Развитие образной памяти у детей младшего школьного возраста на внекласных занятиях
Цель проведения занятий: с помощью игр и упражнений повысить уровень развития образной памяти как средство естественного и гармоничного восприятия информации.
Задачи: -снижения процента запоминания с помощью механической памяти
- непосредственное совершенствование и развитие образной памяти
- создание положительного эмоционального фона, вселение чувства уверенности в собственные возможности.
Для реализации поставленных задач нами был разработан содержательный компонент коррекционной программы.
Техника ассоциаций.
Д. Лапп в своей книге «Улучшаем память» определяет ассоциацию как психический процесс, в результате которого одни представления или понятия вызывают появление в уме других.
Как в сознании взрослого человека, так и в сознании ребенка ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы. Ассоциация играет важнейшую роль в любом процессе обучения. Одна вещь влечет за собой другую, так что ассоциации помогают различным образам упорядочивать все элементы поступающей информации. В дальнейшем извлечение их из памяти облегчается или затрудняется в зависимости от того, как у нас первоначально формировались ассоциации.
Психологи М.Н. Янг и У.Б. Гибсон, основываясь на общей теории биологической и компьютерной памяти, подчеркивают, что «в нашей памяти ассоциации логичны …, но если система естественных и логичных ассоциаций оказывается неэффективной, средством для искусственной поддержки памяти могут служить ассоциации искусственного или не логичного типа». Именно это служит основой мнемических приемов, призванных облегчить быстрое извлечение информации из памяти.
Для примера можно привести классические приемы запоминания, которые использовались при выполнении упражнений и игр коррекционных занятий.
Ассоциации нелогичного типа присутствуют в таком приеме, как «небывалый рассказ». Из компонентов запоминаемой информации составляется нелепый, сказочный рассказ, где связь между компонентами информации играют роль парадоксы, что дает повод хорошо запомнить. Этот прием хорошо использовался в упражнениях «слова», и «открытие».
К приемам искусственных ассоциаций можно отнести:
Система Фладда. Реальные и воображаемые места. Фладд использует театр, как систему мест памяти для запоминания слов и вещей.
Такой же метод разработан Джулио Камилло. Но в его «театре» использовались образы планетных богов.
Существует два вида памяти, говорили еще в древности: естественная и искусная. Искусная память - это память развитая и укрепленная упражнением. Хорошая естественная память может быть улучшена благодаря тренировке. «Искусная память состоит из мест и образов» - классическое определение, повторяемое из века в век.
Loсus - место, легко удерживаемое памятью, например, дом, пространство между арками, угол и т.д. образ - это форма, здания или подобия того, что мы желаем запомнить.
1. Поэт Симонид Кеосский…, понял, что для хорошей памяти самое важное - это упорядоченное изложение.
«… он пришел к выводу, что желающим развить эту особенность (память) нужно отобрать места и сформировать мысленные образы тех вещей, которые они хотят запомнить, и затем расположить эти образы на местах так, что порядок мест будет хранить порядок вещей, а образы вещей будут обозначать сами вещи, и мы станем использовать эти места и образы, соответственно, как восковые таблички для письма и написанные на них буквы…». (8, С. 436).
Спонтанной ассоциации из всяких усилий побуждают у нас воспоминания прошлых лет. Этот процесс называется непроизвольной памятью. Вызвать воспоминания может любой стимул: звук,
Вкус, видимый предмет или его деталь. «Как правило, в основе работы памяти лежат сходства или наоборот, различия между двумя вещами. 34. C.120].
Людям творческого склада свойственен непрерывный поиск ассоциаций. У детей дошкольного возраста также ум всегда активен, и каждая ассоциация служит для них своего рода трамплином для открытия новых ассоциаций.
К сожалению, чем старше становится ребенок, тем труднее ему воспроизводить ассоциации, тем труднее ему воспринимать и запоминать материал школьной программы; а это результат того, что учителя не придают значения образной памяти и не включают ее технику в школьный процесс.
Уже много столетий механизм возникновения ассоциаций привлекает внимание философов. Великий Аристотель, первым подметил разницу между сознательно подбираемыми и непроизвольными ассоциациями. Позднее, в 18 веке Давид Юм заметил, что непроизвольные ассоциации нам неподвластны, так что их появление зависит от «внешних совпадений».
К. Юнг изучал ассоциации, возникающие во время сновидений. На сеансах психоанализа клиентов обычно просят отдаваться свободному течению ассоциаций и без стеснения сообщать о них, чтобы можно было выявить воспоминания, запрещенные «внутренней цензурой» и скрытые в глубине бессознательного.
