(Исследование расхождений в представлениях об основных составляющих профессии между студентами и педагогическим коллективном Вуза с целью оптимизации учебного процесса.)
Выполнила:
Савицкая Екатерина
Анатольевна, студентка
психологического факультета
V года обучения
Научный руководитель:
Елизаров Андрей Николаевич,
кандидат психологических наук
Москва 2002
Содержание.
Введение…………………………
Глава 1. Исследование представлений о профессии в современной психологии…………………………….
1.1 Представления людей о тех или иных объектах социальной или духовной культуры как предмет исследования в современной психологии…………….
1.2 Образ будущей профессии у студентов вуза…………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование расхождений в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и их преподавателями в Вузе………………………….
2.1 Программа исследования……………………..
2.2 Результаты исследования и их анализ методами математической статистики………
2.3 Обсуждение результатов………………
Выводы…………
Рекомендации…………………..
Заключение
Литература………………………..
Приложения…………………
Введение.
Актуальность работы: Данная тема является актуальной в связи с появлением новых специальностей, таких как менеджер по кадрам, по персоналу, по рекламе, специалист по переговорным технологиям и т.д. Возникновение этих специальностей продиктовано современными условиями развития рыночных отношений, высокой их востребованностью в практической деятельности. Данные специальности подразумевают высокий уровень подготовки специалистов не только в области практики, но и в области теории. Рассогласование представлений относительно конечного результата обучения у преподавателей и студентов может вести к некачественной подготовке специалиста, низкой мотивации обучения у студентов и скепсису у преподавателей относительно конечного результата их труда. В нашей дипломной работе мы постарались определить основные теоретические компоненты, составляющие представление о профессии, и выявить существующие мнения у преподавателей и студентов по данному вопросу. Мы исследовали различия взглядов преподавателей и студентов на профессию, составив на основе полученных данных рекомендации для оптимизации педагогического процесса.
Цель исследования: выявить и проанализировать возможные расхождения в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и педагогическим составом факультета психологии для оптимизации педагогического процесса.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу об исследовании представлений в современной психологии, выделить и описать основные методы исследования представлений в современной психологии, раскрыть основные интерпретации этого гипотетического конструкта.
Проанализировать литературу относительно сущности и методов исследования представлений о профессии.
Выдвинуть и проверить гипотезы относительно возможных различий в представлениях о профессии между преподавателями и студентами.
Разработать программу по оптимизации деятельности педагогического коллектива ВУЗа исходя из полученных данных.
Объект исследования: 60 студентов 4 и 5 курсов, обучающиеся по специальности психология менеджмента на факультете психологии МГОПУ им. М. А. Шолохова и 6 преподавателей, читающих дисциплины-специализации по специальности психология управления.
Предмет исследования: представления студентов и преподавателей факультета психологии об основных составляющих профессии психолога-менеджера.
Основная гипотеза: представления о профессии психолога-менеджера у студентов и их преподавателей существенно различаются.
Методический инструментарий: для исследования компонентов представлений о профессии у студентов и преподавателей применительно к выдвинутой выше гипотезе была разработана специальная анкета. Вопросы анкеты были созданы на основе выводов относительно структуры представлений о профессии, полученных в результате теоретического анализа (см.табл.), анализа профессиограммы менеджера, общей характеристики специальности «психология» и требований к уровню подготовки специалиста. При составлении окончательного варианта анкеты мы также использовали данные, полученные в процессе пилотажа начальных вариантов методики - наиболее частые варианты ответов на открыто поставленный вопрос вводились в оценочную шкалу. Ознакомится с вариантом анкеты для студентов можно в приложении 1, с вариантом анкеты для преподавателей - в приложении 2.
В ходе нашей работы использовались методы математической статистики: в ходе пилотажного исследования для составления оценочных шкал анкеты мы использовали метод контент-анализа. А при обработке конечных результатов исследования применялись t - критерий Стьюдента и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Где кратко изложенные результаты?! Где во введении раздел «Результаты исследования»? Это должно быть на данном месте.
