бесплатные рефераты

Изучение детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью

2.1.1 Тест «Кинетический рисунок семьи»

Умственно отсталым детям не всегда доступен сложный анализ семейных отношений и осознание собственного места в структуре семьи. Графические методы для данной категории детей вполне доступны.

«Кинетический рисунок семьи» в первую очередь предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений.

Графический тест «Кинетический рисунок семьи» удобен в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребёнком.

Интерпретация делится на три части:

· Анализ структуры рисунка;

· Анализ особенностей графических презентаций членов семьи;

· Анализ процесса рисования.

Материал: лист А-4, простой карандаш, ластик

Инструкция: «Нарисуй свою семью так, чтобы её члены были чем-то заняты».

2.1.2 Тест «Семейная социограмма»

Материал: бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм

Инструкция: «Нарисуй членов своей семьи в виде кружочков».

Интерпретация: для интерпретации теста используются следующие критерии оценки:

1. Число членов семьи, не попавших в площадь реальной семьи.

2. Наличие в круге реальной семьи самого автора.

3. Величина кружков, обозначающих членов семьи и самого автора.

4. Наличие в круге кружка персонажа, который к реальной семье официально не принадлежит.

5. Расположение кружков относительно друг друга.

2.1.3 Методика Рене Жиля

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей и детей и взрослых, а также тестовых заданий. Её направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребёнка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Помимо качественно оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Отношение к определённому лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Шкалы:

1. Отношение к матери.

2. Отношение к отцу.

3. Отношение к матери и отцу как к родительской чете.

4. Отношение к братьям и сёстрам.

5. Отношение к бабушке и дедушке.

6. Отношение к другу (подруге).

7. Отношение к учителю (авторитетному взрослому).

8. Любознательность.

9. Доминантность.

10. Общительность.

11. Закрытость, отгороженность.

12. Социальная адекватность поведения.

Методика Рене Жиля не требует дополнительной модификации для детей с умственной отсталостью, нет необходимости в корректировке инструкции и изменения хода выполнения заданий. И.Н.Гильшева и Н.Д.Игнатьева подчёркивают, что тест Рене Жиля может быть использован для диагностики детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития - и более старшего возраста.

2.1.4 Методика «Лесенка для детей» (В.П. Ткачёва)

Материал: бланк с изображением лесенки.

Инструкция: «На верхней ступеньке лесенки находишься ты сам. Расположи на лесенке своих членов семьи и близких людей».

Интерпретация: при оценке результатов обращается внимание на то, каких членов семьи ребёнок разместил подле себя. Если он кого-то разместил на последние ступеньки, то это свидетельствует о неоднозначном негативном отношении ребёнка к этому члену семьи.

2.1.5«Тест-опросник родительского отношения - ОРО» (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Материал: опросник (см.Приложение № 1 )

Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются вопросы, на которые вы должны ответить «верно» или «неверно»».

Обработка:

Ключ:

1)принятие и отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37,38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

2) кооперация: 6, 9, 21, 25,31, 33,34,35,36.

3) симбиоз: 1,5,7, 28, 32, 41, 58.

4)авторитарная гиперсоциализация: 2,19, 30, 48, 50, 57, 59.

5) маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 23,28, 54, 61.

2.2 Характеристика коррекционно-развивающей программы, направленно на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью

Цель: составление коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию детско-родительского отношения у подростков с умственной отсталостью.

Предмет: изучение детско-родительских у подростков с умственной отсталостью.

Объект: детско-родительские отношения в семьях, имеющих умственно отсталых подростков.

Цель программы: оптимизация детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.

Продолжительность: программа рассчитана на 10 занятий по 2 часа каждое

Форма занятий: групповые

Задачи:

1. Развить отношение партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком.

2. Улучшить понимание родителями собственного ребёнка, особенностей и закономерностей его развития.

3. Развить способности к эмпатии, к пониманию переживаний друг друга.

