Дети - это далеко не единственный фактор, который выдвигается в качестве причины изменений в отношениях супругов и снижения удовлетворенности браком. Период 25-50 лет является временем наиболее активного социального и профессионального функционирования индивида, что само по себе, как указывается многими авторами может приводить к охлаждению его интереса к семье, более равнодушному отношению к супругу и к своим семейным обязанностям, а следовательно и к снижению удовлетворенности браком. Человеку трудно одинаково активно проявлять себя одновременно в различных сферах, его предпочтение в сфере жизненных ценностей изменяется. С возрастом (можно предположить, что это время лишь случайно совпадает с тем периодом, когда дети покидают родительский дом) близкие межличностные связи становятся более значимыми, приближение старости порождает страх одиночества, человек начинает больше ориентироваться на своего супруга, а следовательно и увеличивается удовлетворенность браком. Так, по некоторым данным (Kerchoff,1976), люди после 60 лет часто считают свой брак настолько же удовлетворяющим их, как в первые годы после его заключения.
Автор аналитического исследования (1) утверждает, что возможен еще целый ряд альтернативных объяснений изменения кривой удовлетворенности браком и параметров супружеских отношений, например, привлечение для этого результатов исследований жизненных циклов, возрастных кризисов, факта воздействия общества на людей, имеющих детей, и т.д. Но такие гипотезы реже встречаются в литературе, они менее разработаны. Кроме того, трудно согласиться, что изменения, происходящие в ходе цикла развития семьи, связаны с воздействием одного какого-то фактора, по всей видимости можно говорить о сложной взаимосвязи различных причин. К тому же ни дети, ни работа, очевидно, не влияют сами по себе на взаимоотношения супругов, а лишь способствуют тому, что супруги начинают обращать внимание на те стороны отношений, которые до того казались маловажными. Кроме того, большинством авторов исследований не учитывает тот факт, что все получаемые ответы респондентов являются не описанием объективной реальности, а феноменами восприятия супругами особенностей своей семейной жизни.
Все вышесказанное свидетельствует о важности и актуальности изучения семейного цикла как с целью создания полноценной теории функционирования семьи, так и для практической работы в данной области - консультирования, просветительской деятельности, подготовки молодежи к вступлению в брак и т.д.
Первым, кто стал развивать теорию семейных систем в США, был Мюррей Боуен (1913-1990). В статье «Теория семейных систем М.Боуена» (5) представлены отдельные положения теории человеческих взаимоотношений, разработанной М.Боуеном, и описана попытка соединить исследования семьи с естественными науками. В статье также показано, как М.Боуен применял свою теорию в практике семейной психотерапии.
После второй мировой войны, изучая поведение солдат в армии, психиатры и психологи начали уделять большое внимание функционированию социальных групп. В то же время с появлением психотропных средств хронически психические больные получили возможность жить не в больнице, а в своей семье. Понимание процессов, происходящих в семье и в еще более широких социальных группах, впервые приобрело важность для специалистов в области охраны психического здоровья. В середине 50-х годов в США в шести центрах стали развиваться новые подходы к лечению психических заболеваний, и основанием для этих подходов послужила работа, проводившаяся с семьями шизофреников.
Родители молодых людей-шизофреников в течение всего курса лечения жили в больнице вместе со своими детьми, а М.Боуен наблюдал за системой отношений в этих семьях. Он рассматривал семью как лабораторию для изучения человека. Точно также, как другие особи, например, муравьи, крысы, обезьяны, которых изучают в группах, где они осуществляют репродуктивное и социальное поведение, и человек может быть подвергнут исследованию в своей самой основной репродуктивной группе.
Согласно М.Боуену, в человеческом обществе, как и в семье, поддерживается баланс между общественным (групповая потребность в любви, одобрении, единении и согласии) и индивидуальным (потребность добиваться отличий в работе, быть независимым и потребность в самоопределении). Вот почему, когда в 1972г. Агенство по защите окружающей среды в Вашингтоне обратилось к М.Боуену с просьбой представить работу, в которой бы его теория систем взаимоотношений в семье была применима к более широким социальным группам, М.Боун написал работу «Общество, кризис и теория систем».
