближались к нему остальные участники и возможно, испытуемый расставлял участников по результатам упражнения "Дистанция доверия". В общем отмечаю, что все участники показывали достаточно высокое доверие друг к другу. Хотелось бы отметить, что у всех участников адекватная самооценка доверия членов группы к ним лично, т.е. они реально знают кто и в какой степени им окажет доверие.
Интересно, что в группе не наблюдается явного лидера. Межличностные отношения в группе положительные, ребята сплоченные, нет вражды и агрессии. Между участниками не наблюдается барьеров в общении. Наблюдаются наиболее открытые участники: Лось Вика, Дорофеев Саша, Мамышева Оксана, Базаева Мейрамгуль, но при этом среди них нет явного лидера.
Игровое тренингвое упражнение № 4
Цель: психокоррекция страхов, гипердинамики, гиподинамики. Акцентировать внимание на саморегуляции у участников.
"Созвездие" - в данном упражнении участвовала вся группа. В центре поучаствовали все ребята и всем было оказано доверие участников. Уверенно себя чувствовали даже ранее застенчивые ребята.
"Изображение предметов", "Изображение чувств", "Изображение животных" - во время проведения данных упражнений участники продемонстрировали богатую фантазию, упражнение проходило активно, наблюдался положительный эмоциональный фон - участники смеялись, улыбались, шутили. Не испытывали затруднений даже скованные ранее участники, они без труда выходили в середину класса и загадывали задания для остальных участников. Участники неплохо дифференцируют чувства и эмоции.
"Подарки в день рождения" - участники "дарили" воображаемые подарки и при этом объясняли, почему именно данному участнику они дарят данный подарок. В основном назывались традиционные подарки. Участники были очень дружелюбны друг к другу, делали замечательные комплименты и пожелания. В группе царила атмосфера оживления и дружелюбия, взаимоуважения, чуткости, эмпатии.
Игровое тренингвое упражнение №5
Цель: коррекция затруднений в общении; обратить внимание на умение участников раскрыть себя, изменить отношение к себе.
Упражнение что с ней ( ним) не так? Упражнение "Горячий стул"
Денисчева Юля - сказала, что ей мешает общаться страх высказывать свои мысли, что она боится, что кто-то будет смеяться над ней. Участники ей ответили, что никто не будет никогда над ней смеяться, а наоборот, если что-то она скажет неправильно, поймут и тактично поправят ее.
Сапункова Лена - сказала, что вообще любит больше послушать, чем говорить, но иногда окружающие это понимают, как нежелание общаться. Участники сказали, что Лене, просто, нужно почаще улыбаться и окружающие это будут воспринимать, как дружелюбие и расположение.
Рябая Катя сказала, что ей иногда кажется, будто окружающие ее не любят и не хотят с ней общаться. На что участники дали отрицательный ответ и посоветовали Кате быть более уверенной в себе и ничего не бояться.
Остальные участники, посчитали, что не испытывают серьезных затруднений в общении и при желании могут расположить к себе любого человека.
Упражнение "Яркое событие". Участники очень живо описывали яркие события из своей жизни, даже стеснительные участники не испытывали затруднений и активно участвовали в упражнении. Характерно, что все участники чаще всего вспоминали события, связанные с жизнью школы, класса, что характеризует сплоченность группы. Упражнение проходило ярко, в группе царил положительный эмоциональный фон, участники улыбались, смеялись и шутили.
В конце упражнения участники высказали свои пожелания.
Дальнейшее построение коррекционный работы основывалось на изучение отношения учащихся к их прошлому, настоящему, будущему. Для чего решено было организовать классный час на тему "Мой мир"
Цель классного часа: «Научить учащихся анализировать свое прошлое, настоящее и будущее»
Задачи:
сформировать у учащихся адекватную самооценку своего прошлого, настоящего и будущего
научить учащихся анализировать свое прошлое и настоящее
скорректировать восприятие у учащихся своего прошлого, настоящего, если таковое нарушено
сформировать у учащихся потребность планировать свое будущее
сформировать у учащихся вербальные навыки формулирования своего прошлого, настоящего и будущего.
Ход занятия: учащиеся на бумаге (формат А4) выделили три графы «Прошлое», «Настоящее», «Будущее», в каждой надлежащей графе учащиеся описали свое прошлое, настоящее и будущее в виде рисунков, ключевых слов, кратких описаний.
После изображения своего прошлого, настоящего и будущего. Каждый участник показал рисунок-изображение «Своего мира» и по нему рассказал всем участникам о своем прошлом, настоящем и будущем. Итоги: учащиеся научились анализировать и адекватно воспринимать свое будущее, прошлое, настоящее. Многие участники впервые задумались о своем будущем, вследствие чего некоторые участники захотели изучить свои профессиональные навыки.