4. Выработать навыки адекватного и равноправного общения.

5. Укрепить уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях.

6. Сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру.

Тема занятия

Цель занятия

Содержание

Оборудование

1

«Знакомство»

Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы, формирование чувства близости между родителями и детьми.

1.Начало занятия.

«Знакомство»

«Связующая нить»

2.Работа по теме занятия:

1) «Какая рука у соседа»

2) «Знакомство»

3) «Молекулы»

3.Работа со сказкой:

1)Сказка «Баржа»

2)Презентация

4.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

«Игра без правил»

5.Домашнее задание

6.Рефлексия

7.Ритуал прощания

1) «Колокол»

Клубок, мяч,

2

«Мир детский и мир взрослый»

Осознание разницы между «миром» ребёнка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаний, мотивации; приобретение навыков анализа причин поведения ребёнка исходя из позиции самого ребёнка,

1.Начало занятия:

«Связующая нить»

2.Работа по теме:

1)«Подари улыбку»

2) «Цветок»

3) «Зеркало»

4) «Клеевой дождик»

3. Работа со сказкой (см.занятие 1)

4.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1)»Игра без правил»

2) «Да-нет»

5.Домашнее задание.

6.Рефлексия

7.Ритуал прощания

Клубок, мяч

3

«Все мы чем-то похожи»

Развитие взаимодействия между членами группы, умения чувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств; налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Имя»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1)танец на сплочение группы

2) «тень»

3) «Белые медведи»

4) «Упрямый»

4. Работа со сказкой (см.занятие 1)

4.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1) «машины»

5.Домашнее задание

6.Рефлексия

7.Ритуал прощания

Клубок, мяч

4

«Почувствуй себя любимым»

Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы, желанны; активизация сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Ласковое имя»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Аплодисменты по кругу»

2) «Паровозик»

3) «Мы тебя любим»

4.Работ со сказкой

(см.занятие 1)

5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1)«Налаживание взаимоотношений»

6.Домашнее задание

7.Рефлексия.

8.Ритуал прощания

Клубок, мяч

5

«Путь доверия»

Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу; установление доверительных отношений между родителями и детьми, принятие друг друга, тактильный контакт.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Передай сигнал»

3)танец «Цветок»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Слепой и поводырь»

2) «Разведчики»

3)«Кошки-мышки»

4.Работ со сказкой

(см.занятие 1)

5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1) «Ёжик»

6.Домашнее задание

7.Рефлексия.

8.Ритуал прощания

Клубок, мяч

6

«Агрессия и гнев»

Развитие умения честно и открыто высказывать свои чувства обеим сторонам (родители и дети); работа с агрессией и гневом; осознание этих состояний, отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева; проигрывание различных эмоций и состояний.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Представь себя…»

3) танец «Святой Георгий»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Толкалки»

2) «Дракон кусает свой хвост»

3) «Ворвись в круг»

4.Работ со сказкой

(см.занятие 1)

5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1) «Только вместе!»

6.Домашнее задание

7.Рефлексия.

8.Ритуал прощания

Клубок, мяч

7

«Душевная погода»

Развитие эмоционального и физического контакта между родителями и детьми; раскрепощение живой души, снятие страхов, преодоление неуверенности в себе; повышение самооценки, принятие себя, установление доверия к миру и окружению, душевного равновесия.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Передай по кругу»

3) «Слепой танец»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Пятнашки»

2) «Кораблик»

4.Работ со сказкой

(см.занятие 1)

5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1) «Живые руки»

6.Домашнее задание

7.Рефлексия.

8.Ритуал прощания

Клубок, мяч, небольшая гиря, альбомные листы по количеству человек, кубики, небольшое одеяло.

8

«Жизнь Земли»

Развитие между родителями и детьми навыка действовать сообща, умения понимать намерения другого, физический контакт; формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру; расширение представлений о мире; развитие наблюдательности, навыков вербального общения, эмоциональной экспрессии.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Доброе животное»

3)Танец «Противоположности»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Найди свою пару»

2) «Белые медведи»

3) «Играем в животное»

4.Работ со сказкой

(см.занятие 1)

5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1) «Сиамские близнецы»

6.Домашнее задание

7.Рефлексия.

