Изучение детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью
2.1.1 Тест «Кинетический рисунок семьи»
Умственно отсталым детям не всегда доступен сложный анализ семейных отношений и осознание собственного места в структуре семьи. Графические методы для данной категории детей вполне доступны.
«Кинетический рисунок семьи» в первую очередь предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений.
Графический тест «Кинетический рисунок семьи» удобен в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребёнком.
Интерпретация делится на три части:
· Анализ структуры рисунка;
· Анализ особенностей графических презентаций членов семьи;
· Анализ процесса рисования.
Материал: лист А-4, простой карандаш, ластик
Инструкция: «Нарисуй свою семью так, чтобы её члены были чем-то заняты».
2.1.2Тест «Семейная социограмма»
Материал: бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм
Инструкция: «Нарисуй членов своей семьи в виде кружочков».
Интерпретация: для интерпретации теста используются следующие критерии оценки:
1. Число членов семьи, не попавших в площадь реальной семьи.
2. Наличие в круге реальной семьи самого автора.
3. Величина кружков, обозначающих членов семьи и самого автора.
4. Наличие в круге кружка персонажа, который к реальной семье официально не принадлежит.
5. Расположение кружков относительно друг друга.
2.1.3 Методика Рене Жиля
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей и детей и взрослых, а также тестовых заданий. Её направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребёнка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Помимо качественно оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Отношение к определённому лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Шкалы:
1. Отношение к матери.
2. Отношение к отцу.
3. Отношение к матери и отцу как к родительской чете.
4. Отношение к братьям и сёстрам.
5. Отношение к бабушке и дедушке.
6. Отношение к другу (подруге).
7. Отношение к учителю (авторитетному взрослому).
8. Любознательность.
9. Доминантность.
10. Общительность.
11. Закрытость, отгороженность.
12. Социальная адекватность поведения.
Методика Рене Жиля не требует дополнительной модификации для детей с умственной отсталостью, нет необходимости в корректировке инструкции и изменения хода выполнения заданий. И.Н.Гильшева и Н.Д.Игнатьева подчёркивают, что тест Рене Жиля может быть использован для диагностики детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития - и более старшего возраста.
2.1.4 Методика «Лесенка для детей» (В.П. Ткачёва)
Материал: бланк с изображением лесенки.
Инструкция: «На верхней ступеньке лесенки находишься ты сам. Расположи на лесенке своих членов семьи и близких людей».
Интерпретация: при оценке результатов обращается внимание на то, каких членов семьи ребёнок разместил подле себя. Если он кого-то разместил на последние ступеньки, то это свидетельствует о неоднозначном негативном отношении ребёнка к этому члену семьи.
2.1.5«Тест-опросник родительского отношения - ОРО» (А.Я.Варга, В.В.Столин)
Материал: опросник (см.Приложение № 1 )
Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются вопросы, на которые вы должны ответить «верно» или «неверно»».
2.2 Характеристика коррекционно-развивающей программы, направленно на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью
Цель: составление коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию детско-родительского отношения у подростков с умственной отсталостью.
Предмет: изучение детско-родительских у подростков с умственной отсталостью.
Объект: детско-родительские отношения в семьях, имеющих умственно отсталых подростков.
Цель программы: оптимизация детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.
Продолжительность: программа рассчитана на 10 занятий по 2 часа каждое
Форма занятий: групповые
Задачи:
1. Развить отношение партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком.
2. Улучшить понимание родителями собственного ребёнка, особенностей и закономерностей его развития.
3. Развить способности к эмпатии, к пониманию переживаний друг друга.
4. Выработать навыки адекватного и равноправного общения.
5. Укрепить уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях.
6. Сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру.
№
Тема занятия
Цель занятия
Содержание
Оборудование
1
«Знакомство»
Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы, формирование чувства близости между родителями и детьми.
1.Начало занятия.
«Знакомство»
«Связующая нить»
2.Работа по теме занятия:
1) «Какая рука у соседа»
2) «Знакомство»
3) «Молекулы»
3.Работа со сказкой:
1)Сказка «Баржа»
2)Презентация
4.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
«Игра без правил»
5.Домашнее задание
6.Рефлексия
7.Ритуал прощания
1) «Колокол»
Клубок, мяч,
2
«Мир детский и мир взрослый»
Осознание разницы между «миром» ребёнка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаний, мотивации; приобретение навыков анализа причин поведения ребёнка исходя из позиции самого ребёнка,
1.Начало занятия:
«Связующая нить»
2.Работа по теме:
1)«Подари улыбку»
2) «Цветок»
3) «Зеркало»
4) «Клеевой дождик»
3. Работа со сказкой (см.занятие 1)
4.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1)»Игра без правил»
2) «Да-нет»
5.Домашнее задание.