В основе боуеновской теории семейных систем лежит положение об эмоциональной системе. В качестве связующего звена для понимания общественного эмоционального процесса он использовал модель семьи, в которой имеется ребенок с отклоняющимся поведением. М.Боуен избегал описаний конкретного метода, с помощью которого теория семейных систем могла бы применяться в психотерапевтических целях для решения проблем межличностных семейных отношений. В процессе психотерапии, основанной на боуеновской теории семейных систем, индивид, семейная пара или семья учатся различать модели функционирования в рамках семьи тех причин, которые служили источниками самых непроизвольных эмоциональных проявлений.
Пять положений в теории семейных систем М.Боуена описывают модели взаимоотношений, которые срабатывают на автоматическом уровне во всех семьях и которые отражают эмоциональную систему человека в действии. «Сила, с которой проявляются эти модели, меняется в зависимости от того положения, в котором могут находиться на шкале дифференциации индивид, супруги или вся семья. М.Боуен взял все свои положения из аналогичных положений, развитых в рамках естественных наук. Там имеются подходящие категории для описания человеческих взаимоотношений, хотя они еще и не доказаны в теоретическом плане» (5, с.158).
В 1992г. была сформирована научно-исследовательская подпрограмма «Семья», являющаяся составной частью Государственной научно-технической программы «Народы России: возрождение и развитие» (35). Цель подпрограммы - копенным образом изменить положение в исследованиях семьи, преодолеть разрозненность и фрагментарность работ разных исследовательских коллективов. За два года в рамках подпрограммы «Семья» временные творческие коллективы провели более 30 самостоятельных исследований. В настоящей публикации представлены некоторые результаты исследований, в целом отражающие основные тенденции и перспективы развития семьи в России, анализ демографической ситуации, прогнозы семейной структуры городского и сельского населения РФ до 2001г.
Авторы исследований акцентируют внимание специалистов и общественности на следующих фактах: «Наряду со снижением рождаемости в России имеет место и сокращение количества заключенных браков. Если резкое снижение коэффициента рождаемости началось с 1988г., то обвальное снижение брачности произошло в 1992г. (1990г. - 8,9%, 1991 - 8,6, 1992 - 7,1, 1993- 6,7%). Снижение брачности связано, в первую очередь, с откладыванием браков. Откладывание браков, судя по всему, не сопровождается откладыванием начала сексуальных отношений, уменьшением добрачных сексуальных контактов, что неизбежно ведет к числу абортов, особенно при первой беременности, увеличению числа случаев вторичного бесплодия, внебрачных рождений и отказов от рожденных детей, т.е целому комплексу негативных последствий для государства, общества, семьи, личности (35,с.44-45).
В связи с этим одной из важнейших проблем, требующих комплексной научно-практической разработки и решения, является планирование семьи в добрачный период. Ее решение способствовало бы смягчению негативных медико-социальных последствий откладывания браков.
Известно, что в основе отношений любви лежит чувство любви - высшая степень эмоционального положительного отношения человека к человеку. Известна также исключительная избирательность в выборе партнера в отношениях любви, нередко приводящая к единичности или даже отсутствию этого вида отношений в жизни отдельного человека. Однако, как утверждает автор исследования «Семейно-брачных и родственных отношений» (34,с.166), «ни критерии выбора партнера, ни закономерности чувства любви, ни содержание отношений любви не получили еще должного освещения». И все же отдельные попытки освещения данных проблем в научно-популярной литературе имеются. К их числу можно отнести «Аксиомы супружества» (Обозов А.Н., Штильбанс В.И, 1984), «Стилевые особенности межличностного познания и характеристики общения» (Южанинова А.Л., 1988), «Рожденные выигрывать» (Джеймс М., Джонгвард Д, 1995), «Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности» (Ромек В.Г., 1997), и др.
В настоящее время в нашей стране получили большое распространение советы Д.Карнеги о том, как надо строить общение, чтобы оно было в личностном отношении комфортным. Признавая большую эффективность многих из них, А.А.Бодалев (6,с.76) отмечает, что «... они больше относятся к технологии общения и не претендуют на раскрытие психологической сути общения, всех его закономерностей».
Большой знаток человека и психологии отношений людей А.Моруа очень метко и образно выразил сложности межличностных отношений супругов: два сблизившихся корабля раскачиваются на волнах, борта их сталкиваются и скрипят. Действительно, добиться согласия в супружеской жизни непросто. Наиболее ответственным периодом в жизни супругов по праву можно считать начальный, когда молодожены сталкиваются с первыми - не любовными, не интимными и приятными проблемами, а семейно-бытовыми. Период притирки характеров, взглядов на жизнь, семейный уклад - очеь сложный этап в отношениях, вызывающий подъем и спады молодых настроений молодых. Насыщенный самыми противоречивыми переживаниями, этот момент супружеской жизни часто запоминается на всю жизнь и отражается на дальнейшей судьбе семьи. Каждый из партнеров не только открывает мир другого, но и сам обнаруживает в себе что-то раньше не замеченное.
