бесплатные рефераты

Психологическая готовность к материнству

Таблица 2

Показатели потребностно-мотивационной готовности к материнству

женщин 16-18 лет

Положительно-эмоциональный образ

Положительно-эмоциональный настрой

Необходимость материнского ухода за ребёнком

ребёнка

материнства

На беременность

на роды

10%

20%

20%

20%

до 1,6 года

Полученные результаты (табл.2) указывают на низкий уровень потребностно-мотивационной готовности к материнству, включающей потребностно-эмоциональный и ценностно-смысловой компоненты.

Проанализируем ответы на вопросы, позволяющие охарактеризовать когнитивно-операционный блок готовности к материнству, содержание которого составляют знания о психофизиологических особенностях в период беременности, знания об особенностях воспитания и развития детей, представления о взаимодействии с ребёнком и уходом за ним.

40% респондентов не смогли назвать функции матери. 20% опрошенных среди функций матери выдели воспитание ребёнка, уход за ним, «обеспечение всем необходимым». 10% указали, что «главное - дать ребёнку свою ласку, тепло, любовь ». Только 20% респондентов осознают, что в функции матери входит и воспитание, и уход за ребёнком, и любовь к нему. Таким образом, результаты демонстрируют низкий уровень знаний респондентов о функциях матери. Они не осознают роль матери в полной мере.

Анализируя ответы респондентов на вопросы о воспитании ребёнка и уходе за ним, отметим следующее. Лишь 40% респондентов знают, что в течение первого года ребёнка необходимо кормить грудью. Всего 30% опрошенных считают, что если в первый год жизни ребёнка чаще брать на руки, это будет способствовать его лучшему развитию. 40% респондентов на эти вопросы ответить не смогли. Полученные результаты свидетельствуют о неосведомлённости женщин данной возрастной группы об особенностях развития детей.

Каков же уровень знаний респондентов о воспитании детей? Всего 40% опрошенных считают необходимым начинать воспитание ребёнка с момента зачатия. 50% ответили, что воспитание надо начинать с момента рождения малыша. При этом 40% респондентов указали, что при воспитании возможно применение физических наказаний. 10% считают, что такая мера допустима и необходима.

Низкий уровень знаний о воспитании подтверждается и тем, что 70% респондентов отводят игре небольшую роль и считают, что с ребёнком необходимо играть лишь изредка. При этом большинство (80%) респондентов не знают какие игрушки покупать детям.

Очень малы знания опрошенных о факторах, отрицательно влияющих на ребёнка в период внутриутробного развития. У 60% респондентов знания об этом практически отсутствуют. Одной из причин низкого уровня знаний респондентов является то, что 90% из них не читают соответствующую литературу и пока не видят в этом необходимости. Но при этом 60% опрошенных считают, что женщина должна начать знакомиться с информацией о развитии и воспитании ребёнка ещё до беременности. Остальные 40% считают, что начинать читать литературу по данной теме необходимо во время беременности.

Таблица 3

Показатели когнитивно-операционной готовности к материнству женщин 16-18 лет

Знание женщинами

функций матери

особенностей внутриутробного развития

особенностей развития ребёнка

особенностей процесса воспитания

20%

30%

20%

20%

Таким образом, на основании полученных данных (табл.3) можно сделать вывод о низком уровне когнитивно-операционнной готовности к материнству респондентов данной возрастной группы. Возможно, причиной недостаточных знаний является то, что женщины 16-18 лет не планируют в ближайшие 5 лет рождение ребёнка, а, следовательно, не стремятся получить знания о его развитии и воспитании.

Проанализируем ответы респондентов на вопросы, составляющие блок социально-личностной готовности к материнству. Он включает развитие половой идентификации женщины, установки на стратегию воспитания ребёнка, осознание женщиной ответственности за его развитие, готовность преодолевать трудности, связанные с рождением и воспитанием детей.

Всего 30% респондентов считают, что женщиной быть лучше, чем мужчиной. При этом женский пол выбрали для себя всего 40% опрошенных. Остальные (60%) не ответили на данные вопросы. То есть для респондентов данной группы характерен низкий уровень развития половой идентификации. В частности, они не осознают, что женщины, в отличие от мужчин, могут осознать счастье быть матерью.