Глава 1. Исследование представлений о профессии в современной психологии.
1.1 Представления людей о тех или иных объектах социальной или духовной культуры как предмет исследования в современной психологии.
Теория социальных представлений обязана своим возникновением французскому социальному психологу Сержу Московиси. В своей работе Московиси показал новую возможность исследования социальных ментальных образований. Его призыв к социальным психологам обратить внимание на новый подход в исследовании нашел отклик, и на сегодняшний день концепция социальных представлений обладает богатым теоретическим и экспериментальным материалом.
Обращаясь к истории возникновения данной концепции, С. Московиси отмечает, что у истоков этой теории находятся не только работы Э. Дюркгейма, содержащие описания понятия коллективного представления, но и труды М. Вебера, Г. Зиммеля, Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже, З. Фрейда (14, с.10).
Социальные представления опосредуют не только деятельность наивного субъекта, являющегося человеком с улицы. К знанию здравого смысла, опосредующему оценку хорошо знакомых лиц, обращались и научные исследователи. Например, Кеттел и Айзенк, чтобы выявить основы даваемой себе или другому оценки и сконструировать опросник. Таким образом, « социальные представления лежат в основе как «психологики», используемой человеком с улицы, так и «научной» логики анализа личности, используемой профессионалами».(51, с.9)
Обращаясь к вопросу об определении понятия «представление», следует отметить, что основоположник концепции С. Московиси не считает отсутствие четкой формулировки большим недостатком, напротив, ему принадлежит высказывание о том, что «…не надо стремиться к совершенству естественных наук в определении понятий…» (51, с.10). Но было бы ошибкой сказать, что нет никаких определений социального представления. Например, С. Московиси применяет следующую дефиницию: « Под социальным представлением мы понимаем совокупность понятий, выражений и объяснений, порождаемых повседневной жизнью… можно даже расценить их как современные версии здравого смысла» (там же). Жан-Клод Абрик в определении социального представления вводит указание его содержания и детерминант: «… представление - это организованная совокупность мнений, установок, верований и информации, относящихся к объекту или ситуации. Оно детерминировано одновременно самим субъектом (его историей, жизнью), социальной и идеологической системой, в которую он включен, и природой связей субъекта с социальной системой» (там же). Дениз Жоделе, определяя социальные представления, обращается к его характеристикам: « Социальные представления являются модальностями практического познания, направленного на понимание и осмысление социального, материального и идеального (духовного окружения). Как таковые, они обладают специфическими характеристиками в области организации содержания, умственных операций и логики» (14, с.25). Таким образом, можно видеть, что разными авторами даются разные описания понятия социального представления.
Для того чтобы нагляднее раскрыть положения концепции социальных представлений, обратимся к описанию ее функциональной стороны. С. Московиси изначально назвал три функции, выполняемые социальными представлениями. Первая - функция инструментального познания. Будучи по своей природе более трансформационными, чем информационными, представления выполняют перевод описания в объяснение.
Вторая функция социальных представлений - адаптационная. Назначение этой функции социальных представлений состоит в том, чтобы «адаптировать социальные факты, явления политического, научного плана к уже сформировавшимся, уже существующим взглядам, мнениям, оценкам.» (14, с.44).
Третья функция социальных представлений - функция регуляции поведения. Ее содержание можно раскрыть на примере взаимодействия двух человек. В ряде исследований было показано влияние на поведение представления о партнере, представления о задаче, представления о ситуации, представления об адресате. Дуаз подчеркивал важность функции регуляции поведения социальным представлением, включив ее в определение: « Представления являются схемами, внутренними принципами организации социальных групп, направляющими их развитие и поведение в соответствии со специфическими позициями, занимаемыми группами в данном обществе по отношению к друг другу» (14, с.12).