Как заметил Леонтьев в своей книге «Развитие памяти», когда мы говорим: « это мне напоминает…», мы неявно признаем, что в нашем уме есть какая - то ассоциация, которая и начинает разматывать клубок наших мыслей. А если мы говорим: «я припоминаю», то усилия памяти пробуждают мысль, влияющую за собой каскад ассоциаций, а во втором мы думаем и ищем ассоциации сознательно».
Некоторые ассоциации легко бывает найти благодаря тому, что они основаны на смежности (тесном соседстве) связанных элементов, в частном случае - на отношениях причины и следствия. Такие ассоциации приходят на ум всем людям, так что здесь легко найти путеводную нить и «взять след» с помощью простой игры логических ассоциаций. К примеру, можно взять Шерлока Холмса, пытающегося угадать, о чем только что подумал его друг Ватсон. Сыщик восстанавливает цепь ассоциаций по смежности, когда одна мысль прямо ведет к следующей в определенном контексте. Для примера, использовавшийся на коррекционном занятии способ Луллия: запоминание с помощью диаграмм, фтур, схем - особый вид образной памяти. «Дерево классический способ, особая система мест. В этом случае большую роль играет ассоциативная логическая связь, в этом виде, способе запоминания нет ярких, броских образов».[8,C.240].
Поскольку ассоциации подкрепляют память на уровне подсознания, естественно предположить, что они таким же образом действуют и на уровне сознания. Иными словами мы сознательно придумываем какие - то ассоциации и будем их вновь отыскивать в заранее предусмотренных случаях, то тем самым мы усилим контроль над записью информации в памяти и подкрепим нужные мысленные связи, отчего наши шансы на воспоминание возрастут. Сплетая широкую сеть ассоциаций, мы расширяя контекст, в который помещается каждое воспоминание и таким образом увеличивается число «ключей» к нужной информации, что позволяет припомнить больше подробностей. Прочному сохранению материала в памяти помогает упорядоченная сеть ассоциаций. Поиск ассоциаций (или, в меньшей степени, осознание возможных взаимосвязей между событиями, предметами и т.п.) быстро превращается в увлекательную игру.
Культивируя игровой аспект тренировки у детей, можно улучшить память, не прилагая особых усилий.
То, что мы называем ассоциацией по сходству (и контрасту), представляет собой трансформацию образа, которая состоит в том, что данный образ частично становиться иным, а частично остается еще прежним (длинная коробка - длинная полоса). Проще говоря, здесь имеет место частичное, т.е. постепенное, непрерывное изменение.
2. Прием Квинтилиана. Архитектурный тип запоминания.
«Для того, чтобы сформировать в памяти ряд мест… нужно вспомнить какое-нибудь здание по возможности более просторное и состоящее из нескольких помещений - передней, гостиной, спален и кабинетов, - и, проходя также мимо статуй и других деталей, которыми они украшены... Образы, которые будут помогать нам вспоминать речь... располагаются затем в воображении по местам здания, которые будут запечатлены в памяти. Теперь, как только потребуется оживить память о фактах, следует посетить по очереди все эти места и востребовать у их хранителей то, что было в них помечено... [8, с.437]. Этот прием использовали ораторы. Квинтилиановы примеры образов: якорь - вопросы мореплавания; меч - вопросы военных действий.
Симонид подметил, что наиболее совершенные образы возникают в наших устах для тех вещей, которые были переданы им и запечатлены в них чувством, но самое острое из всех наших чувств - чувство зрения, и следовательно, восприятия, полученные при помощи слуха или благодаря размышлению, могут быть легче всего сохранены, если они так же переданы нашим умам посредством зрения [8, c.200].
Этот прием использовался в таких упражнениях как "Предметы и слова", "Предметы и цвет", "Кто больше всех запомнит".
Термин "ассоциация", "связь" толкают нас на крупные ошибки: здесь нет связи двух разных образов, здесь есть изменения, два различных момента, два последовательных состояния одного и того же образа.
Термин "ассоциация" здесь не соответствует действительности: в данном случае надо говорить не о связях разных явлений, но об изменении одного и того же.
В результате отпадают по отношению к ассоциации по сходству два основных мифа ассоциатизма. Первый из них - психологический учит о "нахождении" в сознании различных концептов, которые имеют свойство "вызывать" сходные концепты, в данном случае образы. Вопреки этому мифу имеет место в действительности процесс постепенного изменения концепта - образа, изменяющегося в процессе своего существования, подобно всему существующему.
Важнейшую для психологии проблему изменения образов памяти ассоциативная психология подменяла проблемой связи двух неизменных концептов.