Особое внимание следует обратить на то, что респонденты не видят ответственности за развитие и воспитание малыша. Лишь 30% опрошенных ответили, что рождение ребёнка является ответственным шагом. При этом 90% респондентов не могут взять эту ответственность полностью на себя и полагаются на близких и родных. Остальные (10%) считают, что смогут воспитать ребёнка самостоятельно, хотя его рождение не считают ответственным шагом. Кроме того, они указали, что помощь бабушек и дедушек является необходимостью. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что испытуемые данной возрастной группы не осознают ответственность, которая появляется у женщины, решившей родить малыша.

Отметим, что 30% респондентов не знают какие трудности возникают с рождением ребёнка. Для 20% испытуемых главной проблемой является то, что ребёнок будет занимать всё их время. 30% опрошенных указывают на возникновение только финансовых трудностей. Лишь 20% респондентов осознают, что обязательно появятся трудности, связанные с уходом за ребёнком, его воспитанием и развитием. При этом лишь 20% опрошенных настроены положительно на их преодоление.

Анализируя установки респондентов на стратегию воспитания, отметим следующее. 50% опрошенных не всё устраивает в методах воспитания своих родителей. Но при этом 80% из них ответили, что своих будущих детей они будут воспитывать также. Такие результаты указывают на неадекватность установок респондентов относительно воспитания ребёнка. Подтверждением является и то, что лишь 10% респондентов считают, что при воспитании ребёнка решающую роль играют родители. Хотя с другой стороны, 90% опрошенных осознают, что в том, что ребёнок не слушается, виноваты родители. Такие противоречивые данные свидетельствуют о том, что женщины данной возрастной группы имеют недостаточные представления о том, как воспитывать ребёнка и что в нём воспитывать. Соответствующие данные приведены в табл.4.

Таблица 4

Показатели социально-личностной готовности к материнству женщин 16-18 лет

Количество респондентов со сформированным уровнем половой идентификации

Количество респондентов, готовых к принятию ответственности

Количество респондентов, готовых к преодолению трудностей

20%

30%

20%

В целом у респондентов данной группы обнаружился низкий уровень психологической готовности к материнству. Это позволяет сделать вывод о том, что женщины в возрасте 16-18 лет не могут быть хорошими матерями.

2 группа. Испытуемые-респонденты в возрасте от 19 до 20 лет.

Иметь детей хотят 90% респондентов данной группы. 10% не задумывались над этим вопросом. Родить ребёнка в ближайшие 5 лет планируют 30% опрошенных. Параллельно они намерены закончить учёбу, найти работу и устроить личную жизнь. Для остальных 70% респондентов первостепенным является получение профессии и работы, а не рождение ребёнка.

60% женщин данной группы хотят иметь двух детей, 20% - одного ребёнка, 10% - трёх детей. При этом 60% респондентов не исключают для себя возможность рождения третьего ребёнка. При этом в качества главного условия они называют наличие хорошего здоровья и хорошие материально-бытовые условия. При этом 50% опрошенных, потенциально готовых к рождению ребёнка считают, что окружающие относятся безразлично к женщинам, имеющим трёх детей. 20% уверены, что таких женщин считают безответственными. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что для большинства респондентов материально-бытовые условия, здоровье и отношение общества к многодетным матерям являются значимыми факторами, обуславливающими психологическую готовность к материнству.

Лишь для 60% опрошенных рождение ребёнка является счастливым событием, но не как самостоятельная ценность, а как необходимая часть жизни, как продолжатель рода, как «часть семьи». Нами получены ответы, в которых женщины данной возрастной группы указывали, что «дети - это радость бабушек». Можно предположить, что этим респондентам ребёнок не нужен, его рожают для кого-то, но только не для себя. 20% опрошенных не смогли закончить фразу «ребёнок - это…». Полученные результаты свидетельствуют о низкой ценности детей для женщин данной возрастной группы. Ребёнок занимает лишь пятое-шестое место. Хотя 70% опрошенных указывают на то, что им трудно понять женщин, которые оставляют своих детей, но только 60% респондентов не представляют свою жизнь без ребёнка. Полученные нами данные позволяют заключить, что респонденты данной группы не осознают высокой ценности ребёнка.

