Изучение особенностей сферы общения у сотрудников ОАО "БКЗ"
- ненавязчиво акцентируйте внимание собеседника на собственном желании помочь ему в разрешении стоящих перед ним проблем.
Перечисленные советы помогут расположить к себе подчиненного. Важно попытаться сформировать у него желание соучаствовать в решении ваших служебных или профессиональных задач. Для этого может быть использована следующая технология:
- вначале покажите собеседнику свое дружеское отношение к нему;
- проявляйте уважение к мнению собеседника, никогда сразу не говорите ему, что он не прав, лучше помогите ему прийти к этой оценке самому;
- старайтесь, чтобы ваш собеседник говорил больше, чем вы;
- честно попытайтесь понять точку зрения собеседника, проявляйте сочувствие к его мыслям и желаниям;
- взывайте к благородным побуждениям, придавайте своим идеям наглядность, инсценируйте их.
После беседы целесообразно провести ее анализ, сделать выводы и наметить направления дальнейшей работы. Это позволяет накапливать и обобщать полученные факты о подчиненном и более активно использовать знание его индивидуальных психологических особенностей в процессе последующей работы с ним.
Следующим методом изучения психологических особенностей личности подчиненного, рекомендуемым для применения руководителем, выступает метод анализа результатов деятельности. По своей сути он представляет собой изучение индивидуальных психологических особенностей личности сотрудника на основе оценки качества выполняемой им профессиональной деятельности. Этот метод предусматривает учет руководителем действий и поступков подчиненных, достижений и недостатков в выполнении служебных обязанностей, что позволяет сделать вывод об особенностях направленности личности конкретного человека, его характера, уровня сформированности жизненной позиции и др.
Также применимым в деятельности руководителя выступает метод анализа документов, суть которого заключается в изучении индивидуальных особенностей личности подчиненного на основе анализа содержания и выводов, касающихся его документов. К их числу можно отнести: документы об образовании и профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации; рекомендательные письма и др. Изучение перечисленных документов позволяет выявить некоторые черты характера, интересы, склонности, уровень исполнительности и другие показатели, в основе появления которых находятся психологические особенности личности подчиненного.
Кроме изложенных методов изучения индивидуальных особенностей личности в психолого-педагогической науке разработаны и применяются и ряд других. Среди них наиболее применимы:
- метод эксперимента предусматривает изучение индивидуальных психологических особенностей личности на основе анализа их внешнего проявления в специально созданных условиях, в которых, по мнению руководителя, необходимое качество обязательно проявится;
- метод анкетирования - изучение индивидуальных психологических особенностей личности подчиненного на основе анализа содержания даваемых им письменных ответов на заранее подготовленный перечень вопросов;
- метод независимых характеристик предполагает изучение личностных особенностей человека на основе анализа оценочного суждения о нем других лиц. Если мнение о личностных особенностях сотрудника высказывают специалисты в области психологии и педагогики, то данный метод получает название метода экспертных оценок;
- биографический метод, суть которого заключается в изучении индивидуальных особенностей личности на основе анализа социально-психологических условий его предшествующего личностного развития.
Следует учитывать, что применение рассмотренных психолого-педагогических методов изучения личности дает руководителю достаточно объемный материал для формирования вывода о психологических особенностях и возможностях подчиненных им сотрудников. Однако каждый из них в отдельности не обеспечивает полную объективность результатов. Этот показатель может повышаться лишь при условии их комплексного (совместного) применения.
Другим условием повышения достоверности результатов изучения подчиненного выступает применение методов, перечисленных в третьей группе - специальных (частных) методов. Они преимущественно используются профессиональными психологами в рамках одной из отраслей психологии - психологической диагностике (психодиагностике).