Учитывая стадийный характер развития семьи, авторы «Исследования уровней совместимости в молодой семье» предположили в качестве гипотезы, «что совместимость на каждом из уровней имеет свои специфические особенности в зависимости от той или иной стадии развития семьи» (19,с.59). Определение этих особенностей является необходимым для разработки дальнейших программ изучения семейно-брачных отношений, практических рекомендаций по стабилизации семьи и проведения профилактической работы по психологической подготовке молодежи к семейной жизни. Исследование выполнено в рамках комплексной программы по изучению психологических аспектов семейно-брачных отношений, разрабатываемой Лабораторией дифференциальной психологии им.Б.Г.Ананьева НИИКСИ ЛГУ. П рабочему определению, молодой семьей считалась такая семья, супружеский стаж партнеров которой не превышал трех лет, а возраст супругов 25 лет. Учитывалось, что в своем развитии молодая семья может проходить несколько этапов. Кроме основной цели исследования еще была поставлена задача осветить некоторые вопросы выбора брачного партнера, в частности влияние родительской семьи на этот процесс.
Исходя из существующего понимания структуры каждого из уровней совместимости, для их изучения авторы исследования использовали следующие методики (19, с.60):
а) психологический уровень совместимости (для изучения характерологической направленности межличностного поведения индивидов использовалась методика, предложенная Т.Лири и модифицированная Ю.А.Решетняковым). Каждый из обследуемых оценивал трех лиц: самого себя, своего партнера и свой идеал партнера)\;
б) социально-психологический уровень совместимости (исследовался с применением методики «Ролевые ожидания и притязания в браке», разработанной А.Н.Волковой, позволяющей выяснить установки людей в области распределения семейных функций и на основе этого определить значимость различных семейных ценностей);
в) социокультурный уровень совместимости (изучался при помощи методики «Ценностные ориентации», разработанной Рокичем и адаптированной А.Гоштаутасом, А.Семеновым и В.Ядовым, ориентированной на получение иерархии жизненных целей и иерархии средств их достижения).
Результаты проведенного исследования позволили авторам сделать следующие выводы:
При изучении супружеских взаимоотношений следует учитывать не только совместимость на разных уровнях, но и стадии жизненного цикла семьи, т.к. каждый из уровней совместимости имеет свои особенности на разных этапах развития семьи.
Молодая семья характеризуется сложным процессом адаптации друг к другу, который затрагивает все уровни супружеской совместимости (от переориентации жизненных ценностей до изменений в структуре характера).
Различные этапы развития молодой семьи характеризуются разными ведущими компонентами взаимодействия (в период выбора брачного партнера - аффективный, в период молодоженства - когнитивный и поведенческий).
Знание особенностей совместимости на разных ее уровнях в супружеской паре позволяет успешно прогнозировать дальнейшее развитие отношений.
С задачей укрепления и совершенствования брачно-семейных отношений сталкиваются многие практикующие специалисты: медики, юристы, психологи, педагоги. Чаще всего они вынуждены оказывать оперативную помощь семьям в состоянии кризиса, конфликта, распада. Однако эффективность их помощи, - как утверждают авторы исследования «Диагностика супружеских затруднений», - невысока из-за отсутствия какой-либо научно обоснованной схемы диагностики причин нарушения отношений между супругами» (17, с.147). Авторы предлагают разработанную ими такую схему, которая ориентирована на практикующих специалистов и поможет выбрать верную стратегию помощи как семье в целом, так и супругам, в частности. Приведенная схема разработана на основе обобщения собственных научных исследований, разработок других авторов и опыта практической работы на базе Ленинградской консультации по вопросам семейной жизни. В данной работе авторы сосредоточили свое внимание на проблемах супружества.