6.Рефлексия
7.Ритуал прощания
Клубок, мяч
3
«Все мы чем-то похожи»
Развитие взаимодействия между членами группы, умения чувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств; налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Имя»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1)танец на сплочение группы
2) «тень»
3) «Белые медведи»
4) «Упрямый»
4. Работа со сказкой (см.занятие 1)
4.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1) «машины»
5.Домашнее задание
6.Рефлексия
7.Ритуал прощания
Клубок, мяч
4
«Почувствуй себя любимым»
Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы, желанны; активизация сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства.
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Ласковое имя»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Аплодисменты по кругу»
2) «Паровозик»
3) «Мы тебя любим»
4.Работ со сказкой
(см.занятие 1)
5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1)«Налаживание взаимоотношений»
6.Домашнее задание
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания
Клубок, мяч
5
«Путь доверия»
Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу; установление доверительных отношений между родителями и детьми, принятие друг друга, тактильный контакт.
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Передай сигнал»
3)танец «Цветок»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Слепой и поводырь»
2) «Разведчики»
3)«Кошки-мышки»
4.Работ со сказкой
(см.занятие 1)
5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1) «Ёжик»
6.Домашнее задание
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания
Клубок, мяч
6
«Агрессия и гнев»
Развитие умения честно и открыто высказывать свои чувства обеим сторонам (родители и дети); работа с агрессией и гневом; осознание этих состояний, отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева; проигрывание различных эмоций и состояний.
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Представь себя…»
3) танец «Святой Георгий»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Толкалки»
2) «Дракон кусает свой хвост»
3) «Ворвись в круг»
4.Работ со сказкой
(см.занятие 1)
5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1) «Только вместе!»
6.Домашнее задание
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания
Клубок, мяч
7
«Душевная погода»
Развитие эмоционального и физического контакта между родителями и детьми; раскрепощение живой души, снятие страхов, преодоление неуверенности в себе; повышение самооценки, принятие себя, установление доверия к миру и окружению, душевного равновесия.
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Передай по кругу»
3) «Слепой танец»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Пятнашки»
2) «Кораблик»
4.Работ со сказкой
(см.занятие 1)
5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1) «Живые руки»
6.Домашнее задание
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания
Клубок, мяч, небольшая гиря, альбомные листы по количеству человек, кубики, небольшое одеяло.
8
«Жизнь Земли»
Развитие между родителями и детьми навыка действовать сообща, умения понимать намерения другого, физический контакт; формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру; расширение представлений о мире; развитие наблюдательности, навыков вербального общения, эмоциональной экспрессии.
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Доброе животное»
3)Танец «Противоположности»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Найди свою пару»
2) «Белые медведи»
3) «Играем в животное»
4.Работ со сказкой
(см.занятие 1)
5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1) «Сиамские близнецы»
6.Домашнее задание
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания
Клубок, мяч, карточки с названиями животных; перевязочный бинт, бумага, мелки по количеству пар.
9
«Сделай себя счастливей»
Развитие партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, умения отстаивать свои права, высказывать своё мнение, приобретение навыков равноправного общения, сознание чувства полноты жизни, ощущения счастья.
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Комплимент»
3) танец «Распускающийся бутон»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Театр»
2) «Путаница»
4.Работ со сказкой
(см.занятие 1)
5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1) «Скульптор и глина»
6.Домашнее задание
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания
Клубок, мяч, 2 альбомных листа, 2 маркера
10
«Все вместе!»
Подведение итогов
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Рисунок-подарок»
2) «Общий рисунок»
4.Чаепитие
5. Ритуал прощания.
Клубок, мяч, цветные карандаши, альбомные листы по количеству участников
(содержание упражнения см.приложение №2)
Предложенные упражнения в содержание коррекционно-равзивающей программы, направленной на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью, охватывают основные формы контакта: зрительный, тактильный, слуховой, кинестетический. Это даёт возможность клиента достигнуть понимания на разных уровнях взаимодействия.