Для изучения профессиональных качеств учащихся проведены групповые беседы с учащимися на тему: "Моя будущая профессия и модифицированная методика А.Е. Голомштока "Карта интересов". "Карта интересов" предназначена для изучения интересов и склонностей старшеклассников в различных сферах деятельности, содержит 174 вопроса по 29 направлениям. Необходимо отметить, что профориентация проводилась пожеланию учащихся, поэтому в данной диагностике участвовали, лишь те учащиеся, которые хотели узнать какую выбрать профессию.
Результаты профриентационной работы
№
ФИО
Уровень выраженности качества
Высокий
Средний
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Дорофеев Саша
Базаева Мейрамгуль
Лось Вика
Мамышева Оксана
Нугманова Шолпан
Жумаев Нурбек
Сапункова Елена
Жукова Люба
Джакиева Гульнара
Габдолова Нурслу
Физкультура и спорт
Журналистика
-
-
Иностранный язык
-
-
-
Иностранный язык
-
-
-
Сценическое мастерство
Журналистика
Журналистика
Юриспруденция
Биология
История, литература
-
Медицина
2.3. Эффективность работы по оптимизации процесса социализации детей детских домов
Сравнительный анализ двух срезов показывает, что произошла серьезная коррекция качественной характеристики личности учащихся. К примеру, возьмем методику САН, по которой исследовалось: самочувствие, активность, настроение учащихся. Так, к примеру, у Жуковой Любы в первом срезе самочувствие оценивалось - 60 баллов, то во 2-м срезе - в 64 балла, активность в 1-м срез - 63, а во 2-м - 66, тоже самое и с настроением в 1-м - 58, во 2-м - 61. Таким образом, у Жуковой Любы самочувствие улучшилось на 4 балла, активность - на 3 балла, настроение - тоже на 3 балла. А у некоторых участников коррекционные результаты еще выше, практически у всех учащихся произошла положительная коррекция. Конечно же, нет необходимости вновь описывать результаты психолого-педагогической диагностики учащихся, когда коррекционные результаты и так видны из таблицы. Лучше обобщим данные в средние общие показатели.
Общие средние данные по методике САН
№
Параметры
1-й срез
2-й срез
Разница
1
Самочувствие
52.7
58.5
+ 5.8
2
Активность
48.9
54.1
+ 5.2
3
Настроение
52.2
59.1
+ 6.9
Из таблицы видно, что по итогам второго среза психолого-педагогической диагностики произошла коррекция эмоционального состояния у учащихся, т.е. произошло улучшение самочувствия на 5.8 баллов, увеличилась активность - в 5.2 балла, улучшилось настроение - на 6.9 баллов.
Аналогичные результаты можно наблюдать, анализируя методику школьной тревожности Филипса. Только в методике Филипса происходит снижение: школьной тревожности, переживания социального стресса, фрустрации потребности в достижениях, страха самовыражения, страха в отношениях с учителями. Снижение уровня тревожности у учащихся можно наблюдать в нижеприведенной таблице:
Результаты методики Филипса
Шкалы
1- срез
2-й срез
Разница
1. "Общая тревожность в школе"
6.7 (средний)
5.8 (низкий)
- 0.9
2."Переживание социального стресса"
2.9 (низкий)
2 (низкий)
- 0.9
3."Фрустрация потребности в достижении"
4.2 (средний)
3.4 (низкий)
-0.8
4. "Страх самовыражения"
2.7 (средний)
1.4 (низкий)
- 1.3
5. "Проблемы и страхи в отношениях с учителями"
3.4 (средний)
2.8 (низкий)
- 0.6
Получается, что во- втором срезе психолого-педагогической диагностики результаты по каждой шкале методики Филипса из показателя среднего уровня переместились в показатель низкого уровня.
Произошла коррекция субъективного контроля: если общий средний балл по двум классам в первом срезе психолого-педагогической диагностики был - 26 (при максимальном положительном - 44), что составляет средний уровень субъективного контроля. То во втором срезе психолого-педагогической диагностики он уже составил - 29, при наличии 29 баллов не хватает лишь 1-го балла до высокого уровня субъективного контроля у учащихся.
В свою очередь результаты обработки методики Сакса и Леви тоже показали положительные изменения у учащихся, что видно из нижеприведенной таблицы:
Результаты методики Сакса и Леви
№
Положительное отношение:
1-й срез
2-й срез
1
К отцу
2.4
2.6
2
К себе
1.7
1.8
3
К своему будущему
2.5
2.7
Хотя и не значительное улучшение, на 0.1, 0.2 балла, но все наблюдается. Соответственно за счет увеличения положительного отношения, снижается отрицательное отношение.