Согласно рабочей модели, предложенной Московиси, важнейших эмпирических структурных измерений социальных представлений три: информация, поле представления и установка.
Информация понимается как сумма знаний об объекте представления, понимаемых как степень осведомленности об объекте социального представления. Определенный уровень информированности - необходимое условие формирования представления.
Поле представления - это оригинальное понятие концепции, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны. Поле представления существует там, где представлено «иерархизованное единство элементов», более или менее выраженное богатство содержания, наличествуют образные и смысловые свойства представлений (42, с.16). Содержание поля представлений является характерным для определенных социальных групп. Для операционализации понятия поля представлений Московиси предлагает модель фигуративного ядра (схемы) представлений.
Установка в концепции Московиси в соответствии с общепринятым употреблением термина выражает общее (позитивное или негативное) отношение субъекта к объекту представления. В процессе разработки понятия социального представления установка заняла место одного из измерений представлений, отражающего готовность субъекта представления высказать то или иное суждение. В отличие от первых двух измерений, установка может существовать, и, как правило, существует при недостаточной информированности и нечеткости поля представления.
Д. Жоделе выделил шесть подходов в современных исследованиях социальных представлений.
Первый, при котором в центре внимания находится чисто когнитивная деятельность субъекта по построению представления, и исследуются два измерения: контекстуальное (влияние ситуации) и групповая идентификация.
Второй занимается процессом образования смысла, который вкладывается субъектом в представление, и заимствуется им из культуры.
Третий изучает представления как форму дискурса, элемент коммуникации, общения.
Четвертый занят влиянием практического опыта субъекта на формирование представления: его социального положения, институциональных норм.
Пятый изучает взаимодействие социальных групп и межгрупповых отношений, динамику изменения представлений в межгрупповых отношениях.
Шестой, наиболее близкий к социологии, рассматривает социальные представления как продукт господствующей идеологии (54, с.142-167).
Общая методологическая и социально-философская переориентировка западноевропейской психологической науки, которая привела к возникновению концепции социальных представлений, сказалась также на выборе и оценке методов исследования.
По канонам традиционной «идеологии применения» и гипотетико-дедуктивного подхода прикладное социально-психологическое исследование всегда опиралось на гипотезу, проверенную в лабораторном номологическом эксперименте. Остальные средства проверки гипотез рассматривались при этом как второстепенные по причине их недостаточной научной корректности.
В Западной Европе эти представления были подвергнуты решительному пересмотру, который шел по двум взаимосвязанным линиям - снижению ригоризма (жесткости) методов и их феноменологизации (54, с.327). Результатом этих тенденций явилось повышение роли наблюдения, новый подход к функциям лабораторного эксперимента, обращение к опыту повседневной жизни. В целом, методический инструментарий, используемый сторонниками концепции социальных представлений, характеризуется широким использованием феноменологических методов.
Содержание представлений, изучавшихся в рамках концепции социальных представлений, было разнообразным: их объектом выступали научные теории и культура в целом, болезнь и здоровье, женщина и ребенок, детство, задача и партнер во внутригрупповом взаимодействии и т.д. По мнению Ж.Абрика, перспективы концепции широки и составляют несколько линий: теоретические исследования роли социальных представлений в групповой активности, изучение социальных представлений об отдельных социальных объектах, выявление значения представлений в трудовой деятельности.
На сегодняшний день концепция социальных представлений обладает богатым теоретическим и экспериментальным материалом, в основном сводящимся к изучению представлений об отдельных объектах. Так, по мнению А.И. Донцова и Т.П. Емельяновой, концепция социальных представлений «…хотя и претендует порой на глобальные обобщения, в сущности представляет собой конкретные объяснительные модели, отражающие определенный подход к явлению или их классу» (14, с.10).
В нашей стране исследования в рамках концепции социальных представлений проводились в гораздо меньшей степени, однако отечественные психологи значительное внимание уделяли такому интегративному понятию как «представление мира» или «образ мира».