30% опрошенных он нужен для укрепления семьи. 30% - для продолжения рода. 20% ответили, что с ребёнком веселее жить, а 10% считают, что женщине положено иметь детей. 20% респондентов не видят трагедии в том, если у них не будет детей. Столько же опрошенных (20%) ответили, что без детей они будут более счастливы. Таким образом, можно сделать вывод, что респонденты не осознают смысл, ценность детей.

В чём видят смысл материнства женщины данной группы? Лишь 20% респондентов материнстве видят счастье. Столько же опрошенных считают, что «быть матерью очень ответственно», при этом не указывают что это за ответственность. 50% респондентов не смогли ответить, что для них значит быть матерью. То есть можно утверждать, что женщины в возрасте 19-20 лет смысл материнства ещё не осознают смысл материнства ещё не осознают.

Таблица 5

Показатели ценностно-смысловой готовности к материнству женщин 19-20 лет

Количество респондентов, желающих иметь детей

Количество детей

Ценность

«вообще»

в ближайшие 5 лет

желаемое

возможное

ребёнка

материнства

90%

30%

1,6

1,5

5-6 место

представление о материнстве не сформировано

Таким образом, анализ полученных нами данных (табл.5) показывает, что уровень ценностно-смысловой готовности к материнству женщины данной возрастной группы низкий. Результаты по данному блоку представлены в таблице 5.

Проанализируем степень потребностно-эмоциональной готовности респондентов.

Относительно их настроя на беременность и роды отметим следующее. Положительно относятся к беременности лишь 40% опрошенных. У 30% испытуемых беременные женщины не вызывают никаких чувств, у 20% респондентов возникают негативные чувства.

60% респондентов боятся родов. Без страха к ним относятся лишь 10% .Остальные (30%) не смогли ответить на этот вопрос.

Анализируя ответы, позволяющие определить уровень сформированности положительного образа ребёнка, отметим, что несмотря на то, что 80% респондентов указали, что маленькие дети вызывают у них умиление и радость, в задании, где требовалось продолжить фразы «когда я вижу маленьких детей …», «ребёнок - это..,» лишь у 20% респондентов дети ассоциируются с радостью и счастьем. То есть у большинства (80%) респондентов маленькие дети не вызывают положительные эмоции.

При этом у испытуемых отсутствует радостно-счастливое отношение к роли матери. Так, 30% респондентов уверены, что с рождением ребёнка лишь появиться много трудностей и «закончиться личная жизнь». 20% респондентов считают, что с ребёнком не удастся достичь намеченных планов. А 10% респондентов уверены, что рождение ребёнка ничего не изменит. То есть женщины данной возрастной группы не настроены положительно на выполнение роли матери. Будущее материнство у них отождествляется лишь с трудностью и ограничениями.

Кроме того, респонденты не проявляют желания заботиться о детях. 60% опрошенных считают, что заниматься с ребёнком необходимо один-два часа ежедневно. При этом половина из них больше времени (2-3 часа) уделяют просмотру телевизора и общению с друзьями. 40% респондентов не смогли составить распорядок своего дня.

Отметим, что 90% респондентов хотят постоянно находиться с малышом не более полутора-двух лет. Возможно это связано с опасением женщин, что они не смогут сами дать полное развитие ребёнку.

Таблица 6

Показатели потребностно-мотивационной готовности к материнству

женщин 19-20 лет

Положительно-эмоциональный образ

Положительно-эмоциональный настрой

Необходимость материнского ухода за ребёнком

Ребёнка

материнства

На беременность

на роды

20%

30%

20%

20%

до 1,8 года

Полученные результаты (табл.5) указывают на низкий уровень потребностно-эмоциональной готовности к материнству.

Проанализируем уровень знаний респондентов об особенностях процесса беременности, о воспитании и развитии ребёнка, о функциях матери.

40% опрошенных не имеют представления об особенностях внутриутробного развития ребёнка. Лишь 20% респондентов правильно ответили на данные вопросы.