Изменились также и ценностные ориентации учащихся:
В 1-м срезе на:
1 месте - Здоровье - выбрали 57 % учащихся
2 месте - Познание - выбрали 19% учащихся
Во 2-м срезе на:
1 месте - также Здоровье - 56 %
2 месте - также Познание - но уже 24 % учащихся выбрали
Ранжирование эмоциональных предпочтений учащихся также несколько изменилась:
В 1-м срезе на:
1. "Удовлетворение, гордость, если можешь доказать свою ценность или свое превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются" - 29%
2."Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо." - 19%
"Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей" - 15%
"Радость, хорошее настроение, симпатия, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь" - 15%
Во 2-м срезе на:
1. "Удовлетворение, гордость, если можешь доказать свою ценность или свое превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются" - 29%
2. "Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами" - 19%
3. "Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей" - 15%
4."Радость, хорошее настроение, симпатия, когда общаешься с людьми,
которых уважаешь и любишь" - 15%
Заключение
Анализируя вышеизложенное в главе 11 ясно, что результаты двух срезов психолого-педагогической диагностики учащихся 10-го и 11-го классов детского комплекса "Жас даурен" показали, что у учащихся произошло:
улучшение настроения, самочувствия, увеличение активности;
снизилась личностная тревожность;
увеличился уровень субъективного контроля;
изменились интересы и качество эмоций;
улучшилось отношение к себе, отцу, к своему будущему;
Характерно, что вышеперечисленные изменения произошли под влиянием организованной комплексной психолого-педагогической коррекционной работы. О чем свидетельствуют результаты двух срезов психолого-педагогической диагностики, опрос учащихся в 10-м и 11-м классе. Ведь все учащиеся обращались ко мне с просьбой, провести и далее с ними игровые тренинги, что говорит о необходимости коррекционной работы в школе.
Собственно, результаты практической работы в "Жас даурене" подтвердили гипотезу: что, если в детском доме семейного типа будет целостно организован педагогический процесс и проведена комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа, то это будет способствовать достижению воспитанниками равного с детьми из полноценных семей возрастного уровня общего и умственного развития, формированию активной позиции как субъекта социализации. Таким образом решение проблемы социализации детей-сирот в условиях детского дома возможно. Для ее решения необходима комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа, хорошо организованная и качественно проведенная.
Используемая литература:
“Антология педагогической мысли”, А-а, 1995 г. (244)
“Проблемы обучения и воспитания в произведениях казахских просветителей”, А- а, 1984 г. (126)
Архангельский Н.В.“Нравственное воспитание”, Москва, 1979 г. (534)
Бабанский Ю. К. “Педагогика”, Москва., 1988 г. (626)
Божович Л. И. “Личность и ее формирование в детском возрасте”, Москва, 1968 г. (287)
Божович Л. И. “О нравственном развитии и воспитании детей// вопросы психологии”, Москва, 1975 г. (412)
Болдырев Н. И. “Нравственное воспитание школьников”, Москва, 1979 г. (216)
Валиханов Ч. “Избранные произведения”, А- а, 1958 г.
Валиханов Ч. “Собрание сочинений”, 5 том, А- а, 1961-1972 г.
Васильева З. Н. “Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности”, Москва. 1978г. (389)
. Дробницкий О. Г. “Проблемы нравственности”, Москва, 1977 г. (376)
. Жумабаев М. “Педагогика”, А -а, 1993 г.
Каиров И. А. “Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания”, Москва, 1979 г. (277)
Калюжный А. А. “Роль учителя в нравственном воспитании школьников”, А -а, 1994 г. (187)
. Кантарбаев С. Е. “Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания” (автореферат), А-а, 1996 г.
Котенова Р. Н. “Педагогические взгляды М. Жумабаева”, А -а, 1995 г. (169)
Кунанбаев А. “Избранное”, А -а, 1958 г.
Марьенко “Основы процесса нравственного воспитания в школе”, Москва, 1980 г. (321)
Марьенко И. С. “Нравственное становление личности школьника ”, Москва, 1985 г. (364)
Матвеева Л. И “Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения”, Ленинград, 1989 г. (89)
Рубинштейн С. Л. “Основы общей психологии”, Москва, 1946 г.
Рубинштейн С. Л. “Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников”, Москва, 1981 г. (183)
Савин Н. В. “Педагогика”, Москва, 1978 г. (373)
Ситдинов А. С. “Педагогические идеи и просветительская деятельность Ибрая Алтынсарына”, А- а, 1968 г.
. Тажибаев Т. “Абай Кунанбаев о воспитании молодежи”, А-а, 1954 г. (257)
Урунбасарова Э. А. “Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки”, А- а, 1999 г.
Харламов И. Ф. “Педагогика”, Москва, 1990 г. (723)
. Хомраев М. К. “Нравственное воспитание учащихся” (методическое пособие), Ташкент, 1983 г. (257)