В супружестве авторы выделяют и рассматривают 4 достаточно независимых уровня отношений: психофизиологический, психологический, социально-психологичес-кий и социокультурный. Психофизиологический контакт выходит за рамки непосредственного сексуального контакта, проявляясь в виде различных эротических игр: флирта, поцелуев, объятий, прикосновений за пределами и без цели сексуального контакта. Поэтому для психофизиологического общения имеют значение не только чисто сексуальные характеристики партнеров (тип половой конституции, половая потенция и т.п.), но и особенности телосложения, реактивность организма, оформление внешности. Вследствие этого причиной неудовлетворенности некоторых супругов является не сексуальный контакт в узком смысле слова, а форма эротических игр, проявление сексуальной заинтересованности, внешность партнера. Соответственно психофизиологическая дисгармония выражается в двух видах нарушений: сексуальной жизни (физиологический аспект) и эротических контактов (психологический аспект). Если в первом случае пара нуждается в помощи квалифицированного сексолога, то во втором - нередко достаточно помощи психолога. Причем достаточный эффект достигается в простой беседе, где супруги согласовывают формы и способы эротического поведения, принимают пожелания партнера по эстетическому оформлению внешности.
Психологический уровень супружеских отношений имеет много общего с интимно-исповедной формой дружбы и любовными отношениями (например, добрачными отношениями молодоженов). Известно, что главной функцией этих видов межличностных отношений является избирательный контакт, способствующий наиболее полному самовыражению личности. Психологическая дисгармония часто выражается в виде отчуждения брачных партнеров, напряженной атмосферы столкновений и конфликтов личностного порядка, когда критике и неприятию подвергаются особенности темперамента и характера партнера. Психологически несовместимые партнеры испытывают трудности в распределении инициативы, власти и главенства. Авторами исследования обнаружено, что психологическая несовместимость при длительном контакте выражается в симптомах невротизации личности. При этом на первом этапе расстройства личности у всех сходны и выражаются в расстройствах настроения (депрессия, раздражительность), в дальнейшем же личность развивает присущую ей симптоматику: ипохондрические, неврастенические, психопатические, параноидные и прочие симптомы. У мужчин нередко добавляется склонность к алкоголизму.
«Сложность психологического приспособления супругов, - как утверждают авторы исследования, - заключается в том, что адаптация супругов в этом аспекте требует перестройки личности, ломки присущих ей индивидуальных черт. Речь идет не о просто перевоспитании личности, а о коренном изменении глубинных особенностей, что является чрезвычайно проблематичной задачей» (17, с.148). Полнота и благополучие семейной жизни зависит от того, насколько партнеры могут обеспечить выполнение всех семейных функций.
Социокультурный уровень супружеских отношений позволяет согласовать общую направленность и мотивацию поведения. Духовное общение супругов позволяет им согласовать жизненные позиции, ценностные ориентации, взгляды на окружающий мир и свое место в нем, интересы и мотивы социального поведения. Наиболее показательными признаками духовной гармонии являются: высокое взаимопонимание, одобрение жизненной позиции партнера, высокое уважение к нему как члену общества. Причем, в отличие от других видов супружеской дисгармонии духовное несоответствие чаще и отчетливее осознается супругами.
Четыре основные уровня супружеского взаимодействия имеют и соответствующие виды супружеской дисгармонии, каждый из которых имеет специфические проявления и критерии для распознавания. Не претендуя на полноту и законченность данной классификации супружеских затруднений, авторы исследования (17) полагают, что она поможет локализовать источник супружеских конфликтов при анализе конкретных случаев супружеской дисгармонии.
Так, свой «Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов» предлагает Г.А.Навайтис (15). На примере работы психологической консультации г.Вильнюса показана психологическая помощь супругам, сомневающимся в необходимости сохранения брака. По возрасту супругов и по продолжительности совместной жизни, разводящихся можно отнести к группе молодых конфликтных семей. Наличие такой группы семей отмечают многие демографы и социологи. Каждая семья, решившая расторгнуть брак в Вильнюсском отделе ЗАГСа, направляется в психологическую консультацию и только после этого от нее принимается заявление о разводе. За сравнительно короткий срок психолог консультации должен определить причины, мотивы, условия развода, выявить и показать супругам возможности восстановления супружеских отношений. Определение необходимости консультирования и прогноз эффекта воздействия на семью является начальной диагностической стадией коррекции супружеских отношений.
Автор статьи делится практическим опытом в работе с семьями, принявшими решение о разводе, с теми трудностями, с которыми обычно приходится сталкиваться, в первую очередь - с упрощенной мотивировкой решения о разводе. Поэтому важно, подчеркивает Г.А.Навайтис, «заинтересовать консультируемого в более глубинном, психологизированном раскрытии его семейных и личных проблем, а также трансформировать ситуацию, в которой психолог проводит экспертизу по взаимоотношению супругов, в ситуацию, когда сами супруги с помощью психолога переосмысливают мотивы, поводы и условия семейного конфликта» (15,с.71).