Относительно знаний женщин о воспитании и развитии ребёнка отметим, что всего 40% респондентов считают обязательным в течении года кормить ребёнка грудью. Столько же опрошенных знают, что в первый год жизни малыш должен чаще контактировать с матерью. 30% испытуемых ответили, что воспитание необходимо начинать с момента зачатия. При этом 30% женщин считают необходимыми физические наказания, 40% указали, что к таким мерам следует прибегать лишь в крайних случаях. Это указывает на неосведомлённость респондентов о развитии и воспитании ребёнка. Об этом свидетельствует и то, что женщины данной возрастной группы не придают значения игре. Половина из них считают, что с ребёнком надо играть лишь изредка. Столько же респондентов знают, какие игрушки надо покупать детям.

Таким образом, женщины данной возрастной группы не знают как ухаживать за ребёнком, способствовать его развитию и воспитанию, хотя 80% респондентов осознают, что это является обязанностью матери по отношению к ребёнку. Отметим, что лишь 20% испытуемых среди функций матери указывают любовь к ребёнку.

Таблица 7

Показатели когнитивно-операционной готовности к материнству женщин 19-20 лет

Знание женщинами

функций матери

особенностей внутриутробного развития

Особенностей развития ребёнка

особенностей процесса воспитания

70%

30%

40%

30%

Проанализируем ответы респондентов на вопросы, составляющие блок социально-личностной готовности к материнству.

Относительно половой идентификации отметим, что 80% опрошенных предпочли для себя женский пол, хотя лишь 30% из них уверены, что женщиной быть лучше, чем мужчиной.

Лишь 30% респондентов считают рождение ребёнка ответственным поступком. Они уверены, что мать отвечает за развитие и воспитание ребёнка, оказывает решающее воздействие на него. Остальные (70%) не осознают ответственность, которая появляется у женщины с рождением малыша.

Кроме того, женщины данной группы не готовы преодолевать трудности, связанные с детьми. 30% респондентов вообще их не осознают. Столько же опрошенных сожалеют, что у них не будет свободного времени. То есть эти женщины в первую очередь думают о себе, а не о малыше. Кроме того, респонденты намерены постоянно быть рядом с ребёнком лишь до 1,8 года, уделяя ежедневно малышу не более двух часов в день.

Анализируя установки респондентов на стратегию воспитания, отметим, что 70% опрошенных намерены воспитывать своих детей также, как их воспитывали родители, так как считают, что они нашли оптимальный вариант. 70% испытуемых правильно отметили качества, которые необходимо воспитывать в детях. Но при этом 60% респондентов решающую роль при воспитании детей отводят бабушкам и дедушкам. То есть установки относительно воспитания у женщин данного возраста сформированы не в полной мере. Полученные результаты приведены в таблице 8.

Таблица 8

Показатели социально-личностной готовности к материнству женщин 19-20 лет

Количество респондентов со сформированным уровнем половой идентификации

Готовность к принятию ответственности

Готовность к преодолению трудностей

30%

30%

20%

В целом обнаружился низкий уровень психологической готовности женщин в возрасте 19-20 лет. Они не смогут в полной мере справиться с ролью матерью.

3 группа. Испытуемые-респонденты в возрасте от 21 до 23 лет.

Все респонденты данной группы хотят иметь детей. Но в ближайшие пять лет планируют родить ребёнка лишь 30% опрошенных. Остальные (70%) прежде всего намерены закончить учёбу, найти работу и устроить личную жизнь.

70% респондентов хотят иметь двух детей, 10% - одного ребёнка, столько же респондентов - трёх детей, остальные (10%) - больше трёх детей. При этом все женщины не исключают возможность родить третьего ребёнка. Но 60% из них решаться на этот шаг лишь при благоприятных материально-бытовых условиях, 70% - если позволит здоровье. При этом 40% респондентов уверены, что многодетные матери у окружающих вызывают удивление и недоумение, 10% считают, что окружающим все равно. Полученные результаты позволяют судить о большом значении для респондентов материального благополучия, наличия хорошего здоровья и отношения окружающих к многодетным матерям при принятии решения о рождении ребёнка.