8.Ритуал прощания

Клубок, мяч, карточки с названиями животных; перевязочный бинт, бумага, мелки по количеству пар.

9

«Сделай себя счастливей»

Развитие партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, умения отстаивать свои права, высказывать своё мнение, приобретение навыков равноправного общения, сознание чувства полноты жизни, ощущения счастья.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Комплимент»

3) танец «Распускающийся бутон»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Театр»

2) «Путаница»

4.Работ со сказкой

(см.занятие 1)

5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1) «Скульптор и глина»

6.Домашнее задание

7.Рефлексия.

8.Ритуал прощания

Клубок, мяч, 2 альбомных листа, 2 маркера

10

«Все вместе!»

Подведение итогов

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Рисунок-подарок»

2) «Общий рисунок»

4.Чаепитие

5. Ритуал прощания.

Клубок, мяч, цветные карандаши, альбомные листы по количеству участников

(содержание упражнения см.приложение №2)

Предложенные упражнения в содержание коррекционно-равзивающей программы, направленной на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью, охватывают основные формы контакта: зрительный, тактильный, слуховой, кинестетический. Это даёт возможность клиента достигнуть понимания на разных уровнях взаимодействия.

В результате предложенных упражнений родитель и ребёнок постепенно начинают общаться на одном языке, понимать мысли, чувства и другие действия партнёра. Всё это гармонизирует отношения в семье, повышает самооценку подростка. Подросток с верой в себя, в свои возможности может достичь многого. Он становится более уравновешенным, доброжелательным, легче находит контакт с людьми. В школе это помогает подростку не только увереннее держаться на уроках, но и адекватно воспринимать учителя, его замечания.

Данные упражнения можно использовать в контексте решения других задач, чередуя их с другими видами коррекционной или консультативной работы. В любом случае, гармонизация отношений поможет членам семьи быстрее достичь желаемого результата.

ГЛАВА 3 Результаты и анализ результатов, полученных в ходе изучения детско-родительских отношений подростков с умственной отсталостью

3.1 Данные и результаты оценки внутрисемейных взаимоотношений, полученные с помощью теста «Кинетический рисунок семьи»

Таня

Расположение рисунка в центре листа указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно личность. Сильно варьирующий нажим карандаша свидетельствует об эмоциональной лабильности. Отсутствие рук у автора рисунка указывает на нарушения общения.

Семья изображена не в полном составе. Девочка изобразила только себя и бабушка. А в реальной семье проживает ещё и дедушка. Отсутствие данного члена семьи на рисунке может свидетельствовать о наличии конфликта между испытуемой и дедушкой, отсутствии эмоциональной связи между ними. Первой Таня изобразила бабушку, что указывает на большую значимость данного члена семьи для испытуемой. На рисунке между бабушкой и испытуемой изображена кухонная плита, что указывает на наличие конфликта между ними. Стирание и перерисовывание рук бабушки во время рисования также свидетельствует о напряжённом, конфликтном отношении к этому члену семьи. Большое количество мебели (плита, диван, стул) свидетельствуют о недостаточном эмоциональном общении в семье.

Света

Расположение рисунка в верхней части листа свидетельствует о повышенной самооценке. Семья изображена в полном составе - испытуемая, папа, мама, сестра, бабушка. Особо мелкое изображение сестры, сдвинутой на задний план, говорит о конкурентных отношениях между испытуемой и сестрой. При ответе на вопрос: «Кто чем занимается?» испытуемая сказала: «Я с папой и мамой, а сестра гуляет». Тем самым ещё раз доказывая подсознательное желание «вытеснить сестру» из семьи. Крупное изображение бабушки может говорить о её большой значимости в семье. Самым первым испытуемая изобразила папу и рядом с собой, что указывает на сильную эмоциональную связь между этими членами семьи. Отсутствие рта у матери может свидетельствовать о негативном отношении к ней испытуемой.