Наши образы не неизменные сущности: это течение, т.е. изменение образов, происходит постепенно, т.е. представляет собой непрерывный процесс в ряде случаев.
Но далеко не всегда наши образы текут непрерывно. Их непрерывное течение нарушается восприятиями, которые дают начало возникновению новых образов и мыслей.
Если "ассоциация по сходству" маскирует факт постепенного изменения одного и того же образа, то ассоциация "по смежности" более безобидна. В случае реинтеграции можно говорить о связи в прежнем восприятии. Термин "связь" и "ассоциация" здесь не являются неверными. Введение вместо него термина "реинтеграция", понимаемого как "восстановление в виде образа прежнего восприятия" можно надеяться, поможет лучше понимать суть исследуемой проблемы.
2.2. Методика проведения внеклассных занятий по развитию образной памяти.
Согласно психическому обоснованию применению приемов образной памяти при запоминании по мере созревания мозговых структур и определенных нервных механизмов у ребенка появляются возможности самому управлять своим вниманием, а, следовательно, качество памяти улучшается. Этому процессу можно способствовать, создавая условия для деятельности и тренировки растущих и созревающих психических функций ребенка. Согласно всему вышесказанному, структура занятий такова:
I. Ориентировочный этап (1-2 занятия).
II. Реконструктивный этап (6-7 занятий).
III. Контрольный этап (1 занятие).
Структура занятия.
I. Организационный момент (1-2 минуты).
II. Основная часть (30 минут).
III. Обобщающая и контрольная (8-9 минут).
Первым этапом при проведении формирующего эксперимента был отбор участников испытания.
Во 2а классе 41 средней школы г. Красноярска было проведено диагностирование. Из всего числа учеников было выбрано 5 человек, показатель развития образной памяти которых соответствует очень низкому уровню.
Во 2б классе 41 средней школы была сформирована контрольная группа с очень низким уровнем развития образной памяти, для сравнения показателей результатов проведения коррекционных занятий в экспериментальной группе.
На втором этапе идет непосредственное обучение техникам и приемам запоминания с помощью образной памяти, через упражнения и игры. Особенность коррекционной программы в том, что она совместима с учетом развития образной памяти во всех плоскостях: тогитильные ощущения, слуховая образная память, развитие воображения, пространственного мышления, координация работы левого и правого полушарий.
На третьем этапе совершенствуется применение техники и приемов образной памяти.
На четвертом этапе совершенствуется контроль применению приемов и техники запоминания с помощью образной памяти. Контрольный срез проводится спустя 2 недели.
Способ развития образной памяти, включающий в себя развитие таких психических процессов, как внимание, восприятие, воображение, творческих способностей, представлены в виде пронумерованных игр-упражнений. Они служат также как и средство, обостряющее чувствительность виденья ребенком окружающего мира. Непрерывная концентрация внимания на одном предмете или действии от 1 до 2 минут. Затем внимание начинает колебаться. Поэтому успех занятия будет зависеть от:
1. настроения ведущего и ребенка и взаимной заинтересованности;
2. частой смены игр и упражнений.
Чередование упражнений по развитию образной памяти рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая активность ребенка, улучшается его настроение, сбрасывается инертность самочувствия. (В результате в коре головного мозга снижается инертность тормозного состояния и застойного возбуждения, достигается большая уравновешенность процессов возбуждения и торможения, изменяется и упорядочивается нервно-психическая активность мозга в целом).
Роль ведущего занятия по развитию образной памяти: стараясь вовлечь детей в игру, включить в работу их внутреннее внимание, направить его на осознание того, что в них происходит во время игры, ведущий должен уметь гибко изменять свою позицию: активно увлекающим, показывающим, ни в коем случае не заставляя, не оценивая, не наказывая.
Экспрессия ведущего при показе упражнений совершенно необходима, т.к. она облегчает детям подражание и, эмоционально заряжая их, усиливает их ощущения.
Своевременные по ходу игры комментарии ведущего: название ощущений, указание их места (механизации), характера, эмоциональной агрессии, ассоциативного образа, помогают усиливать эти ощущения, удержать на них внимание ребенка.
На занятиях все дети успешны: правильно все, что они делают, разыгрывая тот или иной образ, при этом каждый делает по-своему, как может. Но у всех возникают эмоции, образы, каждый ребенок может уловить и научиться их произвольно регулировать.
Полная дифференциация и осознание всех своих ощущений детьми, пожалуй, невозможны, да и не обязательны. Сосредоточение внимания хотя бы на одном своем ощущении, или сравнение пары ощущений желательно и необходимо.
Тренируя такие умения, дети тренируют способность произвольной (подвластной сознательным усилиям) регуляции возникновения и смены различных ассоциативных образов и эмоциональных ощущений.