Каково же отношение респондентов к рождению ребёнка? 60% испытуемых ответили, что рождение малыша - это счастливое событие. При этом на самом деле лишь половина опрошенных считают, что «ребёнок - это счастье для каждой женщины». Ответы остальных респондентов носят чисто формальный характер типа «ребёнок - это будущее», «…это цветы жизни», «…это будущий взрослый человек». В целом для женщин данной возрастной группы ценность ребёнка не высокая. Он стоит на пятом месте. Хотя с другой стороны 90% респондентов не представляют свою жизнь без детей. Таким образом низкая ценность ребёнка может быть обусловлена тем, что его рождение пока не входит в планы респондентов. Сегодня для женщин данной возрастной группы наибольшее значение имеют самореализация в профессионально-трудовой деятельности, материальная обеспеченность и счастливое замужество. Следует отметить, что в отличие от женщин 16-20 лет, половина респондентов данной группы поставили наличие свободной жизни на последнее место.

Испытуемые данной возрастной группы более полно осознают смысл детей. 60% из них считают, что ребёнок являясь объектом забот и любви, принесёт им счастье, укрепит семью, «сделает жизнь более полной…». Остальные (40%) респонденты смысл детей осознают не в полной мере.

В чём же опрошенные видят смысл материнства? 50% респондентов ответили, что быть матерью «значит быть самым счастливым, любимым и необходимым человеком на земле», «быть 24 часа в сутки сердцем и мыслями со своим ребёнком», «чувствовать и понимать малыша, любить его безгранично». 40% ответов носили чисто формальный характер. Остальные (10%) опрошенные не смогли ответить на данные вопросы.

Полученные данные (табл. 9) свидетельствуют о том, что смысл детей и материнства в целом в полной мере осознают примерно 50% респондентов данной возрастной группы.

Таблица 9

Показатели ценностно-смысловой готовности к материнству женщин 21-23 лет

Количество респондентов, желающих иметь детей

Количество детей

Ценность

«вообще»

в ближайшие

5 лет

желаемое

Возможное

ребёнка

Материнства

100%

30%

1,7

1,8

5 место

50% респондентов имеют правильные представление о материнстве

Каков же уровень потребностно-эмоциональной готовности испытуемых?

Анализируя их отношение к беременности и родам, выяснилось, что у 80% опрошенных беременные женщины вызывают положительные эмоции. При этом без страха относятся к родам лишь 30% респондентов.

Изучая уровень эмоционально-положительного образа ребёнка, отметим, что лишь для 40% респондентов характерен положительный настрой на детей, так как в рождении ребёнка они видят счастье и радость. Столько же респондентов считают, что рождение ребёнка принесёт только трудности и заботы, заставит отказаться от намеченных планов.

Кроме того, лишь 40% респондентов готовы уделять ежедневно малышу не менее трёх часов. 60% не смогли составить свой распорядок дня.

60% респондентов считают, что с малышом необходимо постоянно быть рядом не менее двух лет. То есть желание заботиться о ребёнке не достаточно высокое для респондентов данной группы.

Таблица 10

Положительно-эмоциональный образ

Положительно-эмоциональный настрой

Необходимость материнского ухода за ребёнком

ребёнка

материнства

На беременность

на роды

50%

40%

30%

30%

до 2 лет

Показатели потребностно-мотивационной готовности к материнству женщин 21-23 лет

Полученные нами данные (табл.10) указывают на то, что не для половины опрошенных данной группы характерен низкий уровень потребностно-мотивационной готовности к материнству.

Проанализируем содержание когнитивно-операционного блока.

60% респондентов знают что входит в обязанности матери по отношению к ребёнку. В своих ответах они указали, что «мать должна ухаживать за ребёнком», «способствовать его развитию, воспитывать», «обеспечивать всем необходимым», «дать образование». При этом 20% респондентов не считают, что мать обязательно должна любить своего ребёнка.

Каков же уровень знаний испытуемых о воспитании и развитии ребёнка? 60% знают, что в первый год жизни малыша необходимо кормить кормит грудью. При этом 20% испытуемых уверены, что решение этого вопроса зависит от желания матери. То есть для этих респондентов первостепенными являются их желания, а не потребности ребёнка. 60% опрошенных уверены, что в первый год жизни малыша необходимо чаще брать на руки. Половина женщин указали, что воспитание необходимо начинать с момента зачатия. При этом лишь 40% респондентов считают недопустимыми физические наказания. Остальные (60%) уверены, что в крайних случаях можно использовать такую меру. Что же касается знаний респондентов о значении игры для малыша, отметим, что 40% испытуемых считают, что родители должны играть с детьми и быть инициаторами игр. Остальные (60%) уверены, что с ребёнком следует играть лишь изредка.