В результате предложенных упражнений родитель и ребёнок постепенно начинают общаться на одном языке, понимать мысли, чувства и другие действия партнёра. Всё это гармонизирует отношения в семье, повышает самооценку подростка. Подросток с верой в себя, в свои возможности может достичь многого. Он становится более уравновешенным, доброжелательным, легче находит контакт с людьми. В школе это помогает подростку не только увереннее держаться на уроках, но и адекватно воспринимать учителя, его замечания.
Данные упражнения можно использовать в контексте решения других задач, чередуя их с другими видами коррекционной или консультативной работы. В любом случае, гармонизация отношений поможет членам семьи быстрее достичь желаемого результата.
ГЛАВА 3 Результаты и анализ результатов, полученных в ходе изучения детско-родительских отношений подростков с умственной отсталостью
3.1 Данные и результаты оценки внутрисемейных взаимоотношений, полученные с помощью теста «Кинетический рисунок семьи»
Таня
Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно личность. Сильно варьирующий нажим карандаша свидетельствует об эмоциональной лабильности. Отсутствие рук у автора рисунка указывает на нарушения общения.
Семья изображена не в полном составе. Девочка изобразила только себя и бабушка. А в реальной семье проживает ещё и дедушка. Отсутствие данного члена семьи на рисунке может свидетельствовать о наличии конфликта между испытуемой и дедушкой, отсутствии эмоциональной связи между ними. Первой Таня изобразила бабушку, что указывает на большую значимость данного члена семьи для испытуемой. На рисунке между бабушкой и испытуемой изображена кухонная плита, что указывает на наличие конфликта между ними. Стирание и перерисовывание рук бабушки во время рисования также свидетельствует о напряжённом, конфликтном отношении к этому члену семьи. Большое количество мебели (плита, диван, стул) свидетельствуют о недостаточном эмоциональном общении в семье.
Света
Расположение рисунка в верхней части листа свидетельствует о повышенной самооценке. Семья изображена в полном составе - испытуемая, папа, мама, сестра, бабушка. Особо мелкое изображение сестры, сдвинутой на задний план, говорит о конкурентных отношениях между испытуемой и сестрой. При ответе на вопрос: «Кто чем занимается?» испытуемая сказала: «Я с папой и мамой, а сестра гуляет». Тем самым ещё раз доказывая подсознательное желание «вытеснить сестру» из семьи. Крупное изображение бабушки может говорить о её большой значимости в семье. Самым первым испытуемая изобразила папу и рядом с собой, что указывает на сильную эмоциональную связь между этими членами семьи. Отсутствие рта у матери может свидетельствовать о негативном отношении к ней испытуемой.
Кристина
Уменьшенный размер рисунка, расположенного в нижней части листа, указывает на низкую самооценку испытуемой. Семья изображена не в полном составе. В реальной семье, помимо испытуемой и бабушки, проживает дедушка. Но испытуемая его не изобразила, что свидетельствует о наличии конфликта между этими членами семьи, низкой эмоциональной связи. Бабушку испытуемая изобразила первой, что указывает на её значимость для испытуемой. Фигура и испытуемой и бабушки находятся близко друг к другу, что говорит о тесном эмоциональном контакте между ними.
Саша
Уменьшенный размер рисунка, расположенный в нижней части листа указывает на низкую самооценку. Семья изображена не в полном составе. На рисунке отсутствует мать. На вопрос: «Где мама?» девочка ответила: «Ушла в магазин». Всё это свидетельствует о наличии конфликта между мамой и испытуемой, низкой эмоциональной связи. Рядом с собой испытуемая изобразила бабушку - можно предположить, что между ними тесная эмоциональная связь. Особо мелкое изображение брата говорит о конкурентных отношениях между ним и испытуемой. Руки отца, дедушки и брата, спрятанные за спиной указывают на негативное отношение к этим членам семьи. Особенно тщательно прорисована сестра, испытуемая изобразила её второй - это может указывать на близкую эмоциональную связь между ними.
Миша
Увеличенный размер рисунка, стирания и исправления во время рисования могут свидетельствовать о гиперактивности, импульсивности, стрессовом состоянии. Штриховые линии указывают на тревожность как черту личности.
Руки в карманах у автора рисунка говорят о негативизме или уходе от общения. Сигарета в зубах автора рисунка свидетельствует о негативизме, асоциальности испытуемого. Семья изображена в полном составе. Отсутствие рук у матери и отчима свидетельствует о негативном отношении к ним. Изображение зубов указывает на вербальную агрессию.