2.2. Понятие и возможности психодиагностики
В современной психологической литературе психодиагностика рассматривается как отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления, распознания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Она берет свое начало с конца XIX века, когда в психологии появилась, быстро распространилась и стала реализовываться идея количественного измерения некоторых показателей психической деятельности человека и его психологической сферы. Ее результаты дали возможность измерять конкретное личностное качество человека и на этой основе осуществлять постановку соответствующего психологического диагноза - структурированного описания комплекса взаимосвязанных психических явлений личностной сферы человека - психических процессов, образований и свойств личности. При этом поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам (педагогам, практическим психологам, менеджерам по подбору персонала и др.), но и самим обследуемым.
Основными функциями психодиагностики в системе современного образования и профессиональной деятельности являются осуществление контроля над формированием необходимых знаний и профессионально важных личностных свойств и качеств обучающихся и сотрудников, оценка особенностей их умственного, интеллектуального, профессионального и других видов развития. В последние годы ее возможности все больше используются в ходе отбора абитуриентов в те или иные учреждения профессионального образования, а также в интересах повышения эффективности профессионального подбора кадров в учреждения и фирмы различного уровня и направленности деятельности. Это связано с тем, что, например, успешность учебной деятельности студентов преимущественно зависит как от уровня их интеллектуального развития и специальных способностей, требуемых для овладения данной профессией, так и от особенностей их личностной сферы (направленности, психофизиологических особенностей, акцентуации тех или иных черт характера и т.д.). Психодиагностика указанных и других психологических особенностей молодых людей позволяет не только более точно осуществлять отбор абитуриентов, но и проводить необходимую коррекцию учебно-воспитательного процесса с учетом их индивидуально-психологического развития.
Одной из наиболее важных целей психодиагностики является обеспечение полноценного психического и личностного развития человека. Разумеется, что она стремиться ее достичь доступными ей методами, которые позволяют оказывать помощь в развитии личности, преодолении возникающих психических и (или) психологических трудностей и т.д. Вследствие этого другой важной задачей психодиагностики является создание условий для проведения целенаправленной коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций, проведения психотерапевтических мероприятий и др. Главной же ее функцией в последние годы стало определение условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему личностному развитию конкретного человека, формулирование рекомендаций при разработке программ обучения, воспитания и развития людей, учитывающих своеобразие их личностной сферы.
В то же время необходимо понимать, что возможности психодиагностики реализуются преимущественно в интересах осуществления прогноза личностного развития. Эта задача решается на основе выделения ряда признаков определенного свойства, которое является причиной того или иного поведения или проступка человека, и прогноза их повторения в будущем в виде так называемого «критериального поведения». Однако успешное прогнозирование возможно лишь тогда, когда именно измеренное психическое свойство является причиной данного критериального поведения.
В психодиагностике выделяют психодиагностические признаки, категории и выводы. При этом отмечается, что психодиагностические признаки можно непосредственно наблюдать и регистрировать (например, конкретные поступки людей). В то же время психодиагностические категории представляют собой скрытые внутренние психологические факторы (психологические причины), которые и обусловливают определенное поведение и особенности человека. Вследствие этого трудность формулирования психодиагностического вывода (психологического диагноза) заключается в том, что между признаками и категориями часто не существует жестких взаимно-однозначных связей. Вследствие этого технологические приемы получения первичных психодиагностических признаков и логические правила их синтеза в диагностические категории считается главным предметом и продуктом развития психодиагностики. Основные же принципы и математизированная технология создания стандартизированных измерительных психодиагностических методик разрабатываются в психометрике.
Для диагностики интеллектуального развития, специальных способностей, профессионально значимых свойств и других элементов личностной сферы человека требуется богатый арсенал психодиагностических методик, каждая из которых имеет соответствующие виды и формы.
2.3. Виды и формы психодиагностических методик
Частные (специальные) методы психодиагностики, реализуемые в виде соответствующих психодиагностических методик, привязаны к решению узкого класса практических задач и направлены на диагностику вполне определенных личностных свойств и качеств. В связи с этим в этой группе выделяют стандартизированные, а также клинические методы. Считается, что стандартизированные методы более эффективны, когда необходимо получить информацию о целой группе людей в краткие сроки и при этом принять строго альтернативное решение, требующее количественного обоснования своей надежности. Они лучше защищены от возможных ошибок, возникающих вследствие низкой психодиагностической квалификации исполнителя.