Термин «образ мира» появился в отечественной психологии благодаря А.Н. Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятия в психологической науке должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образ реальности. Психология образа (восприятия) он рассматривает в качестве знания о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира - мира, в котором они живут и действуют (12). Этот подход получил свою конкретизацию и развитие в работах С.Д. Смрнова (46), посвященных проблеме активности психического отражения. Он отмечает, категория образа является центральной категорией психологии познавательных процессов. Целостный образ мира выступает в качестве интегрального конструкта познавательной сферы личности.
Образ мира в принципе амодален в том смысле, что в него входят и сверхчувственные компонен-ты, такие, как значение и смысл (47, с.151).
Ядерные структуры образа мира амодальны в том смыс-ле, что они безразличны по отношению к модальности своего поверхностного оформления. Они могут находить свое вопло-щение в любой конкретной сфере психической действитель-ности (36, с.18).
Представление (образ) мира (а не представление о мире) (не является... рациональной конструкцией, но отражает практическую вовлеченность человека в мир и связано с реальными условиями его общественной и индивидуальной жизни (там же, с.15).
Поскольку представление мира есть опорное условие психической жизни, которое обычно не рефлексируется субъ-ектом, то обнаружение, открытие его для себя происходит преимущественно в форме специфических внутренних пере-живаний, чувств. Это, в частности, чувство внутренней опре-деленности, самоочевидности чего-либо (в том числе самого себя), которое и является подчас единственной опорой воз-можности указания на его существованием (22, с.25).
Образ (как явление психики) и понятие образа (как сос-тавляющая мира теории) удостоились внимания многих фи-лософов и психологов.
Этому вопросу посвящены работы А.А. Гостева, 1992 (10); В.П. Зинченко, 1983 (19); А.Н. Леонтьева, 1975 (30); А.И. Миракяна, 1992 (33); В.В. Пету-хова, 1984 (36); С.Д. Смирнова, 1981, 1985 (45,47); и др.. В общем виде воздано должное и психическому образу в профессионально-трудовой деятельности (Завалова, Ломов, Пономаренко, 1986 (16); Конопкин, 1980 (28); Ошанин, 1973 (34); Шадриков, 1982 (52)), некоторое пред-ставление об образе-регуляторе деятельности в связи с ос-новными разновидностями результатов труда дано в работах Е.А. Климова (22). Есть интересные эксперимен-тальные разработки специальных вопросов, выполненные на материале определенных видов труда: прежде всего труда операторов технологических установок, пилотов, штурманов (кроме уже указанных выше работ--Зальцман, 1973; По-номаренко, Алешин, Ворона, 1986 (37); Стрелков, Сизов, 1985 (49); и др.). В частности, в упомянутых выше работах Заваловой с соавторами и Пономаренко с соавторами рассматриваются условия возникновения у человека, пилотирующего летательный аппа-рат, феномена сложного мира в связи с так называемым интермодальным перцептивным конфликтом.
Немалый и психологически ценный материал об образах, регулирующих деятельность людей, занятых разными видами операторского труда, закодирован под термином «концеп-туальная модель» в работах по инже-нерной психологии, эргономике (30, 47, 52).
Следует отметить, что обоснованные утверждения о про-фессиональной специфике отображения в сознании сущест-венных, реальностей (включая прежде всего предметную об-ласть труда) часто и подчас неожиданно встречаются в са-мых разных исследованиях. Например, в работе В. Н. Дружинина о диагностике способностей (15).
Субъективное своеобразие видения разными профконсультантами такого сложного объекта, как множество про-фессий, отмечено в работе В. В. Гусейновой и И. Н. Овсян-никовой (11).
Вопросы восприятия и понимания человека человеком в зависимости от профессиональной принадлежности рассмот-рены в специальной главе книги А. А. Бодалева по пробле-мам социальной перцепции (6).
