бесплатные рефераты

Изучение детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью

Низкие баллы по шкале «кооперация» говорят о том, что родители мало заинтересованы в делах и планах детей, мало сочувствуют им, недооценивают его интеллектуальные и творческие способности, не испытывают чувства гордости за них. Они мало поощряют инициативу и самостоятельность детей, не стараются быть с ними на равных, не стараются встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» свидетельствуют о том, что родители постоянно ощущают тревогу за детей. Дети таким родителям кажутся маленькими и беззащитными.

Высокие баллы по шкале «гиперсоциализация» указывают на то, что родители требуют от детей безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии встать на точку зрения детей. За проявления своеволия детей сурово наказывают.

Достаточно высокие балы по шкале «маленький неудачник» говорят о том, что родители приписывают своим детям личную и социальную несостоятельность. Дети представляются им неприспособленными к жизни, открытыми для дурных влияний. Родители не доверяют детям, досадуют на его неуспешность и неумелость и в связи с этим стараются оградить его от трудностей в жизни и строго контролировать действия.

Заключение

Исследование детско-родительских отношений является чрезвычайно важным, так как они обеспечивают возможность позитивного изменения условий развития личности подростка. На данном этапе семья является одной из важнейших составляющих в развитии адекватной, интеллектуально, физически, эмоционально, морально и нравственно развитой личности.

Если семья не оказывает необходимой поддержки в развитии в этот момент, то позднее влияние искажённых эмоциональных связей проявляется как в социальных отклонениях поведения ребёнка, так и в расстройствах личностного развития.

Поэтому важно проводить своевременную работу с родителями, направленную на повышение уровня психолого-педагогической культуры, так как от него зависит возможность выбора родителями оптимальных детско-родительских отношений.

Были намечены и решены следующие задачи:

1. Проанализирована психолого-педагогическую литературу по проблеме детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.

2. Составлена диагностическая программа, направленная на выявление

3. уровня детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.

4. Апробирована диагностическую программу, сформулированы выводы.

5. На основе изучения литературы составлена коррекционно-развивающую программу, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.

Таким образом, гипотеза о том, что для нормализации детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью необходимо:

1) исследовать восприятие ребёнком внутрисемейных отношений;

2) выявить особенности оценки ребёнком его взаимоотношений с родителями;

3) изучить особенности родительской позиции к своему ребёнку;

4)на основе полученных данных составить коррекционно-развивающую программу, направленную на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственно отсталостью нашла своё подтверждение. А цель, направленная на изучение детско-родительских отношений и разработку коррекционно-развивающей программу на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью, была достигнута.

Литература

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении. - М.: «Ось-89», 2003.

Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у подростков. -М.: АРКТИ, 2003.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты.-М.:Владос, 2002.

Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/Под ред. Бурменской Г.В, Захарова Е.И, Карабановой О.А. и др. -М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного учреждения.//Дефектология.- 1994. - №4

Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии// Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. Т. 4.

Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. - М.: Медицина, 1977.

Гордон Т. Повышение родительской эффективности/Популярная педагогика. - Екатеринбург: АРД ЛТД,1997.

Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. Спб.: Издательство «Речь», 1995.

Калинина Р.Р. Тренинг развития личности подростка: занятия, игры, упражнения. Спб.: Издательство «Речь», 2004.

Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002.

Ковалев Г.А.О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений // Семья и формирование личности. - М., 1981.

Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1985.

Леонтьев А.Н. Проблемы в развитии психики. - М.,1981.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

Личко А.Э. Психопатии и акцентуация характера у детей и подростков. - Л., 1983.

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. -СПб.:Изд-во Речь.2002

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Минияров В.М. Психология семейного воспитания.-Москва-Воронеж.: Изд-во НПО МОДЭК,2000.

Никулина В.Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, №4.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2002.

Программы внутрисемейной работы с проблемной семьёй. - М.: «Копи Принт»,2009.

Разина Н.Р. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений.// Вопросы психологии. - 2000. -№5.

Райгородский Д.Я. (ред.-сост.) Практическая психодиагностика. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М»,2003

Рождественская Н.А., Разумова А.В. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей.//Вестник Московского Университета. Психология. - 2002.- №2

Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992

Савина Е.А., Чарова О.Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии.// Вопросы психологии. - 2002. -№6

Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования./Под ред. А.А.Бодалёва.-М.:Педагогика,1989

Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

Слободник Н.П., Худенко Е.Д., Поташова И.И. Программа диагностики детско-родительских отношений в семьях несовершеннолетних «группы риска»: Метод.сборник - М.,2008

Ткачёва В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.

Ткачёва В.В. Консультирование семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии// журнал Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии.- 2004.-№2

Ткачёва В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: Практикум по формированию адекватных отношений. - М.: Гном -Пресс, 1999

Фромм М. Азбука для родителей. - Л., 1991.

Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика,1993.

Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие ребенка / Дефектология. - 1991. - №3.

Чарова О.Б. Коррекция внутрисемейных отношений - важнейший фактор развития и формирования личности ребёнка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Арзамас, 1997.

Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - «Детство-ПРЕСС», 2003.

Эйдемиллер Э.Г. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы. - М.: Просвещение.1993.

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М. - Спб.: Фолиум, 1996.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Текст опросника родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

1. Я всегда сочувствую своему ребёнку

2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.

3. Я уважаю своего ребёнка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.

8. Мой ребёнок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребёнку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к моему ребёнку.

12. Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.

14. Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.

16. Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как губка.

18. Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.

19. Ребёнка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своём ребёнке.

22. К моему ребёнку «липнет» всё дурное.

23. Мой ребёнок не добьётся в жизни успеха.