В свою очередь, клинические методы более эффективны при применении опытными профессиональными психологами (специалистами групп профессионального отбора, подбора персонала и др.). Они позволяют глубже и точнее проникнуть в особенности личностной сферы конкретного человека, но требуют достаточно много времени на индивидуальную работу с ним. К тому же практики психодиагностики отмечают, что они бывают еще более эффективными, если по их результатам сам психолог-диагност проводит с конкретным обследуемым соответствующую психологическую коррекцию, психотерапию или тренинг.
В психодиагностике также принято различать методики по степени их формализованности. По этому признаку все они объединены в две группы - малоформализованные и высокоформализованные. К первой относятся методики, реализующие возможности общих методов диагностики психологической сферы человека - наблюдения, диагностической беседы, анализа результатов деятельности и т.д. Их использование требует высокой психодиагностической квалификации и профессионального опыта менеджера (специалиста), поскольку они зачастую не имеют стандартов изучения и интерпретации получаемых результатов.
К методикам высокого уровня формализации (высокоформализованным) относятся различные виды методов тестирования и опроса. Их отличает целый ряд таких характеристик как строгая регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций и времени проведения), обработки и интерпретации результатов (наличие строго определенных критериев оценки, норм, нормативов и др.), достаточно высокая надежность. Сама диагностическая процедура строится таким образом, чтобы ни один исследуемый не имел преимуществ перед другими (отсутствие индивидуальных разъяснений, изменение времени для решения предлагаемой задачи и т.д.).
Из всех существующих на сегодняшний день высокоформализованных методик наиболее распространенными являются тестовые методики, в основу которых положена процедура метода тестирования, предполагающая решение стандартизированного (всегда имеющего один или несколько правильных ответов) задания с целью определения количественных (иногда качественных) характеристик психологических особенностей личности по определенным параметрам. По содержанию они сведены в несколько групп: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и личностные тесты. С их помощью удается достаточно объективно оценить (диагностировать) уровень развития всех личностных особенностей человека, относящихся к группе психических процессов и образований.
Для оценки уровня развития психических свойств личности в психодиагностике преимущественно используются опросные методики, реализующие возможности метода опроса изучать психологические особенности личностной серы человека на основе анализа сделанного им выбора ответа на конкретный вопрос из предложенных вариантов.
В практической психодиагностике нередко применяются методики, включающие как задания опросного, так и тестового характера. В этом случае их правомерно называть тест-опросными методиками.
Используемые в психодиагностике проективные методики построены на интерпретации ответов человека на внешне нейтральные вопросы, реакции на ситуации, допускающие множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. Именно по ним психодиагност оценивает глубинную сущность и психические особенности личности, что позволяет говорить о принадлежности данного вида методик к группе малоформализованных.
Психодиагностические методики классифицируются по нескольким основаниям. Например, по форме проведения они могут быть индивидуальными или групповыми, письменными (бланковыми) или устными, аппаратурными (машинными) или компьютерными, вербальными или невербальными. При этом каждый из них имеет несколько составных частей: руководство по работе, стимульный материал (тестовые задания, вопросы, рисунки и др.), лист регистрации ответов, ключи правильных ответов (шаблон для обработки ответов) и интерпретационная таблица, позволяющая тем или иным образом истолковать (интерпретировать) полученные результаты.
Если диагностическая процедура проводится с одним человеком, то такая методика называется индивидуальной, если с несколькими людьми - групповой. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. Например, преимуществом групповых методик является возможность одновременного охвата больших групп изучаемых, упрощение функций психолога-диагноста, более единообразные условия проведения диагностической процедуры, уменьшение времени для получения обобщающей информации. В то же время в этом случае отмечается снижение возможности установления взаимопонимания с исследуемыми, формирования у них позитивной мотивации к проводимому диагностированию их личностной сферы. Индивидуальная диагностика лишена этих недостатков, но не позволяет одновременно получать информацию о достаточно большом массиве обследуемых.