Систематическому экспериментальному изучению особен-ностей познания человека человеком в зависимости от про-фессиональной принадлежности (изучались формирующиеся профессионалы -- студенты университета) посвящена работа О. Г. Кукосяна (29).
Хороший обзор находок последних лет в области «профессиональной составляющей образа ми-ра» дан в работе Е. Ю. Артемьевой и Ю. К. Стрелкова (3, 48).
Е. А. Климов сосредоточил свое внимание на идее профессиональной относительности образа мира, которая рассматривается им в качестве частного выражения идеи групповой и индивидуальной относительности отображения объектной и субъектной реальности разными людьми.
Он считает, что образов мира столько же, сколько людей, и одним из факторов типизации этих образов, их большого или мень-шего сходства у разных людей как субъектов труда является как раз профессионально-трудовая деятельность (именно владение деятельностью обусловливает и принадлежность к профессиональной общности с характерном для нее модусом жизни, и возможность занимать определенные трудовые пос-ты -- места в мире людей, возможность обретать все более высокую квалификацию, что, полагаем, должно приводить к специализации и индивидуализации образа мира у каждого профессионала) (27).
Одним словом, мы будем исходить из того, что «труд по определению всегда есть деятельность, в ходе которой про-изводится нечто, составляющее предмет потребления в об-ществе (о психологических признаках труда подробнее см.: 26 с. 61--68), то есть труд в принципе произво-дителен, в противном случае мы просто принимаем за труд какую-то иную активность человека, хотя бы и находящегося на штатном рабочем месте» (27 с.35).
Сложность изучения образа мира по мнению Климова, что «в мире профессий в качестве очень важного выступает как раз не общее, не то, что сходно у разных людей (скажем, уровень общеобразовательной или общетехнической, или общепро-фессиональной подготовки), а именно особенное и уникаль-ное (единичное)» ( там же). Поэтому обращаясь к вопросу метода, Климов признает, что текст описания профессии, повест-вующий даже, казалось бы, не собственно о профессионале, а об области приложения его сил, предметах, средствах и ус-ловиях трудовой деятельности, может служить материалом хотя бы для ориентировочных суждений о том как представ-лен мир в образах субъекта соответствующей деятельности. Условившись о выделении некоторых смысловых единиц та-кого рода текстов, можно подсчитать частоты встречаемости тех или иных из них, рассматривая это как показатель представленности в сознании профессионала соответствующих образов, идей.
Вот почему в качестве первого и простейшего метода по-лучения сведений об образе мира в разнотипных профессиях Климов прибегает к анализу профессиограмм как докумен-тов, в которых в конкретно-культурной форме зафиксирова-ны, объективированы свойства субъекта деятельности и об-ласти приложения его сил. Поскольку авторы профессио-грамм, рассматриваемых как исходный, уже «собран-ный» материал, во-первых, знают, о чем пишут (они экспер-ты в области изучения и описания профессий), и, во-вторых, не знают (не могли знать, когда писали тексты), с какой целью мы используем эти профессиограммы, то можно, до-пустить, что в нашем случае соблюдаются два полезных ме-тодических принципа:
· принцип незнания «собирателем материала» общего за-мысла и гипотез исследования;
· принцип использования экспертных оценок, или сужде-ний компетентных судей. Этим вторым пунктом работа Климова несколько отличается от применения метода, который иногда называют «контент-анализом», который применяется в социальной психологии (27).
Климов считает, что обращение к профессиограммам адресованным широкому читателю, есть не «измена» научному профессиоведению, а скорее методичес-кая уловка, которая, как он надеется, поможет лучше почувст-вовать и заметить особенности и перспективы совершенство-вания собственно научного психологического языка описания субъекта деятельности (там же).