24. Когда в компании знакомых людей говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне хотелось бы.

25. Я жалею своего ребёнка.

26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребёнком всё свободное время.

28. Я часто жалею, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.

30. Я мечтаю, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.

35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь со своим ребёнком.

38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребёнка - эгоизм, упрямство, лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.

41. Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство, всё остальное приложиться.

42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребёнка.

44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения моего ребёнка.

46. Мой ребёнок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребёнка - сплошная нервотрёпка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребёнку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.

52. У моего ребёнка больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы моего ребёнка.

54. Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребёнок вырастет неприспособленным человеком.

56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.

59. Ребёнок не должен иметь секретов от своих родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Регистрационный лист к методике исследование межличностных отношений (по Р.Жилю).

Ф.И. ребёнка: Таня И. Возраст:13лет

Назначение шкал

Проценты

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

1

Отношение к матери

2

Отношение к отцу

3

Отношение к матери и отцу как семейной чете

4

Отношение к братьям и сёстрам

5

Отношения к бабушке и дедушке

6

Отношение к другу(подруге)

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

8

Любознательность

9

Доминантность

10

Общительность

11

Закрытость, отгороженность

12

Социальная адекватность поведения

Ф.И. ребёнка: Рома Т. Возраст: 13 лет

Назначение шкал

Проценты

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

1

Отношение к матери

2

Отношение к отцу

3

Отношение к матери и отцу как семейной чете

4

Отношение к братьям и сёстрам

5

Отношение к бабушке и дедушке

6

Отношение к другу (подруге)

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

8

Любознательность

9

Доминантность

10

Общительность

11

Закрытость, отгороженность

12

Социальная адекватность поведения

Ф.И. ребёнка: Кристина Ч.Возраст: 13 лет.

Назначение шкал

Проценты

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

1

Отношение к матери

2

Отношение к отцу

3

Отношение к матери и отцу как семейной чете

4

Отношение к братьям и сёстрам

5

Отношение к бабушке и дедушке

6

Отношение к другу (подруге)

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

8

Любознательность

9

Доминантность

10

Общительность

11

Закрытость, отгороженность

12

Социальная адекватность поведения

Ф.И. ребёнка: Саша А.Возраст: 12 лет.

Назначение шкал

Проценты

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

1

Отношение к матери

2

Отношение к отцу

3

Отношение к матери и отцу как семейной чете

4

Отношение к братьям и сёстрам

5

Отношение к бабушке и дедушке

6

Отношение к другу (подруге)

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

8

Любознательность

9

Доминантность

10

Общительность

11

Закрытость, отгороженность

12

Социальная адекватность поведения

Ф.И. ребёнка: Света Б.Возраст: 13 лет

Назначение шкал

Проценты

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

1

Отношение к матери

2

Отношение к отцу

3

Отношение к матери и отцу как семейной чете

4

Отношение к братьям и сёстрам

5

Отношение к бабушке и дедушке

6

Отношение к другу (подруге)

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

8

Любознательность

9

Доминантность

10

Общительность

11

Закрытость, отгороженность

12

Социальная адекватность поведения

Ф.И. ребёнка: Вася С.Возраст: 12 лет

Назначение шкал

Проценты

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

1

Отношение к матери

2

Отношение к отцу

3

Отношение к матери и отцу как семейной чете

4

Отношение к братьям и сёстрам

5

Отношение к бабушке и дедушке

6

Отношение к другу (подруге)

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

8

Любознательность

9

Доминантность

10

Общительность

11

Закрытость, отгороженность

12

Социальная адекватность поведения

Ф.И. ребёнка: Миша Д.Возраст: 14 лет

Назначение шкал

Проценты

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

1

Отношение к матери

2

Отношение к отцу

3

Отношение к матери и отцу как семейной чете

4

Отношение к братьям и сёстрам

5

Отношение к бабушке и дедушке

6

Отношение к другу (подруге)

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

8

Любознательность

9

Доминантность

10

Общительность

11

Закрытость, отгороженность

12

Социальная адекватность поведения

Занятие 1. «Знакомство»

Ведущий знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режимы работы, вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить занятия, каким темам они буду посвящены; раскрывает философию, на которой строятся отношения и взаимодействие с детьми: признание и уважение личности ребёнка и стремление к сотрудничеству.

«Связующая нить»

Цель: установление контакта между участниками группы, развитие тактильных ощущений.

Дети и родители берутся за руки. Правая рука сверху, левая снизу. В полной тишине почувствовать, какая рука (мягкая, тёплая, влажная, холодная, приятная, неприятная и т.д.). Каждый проговаривает, что он чувствует и ощущает.

«Знакомство»

Цель: сближение участников группы.

Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляет своего ребёнка и говорит, что он любит, что не любит, какой у него характер. Дети подтверждают слова родителей. То же самое делают дети, представляя родителей.

«Молекулы»

Цель: повышение позитивного настроя и сплочённости группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Инструкция: «Представим себе, что все мы - атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все сейчас начнём быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы - по три атома в каждой. Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями».

Сказка

«Баржа»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.

Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при это друг другу мяч, то есть «грузят баржу»: например, все слова на «н» (ножницы, нарциссы, налим и т.д.).

«Презентация»

Цель: развитие умения адекватно выразить своё эмоциональное состояние, повышение самооценки.

Каждый ребёнок по очереди становится в круг и рассказывает о своём рисунке. Родители в роли зрителей.

«Игра без слов»

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

Родитель и ребёнок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы «Мне нравится, что ты…» и добавляя к ней своё содержание. Тем самым возникает позитивный диалог, родитель даёт ребёнку, а ребёнок - родителю «обратную связь».

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