Подавляющее большинство применяемых в настоящее время диагностических методик являются бланковыми, т.е. представлены в виде письменных заданий, для выполнения которых требуются лишь бланки для регистрации ответов и карандаши или другие письменные принадлежности. При устном диагностировании задания (вопросы) излагаются самим исследователем.
Для проведения аппаратурной диагностики используются специальные технические средства (диагностическая аппаратура или машины) для регистрации ответов и обработки получаемых результатов, функционирующие на механическом принципе. В то же время при компьютерном тестировании или опросе значительно облегчается обработка данных, их интерпретация и представление полученных результатов в виде таблиц, графиков и диаграмм. Важно подчеркнуть, что эта форма психодиагностики позволяет оперативно провести анализ полученных данных (например, количество отказов или обращений за помощью), которые в других случаях можно было получить лишь в течение длительного времени. Благодаря этому исследователь одновременно получает, например, возможность провести углубленную диагностику индивидуальных особенностей мышления изучаемого человека, темповых и других характеристик его деятельности.
В вербальных методиках психодиагностики деятельность исследователя и испытуемого осуществляется в словесно-логической (вербализованной) форме, а в невербальных стимульный материал представляется в виде картинок, чертежей, графических изображений и другого наглядного (стимульного) материала. Однако в любом случае все психодиагностические методики должны отвечать соответствующим требованиям.
2.4. Основные требования к диагностическим методикам
Особое значение в психодиагностике личностной сферы человека имеет выбор критериев оценки получаемых результатов. Сами по себе, без сопоставления с точкой отсчета, результаты психологического изучения ничего не значат. Чаще всего они сопоставляются с установленными опытным путем нормами выполнения в выборке стандартизации (специальная выборка исследуемых того типа, для которой данная методика предназначена) и классифицируются как низкие, средние или высокие. Это позволяет определить положение конкретного испытуемого относительно нормативной выборки или выборки стандартизации. Для этого количество правильных ответов («сырые баллы») с помощью специальных таблиц переводятся в стандартные показатели, сопоставимые друг с другом и с нормой. В этом случае используемая статистическая норма (средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства) рассматривается как характеристика статистически среднего человека.
Однако в последние годы такой способ оценки результатов диагностики личностной сферы человека подвергается критике. Многие специалисты считают, что полезнее ориентироваться на систему требований, которую общество на определенном этапе своего развития предъявляет каждому из его членов. Это, например, могут быть требования к умственному, эстетическому или нравственному развитию человека, которые необходимы ему для того, чтобы жить в конкретной социальной общности. Наличие таких социально-критериальных норм (социально-культурных нормативов) вполне реально. Они присутствуют в образовательных стандартах, учебных программах, квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении и т.д.
Важнейшими характеристиками диагностических методик являются их надежность и валидность.
Надежность используемой в интересах диагностики личностной сферы человека методики свидетельствует о повторяемости и стабильности получаемых результатов, об их постоянстве и устойчивости в различных условиях диагностируемой деятельности. Она показывает, насколько точно производятся психологические измерения и в какой степени можно доверять получаемым результатам. Ее высокие показатели свидетельствуют о независимости результатов диагностики от действия различных случайных факторов.
Надежность методики может определяться путем ее повторного применения через определенный отрезок времени и вычисления коэффициента корреляции, отражающего статистическую связь между двумя параметрами одного и того же явления, проявляющимися в различных (например, по времени или месту проведения) условиях. Она также может выявляться и путем тестирования или опроса с помощью нескольких вариантов одной и той же методики, ее деления на несколько частей и т.д. В любом случае надежность методики, выражая степень неточности, возможность ошибки, неизбежно возникающей в процессе выполнения любой диагностической процедуры, заставляет искать пути их уменьшения с целью достижения ее показателя (коэффициента надежности) значения 0,8 - 0,9.