Образ мира, «представление мира» это -- «опорное условие психической жизни» оно «обычно не рефлексируется субъектом» (36, с.16) и связано с чувством «внутренней определенности, самоочевидности чего-либо (в том числе и самого себя), которое и является подчас единственной опорой возможности указания на его существование» (там же). Поэтому о том, что называют «об-разом мира», нельзя выспросить человека, а нужно рекон-струировать этот образ по косвенным источникам, в частнос-ти по высказываниям профессионала о каких-то дельных, с его точки зрения вещах, объектах.
Климов предлагает следующую методику анализа профессиограмм:
1. Выделить в тексте все утверждения (смысловые едини-цы, слова), так или иначе характеризующие: а) субъекта деятельности и б) то окружение (предметный и социальный «фон» -- «мир», «универсум»), на котором субъект профес-сионального труда подается читателю.
2. Упорядочить выделенные смысловые единицы по суще-ственным признакам. В результате сложится некоторая «ка-тегориальная сетка», в соответствии с которой будет про-текать дальнейший анализ. В ходе работы эта сетка может совершенствоваться, пока не сложится ее вариант, удовлет-воряющий исследователя (27).
Также говоря о программе рассмотрения образа мира про-фессионала Климов полагает полезными следующие ее пунк-ты, но «не следует думать, что предлагается некий опросник: нет, узнавать о содержании сознания лучше всего по косвенным показателям -- продуктам деятельности, свободным выборам, инициативным -- без внешнего стимула -- высказываниям, поступкам, генерируемым конфликтам, досуговой активности, кругу чтения и т. п.» (27).
1) Что выступает в сознании в качестве важных, фактичес-ки волнующих событий:
в своей жизни (биографии), в семейном, домашнем кругу,
в жизни своей контактной группы на работе,
в жизни своего широкого (незримого) профессионального
сообщества,
в жизни своего народа, страны, человечества.
2) Что выступает в сознании в качестве важных, фактичес-ки волнующих событий:
в существовании природы на Земле,
в существовании нашей планеты, ее природных регионов,
в существовании околоземного пространства и мироздания.
3) Как расставлены в сознании приоритеты перечисленных выше групп событий (главное, второстепенное, третьестепен-ное).
4) Каким бы хотелось видеть мир (как универсум), вклю-чая перечисленные только что в 1-м и 2-м пунктах группы со-бытий и их ценностный порядок (в соответствии с пунктом 3).
Тип «человек -- человек», к которому и относится профессия психолога-менеджера, описывается в исследовании Климова следующим образом (27):
Мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны наполненности окружающего разны-ми, разнообразными, разномыслящими и разнокачественны-ми и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время «космическая», «природно-планетная» составляющая образа мира практически не находит заметного отображения в рассмотренных текстах, по-видимому, по принципу «все мы знаем, что это такое». Это какой-то далекий смутный фон.
Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, которые характеризуют умо-настроение, поведение людей, образ их жизни и формы актив-ности, а также способы привнесения порядка, упорядоченнос-ти в сложную жизнь человека и общества.
Цивилизация, культура, история человечества -- это преж-де всего народы, страны, государства, языки, культурные цен-ности разных народов.
Международные отношения -- это прежде всего деловые -- политические, торгово-экономические, общекультурные -- взаимодействия между хорошо различаемыми социальными системами.
Условия существования и развития человека -- это памят-ники культуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников специально организованного празднества, удовлетворение ду-ховных запросов населения, общественный порядок. Осталь-ное -- некий само собой разумеющийся и кем-то обеспечивае-мый фон.
Деятельность человечества, людей -- это прежде всего приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведе-ние товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализиро-ваны при этом представления о разновидностях людей (и де-ти, и взрослые, и обезличенные «лица», и индивидуально от-личаемые люди).
Чтобы дать более полное представление о харак-тере тех дискретных определенностей, системных целостноетей -- «гештальтов», или «квантов» (нет единого устоявшего-ся термина), в которые сознание профессионалов как бы от-формовывает непрерывный и по необходимости хаотический поток жизненных впечатлений из внешнего мира, Климов приводит краткие иллюстративные перечни этих определенностей:
Внешние проявления работы -- это свое поведение; свои поступки; своя речь, мероприятия (операциональная сторона весьма сложной деятельности часто не раскрывается, а обоз-начается общими понятиями -- «обеспечивает», «пресекает» и пр ).