Авторы исследования «Психология и психопрофилактика семейных конфликтов» (32), изложенного в популярной форме, прежде, чем приступить к описанию механизмов возникновения супружеских конфликтов, рекомендуют ознакомиться с основными положениями современной теории личности, механизмах психологической защиты. При описании конкретных видов семейных конфликтов ими делается акцент на анализ их «движущих сил» - сознательных и бессознательных. В отдельных разделах книги описываются конфликты, которые возникают при участии близких родственников и друзей супругов. Рассматриваются конфликты, причиной которых является влияние на эмоциональный климат в семье злоупотребления спиртными напитками, а также дисгармония в интимных отношениях.
Научное изучение интимной сферы отношений мужчины и женщины началось сравнительно недавно, так как веками над подобными исследованиями тяготел церковный запрет и общественное осуждение. Хотя истоки научной сексологии и уходят в первую половину XIX века, к работам французского врача Клода Лаллемана, однако началом современной сексологии можно считать труды известного американского биолога Альфреда Кинзи (1894-1956), который вместе со своим помощником собрал огромный статистический материал о фактическом сексуально поведении людей, основанный на тысячах индивидуальных интервью. Работы Кинзи показали огромный диапазон проявлений человеческой сексуальности, ее возрастные различия и влияние на сексуальные проявления многих социальных факторов.
Следующий этап в развитии современной сексологии связан с именами американских исследователей У.Мастерса и В.Джонсон. Результаты их совместной работы были опубликованы в 1966г. Следующий этап их работы касался психологических аспектов сексуального общения и взаимного приспособления сексуальных партнеров. Обобщением его явилась их монография «Человеческая сексуальная неадекватность», вышедшая в 1970г. Она основана на клиническом материале авторов, которые впервые стали заниматься коррекцией сексуальных расстройств, работая с супружескими парами, причем сначала обсуждали проблему с каждым из супругов по отдельности, затем - вместе «за круглым столом».
В нашей стране основой для развития сексологии послужили труды крупных ученых-физиологов, психиатров, касавшихся отдельных вопросов сексологии и определивших общее системное направление этой науки (И.Р.Тарханова, А.А.Ухтомского, В.М.Бехтерева, В.М.Тарновского и др.). Прогресс отечественной сексологии связан с именем Л.Я.Якобзона (1873-1943), отдельные труды которого не утратили своего значения до наших дней. Об истории сексологии, о том, что за последние десятилетия сексуальные отношения супругов претерпели определенные отношения в сторону повышения сексуальной активности, о том, как повлияла эмансипация женщин на интимную жизнь супругов повествует научно-популярный сборник «Узы брака, узы свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых», составленный социологами, психологами и демографами (30).
С проблемой сексуальных отношений тесно переплетается проблема роста агрессивности, в том числе и сексуальной. Два выпуска «Психологического вестника» - сборника работ ведущих психологов Юга России (Ростов н/Д: Изд-во РГУ,1996) - представляют тематику проблем, волнующих ученых южно-российского региона: «К вопросу об исследовании проблемы агрессивности» (А.Овруцкий), «Сексуальные оскорбления в современной американской семье: обзор литературы» (А.Тащева), «Насилие в алкогольной семье» (А.Тащева, С.Зеленская) и «Механизмы формирования патологической функциональной системы («Феномен Чикатило») (А.Бухановский, О.Михайлова).
Понятие «феномен Чикатило» предложен А.О.Бухановским. Это понятие включает в себя вариант криминальной личности, этапное патологическое развитие которой приводит к появлению и закреплению потребности в совершении повторных (многоэпизодных) садистских преступлений против личности и половой неприкосновенности граждан.