Другой наиболее важной характеристикой диагностических методик является их валидность, которая в психодиагностике рассматривается как критерий оценки качества методики, используемый для выяснения степени достоверности результатов измерения того психического явления, которое хотят диагностировать с ее помощью. Иными словами, именно валидность свидетельствует о том, пригодна ли та или иная методика для измерения конкретного личностного свойства или качества.
Наиболее распространенным способом расчета коэффициента валидности психодиагностической методики является ее сопоставление с авторитетными, прошедшими процедуру длительной апробации родственными методиками и доказательство значимых связей с ними. Показатель валидности лучших методик колеблется в пределах от 0,6 до 0,8.
Однако следует учитывать, что наряду с достаточно высокими показателями (коэффициентами) надежности и валидности, применение методик психодиагностики в большинстве случаев требует специальной профессиональной психологической подготовки лица их использующего. Во многих организациях и фирмах эти задачи решает психолог или менеджер по подбору персонала. Руководитель же структурного подразделения, в случае необходимости, может обращаться к его услугам и получать необходимые данные о сотрудниках в пределах допустимых этических норм. Но в этом случае необходимо понимать, что же можно узнать, применяя ту или иную методику психодиагностики, как интерпретировать (истолковать) полученные результаты. Рассмотрим содержание некоторых из них.
2.5. Методики диагностики психических явлений личности
Оценка уровня психических процессов, как элемента личностной сферы человека, осуществляется с помощью различных тестовых методик[3].
Методика "Корректурная проба с помощью бланков с буквами" предназначена для определения устойчивости зрительного внимания в условиях работы, требующей его распределения и переключения. При ее применении исследуемым необходимо по команде руководителя подчеркивать или зачеркивать названные им буквы на специальном бланке. По истечении установленного времени по команде руководителя тестирования операции меняются - те буквы, что подчеркивались - зачеркиваются, а те, что зачеркивались - подчеркиваются. Затем операции снова меняются. И так до истечения установленного времени. Диагностируемая таким образом характеристика зрительного внимания позволяет руководителю определить наличие качества, необходимого, например, во время решения задач по обработке большого массива экономической, финансовой и другой информации.
Методика "Перепутанные линии" применяется для измерения степени концентрации и устойчивости зрительного внимания. Изучаемым сотрудникам необходимо на специальном бланке глазами проследить извилистую линию от левого края бланка до правого и проставить в правой графе номер линии, указанный в левой графе. Высокие показатели диагностируемого психического процесса создают предпосылки для достаточно внимательной обработки поступающей важной корпоративной информации.
Методика "Устные задачи" используется для измерения продуктивности мышления. Испытуемые по команде руководителя должны решить указанные в бланке несложные арифметические задачи. По количеству правильно решенных задач и определяется необходимая характеристика мышления.
Методика "Отыскание чисел" предназначена для измерения степени распределения зрительного внимания в условиях однородной деятельности. Изучаемым необходимо, просматривая две таблицы с цифрами, найти и зачеркнуть в списке пропущенные. Диагностика этой характеристики зрительного внимания позволяет оценить и спрогнозировать объем и качество обработки различных видов информации, поступающей на материальных и электронных носителях.
Методика "Устные задачи с запоминанием" используется для оценки уровня концентрации слухового внимания и объема оперативной памяти в интегральном индексе эффективности.
С помощью специальных дидактических тестов возможна оценка уровня развития таких психических образований, как знания, навыки и умения. Однако их теоретическая разработка и обоснование еще не завершены, что пока еще делает их нецелесообразными для рассмотрения в учебной литературе.