Кристина

Уменьшенный размер рисунка, расположенного в нижней части листа, указывает на низкую самооценку испытуемой. Семья изображена не в полном составе. В реальной семье, помимо испытуемой и бабушки, проживает дедушка. Но испытуемая его не изобразила, что свидетельствует о наличии конфликта между этими членами семьи, низкой эмоциональной связи. Бабушку испытуемая изобразила первой, что указывает на её значимость для испытуемой. Фигура и испытуемой и бабушки находятся близко друг к другу, что говорит о тесном эмоциональном контакте между ними.

Саша

Уменьшенный размер рисунка, расположенный в нижней части листа указывает на низкую самооценку. Семья изображена не в полном составе. На рисунке отсутствует мать. На вопрос: «Где мама?» девочка ответила: «Ушла в магазин». Всё это свидетельствует о наличии конфликта между мамой и испытуемой, низкой эмоциональной связи. Рядом с собой испытуемая изобразила бабушку - можно предположить, что между ними тесная эмоциональная связь. Особо мелкое изображение брата говорит о конкурентных отношениях между ним и испытуемой. Руки отца, дедушки и брата, спрятанные за спиной указывают на негативное отношение к этим членам семьи. Особенно тщательно прорисована сестра, испытуемая изобразила её второй - это может указывать на близкую эмоциональную связь между ними.

Миша

Увеличенный размер рисунка, стирания и исправления во время рисования могут свидетельствовать о гиперактивности, импульсивности, стрессовом состоянии. Штриховые линии указывают на тревожность как черту личности.

Руки в карманах у автора рисунка говорят о негативизме или уходе от общения. Сигарета в зубах автора рисунка свидетельствует о негативизме, асоциальности испытуемого. Семья изображена в полном составе. Отсутствие рук у матери и отчима свидетельствует о негативном отношении к ним. Изображение зубов указывает на вербальную агрессию.

Рома

На рисунке изображена только мама, стоящая у плиты. В реальной семье испытуемого присутствуют отец, дедушка, бабушка и сестра. Всё это говорит о наличии конфликтных отношений испытуемого с отсутствующими членами семьи. Пустые глаза матери могут указывать на страх испытуемого перед ней. Испытуемый несколько раз пытался нарисовать себя, но в конце концов стёр своё изображение - это говорит о чувстве его отверженности в семье.

Вася

На рисунке изображены мама, брат, папа, бабушка, испытуемый. Первой испытуемый изобразил маму, что говорит о близкой эмоциональной связи между ней и испытуемым. Папа изображён со спины, а бабушка в профиль - всё это указывает на наличие конфликтных отношений данных членов семьи с испытуемым. Изображение бабушки сильным нажимом карандаша также свидетельствует о наличии конфликта. Большое количество мебели, других предметов - диван, телевизор, шкаф, кресло, мойка - всё это говорит о недостаточном эмоциональном общении в семье.

3.2 Данные и результаты оценки внутрисемейных отношений, полученные с помощью методики «Семейная социограмма»

Таня

В круге изобразила тётю, бабушку, дедушку, себя и двух друзей. Реальная семья испытуемый состоит из бабушки, дедушки и самого испытуемого. Наличие в кругу членов, официально не относящихся к семье указывает на неудовлетворительные потребности по отношению к данным лицам - в нашем случае - это тётя и два друга испытуемой. Размеры кружков, изображающих членов семьи, одинакового размера, что может сообщать нам о достаточной самооценке автора рисунка. Но в то же время все кружки изображены наверху круга маленького размера, в том числе и кружок испытуемой, что свидетельствует о сочетании низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Ближе всех в психологическом отношении, судя по рисунку, испытуемой дедушка, так как его она изобразила рядом с собой.