Рома
На рисунке изображена только мама, стоящая у плиты. В реальной семье испытуемого присутствуют отец, дедушка, бабушка и сестра. Всё это говорит о наличии конфликтных отношений испытуемого с отсутствующими членами семьи. Пустые глаза матери могут указывать на страх испытуемого перед ней. Испытуемый несколько раз пытался нарисовать себя, но в конце концов стёр своё изображение - это говорит о чувстве его отверженности в семье.
Вася
На рисунке изображены мама, брат, папа, бабушка, испытуемый. Первой испытуемый изобразил маму, что говорит о близкой эмоциональной связи между ней и испытуемым. Папа изображён со спины, а бабушка в профиль - всё это указывает на наличие конфликтных отношений данных членов семьи с испытуемым. Изображение бабушки сильным нажимом карандаша также свидетельствует о наличии конфликта. Большое количество мебели, других предметов - диван, телевизор, шкаф, кресло, мойка - всё это говорит о недостаточном эмоциональном общении в семье.
3.2 Данные и результаты оценки внутрисемейных отношений, полученные с помощью методики «Семейная социограмма»
Таня
В круге изобразила тётю, бабушку, дедушку, себя и двух друзей. Реальная семья испытуемый состоит из бабушки, дедушки и самого испытуемого. Наличие в кругу членов, официально не относящихся к семье указывает на неудовлетворительные потребности по отношению к данным лицам - в нашем случае - это тётя и два друга испытуемой. Размеры кружков, изображающих членов семьи, одинакового размера, что может сообщать нам о достаточной самооценке автора рисунка. Но в то же время все кружки изображены наверху круга маленького размера, в том числе и кружок испытуемой, что свидетельствует о сочетании низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Ближе всех в психологическом отношении, судя по рисунку, испытуемой дедушка, так как его она изобразила рядом с собой.
Света
В круге изобразила маму, папу, дедушку, крёстного, крёстную, бабушку, сестру, двоюродного брата, троюродного брата, двоюродную сестру, себя. Наличие в круге членов, официально не относящихся к семье указывает на неудовлетворительные потребности по отношению к данным лицам - крёстного, крёстной, двоюродным и троюродным братьям. Достаточно маленький размер кружков и их расположение в верхней части круга указывает на сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Кружок папы изображён сильным нажимом карандаша, что предположительно указывает на наличие тревоги испытуемой по отношению к отцу. Присутствие двоюродных и троюродных братьев и сестёр, крёстных между испытуемой и родителями указывает на переживание эмоциональной отверженности.
Кристина
В круге изобразила себя и бабушку. В реальной семье испытуемой проживает и дедушка, но она его не изобразила, что указывает нам на наличие бессознательных негативных чувств испытуемой к данному члену семьи или на конфликтные отношения с ним. Изображение своего кружка ближе к центру круга свидетельствует об эгоцентрической направленности испытуемой. Кружки, занимающую достаточно малую часть круга указывают на низкую самооценку испытуемой.
Саша
В круге изобразила маму, папу, бабушку, брата, дедушку, сестру, себя. Изображение кружков маленького размера в верхней части круга указывает на сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Самым большим по сравнению с остальными кружками кружок мамы, это может указывать на большую значимость её для испытуемой. Самым маленьким изображён брат, что говорит о малой значимость его для испытуемой. Себя испытуемая изобразила в стороне от членов семьи - это свидетельствует об эмоциональной отверженности или наличии конфликтных отношений в семье.
Миша
В круге изобразил себя, маму, отчима. Изображённые члены семьи присутствуют в реально семье испытуемого. Изображение кружков маленьких размеров в верхней части круга указывает на сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Самым первым и большим по сравнению с другими кружками изображён кружок испытуемого, что свидетельствует об эгоцентрической направленности личности. Ближе к кружку испытуемого изображена мама, что указывает на близкие психологические отношения матери и ребёнка. Кружки изображены в один ряд. Если провести мысленно горизонтальную линию по самому нижнему кружку, то кружок отчима «повисает в воздухе», а это, по мнению испытуемого, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
Вася
В круге изобразил себя, брата, папу, маму. В реальной семье ребёнка проживает ещё и бабушка. Отсутствие её кружка указывает на наличие бессознательных негативных чувств к этому члену семьи, отсутствие эмоционального контакта с ней или конфликтного отношения. Кружки маленького размера, изображённые в верхней части круга указывают на сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Самым последним и немного в стороне от других кружков изображён кружок мамы, что может указывать на малую значимость матери для испытуемого или наличие конфликтной ситуацию.