Для диагностики психических свойств личности подчиненного сотрудника преимущественно используется метод опроса, реализуемый в соответствующих методиках. Например, личностный опросник Г.Айзенка предназначен для диагностики таких психологических явлений человека, как нейротизм и психотизм, темперамент, экстравертивность или интровертивность (замкнутость или открытость) личности. Стандартный опросник состоит из 90 диагностических и 11 нейтральных вопросов. В него также помещены вопросы, формирующие так называемую шкалу лжи (шкалу искренности). В Российской Федерации применяется адаптированная методика, включающая 57 вопросов.
Много общего с рассмотренной методикой имеет 16-факторный личностный опросник Р.Кеттелла. Он применяется для диагностики 16 характерологических особенностей личности, влияющих на ее деятельность: доброты, настойчивости, совестливости, смелости, мечтательности и др. В последнем варианте, разработанном автором, он состоит из 187 вопросов. В Российской Федерации наиболее часто применяется адаптированный вариант опросника, состоящий из 105 вопросов.
Методика рассмотренных опросников используется также и в ряде других, в том числе и отечественных разработках (например, в опросниках "Прогноз" и "КОС-2"), однако показатель надежность их результатов еще невысок и широкого применения они пока не получили.
Некоторые личностные особенности сотрудников могут выявляться также с помощью методики социометрического опроса (социометрической методики). Ее главное назначение - изучение социально-психологических явлений в коллективах. Однако автором также предусмотрено выявление и некоторых индивидуальных психологических особенностей опрашиваемых: социальной направленности, статуса личности в коллективе, уровня потребности в общении и ряда других.
Используемые в психодиагностике проективные методики требуют достаточной специальной подготовки психолога-диагноста. Это связано с высоким уровнем субъективности при оценке того или иного психического явления. Наибольшее распространение в Российской Федерации получили зарубежные проективные методики структурирования (чернильные пятна Г.Роршаха), дополнения (неоконченные предложения), катарсиса (психодрама) и др.
Как уже отмечалось, квалифицированная диагностика психических процессов и свойств личности подчиненных может выполняться только психологом организации. Однако в последнее время разрабатываются и активно внедряются в практику диагностические методики, реализуемые с помощью ЭВМ. Это расширяет доступ к ним и возможность применения другими специалистами, так как вычислительная машина самостоятельно обрабатывает и интерпретирует результаты. Это повышает возможность использования психодиагностических методик многими категориями сотрудников фирм, в том числе и для самодиагностики (самопознания).
2.6. Методика самопознания
Самопознание является одними из неотъемлемых атрибутов жизнедеятельности человека, объектом которой является он сам. Оно складывается в ходе психического развития личности, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и внесмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает, что в процессе самопознания происходит обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит свое выражение в переходе к новому типу его регуляции.
Психодиагностика рассматривает самопознание как субъективный процесс, опосредованный индивидуальными психологическими особенностями человека, в первую очередь - его самооценкой. Это накладывает существенные ограничения на достоверность получаемых результатов. Однако самопознание никогда не ограничивается констатацией того или иного уровня личностного развития. Его результаты всегда окрашены эмоциональной оценкой удовлетворения или неудовлетворения. К тому же в процессе самопознания человек стремится не только отметить некоторый факт своего развития, но и дать ему соответствующее объяснение. В качестве такого объяснения он подсознательно избирает наиболее приемлемое для себя, не позволяющее поколебать сложившуюся к этому времени самооценку. При этом срабатывает своеобразный механизм психологической самозащиты, когда человек старается оградить себя от неприятных переживаний и склоняется к благовидному толкованию своих суждений и поступков. В связи с этим проблема, которую ставит самопознание перед психологией, заключается в том, в какой функции и форме можно использовать его результаты в интересах объективной личностной самооценки.
Методика самопознания предполагает использование человеком изложенной ранее системы методов. Однако этот процесс в данном случае имеет достаточное своеобразие, заключающееся в том, что объект и субъект диагностики совпадают. С одной стороны это позволяет повысить уровень объективности оценки исследуемых психических явлений личности (исследуемый заинтересован в точности их оценки), но с другой - эмоциональное состояние самообследуемого привносит в нее достаточный элемент субъективности.