Медико-психологическое исследование этого страшного феномена проведено коллективом специалистов лечебно-реабилитационного центра «Феникс» под руководством А.О.Бухановского. Объектом исследования стали 15 человек, совершивших повторные сексуальные преступления, в то числе четыре серийных убийцы. Кроме того, были изучены психологические особенности 18 человек, отбывающих наказание за совершение повторных (или неоднократных) сексуальных преступлений. На психологическом уровне это проявляется в форме неустойчивого уровня общей психической активности ребенка, которая легко подавляется при воздействии на него других людей. И здесь обнаруживается важная роль предиспозиционного фактора, а именно условий семейного воспитания. Авторы исследования «феномена Чикатило» подчеркивают, что «наиболее патогенным для личностного развития обследованных лиц является противоречие между декларируемой заботой о детях и реальным эмоциональным их отвержением, скрытым или явным, вплоть до жестокого обращения и тяжелых физических наказаний... Фрустрирующее воздействие тем сильнее, что исходит от наиболее значимых лиц - родителей. Дисгармонией отличаются, как правило, и внутрисемейные отношения между родителями, что чаще всего проявляется в доминирующей, иногда до тирании, роли матери и отстранении отца от решения семейных проблем... Кроме того, поскольку мать для ребенка олицетворяет женщину в целом, то ее доминирование формирует у него весьма специфический образ женщины, как чего-то опасного, угрожающего. Этот образ жестко фиксируется в сознании ребенка и в дальнейшем проявляется в течение всей жизни, затрудняя его взаимоотношения с противоположным полом... У наших испытуемых сексуальные фантазии имеют следующие специфические признаки: ведущим мотивом подобного фантазирования является не сексуальная потребность, а потребность в самоутверждении, повышении своей самооценки; источником сексуального возбуждения служит унижение, «опускание» партнера, а не сам половой акт. Именно здесь зарождаются истоки будущего садизма, и в этом плане не имеет значения конкретная форма сексуальной агрессии... Результатом рационализации у большинства серийных убийц является декларация собственной социальной «полезности» как бы санитара общества. Механизм вытеснения снимает чувство вины и страх наказания... (36,с.80-82, 88).
Анализ социально-психологических исследований конца 80-х - начала 90-х годов свидетельствует о том, что актуальной становится проблема человеческого насилия. Ряд авторов называют XX век «веком беспокойства о насилии». Данные вопроса остаются предметом постоянных обсуждений на многих международных форумах. Кроме того, в некоторых ведущих странах, в частности, в США, неоднократно создавались авторитетные комиссии по изучению агрессивного поведения населения. Сообщения о состоянии проблемы в России в основном исчерпываются материалами научных конференций, носят преимущественно публицистический либо статистический характер (37).
Статистические данные показывают, что до 74% случаев семейного насилия совершаются в состоянии алкогольного опьянения одного или нескольких членов семьи. Проблема борьбы с алкоголизмом и его последствиями является одной из самых драматических в большинстве стран мира. В последнее десятилетие при изучении алкоголизма наблюдается сдвиг интереса ученых с проблем индивида к его взаимоотношениям с ближайшим окружением. При этом преобладающим становится рассмотрение алкоголика в контексте прежде всего внутрисемейных связей, т.к. алкоголизм мужчины является достаточно мощным стрессором для его жены и детей. Особенности семейного насильника, больного алкоголизмом, авторы описывают таким образом: «он эмоционально незрел, ревнив, не привык нести ответственность за свои действия, может иметь психопатические черты, часто его благообразная внешность сочетается с ситуативным очарованием, на стрессовые ситуации он реагирует чрезмерным употреблением алкоголя и агрессивным, насильственным поведением по отношению к близким. Секс он использует как акт агрессии. Он убежден в действенности акта насилия в отношении жен и детей. Супружеские отношения сами по себе для него не являются ценностью, он использует физическую силу при выяснении супружеских отношений. Насилие избивающего - это попытка получить что-то утерянное посредством проявления агрессии (37,ч.58). Можно сказать, это один из вариантов самоутверждения, стремление к власти над людьми, желания психологически или физически разрушить другого человека, продемонстрировать свое превосходство и уверенность.
К глубокому сожалению, феномен уверенности в себе оказался вне сферы внимания русской и советской психологии. Систематические исследования уверенности в себе русскими исследователями не предпринимались. Русскоязычная литература по этой проблеме практически отсутствует (38), хотя на сегодняшний день существует множество публикаций, в которых с совершенно разных позиций описывается и исследуется уверенность, но нет единого понимания сути феномена и определения, которое бы отражало эту суть. Развитие представлений об уверенности как особом типе поведения в рамках клинической психологии постепенно сменилось анализом характеристики социальных ситуаций и когнитивных аспектов уверенности. Появились новые, более сложные, объяснительные модели и процедуры измерения уверенности. Тем не менее, попытки дать определение уверенности были крайне немногочисленными, предложенные определения имели описательные характер и не отражали сути феномена. В результате возникла путаница с понятием «самоутверждение», «уверенность в себе», «вера в себя» и «социальная компетентность».