Таблица 11

Показатели когнитивно-операционной готовности к материнству женщин 21-23 лет

Знание женщинами

функций матери

особенностей внутриутробного развития

особенностей развития ребёнка

особенностей процесса воспитания

60%

60%

50%

40%

Полученные нами данные (табл.11) указывают, что для женщин данной возрастной группы характерен средний уровень когнитивно-операционной готовности.

Проанализируем ответы респондентов на вопросы, составляющие блок социально-личностной готовности к материнству.

Относительно уровня сформированности половой идентификации следует отметить, что лишь 70% респондентов выбрали для себя женский пол. При этом лишь столько же из них считают, что женщиной быть лучше. Остальные (60%) респондентов не смогли ответить на данные вопросы.

Анализируя уровень ответственности, как компонент данного блока, были получены следующие результаты. 60% опрошенных указали, что рождение ребёнка является ответственным шагом, указав, что решающую роль при воспитании и развитии детей играют родители. Кроме того, 40% респондентов, не исключающие помощь бабушек, считают, что всё-таки главное значение при воспитании играют родители. То есть не менее половины респондентов осознают ответственность, которая возникает при рождении ребёнка.

Отметим, что 60% респондентов осознают и трудности, связанные с детьми. При этом 90% положительно настроены на их преодоление. 30% среди трудностей указывают только «бессонные ночи», «отсутствие личной жизни», «материальные проблемы». То есть всё внимание этих опрошенных направлено на себя, а не на ребёнка. 20% респондентов не осознают, какие трудности возникают с рождением ребёнка, а, следовательно, не готовы к их преодолению. Таким образом, можно сказать, положительно настроены на преодоление трудностей не более половины респондентов.

У 60% испытуемых не сформированы установки на стратегию воспитания, так как, не смотря на то, что им не нравятся методы воспитания своих родителей, своих будущих детей они планируют воспитывать также. Такие противоречивые результаты говорят о несформированности взглядов относительно воспитания детей.

Таблица 12

Показатели социально-личностной готовности к материнству женщин 21-23 лет

Количество респондентов со сформированным уровнем половой идентификации

Количество респондентов, готовых к принятию ответственности

Количество респондентов, готовых к преодолению трудностей

40%

60%

50%

Полученные данные (табл.12) свидетельствуют о среднем уровне социально-личностной готовности.

В целом обнаружилось, что для респондентов данной группы характерен более высокий уровень психологической готовности к материнству, чем у женщин 16-20 лет. Но такой уровень недостаточен для того, чтобы женщины в полной мере справились с ролью матери.

4 группа. Испытуемые-респонденты в возрасте от 24 до 26 лет.

Все респонденты данной возрастной группы хотят иметь детей. Причём, 90% опрошенных планируют родить ребёнка в ближайшие 5 лет.

60% респондентов хотят иметь двух детей, 30% - трёх и более детей, 10% - одного ребёнка. При этом 90% опрошенных не исключают возможность родить трёх детей. В качестве главных условий для этого респонденты указали наличие хорошего здоровья и благоприятные материальные условия. При этом 70% респондентов, потенциально готовых к рождению третьего ребёнка, считают, что окружающие относятся более тепло и уважительно к многодетным матерям.

Кроме того, в задании, где требовалось продолжить фразу «дети - это…» в 70% ответов фигурируют слова «радость», «смысл», «любовь» («ребёнок - это радость, смысл всей жизни любой женщины», «дети - это богатство женщины»). Следует отметить, что 40% респондентов считают, что с ребёнком они познают все радости материнства. То есть, для большинства респондентов (70%) данной возрастной группы ребёнок имеет большое значение. В среднем для женщин в возрасте 24-26 лет ребёнок стоит на третьем месте.