Света

В круге изобразила маму, папу, дедушку, крёстного, крёстную, бабушку, сестру, двоюродного брата, троюродного брата, двоюродную сестру, себя. Наличие в круге членов, официально не относящихся к семье указывает на неудовлетворительные потребности по отношению к данным лицам - крёстного, крёстной, двоюродным и троюродным братьям. Достаточно маленький размер кружков и их расположение в верхней части круга указывает на сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Кружок папы изображён сильным нажимом карандаша, что предположительно указывает на наличие тревоги испытуемой по отношению к отцу. Присутствие двоюродных и троюродных братьев и сестёр, крёстных между испытуемой и родителями указывает на переживание эмоциональной отверженности.

Кристина

В круге изобразила себя и бабушку. В реальной семье испытуемой проживает и дедушка, но она его не изобразила, что указывает нам на наличие бессознательных негативных чувств испытуемой к данному члену семьи или на конфликтные отношения с ним. Изображение своего кружка ближе к центру круга свидетельствует об эгоцентрической направленности испытуемой. Кружки, занимающую достаточно малую часть круга указывают на низкую самооценку испытуемой.

Саша

В круге изобразила маму, папу, бабушку, брата, дедушку, сестру, себя. Изображение кружков маленького размера в верхней части круга указывает на сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Самым большим по сравнению с остальными кружками кружок мамы, это может указывать на большую значимость её для испытуемой. Самым маленьким изображён брат, что говорит о малой значимость его для испытуемой. Себя испытуемая изобразила в стороне от членов семьи - это свидетельствует об эмоциональной отверженности или наличии конфликтных отношений в семье.

Миша

В круге изобразил себя, маму, отчима. Изображённые члены семьи присутствуют в реально семье испытуемого. Изображение кружков маленьких размеров в верхней части круга указывает на сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Самым первым и большим по сравнению с другими кружками изображён кружок испытуемого, что свидетельствует об эгоцентрической направленности личности. Ближе к кружку испытуемого изображена мама, что указывает на близкие психологические отношения матери и ребёнка. Кружки изображены в один ряд. Если провести мысленно горизонтальную линию по самому нижнему кружку, то кружок отчима «повисает в воздухе», а это, по мнению испытуемого, не имеет самостоятельной опоры в жизни.

Вася

В круге изобразил себя, брата, папу, маму. В реальной семье ребёнка проживает ещё и бабушка. Отсутствие её кружка указывает на наличие бессознательных негативных чувств к этому члену семьи, отсутствие эмоционального контакта с ней или конфликтного отношения. Кружки маленького размера, изображённые в верхней части круга указывают на сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязаний. Самым последним и немного в стороне от других кружков изображён кружок мамы, что может указывать на малую значимость матери для испытуемого или наличие конфликтной ситуацию.

Рома

В круге изобразил маму, папу, бабушку, дедушку, дядю, тётю, себя и сестру. Наличие в круге персонажей, официально, не относящихся к семье - дяди и тёти, указывает на неудовлетворительные потребности по отношению к данным лицам. Можно предположить, что субъект реализует желания в своей фантазии, в воображаемом общении с данными персонажами. Самым первым и самым большим изображён кружок матери, что свидетельствует о большей её значимости для испытуемого. В то же время кружок испытуемого изображён в стороне от других кружков, что может говорить о конфликтных отношениях в семье, переживании эмоциональной отверженности. Выше всех в круге изображены кружки мамы и папы. Они, по мнению испытуемого, обладают наибольшей властью в семье. А ниже всех изображён кружок сестры, что указывает на минимальную власть в семье испытуемого.

Таким образом, проанализировав рисунки семьи, мы можем сказать, что, практически во всех семьях испытуемых, нарушены внутрисемейные отношения.

3.3Данные и результаты оценки внутрисемейных отношений, полученные с помощью методики Рене Жиля

Качественный анализ.

При анализе сведений о межличностных отношениях подростков с умственной отсталостью учитывались также условия семейной жизни каждого испытуемого. Анализ анамнестических данных позволил дифференцировать семьи испытуемых по структуре, как полные (наличие обоих родителей) и неполные (один из родителей).