Ростовский психолог, автор диссертации «Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности» (39), «не обнаружил определения, которое бы отражало современный уровень исследований этой проблемы и разграничило бы уверенность в себе и многочисленные смежные понятия: уверенное поведение, агрессивность, агрессивное поведение, социальная компетентность, социально-компетентное поведение... Научный психологический анализ и популяризация уверенного поведения и уверенности в себе будут позитивно встречены современным обществом и окажут большую услугу людям, столкнувшимися с вышеупомянутыми трудностями» (39,с.10).
Как утверждают зарубежные и советские исследователи (34), для образования устойчивых, надежных семейно-брачных отношений важен первый брак, и это в большей мере распространяется на мужчин. После неудачного первого брака уверенность в вероятности создания счастливой семьи невелика. Для женщин же он оказывается хорошим уроком. Она успешно использует опыт в новом браке, и его устойчивость становится все более высокой. Но существуют независимые от нашей воли объективные причины для супружеской дисгармонии - кризис в жизни семьи, когда отношения в ней проверяются на прочность. В одних семьях кризис не разрушает целостность и гармонию, а напротив, сплачивает и еще более укрепляет супружеские отношения. В других же семьях кризис нередко заканчивается распадом отношений: разводом супругов, разрывом связей с детьми или родственниками, нарастанием конфликтов. Большую ценность по этому животрепещущему вопросу представляет психоаналитическое исследование Гельмута Фигдора «Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой» (41). Один из ведущих педагогов-психоаналитиков в немецкоязычных странах, специализирующийся в области душевных проблем, с которыми сталкиваются родители и дети разводов, анализирует причины несостоятельности супругов, не сумевших сохранить семью и вовремя оказать своим детям необходимую помощь. Автор ищет ответ на следующие вопросы: почему развод потрясает детей и наносит травму, сумеет ли дети побороть свой душевный срыв, зарастут ли когда-нибудь их раны, как помочь им пережить послеразводный кризис и др. «Было бы ошибочным предположить, - пишет автор, - что хотя с разводом и начинается страдание детей, но с ним кончается кризис родителей. В действительности это вовсе не так и в последнее время появились многочисленные работы, которые исследуют разводный кризис бывших супругов. Личные их проблемы не только не уменьшаются, а наоборот, резко возрастают. Развод приносит многим родителям дополнительные психические социальные и экономические проблемы, о которых большинство из них вовсе не предполагало...» (41,с.80).
Не являемся ли мы сами причиной многих наших неприятностей? Что мешает нам полнее использовать свои способности и хорошо ли мы знаем свои ограничения? Умеем ли мы быть по-детски непосредственными или, наоборот, никак не можем сосредоточиться и стать серьезными? Мы любим поучать других или предпочитаем оставаться в стороне? В случае неудач мы скорее склонны обвинять себя или других? Эти и другие вопросы задают своим героям книги «Рожденные выигрывать» (10) признанные специалисты в области супружеских и семейных отношений, международные консультанты по межличностным отношениям в правительственных учреждениях, в системе образования и бизнеса доктор Мюриел Джеймс и профессор Калифорнийского университета и Калифорнийской ассоциации супружеских и семейных консультаций доктор Дороти Джонгвард.
«Не следует думать, что все проблемы человеческих отношений являются чисто психологическими. Более того, многие психологические проблемы порождаются совсем непсихологическими причинами и при помощи психологии разрешены быть не могут.
С другой стороны, никакая психологическая литература и никакие новые знания не помогут нам измениться, если у нас нет к этому настоящего внутреннего стремления. Часто его источником становится кризис, переживаемый личностью» (10,с.8).
Достижение личностью внутренней уверенности в себе и гармонии с собой и миром с помощью известных в современной психологии подходов - трансакционным анализом и гештальттерапии - главная направленность книги «Рожденные выигрывать». Люди часто осознают только часть себя. Например, женщина не может осознать или не хочет допустить, что иногда она ведет себя подобно своей матери; мужчина не может осознать или не хочет признать, что иногда ему хочется плакать, как ребенку.
Цель гештальттерапии - помочь людям стать целостными, помочь им стать осознающими, исправляющими и объединяющими разрозненные части своей личности. Такую личность не подчинишь зависимости от супруга/супруги, ученых степеней, служебного звания, терапевта, счета в банке или других внешних авторитетов. Вместо этого она обнаруживает, что требуемые возможности находятся внутри нее и что они зависят только от нее.