Рома
В круге изобразил маму, папу, бабушку, дедушку, дядю, тётю, себя и сестру. Наличие в круге персонажей, официально, не относящихся к семье - дяди и тёти, указывает на неудовлетворительные потребности по отношению к данным лицам. Можно предположить, что субъект реализует желания в своей фантазии, в воображаемом общении с данными персонажами. Самым первым и самым большим изображён кружок матери, что свидетельствует о большей её значимости для испытуемого. В то же время кружок испытуемого изображён в стороне от других кружков, что может говорить о конфликтных отношениях в семье, переживании эмоциональной отверженности. Выше всех в круге изображены кружки мамы и папы. Они, по мнению испытуемого, обладают наибольшей властью в семье. А ниже всех изображён кружок сестры, что указывает на минимальную власть в семье испытуемого.
Таким образом, проанализировав рисунки семьи, мы можем сказать, что, практически во всех семьях испытуемых, нарушены внутрисемейные отношения.
3.3Данные и результаты оценки внутрисемейных отношений, полученные с помощью методики Рене Жиля
Качественный анализ.
При анализе сведений о межличностных отношениях подростков с умственной отсталостью учитывались также условия семейной жизни каждого испытуемого. Анализ анамнестических данных позволил дифференцировать семьи испытуемых по структуре, как полные (наличие обоих родителей) и неполные (один из родителей).
Все дети воспитываются в полных семьях. В двух семья, лицами заменяющими мать и отца детей, являются бабушка и дедушка.
В процессе наблюдения за детьми и беседы с ними во время выполнения экспериментальных заданий было выявлено: для большинства детей в межличностном взаимодействии наиболее актуальными являются отношения c друзьями. На второе место по значимости для подростков с умственной отсталостью выступают межличностные отношения с учителями. Их показатель составляет в среднем 36,5% - средний уровень. Средний уровень отношений - 31,3% - у детей и с бабушками и дедушками. А вот показатель отношения к матери у подростков с умственной отсталостью довольно низкий - 28,5%. Это указывает на достаточно серьёзные нарушения взаимоотношений в системе ребёнок-мать. Ещё более нарушенными оказались взаимоотношений подростков с братьями и сёстрами, их показатель составил - 25%. И на последнем месте по значимости взаимоотношений выступили отношения умственно отсталых подростков с
отцами. Их уровень значительно ниже среднего и составляет всего лишь 19%.
Результаты, полученные с помощью данной методики, указывают на достаточно глубокие нарушения детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.
Анализируя личностные особенности подростков с умственной отсталостью, можно сказать следующее: уровень любознательности детей данной категории высокий - 67%; показатель доминантности составляет 42%, что указывает на средний уровень; показательно общительности довольно высокий и составляет 79%; уровень социальной адекватности поведения средний - 53%; показатель закрытости ниже среднего - 22%.
3.4 Данные и результаты оценки внутрисемейных отношений, полученные с помощью методики «Лесенка для детей»
Количественная обработка:
№
Имя ребёнка
Параметры
Привязанность к матери
Привязанность к отцу
Привязанность к другим членам семьи
1
Таня
1
0
0
2
Света
1
2
0
3
Кристина
1
0
0
4
Саша
0
1
2
5
Миша
1
0
0
6
Вася
1
0
2
7
Рома
2
0
0
8
Всего баллов
7
3
4
Качественный анализ:
0 - 4 б. - низкий уровень привязанности
5 - 9 б. - средний уровень привязанности
10 - 14 б. - высокий уровень привязанности
Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы: уровень привязанности к отцу и другим членам семьи у испытуемых на низком уровне, уровень привязанности к матери - на среднем. Лишь у одного испытуемого - Ромы - по результатам данной методики уровень привязанности к матери высокий, но уровень привязанности к отцу и другим членам семьи - низкий. У остальных испытуемых уровень привязанности к матери - средний. Только у одного испытуемого - Светы - уровень привязанности к отцу высокий. И у двух испытуемых - Саши и Васи - высокий уровень привязанности к другим членам семьи.
Всё это свидетельствует о нарушенных детско-родительских отношений у подростков.
3.5 Данные и результаты оценки внутрисемейных отношений, полученные с помощью опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столлин)
Количественный анализ
№
Шкалы
Средний показатель по выборке
1
Принятие - отвержение
20
2
Кооперация
3
3
Симбиоз
6
4
Авторитарная гиперсоциализация
6
5
Маленький неудачник
8
Качественный анализ:
Высокие баллы по первой шкале указывают на то, что родители воспринимают своих детей плохими, неприспособленными, неудачливыми. Им кажется, что дети не добьются успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду.