бесплатные рефераты

Психологическая готовность к материнству

Дети - отражение и продолжение родителей. Отражение - потому то вбирают в себя то, что взрослые им дают. Продолжение, потому что они изменяют, развивают, используют в своей жизни полученное от родителей. Если мать ощущает себя как нечто неизменное, не подлежащее совершенствованию, если родители не представляют, что такое работа над собой, не имеют внутреннего опыта такой работы, - это отражается на их отношении к ребёнку. Если мать рассматривает свои собственные изменения под углом приобретения новых знаний, «внешних» умений, она будет замечать это и в ребёнке. Если родители свои изменения рассматривают ещё с точки зрения развития внутренних качеств, воспитания в себе, например, большей терпимости, большей последовательности и целенаправленности, большей доброжелательности и т.д., то отношение к развитию ребёнка будет более полным. Чем лучше мать умеет воспитывать себя, тем лучше она понимает что значит - воспитывать ребёнка (И.Фридман).

Буленкова Н., рассуждая о личностных качествах матери, приводит слова великого Конфуция: «Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинцию, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы, начни с городов. Если ты хочешь изменить город, начни с улиц. Если ты хочешь изменить улицу, начни с домов. Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя». Это высказывание говорит о том, что развитие ребёнка определяют личностные качества матери; дети и осознанно и неосознанно перенимают у взрослых их поведение, привычки, манеры, черты характера, причём, как положительные, так и отрицательные. Личностные качества матери имеют огромное значение при воспитании ребёнка, так как обязательно отразятся в нём. Поэтому каждая будущая мама должна задуматься над тем, какого человека она хочет воспитать из своего малыша и прежде чем начать воспитывать ребёнка, воспитать себя.

Неотъемлемой частью психологической готовности к материнству является осознание ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию. Хорват Ф. считает, что ответственность - это результат чувства любви. Ответственность основывается на любви, развивается из этого чувства и появляется благодаря материнской любви. Материнская любовь неразрывно связана с чувством ответственности за судьбу своих детей. Мать в силу своей любви к ним несёт ответственность за детей в первую очередь перед собой. Однако осознавать ответственность можно лишь при более или менее ясном представлении о поставленных целях, при ясном понимании мотивов, при определённом и обязательном осознании смысла своей деятельности, своих намерений и усилий. Женщина полностью несёт ответственность за своё желание стать матерью. Она решает проблему серьёзного и ответственного выбора, определяющего всю её дальнейшую жизнь.

Ответственность за ребёнка - элемент осознанного материнства. Осознанное материнство - это, прежде всего отказ от стихийного наступления материнства. Осознание материнства, помимо желания иметь детей, заключается ещё в осмыслении, в положительном отношении к тем новым обязанностям, к той новой жизни, в которую вступает женщина, когда она решает стать матерью. Большое значение имеют те мотивы, которыми женщина руководствовалась при решении вопроса о рождении ребёнка, какие действительные побуждения приводят её к желанию стать матерью. О действительно ответственном отношении к материнству можно говорить тогда, когда будущая мать полностью осознаёт его смысл с общественной и личной точки зрения, когда она понимает реальные проблемы, связанные с материнством, сознательно берёт на себя их решение, правильно готовит себя к их реализации (Хорват Ф.).

Правильная подготовка себя к выполнению родительской роли включает позитивное видение материнства - это не взгляд на материнство сквозь «розовые очки», а это новые возможности для мобилизации своего потенциала.

Е.В.Матвеева полагает, что перечисленные выше составляющие могут отражать уровень готовности женщины к материнству и служить основанием для прогноза качества материнской позиции и последующего материнского поведения.

1.3. Психофизиологическая готовность женщин к материнству.

На уровень психологической готовности к материнству влияют различные факторы, в том числе степень психофизиологической зрелости. Большое значение играет возраст женщины, так как для женщин различных возрастных групп характерны физиологические и психологические особенности, влияющие на готовность к материнству.

Учёные утверждают, что возраст от 16 до 18 лет не является благоприятным для рождения ребёнка ни в физиологическом, ни в психологическом плане.

Так, Э.Фенвик - автор «Настольной книги для родителей» утверждает, что женщина моложе 18 лет рискует родить мёртвого или недоношенного ребёнка.

Современной наукой установлено, что, несмотря на акселерацию - ускорение темпа индивидуального развития, - физическая, интеллектуальная и социальная зрелость, необходимая для рождения и воспитания ребёнка, в 16 - 18 лет, увы, не наступает. Первого ребёнка женщина должна родить в возрасте 19 - 28 лет (Чимаров В.М.).

Кашапова С.О., исследуя психоэмоциональные и личностные особенности у девушек в возрасте от 16 до 18 лет, ожидающих рождение ребёнка, делает вывод о том, что для беременных этого возраста характерны неадекватная самооценка, внутренняя конфликтность, инфантилизм. При сравнении полученных результатов с данными становления материнской сферы у женщин оптимального детородного возраста, автор отмечает искажённое формирование материнской сферы девушек, не достигших 19 лет, которые ожидают рождение ребёнка.

« У девушек 18 лет ещё не завершено развитие организма» - пишет Анна де Кервасдуэ. В частности автор отмечает, что незрелость костей таза является причиной преждевременных родов, врождённых уродств. Большое значение в этом возрасте имеют проблемы морально-социального порядка. Это и проблемы в семье (например, реакция родителей), и проблемы с учёбой, которую молодой маме придётся прервать или вовсе бросить. Как следствие, уменьшаются шансы найти работу и занять достойное положение в обществе. Это и проблемы личного характера. Девочка чувствует всеобщее осуждение, у неё понижается самооценка, она отдаляется от окружающих, усиливается чувство одиночества, ненужности. Возникают и проблемы в отношении с ребёнком. Автор утверждает, что девочки 16 - 18 лет ощущают внутреннюю растерянность, а пережитые трудности могут стать причиной жестокого отношения к ребёнку.

Таким образом, девушка в возрасте 16 - 18 лет не готова стать матерью. Такая ранняя беременность не желательна не только ввиду медицинского риска для матери и ребёнка, но и из-за морально-социального климата, отнюдь не благоприятного для дальнейшего развития молодой мамы и её малыша.

У женщин в возрасте 19 -21 года организм вполне сформирован для рождения ребёнка, но для этого возраста характерно то, что большинство девушек заняты учёбой, что является главным мотивом ограничения рождаемости в этом возрасте (Бойко В.В.). Первостепенное значение имеет образование, овладение специальностью, чтобы в дальнейшем иметь достойную работу.

Долбик-Воробей Т.А. в ходе проведённых исследований выявила, что для студенческой молодёжи характерна семейная дезорганизация, что ведёт к ослаблению чувства семейного долга, семейных традиций. В связи с этим важной проблемой становится рождаемость в молодых семьях. Студенческие семьи, имеющие детей, сталкиваются с самыми большими трудностями, например, - совмещение учёбы с решением проблем устройства быта семьи и воспитания детей. Подтверждением этому являются письма читательниц журнала «Счастливые родители».

Таким образом, период с 19 до 21 года также не достаточно благоприятен для рождения ребёнка в том плане, что для женщины на данном этапе главной целью является получение образования, а не рождение малыша.

В возрасте от 21 года до23 лет обучение в основном заканчивается, женщина задумывается о своём будущем. А именно о замужестве, семье, ребёнке, а также работе. Последнее имеет немаловажное значение. Работа должна быть интересной, с достойной зарплатой. Кроме того, женщины считают, что необходимо какое-то время, чтобы обосноваться на новом рабочем месте, достичь определённого постоянства в профессиональной деятельности. Всё это необходимо для того, чтобы «построить основу» (бытовая обустроенность, хорошая зарплата, материальное благополучие) для планируемой семейной жизни и, в частности, для рождения ребёнка.

В.С. Корсако указывает, что молодые супруги, которым от 20 до 22 лет находятся в самом расцвете физической формы. Сейчас им всё по силам, у них достаточно энергии, чтобы вырастить здорового ребёнка, беременность и роды проходят без особых осложнений. Но большинство пар в этом возрасте ещё не решили свои материальные и жилищные проблемы. Кроме того, желание сделать карьеру, реализовать свои возможности может помешать выполнить свои и родительские и супружеские обязанности.

Женщина 24-26 лет в основном определяется в профессиональном плане. Также происходит осознание того, что цели относительно учёбы, работы достигнуты и поэтому необходимо «переходить» к постановке и достижению следующих, а именно, к созданию семьи и рождению ребёнка. Корсако В.С. считает, что самый лучший возраст у женщин для рождения первенца 24-27 лет.

Учёные-медики также считают этот возраст наиболее благоприятным для рождения ребёнка. У женщин, старше 29, лет выше частота рождения детей с недостаточной массой тела и недоношенных. Смертность на первой неделе у таких детей в 20 раз выше, выше и вероятность врождённых пороков развития (Шнейдерман Н.А.). Связано это с тем, что возможности половой системы женщины после 29 лет снижаются.

Кроме того, граница в 26 лет объясняется тем, что, начиная с 25 лет, проявляется следующая закономерность: чем старше женщина, тем чаще она отказывается от рождения ребёнка (Бойко В.В.). Поэтому возраст, в пределах 24-26, лет наиболее благоприятный для становления женщины матерью.

Таким образом, женщины каждой возрастной группы обнаруживают определённые характеристики, влияющие на уровень её готовности к материнству.

Проведённый нами анализ существующих подходов и положений, касающихся материнства, позволил заключить следующее:

· единого определения материнства в настоящее время не существует;

· нет строгого определения понятия «психологическая готовность к материнству»;

· существуют различные взгляды относительно составляющих компонентов психологической готовности к материнству.

Глава 2. Исследование степени психологической готовности к материнству женщин различных возрастов.

2.1. Цель, задачи, гипотеза, предмет исследования.

Для нас представляло интерес изучение степени психологической готовности к материнству женщин разного возраста, поскольку мы полагаем, что готовность к материнству характеризует «стартовый уровень» содержания материнской сферы, образует фундамент, на котором строится реальное поведение женщин.

Знания степени готовности женщины позволили бы своевременно диагностировать нарушения материнского поведения, спроектировать способы его коррекции и профилактики. Последнее особенно важно в современных условиях, когда актуальны проблемы, связанные не только с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребёнка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах.

Указанные обстоятельства обусловили цель нашего исследования: изучение степени психологической готовности к материнству российских женщин.

Гипотезы исследования:

3) психологически более готовы к материнству женщины в возрасте 24-26 лет, так как женщина в этом возрасте в основном определяется в профессиональном плане. Происходит осознание того, что цели относительно учёбы, работы достигнуты и поэтому необходимо «переходить» к постановке и достижению следующих, а именно, к созданию семьи и рождению ребёнка. Кроме того, учёные-медики считают этот возраст наиболее благоприятным для рождения ребёнка;

4) наименее готовы к выполнению материнских функций женщины 16 - 18 лет, так как современной наукой установлено, что физическая, интеллектуальная и социальная зрелость, необходимая для рождения и воспитания ребёнка, в 16 - 18 лет не наступает.

Исходя из цели исследования и гипотез, мы определили задачи:

1) исследовать материнскую позицию женщин, имеющих детей;

2) подобрать, методический инструментарий для измерения психологической готовности к материнству;

3) провести сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей.

Объектом исследования являются женщины четырёх возрастных групп:

1) женщины в возрасте от 16 до 18 лет;

2) женщины в возрасте от 19 до 20 лет;

3) женщины в возрасте от 21 года 23 лет;

4) женщины в возрасте от 24до 26 лет.

Предмет исследования составили базовые компоненты психологической готовности: социально-личностная, когнитивно-операционная, мотивационно-потребнностная готовности.

2.2. Методы исследования.

В качестве основного исследовательского метода была применена специально разработанная анкета (см. приложение 1), которая позволила выявить степень ценности ребёнка для женщины, тип материнского отношения к ребёнку, уровень знаний женщин о воспитании, развитии детей.

Анкета содержала три блока вопросов. Анализ психологической готовности проводился по критериям, которыми являются компоненты, составляющие психологическую готовность к материнству (описанные нами в первой главе): потребностно-мотивационный блок, включающий потребностно-эмоциональный и ценностно-смысловой компоненты; когнитивно-операционный блок и блок социально-личностной готовности к материнству.

Вопросы первого блока позволяли измерить уровень эмоциональной потребности в детях и ценность детей и материнства в целом для женщины. Анализ проводился по результатам ответов на вопросы: «Хотели бы Вы иметь детей?», «Сколько Вы хотите детей?», «Что для Вас значит ребёнок?», «Какие эмоции у Вас вызывают маленькие дети?», «Как бы Вы определили что значит быть матерью?» и т.п.

Ценность ребёнка для женщины анализировалась по следующим критериям:

1) высокая ценность определялась при наличии самостоятельной ценности ребёнка для женщины;

2) сниженная ценность ребёнка обусловлена другими ценностями (например: обеспечение семейного и социального положения; своего будущего; восприятие ребёнка, как средства удержания полового партнёра, как средства самореализации; удовлетворение потребности в объекте эмоционального воздействия.

При анализе материнского отношения к ребёнку использовались следующие критерии:

· эмоцианально-тёплое отношение;

· эмоционально-холодное отношение;

· отстранённое отношение.

Эмоционально-тёплое отношение (отношение к ребёнку, как к субъекту, с ориентацией на себя и одновременно на состояние ребёнка).

Эмоционально-холодное отношение (негативное отношение к маленьким детям).

Отстранённое отношение (безразличие по отношению к ребёнку).

Второй блок вопросов направлен на выявление уровня знаний женщины особенностей внутриутробного развития, развития и воспитания детей. Выяснялось, насколько хорошо респонденты знают функции матери по отношению к ребёнку. Испытуемым предлагалось указать, что, на их взгляд может плохо повлиять на ребёнка в период его внутриутробного развития; должна ли женщина сама кормить ребёнка грудью; что бы они включили в обязанности матери по отношению к ребёнку т.п.

Третий блок включал вопросы на определение уровня социально-личностной готовности к материнству. Вопросы этого блока позволяли выявить степень удовлетворённости испытуемых своим полом; сформированность установок на стратегию воспитания; осознание ими ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию; готовность преодолевать трудности, связанные с рождением и воспитанием ребёнка.

Другим исследовательским методом является рисуночный проективный тест «Мой малыш». Данная методика представляет собой рисуночную технику - модификацию проективных методик «Рисунок моей семьи» (Л.Кормана, Р.Бернса, С.Кауфмана, А.И.Захарова, В.В.Столина). Методика была использована нами для исследования эмоциональной готовности к материнству, поскольку отражает переживание и восприятие женщинами, девушками ребёнка и отношение к нему. Согласно методике требовалось нарисовать ребёнка, как его себе представляли испытуемые. Для исследования необходимы: лист белой бумаги, цветные карандаши, стирательная резинка. Время задания не ограничивалось.

Анализ рисунка был проведён по типу анализа «любимого-нелюбимого» человека и включал два типа графической презентации:

- графическое качество рисунка (количество деталей тела, использование цвета, декорирование, характер линий, аккуратность выполнения рисунка);

- формальная структура (величина изображения ребёнка, пропорции частей тела, возраст ребёнка).

При оценке эмоционального отношения к ребёнку следует обращать внимание на следующие моменты графических презентаций:

1) количество деталей тела. Присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щёки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни.

2) декорирование (детали одежды и украшения): шапочка, воротник, банты, карманы, пуговицы, элементы, причёски, сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т.п.

3) количество использованных цветов.

Как правило, хорошее эмоциональное отношение к человеку сопровождается позитивной концентрацией его на рисовании, что в результате отражается в большом количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведёт к большой схематичности, неоконченности его графической презентации, иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать наряду с негативным отношением к нему также на агрессивные побуждения относительно этого человека.

Ожидается, что испытуемые, переживающие эмоционально тёплое отношение к маленькому ребёнку, будут рисовать его как целостную фигуру с атрибутами младенца. Указанной презентации свойственна и позитивная концентрация на рисовании большого количества деталей тела, декорирование одежды малыша, большая величина фигуры. Негативный эмоциональный фон создают схематичность изображения ребёнка, его маленькая величина, мрачная цветовая гамма. Значительно уменьшают фигуру ребёнка, когда чувствуют его незначительность, ненужность. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством небезопасности. Большие, через весь лист, фигуры рисуют уверенные в себе испытуемые. Крупная фигура ребёнка указывает на значимость ребёнка для женщины. Изображение детей подросткового и более старшего возраста указывает на обесценивание маленьких детей, избегание необходимости заботиться о них.

Негативные переживания испытуемых, связанные с маленьким ребёнком, отражаются уже в самом отношении к заданию: наблюдаются защитные реакции, приобретающие форму отказа от изображения малыша либо форму трансформации задания (рисуются только голова ребёнка или конверт для младенца, в котором якобы ребёнок, не видимо, находится).

При анализе следует обратить внимание и на рисование отдельных частей тела. Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Изображение ребёнка без рук - символическое средство ограничения его активности. Отсутствие головы, глаз, рта может указывать на серьёзные нарушения в сфере общения с маленьким ребёнком, отгороженность от него. Если при рисовании пропускается голова, черты лица или лицо штрихуется, то это часто связано с конфликтным, враждебным отношением к человеку. Выражение лиц нарисованных людей также может быть индикатором чувств испытуемых.

Приятное общее впечатление - положительный признак, позволяющий предположить, что эмоциональное состояние человека благоприятно.

В ходе исследования также применялась проективная методика «Родительское сочинение». Методика представляет одну из наиболее информативных и достаточно надежных техник, позволяющих продиагностировать особенности родительской позиции, выявить особенности восприятия и переживания матерью характера отношений и взаимодействия с ребёнком. Кроме того, методика «Родительское сочинение» позволяет выявить личностные особенности самого родителя (матери).

Базовой темой родительского сочинения являлась тема открытого типа «Я и мой ребёнок». Тема сочинения задавалась в открытой форме, без конкретизации того содержания, которое должно быть представлено. Матерям предлагалось написать всё, что они хотят, считают важным и нужным. Время написания сочинения не ограничивается.

Основные параметры анализа сочинения.

Значимыми для интерпретации сочинения и информативными являются особенности принятия задания, объём сочинения, язык и стиль повествования, подчеркивания в тексте, рисунки в тексте.

Особенности принятия задания. Категорический отказ выполнить задание может быть расценен как проявление психологической защиты и барьеров на пути осознания своих взаимоотношений с ребёнком. Настойчивые вопросы о содержании сочинения, актуализируемые и после повторения исследователем инструкции, свидетельствуют о высокой социальной тревожности и личностной неготовности родителя.

Объём сочинения. Малый объём может быть интерпретирован как неприятие задачи, пассивный отказ от её выполнения или чисто формальное выполнение задания. Чрезмерно большое по объёму сочинение отражает высокую эмоциональную включённость автора.

Форма повествования, стиль и язык сочинения. Могут быть выделены следующие формы повествования: канцелярская (напоминает автобиографически-канцелярскую характеристику, формальную по содержанию) может расцениваться как показатель значительной дальности дистанции во взаимодействии с ребёнком, трудностей в общении с ним; чисто описательная форма, которая, как правило, не содержит информации о проблемах и жалобах родителя; проблемная форма характеризуется минимальным описанием свойств и качеств ребёнка вплоть до того, что из содержания сочинения трудно определить возраст ребёнка, и устойчивой фиксацией на проблемах, волнующих автора; описательно-проблемная форма предполагает разумное соотношение информационно-событийного описания и постановки проблем воспитания и развития ребёнка.

Подчёркивания в тесте. Позволяют автору расставить акценты и выделить основные смысловые моменты. Иногда подчёркивание отражает стремление автора возложить ответственность за возникшую коллизию на себя, на другого члена семьи или ребёнка.

Рисунки в тексте. Могут представлять собой либо наброски по типу каракуль, либо тематический рисунок. В первом случае рисунки свидетельствуют о наличии внутренних барьеров и защит, во втором - об эмоциональной вовлечённости в родительско-детские отношения.

Структурирование пространства листа даёт информацию об индивидуально-личностных особенностях автора сочинения. Здесь указываются полнота заполнения пространства листа, использование полей, линеек для расположения строчек, использование абзаца и «красной строки». Сплошной неструктурированный текст является индикатором эмоциональной захваченности проблемой, импульсивности автора и потери контроля. Поля и линейки - показатель гиперсоциализированности автора, его ориентации на «закон и порядок», приоритетность социальных норм и правил.

Наиболее важны для интерпретации материнских сочинений содержательные показатели. К ним относятся: соответствие сочинения заданной теме; соотношение трёх планов сочинения; использование в сочинении имени ребёнка; описание истории развития ребёнка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенности взаимоотношений ребёнка с автором сочинения и другими членами семьи; оценка ребёнка; отношение автора к ребёнку; описание системы воспитания, реализуемой родителем, и оценка её эффективности.

Соответствие сочинения заданной теме - важный показатель принятия задачи. Уход и отступление от темы сочинения могут свидетельствовать о скрытом отвержении ребёнка и актуализации защитных механизмов.

Соотношение трёх планов сочинения. Материнское сочинение задаёт три основных плана описания - план «Ребёнок», план «Родитель (мать)» и план «Наши отношения». Тема « Я и мой ребёнок» требует от матери сосредоточения на всех трёх планах. Информативным о характере родительской позиции матери будет баланс этих планов.

Можно выделить четыре варианта соотношения планов родительского сочинения:

1) Преобладание плана «Ребёнок» или плана «Родитель» соответственно теме сочинения. В этом случае можно говорить об адекватной центрации автора сочинения на проблемах развития ребёнка или на проблемах воспитания и родительства.

2) Неадекватное теме сочинения доминирование плана «Ребёнок» или плана «Родитель». В подобной центрации проявляются ограниченность родительской позиции. В первом случае это фиксация родителя на ребёнке и его проблемах без должного осознания собственных воспитательных методов воздействия и своей роли в генезисе проблем развития ребёнка, а часто и стремление родителя полностью переложить вину и ответственность за них на плечи самого ребёнка. Во втором случае быстрый отход от проблем ребёнка к обсуждению родителем своих собственных качеств, особенностей поведения, чувств и переживаний, выходящих за пределы детско-родительских отношений, является свидетельством неразрешённых личностных проблем самой матери, её воспитательной неуверенности.

3) Развёрнутое позитивное описание плана «Наши отношения». Более или менее развёрнутое обсуждение взаимоотношений матери с ребёнком является показателем осознания матерью двухстороннего диалогического характера процесса воспитания. Степень развёрнутости плана «Наши отношения» выступает индикатором меры сенситивности матери к всестороннему конструктивному анализу проблем и развития ребёнка.

4) Доминирование плана «Наши отношения» при фактически полной редукции планов «Ребёнок» и «Родитель». Может расцениваться либо как показатель высокого уровня конфликтности отношений и беспомощности матери в попытках их разрешения. Описание отношений носит негативный характер, изобилует примерами конфликтов, ссор, непослушания ребёнка. Либо - как показатель высокой эмоциональной зависимости матери от ребёнка по типу симбиотической привязанности.

Имя ребёнка, используемое в сочинении, заключает важную диагностическую информацию об особенностях эмоционального принятия ребёнка матерью, избранной ею позиции во взаимодействии с ним, степени близости-дальности матери и ребёнка. Так, уменьшительная форма имени ребёнка может иметь ласкательный или пренебрежительный оттенок, что позволяет судить об особенностях эмоционального отношения матери к ребёнку. Ласкательные прозвища могут расцениваться как свидетельство эмоциональной значимости ребёнка для матери. Избегание имени ребенка в сочинении говорит о недостаточном принятии самоценности ребёнка матерью. Излишне частая замена имени ребёнка местоимением «он» («она») в сочинении может являться фактом эмоционального отражения ребёнка матерью.

Сведения об истории развития ребёнка. Негативное эмоциональное отношение к прошлому может быть интерпретировано как свидетельство неразрешенного конфликта, хронической фрустрации, психологической травмы. Пессимизм в восприятии настоящего - проявление стресса, депрессии, фрустрированности родителя, тревожность в отношении будущего - как проявление воспитательной неуверенности матери.

Описание качеств и предпочтений ребёнка. Избирательность матери в выделении определённого сочетания качеств, характеризующих ребёнка (физические особенности и внешность ребёнка, формально-биографические сведения, описание знаний, умений, навыков ребёнка, его достижений, особенности поведения, общения, выполнения требований родителей, описание интеллектуальных, морально-волевых и эмоционально-волевых качеств, особенности полоролевой идентичности), во многом отражает значимость этих свойств для самой матери и позволяет судить о разделяемых ею ценностях воспитания.

Оценка ребёнка в сочинении может присутствовать как в прямой, так и в косвенной форме. Оценка может быть позитивной, негативной, амбивалентной, с большей или с меньшей степенью дифференцированности. Баланс положительных и отрицательных оценок позволяет судить об интегральной оценке ребёнка. «Наклеивание ярлыков», однозначно-негативная, уничижительная оценка указывает на неуважение личности ребёнка матерью, его отвержение ею.

Описание особенностей типа материнского воспитания может включать открытое декларирование ценностей и приоритетности целей воспитания. Следует обратить внимание на методы поощрения и наказания ребёнка. Следует также обратить внимание на высказывание матери о сходстве или различиях системы воспитания, реализуемой по отношению к своему ребёнку, и тех методов, которые применялись по отношению к матери, когда она была ребёнком, в её прародительской семье.

2.3. Описание выборки

Исследование проводилось на двух экспериментальных группах.

Первую группу составили сорок женщин в возрасте от 16 до 26 лет, не имеющие детей, которые были разбиты на четыре возрастные группы (16-18 лет, 19-20 лет, 21-23 года, 24-26 лет).

40% испытуемых находятся в официальном или неофициальном браке. 60% женщин данной группы проживают в районах Кировской области, 40% - в городе Кирове.

37% испытуемых работают, 30% учатся в техникуме, 25% - в ВУЗе, 8% - в школе.

Женщины данной группы отвечали на вопросы анкеты и принимали участие в рисуночном тесте «Мой малыш».

Вторую группу составили 20 женщин в возрасте от 16 до 26 лет, имеющие детей, которые также были разбиты на четыре группы (16-18 лет, 19-20 лет, 21-23 года, 24-26 лет).

90% испытуемых данной группы находятся в официальном или неофициальном браке. Все женщины имеют одного ребёнка. Возраст детей составляет от одного месяца до трёх лет.

75% женщин находятся в отпуске по уходу за ребёнком, 15% работают, 10% учатся (на очном отделении в ВУЗе).

Испытуемые данной группы принимали участие в проективной методике «Родительское сочинение».

2.4. Результаты и их анализ

Исследование проводилось в четыре этапа. На первом этапе нами был проведён анализ и рассчитаны процентные данные анкетирования. На втором этапе были проанализированы результаты рисуночного теста «Мой малыш», которые затем были сопоставлены с данными, полученными при анкетировании. На третьем этапе мы провели сравнительный анализ психологической готовности женщин четырёх возрастных групп. На четвёртом этапе нами были проанализированы результаты методики «Родительское сочинение».

На первом этапе исследования были получены следующие результаты по каждой возрастной группе.

1 группа. Испытуемые - респонденты в возрасте от 16 до 18 лет.

Все респонденты данной возрастной группы хотят иметь детей. Но в то же время 90% опрошенных отметили, рождение ребёнка не входит в их планы на ближайшие пять лет. Среди первостепенных задач респонденты указывают получение образования и профессии. Что касается предполагаемого количества детей, то 60 % опрошенных хотят иметь двух детей, 40% - одного ребёнка. При этом 80% респондентов считают для себя возможным родить трёх детей лишь при благоприятных материально-бытовых условиях. При этом 40% опрошенных, потенциально готовых к рождению третьего ребёнка, указывают на то, что окружающие относятся безразлично к женщинам, имеющим трёх детей. 20% из них полагают, что такие женщины вызывают у окружающих удивление и недоумение. Эти данные позволяют заключить, что материально-бытовые условия и отношение общества к многодетным матерям являются значимыми факторами, обуславливающими психологическую готовность к материнству.

90% опрошенных ответили, что рождение малыша является для них счастливым событием. При этом в задании, где требовалось продолжить фразу «Ребёнок - это…» лишь для 40% респондентов ребёнок - это радость и счастье. В основном ответы респондентов этой группы носят формальный характер, типа «дети - это будущее», «ребёнок - это человек, не достигший совершеннолетия». Особого внимания заслуживают ответы 10% респондентов, которые определяют детей как: «супер », «ребёнок - это классно». Данные ответы могут свидетельствовать о низкой ценности детей для этих испытуемых, об отношении к ребёнку, как вещи или явлению. Это подтверждается и тем, что лишь 20% респондентов поставили ребёнка по ценности, значимости на второе место. Для остальных респондентов (80%) рождение малыша не столь значимо. В среднем у женщин от 16 до 18 лет ребёнок занимает 6-7 позиции. Полученные данные убеждают, что респонденты данной возрастной группы не осознают высокой степени ценности детей.

Хотя с другой стороны, все опрошенные ответили, что сочувствуют женщинам, которые не могут иметь детей. 80% респондентов указали, что им трудно понять женщин, оставляющих своих детей. Кроме того, столько же испытуемых утверждают, что не представляют свою жизнь без детей. На основании полученных результатов можно сделать вывод, что женщины данной возрастной группы осознают вообще значимость ребёнка в жизни женщины, но в настоящее время для них ребёнок высокой ценности не представляет. На сегодняшний день для респондентов в возрасте 16 -18 лет наибольшее значение имеют учёба, самореализация в профессионально-трудовой деятельности, наличие верных друзей.

В чём же женщины видят ценность ребёнка? 30% в том, что ребёнок укрепляет семью, 30% -опора в старости, 20% респондентов ребёнок нужен только для того, чтобы дать ему то, что не смогла получить сама женщина. Для 10% опрошенных ребёнок - это продолжатель рода. А 20% респондентов считают, что женщине просто положено иметь детей. Таким образом, ребёнок женщинами не рассматривается как самостоятельная ценность, не отождествляется с радостью и счастьем.

Аналогичная тенденция прослеживается в представлениях респондентов о смысле материнства. Для 30% опрошенных быть матерью, это, значит, взять на себя ответственность. При этом они не указывают, за что они готовы взять ответственность и перед кем. Ещё для 30% респондентов материнство - это проявление любви к ребёнку. Остальные (70%) не смогли объяснить, что для них значит быть матерью.

Таким образом, анализ полученных данных показывает, что уровень ценностно-смысловой готовности к материнству очень низкий у женщин данной возрастной группы. Результаты по данному блоку приведены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели ценностно-смысловой готовности к материнству женщин 16-18 лет

Количество респондентов, желающих иметь детей

Количество детей

Ценность

«вообще»

в ближайшие

5 лет

желаемое

возможное

ребёнка

материнства

100%

10%

1,6

1,4

6-7 место

представление о материнстве не сформировано

Аналогичный уровень прослеживается и в отношении потребностно-эмоциональной готовности респондентов к материнству.

Анализируя их отношение к беременности и к родам было обнаружено, что при виде беременных женщин у 60% респондентов не возникает никаких эмоций.10% не хотят рожать детей, глядя на беременную женщину. И лишь 30% респондентов сами скорее хотят иметь ребёнка. Данные ответы показывают, что у большинства опрошенных отсутствует эмоционально-положительное отношение к беременности, как началу материнства.

30% респондентов указывают, что боятся родов. Без страха к ним относятся лишь 10% опрошенных. Остальные (60%) не смогли ответить на этот вопрос, что говорит об отсутствии у них знаний о процессе родов.

Насколько оказался сформированным положительный образ ребёнка? 80% респондентов отметили, что дети вызывают у них умиление и радость. Однако это не обнаружено при выполнении задания, где требовалось продолжить фразу «ребёнок - это…». Слова «радость», «счастье» встречались лишь в 10% ответов. То есть образ ребёнка размыт, формален с одной стороны, а с другой - эйфоричен.

Кроме того, у респондентов не прослеживается радостно-счастливое отношение к роли матери, а также желание заботиться о ребёнке. Так 40% респондентов считают, что с рождением ребёнка они не смогут достичь того, о чём мечтали. Ещё 40% указали, что рождение ребёнка ограничит их в желаниях, появиться много забот и трудностей. 20% уверены, что рождение малыша ничего не изменит в их жизни. Лишь 20% респондентов считают, что рождение ребёнка принесёт им счастье. Остальные (40%) не смогли дать ответы на данные вопросы. Это ещё раз убеждает, что рождение ребёнка для женщин 16-18 лет не связано с устойчивой радостью, положительное отношение к роли матери отсутствует.

Кроме того, у респондентов не выявлено «большого желания» заботиться о ребёнке. Например, 70% опрошенных считают, что на занятия и игры с детьми женщина каждый день должна отводить 1-2 часа. При этом половина респондентов отводят на просмотр телевизора и общение с друзьями 2-3 часа. 30% респондентов не смогли указать какое количество времени женщина ежедневно должна уделять детям, выполняя задание, в котором требовалось составить свой распорядок дня.

Было интересно выяснить, насколько долго женщина намерена быть постоянно с малышом, заботиться о нём. Половина опрошенных уверены, что отдавать ребёнка в детский сад надо в 1,5 года, 40% - в 2 года, 10% - в 3 года. То есть большинство (90%) респондентов выразили желание заботиться о малыше не более 1,5-2 лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