Все дети воспитываются в полных семьях. В двух семья, лицами заменяющими мать и отца детей, являются бабушка и дедушка.

В процессе наблюдения за детьми и беседы с ними во время выполнения экспериментальных заданий было выявлено: для большинства детей в межличностном взаимодействии наиболее актуальными являются отношения c друзьями. На второе место по значимости для подростков с умственной отсталостью выступают межличностные отношения с учителями. Их показатель составляет в среднем 36,5% - средний уровень. Средний уровень отношений - 31,3% - у детей и с бабушками и дедушками. А вот показатель отношения к матери у подростков с умственной отсталостью довольно низкий - 28,5%. Это указывает на достаточно серьёзные нарушения взаимоотношений в системе ребёнок-мать. Ещё более нарушенными оказались взаимоотношений подростков с братьями и сёстрами, их показатель составил - 25%. И на последнем месте по значимости взаимоотношений выступили отношения умственно отсталых подростков с

отцами. Их уровень значительно ниже среднего и составляет всего лишь 19%.

Результаты, полученные с помощью данной методики, указывают на достаточно глубокие нарушения детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.

Анализируя личностные особенности подростков с умственной отсталостью, можно сказать следующее: уровень любознательности детей данной категории высокий - 67%; показатель доминантности составляет 42%, что указывает на средний уровень; показательно общительности довольно высокий и составляет 79%; уровень социальной адекватности поведения средний - 53%; показатель закрытости ниже среднего - 22%.

Количественный анализ. (бланки регистрации ответов см.приложение 3)

Представлен в таблице 1.

Таблица 1. Количественный анализ методики Р.Жиля

Назначения шкал

Проценты

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

1

Отношение к матери

2

Отношение к отцу

3

Отношение к матери и отцу как семейной чете

4

Отношение к братьям и сёстрам

5

Отношение к бабушке и дедушке

6

Отношение к другу (подруге)

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

8

Любознательность

9

Доминантность

10

Общительность

11

Закрытость, отгороженность

12

Социальная адекватность поведения

3.4 Данные и результаты оценки внутрисемейных отношений, полученные с помощью методики «Лесенка для детей»

Количественная обработка:

Имя ребёнка

Параметры

Привязанность к матери

Привязанность к отцу

Привязанность к другим членам семьи

1

Таня

1

0

0

2

Света

1

2

0

3

Кристина

1

0

0

4

Саша

0

1

2

5

Миша

1

0

0

6

Вася

1

0

2

7

Рома

2

0

0

8

Всего баллов

7

3

4

Качественный анализ:

0 - 4 б. - низкий уровень привязанности

5 - 9 б. - средний уровень привязанности

10 - 14 б. - высокий уровень привязанности

Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы: уровень привязанности к отцу и другим членам семьи у испытуемых на низком уровне, уровень привязанности к матери - на среднем. Лишь у одного испытуемого - Ромы - по результатам данной методики уровень привязанности к матери высокий, но уровень привязанности к отцу и другим членам семьи - низкий. У остальных испытуемых уровень привязанности к матери - средний. Только у одного испытуемого - Светы - уровень привязанности к отцу высокий. И у двух испытуемых - Саши и Васи - высокий уровень привязанности к другим членам семьи.

Всё это свидетельствует о нарушенных детско-родительских отношений у подростков.

3.5 Данные и результаты оценки внутрисемейных отношений, полученные с помощью опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столлин)

Количественный анализ

Шкалы

Средний показатель по выборке

1

Принятие - отвержение

20

2

Кооперация

3

3

Симбиоз

6

4

Авторитарная гиперсоциализация

6

5

Маленький неудачник

8

Качественный анализ:

Высокие баллы по первой шкале указывают на то, что родители воспринимают своих детей плохими, неприспособленными, неудачливыми. Им кажется, что дети не добьются успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