· В сюжет каждого занятия обязательно включаются минутки-упражнения на эмоциональный контакт и создание положительного эмоционального фона. Обычно они проводятся в рамках организационного момента в начале занятия или урока. Формы упражнений могут быть разнообразными: пантомимические загадки, игры, представления и задания.
· В начале занятия обязательно проводятся задания, упражнения или игры на 1-2 минуту на концентрацию внимания. Это позволяет в начале занятия сосредоточиться детям на рабочей нити, перекрыть также возбуждения перемены, успокоиться.
· Далее на основной части занятия преследуются следующие задачи:
- развитие воображения, нестандартных ассоциативных представлений;
- задействование творческих резервов;
- обучение классическим методам запоминания, поощрение разработки собственных методов;
- увеличение скорости запоминания, деятельность хранения, качества и детальности воспроизведения;
- развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм усвоения и запоминания материала.
Составляя систему упражнений, экспериментатор варьирует их в следующем диапазоне:
- упражнения на концентрацию внимания;
- упражнения на координацию работы левого и правого полушарий;
- упражнения на воображение и акцентированные ощущения;
- упражнения на развитие образной памяти;
- упражнения на развитие тактильных ощущений;
- упражнения на пространственное мышление;
- упражнения на развитие сенсорных ощущений.
Форма работы может быть групповой, индивидуальной, в парах.
Ориентиром на время и объем проведения упражнений и игр служат:
- состояние активности работоспособности испытуемых;
- уровень развития у испытуемых образной памяти.
В структуру занятий в обязательном порядке входит минута физических упражнений, которые будут соответствовать целям и задачам занятия. Ориентиром на проведение физ-минутки служит состояние утомления, снижение активности испытуемых.
Заключительная часть занятия направлена на закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. Специальные техники здесь не нужны.
Выявление уровня развития образной памяти у младших школьников после проведения коррекционных занятий.
1 срез.
Результаты обследования экспериментальной группы А. Срез №1.
И.Ф.
|
Методика №1
«запомни рисунки»
|
Методика №2
«Запомни предложе-ния»
|
Методика №3
«Запом-ни цифры»
|
Методика №4
«Матри-цы Равена»
|
Методика №5
«Рисунок»
|
Средний показатель уровня развития образной памяти, баллы
|
|
1. Аня В.
|
4
|
44%
|
2
|
22%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
3
|
|
2. Влад И.
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
6
|
66%
|
3,6
|
|
3. Костя С.
|
3
|
33%
|
4
|
44%
|
2
|
22%
|
2
|
22%
|
4
|
44%
|
3
|
|
4. Вика Ю.
|
2
|
22%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
2
|
22%
|
3
|
33%
|
2,6
|
|
5. Галя Ш.
|
3
|
33%
|
2
|
22%
|
2
|
22%
|
2
|
22%
|
4
|
44%
|
2,6
|
|
|
Формула для выведения среднего показателя взята из учебника НежноваВ.
1.
2.
3.
4.
5.
Вывод: Каждый участник экспериментальной группы по результатам обследования имеет очень низкий уровень развития образной памяти.
Результаты обследования контрольной группы В (класс 2б шк. №24). Срез №1.
И.Ф.
|
Методика №1
«запомни рисунки»
|
Методика №2
«Запомни предложе-ния»
|
Методика №3
«Запом-ни цифры»
|
Методика №4
«Матри-цы Равена»
|
Методика №5
«Рисунок»
|
Средний показатель уровня развития образной памяти, баллы
|
|
1. Денис К.
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
4
|
44%
|
3,2
|
|
2. Елена Л.
|
2
|
22%
|
2
|
20%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
6
|
66%
|
3,2
|
|
3. Миша И.
|
3
|
33%
|
4
|
40%
|
2
|
22%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
3
|
|
4. Саша Ш.
|
3
|
33%
|
3
|
30%
|
2
|
22%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
2,8
|
|
5. Алена М.
|
2
|
22%
|
2
|
20%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
4
|
44%
|
2,8
|
|
|
1.
2.
3.
4.
5.
Вывод: Каждый участник контрольной группы имеет в результате обследования очень низкий показатель развития образной памяти.
После проведения ряда коррекционных занятий (6 занятий) был проведен второй текущий контрольный срез, для выявления динамики развития образной памяти у испытуемых.
Результаты среза №2 у экспериментальной группы.