Субъектное: свои эмоции; свое настроение; дурное распо-ложение духа (всем этим надо уметь владеть, уметь властво-вать собой); духовный мир; внимание; совесть и т. п.
Нормативное -- это закон, требования морали, правила дорожного движения и т. п.
Люди: это и подопечные, и нетрезвые водители, и прооперированные больные, и просто «лица» и пр.
Обстоятельства работы -- это психологический климат, си-туации нервно-психического напряжения, необходимость быст-ро переключаться с одного вида деятельности на другой, ра-бота в вечерние часы и выходные дни.
Представители профессий этого типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать не-которую упорядоченность общественным процессам сообраз-но поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных).
Исполнительно-двигательная сторона труда имеет в про-фессиях этого типа следующие особенности: это прежде всего речевые действия (говорение тоже не обходится без речедвигательных навыков: говорить профессионально надо также учиться. Далее, это выразительные движения (мимика, пантомимика) и выразительные свойства внешности и даже одежды
Особенности познавательной деятельности представителей профессий этого типа во многом определяются сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рас-смотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления.
Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений на первом месте требования не только к письмен-ной, но и к устной речи -- ее четкости, раздельности, удобно-му для слушателя темпу, связности и, конечно, ясности, по-нятности содержания высказываний, реплик.
Самое главное в области познавательных процессов пред-ставителей этого типа профессий, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характе-ра человека, к его поведению, умение или способность мыслен-но представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам.
И еще важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда мо-жет стать все лучше и лучше.
Требуется и очень важна способность сопереживать друго-му человеку (сострадать и сорадоваться). Важная особен-ность эмоционального склада личности сводится к способнос-ти заново, вновь и вновь переживать те события, о которых не в первый уж раз ведется речь, и передавать слушателям свое отношение к ним.
Важны наблюдательность именно по отношению к поведе-нию, проявлениям душевной деятельности человека, отзывчи-вость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь другому существу, искренняя и деятельная обеспоко-енность судьбами людей (учеников, пациентов, подопечных разного рода), терпение к снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнего облика, об-раза мыслей.
Профессии данного типа неизбежно требуют творческого склада ума, способности ясно представлять, моде-лировать варианты возможных последствий действий людей, возможных исходов их конфликтов, противостояний или, на-оборот, объединений.
Особенности саморегуляции представителей рассматривае-мого типа профессий таковы. Требуется постоянное совершен-ствование своих знаний и навыков, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессами социального движения, разви-тия, заставлять себя быть в курсе текущих общественных со-бытий. В противном случае рушится взаимопонимание с окру-жающими. Требуется огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуется умение строго сообразовывать свое поведение, обращенное к другим людям, с моральными и юридическими нормами, а это отнюдь не всегда просто. Вмес-те с тем в отношении самого себя часто невозможно строго подразделить время на рабочее и нерабочее.
Противопоказаниями к выбору профессий данного типа яв-ляются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физи-ческие недостатки, как это ни печально, нерасторопность, из-лишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку -- интереса «просто так».
Приведенные ниже пять обобщенных характеристик следует рассматривать как самое ориентировочное, «контур-ное» приближение к интересующей нас действительности. Задача профессиоведения на будущее состоит не в том, чтобы их «шлифовать» и пр., а в том, чтобы строить множество более конкретных характеристик определенных профессий и профессионалов, которые никогда не могут во всем согласо-вываться с типовыми представлениями. Для информационного обеспечения практики профессионального самоопределе-ния и руководства развитием человека как субъекта профес-сиональной деятельности нужна не только «контурная карта мира профессий», но и некая постоянно совершенствуемая, обновляемая энциклопедия или «база данных» вполне кон-кретных описаний профессий, специальностей, занятий и со-ответствующих нормативных, идеальных вариантов типов профес-сионалов.