Последний недостаток самопознания с использованием общих методов диагностики (самонаблюдения, самоанализа, самооценки и др.) устраняется с помощью тестовых и опросных психодиагностических методик, реализуемых с помощью компьютерных технологий. В настоящее время с их помощью имеется возможность осуществить самодиагностику интеллекта и креативности (прогрессивные матрицы Дж.Равенна, тест креативности Е.Торранса), типологических особенностей личности (личностный опросник Г.Айзенка, 16-ти факторный личностный опросник Р.Кэттела), эмоционально-личностной дезадаптации (тест М,Люшера) и ряд других личностных свойств и качеств человека. К тому же применение ЭВМ позволяет не только устранить субъективность оценки, но также после получения ответов на тестовые и опросные вопросы практически сразу их обработать и интерпретировать.
Помимо компьютерных технологий изучения особенностей собственной личностной сферы психодиагностика также предлагает некоторые достаточно простые, весьма доступные, но не всегда надежные методики.
Глава III. Проведение исследования сферы общения у сотрудников
ОАО «БКЗ»
Данное исследование было проведено с сотрудниками ОАО «БКЗ» методом опросников «Умение слушать», тест «Коммуникабельны ли Вы?» (В.Д. Ряховский), тест «Ваш стиль общения».
Бийский котельный завод, основанный в 1942 году - ведущее предприятие в России по изготовлению паровых и водогрейных котлов средней и малой мощности, котельно-вспомогательного оборудования для промышленной и коммунальной энергетики.
Выпускаемые заводом котлы предназначены для выработки насыщенного или перегретого пара, горячей воды, используемых в системах централизованного и автономного теплоснабжения на нужды отопления, вентиляции, горячего водоснабжения поселков, жилых массивов, частных домов, общественных и производственных зданий и сооружений, а также для технологических целей на предприятиях различных отраслей.
Котельное оборудование БиКЗ позволяет решить задачу строительства мини-ТЭЦ. Установка противодавленческих турбин за котлами позволяет получать электрическую энергию, а также использовать остаточное тепло после турбины на технологию, отопление и ГВС, что увеличивает КПД мини-ТЭЦ. При этом затраты на энергоснабжение предприятия снижаются в 1,5-2 раза, позволяя окупить приобретенное котельное оборудование за 2-3 года и получить тепло- и энергонезависимость.
Качество работы Бийского котельного завода по достоинству отмечено медалями, дипломами и сертификатами специализированных выставок и конкурсов в области теплоэнергетики, коммерческого развития и промышленных технологий, проводимых на международном, общероссийском и региональном уровне, а также благодарностями и рекомендациями бизнес-партнеров.
Результаты опросников были занесены в таблицу и на основе этих результатов был сделан вывод.
Таблица 1 - Результаты опросников сотрудников ОАО «БКЗ»
N п/п
|
Ф.И.О.
|
Ваш стиль общения
|
Умение слушать
|
«Коммуникабельны ли Вы?» (В.Д. Ряховский)
|
|
|
|
|
I
|
II
|
|
|
1.
|
Брунер А.А.
|
35
|
25
|
20
|
7
|
|
2.
|
Глушков М.В.
|
37
|
37
|
26
|
12
|
|
3.
|
Исаева Е.С.
|
36
|
38
|
18
|
13
|
|
4.
|
Назаров А.А.
|
46
|
37
|
18
|
11
|
|
5.
|
Брозовская Н.Е.
|
21
|
35
|
17
|
14
|
|
6.
|
Богер Р.Б.
|
43
|
34
|
19
|
8
|
|
7.
|
Казанин А.Е.
|
31
|
31
|
19
|
8
|
|
8.
|
Макаров А.А.
|
44
|
39
|
16
|
16
|
|
9.
|
Иванова А.Н.
|
41
|
39
|
14
|
7
|
|
10.
|
Рыжук Т.П.
|
32
|
34
|
14
|
10
|
|
11.