И.Ф.
|
Методика №1
«запомни рисунки»
|
Методика №2
«Запомни предложе-ния»
|
Методика №3
«Запом-ни цифры»
|
Методика №4
«Матри-цы Равена»
|
Методика №5
«Рисунок»
|
Средний показатель уровня развития образной памяти, баллы
|
|
1. Аня В.
|
5
|
55%
|
4
|
44%
|
5
|
55%
|
4
|
44%
|
5
|
55%
|
4,6
|
|
2. Влад И.
|
6
|
66%
|
7
|
77%
|
4
|
44%
|
4
|
44%
|
6
|
66%
|
6,2
|
|
3. Костя С.
|
5
|
55%
|
5
|
55%
|
4
|
44%
|
3
|
33%
|
4
|
44%
|
4,2
|
|
4. Вика Ю.
|
4
|
44%
|
4
|
44%
|
4
|
44%
|
3
|
33%
|
4
|
44%
|
3,8
|
|
5. Галя Ш.
|
6
|
66%
|
3
|
33%
|
4
|
44%
|
4
|
44%
|
4
|
44%
|
4,2
|
|
|
Вывод:
Контрольный срез контроля динамики развития образной памяти после проведения 6 занятий дал результат, что у участников эксперимента в ходе реализации коррекционной программы повысился уровень развития образной памяти в 4-х случаях с «очень низкого» до «низкого» параметра.
Результаты среза №2 у контрольной группы.
И.Ф.
|
Методика №1
«запомни рисунки»
|
Методика №2
«Запомни предложе-ния»
|
Методика №3
«Запом-ни цифры»
|
Методика №4
«Матри-цы Равена»
|
Методика №5
«Рисунок»
|
Средний показатель уровня развития образной памяти, баллы
|
|
1. Денис К.
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
4
|
44%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
3,2
|
|
2. Елена Л.
|
3
|
33%
|
2
|
22%
|
2
|
22%
|
3
|
33%
|
6
|
66%
|
3,2
|
|
3. Миша И.
|
3
|
33%
|
4
|
44%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
3,2
|
|
4. Саша Ш.
|
3
|
33%
|
2
|
22%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
2,8
|
|
5. Алена М.
|
3
|
33%
|
2
|
22%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
4
|
44%
|
3
|
|
|
Вывод:
Показатели среза №1 и среза №2 у контрольной группы практически остались одинаковыми, без изменений.
После проведения ряда занятий спустя 2 недели был проведен контрольный срез на выявление эффективности воздействия коррекционной программы на уровень развития образной памяти у испытуемых экспериментальной группы. Для этого использовались те же самые тесты, которые диагностировали уровень развития образной памяти на первом срезе (Приложение №1).
Тестирование контрольной группы проводилось по той же схеме.
Результаты контрольного занятия группы А (класс 2а шк. №24).
Срез №3.
И.Ф.
|
Методика №1
«запомни рисунки»
|
Методика №2
«Запомни предложе-ния»
|
Методика №3
«Запом-ни цифры»
|
Методика №4
«Матри-цы Равена»
|
Методика №5
«Рисунок»
|
Средний показатель уровня развития образной памяти, баллы
|
|
1. Аня В.
|
6
|
66%
|
6
|
66%
|
6
|
66%
|
5
|
55%
|
6
|
66%
|
5,8
|
|
2. Влад И.
|
7
|
77%
|
7
|
77%
|
5
|
55%
|
6
|
66%
|
6
|
66%
|
6,2
|
|
3. Костя С.
|
6
|
66%
|
7
|
77%
|
5
|
55%
|
4
|
44%
|
6
|
66%
|
5,6
|
|
4. Вика Ю.
|
6
|
66%
|
6
|
66%
|
6
|
66%
|
5
|
55%
|
5
|
55%
|
5,6
|
|
5. Галя Ш.
|
7
|
77%
|
5
|
55%
|
6
|
66%
|
5
|
55%
|
6
|
66%
|
5,8
|
|
|
Результаты среза №3 в контрольной группе.
И.Ф.
|
Методика №1
«запомни рисунки»
|
Методика №2
«Запомни предложе-ния»
|
Методика №3
«Запом-ни цифры»
|
Методика №4
«Матри-цы Равена»
|
Методика №5
«Рисунок»
|
Средний показатель уровня развития образной памяти, баллы
|
|
1. Денис К.
|
4
|
44%
|
2
|
22%
|
4
|
44%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
3,2
|
|
2. Елена Л.
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
2
|
22%
|
5
|
55%
|
3,2
|
|
3. Миша И.
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
3
|
|
4. Саша Ш.
|
2
|
22%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
2
|
22%
|
3
|
33%
|
2,6
|
|
5. Алена М.
|
4
|
44%
|
3
|
33%
|
2
|
22%
|
3
|
33%
|
3
|
33%
|
3
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|