Выше была приведена очень обобщенная, типовая характеристика субъекта деятельности в разнотип-ных профессиях. Но типовое, как отмечалось, не во всем сов-падает с отдельным конкретным случаем, а в какой-то части ему может и противоречить. Вот почему, по замечанию Климова, «совершенно необхо-димо учиться и уметь провести специальное изучение частно-го случая -- профессионала или профессии, которые нас в данный момент могут интересовать. Для этого нужна, прежде всего, некоторая схема-программа (перечень вопросов, кото-рые полезно не упустить при рассмотрении частного казуса)» (23, с.179).
Вывод.
Во французской школе возникла и развивалась концепция социальных представлений, структура которых представлена тремя измерениями: информацией, полем представления и установкой.
В отечественной психологии разрабатывалось понятие образ мира, введенное А.Н. Леонтьевым. Образ мира представляет собой целостную, многомерную систему представлений о мире, о других людях, о себе, о своей деятельности и т.д. Е.А. Климов выдвигает идею, что в основе типизации образов мира может лежать профессиональная деятельность. Исходя из этого, он предлагает обобщенные характеристики разнотипных профессионалов и говорит о необходимости изучения частных представлений различных групп профессионалов.
1.2 Образ будущей профессии у студентов вуза.
Обучение должно не просто формировать высококачественные профессиональные знания и умения, но и обеспечивать осознанное выделение реальной связи характеристик профессиональной деятельности с параметрами общественной и личностной значимости. Многие исследователи едины в утверждении, что обучение в вузе должно иметь целостный характер, но реальный учебный процесс является зачастую корпускулярным, когда изучение различных дисциплин не связано друг с другом, содержание теоретических и практических курсов разорвано, разнесено в изучении и по времени и по внутреннему наполнению, которое представлено студентам как изолированное, не взаимосвязанное. Цели обучения не отражают в полной мере социальные функции будущей практической деятельности и в результате образуются понятия теоретического характера, которые в столкновении с действительными материальными условиями не могут ориентировать специалиста (18).
H.Н. Нечаев и другие (2, 34) рассматривают профессиональное сознание как структуру, интегрирующую различное профессиональное содержание: но это образование имеет внеситуативный характер очень широкой степени обобщения и в его рассмотрении теряется конкретное профессиональное содержание. Необходимость формирования профессионального сознания - факт, очевидный для представителей рассмотренных концепций. Но данной констатацией и ограничивается разработка этой проблемы. З.А.Решетова и В.Д.Шадриков в своих исследованиях (40; 52) подчеркивают, что неотъемлемой составляющей становления профессионала является развитие представлений о конкретных компонентах профессиональной деятельности. Но, даже будучи исчерпывающими, они остаются знаниями об отдельных частных фрагментах профессиональной деятельности и не могут служить обобщенной характеристикой процесса профессионализации. Такой характеристикой являются структуры профессионального сознания, отражающего профессиональную деятельность в целом, интегрированно и системно.
Л.М. Митина говоря о выборе профессии, отмечает, что «важным является и то, что образ профессии, как когнитивное и эмоциональное образование, в определенной мере меняет сис-тему общих ориентиров в общественном и индивидуальном со-знании людей.»(38, с.3). Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их професси-ональной «биографией», их определенными профессиональными ценностями (иногда это был собирательный образ, но он обладал той конкретностью, которая способствовала процессу идентифи-кации). Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «иде-альный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни» (американский, европейский, «новых русских» и др.) Неопределенность ценностных представлений о самой профес-сии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни (там же).
Зиброва С.В. исследует образ профессии как внутреннее образование, которое имеет характер обобщенности и отражает становление профессионального сознания как субъектного, личностного процесса с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности -- с другой стороны.