Каково же отношение респондентов к материнству? 80% из них считают, что материнство - это одновременно и ответственность и радость («быть матерью это, значит, осознавать всю ответственность за ребёнка и в то же время чувствовать себя счастливой женщиной», «материнство - это море обязанностей и океан счастья», «…это счастье, которое женщина ни на что не променяет»). Остальные опрошенные (20%) в материнстве в большей

степени видят ответственность, хотя понимают, что это и счастье.

Таблица 13

Показатели ценностно-эмоциональной готовности к материнству женщин 24-26 лет

Количество респондентов, желающих иметь детей

Количество детей

Ценность

«вообще»

в ближайшие

5 лет

желаемое

возможное

ребёнка

материнства

100%

90%

2,2

2,3

3 место

для 70% респондентов характерна высокая степень материнства

Таким образом, анализ полученных результатов (табл.13) указывает на достаточно высокий уровень ценностно-смысловой готовности к материнству.

Проанализируем уровень потребностно-эмоциональной готовности.

Изучая отношение испытуемых к беременности и родам отметим следующее. При виде беременных женщин у 90% респондентов возникают положительные эмоции, и они сами хотят скорее родить ребёнка. При этом без страха к родам относится лишь половина респондентов. Столько же респондентов (50%) не ответили на данный вопрос.

В какой же степени у опрошенных сформирован положительный образ ребёнка? Эмоционально-положительное отношение к детям характерно не менее чем для 80% респондентов, так как в ответах они отмечали, что ребёнок принесёт им счастье, позволит почувствовать радость материнства. В задании, где требовалось продолжить фразу «Когда я вижу маленького ребёнка…» 50% опрошенных ответили, что у них возникает желание скорее самой родить ребёнка, 40% указали, что на их лице возникает улыбка, 20% хотят вступить с малышом в контакт («хочется взять малыша на руки», «повозилась бы с ним»). То есть, можно сказать, что положительный образ ребёнка сформирован не менее чем у 80% респондентов данной возрастной группы.

Кроме того, для женщин 24-26 лет характерно радостно-счастливое отношение к роли матери. Респонденты осознают, что с появлением малыша обязательно возникнут заботы и трудности, но при этом опрошенные уверены, что «быть матерью это, значит, быть счастливой». Испытуемые понимают, что дети ограничат их желания, но при этом респонденты отмечают, что без детей они не будут по настоящему счастливы.

Отметим, что в среднем женщины данной возрастной группы готовы постоянно быть рядом с малышом, пока ему не исполнится 2,5 года, ежедневно уделяя занятиям с ребёнком не менее 4-5 часов. Последние данные были получены при анализе задания, в котором требовалось составить свой распорядок дня. Большинство респондентов (80%) с этим заданием справились, 20% не смогли уложиться в рамки 24 часов. Отметим, что женщины данной возрастной группы больше времени отводят ребёнку и семье.

Таблица 14

Положительно-эмоциональный образ

Положительно-эмоциональный настрой

Необходимость материнского ухода за ребёнком

ребёнка

материнства

На беременность

на роды

80%

70%

80%

50%

до 2,5 года

Показатели потребностно-мотивационной готовности к материнству женщин 24-26 лет

В целом полученные результаты позволяют определить, что уровень потребностно-эмоциональной готовности у женщин данной возрастной группы как выше, чем у респондентов в возрасте 16-18 лет.

Проанализируем ответы респондентов на вопросы когнитивно-операционного блока. 70% опрошенных достаточно хорошо знают особенности внутриутробного развития. Уровень знаний 20% испытуемых можно определить как средний. Остальные женщины (10%) плохо знают особенности беременности.

Относительно представлений респондентов о процессе воспитания, отметим, что 70% знают, что воспитание необходимо начинать с момента зачатия. Остальные (30%) уверены, что начинать воспитывать малыша необходимо с момента его рождения. Лишь 70% испытуемых считают недопустимыми физические наказания, остальные (30%) ответили, что в крайних случаях можно использовать такие «методы воспитания». Недостаточный уровень знаний респондентов о процессе воспитания подтверждается и тем, что лишь половина опрошенных понимают важность игры для малыша. Другая половина респондентов уверены, что с ребёнком надо играть лишь изредка, иногда быть инициатором игр.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