Согласно доктору Э.Берну, его теория трансакционного анализа возникла, когда он наблюдал изменения в поведении пациента, происходящие в нем при попадании в центр его внимания новых стимулов, таких, как слова, жест, звук. Также он заметил, что различные внутренние «Я» человека по-разному взаимодействуют с другими людьми и что при взаимодействии (трансакции) могут быть проанализированы. Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным анализом, сокращенно ТА.
Как утверждают авторы книги (10), «сегодня ТА эффективно применяется не только в психотерапии, он также представляет метод, вызывающий размышления о возможностях человеческого поведения, который большинство лбдей может понять и использовать. Этот метод предпочитает использование прямых, простых и даже разговорных слов использованию психологических научных терминов или профессиональному жаргону. Например, основные стороны личности называются в ТА состояниями Я - Родитель, Взрослый и Ребенок. ТА - это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться дома, на работе, с соседями - везде, где люди имеют дело с людьми.
Берн говорит, что важной целью ТА является установление «возможно более открытых и подлинных взаимодействий между эмоциональными и интеллектуальными компонентами личности. Когда это происходит, личность способна использовать как свои эмоции, так и свой интеллект, а не только одно за счет другого. Гештальтметоды могут ускорить этот процесс, особенно в области чувств» (10,с.23-24). «Вы ничему не можете научить человека, - когда-то сказал Г.Галилей. - Вы можете помочь ему открыть это в себе». Каждая глава этой книги (10) содержит упражнения, которые построены так, чтобы помочь в применении этой теории.
Итак, просмотрена достаточно обширная научная и научно-популярная литература, анализирующая отдельные сферы межличностных супружеских отношений, что позволило сориентироваться в выбранной теме выпускной работы.
Результаты исследований супружеских отношений были использованы при разработке социально-политических программ, ориентированных на изменение положения женщины в обществе, преодолении стереотипов в подходах к решению так называемых «женских проблем» в работе женсоветов, специальных комиссий по вопросам охраны материнства и детства, в системе службы семьи, «Телефона доверия», в организации работы с трудными семьями (в том числе и семьи алкоголиков) по месту жительства и др. Продолжение исследования трудностей и противоречий супружеских отношений будет способствовать уточнению социального адреса предлагаемых мер в области дальнейшего улучшения этих отношений и определения пути решения имеющихся проблем. Теоретическая значимость исследования супружеских отношений обусловлена выявлением новых граней в разработке социальной теории личности.
1.3. Некоторые методики психодиагностики межличностных супружеских отношений.
В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных супружеских отношений. И тем не менее, одной из острых проблем семейного консультирования является получение полной, объективной, достаточной информации о брачно-семейной ситуации клиента. От этой информации зависит точность и постановки диагноза, выбор методов и направления коррекционной работы и эффективность помощи. Сбор информации предполагает наличие у консультанта определенной модели семьи и брака, возможных источников их дестабилизации. Концептуальные установки консультанта служат упорядочению получаемой от клиента информации. Однако теория семьи и брака еще далека от завершенности. Это приводит к значительным расхождениям в методиках и характере собираемой информации, ее интерпретации и использовании. Именно по этой причине А.Н.Волкова и Т.М.Трапезникова (8,с.110) «предприняли попытку составить программу сбора информации о супружеской паре. Как можно будет увидеть, именно эта информация в разных сочетаниях и интерпретациях используется большинством практикующих специалистов». Пункты программы охватывают целостные аспекты брачных отношений. Авторы исследования подчеркивают, что программа предназначена для обследования брачной пары, а не семьи в целом, и утверждают, что при работе с отдельной парой нет необходимости проводить полное обследование, можно учитывать лишь те пункты, которые в первой беседе с клиентом выявились как источники его затруднений или имеют общее значение.
Предлагаемая программа включает 9 пунктов, которые авторы характеризуют по следующим аспектам: смысл и значение получаемых по каждому пункту характеристик супружества, их влияние на благополучие брака, возможные методы и приемы измерения этих характеристик. Не останавливаясь на характеристике каждого пункта программы, ограничимся их перечислением: 1. Социально-экономические и демографические характеристики. 2. Добрачные отношения. 3. Микроокружение среды. 4. Стадия супружества. 5. Оценка уровня благополучия отношений. 6. Оценка отдельных феноменов супружеских отношений. 7. Исследования индивидуальности супругов. 8. Исследование семейного досуга, интересов и ценностей. 9. Психология супружества.