|
Клопова Л.В.
|
45
|
30
|
11
|
16
|
|
12.
|
Анучина О.С.
|
35
|
30
|
25
|
20
|
|
13.
|
Лукянова Г.Н.
|
34
|
34
|
11
|
23
|
|
14.
|
Кузнецова О.П.
|
37
|
36
|
18
|
23
|
|
15.
|
Михалев А.А.
|
31
|
26
|
26
|
21
|
|
16.
|
Имельянова А.А.
|
38
|
37
|
9
|
19
|
|
17.
|
Свиридова С.А.
|
35
|
33
|
24
|
18
|
|
18.
|
Киреева В.А.
|
38
|
34
|
25
|
10
|
|
19.
|
Атяжкина Е.С.
|
47
|
29
|
12
|
11
|
|
20.
|
Маргун И.А.
|
32
|
36
|
24
|
11
|
|
|
По результатам опросника I «Умение слушать» был сделан следующий вывод:
С трудом слушающих своих собеседников в данной группе не выявлено.
Посредственных слушателей выявлено 12 человек.
Сотрудников, с редким качеством умением слушать и говорить в меру - 8 человек.
В результате полученных данных можно сделать общий вывод: в данной группе испытуемых было выявлено больше посредственных слушателей.
По результатам опросника II «Умение слушать» было выявлено, что идеальных слушателей в данной группе испытуемых - 4 человека.
Хороших слушателей - 3 человека.
Посредственных слушателей - 7 человека.
Плохо умеющих слушать - 4 человека.
Не умеющих слушать вообще - 1 человек.
По полученным результатам тестирования «Коммуникабельны ли Вы?» (В.Д. Ряховский) можно сделать следующее заключение, что:
Не коммуникабельных людей в данной группе испытуемых не было выявлено, так же как и людей замкнутых и не разговорчивых.
В известной степени общительных людей выявлено 5 человек.
Людей с норманой коммуникабельностью - 8 человек.
Весьма общительных людей выявлено 7 человек.
Через чур общительных - 3 человека.
Людей с коммуникабельностью болезненного характера выявлено так же небыло.
По результатам тестирования «Стиль общения» можно сделать вывод, что:
Недостаточно уверенных в собственных силах и возможностях людей выявлено - 6 человек.
Людей с достаточным «здоровым честолюбием» - 12 человек.
Излишне агрессивных и неуравновешенных людей - 3 человека.
Заключение
На основе этого исследования сделан общий вывод, а именно, в коллективе благоприятная атмосфера общения между сотрудниками.
Таким образом, изучение психологических особенностей личностной сферы любого человека предполагает опору на конкретные методологические основы, что позволяет руководителю структурного подразделения организации, фирмы получить достаточно полную информацию и результативно ее использовать в целях рационального распределения персонала, его профессионального роста и корпоративного воспитания.
В интересах изучения особенностей сотрудников используется система психолого-педагогических методов, позволяющая руководителю оценить уровень развития и содержание психологических явлений его личности. В зависимости от особенностей их применения и точности получаемой информации они условно разделены на три группы. Наиболее доступной выступает группа общих методов. Однако динамичное развитие и широкое внедрение в последние годы теоретических и прикладных разработок психодиагностики, особенно реализующих возможности современных компьютерных технологий, создает условия для широкого применения целого ряда специальных методик с достаточно высоким коэффициентом надежности.
Список использованных источников
1. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек.М-вом образования РФ/ Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. -М.: Гардарики, 2003. -475 с.
2. Основы психологии. Практикум /Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. -Ростов н/Д: Феникс, 1999. -576 с.
3. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец./ И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2002. -517 с.
4. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. -Т.5. -М.: Педагогика, 1990. -С. 15.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. -Т.2. -М.: Педагогика 1989. -С. 99.
6. Яковленко Ю.Ю., Ермаков П.Н., Смысловые образования личности как фактор профессиональной успешности, 2005.
Страницы: 1, 2
|